Ап. Петр говорит, что Иисус Христос вознес грехи наши на древо «Телом Своим», но ведь Тело Его не осквернилось и не потеряло в святости от соприкосновения с грехами нашими; почему же осквернилось бы древо креста от них? Затем вознесенные на крест грехи были смыты Кровью Иисуса Христа, пролитою на кресте ( Кол.1:20 ); так что рукописание греховное не осталось на кресте после пролития крови. Иначе нужно было бы признать, что человеческий грех сильнее Крови Христовой, что противоречит словам ап. Иоанна: ( 1Ин.1:7 ), – нужно было бы признать, что наши грехи не уничтожены Спасителем; но это противоречить словам ап. Павла: ( Евр.9:26 ). 10. Как примирить с святостью креста слова ап. Павла: «Проклят всяк висящий на древе»? ( Гал.3:13 ). – Проклятие, по Моисееву закону ( Втор.21:23 ), было положено на повешенного преступника, а не на самое древо. Но, по слову ап. Павла, Христос и эту клятву снял: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). О самом же древе креста в Слове Божием сказано: «благословенно древо, чрез которое бывает правда». ( Прем.14:7 ; сравни: 1Пет.2:24 ). VI. 11. На чем основывается священный обычай ношения на себе креста Господня? «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание. (Евр. 13: 13). «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе не достает; пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест». ( Мк.10:21 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». ( Мк.8:24 ). Примеч. Здесь не сказано, какой именно крест нужно взять и носить – внутренний ли (т.е. страдания) или наружный. Но так как внутренний крест Спасителя неотделим от наружного Его креста и так как Он Сам нес на Себе наружный крест на Голгофу; то очевидно, что Спаситель, повелевая своим последователям взять крест, имел в виду тот и другой крест. – Так и ап. Петр говорит: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). По сему, кто называет себя христианином, но отвергает и не носит наружного креста, тот не вполне следует Его примеру: «кто не берет креста своего, и следует за Мною; тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) посредством Таинств: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились» ( Рим. 6:3 ). «...всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете...» ( 1Кор. 11:26 ); в) посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями: »...те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). Распятие греховной плоти совершается «воздержанием от страстей и похотей, и действиями им противными» 373 . Глава VI. О пятом члене Символа веры 1. Сошествие Иисуса Христа во ад Состояние, в котором был Иисус Христос после Своей смерти и прежде Воскресения, изображает церковная песнь: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» 374 . Когда тело Спасителя покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла в ад. «Ад... значит место, лишенное света. По христианскому учению под сим именем разумеется духовная темница, то есть состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства» ( Иуд. 1:6 ) 375 . Иисус Христос нисходил в ад «для того, чтобы и там проповедать победу над смертию, и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия» 376 . «Он и нисходил... в преисподние места земли» ( Еф. 4:9 ), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» ( 1Пет. 3:19 ), и «мертвым было благовествуемо» ( 1Пет. 4:6 ). Следует иметь в виду, что смерть Спасителя не привела к разрушению единства Ипостаси Богочеловека, ибо естества в едином Лице Христа соединились неразлучно: «...естество Божественное, после того как оно приняло на Себя естество человеческое, никогда уже не отделялось от него – ни во время страданий, ни смерти крестной, ни после смерти. И хотя душа отделилась от тела, но Божество ни от тела, ни от души не отделялось. Посему и во время смерти Лицо Христово было одно и то же» 377 . 2. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых 2.1. Значение события Воскресения в деле Искупления

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Библейские изречения об отношениях к сектантам Когда возникает отступничество от веры, верные сыны Церкви прежде всего должны позаботиться о своём благочестии: может быть, из-за нас хулится имя Божие и этим внушается нам покаяние: Рим.4:4 . А также должны, не стыдясь, твёрдо держаться своего исповедания веры: Евр.4:14 ; 2Тим.1:8 . Господу угодно дабы мы не были более младенцами колеблющимися: Еф.4:14 . Когда отступник, будучи обличён пастырями пред Церковью, остаётся в своём заблуждении непреклонным после первого и второго увещания, то от него должно отвращаться, как от еретика: Мф.18:17 ; Тит.3:10–11 . Однако не должно считать его врагом: 2Фес.3:14–15 ; должно вразумлять его, ибо обративший грешника от ложного пути покроет множество грехов: Иак.5:19–20 ; Иуд.1:23 . Если непокорные отступники пустословят и учат, чему не должно, то им необходимо заграждать уста: Тит.1:10–11 ; 1Пет.2:15 . Их не подобает принимать в дом и не следует приветствовать: 2Ин.1:10–11 ; вообще же от таких людей и их рассуждений должно удаляться: Рим.16:17 ; 1Тим.6:3–4:6:5 ; 2Тим.3:5 ; 2Фес.3:6 , дабы, сообщаясь с сектантами, своего ума не повредить: 2Кор.11:3–4 . В несчастье еретику или сектанту отказывать в помощи не должно: после своих должно помогать и всем заблуждающимся; Гал.6:10 ; Лк.10:35–36 , и должно молиться за них: 1Ин.5:16 . Краткое объяснение мест Священного Писания, служащих к выяснению вопроса об отношении к сектантам Мф.24:9 . «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас: и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё». Объясн. Это пророчество сбылось над сонмом мучеников, святых угодников Православной Церкви, и стало быть к врагам её относиться не может. За ложное учение хотя и страдали заблуждающиеся люди, но от этого их учение не делалось истинным: Деян.5:36–37 ; 2Тим.2:5 . 1Пет.4:14:16 . «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. А если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Будем же, братия, просить, чтобы Господь просветил светильник душевный каждого из нас, чтобы отверз наш ум разумети Писания, как отверз и ученикам Своим. Да не спим, возлюбленные мои, да не спим, якоже прочие, которые живут чуждыми упования жизни вечной; мы же да бодрствуем и трезвимся ( 1Фес.5:6 ). Ибо как телом человек, когда предается сну, ничего уже не делает, и не видит, и не слышит, и ничего не смыслит; так точно, и когда спит душевно, никаких дел полезных для души не делает, и знать их, и даже помыслить о них сам собою не может. Нужно непременно бодрствовать душою, – кто хочет Богу угодить и получить от Него вечную жизнь. Слово Божие – жизнь души Породи нас словом истины ( Иак.1:17 ). Человек омертвел душою, когда не послушался слов Господних; и всяк, рожденный от него по плоти, отчужден от жизни Божией. Чтоб войти ему в жизнь вечную, нужно родиться снова; а как? Слова Мои, – Господь сказал, – суть дух и жизнь ( Ин.6:63 ). Слушающий слово Мое, и верующий в пославшего Меня – прешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного – слова Божия, живого и пребывающего в век ( 1Пет.1:23 ), мы должны возлюбить, по слову апостола Петра, словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет.2:2 ). Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, получив от слов Господних начало духовной жизни, ими и питали свои души, поддерживали упование жизни вечной. Как новорожденный младенец любит молоко, так и душа, подобно пророку Давиду, взывает: как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем. Во век не забуду повелений Твоих; ибо Ты ими оживляешь меня ( Пс.118:97, 93 ). Господь Бог дал нам, как сказано, в наследие закон живота ( Сир.17:9 ); и Давид потому взывал: жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой – поучение Мое есть. Сохрани душа моя свидения Твоя и возлюби их зело. Благ мне закон уст Твоих паче тысяч злата и серебра. На пути свидений Твоих насладился, яко о всяком богатстве ( Пс.118:174, 167, 72, 14 ). Вот какое мы получили от Отца Небесного наследие духовное, которое укрепляет душу в уповании жизни вечной и веселит ее!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Во-вторых, сектанты доказывают, будто особая священная иерархия излишня и ненадобна потому, что в обществе христиан каждый человек уже и без того является священником. В подтверждение сектанты приводят следующие места св. Писания: 4) 1Пет.2:5 . « И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое ». 5) 1Пет.2:9 . « Вы род избранный, царственное священство ». 6) Откр.1:6 , « Соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему ». 7) Откр.5:10 . « И соделал нас царями и священниками Богу нашему ». По выражения св. Писания, называющие христиан как священниками, так и царями и заповедующие им устроять из себя священство святое, необходимо понимать не в буквальном смысле, а в переносном. Именно, христиане называются священниками, т, с. освященными, как оправданные страданиями Спасителя и освященные его благодатными дарами. В этом же смысле общество христиан называется святым и царственным священством. Что выражения св. Писания, называющие христиан священниками, необходимо понимать не в буквальном смысле, а в переносном, это видно, во-первых, из названия христиан царями; а, во-вторых, из того, что слова, например, апостола Петра представляют собою повторение слов Божиих через Моисея, в которых царским священством назывались все иудеи; но этим, конечно, не упразднялось священство Аароново. В самом деле, не назовут же сектанты христиан царями в буквальном смысле, а лишь в переносном, как людей, призванных господствовать над своими страстями и греховными влечениями. В-третьих, сектанты отвергают православных пастырей на том основании, что последние будто бы не могут избавить людей от грехов. 8) Евр.10:11 . « И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов ». Приведенное свидетельство по тому уже одному не может оправдывать сектантского положения, что в нем говорится не о новозаветных священниках, а о ветхозаветных, приносивших Богу в жертву животных. Что это именно так, видно из предыдущих стихов, где говорится: « ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ( Евр.10:4 ). Новозаветные же священники приносят великую святейшую жертву – Тело и Кровь Христовы, исцеляющую от грехов верующих по слову Спасителя, Который сказал: « Сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов » ( Мф.26:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Восточная православная традиция отвечает на вопрос об участии мирян в Таинствах иначе. Апостол Петр пишет, обращаясь к Церкви Христовой: «… вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9–10 ). Обратите внимание на эти слова Апостола, адресованные ко всем христианам, включая и мирян: «царственное священство». Чуть ранее в том же Послании апостол Петр говорит: «… и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ). И здесь слова «священство святое» обращены, как видно из контекста Послания, не к священству иерархическому, но также ко всей полноте Церкви. Что же здесь имеет в виду Апостол? Является ли для него выражение «царственное священство» в отношении мирян лишь возвышенным иносказательным образом или чем-то гораздо более значимым, важным? Большинство протестантов считает Таинством только одно-единственное церковное священнодействие – Крещение. Католики признают столько же Таинств, сколько и мы, но принципиальная разница в подходе к учению о Таинствах, в понимании самого смысла Таинств у нас с ними есть. Нам следует знать, что русское православное богословие в XVIII-XIX веках в значительной степени попало под ощутимое влияние католической догматики (в том числе и в отношении учения о Таинствах) и что сегодня наша богословская наука от этого влияния освобождается очень постепенно. Как же мы попали в такую зависимость? В XVII веке, когда начиналось формирование русской богословской традиции, на православном Востоке, увы, уже не было ни единой богословской школы, ни систематически развитой богословской науки. Греки попали под власть мусульман, и наши «начинающие» русские богословы мало чему могли у них научиться. В ту эпоху существовала лишь одна действующая, научно развитая, методологически убедительная богословская школа – на католическом Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Затем, что двое или трое, собравшиеся во имя Христа, еще не составляют из себя Церкви, видно из слов Самого же Спасителя: «Если не послушает (согрешивший против тебя брат твой), возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи Церкви, а если и Церковь не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). Ясно, что если бы два или три свидетеля, собравшиеся во имя Христа, уже составляла Церковь , то не сказал бы Христос: «если же не послушает их, скажи Церкви», ибо если бы два или три человека составляли Церковь , то какая была бы им нужда обращаться для суда над упорным грешником еще к какой-то другой Церкви? Во имя Христа собираются все сектанты: баптисты, хлысты, молокане, духоборы и др. Неужели каждое их сборище есть Церковь , где, как глава, присутствует Спаситель? «Разве разделился Христос?» ( 1Кор. 1:13 ). Нет, Он среди тех, кто пребывает в единой созданной Им Церкви, которая есть Тело Его ( Еф. 1:23 ). Необходимо, наконец, заметить, что слова Христа: «где два или три соберутся»... говорят вовсе не о Церкви, а о частном собрании верующих, ибо эти слова сказаны были тогда, когда самой Церкви еще не существовало, ибо она основана Христом только после страданий Его (Еф. 5:25), точнее – в день Пятидесятницы, когда она получила Утешителя Св. Духа. Сектант: 2) Общество верующих и без священства составляет Церковь Божию: каждый христианин – священник. «Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшаго вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему слава и держава во веки веков, аминь» ( Откр. 1:6 ). «И соделал нас царями и священниками и мы будем царствовать на земле ( Откр. 5:10 ). Объяснения православного: 2) Христиане называются священниками не в буквальном, конечно, а в духовном смысле. Если каждый христианин – священник в буквальном смысле и потому в Церкви Христовой не нужно особого священства, то каждый – и царь, следовательно, не нужно и царя земного, а между тем в той же самой главе послания ап. Петра читаем: «Бога бойтесь, царя чтите» ( 1Пет. 2:17 ), ( Рим. 13:1–8 ), ( 1Тим. 2:1–3 ). О необходимости же в Церкви пастырей ап. Павел так учит: «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, к созиданию Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Если Сам Христос поставил в Церкви для ее руководства в деле веры пастырей, то сказать, что они в Церкви не нужны, может только человек, отделившийся от Христовой Церкви и примкнувший к беспастырному стаду сектантов. Итак, ясно, что христиане называются в Писании царями и священниками в духовном смысле, как люди избранные в удел Божий, царствующие над своими грехами и приносящие сами себя в жертву хвалы и благотворения ( Евр. 13:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Как безобразна душа от греха! Безобразие ее противно для человека, который и сам есть грешник. Каково же оно пред Богом и пред святыми Его? Каково оно будет, когда праведники просветятся подобно солнцу в царствии Отца небесного, и будут как Ангелы Божии, а нераскаянные грешники, когда мера беззакония их исполнится, будут подобны диаволу, в разнообразных видах безобразия своего! «В тот день, глаголет Спаситель, многие скажут Мне: Господи! Господи! Не в Твое ли имя мы пророчествовали (т. е. не в Твое ли имя мы проповедовали?)? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делающие беззаконие» ( Мф.7:22 −23). Если же Он никогда не знал их, то и они никогда не знали Его. Итак, кого проповедали? Себя, свое высокое я (2 Kop.4:5). И сие-то богопротивное я возненавидеть и потерять за Христа, приглашает нас в Евангелии Спаситель. «Берегущий душу свою потеряет ее, а потерявший душу за Меня, обретет ее» ( Мф.10:89 ). Наше я, эта наша змия, извивается неисчислимыми, и часто неуловимыми для внимания, изворотами и образами. «Бог же мира, – говорит Ап. Павел, – скоро сокрушит сатану под ногами вашими» ( Рим.15:20 ), чего и я всеусердно желаю тебе. Еще скажу: как в телесном врачевании кровопускание производит в теле изнеможение и расслабление, а потом человек чувствует облегчение и освежение; так и в духовном. Некое очищение от бесовской крови совершается и в руководстве духовном, которое состоит не в красноречии и многословии, а в силе Божией, и происходит часто в безмолвии в молчании, когда бывает свыше благословляемо ( 1Пет.3:1 −2). Святое послушание в духе Христовом справедливо называется мученичеством. Но я думаю, что послушание новоначальных бывает еще врачебным кровопусканием, в котором душа очищается от черных, нечистых и гнилых кровей своеволия и глупости силою крови Христовой, чрез участие в страданиях Его, в которое вводится верою во имя Его, а от сей веры раждается и святое послушание ( Флп.3:9 −11; 1Пет.1:2 ). С твоей стороны потребно усерднейшее соизволение и доброхотнейшая преданность воле Божией (ибо и в этом деле доброхотного даятеля любит Бог, поучая сему всех нас, Спаситель влагает каждому и каждой из вас в уста, и в ум, и в сердце сию молитву: Отче наш·да будет воля Твоя! И представляет пример в Себе самом, когда в смертельной тоске и скорби, покрытый кровавым потом, в крайнем изнеможении и истощении падает на лице Свое, и говорит: Отче мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтоб Мне не пить ее, буди воля Твоя (Мф.26:42).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Но никто не должен ради чувства своего недостоинства не внимать призыву Господа, или считать, что он, реже причащаясь, может лучше подготовиться к Причастию и быть более достойным. Чувство недостоинства и есть единственное правильное настроение, которое позволяет нам принимать высшую милость Божию, предложенную нам как совершенно свободный дар. Кто имеет возможность, тот, возвратившись из храма домой, может еще прочитать из своего молитвенника благодарственные молитвы после Причащения. За последнее время стало обычаем во многих приходах по окончании Литургии читать благодарственные молитвы вслух для всех верующих. Литургия -- общее служение В предыдущих главах речь шла о святой Литургии как о богослужении, за которым мы причащаемся, принимаем " лекарство бессмертия " , как говорили мужи апостольские. Но одновременно Литургия - это не только духовное лекарство членов Церкви. Уже само название " Литургия " - заимствовано из греческого языка, это слово означает " общественная служба " , общее служение всей общины. В Литургии Церковь осуществляет, исполняет себя. Только тогда она является " экклезией " , собравшимся в одно место народом Божиим для общей цели, т.е. служения. Цель и причину этого общего собрания мы можем понять из следующих слов апостола: И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы. (1Пет.2:5, 9-10) Эти слова апостола указывают на то, что определения, ранее применявшиеся к Израилю, ныне принадлежат новому Израилю, христианам, экклезии, Церкви. Если ранее только род Аарона был избран для совершения священнического служения, ныне весь новый Израиль, т.е. все члены Церкви, является " избранным родом " , " святым народом " , " царственным священством " , народом Божиим. В качестве святого священства все призваны " ... приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом " (1Пет.2:5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

После смерти и до воскресения Христос был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет. 3:18–19 ). Мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом ( 1Пет. 4:6 ; Еф. 4:9 ). Фома осязал Его: Ин. 20:27 . Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес ( Лк. 24:5–6 ). Если Он воскрес духом, то причем тут тело? Почему воскресением называется исчезновение плоти? Крестное знамение Руки на молитве: Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим. 2:8 ). Услышь… когда поднимаю руки мои к святому храму твоему ( Пс. 27:2 ). Прострут руки свои к храму сему ( 3Цар. 8,38 ). Да направится молитва моя, как фимиам пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя ( Пс. 140:2 ). Из сего видим, что воздеяние рук знаменовало собой жертву вечернюю, подобную пасхальному агнцу. В Новом Завете воздеяние рук также имеет силу ( 1Тим. 2:8 ). Каков должен быть наш агнец? Какова наша Пасха? Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ), значит, воздевая чистые руки, мы должны тем указывать на Христа за нас закланного. Мы это и делаем. Мы возносим руки во имя распятого Христа неужели это грех? Руки не имеют значения. Если апостол Павел велит их воздевать, значит имеют (см. также Исх. 17:11 ). Ведь и вы на молитве не держите руки в карманах? Бог не требует служения рук человеческих. Читай далее. Бог вседоволен, Он Сам всем всё дает и не требует попечения о Нём. А язычники думали, что их боги едят, пьют, и для них необходимы приношения и жертвы. А требует ли Бог служения ног человеческих? Как прекрасны ноги благовествующих ( Рим. 10:15 ). А рук? То, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам ( Откр. 1:11 ). Видите, как много написал я вам своею рукою ( Гал. 6:11 ). И херувимов сделай на них искусною работою ( Исх. 26:1 ). Где написано крестится? А как вы на молитве руки держите? А где об этом написано? Почему на лоб, плечи и живот? Люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим (грудь) и всею душею твоею (т.е. умом – чело) и всеми силами твоими (плечи) ( Втор. 6:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/posobie-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010