Все, что волнует человека, то волнует и Церковь Член Церкви не может себя изолировать от того, что в ней происходит. 4 июля, 2014 Член Церкви не может себя изолировать от того, что в ней происходит. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в интервью сайту Синодального информационного отдела рассказал о ходе реализации решений Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 2-5 февраля 2013 года. — Владыка, Архиерейский Собор 2013 года принял много документов, решений, положений, дал новый Устав, определил позицию Церкви по многим вопросам современной жизни. Можно сказать, он был поистине эпохальным событием. Как, на Ваш взгляд влияет регулярность таких Архиерейских Соборов на жизнь Церкви в целом и на то, что происходит в епархиях, в частности? — Архиерейские Соборы — это осмысление на самом высоком церковном уровне некоторых этапов развития и деятельности Церкви. Это попытка сформулировать и актуализировать те задачи, которые перед Церковью ставит мир. Потому что, по заповеди апостола, Церковь должна отвечать на вызовы этого мира (1Пет. 3:15). И Соборы — это реальный путь к тому, чтобы ответы на эти вызовы не остались просто красивыми словами на бумаге, а вошли в жизнь Церкви, в жизнь общества. — Скажите, а откуда берётся содержание вопросов, которые Собор рассматривает? — Конечно, тематика соборных документов не берется «из воздуха». Соборным решениям предшествует период осмысления того, что происходит с миром, с человеком, с Церковью. Поэтому Собор и принимает достаточно много очень серьёзных документов. Очень много вопросов касалось внутрицерковной деятельности. Это и Устав Церкви, т.е. вопрос внутреннего церковного управления, и положение об избрании Святейшего Патриарха, о созыве Поместного Собора. Много решений было принято с учетом появления новых епархий, прав викариев, церковных общин и т.д. Но кроме сугубо внутрицерковных тем, были также приняты документы и по актуальным проблемам современной жизни. Например, позиция Русской Православной Церкви по проблемам экологии.

http://pravmir.ru/vse-chto-volnuet-chelo...

Второе послание написано к некоей избранной госпоже и её детям. Это надписание понимается толкователями различно. Одни в нём видят название одного лица, именно некоторой женщины с её детьми, причём выражение „избранной госпоже» принимают за общее название женщины почтенного возраста и положения в обществе 655 , или даже в одном из этих слов видят собственное имя женщины, к которой писал апостол, и переводят надписание так: Эклекте (избранной) госпоже, или: избранной (или избраннице ср. 3Ин. 1:1 ; Флм. 1:1 ). Кирие (госпоже). Полагают, что эта женщина была знатная и состоятельная вдова христианка, и её дом был странноприимным для странствующих христианских благовестников: учителей, пророков и апостолов. Таким образом, будет ясно наставление ей в послании: помнить заповедь Господа, которую христиане имеют от начала, и ходить в истине и любви, а отвергающих Христа во плоти пришедшего, преступающих Его учение и таким образом отвергающих и Бога, обольстителей и антихристов – лжеучителей в дом не принимать и не приветствовать (10 ст.). Апостол писал этой госпоже, может быть, в одно из своих путешествий из другой церкви, где он жил у её сестры, от которой теперь посылает ей извещение о своём прибытии (12 ст.). Другие толкователи под избранной госпожой разумеют не известную апостолу женщину, а церковь , к которой он писал. Апостол называет её, полагают, госпожой (κυρα от κριος) господа Иисуса Христа, как он в Апокалипсисе называет её невестой (νμφη от νμφιος) жениха Иисуса Христа (22:17); а избранной – в том же смысле, в каком апостол Пётр в первом своём послании называет церковь „соизбранной» ( 1Пет. 5:13 ). При таком понимании надписания легче всего разрешаются затруднения, возникающие при объяснении других подробностей надписания и приветствия (1–3) и содержания послания: его цели, увещаний и образа выражений, как апостол обращается к тем, кому он пишет, и как он о них выражается (1, 2, 4, 5, 10 стихи), и, наконец, упоминания в заключении послания о детях сестры избранной госпожи тоже избранной (13) 656 . Но, по-видимому, апостол Иоанн по особенному, свойственному ему, способу выражать свои наставления (частное возводить к общему, идеальному, говорить принципиально) и этому первоначально столь частному письму придал общий характер, так что оно одновременно могло быть обращением и к одному лицу, и к целой церкви, в которой находилось это лицо. Таким образом, является вполне возможным и вероятным соединение первого понимания назначения и содержания послания со вторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Епископа должен поставлять собор епископов, во всяком случае, по словам правила, их должно быть три, или, по крайней мере, два. Так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и Апостолы, преемниками которых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т.е. совместная власть нескольких епископов. Так установлено божественным правом, выраженным в книгах Священного Писания Нового Завета. Сам Основатель церкви Иисус Христос несколько раз ясно указал на равенство между Своими Апостолами, и торжественно осудил даже самую мысль некоторых из них, желавших быть старшими, и иметь большую власть. При этом Иисус Христос говорил им, что будет с ними только тогда, когда они будут в единении, и когда, при равенстве власти между ними, будут совместно трудиться в церкви (Мф.18:20; 20:22-27; 23:8-12; Мк.9:34-35; 10:42-45; Ин.18:36; 1Пет.5:2-4; Евр.13:20, и др.). Как среди Апостолов не было и не могло быть у кого-либо из них преимущественной власти, которою бы обладал один из них по отношению к другим, так точно нет, и не может быть преимуществ и среди апостольских преемников - епископов, но все они имеют совершенно одинаковую духовную власть и достоинство, и только общее их собрание может передать новому епископу власть, которую в отдельности имеет каждый из них Множество примеров свидетельствует о том, что это исполнялось и во времена Апостолов. Апостол Павел в своем послании епископу Тимофею советует хранить дар, полученный им через возложение рук священства (1Тим.4:14) В Деяниях св. Апостолов (13:1-3) упоминается, что Павел и Варнава, по внушению Св. Духа, были рукоположены на свою службу собором апостольских преемников. Апостольские постановления (III, 20) в деле поставления епископов требуют того же, что и это Ап. Правило Это правило было общим и неизменным в течение всех веков христианской церкви, и его строго придерживается и в настоящее время наша православная церковь. Обычно три или два епископа, имеющие поставить нового епископа, принадлежат к той митрополичьей области, в которой новый епископ должен занять кафедру. В случае нужды, когда в такой области нет необходимого числа епископов, можно пригласить такового из ближайшей области, и он, вместе с одним или двумя епископами данной области, поставит нового епископа. Такой порядок является совершенно каноническим

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1311...

К епископам Египта и Ливии окружное послание против ариан 1 Все, что, как написал Лука, творил, и чему учил Господь и Спаситель наш Иисус Христос, сотворил Он, для нашего явившись спасения; потому что пришел, как говорит Иоанн, «не да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин 3.17). Но подивиться должно благости Его между всем прочим и в том, что не умолчал и о препирающихся с нами, а, напротив того, ясно предсказал, чтобы, когда будет это, тотчас оказалось, что ум наш огражден учением Его, в котором говорится: «Возстанут лжепророцы и лжехристи, и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще еозможно, и избранныя. Се прежде рек вам» (Мф 24.24—25). Хотя многочисленны и выше человека — сообщенныя нам от Него учения и дарования, как то: образ небеснаго жительства, власть над бесами, всыновление, и все превышающее и превосходящее дарование — ведение Отца и Его Слова, также дар Духа Святаго; однако же, «помышление человеческое прилежно прилежит на злая» (Быт 8.21), а «супостат наш диавол» , завидуя, что столько дано нам благ, «ходит иский» похитить у нас семена Слова (1Пет 5.8). Посему-то, Господь, как бы драгоценности Свои, учения эти запечатлевая в нас предречением, сказал: «Блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: Аз есмь: и время приближися: и многи прельстят: не изыдите убо во след им» (Мф 24.4—5; Лк 21.8). Великое некое дарование прияли мы от Слова — не оболщаться видимым, но и даже и то, что — прикровенно, различать по благодати Духа.. Поелику всецело ненавистен — изобретатель греха, и великий демон есть диавол; то, едва явится, все его преследуют, как змия, как дракона, как льва, который ищет, кого похитить и поглотить. Потому утаевает и скрывает о себе, что он такое, и хитро присвояет себе вожделенное всем имя, чтобы, обольстив пустою наружностию, обольщенных уже опутать своими узами. Кто хочет чужих детей предать в рабство, как-скоро отлучатся их родители, принимает на себя их вид, а потом, отведя их далеко, губит уже. Таким же образом злой демон и обманщик диавол, не имея смелости действовать открыто, зная человеческую любовь к истине, ложно принимает на себя вид истины, и извергает яд свой на тех, которые идут во след его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2582...

Надлежало бы вам довольствоваться наставлениями предшествовавших учителей и как напоенным священными струями не чувствовать более жажды. Но как я замечаю в вас ненасытимую жажду к слушанию, то вот и мы скажем немногое согласное с тем, что уже вам известно. Нет никакого сомнения, что светлый сонм святых поставляет себе в особенную честь и славу прославлять Христа и, так сказать, похваляется сим прославлением из горячей любви к Нему. Вот, например, блаженный пророк Исаия взывает к Нему: «Господи Боже мой, прославлю Тя, воспою имя Твое, яко сотворил еси чудная дела» ( Ис.25:1 ), а блаженный пророк Давид говорит: «Язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей» ( Пс.34:28 ). И это есть цель святых. Злые же и беззаконные, не понимая великого, досточтимого и глубокого таинства воплощения Единородного, открыто богохульствуют, отверзая невоздержные и необузданные уста. Да слышат же они пророка Исаию, который так говорит к ним: «Вы же приидите семо, сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы: в чем услаждастеся, и на кого отверзосте уста ваша? Не вы ли есте чада пагубы, семя беззаконно» ( Ис.57:3–4 ). Поистине чада пагубы и семя беззаконное суть те, которые отверглись Господа, искупившего их. «Куплени бо есте ценою» ( 1Кор.6:20 ), и «не истленным сребром или златом, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа» ( 1Пет.1:18,19 ). Каким же образом кровь обыкновенного, подобного нам человека могла бы быть искупительною ценою всего мира? Как один умер за всех, чтобы всех спасти? Каким образом мы стали принадлежать Ему, – мы, которые принадлежим истинному по естеству Богу? Почему мы служим и поклоняемся Ему, тогда как нам запрещено служить твари паче Творца? Но, как я уже сказал, некоторые непризнательны снисхождению нашего Спасителя, отрекаются от Господа, свергают с себя иго рабства, дабы и о них Христос сказал словами пророка: «Горе им, яко отскочиша от Мене: боязливи суть, яко нечествоваша ко Мне: Аз же избавих я, сии же возглаголаша на Мя лжу» ( Ос.7:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Несколько слов об исихазме вообще В узком смысле исихазмом называется религиозно-духовное и богословско-философское течение на православном Востоке в XIV веке, особенно на Святой Горе и на Балканах, следовательно и в Сербии того же периода. Однако в это понятие может и должно входить намного больше составных элементов из ранней восточно-христианской традиции, поэтому необходимо хотя бы в общих чертах рассмотреть эти элементы. «Исихазм» прежде всего означает подвижнический образ христианской жизни, посвященной в основном молитвенному безмолвию, то есть уединению и молитвенному покою, сопровождающемуся чаще всего, хотя и не всегда, анахоретской (отшельнической) монашеской жизнью в пустыне или в безлюдной местности. Само же слово «исихиа» (συχα, славянский перевод: молчание) означает: тишина, спокойствие, мир; но в православной духовной и особенно монашеской жизни оно в первую очередь означало внутреннее молитвенное безмолвие, «умное делание» сокровенного сердца человека (см.: 1Пет.3:4 ). «Практика исихии» определяет образ жизни человека – христианина, подвижника, монаха – который посредством умно-сердечной молитвы достигает и переживает живое общение с Богом и который в благодатном опыте этого единения с Богом в Церкви переживает свое личное «обожение» как начало преображения и других людей, и всего мира 2 . Как духовное направление и религиозно-философское течение, исихазм имел своеобразных предшественников в иудейско-библейской апокалиптике и в греческой религиозной философии среднего и нового платонизма. Однако сам исихазм как особое жизнеустройство и мировоззрение возник и развивался уже в христианстве и в основном на Востоке. Конкретные истоки исихастского образа жизни и мышления мы обнаруживаем уже в раннехристианском монашестве – египетском, сирийско-палестинском и синайском. Затем исихазм распространился повсюду на православном Востоке, охватив Малую Азию и Константинополь и дойдя до Святой Горы и Балкан, где достиг вершины своего развития в XIV веке. Затем (при Лазаревиче) это духовное течение, которое оказывало влияние на все области православной народной жизни и культуры, распространяется за границы Сербии на северо-восток и достигает Румынии, Молдавии и Южной России, чтобы в XVIII веке (при Паисии Величковском) опять вернуться на Святую Гору (известное святогорское движение колливадов), а в XIX и начале XX века пережить новый расцвет в русском старчестве ( Серафим Саровский , Оптина пустынь, Иоанн Кронштадтский ). В наши дни это исключительно православное подвижническо-духовное движение вновь на подъеме на горе Афон, а теоретически оно все более углубленно исследуется и развивается в трудах православных неопатристических богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Огласительное поучение четвертое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о десяти догматах, на слова из Послания к Колоссянам: Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира и проч. ( Кол.2:8 )]. 1 . Порок подражает добродетели, и плевелы стараются показаться пшеницей. По виду, правда, похожи они на пшеницу, но способные различать узнают их при вкушении. И диавол преобразуется в Ангела светла не для того, чтобы прийти в первобытное свое состояние, но чтобы обольстить людей (ибо имея сердце твердое, как наковальня, он и волю имеет, не могущую уже раскаяться), чтобы ведущих равноангельскую жизнь облагать мраком слепоты и смертоносным распространением неверия. Много ходит волков в одежде овечьей; одежду овец имеют они, но не имеют их копыт и зубов. Будучи покрыты кожей кроткого животного и наружностью обольщая простых людей, они испускают из челюстей своих гибельный яд нечестия. Итак, нужна нам благодать Божественная, мысль бодрая и очи осмотрительные, чтобы по неведению не съесть вместо пшеницы плевел и не потерпеть нам вреда, чтобы не попасть на волка, приняв его за овцу, и чтобы не сделаться пищей злотворного диавола, приняв его за благодетельного Ангела. Ибо он, по словам Писания, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). Для того предлагает наставления Церковь , для того и делаются настоящие поучения, для того бывает чтение Священного Писания . 2 . Образ богопочтения заключается в следующих двух вещах: в точном познании догматов благочестия и в добрых делах. Догматы без добрых дел не благоприятны Богу; не принимает Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия. Ибо что пользы знать хорошо учение о Боге и постыдно любодействовать? С другой стороны, что пользы быть воздержным как должно и нечестиво богохульствовать? Поэтому познание догматов и бодрствование души есть величайшее приобретение. Поскольку много прельщающих философией и тщетной ложью: язычники увлекают обращающихся сладостью языка, мед каплет из уст жены блудницы (см. Притч.5:3 ); обрезанные обольщают превратным изъяснением Божественного Писания, с детства до старости трудясь над этим и состареваясь в невежестве; последователи еретиков словами льстивыми и красивыми обольщают сердца простых людей, под именем Христовым, как под медом, скрывая яд злочестивых правил, – о всех них говорит Спаситель: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас ( Мф.24:4 ). Для этого и бывает наставление в вере, для этого делаются ее изъяснения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Отдел третий. БОГ КАК СПАСИТЕЛЬ. ХРИСТОЛОГИЯ 5. О совершенной святости и безгрешности Господа Иисуса Христа Естественным следствием ипостасного соединения двух естеств в Господе Иисусе Христе является Его совершенная святость, т. е. безгрешность. Всесовершенная святость Бога Слова, вследствие ипостасного соединения, перенеслась и на человеческое естество воплощенного Господа, но при этом человеческое естество не утратило того, что делает его человеческим, но пребыло в своих границах, в категории человеческого. Так как Ипостась Бога Слова стала Ипостасью плоти, то греху не было и не могло быть места в Господе Иисусе Христе. Господь Иисус по всему и во всем был совершенно святым и безгрешным. Не только не имел Он даже частицы греха, но и не мог грешить, потому что всегда и во всем был одной и Той же Ипостасью Бога Слова. Об этом нам свидетельствует вся жизнь Господа Иисуса Христа во плоти на земле. Весь Новый Завет живет этой истиной. Первое благовестие, которым святой Архистратиг открывает Новый Завет, – то, что Рождаемое от Духа Святого будет святым (γιον, Лк.1:35 ), святым в Божественном смысле, полностью свободным от наследственного греха, а сверх того – и от личного. Так как Господь Иисус жил Он совершенно святой и безгрешной жизнью, то и мог смело спрашивать Своих лукавых врагов, постоянно старавшихся уловить Его в каком-либо прегрешении: «Кто от вас обличает Мя о гресе?» ( Ин.8:46 ). А на Тайной вечери, открывая главные тайны Своего домостроительства спасения, Преблагий Спаситель свидетельствует, что в Нем нет ничего греховного, ничего, что могло бы быть и называться порочным, злым, дьявольским. Ибо это означают Его святые слова: «Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже» ( Ин.14:30 ). Князь мира сего, дьявол , сколько бы и как бы ни пытался он отыскать грех и зло в Господе Иисусе Христе, не может найти в Нем ничего подобного. Очевидцы и последователи воплощенного Господа, опираясь на длительный личный и проверенный опыт, ясно и непоколебимо свидетельствуют, что Господь Иисус Христос абсолютно свят и безгрешен. Так, возлюбленный Иоанн, которому милостивый Спаситель полнее всего раскрыл тайну Своей досточудной Личности, возглашает о Господе Иисусе: «В Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). Апостол огненной веры, святой Петр, говорит о своем незаменимом Учителе: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:2 ; ср.: Ис.53:9 ). По Богооткровенному свидетельству, Господь Иисус, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

протоиерей М. Вишневецкий Предисловие Всегда, а в настоящее время особенно, вследствие того, что появилось много тайных и явных врагов православной христианской религии, не только священнослужители, но и каждый член православной христианской Церкви, должны считать своей обязанностью защиту истин этой религии, которые получены от Самого Господа Иисуса Христа. Для этого, конечно, необходимо знание своей религии. О необходимости знания оснований своей религии говорит Святой Апостол Павел: «По сей причине я и страдаю так, но не стыжусь; ибо я знаю в Кого уверовал и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» ( 2Тим.1:12 ). Еще: «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как ответить каждому» ( Кол.4:6 ). Св. Апост. Петр говорит так: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). При составлении настоящей книги мы имели в виду, прежде всего, законоучителей, которым приходится не только обучать истинам христианской религии, но и разрешать различные вопросы, касающиеся этих истин. Мы также имели в виду и светских образованных читателей, среди которых в настоящее время проявляется немалый интерес к религиозным вопросам. Предлагая только краткое положительное учение о главнейших истинах православной христианской религии, мы обращали особенное внимание на возражения, высказываемые в настоящее время со стороны неверующих, маловерующих и неправомыслящих по поводу этих истин. Мы старались, насколько возможно, показать несостоятельность этих возражений. Мы коснулись также многих вопросов, имеющих отношение к христианской религии, к которым в настоящее время замечается большой интерес в обществе и литературе: говорим о религиях, материализме, пантеизме, о духовности и бессмертии души человеческой, о свободе воли, о чудесах и т. д. О тех истинах нашей религии, на которые особенно сильно нападают неправомыслящие, мы говорим обстоятельнее и пространнее. В таких случаях мы ссылаемся на указания Слова Божия, на свидетельства Св. Предания, на очевидные доказательства здравого разума, на положительные данные естествознания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Разделы портала «Азбука веры» Духовник или духовный отец (в Православной Церкви ) — 1) священник как пастырь, совершитель таинства покаяния; 2) духовный наставник; 3) особое должностное лицо в монастыре , в обязанности которого входит духовное руководство братиями (сестрами) на пути ко спасению (основной обязанностью такого духовника является пастырское попечение о насельниках монастыря и их духовном состоянии; он способствует тому, чтобы все насельники монастыря неопустительно проходили исповедь и приобщались Святых Христовых Тайн; для насельников весьма полезны также беседы духовника в частном виде, которые помогут глубже уяснить им смысл монашеского пути). Притом, что духовники в собственном смысле слова появились в монашеской среде в IV веке, само понятие (духовный) отец, по своему происхождению, восходит к апостольской эпохе. Так, апостол Павел, используя образ отношений отца с детьми, говорит, обращаясь к коринфским христианам: «…хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием » ( 1Кор.4:15 ). О том, что традиция формирования отношений между духовными наставниками и наставляемыми под образом отцов и детей была распространена среди первых христиан, свидетельствуют и другие новозаветные тексты (см.: 1Пет.5:13 ; 1Ин.5:21 ). На данном этапе основная роль духовного отца состояла в его участии в обращении человека ко Христу, в его Крещении и дальнейшем направлении по пути веры. В «Апостольских постановлениях» (кон. IV в.) «духовными отцами» называются епископы, причем акцент, как и в апостольских посланиях, делается не на принятии исповеди, а на крещении и наставлении в вере (II, 33). В монашеской среде роль духовников, в строгом значении этого слова, как правило, возлагалась на духовно зрелых, облагодатствованных, людей. В монашеской традиции существовал принцип беспрекословного подчинения и вверения себя благочестивому, опытному духовнику. « Кто верует, что в руке его пастыря находится его жизнь и смерть, никогда не станет прекословить » — наставлял прп.

http://azbyka.ru/duxovnik

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010