Об этом говорят нам: мужи Апостольские – св. Игнатий Богоносец и св. Папий Иерапольский 2 , св. Ириней Лионский 3 , Ориген 4 , св. Ипполит, епископ Римский 5 . У св. Иоанна Златоуста читаем: Апостолы не все предали чрез послания, но многое сообщили и без письмени. Между тем и то, и другое равно достоверно. Есть предание, больше не ищи ничего 6 . С особенною подробностью говорит то же св. Василий Великий в авторизованном Вселенским Собором 91-м правиле. Принимая во внимание, что слово «искупление» в христианской религии имеет значение специального термина, мы считаем необходимым выяснить, что разумеется в Священном Писании под «искуплением». В Ветхозаветном Священном Писании читаем: Я искупил тебя (Израиля)… в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею… отдам других людей за тебя и народы за душу твою… Так говорит Господь, Искупитель ваш, святый Израилев: ради вас я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев… Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну ( Ис.43:1,3,4,14,25 ; ср. Ис.44:22, 62:12, 63:9 ). Я вывел тебя из земли Египетской, и искупил тебя из дома рабства ( Мих.6:4 ). Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их и не будет того во век ( Пс.48:8–9 ). То есть ни богатством, ни силами своими человек не может искупить пред Богом, или дать Богу выкуп за греховность свою пред Богом и тем возвратить себе утерянное бессмертие – ст. ст. 7 и 10)… Также и в Новозаветном Священном Писании говорится: Какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф.16:26 )… Сын Человеческий пришел… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа ( 1Пет.1:18–19 . «Искуплены» у Бога – ст. ст. 20–21). Вы куплены дорогою ценою ( 1Кор.6:20 . «Куплены» у Бога – ст. ст. 19–20). Мы имеем искупление кровию Его, прощение грехов ( Еф.1:7 )… чтобы предстать святыми и непорочными и неповинными пред Богом ( Кол.1:22 ). Ты был заклан и кровию Своею искупил нас Богу ( Откр.5:9 ). Мы согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил с жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде ( Рим.3:23–25 ). Христос, Первосвященник будущих благ, не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление… дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное ( Евр.9:12–15 ), Христос принес Себя непорочного Богу ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

1 Совершающего все по изволению воли Своей. Воля Божия объемлет все. 1 запечатлены. Подобно неизгладимому следу, оставляемому царской печатью, Дух Святой это сокровенный знак Божией собственности на Его народе. обетованным Святым Духом. По словам Иисуса ( Лк. 24,49 ), Дух Святой является обетованием Отца. Это обетование распространяется на язычников наравне с иудеями на основании их веры во Христа ( Иез. 36,26.27 ; Иоил. 2,28 ; Ин., гл. 14 16; Деян. 1,4–5; 2,33.38.39 ; Гал. 3,14;4,6 ). 1 залог. Дарование Духа не только исполнение обещания Божия пребывать со Своим народом, но и залог того, что Бог приведет Свой народ к конечному наследию. Дар Духа порука и предвкушение славы будущего века ( Рим. 8,18–23 ). удела Его. Ветхий Завет учит, что Бог выбирает некий народ Себе в наследие ( Втор. 32,9 ; Пс. 32,12 ), выкупает его из рабства и делает Своей собственностью ( Исх. 19,5 ; Втор. 7,6 ). Павел прилагает это понятие к язычникам наравне с иудеями (ср. 1Пет. 2,9 ). 1 Посему и я, услышав о вашей вере. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Служение Павла в ефесской церкви продолжалось более двух лет, хотя к моменту написания послания прошло, возможно, лет пять как он покинул Ефес. Ясно, что ефесская община значительно выросла с тех пор. С другой стороны, упоминание людей, о вере и любви которых он лишь слышал, можно расценить как указание на то, что послание было адресовано многим общинам (вне Ефеса), которые Павел не посещал. 1:19–23 В этих стихах суть новозаветного учения о воскресении и воцарении Иисуса. Более того, привносят два важных момента в новозаветное понимание воскресения Иисуса и положения верующих. Во-первых, Павел говорит здесь, что та же сила, которая воскресила Иисуса из мертвых, действует в верующем (2,4.5; 3,16.17). Во-вторых, что Христос поставлен выше всего, «главою Церкви» (ст. 22). Христос не только занимает самое высокое положение во вселенной, Он имеет его как представитель верующих ( Кол. 3,3 ; Еф. 2,6 ) и правит вселенной в интересах (ради) Своей Церкви. Этическое учение послания сосредоточено на истине, что власть дается ради служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Рождественское Слово 1821 г. на «хронологической оси» находится как раз посредине между «тверскими» Словами 1820 г. и московскими Словами на Благовещение 1822–1824 гг. В нём, так же как понятие Любви в крестных Словах петербургского периода 21 , понятие Славы Божией последовательно проводится по разным догматическим уровням, не только раскрывая свой смысл, будучи просвечиваемо словом Писания, но и устанавливая между этими уровнями связь, позволяющую по-новому взглянуть на их взаимообусловленность. Поскольку, по слову Писания, Бог есть Бог славы ( Деян.7:2 ), постольку очевидно, что слава связана с самим именем и существом Его. «Слава есть откровение, явление, отражение, облачение внутреннего совершенства» 22 . Внутритроическое единство Божества облечено непреходящей славой. Бог Отец есть Отец славы ( Еф.1:17 ); Сын Божий есть сияние славы Его ( Евр.1:3 ) и Сам имеет у Отца Своего славу, прежде мир не бысть ( Ин.17:5 ); равным образом Дух Божий есть Дух славы ( 1Пет.4:14 ). Эта внутренняя слава есть достояние одной лишь блаженной Троицы, тот свет неприступный, в котором живёт Бог . Однако по любви к твари Бог «подвизает... Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях; Его слава является небесным силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира; она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в сем, так сказать, кругообращении славы Божией, состоит блаженная жизнь и благобытие тварей» 23 . Эту славу воспевают херувимы, её поведают небеса ( Пс.18:2 ), ею изначально одет был человек образ и слава Божия ( 1Кор.11:7 ). Однако грехопадение «затмевает» славу Божию в мире: люди изменши славу нетленнаго Бога в подобие образа тленна человека, и четвероног, и гад ( Рим.1:23 ). Теперь уже слава Божия страшит человека, и даже по приготовлении израильский народ не выдержал её явления на Синае. Вследствие этого, поскольку тварь уже не способна была причаститься славы Божией, постольку Сын Божий причащается немощного человеческого естества. «Как же скоро Божество в человечестве: то и вся нам Божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, поданы ( 2Пет.1:3 ); и потому наша немощь восполнена будет силою Божией; наша неправда изглаждена будет правдою Божией; наша тьма просвещена будет светом Божиим» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Говорящие по-гречески иудеи верили, что διαθκη является завещанием Бога, и тем самым исключали понимание Завета с Богом как равноправного двухстороннего соглашения 20 . Именно это значение было принято в христианстве. В Послании к евреям 9:15–23 указывается на то, что смерть Божественного Завещателя открыла чадам Божиим право на вечное наследство 21 . Ветхий и Новый Завет . Библия разделяется на Священное Писание Ветхого и Нового Завета. Конечно, до пришествия Христа этого разделения не существовало, было только одно собрание Священных книг. Но после того как было записано благовестие о Христе, Церковь стала различать книги Ветхого и Нового Завета 22 . Славянский и русский термин «Ветхий Завет» является переводом древнегреческого словосочетания Παλαι Διαθκη [палэа диафики]. Древнегреческое слово παλαις [палэос] означает буквально «прежний, «тот, что был раньше», т.е. «старый», «старинный», «давнишний» или «древний» 23 . Словосочетание «Ветхий Завет» в Священном Писании и христианском богословии используется в трёх значениях. Во-первых, это один из этапов единого договора, заключённого Богом с человечеством. Этот единый Завет Бога с людьми распадается на несколько этапов 24 . Прежде всего, он разделяется на два Завета – «Завет первобытный» или «дел» который действовал до грехопадения и «Завет благодати» или «Восстановленный Завет» после грехопадения. Началом «Завета дел» со стороны Бога был Предвечный Совет, на котором предопределился план творения мира, искупления и спасения человечества ( 1Пет.1:20 ). Концом этого Завета было обетование об Искупительном Семени жены ( Быт.3:15 ). Для человека первобытный Завет начинается с создания Адама и оканчивается падением людей. «Завет дел» – это союз между Богом и Адамом , по которому Адаму было за совершенное послушание обещана жизнь, а за неповиновение – смерть 25 . «Восстановленный Завет», начинается от первого обетования об Искупителе в раю и заканчивается концом мира. «Завет благодати» – это союз между Богом и грешником, по которому Бог обещает спасение по благодати, а грешник обещает жизнь в вере и послушании. Все ветхозаветные верующие, так же как и христиане входят в Завет благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

1Ин.2:18 .  Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 1Ин.2:19 .  Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. Упомянув о том, что мир проходит и близится к гибели (ст. 17), Апостол теперь указывает наличность признаков близости наступления «последнего времени» ( εσχτη ρα) мира, т. е. близости заключительной эпохи мира и второго пришествия Господа (ср. Иак.5:3, 8 ; 1Пет.1:5, 4:7 и др.). Таким признаком Апостол называет явление антихриста, о αντχριστος, даже многих антихристов, αντχριστοι, т. е. лжеучителей, ниспровергающих учение о Христе Спасителе и вместе все дело Христа, 1Ин.2:22–23, 4:3 ; 2Ин.1:7 . Апостол свидетельствует, что о пришествии этих антихристов верующие уже ранее слышали – разумеется, из учения и предсказаний Самого Спасителя ( Ин 5:43 ; Мф 24:24 ), а еще более из учения Ап. Павла о " противнике», αντικεμενος, 2Сол.2:2–10 . Вводя здесь новое название противников Христа и Его учения, Апостол различает антихриста, тожественного с «противником» ( 2Сол.2 ), имеющего явиться пред пришествием Господа на последний суд и антихристов, т. е. лжеучителей, начавших появляться еще при апостолах, особенно же к концу апостольского века (Симон волхв, Керинф, николаиты, докеты и др.). Все они представители духа антихриста ( 1Ин.4:3 ), который имеет прийти в «последнее время» и действия которого (как «зверя», θηρον) Апостол Иоанн подробно изображает в Апокалипсисе (гл. XIII). Здесь же Апостол, предостерегая верующих от соблазнов со стороны лжеучителей, отмечает, что лжеучители прежде принадлежали к церкви, но затем отделились от нее, как не имевшие с нею внутренних связей. «Для чего же антихристы из учеников Господних? Для того чтобы иметь доверие обольщаемых, чтобы обольщаемые думали, что они, как из числа учеников, проповедуют учение по мыслям Учителя, а не совершенно против Его проповеди . Посему, говорит, « от нас изыдоша», т. е. хотя были учениками, но отстали от истины и выдумали собственные хулы. « Не беша от нас», т. е. из части спасаемых. Ибо в противном случае они остались бы в союзе с своими» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостолы были посланы на проповедь «в послушание веры во всех языцех» ( Рим.1:5 ) и всем говорили: вот вы были в заблуждении и ходили в нечестии; ныне Бог презирает сии времена неведения и через нас «повелевает ...всем всюду покаятися, ...веру подая всем» ( Деян.17:30–31 ). Довольно уже жили в «богомерзких идолослужениях», пора покориться Богу и «воле Божией, прочее во плоти жити время» ( 1Пет.4:2–3 ). Послушание вере требует связать разум и обязать его на все беспрекословно соглашаться, что ни проповедует вера. Но разум-то более всего и противится сей покорности. Жестока выя у неверующего от упорства разума. Не вижу, говорит, не понимаю: как могу согласиться? «Еллини, – говорит апостол Павел, – премудрости ищут, мы же проповедуем Христа распята» ( 1Кор.1:22–23 ). Так как «мир не разуме премудростию Бога, то теперь Бог спасает всех буйством проповеди» ( 1Кор.1:21 ), хочет, чтобы все шли к своему назначению в примраке веры, чтобы исповедующий веру на всякий вопрос, почему он то и то исповедует, готовее был сказать: потому что так Бог повелел, нежели как любомудрствовать: потому и потому. К непокорливым справедливо можно отнесть угрозы Бога за отвержение премудрости: «понеже звах, и не послушасте, и простирах словеса, и не внимасте: ...убо и Аз вашей погибели посмеюся» ( Притч.1:24–31 ). Преосвященный Тихон говорит: «То и есть вера – безмолвная покорность глаголющему Богу» (т. 7). Пытливость есть разорение веры. Кто с непокоривым и своенравным умом входит в область веры, тот тать есть и разбойник... Сними оружие ума своего, как делают воины при входе в церковь . И ангелы стоят пред престолом Божиим, закрывающе лица свои, а ты хочешь все зреть... Бог явил сокровеннейшую премудрость; благодарно и послушно прими, говоря: я молчаливый раб сей веры. б) Когда такой покорностью положено прочное основание, надлежит назидать на нем все здание веры. Изречено решительное и молчаливое согласие на все, что содержит вера; теперь следует самым делом воспринять сие содержание, чтобы знать свою веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Иер.12:10 . «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустой степью». Объяснение. Из связи речи видно, что здесь опять-таки говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от веры во Христа. К новозаветному священству относить эти слова нельзя и потому, что во времена пророка Иеремии его ещё не существовало. В лице православных пастырей, по действию Святого Духа: Деян.20:28 , в течение веков происходило и сохраняется до нашего времени преемственное апостольское рукоположение, причём главой и первосвященником православных пастырей всегда был и есть Господь Христос: 1Пет.5:4 ; Евр.7:26 . Как горящее пламя передаётся от одной свечи к другой, не оскудевая, так переходит и сохраняется благодать священства: 2Тим.1:6 . Иер.50:6 . «Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути; разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе своё». Объяснение. Здесь, как и в предыдущих местах, пророк говорит о ветхозаветных пастырях, которые отпали от Бога и ходили вслед тех, которые не помогают: Иер.2:8 ; сделались бессмысленными и не искали Господа: Иер.10:21 , но тем не менее и в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Агг.2:11 ; Мал.2:7 , к тому же и недостойных пастырей слушаться повелено: Мф.23:3 . Господь Иисус Христос предвидел, что новозаветные пастыри все заблудиться не могут: Еф.4:11–14 ; Мф.16:18 . Иез.22:26 . «Священники её нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них». Объяснение. Слова «не отделяют святого от несвятого» могут быть применимы разве только к современным иконоборцам, не различающим священных изображений от идолов и кумиров: 2Кор.6:16 . Если и в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Агг.2:11 ; Мал.2:7 , то о новозаветных пастырях Самим Господом сказано, что Он (Господь) пробудет с ними до скончания века: Мф.28:20 , и что Церковь новозаветную «и врата ада не одолеют»: Мф.16:17–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Им Самим Богом и пророком заповедано постоянно иметь пред собою и твердо и неуклонно хранить все заповеди и законы и постановления Господни ( Втор. 5 , Втор. 6 ). В Писании заключены изыскания и исследования пророков о нашем спасении чрез Христа ( 1Пет. 1:10–12 ; Рим. 14:25 ). Писание для царя и пророка Давида было главнейшим предметом изысканий, и училищем мудрости, и светильником, и оживлением, и отрадою, и утешением ( Пс. 118 ). Когда Господь, вступая в общественное служение Своего спасения человеков, после сорокодневного поста в пустыне, искушаем был от диавола, Он Писанием отражал все козни искусителя ( Мф. 4:1–10 ). Когда Господь свидетельствовал о Себе пред иудеями, как о Сыне Божием, Он к Писанию обращал умы их ( Ин. 5:39 ). Когда саддукеи, не веруя в будущую жизнь и воскресение, приступили ко Христу с своими возражениями, Господь в незнании Писания указал им причину их слепотствования: «вы заблуждаетесь, не зная Писания, ни силы Божией» ( Мф. 22:22–32 ). Когда двое из учеников, на пути своем в Эммаус, с недоумением рассуждали о чрезвычайных тогдашних событиях со Христом, Господь, явившись им, в Писании указал им разрешение их недоумений, и потом, явившись всем апостолам, объяснил им все писанное о Нем и отверз их ум к уразумению Писаний ( Лк. 24 ). Когда апостолы вступили на великое поприще апостольского своего служения, они постоянно обращались к Писанию и к нему обращали умы и сердца верующих ( Деян. 2:3, 18, 22–25, 7:13, 16–23, 15:15 и др.). Когда ап. Павел писал к римлянам о великих преимуществах иудеев по их первоначальному избранию Божию, он, как на особенное их преимущество, указал на то, что им «вверено слово Божие» ( Рим. 3:2, 9:4 ). Когда ап. Петр писал к верующим пред своею кончиною об истине, проповеданной им веры, он между прочим указывал на пророческое слово Писания, как основание истины своего учения, и хвалил верующих, что они обращаются к свету его, потому что его изрекли «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет. 1:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Она ищет Бога по-настоящему!!! А это главное. Думаю, что эта ситуация послана как раз вам чтоб вы смогли в своей душе разобраться, отсеять формальное, и проявить любовь. Марина, вам абсолютно не на что обижаться, повода нет. Тут кто-то написал сравнение с Иовом. Тоже заметила эту параллель. Ирина как раз как Иов с друзьями в данной ситуации. Н.С. 23 мая 2016, 14:11 Марина, с удовольствием читаю Ваши публикации. Мне кажется, что в данной ситуации Ирине не нужно было сразу идти на исповедь и к причастию, а начать с того, что бы постараться получить какие-то начальные знания о Боге, об Иисусе Христе, о Священном Писании, о церковных таинствах. Тогда бы отношение к таинству было бы осознанным. А пока она ни умом, ни сердцем к этому не готова. В сердце у нее сплошная боль от предательства и неблагодарности бывшего мужа и от высокомерия сына. Здесь требуется над собой внутренняя работа, психологическая. И Ирина может желать ей заниматься, а может и не желать. Что же касается общения с ней, то есть слова апостола: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)»/Нам надо быть готовыми даже если никто такого отчета не потребует. Дело в том, что мы до конца уясняем только те вещи, которые готовы объяснить другим. Так и с нашей верой — можно быть уверенным, что все понял, пока это не придется объяснять другим (с)/. Но здесь нужно рассуждение, когда поддержать беседу, а когда от нее уклониться. А 22 мая 2016, 12:58 Ольга 21 мая 2016, 21:00 " ...А для того,что бы привести в храм близкого человека нужен еще и собственный пример,реальные изменения в самом себе, видные близкому и конечно терпение и любовь. " Что значит " еще " ? Это необходимое и достаточное условие. Только это - самое трудное. Гораздо легче, тЕша себя, просто " проедать плешь " (извините за употребленное выражение) близкому своими лекциями. Простите, не об авторах и участниках обсуждения речь. Алексей Четвергов 22 мая 2016, 06:00

http://pravoslavie.ru/93314.html

Вот эти расположения! “От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия” и с своей стороны “прилагая к сему все старание, —пишет св. Петр, — покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь” (2Пет.1, 5–7). Подобно этому перечисляет внутренние добрые расположения сердца христианского и св. Павел: “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание” (Гал.5, 22–23). И еще: “Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства, и да владычествует в сердцах ваших мир Божий” (Кол.3,12–15). Сложи из всех этих доброт, как из членов, одно тело духовное, и будешь иметь благолепный лик «сокровенного сердца человека», подобный которому и поревнуй водворить в сердце своем. Вторник. (1Пет.3,10–22; Мк.12,18–27). “Господа Бога святите в сердцах ваших”. Освящение Господа в сердце есть душа и дух изображаемого выше сокровенного сердца человека. Как первоначально Бог, создав из частиц персти тело человека, вдунул в него дыхание жизни, и стал человек как следует быть; так и созидаемый внутри из показанных добродетелей «сокровенный сердца человек» тогда только явится настоящим духовным человеком, когда это сердце будет святить Господа Бога, как и в молитве Господней читаем: “да святится имя Твое”. Если не будет этого, то слеплеваемый из сказанных добродетелей человек выйдет мертворожденное дитя без духа жизни. Да ведают это думающие обойтись с одними некими добродетелями без всякого отношения к Богу! Что есть святить Бога в сердце? Непрестанно благоговеинствовать пред Ним, всегда нося в уме помышление о Его вездеприсутствии, всею ревностью ревновать, в каждое мгновение благоугодным пред Ним быть и со всяким страхом остерегаться всего Ему неугодного, особенно же Его отеческому попечению предав весь живот свой, и временный и вечный, все случающееся смиренно, благопокорливо и благодарно принимать, как прямо от руки Его идущее.

http://predanie.ru/book/86548-mysli-na-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010