Согласно Священному Писанию, первоначальной ячейкой человеческого общества, предтечей государства, были семейные союзы: семья Адама и Евы ( Быт.1:27-30 ), семьи их потомков ( Быт.4:17-5:32 ). Установление Богом в самом начале общественной жизни власти мужа над женой ( Быт.3:16 ) и тем самым власти главы семьи над всеми остальными ее членами явилось, по словам епископа Никодима (Милаша), основанием «верховной власти одного над другим», ограничением самоволия и прообразом государственной власти. Разрастаясь, семьи преобразовывались в общины, племена и народы. В результате исторического развития, которым руководит Промысл Божий, усложнение общественных связей привело к образованию у различных народов государств. Древние евреи жили патриархальной родовой общиной и не знали государства вплоть до переселения в Египет семейства Иакова ( Быт.46:5-7 ), но и в Египте не имели собственного государства. Древний Израиль приобрел черты государственного устройства с завоеванием земли обетованной (Нав., Суд.). Благословляя для Израиля устроение земного царства во главе с царем, Господь устами прор. Самуила ясно говорит, что ожидает от царя и государственной власти верности Его заповедям и творения добрых дел ( 1Цар.12:13-15 ). В Священном Писании подчеркивается созидательная роль государства, власть имущие призываются использовать его силу для ограничения зла и поддержки добра, в чем видится нравственный смысл существования государства ( Рим.13:4-5 ; 1Пет.2:14-15 ). Образом идеального правителя стал для христианского мира ветхозаветный царь Давид при всех его человеческих немощах и греховных падениях. Согласно Ветхому Завету, даже языческие правители получают достоинство помазанника Божия, чтобы проводить волю Бога ( Ис.45:1 ). Таким образом, анархия — отсутствие в обществе правопорядка и всякое стремление к разрушению правопорядка, к отмене права — противоречит заповедям Божиим и учению Церкви. Какое было отношение к государству у Иисуса Христа во дни Его земной жизни? Из рода царя Давида по плоти произошел Иисус Христос, Спаситель, Царь царствующих и Господь господствующих ( 1Тим.6:15 ), Основатель и Глава Церкви, Который в Своей земной жизни подчинил Себя земному порядку вещей и повиновался носителям государственной власти. Однако в Евангелии не содержится развернутое учение об отношениях государства и Церкви, потому что проповедуемое в Евангелии Царство Божие, по словам Самого Спасителя, «не от мира сего» ( Ин.18:36 ). Как пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф , «государство же, поскольку оно есть учреждение этого мира, по своему существу не входит в конечную цель существования христианской Церкви», богоустановленность государственной власти опосредована историческим процессом. «Сей мир» отчасти повинуется Богу, отчасти автономизирует себя от своего Творца. В той мере, в какой мир не подчиняется Богу, он подчиняется сатане и «лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ).

http://azbyka.ru/gosudarstvo

Христу Богу, рожденному от Пречистой и Пренепорочной Девы и являющемуся источником всякой чистоты, мерзостен всякий блудник, и потому Он вооружается на него, как на Своего врага. «Плотские помышления, – по апостолу, – суть вражда против Бога» ( Рим. 8:7 ). Это значит, что человек, погрузивший свой ум в плотские сквернодействия и уже ни о чем ином не думающий, то есть мечтающий и желающий только плотской, греховной сласти, является великим врагом Богу. Поэтому Господь и вооружается на него, как на Своего врага: Ему необходимо отомстить за вражду такового. Вот мы слышим в Писании премудрого Соломона, как Премудрость хочет приготовиться на брань: «Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет непобедимый щит – святость; строгий гнев Он изострит, как меч, то есть гнев Свой изострит, как меч» ( Прем. 5:17–20 ) (1). Кто-либо, быть может, скажет: какая Христу Богу обида от того, что кто-либо оскверняет свое тело блудным грехом? Поистине, великая обида, ибо тело христианина – это не его тело, но Христово, согласно написанному: «Вы – тело Христово, а порознь – члены». И еще: «И вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою. Не тленным серебром или золотом искуплены вы... но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Кор. 12:27, 6:9–20 ; 1Пет. 1:18–19 ). О христианин! Голова, которой ты помышляешь о плотском, не твоя, но Христова, и не подобает тебе Христовой головой помышлять о мерзком. Ноги, которыми ты спешишь к беззаконию, не твои, но Христовы, и не подобает тебе идти на беззаконие. Руки, которыми ты творишь скверное, не твои, но Христовы, и не подобает тебе делать скверное руками Христовыми. Все тело твое, которое ты через блудный грех делаешь скверным и смрадным, не твое, но Христово: «Вы – тело Христово», – и не подобает тебе тело Христово осквернять и посрамлять плотскими сладострастными делами, помимо законного супружества, ибо ты – дом Христов, согласно слову апостола: «храм Божий свят; а этот храм – вы» ( 1Кор. 3:17 ). Если бы кто захотел выгнать своего господина из его собственного дома, не причинил ли бы ему великой обиды? Конечно, причинил бы, и господин, изгоняемый из своего дома, непременно взял бы меч или что-либо другое и начал брань против изгоняющего. Подобно тому и Христос Господь, Которого мы сами скверными нашими плотскими делами изгоняем из Его собственного дома, выкупленного Его Кровью, возьмет меч в Свои руки, чтобы отмстить нам за Свою обиду (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

б) охраняет и защищает ее: «Я, Господь, хранитель возлюбленного виноградника, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» ( Ис. 27:3 ). в) спасает: Господь Бог Твой среди тебя, Сион: «Он силен спасти тебя» ( Соф. 3:17 ). – «Я спасу овец Моих» ( Иез. 34:22 ). г) радуется о церкви: " как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» ( Ис. 62:5 ). – «Вот я творю Иерусалим веселием и народ его радостию. И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем» ( Ис.65, 18–19 ) . «Господь... возвеселится о тебе, Сион, радостью, будет торжествовать о тебе с ликованием» ( Соф. 3:17 ). д) дает священнослужителей церкви: «дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» ( Иер. 3:15 ). – Иисус говорит Петру: «паси агнцев Моих... паси овец Моих» ( Ин. 21:15, 16 ). – «Господь поставил одних Апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры» ( Еф. 4:11–13 ). – «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» ( Деян. 20:28 ). Поэтому священнослужители обязаны пасти церковь : «Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах» ( 2Кор. 11:28 ). – «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь... пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ними не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет. 5:1–3 ). Церковь есть предмет благодати Божией: «великая благодать была на всех уверовавших» ( Деян. 4:33 ). – «Молясь за вас... за преизбыточествующую в вас благодать Божию» ( 2Кор. 9:14 ). Бог постоянно прилагает верующих к церкви: «Верующих... более и более присоединялось ко Господу, множество мужчин и женщин» ( Деян. 5:14 ). При всегдашнем существовании церкви, врата или силы ада не одолеют ее. «Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится... оно сокрушит и разрушит все царства, а само стоять будет вечно» ( Дан. 2:44 ). – «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Деян.18:3 . «И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток». Объяснение. Хотя сам апостол Павел и добывал себе пропитание деланием палаток, дабы не поставить какой преграды благовествованию: 1Кор.9:12 , но сам же и учил, что священнодействующие питаются от святилища: 1Кор.9:7:11, 13–14 , что наставляемый словом должен делиться всяким добром с наставляющим: Гал.6:6 ; а Сам Господь вот что говорил: Лк.10:7 . Первые христиане всё-таки принимали участие в нужде апостола Павла, и он за это их хвалил: Флп.4:14–16 ; 2Кор.11:8 . Чем же будут питаться священнослужители, занимающиеся одним своим делом священнодействия, если труд их не будет оплачиваем? Деян.20:33–35 . «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». Объяснение. По поводу этого места Писания опять должно сказать, что хотя апостол Павел и приобретал необходимое для поддержания своей плоти пропитание своими руками, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 ; 1Кор.9:12 ; Мф.10:9 ; Гал.6:6 . 1Пет.5:1–2 . «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия». Объяснение. Словами: «не для гнусной корысти, но из усердия» – апостол Пётр не отрицает повеления Божия и друг. апостолов, священнодействующим питаться от святилища: 1Кор.9:7–14 ; Лк.10:7 , а лишь внушает, чтобы служители Церкви, получая содержание от неё, в то же время не были любостяжательны, корыстолюбивы, мздоимны, ибо таковые строго осуждаются: 1Тим.6:5 . Если бы священнослужителям за их церковный труд нельзя было брать платы, то не было бы на этот счёт прямого повеления: Гал.6 :б–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Духовное наше преображение есть обращение от тьмы к свету ( 1Пет. 2:9 ), есть прехождение от рабства греха в свободу чад Божиих ( Рим. 8:21 ), от смерти, постигшей всех нас во Адаме, к животу, дарованному всем нам во Иисусе Христе; есть возрождение водою и Духом ( Ин. 3:5 ), знаменующее совлечение ветхого человека деянми его ( Кол. 3:9 ) и облечение в новаго по образу Создавшаго его, живущаго по вся дни в правде, святости и истине ( Еф. 4:24 ); есть преобразование, и обновление ума ( Рим. 12:2 ) и воли во всех их силах и действиях. Вот что означает наше духовное преображение. Человек до преображения своего, по слову Божию, есть чадо гнева ( Еф. 2:3 ), зачатое в беззакониях, рожденное в болезнях ( Пс. 50:7 ), плоть и кровь, которые наследовать Царствия Божия не могут ( 1Кор. 15:50 ), есть человек душевный, не приемлющий Духа Божия ( 1Кор. 2:14 ), мертвый прегрешениями ( Еф. 2:1 ), помраченный смыслом, отчужденный от жизни Божия ( Еф. 4:18 ). Но он же по преображении есть чадо Божие ( Ин. 1:12 ), сын света ( Лк. 16:8 ), от мертвых живый ( Рим. 6:13 ), облеченный во образ Небеснаго ( 1Кор. 15:49 ), человек внутренний ( 2Кор. 4:16 ), духовный ( 1Кор. 2:16 ) новый ( Еф. 4:24 ). Вот как высок и славен человек в состоянии благодатном, и низок и бесславен в состоянии естественном! Там свет и жизнь сияет, здесь тьма и смерть расстилается; там обитает чистота и святость, здесь живет нечистота и беззаконие. Тот, кто облекся во Иисуса Христа, и следует образу жизни Его, везде и всегда может приобщаться света и силы Божией, а тот, кто еще остается в ветхой одежде растления, или хотя и в новой, но самовольно падает вновь ниже праотца своего, ходит во тьме и сени смертней. Преображение человека есть духовное: ибо оно совершается в духовных наших силах. Не стихийное тело первоначально порабощается неправде и беззаконию, но ум наш и воля; не во внешности естества нашего прорастает корень греха, но во внутреннейшем основании сердца, отколе исходят помышления злая ( Мф. 15:19 ). Преображение сие совершается духовными средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Лк.4:8 . «Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» ( Втор.6:13 )». Объяснение. Служить должно единому Богу, поклоняться и кланяться можно и тем, кто от Бога поставлен и прославлен: Рим.2:10 ; 1Пет.3:12 ; 1Кор.6:2 . Богу мы должны служить и кланяться единым и истинным богопоклонением: Втор.6:13 , а угодникам Его поклонением почитательным: Мф.10:21 ; Рим.13:7 . Деян.4:11–12 . «Он есть камень, пренебрежённый вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения ( Пс.117:22 ); ибо нет другого имени под небам, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Объяснение. Действительно, что, кроме Христа, ни в ком ином нет спасения (ст.11), но ведь и прославленные Богом люди даруют нам исцеления не своей силой, а Христовой, содействуют нашему спасению не своим именем, а Христовым: Деян.5:12 ; Мф.10:41 ; Еф.2:18 ; в день оный Господь придёт прославиться во святых своих: 2Фес.1:10 , которые будут судить не только мир, но и ангелов: 1Кор.6:2–3 . Деян.10:25–26 . «Когда Пётр входил, Корнилий встретил его и поклонился, падши к ногам его. Пётр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек». Объяснение. Апостол Пётр если не принял поклонения, то было особое обстоятельство: Корнилий ещё был язычник, а язычники видели в великих людях воплощение божеской силы: Деян.8:10:14:11–13 . Потому-то апостол Пётр и отклонил от себя такое поклонение и объявил Корнилию: «я тоже человек»; затем святой человек по смирению может не принимать чествования: Мф.23:12 , а мы по смирению же должны воздавать «кому честь – честь»: Рим.13:7 . Есть немало примеров в Библии, когда святым кланялись земно: 4Цар.2:15 ; Нав.5:14:6:19 . Деян.14:11–15 . «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-Ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Но апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Нагой, как червь, пышней я всех господ. Я всеми принят, изгнан отовсюду. Но он не может быть учительным – ни в нравственном, ни в религиозном, ни в каком-либо ином отношении. Вы не в состоянии извлечь из него ни истину, которую вы могли бы принять, ни наставления, которым могли бы последовать. При этом в некоторых случаях первоначальное впечатление логического противоречия может оказаться ложным – мы обнаружим, что один и тот же термин используется в разных смыслах или относится к разным реалиям. Рассмотрим, например, фразу: «Николай ужасно играет, в то же время он прекрасно играет». Содержит ли она логическое противоречие? Чтобы понять это, нам необходимо будет уточнить значение слов. Может быть, Николай ужасно играет на скрипке, просто уши вянут, а вот в шахматной игре он непревзойденный мастер. В этом случае никакого логического противоречия в этой фразе не будет. Нет логических противоречий и в христианстве. Конечно, религиозные тексты и, в частности, Библия – это не инструкция по сборке этажерки и не школьный учебник. Эти тексты могут казаться противоречивыми. Например, в Откровении Иоанна Господь Иисус описан как «лев от колена Иудина» и одновременно как «Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей» ( Откр.5:5–6 ). Если кто-нибудь станет говорить о том, что никто не может быть одновременно львом и ягненком, это совершенно разные животные, мы укажем ему на то, что автор прибегает к метафорам. «Метафора, – как поясняет словарь, – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака». В данном случае Господь Иисус уподобляется Льву, потому что лев ассоциируется с силой и царственностью, и ягненком, потому что Он был заклан, как жертвенный Агнец, за грехи мира ( 1Пет.1:18–19 ). То, что казалось противоречием, разрешается, когда мы внимательнее присматриваемся к литературным приемам, используемым в тексте. Библия также широко использует аллегории. «Аллегория – художественное представление абстрактных понятий и обобщений с помощью конкретных образных воплощений». Например, Пророк восклицает: «Пусть, как вода, течет суд, и правда – как сильный поток!» ( Ам.5:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Ответ им предельно прост, ведь ещё в третьем веке Тертуллиан говорил: “Пусть они (еретики) покажут начала своих церквей!” Начала протестантских церквей, в лучшем случае, можно проследить с шестнадцатого века, а неопятидесятники и вовсе возникли в 20м. Практически все «учредители» новых христианских групп любят ссылаться на Мф.18:19 -20: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди их». Но при этом они забывают о других библейских стихах: «Аарону (же) и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» ( Числ. 3:10 ), и в Новом Завете: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). Но, может быть, любая группа людей, именующих себя христианами, вправе от имени Бога поставлять себе священнослужителей? Иисус Христос так отвечает своим апостолам и всем христианам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас…» ( Ин. 15:15-16 ). Христос Сам был Пастырь ( Ин. 10:11,16 ) и поставил иных пастырей ( Еф.4:11 ; 1Пет.5:1-5 ). Господь по Своему обетованию, даёт возможность собранным во имя Христа молиться, изучать Библию или исполнять песни о Боге. Но в самочинных сообществах нет той полноты благодатных даров, которая животворит Церковь Апостольскую. При этом Господь разными способами указывает путь к истинной Церкви, которую создал, обещав Своим ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Ученики Христовы ушли из земной жизни, передав от славы своей преемникам, как в ветхозаветное время сделал по наказу Господа Боговидец Моисей. Новый Завет не упразднил, но продолжил эту традицию, что подтверждает апостол Павел: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим. 4:14 ). Преемственный список православных иерархов Константинопольской Православной Церкви

http://azbyka.ru/kto-prinimaet-vid-apost...

С этого момента имя Марка исчезает со страниц книги Деяний. Это, однако, не означает, что он больше не встретится с Павлом. Напротив, Павел будет в нем нуждаться, о чем свидетельствует Второе послание к Тимофею, где он пишет: «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» ( 2Тим. 4:11 ). Марк будет также упомянут в Послании к Филимону ( Флм. 24 ). Но ближе, чем с Павлом, Марк сойдется с Петром, который будет ласково называть его «Марк, сын мой» ( 1Пет. 5:13 ). Со слов Петра Марк напишет свое Евангелие. Разрыв с Варнавой тоже не окажется окончательным: Варнава будет упомянут Павлом в качестве его спутника в Первом послании к Коринфянам ( 1Кор. 9:6 ). Иоанн Златоуст считает, что именно Варнаву Павел имеет в виду во Втором послании к Коринфянам, когда пишет о «брате, во всех церквах похваляемом за благовествование, и притом избранном от церквей сопутствовать нам» ( 2Кор. 8:18–19 ). «Врагами ли они расстались? Нисколько», – считает Златоуст, отмечая, что даже разделение произошло между ними по взаимному согласию и сто по отдельности они сумели сделать больше, чем если бы продолжали путешествовать вместе. 177 Почему Павел избрал себе в спутники Силу? Как мы помним, Сила был из Иерусалимской общины и его послали в Антиохию вместе с Павлом и Варнавой, чтобы вручить тамошним христианам послание Апостольского Собора. Когда его миссия была выполнена, он пожелал остаться в Антиохии и не вернулся в Иерусалим ( Деян. 15:34 ). Этот поступок, противоположный поступку Марка, должен был расположить Павла к Силе. К тому же Сила, как и Павел, был римским гражданином ( Деян. 16:37 ), что должно было облегчить жизнь им обоим. Тимофей присоединяется к Павлу Путешествие началось с Сирии и Киликии, которые Павел проходил, «утверждая церкви» ( Деян. 15:41 ), то есть, как и было задумано, посещая те общины, где он проповедовал ранее. Из Дервии Павел дошел до Листры, и там к группе присоединился «некоторый ученик, именем Тимофей, которого мать была Иудеянка уверовавшая, а отец Еллин, и о котором свидетельствовали братия, находившиеся в Листре и Иконии» ( Деян. 16:1–2 ). На тот момент Тимофей, надо полагать, был совсем еще молодым человеком. Это следует из слов, которые Павел обратит к нему несколькими годами позже: «Никто да не пренебрегает юностью твоею» ( 1Тим. 4:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Указанную черту можно объяснять этим призванием; но, кажется, лучше представлять дело наоборот: потому именно Ап. Петру и вверено было «евангелие обрезания», что он по складу и образу мыслей своих склонен был к такому призванию. Как бы то ни было, но отмеченная черта рельефно выступает в Писаниях Ап. Петра. Он освещает христианство главным образом со стороны связи его с Ветхим Заветом, поскольку в нём осуществились ветхо-заветные предсказания и чаяния (ср., напр., 1Пет.1:10–12 и Деян.3:18–25 ). Исходной точкой суждений его служит факт ветхо-заветного откровения; доказательства всегда строятся по схеме – пророчество и исполнение. При таком ходе мыслей, в учении Ап. Петра весьма видное место занимает идея Божественного предведения 709 и предустановления. И в посланиях, и в речах Апостол весьма часто говорит о предустановленности того или иного события, того или иного факта; ( Деян.1:16, 2:23–25, 3:18, 20–21, 4:28, 10:41, 42 ; 1Пет.1:1, 20 и др.). Но замечательно при том, что теоретического выяснения идеи божественного предопределения у Ап. Петра мы не находим; Апостол отмечает просто факт предустановленности того или иного события. Учение о предопределении в теоретической концепции развито Ап. Павлом ( Рим.8–9 гл. и др.). Апостол же Пётр даёт самое обстоятельное раскрытие учения о фактическом обнаружении Божественного предведения и предопределения в истории – о пророчестве, о «вернейшем пророческом слове», к которому надо обращаться, «как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утреняя заря в сердцах» людей ( 2Пет.2:19 ). Учение о пророчестве раскрыто у Ап. Петра так ясно и полно, как ни у одного из священных писателей; при чём основные мысли Апостола – о вдохновении пророков Св. Духом, об откровении им тайн предустановления, о самодеятельном проникновении их в эти тайны и т. д. – одиноково нашли своё выражение и в посланиях, и в речах ( 1Пет.1:10–12 , 2Пет.1:19–21, 3:2 ; Деян.1:16, 2:30–31, 3:18–24, 4:25, 10:43 ). Богословие Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010