Десятый член. Святое Причащение. На Тайной Вечери Господь Сам сказал о благословленных Им хлебе и вине: приимите, ядите: сие есть Тело Мое... сия есть Кровь Моя... сие творите в Мое воспоминание ( Мф.26:2628 ; Лк.22:1920 ; 1Кор.11:2329; 10:16 ). Кроме того, Господь сказал: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Посему у нас, по заповеди Господней, на Божественной литургии совершается Таинство святого Причащения, и мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Тело и Кровь Господню. Покаяние. Господь дал апостолам власть связывать и отпускать грехи кающимся людям ( Мф.18:18 ; Ин. 20:2223 ); от святых апостолов сия власть перешла к тем людям, кого они вместо себя поставили, то есть к истинным пастырям Церкви ( Деян.20:28 ). Священство. Истинные пастыри Церкви суть те, которые вошли во двор овчий дверью ( Ин.10:15 ), которые имеют на себе перешедшее от апостолов истинное рукоположение ( 1Тим.4:14 ), то есть те, которые законными епископами законно поставлены. Посему все самозваные пресвитеры, какие есть у отступников и противников Церкви, суть тати или волки. Первая заповедь Десятословия. Истинный почитатель святых угодников Божиих всегда памятует, что святые угодники получили свою благодатную силу и власть от Господа Бога, к Которому они близки ( Евр.12:2223 ). Посему, почитая святых, мы в них почитаем Самого Господа, и такое почитание вполне согласуется с первой заповедью. Посему воистину почитаются святые пророки ( 4Цар.2:15 ), Матерь Божия ( Лк.1:48 ), все святые праведники ( Притч.10:7 ). Память о святых для нас дорога и сохраняется в их житиях ( Сир.44:114 ; Пс.77:37 ). Вторая заповедь. Идолы, или кумиры, были и имеются у языческих народов, которые не знают Бога истинного. Идолы, или кумиры, суть не действительные, но вымышленные, ложные боги и вещественные изображения ложных богов ( 1Кор.8:4 ; Гал.4:8 ); их язычники почитали вместо Бога истинного. Эти ложные боги и их изображения большей частью были подобны разным тварям, находящимся на земле внизу или выше земли, например: Ваал, Астарта, Вил.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Из главенствующей в сатанинских глубинах ада нечистой троицы, именно второй – диавол действует на земле и среди людей, пока прикровенно – в змие, Каине, иудеях ( Ин.8:14 ), Иуде Предателе ( Ин.6:70 и 13:2), в искусителе Христа ( Мф.4:1 сл. парал. Лк.) в пустыне и при страданиях ( Лк.4:13 ), Елиме волхве ( Деян.13:10 ), в распространении и усилении зла среди людей ( Мф.13:39 парал. Евр.2:14 , – 1Пет.5:8 др. мн.), в своих исчадиях ( 1Ин.3:8:10 ), антихристах ( 1Ин.2:18–24 , – 4:3, – 2Ин.7 ). Так дотоле, пока посеянные диаволом и растущие в хлебе (пшенице) плевелы вместе с ним не созреют «до жатвы» ( Мф.13:24–30, 36–43 ). Как первое пришествие Христа было, когда грех стал крайне грешен, а благодать стала преизбыточествовать, так и второе явление Спасителя в пришествие антихриста ожидают окончательной зрелости добра и зла, для последней и решительной борьбы их между собою. И как «явление Христа Бог откроет в свое время» ( 1Тим.6:14–15 ср. Деян.1:6–7 ), так и антихриста ждет «его время», когда, наконец, «сатанинскае глубины ада» и сам «сатана» престанут держать его у себя, и он явится творить свое диавольское дело открыто и самолично (ср. Откр.20:7–10 ). «И тогда откроется человек беззакония (греха, – беззаконник), коего присутствие (пришествие) будет no действию сатаны в проч. Человек беззакония: в противоположность Богочеловеку – сатаночеловек. По мнению некоторых, он также родится и также от девы, но не Пресвятой и Безневестной, а от Блудницы (даже 12 дев-блудниц!), притом блудной в развратной не по слабости, а по принципу, по отрицанию брака и возведению разврата в догму (хлысты, скопцы др.). Так получается полная и открытая противоположность антихриста Христу. И если «антихрист во всем хочет уподобиться Сыну Божию», (Ипполит) и «мирообольститель явится как Сын Божий и сотворит знамения и чудеса» (Учение 12 апост. XVI. 4), то это уподобление должно понимать как противоподобие жизни, учению и делам Христа. «И тогда (в «свое время», когда «(со)держащее» – сатанинские глубины ада, и («содержащий» – сам Сатана, «будет от среды» отстранены, перестанут (со)держать у себя антихриста) откроется беззаконник (человек беззакония или греха, – возводящий грех и беззаконие в догму), коего Господь Иисус уничтожит (так что «был и нет и в погибель отойдет...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Посему у нас, по заповеди Господней, на Божественной Литургии совершается таинство св. причащения, и мы под видом хлеба и вина принимаем в себя Тело и Кровь Господню. Покаяние. Господь апостолам дал власть связывать и отпускать грехи кающимся людям ( Мф.18:18 ; Ин.20:22–23 ): от святых апостолов сия власть перешла к тем людям, кого он вместо себя поставил, т.е. к пастырям Церкви ( Деян.20:28 ). Священство. Истинные пастыри Церкви суть те, которые вошли во двор овчий дверью ( Ин.10:1–5 ), которые имеют на себе перешедшее от апостолов истинное рукоположение ( 1Тим.4:14 ), т.е. те, которые законными епископами законно поставлены. Посему все самозваные пресвитеры, какие есть у отступников и противников Церкви, суть тати или волки. Первая эаповедь десятословия. Истинный почитатель святых угодников Божиих всегда памятует, что св. угодники получили свою благодатную силу и власть от Господа Бога, к Которому они близки ( Евр.12:22, 23 .). Посему, почитая святых, мы в их почитаем Самого Господа, и такое почитание вполне согласуется с первою заповедью. Посему воистину почитаются св. пророки ( 4Цар.2:15 ), Матерь Божия ( Лк.1:48 ), все св. праведники ( Прит.10:7 ). Память о святых для нас дорога и сохраняется в их «житиях» ( Пс.77:3–7 ). Вторая заповедь. Идолы или кумиры были у языческих народов. Идолы или кумиры суть не действительные, но вымышленные ложные боги и вещественныт изображения ложных богов ( 1Кор.8:4 ; Гал.4:8 ); их язычники почитали вместо Бога истинного. Эти ложные боги и их изображения большею частью были подобны разным тварям, находящимся на земле внизу, или выше земли, например, Ваал, Астарта, Вил; припомните историю пророка Илии и Даниила. Чествуя своих идолов, язычники служили бесам ( 1Кор.10:19, 20 ). – Христиане служат Богу истинному и чествуют изображения или св. иконы Бога истинного. На св. иконах имеются изображения св. лишь и событий не вымышленных, а действительных, как рассказывается о них в слове Божием. Таковы ветхозаветные изображения св. Херувимов; сказание о нерукотворенном образе Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ III Причина благочестия действующая есть Дух Святый, о чём и Павел говорит так: аще ли духом водими есте, несте под законом ( Гал.5:18 ). Как планеты от солнца, около которого обращаются, свет свой приемлют, так люди благочестивые сияют на тверди Церкви, весь свет от великого оного Солнца Бога заимствуют, на Которого они непрестанно взирают, когда о Нём думают, яко о присутствующем при них или когда приобщаются Ему, или когда в пути добродетели успевают. Таков был Давид, который присутствие Божие всегда с собою носил; предзрех, – говорит он, – Господа предо мною выну, яко одесную мене есть ( Пс.15:8 ). § IV Причины, возбуждающие благочестиво жить, суть: 1) Награждение в сей жизни. Сие утверждает Павел, когда говорит: телесное обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим.4:8 ). Бог благочестивым зиждет домы, и благословляет их ( Притч.14:11 ). Давид, описывая благоденствие благочестивого, так говорит: сильно на земли будет семя его, род правых благословится, слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века ( Пс.111:2–3 ). 2) Самое имя Христианина, которое мы приемлем от Христа, возбуждает благочестиво жить; посему-то Августин говорит: „христианин должен жить по-христиански» 99 . 3) Сего требует наш долг. Мы должны служить Богу в преподобии, яко Господу нашему Высочайшему и Всеблагому. Кесарь на пенязе ищет своего образа; чий образ сей и написание? ( Мф.22:20 ). To не поищет ли Бог в человеке Своего образа, состоящего в правоте воли, разума и прочих душевных дарах? Сей образ – буде сохраним мы невредим – великую награду получим. Нам сказано будет: радуйтеся, яко имена ваша написана суть на небесех ( Лк.10:20 ). В храме Соломоновом извнутрь был олтарь, на котором приносили в жертву фимиам, а извне – на котором приносимы были животные в жертву: так внутрь храма сердца христианского, должен быть фимиам искренней любви к Богу, извне – должна быть жертва нелицемерной любви к ближнему 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

4) Священство , или Рукоположение, – передача Церковью духовных сил для служения и совершения таинств ( Мф.10:40; 18:18 ; Лк.10:16 ; Ин.20:21–23 ; 2Кор.11:28–29 ). Обряд таинства – возложение рук ( 1Тим.4:14 ). С первых веков Церкви установлено три степени священства: епископ, священник, диакон. Первый совершает все семь таинств, второй – все, кроме Рукоположения; диакон лишь помогает при совершении таинств. Патриарх, митрополит, архиепископ – различные виды епископского служения. 5) Покаяние, или Исповедь, – примирение грепшика с Богом через исповедание и отпущение грехов ( Мф.18:18 ; Ин.20:23 ) (см. ниже). 6) Брак – таинство освящения супружеской любви и семейной жизни ( Быт.2:24 ; Мф.19:5–6 ). 7) Елеосвящение , или Соборование (таинство Елея) – совершается над больными ради исцеления их тела и души ( Мк.6:13 ; Иак.5:14–15 ). 2. Посещение храма Согласно библейской заповеди один день недели должен принадлежать Богу. В Ветхом Завете это была суббота ( Исх.20:8 ), в Новом таким днем стало воскресенье ( Откр.1:10 ). Если в этот день мы лишены Литургии, нужно смотреть на это, как на потерю. В воскресенье и в большие праздники следует избегать работы, которую можно отложить на другое время. Как держать себя в церкви? Храм – не только дом молитвы, но и место особого присутствия Христа. Входя в церковь и выходя из неё, мы осеняем себя крестным знамением. Мужчины находятся в храме с непокрытой головой, женщины – с покрытой. Однако для женщин это правило не носит характера строгой обязательности и в наши дни не всегда соблюдается (тем не менее им не следует пренебрегать, хотя бы для того, чтобы не вызвать смущения у людей строго традиционных). Войдя в храм, принято прикладываться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви. По желанию можно ставить свечи перед тем или иным образом: их покупают у входа в «свечном ящике». Это наша малая лепта, жертва Церкви. Во время службы в православных храмах стоят, но для больных и старых делается исключение. Стоять следует лицом к алтарю.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Смотрите, Смотрите, Штундисты, чтобы вам не быть богопротивниками ( Деян.5:89 ), чтобы вам от скверных уст, от нечистого сердца, от оскверненного языка, по действию сатаны, во всеуслышание извергающим на Духа Святого запечатанны печатью антихриста хулы, – смотрите, смотрите, чтобы вам не потерять прощения Божья в сем веке и будущем ( Мф.18:17 ; Ин.20:23 ; Мф.10:15 ). На диком дереве много колючек и шишек; но кто признает их за что-либо доброе, если они растут и на большом зеленеющем дереве? А хвалящийся всегда своими якобы добрыми делами, знаете ли, кому подобен! Подобен, по слову боговидца Пророка, тому, кто ест свой кал ( Иез.4:12 ). – Господи, помоги нам смиренным и грешным, якоже мытарю «яко бремя тяжкое отяготе на нас и яко беззакония наша превзыдоша главу нашу» ( Пс.37:5 ); а их, превозносящихся и высящихся больше всякого фарисея (возводят себя в саваофы и богородицы), вразуми и направи на путь истины! 5) Штундист. Хотя бы и хотел возвратиться в православие, так нельзя потому, что в православии все состоит на предании. Миссионер. Да, у нас все на предании. Отвергнете Свящ. Предание, должны будете отвергнуть и Свящ. Писание, которое велит чтить и держаться Свящ. Предания ( 2Фес.2:15 ), должны отвергнуть всех тех Апостолов, которые ничего не оставили в писании, а все (свое учение) в предании, должны отвергнуть и Самого Христа Спасителя нашего, Который не написал ни единого слова, а все Свое Божественное учение оставил в Предании, ибо все Евангелия и есть предание: Апостолы писали, что помнили из Его устного учения ( Лк.1:2 ); должны отвергнуть все те времена, в кои Господь руководил Свой богоизбранный народ без писания, а посредством предания, т.е., от Адама до Моисея и от пришествия Христова в мир до появления Евангелия в письмени. Но разумно ли это, а главное возможно ли в домостроительстве человеческого спасения? Восставать против предания значит восставать против Бога, так благоволившего управлять нами и благоустроять наше спасение; это значит крайне быть неверным Богу, ибо какие добрые дети станут возмущаться против словесных распоряжений Своего благого Отца, не признавая таковых за законные и необязательные, а почитая для себя таковыми только письменные; это значит крайне противоречит самим себе на каждом шагу: ведь и в жизни внешней, как и в духовной, штундисты руководятся преданиями и в последней даже больше преданием, чем Свящ. Писанием притом не Апостольским или Христовым, как мы, а чисто человеческими, от которых Евангелия нас предостерегают, а Пророк Иеремия угрожает проклятьем. Ибо что такое все толкования штундистов на Свящ. Писание -не предание ли их грешных лжепресвитеров, ложных законоучителей ( 1Тим.1:7 ), которых Апостолы именуют волками, зверями, псами, свиньями ( Флп.3:2 ); а Самого Христа слово зовет их ворами и разбойниками ( Ин.10:8 ). Смотрите, штундисты, в вере ли вы и как вы опасно ходите ( Еф.5:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

a. Прорастающего (славян.) - прим. ред. b. Колосья (славян.) - прим. ред. Комментарии 1. См., например: Монахиня Серафима (Булгакова). Разгон обители//Литературная учеба. 1991. С.127-128. 2. Новоселов имеет в виду Декларацию о лояльности митр. Сергия и его серьезные уступки государственному безбожию. 3. О ком здесь говорит Новоселов - установить не удалось. 4. Судьбы Церкви Божией на земле//Труды Киевской Духовной Академии. 1860, книга 1, паг.4. С.16-17. 5. Там же. С.20. 6. Ин.6:51. 7. Там же. С.17-18. 8. 1Тим.2:5. 9. " Стояние " по-славянски означает: " опора " . 10. Там же. С.19-20. 11. Там же. С.31. 12. У Щеголева: " Южных Европейских народов " . 13. Там же. С.31-34. 14. Там же. С.34. 15. В качестве примера такого государства Щеголев указывает на " земли Кавказские " , где " светильник Церкви Божией, возженный еще в первые времена... после не мог гореть во многих из них и затмился, между тем как судьбу этих народов Бог хранил и устроял так, что теперь возжигается там опять светильник веры Христовой и от сохранившегося света Церкви Грузинской, и от нового светильника Церкви Российской " (Там же. С.44). 16. Например, Русь в период татаро-монгольского ига. 17. Там же. С.39-46; ссылка Еф.5:11-13 (у Щеголева) ошибочна, возможно, подразумевалось: Еф.6:11-13. 18. Там же. С.52-53. С.46. 19. Там же, книга 1. С.53; книга 2, паг.2. С.3. 20. Мф.13:37-38. 21. Евр.9:15. 22. Там же, книга 1. С.53-54. 23. Там же, книга 1. С.57. 24. Там же, книга 1. С.62. 25. Там же, книга 1. С.60; Щеголев указывает, что эта мысль принадлежит блаж. Августину (Epist ad Hesychium. C.XII, п.48). 26. Там же, книга 1. С.60-62. 27. Мф.23:38; Лк.13:35. 28. Там же, книга 2. С.4. 29. Там же, книга 2. С.11-13. 30. Там же, книга 2. С.19. 31. Очевидная опечатка у Щеголева; по-видимому, имеется в виду Быт.1:26. 32. " Милость мира, жертву хваления " - литургийная формула (ответ хора на возглашение диакона: " Станем добре, станем со страхом, вонмем святое возношение в мире приносити " ), означающая, по объяснению Николая Кавасилы, что мы приносим " милосердие Тому, Кто сказал: милости хочу, а не жертвы (Мф.9:13). Милость же есть плод чистейшего и крепчайшего мира, когда душу не возбуждают никакие страсти, и когда ничто не мешает, чтобы она наполнилась милости и жертвою хваления " . Эта жертва со стороны Бога есть величайшее милосердие к нам и плод примирения с Богом, тогда как с нашей она является величанием всего домостроительства Божия " (Архим. Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, YMCA-PRESS,1947. С.210-211).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

После речи о вероучении молокан Донского толка, Захаров так говорит об учении их о властях: «Властям повинуемся не из страха наказания, но по совести ( Рим.13:5 ; Тит. 3:1 ); царя почитаем без лицемерия ( 1Пет.2:17 ) и ему должное воздаем безуклонно ( Лк.20:25 ). Как (цари) царствуют Богом и сильные пишут правду, Им вельможи величаются и властители держат землю ( Притч. 8:15 и 16), то мы никогда не были в отношении к этому других мыслей. Хотя и носим до сего времени имя молокан, но всегда почитали и почитаем ныне благополучие царствующего августейшего монарха (отца-освободителя, излившего и на нас, в числе прочих, отеческую свою милость) Александра Николаевича помазанником Божиим без лицемерия и обмана. А потому и службу, по воле Бога им установленную ( 1Цар.7:9 ), почитаем священною и по любви откровенной, не допущая сердцу нашему осуждать нас в этом, зная, что Бог больше сердца нашего и ведает все ( 1Ин.3:18 и 22). А по указанию св. апостола Павла в 1 послании к Тимофею ( 1Тим.2:1–3 ), за него молимся так: «спаси Господи и помилуй, по великой милости твоей и по множеству щедрот твоих, великого государя нашего императора Александра Николаевича... и весь августейший дом, правительствующий синклит, военаначальники, градоначальники и могущественное воинство; огради миром державу их и покори под ноги их всякого врага и супостата и даруй им благая и мирная в сердцах их, о святой твоей церкви и о всех людех твоих, дабы и нам под державою их милосердия проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и честности». А затем воспеваем многолетия... Странноприимство почитаем делом угодным Господу, в ожидании мзды, как написано у св. евангелиста Матфея ( Мф.25:35–36 ). Но находим их (?) не в людях беглых и дезертирах или других, самовольно оставивших свои места негодяях, а в истинных проповедниках ( Мф.10:5, 40–42 ),( Ин.13:20 ),( 3Ин.1:8 ) и им подобных людях, проезжих и прохожих ( Евр.13:1–2 ), по при всяком случае с строгою осмотрительностью в безвредности их, согласно с законами государства, и если бы из нас кто впал противу этого в преступление умышленно, почитаем нарушением закона и подвергаем виновного ответственности». Далее Захаров говорит, что молокане Донского толка желали бы, «чтобы им позволено было иметь молитвенный дом... и вместе с тем ввести себе присягу по обыкновенной форме и как написано у ( Евр.6:16 ), с тою только разницей, чтобы в присяжном листе писать: в заключение клятвы целую Бога Слова» ( Ин.1:1 ). Что касается других толков молоканства, Тамбовского и Владимирского, то, по словам Захарова, «они почти во всем вышеизложенном о вере, повиновении властям и семейном быте согласны " с Донским толком 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/k...

б) Иисус Христос, чему учил других, то в совершенной точности исполнял и Сам, так что Своим врагам мог говорить: «кто от вас обличает Мя о гресе» ( Ин.8:46 )? – и о Своей ревности к исполнению воли Божией свидетельствовал: «Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя, и совершу дело Его» ( Ин.4:34 ). Он был чужд всякого лицемерия и всякого греха, как учит Св. Апостол: «Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его: Иже укоряемь противу не укоряше, стражда не прещаше» ( 1Пет.2:22–23 ). Неоднократно указывал ученикам на дела Свои, как на образец для них: ( Ин.13:15 ) «образ дах вам, да, якоже Аз сотворих вам, и вы творите;» – ( Мф.11:29 ) «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Слч. 16:24; Ин.15:10 ). – Так смотрели на жизнь Иисуса Христа и Апостолы. Св. Иоанн говорит: «о сем познахом любовь, яко Он по нас душу Свою положи: и мы должни есмы по братии души полагати» ( 1Ин.3:16 ). Апостол Пётр учит: «на сие и звани бысте, зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» ( 1Пет.2:21 ). Апостол Павел пишет: «молю вас, подобни мне бывайте, якоже аз Христу» ( 1Кор.4:16 ). в) Особенно показывал ревность Свою Иисус Христос, твёрдо и неустрашимо всегда проповедуя Своё учение. Пророк Исаия от лица обетованного Спасителя предрекал: «положи уста Моя, яко меч остр, и положи Мя, яко стрелу избранну» ( Ис.49:2 ). «Положих лице Свое, аки твердый камень, и разумех, яко не постыждуся: зане приближается оправдавый Мя: кто пряйся со Мною? да сопротивостанет Мне купно. И кто судяйся со Мною? да приближится ко Мне. Се Господь поможет Ми ( Ис.50:7–9 ). Иисуса Христа таким изображает и Евангельская история. Он, хотя был кроток и смирен, но, когда нужно было, строго и неустрашимо изобличал заблуждения и пороки: видим, напр., как Он восставал против книжников и фарисеев лицемеров (Мф. гл. 23.); как Он ревновал по святости дома Божия, когда входил в него, и изгонял производивших во храме торг ( Ин.2:14–16 ), о чем было предсказано: «ревность дому Твоего снеде Мя» ( Пс.68:10 ). И самые враги Иисуса, искавшие погибели Его, свидетельствовали о истине, хотя и злонамеренно: «Учителю, вемы, яко истинен еси, и пути Божию во-истмнну учиши, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеком» ( Мф.22:16 ). Наконец Иисус Христос утвердил и запечатлел Своё Божественное учение смертью. Он свидетельствовал о истине пред первосвященниками и старейшинами Иудейскими ( Лк.22:69–70 ; Ин.18:20–21 ), и пред Пилатом говорил: «Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину» ( Ин.18:37 ). Поэтому Апостол Павел говорит: «завещаваю ти пред Богом оживляющим всяческая, и Христом Иисусом свидетельствовавшим при Понтийстем Пилате доброе исповедание» ( 1Тим.6:13 ); и в откровении Св. Иоанна Иисус Христос называется свидетелем верным и истинным ( Откр.1:5, 3:14 ). Чудотворения Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дальше я делал разбор хлыстовского учения о церковном браке, который они считают препятствием делу спасения человека. По этому вопросу я старался раскрыть мысль о благословении Божием брачной жизни еще в раю ( Быт.1:27–28, 2:18, 21, 23 ). Что Бог и после того благословлял брачную жизнь, об этом свидетельствует жизнь праведников Авраама, Моисея, Давида и др., живших в браке, имевших детей и сподоблявшихся особых милостей от Бога. Своё благословение к праведникам Бог выражал в умножении их потомства ( Пс.127:3 ). Ветхозаветные люди безчадие считали признаком многогрешности и просили Бога снять с них это поношение, как, например, родители судии Самсона ( Суд. 13 гл.), пророка Самуила ( 1Цар. 1 гл.) и Иоанна Предтечи ( Лк. 1 гл.). Христос Спаситель Своё благословение к брачной жизни выразил Своим посещением брачного торжества в Кане Галилейской, где совершил первое чудо ( Ин.2:1–11 ), то же благоволение Христа к брачной жизни можно усматривать и из притчи Христа о званных на брачную вечерю ( Мф.22:4–5 ). Христос назвал брак сочетанием от Бога ( Мф.19:6 ). Апостол Павел говорит, что Господь запретил жене разводиться с мужем ( 1Кор.7:10 ), говорит, что жена спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием ( 1Тим.2:15 ), называет брак честным ложем, нескверным ( Евр.13:4 ). Брак не препятствует известным достойным по вере и жизни лицам быть совершителями таинств. Примером тому служат апостолы, избранные Самим Христом для своего высокого служения ( Мф.8:14 ; Деян.21:8–9 ). Церковный историк Евсевий передает свидетельство Климента Александрийского о том, что апостолы Петр и Филипп рождали детей. Филипп выдал замуж дочерей. Апостол Павел имел жену, которую не водил за собою для удобства в исполнении своего апостольского служения (Церк. ист., кн. 4, гл. 30). Хлыстовский духовный брак есть дело богопротивное. Уподобление хлыстовских духовных жен Пресвятой Богородице есть тяжкий грех кощунства и богохульства ( Мф.1:18, 25 ). Духовницы, или духовные жены хлыстовские, суть блудницы, осужденные пророком Моисеем ( Исх.20:14 ), Христом Спасителем ( Мф.5:28 ) и апостолом Павлом ( 1Кор.6:9–10, 5:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010