Из этого ясно, что одно есть основание апостолов и пророков: Господь наш Иисус Христос. Ст. 22–23. Так говорит Господь Бог: вот Я поднимаю ( вульгата : подниму) к племенам руку Мою и пред народами воздвигну знамя Мое: и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих доставят на плечах. И будут цари питателями твоими и царицы кормилицами твоими. С опущенным до земли лицом будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих: и узнаешь, что Я Господь и не постыдятся о Нем надеющиеся на Него. LXX : Так говорит Господь Бог: вот Я поднимаю на племена руку Мою и на островах воздвигну знамя Мое, и приведут сыновей твоих на лоне и дочерей твоих принесут на плечах. И будут цари питателями твоими и княгини кормилицами твоими: до лица земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих: и узнаешь, что Я Господь, и не постыдятся надеющиеся на Меня. На сказанное церковию: я бесплодная и плененная: кто родил их мне? Я покинутая и одинокая: где же были они? Господь отвечает: почему ты удивляешься, что это случилось? Ты не будешь удивляться, когда услышишь, что Я поднял к народам руку Мою, о которой и святой говорить: Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою ( Пс. 138:5 ), и Сам Спаситель: никтоже может восхитити от руки Отца Моего (Иоанн. 10:29), и апостол Петр: смиритеся под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время посещения ( 1Петр. 3:6 ). Эта рука, поднятая к народам, есть та, о которой этот же самый пророк говорит: будет корень Иессеов, возстаяй владети языки, на того языцы уповати будут ( Ис. 11:10 ). И не только руку Свою поднимет к народам, но и воздвигнет знамя Свое среди народов, – без сомнения, знамя креста, чтобы исполнилось написанное: хваления Его исполн земля ( Аввак. 3:3 ), и еще: чудно имя Твое по всей земли ( Пс. 8:1 ) . Тогда принесут на руках или на лоне сыновей Сиона, и дочерей его доставят на плечах. Таков был и Лазарь, и все святые, покоящиеся на лоне Авраамовом ( Лк. 16 ), и души верующих, к которым апостол Павел говорил: млеком вы напоил ( 1Кор. 3:2 ). И в другом месте: чадца моя, ими же паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас ( Гал. 4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоею»… и «возлюби ближнего твоего, как самого себя», говорит Господь. На этих двух заповедях, по слову Господа, «утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37-40 ); их исполнение «больше всех всесожжений и жертв» ( Мк.12:33 ). «Любящий другого», разъясняет апостол, «исполнил закон», «ибо… все другие заповеди заключаются в этом слове: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим.13:8-9 ). «Любите», говорит Господь, даже «врагов ваших; благотворите ненавидящим вас; благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас» ( Лк.6:27-28 ). Без любви христианской ни дар пророчества и чудотворения, ни даже раздача всего имения и предание самого тела своего на сожжение, не могут иметь никакого значения ( 1Кор.13:2-3 ). «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». «Не любящий брата пребывает в смерти». «Не любящий брата своего не есть от Бога» ( 1Ин.3:14, 10 ; 1Ин.4:8 ). Итак, любовь к ближнему – это основная заповедь христианства, отличительный признак, по которому можно узнать истинных учеников Христовых ( Ин.13:35 ). Одним из самых естественных и существеннейших проявлений этой христианской любви к ближнему является молитва за него к Богу, а потому слово Божие настойчиво и многократно внушает верующим этот долг молитвы. «Прежде всего прошу», пишет апостол, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). «Молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). «Бодрствуйте в молитвах» ( 1Петр.4:7 ). «Непрестанно молитесь» ( 1Фес.5:17 ). «Молитесь» даже «за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). Люби своего ближнего и молись за него, – вот непреложный завет нам веры Христовой, а так как Бог наш есть Бог и живых и мертвых и «у Него все живы» ( Лк.20:38 ; Рим.14:9 ), то и христианская любовь наша «никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ), простираясь и на живых и на умерших. Вот почему Святая Церковь и внушает нам молиться за наших усопших ближних. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «мы молимся о всех между нами скончавшихся, веруя, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва»(1). «Должно», по учению Св. Иоанна Златоуста , «сколько можно помогать умершему не слезами, но молитвами, и молениями, и милостынею, и приношениями». «Не поленимся подавать помощь умершим и приносить о них молитвы»(2). «Не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей», говорит бл. Августин, «но постараемся оказывать оную и умершим»…! «Всем нам, имеющим прейти от сей жизни, нужно милосердие». «Хочешь ли, чтобы Бог был к тебе милостив? Будь сам к ближнему таким. Итак, молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе.»(3) Наша святая вера таким образом учит нас: люби своего ближнего и молись за него, как за живого, так и за умершего.

http://azbyka.ru/mozhno-li-i-dolzhno-li-...

по ходатайству многих» ( 2Кор. 1:10,11 ); «ты же не проси за этот народ... и не ходатайствуй предо Мною» ( Иер. 7:16 ). Следовательно, ходатайство Господа Иисуса Христа не исключает ходатайства святых, которые силу для своих ходатайственных молитв пред Богом заимствуют от искупительной жертвы Иисуса Христа и помогают людям не своей силой, а силой того же Христа. 2) Обращение к святым унижает ходатайство Иисуса Христа. Где об этом сказано в Свящ. Писании? тогда и вообще молитвы за других тоже будут унижать ходатайство Иисуса Христа, а потому излишни (?!). В таком случае зачем в слове Божием заповедь: «молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5:16 )? Зачем Иисус Христос повелел: «молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)? Зачем апостол просит молитв за себя? ( Рим. 15:30 ; Еф. 6:18,19 ; Кол. 4:3 ; Флп. 1:19 и др.). Апостол, назвавший Иисуса Христа единым Посредником, просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» и свидетельствует, что «это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» ( 1Тим. 2:1–3 ). 3) Молитвы должны быть адресованы Богу, а не святым. Призывание святых не означает того, будто мы вместо Бога обращаемся за помощью к ним, а лишь то, что, сознавая свое недостоинство и нечистоту греховную (сн. Лк. 7:7 ), мы прибегаем к святым, как близким Богу, и просим их своим ходатайством пред Богом усилить нашу молитву, чтобы она была действенна ( Лк. 18:7 ; 1Петр. 3:12 ). 4) «Проклят человек, который надеется на человека» ( Иер. 17:5 »). Пророк говорит, что проклят тот человек, которого сердце удаляется от Господа и который надеется не на Господа, а на человека (сн. стих. 7). Здесь нет речи о молитвенном ходатайстве святых. Если в приведенном месте ( Иер. 17:5 ) Бог будто проклял человека, обращающегося к молитвенному ходатайству святых, то как мог пророк говорить иудеям, просившим его о молитве пред Господом: «слышу, помолюсь Господу Богу вашему, по словам вашим» (– 42:4)? Наоборот, Господь внял молитве пророка и не осудил его (стих, 7–22) за молитвенное ходатайство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Прекрасный Жених плачет, не скрывая скорби своей. Никто и ничто не может утешить Его. Все родные Его говорят Ему: – Не убивайся так из-за нее, она недостойна Твоей любви. Если она так легкомысленно отнеслась к обещаниям своей верности Тебе, значит она не любила Тебя, а лишь притворялась любящей. Если она так скоро забыла все Твои слова исполненные нежности и любви, все ласки Твои и самый вид Твой, прекрасней которого нет во всей вселенной ( Пс. 44:3 ), значит она слыша не слышала, видя не видела и имела сердце каменное. – Но не от избытка ли сердца говорят уста ( Лук. 6:45 ), – робко возражает оскорбленный Жених, – и не ее ли это слова: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами» (Песнь песней. 2:3). И когда ей возражали, говоря, «чем возлюбленный твой лучше других возлюбленных», то она, пламенея от любви и еле сдерживаясь, отвечала: «Возлюбленный мой бел и румян, лучше десяти тысяч других: голова его – чистое золото; кудри его волнистые, черные, как ворон; глаза его – как голуби при потоках вод, купающиеся в молоке, сидящие в довольстве; щеки его – цветник ароматный, гряды благовонных растений; губы его – лилии, источают текучую мирру; руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами; голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях; вид его подобен Ливану, величествен, как кедры; уста его – сладость, и весь он – любезность. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские» (Песнь песней. 5:10–16)! А потом добавляла радостно: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой – мне» (Песнь песней. 6:3)! Неужели эти слова – пустой звон, а причина рождающая их такое же пустое женское тщеславие? Но ведь подобное она говорила и Мне наедине, затворившись в клети своей, и Отцу Моему ( Мф. 6:6 ). – Увы, – сочувствуют Его горю друзья, – всякий человек ложь ( Пс. 115:2 ), а если при этом он сочувствует нечестию, то ложь его на устах во все дни жизни его ( Пс. 57:4 ). Не согрешает в слове только совершенно избавившийся от действия греха ( Иак. 3:2 ) или вовсе не имеющий его ( 1Петр. 2:22 ). Так что забудь слова ее, как она забыла их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

В эти дни Господь говорил ученикам о Царствии Божием. Сообщенные в эти дни истины Царствия Божия были более глубоки, чем те, которые открыты до крестных страданий. Но теперь для апостолов это были светлые тайны, прозрачные глубины. Таинственные и непостижимые, они были легки для принятия, по обетованию Господа в той же прощальной беседе: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин.16:25 ). О глубине этих тайн пишет апостол Петр христианам: «Проповедано вам..., во что желают проникнуть ангелы» ( 1Петр.1:12 ). После вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостолы раскрывают христианам «домостроительство тайны», до тех пор неведомой «начальствам и властям на небесах», «сокрывавшейся от вечности в Боге», соделавшейся известной на небесах через Церковь ( Ефес.3:9–10 ). От апостолов эти тайны стали достоянием и земной Церкви, вошли в её вероучение. Потому говорит от имени апостолов тогда еще не знавший Иисуса, но после просвещенный явлением ему самому Господа, младший из апостолов Павел: «Кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Господь, сказав в прощальной беседе о дне воскресения Своего: « в тот день вы не спросите Меня ни о чем», продолжал: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:23–24 ). И апостолы стали жить этой уверенностью, внушать и доказывать ее уверовавшим во Христа. «Чего ни попросим, получим от Него», пишет апостол Иоанн в своем первом послании ( 1Ин.3:22 ), и потом снова: «вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин.5:14 ). То же и в послании апостола Иакова: «если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему, но да просит с верою» ( Иак.1:5–6 ). После святых сорока дней Своих явлений Господь вознесся на небеса. И мысль апостолов от истины воскресения Христова и попутно с нею устремляется к другой истине, наиболее тесно с ней связанной – к истине всеобщего воскресения. Христос – первенец из мертвых ( 1Кор.15:20 ). Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертныя тела ( Рим.8:11 ). Нужно жить для жизни вечной. На небесах хранится наследство нетленное, чистое, неувядаемое для живущих по вере во Христа ( 1Пет.1:4 ). Только нужно быть достойным его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Итак, не может быть и речи о запрещении войны и военной службы по учению божественного Откровения Ветхого Завета. 3. Учение божественного Откровения Нового Завета о войне и военной службе Источником божественного Откровения Ветхого и Нового Заветов является Бог-Саваоф. Поэтому, Он не может себе противоречить, по этой причине и учение ветхозаветного божественного Откровения о войне и военной службе подтверждается и новозаветным божественным Откровением, причем в Новом Завете учение об этом предмете считается общеизвестным, подробно, как в Ветхом Завете, не излагается, но говорится об этом кратко и редко, когда к тому бывали достаточные поводы и когда этого требовали те или другие обстоятельства. Сам Господь Наш Иисус Христос , Основатель и Ходатай Нового Завета ( Евр.9:15 и 1Тим.2:5 ), ясно учит о том, что самозащита в земных царствах дело вполне естественное. В подтверждение этой истины Он сказал на суде у Пилата: «Если бы от мира сего было царство мое, то служители мои подвизались бы за Меня». ( Ин.18:36 ). Следующие выражения Христа: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю, не мир пришел Я принести, но меч» ( Мф.10:34 ) и «Кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму, а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» ( Лк.22:36–38 ), имеют прямо как бы воинский характер, звучат воински и дышат воинским духом. И по учению апостольских посланий война и военная служба считаются для Христиан дозволительными. Так св. Ап. Павел дал Христианам мудрое житейское правило: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» ( 1Кор.7:20 ), следовательно и в воинском звании. Этот же Св. Апостол ясно учит о том, что воин должен получать жизненное содержание от Государства и что он должен быть свободен от всех гражданских дел, говоря: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» ( 1Кор.9:8 ) и «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» ( 2Тим.2:3 ). Военачальник, по учению Св. Ап. Павла и Петра не самозванец, a Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:4 и 1Петр.2:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему: Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего ( Пс.23:4-5 ). «Тот, у кого руки невинные и чистое сердце, кто в душе своей не увлекался суетою и не клялся лукаво ближнему своему. Сей получит благословение от Господа и милость от Бога – Спасителя своего». Доколе положу советы в души моей, болезни в сердцы моем день и нощь? доколе вознесется враг мой на мя ( Пс.12:3 ) «Доколе я буду слагать помыслы в душе моей, (а) печали в сердце моем день и ночь? доколе будет возноситься надо мною враг мой?» Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю ( Пс.7:11 ). «Помощь мне от Бога, спасающего правых сердцем». Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем ( Пс.10:2 ). «Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы, чтобы во мраке стрелять в правых сердцем». Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии, и хвалитеся, вси правии сердцем ( Пс.31:11 ) «Веселитесь о Господе и радуйтесь праведные, и хвалитесь (Им) все правые сердцем!» Чисто сердце мое во словесех, разум же устну моею чистая уразумеет ( Иов. 33:3 ). «Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое». Так понимаемая чистота сердца исключает всякую двойственность и предполагает жизнь чистую в сердечных побуждениях и решительно направленную в проявлениях чистой любви к людям. Апостол Петр дает наставление верующим: Души ваша очистивше в послушании истины духом, в братолюбие нелицемерно, от чиста сердца друг друга любите прилежно ( 1Петр.1:22 ). «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца». Исправите сердца ваша, двоедушнии ( Иак.4:8 ). «Исправите сердца ваша, двоедушнии» Ложь, лицемерие, неискренность оскверняет сердце, но еще более грязнит сердце человека грех, порок, хотя бы сами по себе они не были вредны другим людям и не были нарушением любви к ним. Совершивший грех праведник просит Господа:

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

17–20. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти. Итак, напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после, сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников, есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей, «И когда апостол пал как мертвый, к ногам Христа, Господь, укрепляя, сказал ему: не бойся, потому что Я, безначальный и бесконечный, пришел не умертвить тебя, но ради вас Сам был мертв и имею ключи ада и смерти – т.е. смерти телесной и душевной» 54 . Дважды вводимый здесь признак живый ( ζν) уже в Ветхом Завете усвоялся Богу, входя в состав пророческой клятвенной формулы жив Господь ( 3Цар.22:14 ; 4Цар.2:4 ), чем оттенялась противоположность Его бездушным и мертвым богам народов языческих. Как живый, Он непрестанно обнаруживает Свою Божественную деятельность в истории мира, бодрствует и промышляет о человеке, избавляет и спасает, умерщвляет и оживляет, поражает и исцеляет, совершает чудеса и знамения на небе и на земле ( Дан.6:27 , 1Цар.2:6–7 ; Втор.32:39 ). Так и в Евангелии Спаситель не раз указывал на Себя как на источник и принцип жизни (особенно в беседе с Марфою, передаваемой тем же Иоанном Богословом пред воскрешением Лазаря. – см.: Ин.11 -я гл.). Понятие царственного величия и могущества в Иисусе Христе изображается, далее, в словах: И имам ключи ада и смерти. Обладание ключами (ср. Мф.16:19 : ключи царствия; Лк.11:52 : ключ разумения; Откр.9:1 : ключ кладязя бездны и 20:1: ключ бездны) есть символ полной власти над известной областью, с правом открывать и закрывать доступ в нее. Ад в Священном Писании часто изображается в виде темницы или крепости с воротами и запорами (см.: Пс.9:14; 106:18 ; ср.: 1Петр.3:19 ), а смерть телесная, когда отверзает душе человека, не омытого Кровью Христа, врата адовы (шеол; см.: Пс.88:48–49 ), и сама у прор. Исаии называется вратами ада, вратами преисподней (см.: Ис.38:10 ). Отсюда и данный образ – ключи смерти и ада. Таким образом, всю эту речь явившегося Господа можно передать такими словами: «Я – твой всемогущий и вечный Творец и премудрый Промыслитель. Я вечен по Своему Божеству. Я испытал и общую всем людям участь смерти. Но Я воскрес Своею Божественною силою. Ради Своих добровольных страданий Я имею ключи ада и смерти, т.е. имею власть над тем и над другою, ибо победил диавола» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Весьма также важны, по отношению к рассматриваемой нами истине, два следующие замечания: а) Во всем Священном Писании Дух Святой нигде не называется творением и не поставляется в числе творений Божьих, хотя открывалось к тому немало случаев, если бы священно-писатели, действительно признавали Его существом сотворенным. Так, Псалмопевец неоднократно призывает к прославлению Бога все Его создания, небесные и земные, ангелов, силы, солнце, луну и прочие, но о Святом Духе не говорит ни слова ( Пс. 102:20–22; 148:1–13 ). Апостол Павел исчисляет важнейшие из созданий Сына Божия, престолы, гос­подства, начала, власти – но о Святом Духе – также ни слова ( Кол. 1:16 ). Апостол Петр свидетельствует, что, когда Иисус Христос вознесся на небо и сел одесную Бога Отца, тогда покори­лись Ему, как Богочеловеку, ангелы и власти и силы ( 1Петр. 3:22 ), но о покорности Ему Святого Духа – ни малейшего намека. б) Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу, в деле нашего искупления, как и Бог Отец. Отец освятил Сына своего и послал в мир ( Иоан. 10:36 ), и о Духе Святом говорит Спаситель: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем ( Лук. 4:18 ), и Апостол Петр замечает: Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета ( Деян. 10:38 ). Отец содействовал самому воплощению Сына своего: Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной ( Рим. 8:3 ), Который родился от жены ( Гал. 4:4 ); и о Святом Духе предвозвещено было Пресвятой Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лук. 1:35 ). Об Отце свидетельствовал Спаситель: Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела ( Иоан. 14:10 ); дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне ( Иоан. 10:25 ), и о Святом Духе: Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие ( Матф. 12:28 ). Отец Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8:32 ); тоже приписы­вается и Святому Духу, когда говорится, что Христос Духом Святым принес Себя непорочного Богу ( Евр. 9:14 ). Возможно ли, чтобы все такие действия усвоялись Духу Святому по отношению к Иисусу Христу – Богочеловеку и наравне с Богом Отцом, если бы Святой Дух был не Божеское Лицо, а тварь?

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Генгстенберг под «царем», как и в гл. 5:8, разумеет Царя небесного; но как там, по сделанному нами объяснению, надобно разуметь царя земного, так и здесь нет ни малейшего намека на то, что Екклесиаст увещевает к послушанию не земным властям, а Богу. Генгстенберг ссылается на то, что «в Ветхом Завете, едва ли можно найти хоть одно место, где бы заповедовалось послушание языческим правителям, как религиозная обязанность» (s. 194). Но он выпустил из виду след. места: Притч. 16:10–15; 24:21 ; Пс.45:1 и дал.; Иер.27:12, 13; 29:7 , Иезек.17:12 и д.; из Новаго Зав.: Мат.22:21; Римл.13:1–7 ; 1Петр.2:13–17 . – Ст. 3. «Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом слове». Первый член различно понимается экзегетами. Кнобель и Вайгинг думают, что удаление от царя значит оставление службы царю, так что Екклесиаст предостерегает здесь от попыток возмущения против царя, предупреждает самовольное отпадение от него и оставление верности и послушания ему. A Гитциг относит это увещание к отношениям иудеев к языческим царям, пред которыми, как нечистыми, иудей, строго соблюдающий закон о чистоте, не мог оставаться. Но едва ли общим выражением: «не спеши уходить от лица его» Екклесиаст хочет выразить такую, частную мысль; равно как простое выражение: «отходить от лица царского» не значит еще возмущаться против царя, оставить верность ему. Мысль слов «не спеши уходить от лица его» гораздо проще: если тебе случится когда войти в столкновение с царем, если ты предстанешь пред лице его с какою-нибудь просьбою, и царь окажется не особенно благосклонным к тебе, то ты не позволяй себе приходить в раздражение и тотчас уходить с негодованием на него; но с другой стороны (второй член стиха), не настаивай упорно на своем слове, если царь обнаружит злобное расположите к тебе, если он выскажет тебе , гневное слово, потому что упорным настаиванием ты ничего не успеешь а только более раздражишь гнев царя. Гитциг второй член стиха переводить: не останавливайся, не медли при худом повелении, – что значить: если царь повелевает что-нибудь дурное, то ты не сомневайся, не упорствуй в исполнении повеленного.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010