Во время распятия и смерти Иисуса Христа воскресло великое множество умерших, которые, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф.27:53 ). В таинственном видении святого пророка Иезекииля показан образ будущего воскресения мертвых: Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей... говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь ( Иез.37:1,5–6 ). Итак, когда Господь придет во славе Своей, мертвые воскреснут. Раздастся страшный глас трубы архангельской, возвещающий всем Пришествие Господне ( 1Сол.4:16 ), мертвые услышат глас Сына Божия и оживут ( Ин.5:25 ). Действием всемогущества Божьего все тела умерших воскреснут, примут новый вид и соединятся с душами. Что касается тех людей, которых время всеобщего воскресения застанет в живых, то они не умрут и не воскреснут, а изменятся, то есть тела этих людей мгновенно получат новый вид, станут подобны телам воскресших людей. Новое тело будет отличаться от прежнего. Воскресшее тело будет духовно по своим качествам, не будет нуждаться в пище, воде, сне ( 1Кор.6:13 ). Оно станет легким, тонким, небесным ( 1Кор.15:48–49 ). Вместе с тем оно будет сильным и крепким, не подверженным ни утомлению, ни болезням, ни страданиям ( Откр.21:4 ). Обладая такими качествами, воскресшее тело будет нетленно и бессмертно, оно не будет подвержено ни изменению, ни разрушению, ни смерти ( 1Кор.15:42–44 ). Тела праведных преобразятся по образу воскресшего тела Христова, подобно ему будут славны и светоносны ( Флп.3:21 ). А тела грешных, напротив, хотя и станут нетленными, но не будут славными, они подвергнутся страданиям и невыносимым мукам. Тело грешника послужит к увеличению мучений души. «Все приемлют тело, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – сообразное собственным делам. Тела праведных воссияют светлее солнечного света, а тела грешников станут темными и полными зловония.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Все это и подало Апостолу повод написать Солунянам послание, чтобы преподать им должное ободрение, утешение, вразумление по поводу заблуждений и пороков, а вместе с тем оправдать свое достоинство от несправедливых нареканий вражиих и вообще не прекращать своего необходимого руководственного воздействия на них. Послание было написано в присутствии Силуана и Тимофея и как-бы вместе и от лица их ( 1Сол. 1:1 . Ср. 5:25), около 53 г., из Коринфа, куда пришли к нему из Македонии Тимофей и Силуан, который после того уже не был при Павле ( Деян. 18:5 ) 2 . Содержание послания и его характер Содержание послания вполне соответствует цели и задаче его, определенным теми обстоятельствами, в которых находилась Солунская церковь того времени. После приветствия, Апостол воспоминает все события, бывшие с ним с того времени, как он явился к ним, причем в светлых чертах изображает состояние церкви Солунской (гл. 1), свое отрадное пребывание у них (гл. 2) и те его заботы, которыми жила душа его (3 гл.). В частности он писал: «непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и упования на Господа, ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, всегда благодарю Бога за всех вас»... «Вы потерпели от своих единоплеменников, и нас изгнали те (Иудеи), которые убили Господа, не угождают Богу и всем противятся». «Мы послали Тимофея к вам. Когда пришел он и принес добрую весть о вере вашей, мы утешились, день и ночь молясь, чтобы утвердились сердца ваши». Все это составляет часть историческую. В следующей (догматическо-нравственной) части Апостол разъясняет учение о воскресении мертвых и потом преподает разные нравственные правила (гл. 4 и 5), выражая в заключении разные благожелания. О воскресении мертвых Апостол писал: «яко Иисус умре и воскресе, тако и Бог умершия в Иисусе приведет с Ним»... «Мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предварим умерших. Сам Господь, при гласе Архангелове и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищени будем на облаках на воздух, в сретение Господу, и таким образом всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (4:13–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ис.54:13 . И все сыновья твои будут научены Го­с­по­дом, и великий мир будет у сыновей тво­их. Стихи 13–14 изображают будущее внутреннее благосостояние новозаветной церкви. «И все сыновья твои будут научены Господом». О том, что Господь изольет на новозаветных чад Своих мир и милость и преподаст им благодатные уроки любви, премудрости и благочестия – неоднократно говорится во многих местах Ветхого и Нового Завета ( Ис.44:3 ; Иер.31:33, 34 ; Иез.11:19 ; Иоил.2:28 ; Ин.6:45 ; Деян.2:17 ; 1Сол.4:10 и др.). Ис.54:14 . Ты утвердишься правдою, будешь далека от угнете­ния, ибо тебе бояться нечего, и от ужаса, ибо он не при­близит­ся к тебе. «Ты утвердишься правдою». Из 14-го стиха очевидно, что слова Господа обращены к Невесте и Супруге Великого Царя, к Церкви Христовой. Церковь , Невеста Христова, «утвердится правдою». Но не о Женихе ли ее сказано, о Котором пророчествовал Пс.44 и Который есть тот же Еммануил и Отрок Господень: «поспеши, воссядь на колесницу, ради истины и кротости и правды» ( Пс.44:5 )? «Не о нем ли говорит Исаия: «младенец родился нам... и нарекут имя Ему... Князь мира. Умножению владычества его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве Его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века». ( Ис.9:6–7 Властов). Ис.54:15–17 . Господь обещает Свою всесильную помощь против всех врагов, имеющих когда-либо ополчиться на Его Церковь . Ис.54:15 . Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня; кто бы ни вооружил­ся про­тив тебя, падет. «Вот, будут вооружаться против тебя, но не от Меня». Утверждается новая точка зрения на бедствия и страдания церкви: ветхозаветная церковь переживала бедствия, которые, для ее вразумлення, попускал, или даже как бы насылал, на нее Сам Бог ( Ис.1:5–6 ; Ис.2:6 ; Ис.6:10 ; Ис.10:5 ; Иер.7:25–34 ; Иез.8–11 и др.). Новозаветные же страдания – бедствия и гонения – имеют другой источник и иное значение, отчасти раскрытое у Апостола Петра ( 1Пет.4:12–13 ). Ис.54:16 . Вот, Я сотворил кузнеца, который раз­дувает угли в огне и про­изводит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребле­ния.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Когда Божественный Основатель новозаветной Церкви Божией накануне Своей крестной смерти прощался со Своими избранными учениками, то в Своей первосвященнической молитве к Богу, Отцу Своему небесному Он молился обо всех верующих в Него: да будут все едино : как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, говорил Спаситель, так и они да будут в Нас едино (Ев. Ин.17:21 ). В этой молитве Богочеловека, Первосвященника и Ходатая Нового Завета, указывается высшая, конечная цель жизни на земле всех верующих во Христа, составляющих Его Церковь . Цель эта состоит в том, чтобы ученики Христа, подражая в своей земной жизни Богу, деятельным исполнением воли Божией стремились к почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе ( Флп.3:14 ), к Богоуподоблению, к живому, духовному, вечному единению с Богом Отцом и Его Сыном, Спасителем рода человеческого, Иисусом Христом. Соответственно этому единству конечной цели земной жизни христиан в новозаветном учении определяется весь тот характер, которым должна быть проникнута вся земная жизнь их, и весь тот строй, которым она должна отличаться. Жизнь христианская на земле должна носить в себе один характер, должна отражать в себе один строй. Она должна быть проникнута одним духом, должна идти по одному и тому же пути, пользоваться одними и теми же средствами для устроения себя, утверждаться и созидаться на одних и тех же основах, ибо у всех верующих во Христа один Отец, Который на небесах, один Учитель, один Наставник, Христос ( Мф.23:8, 9 и 10). Все христиане имеют одного Законодателя и Судию ( Иак.4:12 ). Все они одним Духом крестились в одно тело, и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ). У всех их один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ), один и Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ), один Первосвященник, пребывающий вечно ( Евр.9:24 ), Который принес одну жертву за грехи ( Евр.10:12 ) и этим одним приношением жертвы Он навсегда сделал совершенными освящаемых ею (14). Состоя в таком союзе духовного единения и взаимного общения, оживляемые Духом Божиим ( 1Кор.6:19 ), призванные к вечному, духовному общению с Богом, верующие во Христа образуют из себя одно великое царство Божие ( 1Сол.2:12 ), одну, великую семью детей Божиих возлюбленных ( Ин.1:12 ; Еф.5:1 ), одно великое общество братьев ( Мф.23:8 ), одно духовное тело во Христе, а во взаимном отношении друг к другу они суть члены одного тела ( Рим.12:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– «Народ»: или множество ( ’χλος – ср. Лк.6:19 ), состоящее частью из плакальщиков или плакальщиц, частью из друзей и родственников Иаира и других посторонних. – «В смятении»: при этом плаче, крике, причитаньях, музыке, множестве народа естественно смятение, увеличившееся, вероятно, ожиданием чего-либо необыкновенного. – «Не умерла, но спит»: совершенно неосновательно заключать из этих слов, что девица действительно не умерла, что с нею было только так называемое обмирание. Объяснить так событие не согласно и с самым повествованием и намерением евангелиста, и с характером Господа Иисуса. Господь назвал и в другом случае смерть – действительную смерть – сном ( Ин.11:11 ), и апостолы, говоря о мертвых, называют их спящими ( Деян.7:60 ; 2Пет.3:4 ; 1Кор.15:6,18 ; 1Сол.4:13–15 ). И здесь Христос сном называет не успение сна, а действительную смерть девицы, выражая ту мысль, что хотя тело при смерти и лишается жизни, но душа не умирает, может снова оживить тело, и человек – воскреснуть, как бы пробуждаясь от сна. Мф.9:25 . Когда же народ был выслан, Он, войдя, взял ее за руку, и девица встала. «Народ был выслан»: остались с Иисусом Христом только апостолы Петр, Иаков и Иоанн и еще отец и мать девицы ( Мк.5:37–40 ), как ближайшие свидетели чуда воскресения. Мф.9:26–27 . И разнесся слух о сем по всей земле той. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! «Двое слепых»: «узнавшие о чудотворениях Господа и веровавшие, что Он есть ожидаемый Мессия» (Евф. Зиг.). Выражение: «Сын Давидов» равнозначительно слову – Мессия. Господь действительно был сын или потомок Давида ( Мф.1:1 ). Выражение: «помилуй нас» показывало веру слепцов в Господа как чудотворца. Мф.9:28–31 . Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

С 17–19 в ярком образе воинственной схватки Ходатая Израиля со всеми его врагами рисуется будущее торжество Всевышнего над всеми противниками, как из среды самих евреев ( «противники» и «враги» – 18 ст.), так и из среды язычников ( «острова» 18 ст.). Любопытно здесь самое сопоставление обыкновенных воинских доспехов (брони и шлема) с орудиями, или средствами нравственной борьбы (правда, спасение), что повторяется потом и у Апостола Павла ( Еф.6:17 ; 1Сол.5:8 ). Ис.59:20 . И при­дет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратив­шихся от нечестия, говорит Го­с­по­дь. Предшествующая мессианская, наполовину прикровенная, речь пророка переходит здесь в ясное и прямое предсказание о Мессии и Новом Завете. «И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь.» Апостол Павел в своем известном нарочитом рассуждении о судьбе Израиля цитирует это место в доказательство будущего обращения всех евреев, перед временем второго пришествия Господа на землю ( Рим.11:26 ). Но, разумеется, ничто не мешает нам частичное исполнение данного пророчества относить и ко времени первого пришествия Иисуса Христа, когда многие из иудеев также обратились к Господу и уверовали в Мессию. Ис.59:21 . И вот завет Мой с ними, говорит Го­с­по­дь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст тво­их и от уст по­томства твоего, и от уст по­томков по­томства твоего, говорит Го­с­по­дь, отныне и до века. «И вот, завет Мой с ними... Дух Мой, Который на тебе... не отступит от уст твоих и уст потомства твоего... отныне и до века». Хотя некоторые из толкователей, во главе даже с блаженный Иеронимом, и склонны относить эти слова только к личности самого пророка Исаии, как верного «слуги Господа» и «стража дома Израилева», но общая мысль повествования и ближайший контекст речи ( «завет... с ними») заставляют видеть здесь указание на весь новозаветный Сион, или верный Израиль. В этом же убеждает нас и Божественное обещание не отнимать у этого народа того пророческого дара ( «Дух Мой, который на тебе»), который был главной отличительной чертой всего миссионерского служения ветхозаветного Израиля и который продолжал некоторое время действовать и в новозаветной церкви, в лице особых «апостолов и пророков» ( Еф.4:11 ). Об этом миссионерском призвании лучших сынов Израиля пророк Исаия, как известно, не раз говорил и раньше ( Ис.42:1–4 ; Ис.44:26 ; Ис.55:3 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

15. Ин. 6:15 . Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один. Ин. 18:36 ; Деян. 1:6 . Видевшие чудо и пр.: люди видели чудо и поражены были им, но, как видно из дальнейшего (ст. 26), они не поняли внутреннего значения чуда, а остановились на одной его внешней чувственной стороне. Чудо так их поразило, что они подумали, что чудотворец есть Мессия, и хотели насильно поставить Его царём, черта, которою Иоанн опять восполняет сказания первых трёх евангелистов. – Пророк, Которому, на основании Втор. 18:18 , должно было прийти в мир: т. е. Мессия (ср. прим. к Мф 11:3 ). – Узнав: или чрез учеников Своих, или непосредственно, духом Своим, как 2:23–25 и 5:6. – Нечаянно взять: похитить, взять против Его воли (ср. Деян. 8:39 ; 2Кор. 12:2 ; 1Сол. 4:17 ) и сделать царём, конечно, в Иерусалиме, как столице теократического царства, куда скоро должны были отправиться на праздник многие из бывших теперь около Господа (ст. 4). – Опять (ср. ст. 3) удалился на гору: для молитвы ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ). 16. Ин. 6:16 . Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю Мф. 14:13 д. п.; Ин. 6:1 . 17. Ин. 6:17 . и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Настал вечер: поздний вечер, как видно из сравнения с Мф. 14:15 ; Мк. 6:35 ; Лк. 9:12 . (ср. прим. к сим местам). – Ученики сошли к морю и, войдя в лодку и пр.: Господь Сам побудил учеников войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону ( Мф. 14:22 ; Мк. 6:45 ). Первые два евангелиста не говорят, почему Господь немедленно побудил их уйти оттуда, где происходило чудесное питание народа, Иоанн восполняет их указанием, что народ в неразумном увлечении хотел насильно поставить Господа царём. Положение Господа при этой вспышке народной было затруднительно. Если бы Он с учениками в это время поплыл или пошёл в Галилею, народ следовал бы за Ним шаг за шагом, и волнение могло распространиться по Галилее и далее и грозить опасностью делу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

27 . После отвержения первой в этой другой Вселенской Церкви, по словам Павла: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор.12:28 ) и всякий вид всех добродетелей, то есть премудрость и разум, целомудрие и правду, милостыню и человеколюбие и терпение среди гонений непобедимое. Эта Церковь с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии ( 2Кор.6:7–8 ), сначала среди гонений и напастей святых мучеников различными и многообразными за терпение украшала венцами, ныне же во время мира, по благодати Божией, получает должную честь от царей и властителей и от людей всякого состояния и рода. Цари стран и народов имеют пределы власти своей, одна Святая Вселенская Церковь во всем мире имеет беспредельную силу. Ибо Бог, как написано, утверждает в пределах твоих мир ( Пс.147:3 ). Если бы я о ней вознамерился говорить все, то для изложения этого потребно было бы мне очень много времени. 28 . В этой Святой Вселенской Церкви мы, приемля наставления и ведя добрую жизнь, получим Царство Небесное и наследуем жизнь вечную, для которой и переносим все труды, чтобы получить ее от Господа. Ибо не маловажное у нас в намерении, вечная жизнь – предмет нашего попечения. Посему в исповедании веры после этого: и в воскресение плоти, т.е. мертвых, о чем мы беседовали, научаемся веровать и в жизнь вечную, для которой мы, христиане, подвизаемся. 29 . Итак, существенная и истинная жизнь есть Отец, Который через Сына во Святом Духе на всех изливает небесные дары. По человеколюбию Его и нам неложно обещана вечная жизнь; не должно сомневаться в возможности этого. Не на нашу немощь, но на Божие могущество должны мы взирать и верить, ибо Богу все возможно. А что это возможно и мы должны ожидать жизни вечной, говорит Даниил: и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда ( Дан.12:3 ). Также и Павел говорит: и так всегда с Господом будем ( 1Сол.4:17 ). Ибо всегда с Господом быть – значит жить вечно. Весьма ясно и Спаситель в Евангелии говорит: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Апостол Павел призывает нас к горению в Духе: «Духом пламенейте» ( Рим.12:11 ), «Духа не угашайте» ( 1Сол.5:19 ). В этом горении выявляется многообразный лик Христов, будь то в образе Раба, или в славе Воскресшего. В наше время Церковь нуждается не менее, чем Малоазиатская и Лаодикийская Церкви в первом веке, в голосе Духа, говорящего Церквам: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной» ( Откр.3:16, 19–20 ). 3. Таинство Слова Слово связано с Дыханием, Логос с Духом. Нельзя выделять Слово, как это сделал блаженный Августин в часто цитируемом выражении: «Accedit Verbum ad elementum et fit Sacramentum» 66 . Мы видим здесь обособление Слова в ущерб Духу. Нам важно осознать и пневматологический облик Слова, являемый Дыханием Духа. Это относимо к человеческому слову так же, как и к Божественному Откровению: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его все воинство их» ( Пс.32:6 ). а. Слово Божие Можно различить три измерения Слова. Слово есть, прежде всего, Слово Божие, Слово, ставшее плотью, ставшее человеческим словом, ставшее тварным естеством. Слово творческое, приведшее нас от небытия к бытию (святитель Иоанн Златоуст ), Которое поставляет собеседника перед Собой. Слово Божие открывает Премудрость и Любовь Отца, то есть Троичную Тайну. Оно спасительно, так как оно раскрывает Домостроительство нашего Спасения, осуществляющееся в Церкви. Слово Божие читается и проповедуется, оно действенно, оно изменяет человека и само тварное естество, проникая в них, наполняя их Духом и жизнью. Слово Божие есть нисходящее благословение, наполненное Троичным Присутствием. Слово становится также ответом человека и общины Богу через славословие, благодарение, ходатайство и призывание. Человек благодарит, благословляет и отвечает Богу в непрестанном собеседовании с Ним. Человеческая молитва церковна, она включается в молитву Самого Спасителя, приобщается к священству Христа у Престола Отца (Ин; Евр), ассоциирует себя и с ходатайством Духа ( Рим.8 ; Гал.4 ; Откр.22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Апостол Павел, сподобившийся особенной благодати Святого Духа ( 2Кор.12:1–5 ), хотя и был праведен пред Богом и людьми ( Евр.13:18 ; Флп.1:20 ), но признавал необходимыми для себя молитвы верующих и неоднократно просил своих благочестивых учеников молиться за него. «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовию Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу», – писал он римским христианам ( Рим.15:30 ). «Братия! молитесь о нас», – просит он и других христиан ( 1Сол.5:25 ; чит. Еф.6:18–19 ; 1Тим.2:1–3 ). Апостол и сам молится о верующих: «Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах своих ( Еф.1:16 ; чит. Флп.1:3–4 ; 2Сол.1:11–12 ). Но если молитвы праведников сильны пред Богом и спасительны для обращающихся к ним ещё при жизни праведников на земле, то тем более молитвы их должны быть плодотворны и угодны Богу, когда они (праведники), по переселении на небо, приходят в ближайшее общение со Христом и когда, следовательно, их предстательство пред Богом за людей может быть сильнее. На чём, однако, основывается вера, что святые могут ходатайствовать пред Богом и по отшествии своём на Небо? Да на том, что для Бога все (и умершие) живы: Лк.20:18 ; Рим.14:8 . На том ещё, что и по отшествии на небо святые состоят в общении с нами: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» ( 2Пет.1:13–15 ). Нельзя забывать, конечно, того, что содействие святых угодников состоит не в том, будто они уделяют нам от своей праведности, но в том, что своими молитвами они умилостивляют Бога к нашим грехам и оказывают нам помощь в скорбях и нуждах: «Правда (же) праведного при нём и остаётся». А для успеха ходатайства святых за нас пред Богом с нашей стороны необходимо искреннее раскаяние в грехах. Пока «беззаконие беззаконного» будет оставаться с ним, – он не получит просимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010