Введение в деятельное Богословие Понятие о деятельном Богословии Деятельное Богословие есть основанное на слове Божием и в правильном порядке изложенное учение о том, как в падшем человеке силою благодатного возрождения востановляется потерянный образ Божий, и новая благодатная жизнь, начинается, возрастает, раскрывается и совершенствуется в благодатной деятельности. – Порядок вступления Дабы в истинном духе разуметь и в надлежащей полноте представить Деятельное учение веры, то в объяснение данного понятия о Деятельном Богословии надлежит предварительно показать отношение Деятельного Богословия к умозрительному; источник из коего почерпает оно свое учение, пользу и нужду изложения в правильном порядке, (вещественный) предмет или внутреннее свойство и дух оного; личный предмет, цель; образ изложения деятельных истин, наконец, разделение оного. Отношение деятельного богословия к умозрительному Хотя по тесной и неразрывной связи истин веры и деятельности нельзя строго отделять одних от других, потому что целость спасительного ведения слагается из неразрывного единства веры и любви. ( 2Тим.1:13 ) ( Гал.5:6 ), что и самые умозрительные истины имеют целию привести человека в благодатную деятельность ( 1Тим.2:4 ), ( Тит.2:11–12 ), ( Ин.13:17 ). Впрочем, Богословие умозрительное и деятельное как науки, нарочито излагающие истины веры и деятельности, правильно могут быть отделены и разделяются одна от другой: 1–е) по своему предмету 1 . Богословие умозрительное, излагая откровенное учение о Боге, о Его намерениях и благодеяниях в рассуждении человека, содержит истины необходимые для спасительного познания о Боге и о должном почтении к Нему. ( Ин.18:9 ), ( Ин.20:3 ). А Деятельное, изображая во всем пространстве отношение верующего человека к Богу, начертывает порядок внутренней и внешней деятельности. ( Мф.22:37, 39 ). Отселе во 2–х: по приложению к двум главнейшим способностям в человеке, – первое относится к исправлению ума, естественное омрачение и неведение коего озаряет и просвещает светом веры ( Флп. 3:7–10 ), последнее/относится/к исправлению воли и соделывает для воли человеческой единственным законом волю Божию ( Пс.39:7–9 ), ( Гал.2:20 ). Следовательно, в известном отношении различаются и по цели. Умозрительное Богословие, изличая начала духовного познания, научает деятельному употреблению членов веры ( Ин.20:31 ), а Деятельное прилагает духовные истины к самому употреблению ( Тит.2:11–12 ), ( 1Пет.4:2 ). И таким образом первое уготовляет и предрасполагает, а последнее направляет к Духовной деятельности и усовершает в оной ( 2Тим.3:14 ). Источник

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

РАЗДЕЛ IV. УЧЕНИЕ О СОВЕРШЕНИИ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ НАШЕГО СПАСЕНИЯ, ИЛИ О ТАИНСТВЕ ИСКУПЛЕНИЯ Глава 1. Понятие о спасении и искуплении в свете Священного Писания В Священном Писании можно обнаружить ряд противоречивых, на первый взгляд, высказываний на тему спасения. Например: Вы спасены... и сие не от вас, Божий дар ( Еф.2:8 ). И в то же время: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение ( Флп.2:12 ). Первая цитата подразумевает, что после искупительного подвига Христа спасение есть нечто уже совершившееся и от нас не зависящее (к данной цитате обычно апеллируют протестанты в подтверждение своей сотериологической доктрины «оправдания только верой»). Вторая цитата указывает на то, что спасение не есть нечто, данное человеку в момент обращения, – иначе как можно со страхом и трепетом совершать спасение? Тем самым Священное Писание различает: а) истину уже совершенного Христом спасения людей; б) истину «совершения» спасения каждым верующим во Христе, т. е. личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Следовательно, само понятие спасения имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона – это все то, что сделано ради нашего спасения Богом и не зависит от нашей воли, но является даром Божиим. Субъективная сторона – усвоение этого дара каждым отдельным человеком, что невозможно без приложения со стороны спасаемого необходимых усилий. Таким образом, спасение синергично, оно предполагает соработничество Бога и человека. 1.1. Этимология слова «искупление» Слово «искупление» встречается в Священном Писании многократно. Сам Господь Иисус Христос называет искупление людей целью Своего пришествия в мир: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Неоднократно говорят об искуплении и апостолы Христовы: Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов... ( 1Пет.1:18 ). В Еф.1 говорится, что во Христе мы имеем искупление (τ ν πολ τρωσιν) Кровию Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Б. «Отвергнись себя» (Лк.9:23) 1. Библейские тексты о самоотвержении Самоотвержение заповедано. Господь Иисус ко всем сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» ( Лк.9:23 ). Господь а) подал пример самоотвержения во всем: «Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Мф.8:20 ). – «Я... не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ). – «Господь, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). – «Уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:7–8 ). – «Иисус... вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление» ( Евр.12:2 ). б) отдал Себя Самого, чтобы спасти нас: «Хлеб... который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). – «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин.10:11 ). – «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). – «Господь отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века» ( Гал.1:4 ). – «Живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:2 ). – «Един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 ). Самоотвержение необходимо для того, чтобы быть учеником Христовым: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). Самоотвержение должно состоять а) в отвержении нечестия и похотей: «Не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши в орудия праведности» ( Рим.6:13 ). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили» ( Тит.2:11–12 ). – «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу... чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» ( 1Пет.2:11, 4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Р Вопр. О чем должно радоваться христианам? Отв. 1) Что любит человек, о том и радуется: и как любовь есть двоякая – мирская, или плотская, и – духовная, или Божия; так и  радость есть двоякая: мирская, или плотская, и духовная, или христианская... 2) Сыны века сего радуются о чести, славе, злате, сребре, роскошах и богатствах мира сего: сие их сокровище, утеха и увеселение; а потому радуются о сем сокровище своем, потому что любят его. Христиане сию радость должны изгонять из сердца своего и не давать ей места в сердце своем. От сея радости отводит их Дух Св: не любите мира, ни – я же в мире ( 1Ин. 2:15 ). Что любит человек, о том и радуется. И потому, как любит мир, так и радоваться о нем не должно христианам... 3) Истинная христиан радость состоит в Боге: сие их сокровище, утешение, радость и увеселение! Они о том радоваться должны, что веруют и работают Богу не такому, каковы были и суть боги языческие, – бездушные, глухие, немые, слепые, сребро и злато, дела рук человеческих ( Пс. 113:12–15 ), но – работают Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, вся в руце Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому, создателю и промыслителю своему; и о сем радоваться велит им Дух Св.: радуйтеся праведнии о Господе ( Пс. 32:1 ). Радуйтеся всегда о Господе, и паки реку: радуйтеся ( Флп. 4:4 ). 4) Радость им сия и отсюда проистекать должна, что великого Бога Отцом своим нарицают и имеют и взывают Ему так: Отче наш, Иже еси на небесех! Великое есть земного царя нарицать и иметь за отца; несравненно большее есть достоинство царя небесного, Бога – вседержителя, за отца иметь и признавать. 5) Радость духовную и утеху почерпают христиане из того, что они, благодатиею Божиею, призваны из тьмы в чудный свет Божий ( 1Пет. 2:9 ), и от области сатанины в царство Христово ( Деян. 26:18 ; Кол. 1:12 ); – что над ними не князь мира сего, как над язычниками, незнающими Бога и прочими беззаконными; но Царь мира, царь небесный, царь праведный, Сын Божий, Ипостасное Слово Отчее, со Отцом и Духом Святым, царствует, управляет, защищает и сохраняет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Такое вооружение должен приобрести себе желающий подвизаться ради Христа, чтобы ему быть в состоянии противостать диаволу и благоугодить пред Спасителем нашим. Какое же это вооружение, монах? Слушай. Вместо брони восприими подобную горчичному зерну веру в единосущную и нераздельную Троицу. Ибо горчичное зерно совершенно округлено, не имеет ни разщеплений, ни углов, но совершенно кругло, и как бы самодвижно. Ее-то приобрел верховный из апостолов, Петр, и исповедав Христа Сыном Бога живаго, приял ключи царства небесного. Сие-то совершенное вооружение приобрети и ты, брат мой, чтобы получить тебе дарование, как научил Господь, говоря: Аще имате веру яко зерно горушно, речете горе сей: двигнися, и верзися в море, и будет вам (Мф.17:20. 21:21). Видишь ли, что имеющий веру сподобился дарования? Ему дается дарование - дух разумения, ибо, когда кто уверует, тогда уразумеет (Ис.7:9); дарование - не осуждать ближнего; потом - слово премудрости; потом - дарования исцелений, потому что врачует немощных в вере и восставляет падших сердцем; ибо вся сия действует един и тойжде Дух (1Кор.12:11). Иные имеют веру, но не имеют дел; это - не вера, потому что мертва; ибо сказано: вера без дел мертва есть (Иак.2:40). Кто имеет веру и делает дела веры, в том вера, как самодвижное горчичное зерно. Ее приобрети, брат мой, и будь здрав и невредим в вере, горя произволением в заповедях Спасителя нашего, чтобы и тебе услышать от Него: Добре, рабе благий и верный: вниди в радость Господа твоего (Мф.25:23). Благим наименовал его Господь за дела, а верным - за веру. Вместо шлема, восприими упование будущих благ, ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, и в няже желают ангели приникнути (1Пет.1:12. 1Кор.1:9). Упование сие подаст тебе крепкое утешение в злостраданиях и скорбях, и памятование оного возвеселит тебя. Ему внимали блаженные Христовы мученики; среди острий, среди страшных и разнообразных мучений, среди жестокого огня, сию вожделенную надежду имели пред очами, а посему охотно и с благодарением терпели все, чтобы только получить уповаемое. Сие мздовоздаяние имея у себя пред очами, и Моисей отвержеся нарицатися сын дщери царевы, почитая оное лучшим египетских сокровищ, почему и изволи паче страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость (Евр.11:24-26). Сие упование всегда непрерывно имей пред очами своими, брат, чтобы желание уповаемого не дозволяло тебе помышлять о чем-либо непостоянном, и сверх того возбуждало в тебе готовность ко всякому делу благому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/774/...

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ БЛАЖЕНСТВА Блажени кротцыи, яко тии наследят землю 1. Объяснение третьей заповеди блаженства Кроткие; кротость выражается особенно в терпеливом перенесении обид, причиняемых другими. Это – не слабость характера, не пренебрежение своими правами законными, не трусость, но свойство, противоположное гневу, злобе и мстительности. 97 Кроткий, перенося обиды, убежден, что Бог, по Своему правосудию, Сам отмстит за его оскорбление, если то нужно ( Рим.12:19 ). Кротость рождает мир и укрощает гневливость и свары 98 . Наследуют землю: образное выражение, заимствованное вероятно от наследования иудеями земли обетованной. Обетование наследовать землю 99 ханаанскую было выражением благоволения и благословления Божия евреям. Потому выражение: «наследовать землю» стало равнозначительно выражению: «получить высокие благословения, высокие блага» ( Пс.36:11 ; Ис.60:21 ). Таким образом, это выражение в рассматриваемом месте означает не то, что кроткие получат в наследие владения земли, но что они получат высшие благословения, высшие блага, особенно в будущей жизни. Не исключаются, впрочем, здесь и блага чувственные в этой жизни. «Так как кроткий человек может подумать, что он теряет все свое имущество, то Христос обещает противное, говоря, что кроткий безопасно владеет своим имуществом, он ни дерзок, ни тщеславен; кто же, напротив, будет таковым, тот лишится и наследственного имения, и даже погубит самую душу». (3лат., ср. Феофил.). Посему обетование Спасителя означает, что кроткие в Царствии Его получат блага, какие оно принесет с собою и здесь на земле, и в горней земле – в Царстве Небесном. (Из «Толк. Еванг.», епископа Михаила, т. 1, стр. 67). 2. Свойства кроткого христианина Кроткий человек никогда не платит злом за зло, обидой за обиду; не сердится, не возвышает во гневе голоса на согрешающих и обижающих: «не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит голоса его» ( Мф.12:19 ); кроткий, будучи укоряем, не укоряет, терпя злострадания и напасти от других, не грозит мщением, но предоставляет мстить за себя Судящему праведно ( 1Пет.2:23 ). Вот величественный образ кротости! Вот ее существо! И как мы можем поступать иначе, как мы можем раздражаться, сердиться, мстить? Бог, общий наш Отец, перед Которым мы без числа согрешаем, всегда творит с нами по Своей кротости, не истребляет нас, долготерпит нам, благодетельствует нам непрестанно. И мы должны быть к братьям нашим кротки, снисходительны и долготерпеливы. «Аще... отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный, – говорит Иисус Христос, – аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» ( Мф.6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вступление и разделение Апостол Павел учит: един Ходатай (посредник, μεστης) Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 , слич. 1Ин. 2:1 , Евр. 8:6; 9:15; 12:24 ), заключая в понятии о ходатайстве или посредничестве Иисуса Христа все действия Его, относящиеся к строительству спасения рода человеческого. Таким образом, все действия Иисуса Христа, как Посредника между Богом и человеками, составляют одно великое служение Единородного Сына Божьего, к совершению которого, предвечным советом Божьим, Он предназначен был ещё прежде создания мира ( 1Петр. 1:20 ), и по принятии естества человеческого помазан был елеем святым Духом Божественным ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18–21 ). Это Божественное служение Иисуса Христа – Его ходатайство или посредничество между Богом и человеками – в Св. Писании выражается различными наименованиями, как: искуплением ( Евр. 9:12, 15 , слич. 2Петр. 2:1 ; Гал. 3:3; 4:5 , Откр. 5:9 ), спасением ( 1Пет. 1:5, 10 ; Рим. 13:11 . Еф. 1:13 ; Евр. 2:3, 10:5, 9 ), примирением ( Рим. 5:1,10 ; 2Кор. 5:18–20 , Еф. 2:16 ; Кол 1:20, 22 ), ходатайством ( 1Тим. 2:5 ; Евр. 8:6; 9:15 ) и пр. Но как вообще познаём мы вещи через различение признаков их; так тем более, исследуя великие предметы, мы по необходимости разлагаем их в наших понятиях на разные части, чтобы тем удобнее было ограниченному уму нашему приобретать сколько можно более ясное и полное познание о них. По этой необходимости, и служение Иисуса Христа, единого Ходатая Бога и человеков, как в Ветхом, так и в Новом Завете, представляется под разными образами, которые все могут быть возведены к трём главным видам: – служения Пророческого, – служения Первосвященнического и – служения Царского. Поэтому издавна, в созерцательном учении о Христианской Вере, служение Иисуса Христа разделялось на три должности: – Пророческую, – Священническую и – Царскую. Такое разделение представляется достойным уважения и принятия, по следующим причинам: а) Сими понятиями о трёх служениях (как выше замечено) ещё в Ветхом Завете раскрываемо было строительство спасения чрез Иисуса Христа, как в прообразовательных лицах, каковы были Пророки, Первосвященники и Цари, например, Моисей, Мелхиседек, Аарон, Давид, Соломон и др., так и в пророчествах (о чём будет сказано при раскрытии каждого вида служения порознь).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Глава III Дети Божии и дети диавола (1–10). Братская любовь к ближнему и ненависть (11–18). Успокоение сердца в Боге (19–22). Вера и любовь (23–24). 1Ин.3:1 .  Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Установив (в 1Ин.2:29 ) органически тесную связь между праведностью и благодатным рождением христиан от Бога, Апостол теперь далее раскрывает понятие благодатного богосыновства, чтобы яснее оттенить упомянутую связь не только как необходимую по самому понятию рождения от Праведного, но и как нравственно обязательную для облагодетельствованных. Сам всегда имея как бы пред глазами великое дело искупления человечества во Христе, Апостол восторженно предлагает (ст. 1) и читателям благоговейно погружаться в духовное созерцание той недомыслимой любви Отца Небесного к людям (ср. Ин 3:16 ), в силу которой Он в таинстве искупления во Христе даровал всем людям быть и именоваться детьми Божиими. Величие этого божественного дара, обязывающего обладающих им христиан к постоянному совершенствованию, Апостол доказывает от противного – тем, что враждебный Богу мир и потому не ведающий Бога не знает и этого высокого преимущества христиан – их богосыновства: так переродила их любовь и благодать Божия, утвердивши их жизнь на совершенно новых началах, что они сделались чуждыми и непонятными миру. «Вы знаете, что Он (Христос) дал вам право быть и почитаться детьми Божиими. Если же принадлежащие миру не знают сего, т. е. того, что вы дети Божии, сему не удивляйтесь; ибо они не знают и Того, Кто усыновил вас» (блаж. Феофил.). 1Ин.3:2 .  Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Еще выше и непостижимее для самих чад Божиих будущее блаженство верующих: изображая блаженство праведников в будущем мире, слово Божие представляет его лишь в общих чертах (ср. 1Пет.1:4, 8 ; 2Тим.4:8 и др.), не касаясь самой его сущности. Известно лишь, что условием будущего блаженства является наше уподобление Богу (ср. Мф 5:48 ) в праведности, милосердии, святости и др. совершенствах, и что источником неизреченного блаженства для праведников будет лицезрение Божие, когда они будут зреть Бога не тускло и гадательно, а как бы лицом к лицу ( 1Кор 13:12 ), – «чистые увидят Чистого, праведные – Праведного, ибо подобные пристанут к Подобному» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1. Видя ваше, возлюбленные, усердное ежедневное стечение сюда, я чувствую великое удовольствие и не престаю прославлять человеколюбивого Бога за ваше преспеяние. Как голод есть признак телесного здоровья, так и усердие к слушанию Слова Божия можно считать самым лучшим признаком душевного здоровья. Поэтому и Господь наш Иисус Христос в нагорной проповеди о блаженствах сказал: «Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» ( Мф.5:6 ). Кто же будет в состоянии достойно восхвалить вас, которые уже получили от Владыки вселенной наименование блаженных и ожидаете от Него еще бесчисленных благ? Наш Владыка таков: когда увидит, что душа стремится к предметам духовным с сильным желанием и напряженным усердием, то подает благодать и богатые Свои дары. Поэтому надеюсь, что и нам, для вашей пользы, подаст Он обильнейшее учительное слово к назиданию любви вашей. Ведь для вас и вашего преспеяния мы предпринимаем весь этот труд, чтобы и вам скорее достигнуть самой вершины добродетели и быть учителями богоугодной жизни для всех, взирающих на вас, и нам получить большее дерзновение, видя, что мы трудимся не тщетно и не напрасно, что это духовное семя ежедневно возрастает, и с нами не случилось того, что было с сеятелем, упоминаемым в Евангелии ( Мф.13:4–7 ). Там одна только часть сохранилась, а три погибли: иное семя пало при дороге – и осталось бесплодным; иное было подавлено тернием, а иное, упав на камни и оставшись на поверхности, не могло принести никакого плода. Но здесь, по благодати Божией, мы надеемся, что все семя брошено на добрую землю, и одни принесут плод его во сто крат, другие – в шестьдесят, а иные – в тридцать. Это-то умножает нашу ревность, это-то возбуждает наш ум, – именно уверенность, что мы не тщетно и не напрасно предлагаем поучение, что вы принимаете слова ваши внимательным слухом и бодрым умом. Говорю это, не льстя любви вашей, но заключая о вашем усердии из вчерашней нашей беседы. Я видел, как все вы внимательно слушали и всячески старались, чтобы не опустить ни одного слова. Кроме того, и частые рукоплескания были весьма ясным доказательством, что вы слушали поучение с удовольствием. А кто слушает что-нибудь с удовольствием, тот, очевидно, внедряет это в ум и, слагая во глубине души, делает неизгладимым. Кто же может достойно и вас восхвалить, и нас ублажить за то, что говорим в слух слушающих? – «Блажен, – говорит (Писание), – поведаяй во ушы послушающих» ( Сир.25:12 ). Это следствие поста; это врачество послужило во спасение душам нашим. Если же (пост) показал такую силу в самом начале своем, то какой надобно ожидать от него пользы в последующие дни? Только вы, прошу, «со страхом и трепетом свое спасение содевайте» ( Флп.2:12 ) и не давайте никакого к себе доступа врагу вашего спасения. Он, видя теперь ваше духовное богатство, беснуется и свирепствует, и «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет.5:8 ). Но если будем только бдительны, то, по милости Божией, он никого не одолеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Глава 22 Бог дает повеление Аврааму принести в жертву Исаака Быт.22:1 . И было, после сих происшествий Это обычное, довольно неопределенное библейское указание – не столько на самое время, сколько на последовательность событий. Из последующего контекста ( Быт. 22:6 ) во всяком случае видно, что жертвоприношение Исаака происходило тогда, когда он уже успел подрасти настолько, что был в состоянии нести потребное количество дров для костра, следовательно, имел не менее 12–15 лет от роду. Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Митрополит Филарет различает два рода искушений: искушение во зле, или возбуждение к действованию злых склонностей, кроющихся в человеке, и искушение в добре, или направление, даваемое действующему в нем началу добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для достижения победы и славы; первое – не от Бога, но есть следствие оставления Богом ( 2Пар. 32:31 ); второе – от Бога, и, в меру духовных сил, посылается как благодать тем, которые достойны принять «и благодать на благодать» ( Ин. 1:16 ). «Не для того искушал Бог Авраама, – говорит еще блаженный Феодорит, – чтобы самому узнать, чего не знал; но чтобы научить незнающих, сколько справедливо возлюбил патриарха». Подобный взгляд на искушение, как на проявление божественной любви и на повод к развитию и укреплению добродетели, проводится и во многих других местах Библии ( Исх. 16:4 ; Втор. 8:2, 13:3 ; Пс. 25:2 ; Иак. 1:12 ; 1Пет. 1:7 ; 1Кор. 10:13 и др.). Быт.22:2 . Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; Исаак называется «единственным» сыном Авраама, потому что он единственный сын от Сарры, законной жены Авраама, и еще больше потому, что единственно на нем, как сыне обетования, покоились все божественные благословения о будущей славной судьбе потомства Авраама. И вот этой-то единственной опоре всех заветных дум престарелого патриарха теперь и грозит жертвенное заклание! пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010