Однако же не без ограничений они утверждали сие взаимное проникновение; но, понимая слово: проникновение, не более, как в смысле взаимного пребывания одного естества в другом, приписывали проникновение тому и другому естеству Богочеловека, а собственно деятельное проникновение приписывали одному только Божескому естеству Вот собственные слова одного из отцов: «Надобно знать, что, хотя и говорим: оба естества Господа нашего проникают (περιχωρεν) одно другое (это в смысле взаимного пребывания); но разумеем, что проникновение (в собственном смысле – деятельное) принадлежат Божескому естеству. Ибо одна Божеское естество проходит и проникает всё, как хочет, но само ничем не проникается. Оно сообщает Свои совершенства плоти, но само пребывает бесстрастно и непричастно плотским страданиям. Ибо, если солнце, сообщая нам свои силы, не заимствует ничего от нас и то тем паче Творец солнца и Господь» 248 . Отсюда само собою объясняется: почему во многих изречениях Св. Писания имени Лица Богочеловека (имени Христос) усвояется имя одного которого либо естества, например говорится: Христос есть человек: Един бо есть Бог и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ); Христос есть Бог: ихже отцы, и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог·( Рим.9:5 ); или употребляются о Нём наименования того и другого естества, и притом в одно и то же время, например: Сын человеческий и есть Сын Божий: кого Мя глаголют человецы быти, Сына человеческаго?.. Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф.16:13, 16 ); – Сын Божий есть Сын жены: посла Бог Сына Своего однородного, рождаемого от жены ( Гал.4:4 ). 2. О общении свойств Божеского и человеческого естества, вследствие ипостасного соединения их во Христе В учении об ипостасном соединении естеств Божеского и человеческого уже заключается понятие об общении (κοινωνα), в единой ипостаси Господа нашего Иисуса Христа, свойств, или собственностей (διωμτων) 249 того и другого естества. По силе сего общения в Богочеловеке Иисусе Христе, приписываются человеку свойства Божеские, а Богу свойства человеческие, или, как изъясняет св. Иоанн Дамаскин , Слово усвояет Себе человеческие свойства, потому что всё, принадлежащее святой Его плоти, есть Его. Также и плоти Оно сообщает собственные свойства... вследствие ипостасного соединения; так что один и тот же совершал и Божеские и человеческие дела в том и другом образе, при взаимном общении того и другого естества 250 . В Священном Писании много встречается таких изречений, в которых Иисусу Христу – Богу приписывается свойства человеческие, и Ему же, представляемому в естестве человеческом, свойства Божеские. Приписываются Ему, как, человеку, свойства Божеские: ( Ин.3:13, 15, 5:18 ; 1Кор.15:47 ; Кол.2:2, 3 ; Евр.13:8 . Пс.8:5, 7 ; Ис.9:1–7; 11:10 ; Дан.7:13–14 . Свойственное человеку во Христе приписывается Ему, как Богу: Ин.3:13 ; Лк.2:11 ; Ин.19:37 ; Зах.12:10 ; Деян.3:15, 20:28 ; Рим.5:10, 8:32 ; 1Пет.3:18 ; 1Кор.2:8 ; Гал.2:20, 4:4 ; 2Тим.2:8 ; Евр.5:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

" Они (праведные) в глазах людей наказываются», т.е. переносят лишения и несчастья, которые рассматриваются, как наказание Божие. Такой смысл следует из употребления этого глагола («наказываются» ) у писателя кн. Премудрости Соломона: Прем. 11:5, 13:1 , и из связи данного места с последующими 5 и 6 ст. Люди, в глазах которых наказываются праведные, это, прежде всего, нечестивые, которые согласно характеристике их у писателя ни в какое мздовоздаяние не верят и о страданиях, как Божественном наказании, со своей точки зрения, могли бы говорить лишь в ироническом смысле. Писатель здесь, очевидно, выражает не их взгляд, а общепринятое у евреев воззрение на божественное мздовоздаяние. «Надежда их полна бессмертия». Это выражение по аналогии с другими подобными ( Евр. 6:11, 10:22 ) означает твердую несомненную надежду. Предмет надежды – бессмертие. Прем.3:5 . И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. 5 . То, что обычно люди считают за наказание в руке Божией является только средством воспитания, возводящим человека на высшую ступень нравственного совершенства ( Прем. 11:5–6, 10–11 ; Евр. 12:5–11 ). Выражение: «немного наказанные, они будут много облагодетельствованы» по связи с предшествующим дает мысль о непродолжительности земных страданий и о вечном по смерти блаженстве праведных (ср. 2Мак. 7:36 ; 1Пет. 1:6 ). Но, кроме указаний на время, здесь следует видеть указание и на степень. В этом отношении страдания земные, как бы они велики ни были, не могут быть сравнены с будущим небесным блаженством, которое бесконечно их превосходит (ср. Рим. 8:18 ; 2Кор. 4:17 ). Впрочем, многие толковники выражение «облагодетельствованы» относят не к блаженству по смерти, а к счастливому периоду земной жизни праведных. «Бог испытал их», весьма часто встречающееся в Библии выражение для той мысли, что разными средствами, главным образом несчастием и страданиями, Бог испытывает послушание и веру людей ( Быт. 22:1 ; Втор. 13:4 ; Суд. 2:22 ; Пс. 65:10, 81:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

δικα вместо μαρτα 7 ст. более всего уместно именно здесь, где речь идет о том, что Бог делает недействительным произведенное грехом нарушение общения с Богом. Таким образом, исповедание грехов со стороны человека имеет своим следствием оправдание или прощение вины за содеянные грехи и очищение от того греховного в нашей природе, которое является источником греховных действий и по самому своему существу несовместимо с общением с Богом. Все это очищается, природа освящается, чтобы свет во всех отношениях и в каждом отдельном случае препобеждал тьму. Это даруется под условием исповедания грехов, но даруется непременно, так как Бог πιστς στιν κα δκαιος. Последние слова Апостола вызывают много споров среди экзегетов. В каком отношении стоят указанные в них божественные свойства к прощению грехов человека и очищению его от всякой неправды? Впрочем, в отношении к πιστς вопрос обыкновенно разрешается скоро, хотя и не без произвольных заключений и не без явных натяжек; но δκαιος трудно поддается даже таким натяжкам. Πιστς, по словоупотреблению и по общему признанию экзегетов, указывает на свойство истинности Божией, в силу которой Он непременно исполняет данные Им обетования ( Втор.7:9 ; Евр.10:23, 11:11 ). Верность есть существенное требование Его природы; аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может ( 2Тим.11:13 ). Но если мы рассмотрим места Нового Завета, где употребляется πιστς в приложении к Богу ( 1Кор.1:9 , cp. 8; 1Кор.10:13 ; 2Кор.1:18 ; 1Фес.5:24 ; 2Фес.3:3 ; 2Тим.2:13 ; Евр.10:23, 11:11 ; 1Пет.4:19 ; ср. Ис.49:7 ), то из них видно будет, что верность Божия понимается главным образом в Его отношении к миру в свойстве Бога Спасителя. Что Он именно есть Бог спасения и постоянно остается таковым, это Он доказывает в самом совершении дела спасения людей; при этом πιστς выдвигает тот момент, что Ему именно, как Богу спасения, можно вполне довериться 596 . Несомненно, в этом значении πιστς употреблено и в рассматриваемом месте послания. Бог, Который верен, исполнит обетование, лежащее в основании всего ветхозаветного и новозаветного откровения о спасении, – обетование, что искренно исповедующему свои грехи вина будет отпущена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Смотря со светлыми надеждами на новоустроенную дорогу, как на вернейший залог благосостояния края нашего, принесем прежде и паче всех глубочайшую благоговейную, общую нашу благодарность мудрому Руководителю судьбами отечества нашего Августейшему Монарху, явившему новый знак внимания Своего к насущным потребностям небогатой страны нашей; да будет за сим искреннейшая наша признательность высокоуважаемым здателям и всем содействовавшим успеху и совершенному окончанию необходимейшего сего и полезного для нас дела. От лица св. Церкви, все доброе благословляющей и освящающей, призываю молитвенно Божию благопоспешествующую помощь и благословение на дело сие, на ход и правильное движение нового пути сообщения отныне и всегда. Речь при прощании с Вологодской паствой, произнесенная 15 июля 1873 года Всем управляющая десница Всевышнего Промысла, через державную власть Благочестивейшего Самодержца и изволение правительствующего Священноначалия, указывает мне, возлюбленные братие, другое место служения св. Церкви. Не дерзаю что-либо помыслить вопреки определению свыше; с благоговением и покорностию приемлю новый жребий службы сея ( Деян.1:17 ). Мы все странники на земле и пришельцы, не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем ( Евр.11:13 , Евр.13:14 ), – и пастырям Церкви нередко приходится, на время отлагая пастырский жезл, опираться на посох страннический. Нынешний день – тот самый, приснопамятный для меня день, в который, несколько лет назад, последовало утверждение моего смирения на кафедру Вологодскую. Вы весте, яко от перваго дне, отнелиже приидох в страну сию, како с вами все время бых ( Деян.20:18 ). Се время отшествия моего наста ( 2Тим.4:6 ), – и вы собрались в этот престольный храм, чтобы, после напутственного богослужения и прилежной молитвы ( Деян.12:5 ), выслушать прощальное слово. Что убо речем ( Рим.6:1 )? Ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати души ваши и дати вам блаженное наследие благ вечных со всеми праведными и освященными ( Деян.20:32 ). И вместе с тем, следуя заповеди небесного Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.10:12 ) и примеру первых благовестников св. евангелия ( 1Пет.1:2 ; Рим.1:7 ), как по пришествии моем к вам благовестил я мир Христов и потом постоянно возвещал вам этот благодатный мир – и в богослужениях, мною совершаемых, и в слове церковной проповеди, так и теперь, разлучаясь с вами, мир оставляю вам ( Ин.14:27 ), мир Христов призываю на всех вас. Мир и благословение тебе, богоспасаемый град, осеняемый драгоценной святыней чудотворных икон и св. мощей; да преуспеваешь в вере и благочестии и возрастаешь в благосостоянии своем! Мир и благословение всем прочим градам и весям богохранимой страны сея! Мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе ( Флп.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

Эти имена – общие Тому, Кто выше нас и Кто ради нас (общие Сущему выше нас и ради нас); а наименования, особенно свойственные нам и принадлежащие человеческому естеству Богочеловека,— следующие.  Человек  ( 1Тим.2:5 , и – для того, чтобы Невместимый (Необъемлемый) телом, по причине необъятности естества, не только стал для тела вместимым, но и освятил бы Собой человека, соделавшись как бы закваской для всецелого теста, дабы освободить человека от осуждения, соединив с Собой осужденное, для всех став всем тем, что мы есть, кроме греха, то есть став телом, душой, умом – всем тем, что было проникнуто смертью.  Сын Человеческий  ( Ин.3:18 ) – и через Адама, и через Деву, от которых родился (от Адама как от праотца, от Девы – как от Матери) и по закону и не по закону (сверх закона) рождения.  Христос  — по Божеству, так как самое помазание освящает человечество, не собственным действием, как у других помазанников, а присутствием всецелого Помазующего. Следствием же этого помазания является то, что Помазующий именуется человеком, а помазанное делается Богом.  Путь  ( Ин.14:6 ), ибо ведет нас Собой. Дверь  ( Ин.10:9 ) как Вводящий.  Пастырь  ( Ин.10:11 ), потому что пасет  на месте злачне  и воспитывает  на воде покойне  ( Пс.22:2 ), возводит отсюда, защищает от зверей, возвращает заблудшего, отыскивает потерянного, обвязывает уязвленного, сохраняет крепкого и наставлениями пастырского учения собирает в тамошнюю ограду.  Овца   ( Ис.53:7 ) как жертвование (заколение).  Агнец   ( 1Пет.1:19 ) как Совершенный. Архиерей  ( Евр.4:14 ) как Ходатай (Посредник). Мелхиседек  ( Евр.7:3 ) как рожденный без матери по естеству, превосходящему наше, и без отца – по естеству нашему; как царь Салима, то есть царь мipa, и как царь правды…  Иисус Христос вчера и сегодня  телесно, Тот же  духовно и во веки» ( Он же.   Слово 37 ). Каждое имя, относимое ко Господу Иисусу Христу в Его Богочеловеческом подвиге, имеет свое сотериологическое значение. «Господь Христос делается всем для всех,— говорит святой Григорий Богослов,— чтобы всех приобрести… Ибо не только становится иудеем, не только принимает на Себя всякие не подобающие Ему и уничижительные наименования, но, что более всего неприлично,— называется самим грехом и самим проклятием (см.: 2Кор.5:21 ; Гал.3:13 ). Хотя Он и не таков на самом деле, однако же так именуется. Ибо как может быть грехом Тот, Кто и нас освобождает от греха? И как – проклятие Тот, Кто и нас искупает от проклятия закона? Но Он так называется, чтобы и до сей степени показать Свое смирение и этим научить нас смирению, возводящему к высоте. Таким образом, Он становится рыбарем, ко всем снисходит, забрасывает сети, всё переносит, дабы только извлечь из глубины рыбу, то есть человека, плавающего по непостоянным и соленым волнам жизни» ( Там же ).

http://azbyka.ru/gospod-iisus-xristos-ka...

3) Награда и труд так тесно связаны между собою, что одна не бывает без другого, подобно тому, как отец не бывает без сына, или господин без раба. Но жизнь вечная есть награда ( Быт.15:1 ; 2Пар.15:7 ; Прем.5:15 ; Исх.40:10 ; Мф.5:12, 20:8 ; 1Кор.3:8, 14 ; Апок.11:18, 22:12 ) и притом соразмерная с трудами человека ( Мф.16:27 ; Лк.6:38 ; Рим.2:5 ; 1Кор.3:8 ; Гал.6:7 ; Апок.22:12 ). Поэтому, как можно отрицать значение последних в деле спасения? (941 а –942 б ). 4) Всякий, желающий собрать жатву с поля, должен сначала засеять его. Но жизнь вечная есть жатва ( Гал.6:7–10 ; Пс.125:5–6 ) и потому предполагает труды и заботы, предшествующие ее собиранию (943 а ). 5) Лицезрение не согласно с правдою и святостию Божиею ( Рим.2:11 ; Гал.2:6 ; 1Пет.1:17 ; Деян.10:34 ); поэтому Господь дает небесные награды сообразно с трудами и заслугами человека. Последние имеют некоторое достоинство пред Богом ( Лк.10:7 ; Прем.3:5 ; 2Сол.1:5 ; Апок.3:4 ), и воздаяние за них совершается по справедливости ( 2Сол.1:6–7 ; 2Тим.4:7–8 ; Евр.6:10 ; 1Кор.9:24 ; Притч. 19:17 ; Пс.91:16, 10:7, 124:17, 118:137 ). А так как Господь обещает награду небесную не за одну веру, но и за добрые дела ( Ин.8:51 ; Иак. 1:12 ; Апок.2:7–11; 3:5, 21 ), то Он, но величайшей правде Своей, и исполнит в свое время обещанное (943 а –945 б ). 6) Небесные блага уготованы любящим Бога, а не верующим только в Него ( 1Кор.2:9 ). А так как лучшее проявление любви к Богу есть соблюдение Его заповедей ( Ин.11:15, 21:23–24 ), то и небесные награды даются не за веру человека, но и за добрые дела его (946 аб ). 7) Протестанты признают необходимою для спасения только веру человека. Но мертвая вера – для нас не спасительна, а живая необходимо предполагает добрые дела (946 б –947 а ). 8) Учение протестантов о единой оправдывающей вере ведет к последствиям, вредным для нравственной жизни человека: лишает его побуждения к добрым делам и дает повод к бездеятельности и нравственному расслаблению (947 аб ). 9) На всяком христианине лежит обязанность соблюдать заповеди закона Моисеева ( Мф.19:17 ), что, конечно, невозможно без добрых дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Здесь по контексту нужно разуметь орган духовного, нравственного чувства, то восприятие, которое совершается непосредственным чувством, то нравственное чувство, которое понимает доброе и злое, как таковое, и приводит к сознанию ( Евр.5:14 ); противоположность чему составляет притупление и недеятельность нравственного чувства ( Мф.13:15 ; Рим.11:8 ), притупление ασθητρια τς καρδας ( Иер.4:19 ), вследствие чего находит в себе место нравственная невосприимчивость, безрассудность и равнодушие. Преуспеяние в этом нравственном чувстве – ν ασθσει – дает духовную опытность, нравственный такт, то совершенство, которое Апостол в другом месте выразил имением чувств, обученных в рассуждении добра и зла ( Евр.5:14 ). Прибавлением πσ к ασθσει Апостол указывает на совершенство последнего; он молит Бога для Филиппийцев о всяком ασθσει, потому что их внутреннее чувство не должно оставаться без соответствующей нравственной деятельности восприятия, каковая может быть различна смотря по нравственно обусловленным обстоятельствам. πγνωσις и ασθησις оба нужны любви для того, чтобы δοκιμζειν τ διαφροντα различать лучшее, т. е. что справедливо и что несправедливо. А “распознание того, что должно делать, и чего не должно делать есть истинная мудрость” 134 . А потому, следовательно, Апостол молит Бога о даровании Филиппийцам – не мудрости века сего, которой начало положено Адамом, но мудрости христианской, мудрости Христовой, приобретение которой человеком есть дело в нем божественной благодати 135 . Δοκιμζειν употребляется в Новом Завете не только с значением – исследовать, испытывать, узнавать (ср. Рим.2:18 ; Еф.5:10 и др.), но вместе с тем и с значением – действительно испытанное избирать (ср. 1Кор.16:3 ; Рим.14:22 ). Здесь лучше понимать с последним значением. Ες τ δοκιμζειν – это ближайшая цель преуспеяния (περισσε) любви в познании и во всяком чувстве; конечная же цель – να τε ελικρινες κα πρσκοποι и дал. Словом ελικρινες (от ελη и κρνω срав. 1Пет.3:1 ; 1Кор.5:8 ; 2Кор.1:12, 2:17 ) Апостол выражает внутреннюю чистоту, – словом πρσκοποι (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Нам не известно, кто такой Хус, но мы знаем, что Саул – царь Израильский; он был из колена Вениаминова ( 1Цар. 9:1 ) и окружил себя своими соплеменниками ( 1Цар. 22:7 ). Известно также, что злые наговоры недоброжелателей настроили его против Давида ( 1Цар. 24:9; 26:19 ). Ситуация, описанная в 1Цар. 18:10–24 , должно быть, способствовала тому, что «хуситы» помогли разжечь в душе Саула панический страх перед Давидом. Но ведь Давид знал, что ни одно из обвинений в его неверности Саулу не выдерживает критики; пред Божьим судом (7, 8, 11 – 14) его совесть чиста, ничем не запятнана (9б, 10). Эти стихи представляют главную мысль псалма, призывая каждого сохранить непорочную совесть перед людьми и Богом ( Деян. 24:16 ; Евр. 13:18 ; 1Пет. 3:16 ). А 1 (2–3) Упование на Господа и молитва Б 1 (4–6) Грех и его последствия В 1 (7–9а) Бог – Судия праведный Г (9б–10) Чистая совесть В 2 (11–14) Бог – Судия праведный Б 2 (15–17) Грех и его последствия А 2 (18) Благодарность и хвала Господу Здесь звучит уже знакомая тема: молитва помогает выйти из кризисной ситуации и завершается благодарностью и восхвалением Господа. В ст. 4–6 и 15–17 развивается мысль о неизбежности воздаяния за грех: в данном случае Давид с полнейшей готовностью предоставляет себя суровому, но справедливому суду Господа. Таков путь греховных замыслов и дел (15–17): они, подобно бумерангу, возвращаются к совершившему злодеяние. Но если возмездие за грех падает на голову предпринявшего злое, то это происходит потому, что существует справедливость (7–9а) – строго взыскующий Бог (11–14), пред лицом Которого предстанет однажды каждый из нас, но Который всякий день взыскивает за отсутствие раскаяния. В свете такой концепции воздаяния по делам и прежде всего перед таким Богом Давид подтверждает свою невиновность: такова природа и благословение непорочной совести. 2–3 Упование на Господа и молитва . На Тебя я уповаю – избавление от врагов еще только предстоит, оно в будущем (18), но охрана и защита действуют уже в настоящее время. От всех гонителей (2) – множественное число в ст. 3 меняется на единственное («он»), то есть у Давида много врагов, но одного из них можно назвать его заклятым врагом, и имя его указано в ст. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

«Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть и тако смерть во вся человеки вниде ( Рим.5:12 )». Ветхозаветные писатели, выходя из этого понятия о всеобщности греха, считали человеческие страдания необходимым следствием его (напр., Еккл.7:20 , Иов.14:4–5 ). Только прилагая это общее положение к различным состояниям нравственного достоинства человека, они различно определяли цель грозных посещений Иеговы. Великие страдания, которые нередко посещала праведников, одни свящ. писатели объясняли как испытания их веры, их крепости в добродетели. Так напр., объясняются искушения (страдания) Авраама в книге Бытия. Эту общую мысль подтверждает и пролог книги Иова, вводя сюда действия злой силы. Пролог книги Иова дает такое объяснение страдания посылаются праведникам с изволения Божия по зависти и злобе диавола в виде искушений добродетели праведника. Но в книге Иова означенная мысль высказана не особенно ясно. Бог не дал праведнику определенного ответа на вопрос о смысле его страданий. И писатель книги Иова, очевидно, дал только гадательное решение вопроса, отказываясь понять его во всей глубине, изложить свое мнение в качестве общего положения. В книге Притчей идее педагогического значения человеческих страданий выступает яснее. Премудрый видит в наказаниях, посылаемых праведнику, обнаружение особенной любви Бога Промыслителя ( Притч.3:11–12 ). Эта идея педагогического значения страданий удержана и в новом завете. О таковом значении их говорить Ап. Павел ( Евр.12:5–6 и далее ссылка на указанное место Притчей, 1Кор.4:17–18 ), Ап. Петр ( 1Пет.1:6–7, 4:12–13 ), Иаков (1:2–12, 5:7–11). Но даже страдания, служащие педагогическим средством в руках Божиих, вызываются греховным состоянием человека, служат средством к исправлению, к поднятию духовного уровня человека. Ап. Павел в указанной главе послания к Евреям высказывает это ясно и определенно. «Те (родители) наказывали нас по своему произволу, а Сей для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» ( Евр.12:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Первым творческим действием Божиим в произведении вселенной было сотворение неба и земли. Но что должно разуметь под небом и землею в бытописании? Словами небо и земля, вместе взятыми, обыкновенно обозначается в ветхозаветном Писании понятие о мире, вселенной, т. е. земля и воздушные пространства со всеми видимыми и невидимыми небесными телами (напр. Быт.2:1 ; Втор.4:19, 30 ; Неем.9:6 ; Пс.101:26–27 и др.), для которого в еврейском языке не существует особого слова. Но так как видимое небо и все украшение его, равно и земля со всеми населяющими ее существами, по указанию бытописания, произошли позднее, то, следовательно, под небом и землею – начальными произведениями Творца, нельзя разуметь ни надземный, – звездный мир, ни земной шар, нашу планету. Дальнейшее описание первоначального состояние земли показывает, что под «землею» бытописатель разумел не землю в собственном смысле, а находившееся первоначально в состоянии смешанности и неустроенности вещество, из которого последовало дальнейшее мирообразование. Но что должно разуметь под небом? Слова «небо, небеса», кроме значение космического – (т. е. употребление оных в Писании для обозначения неба атмосферического и астрономического), имеют в ветхом завете еще значение символическое, переносное. Под небом нередко разумеется в Писании мир горний, вышечувственный ( 2Кор.12:2 ), место пребывания Бога ( Пс.67:34; 113:24 : 3Цар.8:27, 30 ; Мф.6:9 ; Ин.6:38 ; Деян.1:11 ; Евр.8:1 ; Откр.4:2 и др.), ангелов ( Пс.148:1–2 ; Мф.18:10; 24:36 ; Еф.1:20 и др.), называемых воинством небесным ( 3Цар.22:19–21 ; Пс.148:2 ; Иов.25:3; 15:15 ; Лк.2:13 ; Откр.19:14 и др.) и святых Божиих ( 4Цар.2:11 ; Мф.6:20; 19:21 , Евр.10:31 ; Флп.3:20 ; 1Пет.1:4 и др.). Есть мнение, что в переносном смысле употреблено слово «небо» и в начал кн. Бытия, именно, под небом разумеют здесь небо небес ( 3Цар.8:27, 30, 39 ), или мир невидимый, ангельский, созданный прежде мира видимого. При этом предполагается, что из безвидной и неустроенной земли, вследствие творческого действия Божия, произошла не только наша планета, со всеми своими существами, но и все прочие мировые тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010