А притом Господь наш Иисус Христос обещался быть с нами во все дни до скончания века; и Духа Святого дарует верующим в Него и уповающим на Него, да пребудет с ними и в них во век; телом и кровию Своею питает их; псалмами и всякими духовными гимнами в церковных собраниях утешает их, и прогоняет всякую мрачность уныния. Но всего, что Он для нас соделал и делает, мы не можем и вместить в помышления: однако можем при помощи Его столько уразуметь превышающую разум любовь Его, чтобы стыдиться маловерия, утопающего в волнах печали, а ко Господу Иисусу, не простирающего руки; дабы и нас, простерши высокую мышцу Свою, спас, как Петра. Думаю сотворить с вами общение хлебом-солью, дарованного нам в священном Писании, слова Божия; но внимание мое уже довольствуется и сими изречениями: невозможное для человека, возможно для Бога; Бог хощет, чтобы все люди спаслись, и достигли познания истины ( Мф. 19:26 ), ( 1Тим. 2:4 ). Пилат сказал Иисусу Христу: «Что есть истина?» А Иисус Христос за несколько часов пред тем сказал ученикам Своим: «Я есмь путь, и истина, и жизнь» ( Ин. 14:6 ). Но Пилат не надеялся найти путь к истине и самую истину во Иисусе и потому, сказав сие, не стал ждать ответа Его, но вышел к иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем. И несмотря на собственное свое свидетельство о невиновности Иисуса, он вскоре потом предал Его им на распятие ( Ин. 18:38 ), ( Ин. 19:16 ). Не лучше же познают и почитают Иисуса Христа и те, которые видят в Нем только что человека, хотя и непорочного, пресвятого, премудрого и совершенного, а не веруют в Него, как в Бога истинного, явившегося во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Но и мы, верующие, что Христос есть Бог и человек, если, для соединения с Богом, не вступаем в тот путь к Отцу, который открыл нам в Себе Иисус Христос, и не шествуем по сему пути, как бы обеими ногами, прямо ( Евр. 12:13 ), покаянием и сердечною верою во Евангелие ( Мк. 1:15 ), то не достигнем познания истины, к которой сей путь ведет, и будем оставаться во лжи, во грехе, во тьме, и не имея в себе вечной жизни, которая есть Иисус Христос ( 1Ин. 5:20 ), будем мертвы для всего, что принадлежит сей жизни, и чем она объявляет себя и прославляется в живущих ею, словом, будем пребывать в смерти. И как это не то состояние, в котором надлежало нам быть по назначению нашему, по воле Бога, сотворившего нас по образу Своему; то доколе мы будем оставаться в этом неестественном состоянии, дотоле будем в злострадании и мучении. Но вот, взывает, непрестанно взывает глас милосердия Божия: встань, спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос ( Еф. 5:14 ). Слово Божие живо и действенно, и животворно ( Евр. 4:12 ). Невозможное для человека, возможно для Бога. Так! Восстанут мертвецы Твои; безжизненные трупы воскреснут. Светоносная роса, которая от Тебя сходит, кропление Крови Твоей ( Евр. 12:24 ), ( 1Пет. 1:2 ), будет им в исцеление ( Ис. 26:19 ). – Арх. Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Святые Апостолы так и учили, что Сам Господь основал Церковь Свою, что Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11–12 ); поэтому Иисуса Христа они называли краеугольным камнем Церкви ( Еф.2:19–20 ) – себя же самих только служителями и строителями таин Божиих ( 1Кор.4:1 ), которые во всем соблюдали повеления Господни, а, следовательно, и в устроении Церкви Божией. «Для того я и оставил тебя в Крите, писал ап. Павел Титу, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем годам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим.6–22 ), писал тот же Апостол епископу Тимофею. Очевидно, что священные руководители общества избирались и поставлялись не обществом верующих, а самоличной властью Апостолов, как строителей таин Божиих, каковую власть они получили от Бога и Христа Его и передавали ее своими преемникам – епископам. Так строилась Церковь Бога живого, столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ) – Церковь, которая и доныне со всеми апостольскими установлениями и заветами пребывает в Греко-восточной и Русской Православной Церкви. Свои отношения к Церкви, или Свой союз с Церковью, Божественный Основатель ее Господь наш Иисус Христос изображал то под видом отношения Пастыря к стаду ( Ин.10:14 ), то под видом связи виноградной Лозы с ветвями ( Ин.15:1–5 ), то под видом Жениха и Невесты ( Лк.5:33–35 ; Мф.25:1–13 ). Апостолы же, имея в виду единение верующих с Христом в таинстве св. Причащения, изображали отношение Господа Христа к верующим так, как в живом организме, или теле, глава относится к остальным членам тела. Такими образом, Церковь есть тело Господа, а Он есть Глава Ее. Так ап. Павел и учит, что Бог поставил Господа Иисуса Христа выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф.1:22–23 ). Глава есть Христос, из Которого все, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно-скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя и любви ( Еф.4:15–16 ). Христос – глава Церкви и Он есть Спаситель тела ( Еф.5:23 ). Как невидимая, истинная глава Церкви, Господь Иисус Христос держит кормило правления Церкви и, оживляя ее спасительною благодатью Св. Духа, соединяет всех членов Церкви союзом любви, веры и надежды. Это оживление тела Церкви, и происходит в таинстве Св. Причащения. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ): говорит Господь. «Один хлеб, и мы многие одно тело: ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит ап. Павел ( 1Кор.10:16–17 ). Итак, в Св. Причащении все мы становимся одно со Христом, одним телом с Ним, а Он – нашей Главой. И уже «не я живу, говорит Апостол, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

( 1Пар. 29:1112 ). «Тебе, Господи, величество, и сила, и слава, и одоление, и исповедание, и крепость, яко Ты всеми, иже на небеси и на земли, владычествуеши: от лица Твоего трепещет всяк царь, и язык: и Тебе, Господи, царство, и великолепие во всех и во всяком начале. от Тебе богатство и слава. Ты над всеми начальствуеши, Господи, начало всякаго начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся.» ( Дан. 2:21 ). «Той пременяет времена и лета, поставляет цари и преставляет, даяй премудрость мудрым, и разум ведущим смышление.» ( 1Тим. 1:17 ). «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков.» ( Откр. 17:14 ). «Господь господем есть, и Царь царем.» Слич. ( Мф. 11:25 ). ( 1Тим. 6:15 ). 2) Всё в мире повинуется Божиим определениям. ( Быт. 8:22 ). «Во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут.» ( Пс. 148:68 ). «Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. Хвалите Господа от земли: змиеве и вся бездны, огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его.» 3) Что в мире ни происходит, добро или зло, счастье или несчастие, – всё происходит по воле, или попущению Божию. ( Пс. 45:910 ). «Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие.» ( Притч. 21:31 ). «Конь уготовляется на день брани: от Господа же помощь.» ( Иер. 11:11 ). «Сия глаголет Господь: Аз наведу на них злая, от нихже изыти не возмогут: и возопиют ко Мне, и не услышу их.» ( Ам. 3:6 ). «Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори?» Слч. ( Дан. 4:3132 ). ( Пс. 136:12 ). 4) Всё в мире состоит под непосредственным управлением Божиим: ибо Он носит всяческая глаголом силы Своея ( Евр. 1:3 ), и о Нем живем и движемся и есмы ( Деян. 17:28 ). Слч. ( Ис. 45:67 ). 5) Бог управляет в мире великим и малым: велит восходить солнцу над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ); даёт дождь ранний и поздний ( Иер. 5:24 ) и времена плодотворные ( Деян. 14:17 ), и великолепно украшает даже полевые цветы ( Мф. 6:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Бога Сына: Ин. 1:14 . «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» Ин. 1:18 . «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.» Бога Духа Святого: Лк. 3:22 . «И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Из приведенного выше видно, что люди Нового Завета удостоились возможного для человека лицезрения Божества, что подтверждается: 1Тим. 3:9 . «В Нем обитает вся полнота Божества телесно.» Кол. 2:16 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.» После искупительной жертвы Господа Христа и благочестивые люди получили полное оправдание и освящение: 1Кор. 6:11 . «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.» Посему-то в Новом Завете явилась полная возможность делать истинные изображения истинного Бога и Господа нашего и окружающих Его сонмами св. ангелов и св.человеков. б) Различие между кумиром, или идолом, и священным изображением Идол есть ложь ( Иер. 51:17 ), язычники, не видя Бога, не зная лица Его ( Втор. 4:15–16 ), тем не менее думали изобразить Его в своих истуканах, например Ваала, Астарты, Хамоса, Молоха ( 3Цар. 11:5–7 ), Зевса, Эрмия, Артемиды ( Деян. 14:12–27 ), и даже изображали Бога в виде крокодила, змей, коршуна, быка и т. п. Все это ложь. Но вот истинный Бог явился во плоти ( 1Тим. 3:16 ). Единородный Сын Его родился от Духа Святого и Марии Девы и открыл нам Отца ( Ин. 1:18; 14:9 ). После этого явилась возможность изобразить Бога во плоти. Нам дорог лик Спасителя нашего, мы желаем наслаждаться лицезрением Его Божественного лица и совершенного Им дела искупления, как через Слово Божие, так и через священные изображения, которые так же, как и раскрытая Библия , понятны и для малого, и для неграмотного. Ведь желаем же мы иметь, бережем и чтим портреты близких нам людей, так почему же не должны чтить и благоговеть перед изображением Спасителя нашего. Его ближайших слуг и друзей?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

У Коринфян было много грешников: были постоянно ведущие тяжбы со своими братьями, были обижающие и отнимающие чужое добро ( 1Кор. 6:1–8 ), были даже неверующие в воскресение мертвых ( 1Кор. 15:12 ); однако Апостол не отлучил всех их от Церкви, а отлучил одного лишь кровосмесника. 5) Сектант: Мы отлучились от Церкви, наконец, потому, что в ней учение не евангельское, напр., об иконах, о кресте и о крестном знамении и о другом. Объяснения православного: Так говорят последователи всех сект, сколько их ни есть и как ни враждебны они друг другу, ибо, сбившись с пути истины, они не хотят ближе узнать веру Православную и нарочито закрывают глаза пред светом учения той Церкви, которая, будучи Христовой, никогда не может погрешить в вере, ибо, говорит св. Апостол: « Церковь Бога живого – столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). Церковь всегда помнила и руководствовалась словами св. Апостола: «Если бы мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» ( Гал. 1:8–9 ). Итак, все доводы сектантов, желающих оправдать свое отделение от Церкви, не имеют никакого основания, и тяжкий их грех отпадения от нее остается на них во всей своей силе и со всеми своими последствиями. Вопросы и ответы православного 1) Откуда видно, что в Церкви Христовой наряду с праведными всегда были и будут и грешники? Из многих мест Св. Писания. а) Церковь Христова называется «домом Божиим» ( 1Тим. 3:15 ). «А в большом доме, говорит ап. Павел, есть сосуды не только золотые и серебряные, а и деревянные и глиняные; и одни в почетном, a другие в низком употреблении» ( 2Тим. 2:20 ). б) Церковь Христа называется и «Телом Его» ( Еф. 1:22–23 . Кол. 1; 18 ). «Тело же не из одного члена, но из многих... и члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее; и которые кажутся нам менее благородными в теле о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение: дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» ( 1Кор. 12:14–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Это те, которые «насаждены в доме Господнем, и во дворах Бога нашего процветут» ( Пс.91:14 ). Это приметы и доказательства истинных христиан – в том, что они делают правду, по учению апостола: «Знайте, что всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Ин.2:29 ), – как и ложных христиан доказательство в том, что они не делают правды: «Всякий, не делающий правды, не есть от Бога» ( 1Ин. 3:10 ). Рассудив об этих приметах истинных христиан, осмотримся, христианин, находимся ли мы среди них, и постараемся принести плоды достойные покаяния, да не услышим от Господа в день Его: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды» ( Лк.13:27 ). Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» ( Флп.4:8 ). § 392. Христианам должно горних, то есть небесных и вечных, благ искать с усердием, а не временных и мирских, по учению апостола: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол.3:1–2 ). 1) Поскольку христиане воскресли духовно, и вновь возродились, и из плотских сделались духовными, то и искать должны не плотского и мирского, но духовного и небесного. 2) Требует того от них вера их, которая очищает сердце от мирских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий духовный, и учит нас духовного искать, если ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце наше. 3) Христиане в мире этом – пришельцы и странники ( Пс.38:13, 118:19 ; Евр.11:13 ). Поэтому не должны примешиваться сынам века сего, которых «бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» ( Флп.3:19 ). 4) Христиане позваны в жизнь вечную ( 1Тим.6:12 ), которая одна только и нужна; и это есть «благая часть, которая не отнимется» у нас ( Лк.10:42 ). Итак, ее одну избирать и искать со всяким прилежанием должно. 5) «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти», и прочее ( 1Тим.6:7–9 и след.). Посему не должно нам сокровищ скрывать на земле, но – на небе ( Мф.6:19–20 ). 6) Жилище христиан – на небесах, по учению апостола ( Флп.3:20 ). Посему, если и притекает к нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца ( Пс.61:11 ), но через руки нищих туда предпосылать, где сокровище наше, «ибо где сокровище наше там будет и сердце наше» (ср. Мф.6:21 ). (Смотри еще главу о презрении мира в первой книге). § 393. Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

    «Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников, — говорит апостол. — Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:26—31).    Читал, сколько раз читал я эти предостерегающие слова!    Читал, понимал — а что делал?     «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1Тим.1:15), — говорит богомудрый Павел. Ведь ему даже грех хулы и гонения был прощен — но только потому, что совершал он его по неведению и в неверии (1Тим.1:12—14)..    Я же — и понимаю, и ведаю, и верую Божией милостью, но — где дела мои праведные? Почему так слаба моя воля?    Я знаю, что человек создан Богом как венец творения для участия в Божественной жизни. Я знаю, что к этому участию он никоим образом не принуждается, но приглашается, потому что, как образ и подобие Божие, он несет на себе печать одной из сущностных черт Божества — абсолютную свободу, включающую в себя свободу воли.    Воля «всему предшествует», она делает человека самовластным и истинно свободным, предоставляя ему — в качестве дара Божия — «неограниченную свободу» в принятии решений, в том числе — решений самых принципиальных с сотериологических позиций. Ведь спасение — не есть принуждение или нечто сходное с роком, с языческой αναγκη; «Природа делает возможным спасение, но требуется уже и произволение». «Все творение должно само суметь достигнуть добродетели. Мы спасаем сами себя своими усилиями. И такова природа души — двигать самое себя».    «Благо есть предмет свободного выбора», который не просто дополняет, но представляет собой, в определенной степени, явление, однопорядковое действию Божественного милосердия в деле спасения человека, — на основании сделанного свободного выбора будет судиться душа во втором Пришествии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И здесь мы видим попечительность Божию, по которой так называемое неравенство есть причина житейских удобств и основание благоустроенного общежития» (извлеч. с опущ. некот. мест из твор. блаж. Феодорита). 10. Изречения слова Божия о довольстве своим состоянием – Благочестие с довольством великое приобретение: «Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» ( Притч. 15:16 ). «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» ( 1Тим. 6:6 ). Верующие должны быть довольными: а) во всяком своем состоянии: – " В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» ( 1Кор. 7:24 ). – «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, быть в сытости  и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке», – говорит св. ап. Павел ( Флп. 4:12 ). – «Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» ( Еккл. 7:10 ). б) тем, чем они владеют: – «Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» ( Притч. 16:8 ). – «Я научился быть довольным тем, что у меня есть», – говорит св. ап. Павел ( Флп. 4:11 ). в) своими доходами: – «Спрашивали Иоанна (Крестителя)... воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте... и довольствуйтесь своим жалованьем» ( Лк. 3:14 ). г) пищею и одеждою: – «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем», – учит св. ап. Павел. ( 1Тим. 6:8 ). – Лучше умеренное состояние с миром и любовию, чем изобильное с немирством и враждой: «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с... томлением духа» ( Еккл. 4:6 ). – «Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» ( Притч. 15:17 ). – «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» ( Притч. 17:1 ); – «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч. 30:8, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Говоря о Таинстве Покаяния, Апостолы указывают на необходимость и важность его. Если говорим, пишет апостол Иоанн, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:8–9 ). Ими указан до некоторой степени и самый способ совершения покаяния. Мы – посланники от имени Христова, говорит апостол Павел, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом ( 2Кор.5:20 ). В некоторых случаях, как например, при отпадении от веры в Сына Божия, запрещается обновлять покаянием ( Евр.6:4–6 ). Есть довольно подробные указания и на таинства не обязательные. Брачный союз мужа и жены носит в себе, по учению апостола Павла, образ союза Христа с Своею Церковию и составляет великую тайну ( Еф.5:32 ). В его основе должна лежать, по тому же учению, любовь, проявляющаяся в жене чрез повиновение мужу, а в муже – чрез заботливость о жене ( Еф.5 ). Что касается Таинства Елеосвящения, то самое подробное о нем учение находится в послании апостола Иакова. Болен ли кто из вас, говорит он, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Особенно много сделано Апостолами для внешнего благоустройства церкви. Хотя в письменных источниках и приводятся только некоторые из их постановлений, тем не менее и из них видно, как много сделано было Апостолами для внешнего благоустройства. Они не только установили общественные для молитвы собрания, но и регулировали порядок их. Они запретили женщине учить ( 1Тим.2:12 ). Они установили, чтобы в числе молитв были и просительные и благодарные, а во главе всех – молитвы за царя и за начальствующих ( 1Тим.2:1–2 ). Главным временем общественной молитвы назначена ими была едина от Суббот или день воскресный ( Деян.20:7 . 1Кор.16:2 ). Они отмечают этот день, как день преломления хлеба или совершения Таинства Евхаристии ( Деян.20:7 ) и как день особенного благотворения ( 1Кор.16:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

«Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников, – говорит апостол. – Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью , то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» ( Евр.10:26–31 ). Читал, сколько раз читал я эти предостерегающие слова! Читал, понимал – а что делал? «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» ( 1Тим.1:15 ), – говорит богомудрый Павел. Ведь ему даже грех хулы и гонения был прощен – но только потому, что совершал он его по неведению и в неверии 176 ( 1Тим.1:12–14 ).. Я же – и понимаю, и ведаю, и верую Божией милостью, но – где дела мои праведные? Почему так слаба моя воля? Я знаю, что человек создан Богом как венец творения для участия в Божественной жизни. Я знаю, что к этому участию он никоим образом не принуждается, но приглашается, потому что, как образ и подобие Божие, он несет на себе печать одной из сущностных черт Божества – абсолютную свободу 177 , включающую в себя свободу воли. Воля «всему предшествует» 178 , она делает человека самовластным и истинно свободным 179 , предоставляя ему – в качестве дара Божия – «неограниченную свободу» в принятии решений 180 , в том числе – решений самых принципиальных с сотериологических позиций 181 . Ведь спасение – не есть принуждение или нечто сходное с роком, с языческой νγκη 182 ; «Природа делает возможным спасение, но требуется уже и произволение» 183 . «Все творение должно само суметь достигнуть добродетели. Мы спасаем сами себя своими усилиями. И такова природа души – двигать самое себя» 184 . «Благо есть предмет свободного выбора» 185 , который не просто дополняет, но представляет собой, в определенной степени, явление, однопорядковое действию Божественного милосердия в деле спасения человека 186 , – на основании сделанного свободного выбора будет судиться душа во втором Пришествии 187 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010