Это не значит, что епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанности и правам в Церкви (хотя несомненно, что не различались иногда по названию; ср. Феофил.); тот же апостол строго различает их, когда присваивает только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его ( Тит.1:5 ; 1Тим.5:19 ; 1Тим.22 ). Слово епископ (надзиратель, блюститель) лучше выражает обязанности пресвитера, обозначенный образно пасением стада – Церкви. Под образным выражением пасти Церковь – стадо (ср. Ин.10:1 и д. Ин.21:15–17 и парал.) обозначаются обязанности пресвитеров как учителей веры и управителей вверенного им частного христианского общества ( 1Тим.5:17 ; 1Тим.3:2 ; Еф.4:11 ; 1Пет.5:2 ), вообще же как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада. – Которую Он приобрел Себе (стяжал в собственное свое достояние, Еф.1:14 ; Тит.2:14 ; 1Пет.2:9 ) Кровию Своею: через крестную жертву, в коей излита Его кровь, как умилостивительная Богу Отцу жертва за грехи всего рода человеческого, Господь избавил своих верующих от царства дьявола и стяжал их в свое собственное царство на земле. Таким образом, это стадо – дорогое стадо, купленное дорогой ценой ( 1Кор.6:20 ) – новое побуждение для пастырей Церкви внимать себе и всему стаду. 29. Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. 32. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ибо я знаю, что и пр.: заботливое внимание к себе и стаду тем более нужно для эфесских пастырей, что вскоре угрожают им великие опасности и извне, и изнутри. – По отшествии моем: разумеется не отшествие апостола от мира сего, не смерть его, а удаление от эфесского и малоазийского христианского общества, с которым он теперь видится в последний раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

2. Власть над сверхчувственным миром. Она явлена Господом в Его царственном отношении как к благим ангелам, так и к падшим духам. В Священном Писании сказано, что Ангелы служили Ему ( Мк. 1:13 ), об этом свидетельствует и Сам Господь: Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ; см. также: Мф. 24:31 ; Мф. 26:53 ; Мк. 13:27 ). То же подтверждают апостолы: Когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Евр. 1:6 , и др.). В земной жизни Господь многократно являет Свою власть и над падшими духами (см.: Мф. 4:24 ; Мф. 9:33 ; Мк. 5:1 ; Лк. 8:2 , и мн. др.). Он изгоняет их из людей Своим словом, и бесы повинуются Ему. 3. Победа над адом и изведение оттуда душ праведников. После смерти на Кресте Господь Своею душою спустился во ад и там, как учит апостол Петр, находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет. 3:19 ). В посланиях апостолов есть и другие свидетельства об этом: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет. 4:6 ); «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё ( Еф. 4:9–10 ). Проповедь во аде Господа Иисуса Христа состояла в том, чтобы засвидетельствовать душам умерших об исполнении пророческих предсказаний и изведении оттуда в рай душ ветхозаветных праведников. Об этом известно было древним пророкам: Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс. 15:10 ). Прп. Иоанн Дамаскин поясняет: «Обоженная душа (Христова) нисходит во ад – с тою целью, чтобы как живущим на земле воссияло Солнце правды, так и для сидящих под землею во тьме и сени смертней воссиял свет ( Ис. 9:2 ), чтобы как находящимся на земле Господь благовествовал мир, пленным отпущение и слепым прозрение, и для уверовавших соделался виновником спасения вечного, для тех же, кои не уверовали, – обличением неверия, – таким же образом благовествовал и находившимся во аде» 625 . Свт. Филарет Московский в Пространном катехизисе на вопрос: «Для чего Иисус Христос нисходил во ад? отвечает: Для того, чтоб и там проповедать победу над смертию и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия» 626 . Из ада были освобождены души праведников, ожидавших пришествия Мессии и понуждавших себя во время земной жизни к добродетелям, но не всех вообще от века усопших людей. Эта мысль отчасти подтверждается и тем свидетельством Евангелия, что после крестной смерти Спасителя в Иерусалиме воскресли не все мертвые, а именно тела усопших святых ( Мф. 27:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек (вне тела), есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ), как сквернитель плоти (сличи Рим.12:1 с 2Кор.7:1 ). Во избежание блудодеяния, которому может быть подвержен всякий человек, каждый (мужчина) может иметь свою жену, и каждая жена (женщина) своего мужа ( 1Кор.7:2 ). 32. Если жена разведется с мужем за прелюбодеяние, то должна оставаться безбрачною до смерти мужа ( Рим.7:3 ), или примириться с мужем ( 1Кор.7:11 ). 34–37. Не употребляй понапрасну имени Божия в разговорах бесполезных и суетных, и не приучай себя к легкомысленней клятве, кольми паче не клянись при необдуманном обещании по какой-нибудь страсти, чтобы не впасть в тяжкое преступление ( Мф.14:6–8 ). Заклинанию не обучай уст своих, и клятися именем святым не навыкай: муж кленыйся много исполнится беззакония, и не отступит от дому его язва (наказание), Сир.23:8–11 . Если хочешь уверить в чем другого для пользы или спокойствия его, то употребляй для сего слова: так, так (действительно так), или нет, нет (действительно нет), а не говори: карай меня небо, карай меня земля; или: отдаю голову мою на плаху. Ибо ни небо, ни земля, ни жизнь твоя не принадлежат тебе, но Богу. Не воздавайте злом за зло ( Лк.21:19 ), и ругательством за ругательство: напротив того, благословляйте врагов ваших ( Мф.5:44 ), зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение ( 1Пет.3:9 ) от Бога на царство небесное ( Мф.25:34 ). Кто в перенесении обиды хочет подражать Христу, тот должен знать, что Христос, будучи злословим, не злословил взаимно; страдая не угрожал, по предавал то Судии праведному ( 1Пет.2:23 ). 40. Заимодавцу хотящему судиться ( Иак.2:6 ) с тобою, и взять у тебя рубашку ( Мф.18:28 ), отдай ему и кафтан (верхнее платье); а если и после сего он тебя не помилует, то получишь помилование от Господа ( Мф.18:28–34 ). 39–41. Ежели можно, и сколько зависит от нас, мы должны со всеми людьми жить в мире ( Рим.12:18 ). 44–45, 48. И Ветхозаветное и Новозаветное Откровение повелевает нам любить врагов. В Ветхом Завете сказано: если враг твой голоден, накорми его; если он жаждет, напои его: ибо делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Притч.25:22 ). А в Новом: Подражайте Отцу вашему небесному ( Мф.5:45 ), Который велит восходить солнцу Своему над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

В словах Спасителя ангелы представляются точно так же существующими, как Сын человеческие сыны царствия и сыны лукавого и сам мир. Чтобы побудить Своих учеников не презирать ни одного из малых, верующих в Него, И. Христос указывал: ангели бо их выну видят лице Отца Моего ( Мф.18:10 ). Вразумляя саддукеев, отвергавших бытие ангелов и воскресение мертвых, Он говорит: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:29–30 ), а говоря о Своем втором пришествии, учил, что Сын Человеческий… приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов ( Лк.9:26 ; сн. Мф.25:31 ), но что о дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец ( Мк.13:32 ). Во всех этих свидетельствах ясно показывается действительное и личное бытие ангелов, как и их превосходство пред людьми и служебное положение в отношении к Богу. Ясно утверждают бытие ангелов в своих писаниях и апостолы. Об ангелах они учат, что ангелы сотворены Сыном ( Кол.1:16 ), приносят Ему благоговейное поклонение, как Творцу своему и Богу ( Евр.1:4–14 ) и покорны Ему ( 1Пет.3:22 ). Признавая ангелов низшими и служебными Сыну существами, апостолы обличали и тех из лжеучителей, которые считали ангелов существами высшими по сравнению со Христом и служение им предпочитали служении главе Церкви – Христу Спасителю ( Кол.2:18–19 ). Но по сравнению с людьми ангелы превосходят их крепостью и силою ( 2Пет.2:11 ; Евр.2:7 ). Как существа разумно-свободные и добрые, они желают проникнуть в чудные и великие дела, совершившиеся для искупления нашего ( 1Пет.1:12 ), следят за всем, что ни происходить в церкви Божией на земле ( Евр.3:10 ), посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), равно и верующие вступают в общение с тьмами ангелов ( Евр.12:22 ). А ап. Павел во свидетельство истины своего учения наравне с Богом Отцом и Иисусом Христом призывает и избранных ангелов ( 1Тим.5:21 ). Есть мнение (рационализма), будто И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Видя такое долготерпение Милосердного нашего Отца, должны и мы быть терпеливыми к нашей согрешающей братии, не гневаться, не озлобляться на них, не мстить им за обиды, нам ими причиненные, но с терпением и кротостью ожидать их исправления, да так приобретем их Христу и себе истинными братиями сделаем, по подобию Небесного Отца, Который столько грешников Своим долготерпением приобрел и приобретает, как апостол написал: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением» ( 2Пет.3:15 ). Ибо «благость Божия всякого грешника ведет к покаянию» ( Рим. 2:4 ). Там же нам открывается, что «Бог есть Дух» ( Ин 4:24 ). И мы, хотя и не можем быть духом, как имеющие плоть и кости, но можем и должны быть духовными. «Мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, не по плоти жить, но духом умерщвлять дела плотские» ( Рим.8:12–13 ). Должны «попечения о плоти не превращать в похоти " ( Рим 13:14 ), поступать по духу, и не исполнять вожделений плоти; плоть распинать «со страстями и похотями» ( Гал.5:16, 24 ), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет.2:11 ), «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1Пет.4:2 ), – да не о нас скажет Господь то, что сказал о первом мире: «Не может Дух Мой пребывать в человеках сих, потому что они плоть» ( Быт. 6:3 ). И апостол Иуда сказал: «Это люди душевные, не имеющие духа» ( Иуд 1:19 ). «Живущие по плоти Богу угодить не могут. Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» ( Рим 8:7–8 ). Так и в прочем христианам подобает в Святом Писании, как в зеркале, смотреть на образ Отца Небесного, чтобы «как мы носили образ перстного, носить нам и образ Небесного» ( 1Кор.15:49 ), да так засвидетельствуют христиане свое новое духовное рождение, да покажут, что они истинно «от воды и Духа» рождены ( Ин.3:5 ), истинно «от Бога родились» ( Ин.1:13 ), истинно и нелицемерно Бога называют своим Отцом и молятся: «Отче наш! Иже еси на небесех», и прочее ( Мф.6:9 ; Лк 11:2 ), – истинно «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» ( Гал.3:26 ), ибо Ему, как сыновья Отцу, уподобляются своими нравами, и Его Божественный образ в себе носят.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И еще говорит: «Получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:2 ). Однако мы стоим твердо, если молимся Господу, чтобы Он «поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:3 ), чтобы не случилось с нами того, о чем тот же пророк говорит: «Едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:2 ). Так встанем же против фараона, иными словами, будем противостоять ему в борьбе, как и апостол Петр говорит: «Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:9 ). И Павел говорит: «Стойте в вере, будьте мужественны, тверды» ( 1Кор.16:13 ). Ибо если будем стоять твердо, то произойдет то, о чем Павел молился за своих учеников, сказав: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» ( Рим.16:20 ). И чем дольше мы будем стоять твердо и непреклонно, тем слабее и немощнее будет фараон. Если же, напротив, станем слабовольными или начнем сомневаться, он укрепится и будет еще сильнее противостоять нам. И воистину исполнится в нас то, образ чего дал нам Моисей. «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», как бы ослабевшие от усталости, «одолевал Амалик» ( Исх.17:11 ). Так поднимем же и мы руки свои в силе креста Христова, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ), чтобы сподобиться нам помощи Господа. Ибо и апостол Иаков призывает нас к тому же, говоря: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Так пойдем же с полной убежденностью, что сатана не только убежит от нас, но и будет сокрушен под ногами нашими, как и фараона уничтожили волны морские и поглотила глубокая бездна. Если же мы выйдем из Египта пороков, то пройдем по бушующим водам этого мира, как по суше, через Иисуса Христа, Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IV. О десяти казнях, поразивших Египет 1 . Мы слышали, как нам читали историю, известную всему миру, в которой рассказано, как Египет вместе со своим царем фараоном был поражен великими казнями знамений и чудес, чтобы он вернул свободу евреям, рожденным от свободных родителей и силой порабощенным им.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Петра диавол «ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет.5:8 )? Отвечаем: ныне деятельность сатаны, его прельщающие людей козни связаны в том смысле, что во Христе по слову Ап. Павла вам, верующим, дано «всеоружие Божие», по слову св. Петра мы можем противостоять обольщениям диавола «твердою верою» ( Еф.6:11 ; 1Пет.5:9 ). Некогда фарисеи, услышавши об исцелении Господом бесноватого, сказали: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовскаго. Но Иисус, зная помышления их, сказал им всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? Или, как может кто войти в дом сильнаго и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильнаго? и тогда расхитит дом его» ( Мф.12:24–26 . Мф.12:29 ). Сам Господь изгнание духа злобы из человека сопоставляет с связанием его. Наоборот, возобладание диавола над человеком тоже именуется связанием ( Лк.13:16 ). Святой писатель Апокалипсиса говорит верующим во Христа: «вы победили лукаваго» ( 1Ин.2:13–14 ). Следовательно, сатана ныне в прельщении людей связан, побежден силою веры в распятого за нас Господа; он ходит как лев рыкающий и ангелы его воздвигают брань против верующих, но побеждаются ими. Буквального связания сатаны не признают и адвентисты. Итак, скование сатаны в Откр.20:2 , должно понимать, как победу над ним, превращение в ничто его обольщения силою веры во Христа. Как понимать тысячу лет, на которую связан сатана по 20, 2–3 Откровения? В первое время существования христианства отчасти под влиянием представления, бывшего в ветхом завете, о наступлении славного царства Мессии в земном смысле – существовало ожидание Его пришествия именно для устроения царства славы. Оно отразилось потом в учении некоторых отцов о 1000-летнем царстве Христа на земле (хилиазм). Св. Апостол Петр посему против глумящихся над Христовой верой пишет к верующим следующее. «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один День ( Пс.89:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

Этими словами Иисус Христос не запрещает пастырям Церкви получать за свои труды вознаграждение (от пасомых), на что они имеют полное право: «трудящийся достоин пропитания» ( Мф.10:10 ; ср. Лк.10:7 ). «Говоря: «даром получили, даром давайте», – Он смиряет их высокоумие», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «и предостерегает от сребролюбия. И чтобы не подумали, что производимые ими чудеса – плод их добродетелей, и не возгордились тем, говорит: даром получили. Вы ничего своего не даете тем, которые принимают вас; получили вы эти дары не в награду и не за труды: это – Моя благодать. Так и другим давайте, потому что нельзя найти цены, достойной этих даров... Чтобы ученики не сказали: итак, велишь жить милостынею? – и не вменили бы того себе в стыд, Христос, называя их делателями (слав. «делатель», – «трудящийся» – стих 10), а даваемое им – мздою («пропитанием»), показывает, что это так должно и быть... Ваше занятие сопряжено с великими трудами, и что дают вам поучаемые, дают не даром, но в вознаграждение: достоин ибо делатель мзды своей. Это Он сказал не потому, чтобы труды апостолов того только и стоили, – совсем нет! Здесь Он давал только ученикам правило не требовать большего, а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не по щедрости, но по долгу». 282 – «Не берите с собою ни золота... ни сумы..». ( Мф.10:9–10 ). Это повеление относилось к временному посланию апостолов в Иудею, но не к посланию их на всемирную проповедь, когда они встретят вражду и злобу ко Христу и к себе, почему Господь указал на предстоявшие им лишения и борьбу в следующих словах: «Но теперь кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» ( Лк.22:36 ). 2) «Пасите Божие стадо... не для гнусной корысти» ( 1Пет.5:2 ). Пастыри Церкви не вследствие любостяжания или корыстолюбия («не для гнусной корысти») получают вознаграждение за свои труды, а потому, что нуждаются в средствах к жизни. Пасомые обязаны давать содержание пастырям (ср. Мф.10:10 ; 1Кор.7:14 и др.). Апостольское наставление ( 1Пет.5:2 ) не лишает пастырей права пользоваться содержанием от пасомых, а только предостерегает первых от злоупотреблений (своим правом).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

—88— рархии, как завершение последней, есть неудачное обобщение частных исторических явлений. Отдельные епископы – монархи и даже прямо деспоты и тираны могли быть и в III-м, как и последующих веках, но это – единичные явления, – уклонения от апостольской нормы, а не ее развитие. Они также противны духу апостольской иерархии, как и «непогрешимый папа». Таково содержание и значение иерархического принципа в церковной организации по данным первохристианства. Он непосредственно проистекает из сущности, или природы церкви. Без него нет церкви. Но не противоречит ли этот принцип апостольскому учению о всеобщем священстве церкви ( 1Пет.2:9 ) и об отменении ветхозаветного священства и закона о нем, ясно выраженном в послании к Евр.7:12–18 ? Мы не будем рассматривать во всей подробности этого старого вопроса, тщательно исчерпанного догматическими исследованиями разных вероисповеданий. Самый смысл этого вопроса стоит в тесной связи с другим – должна ли в церкви совершаться общественная молитва и в частности общественное бескровное жертвоприношение, или же допустима только индивидуальная, чисто духовная и тайная – «в клети своей?» Раз – признается в принципе первая, то необходимо и особенное значение в ней иерархии. Наглядным доказательством этого положения служат опыты сектантов всякого рода, допускающих общественные молитвенные собрания: ратуя против церковного священства, эти сектанты изощряются в изобретении разнообразных суррогатов его, разнообразных пародий на иерархию. Но общественная церковная молитва и общественная духовная жертва, как необходимая сторона жизни церковной и даже главная ее задача, заповедуются апостолами именно в тех местах их посланий, на которые опираются так называемые «духовные» христиане, отрицающие церковную иерархию. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному и сами, как живые камни, устрояйте из сябя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, бла- —89— гоприятные Богу Иисусом Христом... Вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет» ( 1Пет.2:4, 5, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 . Об этом узнав и удостоверившись, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но Тело Христово и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но Кровь Христова, как об этом древле и Давид, воспевая, говорил: и хлеб, который укрепляет сердце человека, и елей, от которого блистает лице его ( Пс.103:15 ), укрепляй сердце твое, причащаясь того как духовного: умащай лицо души твоей. Имея его откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню, о, когда бы приходил ты от славы в славу ( 2Кор.3:18 ), о Христе Иисусе! Которому честь, и держава, и слава во веки веков. Аминь. Тайноводственное поучение пятое [Из Петрова соборного послания: Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие и проч. ( 1Пет.2:1 ).] 1 . По Божию человеколюбию, в прошедших собраниях довольно вы слышали о Крещении, Миропомазании и причащении Тела и Крови Христовых; ныне же к последующему должно перейти нам и сегодня положить венец духовному созиданию вашей пользы. 2 . Итак, вы видели диакона, подающего умыться иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. Но совсем не ради телесной скверны подавал он воду, не по этой причине. Ибо мы с плотскою скверною не входим в Церковь . Но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов и беззаконий. Ибо как руки суть образ деяния, то через умовение их изображаем, следовательно, чистоту и непорочность деяний. Не слышал ли ты блаженного Давида, это тайноводственно излагающего: буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи ( Пс.25:6 )? Итак, умывать руки, значит, быть неповинным осуждению за грехи. 3 . Потом вопиет диакон: обымите друг друга, и друг друга целуем; не думай, чтобы это целование одинакое было с теми лобзаниями, какие на торжище между приятелями взаимно бывают. Не таково это лобзание: оно души взаимно соединяет и между собой совокупляет непамятозлобием. Итак, целование это знаменует соединение душ и отгнание всякого памятозлобия. Посему-то сказал Христос: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф.5:23–24 ). Следовательно, лобзание есть примирение и потому свято, как блаженный Павел вопиял, говоря: Приветствуйте друг друга святым целованием ( 1Кор.16:20 ); и Петр: лобзанием любви ( 1Пет.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010