Любовь к ближнему а) никогда не погибает: Любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут ( 1Кор.13:8 ); б) есть совокупность совершенства: Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ); в) делает верных единодушными и единомысленными: Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны ( Флп.2:2 ). Знание надмевает, а любовь назидает ( 1Кор.8:1 ). Мы должны любить а) наших братьев во Христе: Умоляю вас, братия, будьте братолюбивы друг к другу с нежностью ( Рим.12:10 ). Любовью служите друг другу ( Гал.5:13 ). Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы ( 1Петр.3:8 ); б) наше семейство: Говори то, что сообразно со здравым учением, чтобы старицы вразумляли молодых любить мужей, любить детей ( Тит.2:4 ). Мужья, любите своих жен ( Еф.5:25 ); в) наших начальников: Просим вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их ( 1Фес.5:12–13 ); г) чужих: Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш: люби его как себя. Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:34 ). Господь, Бог ваш, любит пришельца и дает ему хлеб и одежду. Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле египетской ( Втор.10:18–19 ): д) всех людей: Доколе есть время, будем делать добро всем ( Гал.6:10 ). Любовь к ближнему должна простираться даже на наших врагов: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою ( Притч.25:21 ; Рим.12:20 ). Я говорю вам: любите врагов ваших ( Мф.5:44 ). Будьте все дружелюбны, не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство ( 1Петр.3:8–9 ). Любить только любящих значит подражать мытарям и язычникам: Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? и если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? ( Мф.5:46–47 ). Мы должны а) ревностно достигать любви к ближнему: Ты, человек Божий, преуспевай в любви ( 1Тим.6:11 ). Теперь пребывают вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. Достигайте же любви ( 1Кор.13:13 ). Молюсь о том, чтобы любовь ваша более и более возрастала в познании и всяком чувстве ( Флп.1:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сектант : Но если иконы угодны Богу и наделены от Него благодатной силой, почему Он не карает тех, кто хулит, оскверняет и уничтожает их? Священник : Бог долго терпит человеческие хулы и беззакония, ибо не хочет смерти грешников, но ожидает их обращения и потому дает им время покаяться. Ведь и те, кто распял Сына Его, не были наказаны тотчас. Но, надеясь на наше покаяние здесь, Бог воздаст каждому по делам его на Последнем суде (см.: Иов.34:11 ; Пс.61:13 ; Притч.24:12 ; Рим.2:6,14:10 ; 2Кор.5:10 ). Православный : Но через поклонение иконам не дойдем ли мы до поклонения людям? Ибо поклоняться образам святых, которые были по всему подобны нам, может означать, что мы служим твари и поклоняемся ей, а не Богу. Священник : Я уже говорил, брат, что мы не поклоняемся иконам, как Богу, и не принимаем их, по примеру идолопоклонников, за некие божества. Но взирая на иконы святых, православные христиане через них возводят свой ум к тем, кто на них изображен и к кому они обращаются за помощью и ходатайством пред Богом. Вспомни, что и мы сотворены по образу Божию ( Быт.1:26–27 ), а святые, усовершившись в добродетелях, достигли меры, явившей их подобием Божиим. Ибо образ Божий мы носим от рождения, а быть по подобию Божию зависит от нашей воли и от благодати Его. Усовершившийся в добродетели соделывается также богом по благодати. А о том, что и люди могут называться богами, свидетельствует Дух Святой устами праведного Давида: Я сказал: вы боги и все сыны Всевышего ( Пс.81:6 ) 72 . Поэтому мы почитаем иконы святых Божиих как изображения богов по благодати, то есть тех, кто имеет в себе Бога. Православный : Но не прогневляем ли мы Бога, почитая иконы святых? Священник : Никоим образом, ибо Бог прославляет прославляющих Его на небе и на земле, о чем Сам свидетельствует: Я прославлю прославляющих Меня ( 1Цар.2:30 ; см.также: Ис.60:21 ; 1Петр.1:7; 5:10 ; Кол.3:4 ; 2Фес.2:14 ; 2Тим.2:10 ). Прославляя Бога своими добродетелями на земле (см.: Мф.5:16 ; 1Петр.2:12 ), святые прославляются Им и на земле и на небе (см.: Пс.149:5 ; Ин.17:24 ; 1Ин.3:2 ; 2Фес.1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

И как верх земного блаженства, по понятиям таковых, состоит частью в земных почестях и наслаждениях, а частью, в обладании земными сокровищами: то все их жизненные силы и заботы направлены и стремятся к одним лишь благам житейским и к приобретению их всеми средствами, не исключая и неправедных. Собственно говоря, это не суть мудрые, тем паче, мудрейшие против сынов света. Слишком увлекаясь суетными заботами о мнозе, они навсегда теряют для себя едино на потребу ( Лук. 10:42 ), и таким образом, глаголющеся быти мудри юродеют ( Рим. 1:22 ). Непрерывное кружение в вихре мудрований плотских, – кружение, сопровождаемое и наслаждениями, большей частью плотскими, – препятствует им, не только ходить по духу ( Рим. 8:8 ) и стоять во истинной премудрости Божией ( 1Кор. 1:21 ), но и пользоваться временем ( Еф. 5:16 ; Кол. 4:5 ), и благами века сего так, чтобы ими улучить нескончаемое блаженство в веце оном ( Лук. 20:34,35 ). Неосмысленная и безмерная привязанность к бренному отнимает у них саму возможность, усвоить себе мысли и чувства 6олее истинные и более сообразные с достоинством человека, как существа богоподобного, и таким образом, держит их в состоянии, как бы, непрерывного противления истине Божией. Посему св. Павел, приписывая таковым глубокое омрачение по уму, сердцу и совести ( Рим. 1:21 ; 2Кор. 4:4 ; Тит. 1:15 ), весьма справедливо именует всех их немудрыми ( Еф. 5:15 .), плотскими ( 1Кор. 3:3 ), тьмою и сынами противления ( Еф. 5:6,8 ). Слово свет, у пророков (особенно – Исаии) и в Новом Завете, весьма часто употребляется в понятии благочестия и веры истинного Бога, который, живя во свете неприступном, и Сам есть свет и Отец светов ( Иоан. 1:9 ; 1Иоан. 1:5 ; Иак. 1:17 ). Как Отец светов, Он просвещает всех верующих в Него и словом откровения, и таинственным общением с Ним. ( Иоан. 14:23 ), –просвещает, обогащая их всяким здравым учением и всякой истиной богопознания ( 1Тим. 1:10 ; 1Петр. 2:9 ; 1Иоан. 5:20 ). Просвещаемые таким образом истинные чтители истинного Бога, становятся, в свою чреду, и сами светом для других (Мф. 5:14), то открывая им тайну спасения ( Еф. 3:9 ) и всю волю Божию ( Деян. 20:27 ), то являя перед ними свои добрые дела во славу Божию (Мф. 5:16; 1Иоан. 1:7, 2:9,10 ). Сообразно с сим, под сынами света должно разуметь людей, более преданных занятиям высшим и духовным, – людей, прилежащих науке здравого смысла и откровению, ищущих мудрости истинной, и старающихся сосредоточивать волю свою в воле Божией; короче: людей, верующих во Христа Спасителя мира и живущих по духу веры. Характеризуя сих сынов, света, и сопоставляя их с сынами века сего, тот же Апостол именует их присными Богу ( Еф. 2:19 ), духовными и святыми ( Гал. 6:1 ; 1Кор. 2:2 ), сынами Божиими ( Гал. 3:26 ), и наконец, чадами послушания ( 1Петр. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Трансцендентный для мира и мирского, стоящий над греховностью эмпирического Бог – абсолютно свят ( Откр.4:8, 15:4, 16:5 ). Так же и Христос, «Который есть образ Бога невидимого» ( Кол.1:15 ; Флп.2:6 ; 2Кор.4:4 ), «сияние Славы и образ Ипостаси Его» ( Еф.1:3 ), в Котором «обитала вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 )‚ – абсолютно свят ( Деян.4:27, 30 ; Мр.1:24 = Лк.4:34 ; 1Петр.1:15 ; Рим.11:16 ). Этот предикат святости есть только в положительной форме выраженный предикат «не от мира». Как Бог, действуя в мире, остаётся «не от мира», трансцендентным миру, так и Христос, живя в мире и вечно продолжая быть с пребывающими в мире учениками Своими, был и есть «не от мира» ( Ин.8:23, 17:16 ). «Не от сего мира – οκ ν το κσμου τοτου» указывает на метафизическую и мистическую природу, равно как на нравственное совершенство, а не на простую внемирность, простую отрешенность от мира (2, 5, 16, 6 сл.). Быть не от мира – это не значит не быть в мире, не быть здесь, но значит иметь внутреннее существо своё свободным от мирского, над мирским, и потому носить в себе залог победы над миром и победить мир ( Ин.16:33 ; Откр.2:21; 5:5 ). Трансцендентность для мира существа и имманентность миру действия – вот что значит быть святым или быть не от мира. Будучи «не от мира сего», Христос есть «свет» миру ( Ин.9:5, 12:46, 8:12 и др.), который «светит во тьме» ( Ин.1:5 ), но не может быть охвачен тьмою, потому что «нет в нем тьмы» ( 1Ин.1:5 ), а Сам он над тьмою. Но своею победою над тьмою Он, естественно, вызывает ненависть тьмы к свету ( Ин.3:19–21 и др.), ненависть зла к добру и греха к святости. Тут, в антагонизме тьмы, восстающей на Свет и стремящейся уничтожить Его, равно как и в вечном торжестве Света над отдельными атаками тьмы, обнаруживается, что Он – не от мира сего. Исключительная, единственная ненависть мира ко Христу ( Ин.7:7 ) есть признак Его избранничества в полном и подлинном смысле ( Лк.23:35 ; 1Пет.2:4, 6 ; Мф.12:18 ), преимущественной любви к Нему со стороны Отца; поэтому ненавидящий Христа ненавидит и Отца Его ( Ин.3:23 ). Избранничество – таков ещё один момент святости. Но, возлюбленный Богом, Сын в свою очередь возлюбил Его, почему всецело смирил Себя ( Флп.2:8 и др.), имея полноту нравственного совершенства. Таков конечный момент в понятии святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

—1— Часть 1. О существе христианской жизни и начале христианской деятельности Связь с предыдущим и порядок учения. Рассмотрев в предварительной части нашей науки жизнь ветхого человека в ее силах и деятельности, мы должны составить теперь полное понятие о существе жизни христианской, по «новому человеку» ( Ефес.2:15 ) и начале христианской деятельности, чтобы на основании сего понятия потом раскрыть подробно учение о том, в каких частных действиях христианина должна выражаться эта, жизнь, или иначе – показать частные в разных отношениях проявления главного начала христианской деятельности. И так в сей части изложим порознь учение: I) о существе христианской жизни и II) о начале христианской деятельности. I. О существе христианской жизни Общее понятие о существе христианской жизни. Падший человек по своему растлению и нравственному бессилию сам собой никогда не может воспроизвести из себя новую жизнь, сообразную с его назначением, начать и совершать действия истинно богоугодные – спасительные —2— ( Мф.7:1 , Еккл.1:15 . Иер.13:23;17:1 , Еф.4:18 и проч.). Жизнь сию и новый образ деятельности может даровать людям только один Бог. Господь Бог, по милосердию своему от века предопределивший человека ко спасению, в последок дней ниспослал на землю единородного Сына Своего, да спасётся Им мир. Сын Божий, – Господь наш Иисус Христос совершил искупление от греха, проклятия и смерти, – от рабства диаволу, – для всех людей; но спасаются и наследуют вечную, блаженную жизнь только те, кои усвояют себе искупление ( Еф.4:22–34 ), приобретённое Спасителем для всех. В сём то усвоении искупления нашего и состоит существо христианской жизни. В частности оно называется в слове Божием обращением к Богу ( Деян.14:15 ); восстанием от сна греховного и воскресением от мертвых ( Еф.5:14 ) со Христом ( Кол.3:1 ); обновлением жизни ( Рим.6:4 ), совлечением ветхого и облечением в нового человека ( Еф.4:22–24 : 1Кор.15:48–49 ), рождением свыше ( Ин.3:3 ), от Бога (1:13), от Духа Св. (3:6). Самое выразительное наименование, коим изображается существо христианской жизни, – есть – возрождение и пакибытие (Αναγεννσας, παλιγγενεσα, νακανωσις 1Петр.1:3 ; Тит.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– З:1. Если вы воскресли со Христом, то ищете горнего... 3) в новой жизни: Рим. 6:4 . Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 4) в приобретении нового сердца: Иезек. 18:31. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали, и сотворите себе новое сердце. 5) в отложении ветхого человека и облечении в нового: Ефес. 4:21–24 . И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины. Ефес. 2:10 . Дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. 1Петр. 2:24 . Мы Божие творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела. 6) в соделании причастником Божественного есте ства: 2Петр. 1:4 . Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божественного естества. 7) в рождении от Бога: 1Иоан. 5:19 . Мы знаем, что мы от Бога. – 3:9. Всякий рожденный от Бога не делает греха. – 4:7. Всякий любящий от Бога, потому что Бог есть любовь. – 5:1. Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден. 8) в тайной жизни со Христом: Кол. 3:3 . Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. 23) Об оправдании а) Для оправдания и спасения необходимо при истинной вере совершать и подвиги добрых дел Мф. 7:21 . Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в царство небесное. – 7:13. Входите тесными вратами... Мрк. 8:34 . Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Мф. 19:16–18 . Если же хочешь войти в жизнь вечную , соблюди заповеди... – 25:14–30. Притча о талантах свидетельствует, что Господь награды дает не за одну веру, но за труды и подвиги добрых дел. Иак. 2:22 . И делами вера достигла совершенства. – 2:24. Человек оправдывается делами, а не верою только? Рим. 2:6.13 . Который воздаст каждому по делам его… не слушатели закона праведны пред Богом… 1Кор. 3:8 . Каждый получите свою награду, по своему труду. б) Исполнение добрых дел ублажает Сам Господь в нагорной проповеди Мф. 5:6–7 . Блаженны алчущие и жаждущие правды... Блаженны милостивые. в) На страшном суде будет потребован отчет в исполнении добрых дел

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Этот выбор первоначально мог сделать сам Соломон и привести в настоящий вид 1–24 главы книги. Этот сборник, согласно вышеприведенному свидетельству (Пр. 25:1), был пополнен друзьями Езекии, т.е. благочестивым обществом образованных лиц, занимавшихся собиранием, изучением и хранением священных ветхозаветных книг 239 . Этим же обществом, по иудейскому преданию «написана», т.е. окончательно сформирована и издана и вся книга Притчей и внесена в еврейский священный канон. Друзья Езекии, согласно изложенному свидетельству книг Царств, делали «выбор» религиозно-нравственных притчей Соломона и присоединили притчи его же, невошедшие в 1–24 главы, и поместили их в 25–31 главы. Общий вывод, думаем, должен быть тот, что книга Притчей в нынешнем виде впервые издана друзьями Езекии (Baba Batra, 15a). Отцы Церкви, мало придавая значения этому вопросу, видели и прославляли в этой книге мудрость Соломона 240 . О богодухновенности и каноническом достоинстве кн. Притчей высказывались сомнения и среди Иудеев, и среди христиан. Так, Иудеев смущало взаимное несогласие и противоречие некоторых притчей (25:4 и 5), а также, якобы неуместное в священной книге, пластичное описание поведения распутной жены (7:10–27). Но эти смущения, сохранившиеся в талмуде, не поколебали общего мнения иудейских учителей, признавших всю книгу канонической (Pirke aboth. 1. Schabbat. 30b. Huetii. Demonstr. Evang. 4 prop. Carpzouii. Introd. 2, 184p. Wogue. Hist. d. i. Bible… 48p.). Для христиан канонический авторитет книги Притчей утвержден многократными цитатами ее в Новом Завете с ясным указанием на ее содержание, как на «изреченное Господом " »: Господь гордым противиться, смиренным же дает благодать ( Иак.4:6 ; 1Петр.5:5 = Притч.3:34 ); его же либит Господь наказует, биет же раба его же преемлет ( Евр.12:6 = Притч.3:11–12 ). Также Рим.3:15–17 = Притч.1:16 и др. Апостольские мужи очень часто цитировали эту книгу, как богодухновенное ветхозаветное писание (Варнава. Посл. 5. Климент Рим. 1Кор.14:21 . Игнатий Богонос. Ефес.5 . Поликарп Смир. Филип.6 ). В Апостольских правилах (85 пр.) и во всех канонических соборных и отеческих исчислениях Православной Церкви книга Притчей всегда помещалась в числе 22-х канонических писаний 241 . Вопреки столь единогласному и непрерывному церковному учению, Феодор Мопсуетский видел в книге Притчей лишь «земную, чисто человеческую мудрость Соломона, имевшую в виду земную же пользу человека», а не Божественно – вдохновенную книгу. Но его мудрование было осуждено пятым вселенским собором (Concil. V. Constit. 2, coll. 4, n. 63). Точно также мудрование и новых ученых, видевших здесь «естественную», а не богодухновенную мудрость, например, Спинозы, Клерика и др., опровергалось своевременно Ричардом Симоном и другими учеными (Response aux sentiments etc. 13 ch. Rotterd. 1686. 138p. Cornely. Introd. spec. 2, 153–154 pp. Вигуру. Руков. 2/5. 871–872 стр.) и не поколебало общехристианского убеждения в каноничности книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Отсюда общий у богословов вывод, что в книгу притчей вошли лишь нарочито «избранные» притчи религиозно-нравственного характера. Этот выбор первоначально мог сделать сам Соломон и привести в настоящий вид 1–24 главы книги. Этот сборник, согласно вышеприведенному свидетельству ( Притч.25:1 ), был пополнен друзьями Езекии, т. е. благочестивым обществом образованных лиц, занимавшихся собиранием, изучением и хранением священных ветхозаветных книг. Этим же обществом, по иудейскому преданию, «написана», т. е. окончательно сформирована и издана и вся книга Притчей и внесена в еврейский священный канон. Друзья Езекии, согласно изложенному свидетельству книг Царств, делали «выбор» религиозно-нравственных притчей Соломона и присоединили его же притчи, не вошедшие в 1–24 главы, и поместили их в 25–31 главы. Общий вывод, думаем, должен быть тот, что книга Притчей в нынешнем виде впервые издана друзьями Езекии (Baba Batra. 15а). Отцы Церкви, мало придавая значения этому вопросу, видели и прославляли в этой книге мудрость Соломона. О богодухновенпости и каноническом достоинстве книги Притчей высказывались сомнения и среди иудеев, и среди христиан. Так, иудеев смущало взаимное несогласие и противоречие некоторых притчей (25 гл. 4 и 5 стт.), а также, якобы неуместное в священной книге, пластичное описание поведения распутной жены (7:10–27). Но эти смущения, сохранившиеся и в талмуде, не поколебали общего мнения иудейских учителей, признавших всю книгу канонической (Pirke aboth. 1. Schabbat. 30b. Huetti. Demonstr. evang. 4 prop. Carpzovii. Introd. II, 184 p. Wogue. Hist. d. 1. Bible… 48 р.). Для христиан канонический авторитет книги Притчей утвержден многократными цитатами ее в Новом Завете с ясным указанием на ее содержание, как на «изреченное Господом»: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать ( Иак.4:6 ; 1Петр.5 ­­ Притч.3:34 ); его же любит Господь наказуем, биет же раба, его же приемлет ( Евр.12 ­­ Притч.3:11–12 ). Также Рим.3:15–17 ­­ Притч.1 и др. Апостольские мужи очень часто цитировали эту книгу, как богодухновенное ветхозаветное писание (Варнава.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Господь был подобен нам во всем, кроме греха: Мы имеем такого Первосвященника, Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха ( Евр.4:15 ). Не знавшего греха Бог сделал для нас жертвою за грех ( 2Кор.5:21 ). Родословие Господа по человечеству: Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, … Сына Авраамова… ( Мф.1:1–17 ). Иисус был, как думали, Сын Иосифов… Адамов, Божий ( Лк.3:23–38 ). Человечество Господа было а) свидетельствовано Им Самим: За кого люди почитают Меня, Сына человеческого ( Мф.16:13 )? Пришел Сын человеческий, ест и пьет… ( Лк.7:34 ); б) признано иудеями: иудеи говорили: не Иисус ли это, Сын Иосифов, Которого отца и мать мы знаем? ( Ин.6:42 ). Тот, кто исповедует человечество Господа есть Божий, а кто не исповедует есть антихристов: Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста ( 1Ин.4:2–3 ). Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист ( 2Ин.1:7 ). О могуществе Господа нашего Могущество Господне равно могуществу Бога Отца: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. Что творит Отец, то и Сын творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет ( Ин.5:17,19,21 ). Я и Отец одно ( Ин.10:30 ). Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне, верьте Мне, верьте Мне по самым делам Моим ( Ин.14:11 ). Во Христе обитает вся полнота Божества телесно ( Кол.2:9 ). Могущество Господа нашего описано, как а) имеющее полную власть на небе и на земле: Одиннадцать учеников, увидев воскресшего Господа, поклонились Ему. Приблизившись, Он сказал им: дана Мне великая власть на небе и на земле ( Мф.28:17–18 ); б) высшее ангелов, всякого господства, всякие силы на небе и на земле: Приходящий с небес есть выше всех ( Ин.3:31 ). Господь есть глава всякого начальства и власти ( Кол.2:10 ). Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9–10 ). Обещание Богу доброй совести спасает воскресением Иисуса Христа, Который, восшедши на небо, пребывает одесную Бога, и Которому покорились ангелы и власти и силы ( 1Петр.3:21–22 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Спасение от этого «неудобоносимого бремени» возможно только в вере во Христа. – Но столь же ясно должно быть нашим сектантам из сказанного и то, что разумеет Апостол Павел под оправданием верой во Христа. Очевидно, это не то оправдание, которого ожидал себе св. Павел в день судный за свой добрый апостольский «подвиг» ( 2Тим.4:7–8 ), и которое обещается всем истинным христианам в будущей жизни ( Мф.5:11–12 ), – чего никак не могут усвоить себе наши сектанты. Загробное оправдание предполагает в оправданных не одну мечтательную веру во Христа, о которой мы читали в пашковском листке. Она даётся как награда, тем кто верует во Христа, исповедует Его ( Мф.16:16–17 ) – и сохраняет закон и свидетельства Божии ( Пс.118:1–2 ; Ин.8:51 ; Лк.11:28 ; Ап.1:3 и др.); кто ходит по путям Божиим, подражая Христу ( Пс.127:1–3 ; Ин.12–26 ; Мр.10:21 ). Частнее: оправдание в загробной жизни получают лишь люди, нищие духом ( Мф.5:3 ), кроткие, алчущие и жаждущие правды, чистые сердцем, милостивые ( Мф.5:5–8 ), – которые жалеют нищих ( Притч.14:21 ). творят всякое добро и помощь верующим ( Мф.25:34–40 ), терпят гонения и насмешки за Христа ( Мф.5:11–12 ; 1Петр.4:14 ) и бодро ожидают Его второго славного пришествия на землю ( Мф.24:46 ; Лк.12:37–43 ). Но такого добродетельного и святого душевного настроения, – как мы видели из только что разобранных глав послания к Римлянам, – подзаконные люди не имели, да и не могли его иметь. Следовательно, оправдание, дарованное евреям и язычникам за их веру во Христа, за их смирение и раскаяние, было не иное, чем то, которое получает всякий грешник тотчас по своём принятии христианства. Что же должно разуметь под этим оправданием? С отрицательной стороны содержание его намечено уже в 25–26 ст. 3 гл. послания к Римлянам. Здесь говорится, что показание Правды Божией, явленной во Христе, состояло «в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия». – И это естественно и в порядке вещей. Чтобы каторжнику почувствовать себя правым, т. е. свободным в жизни, надобно прежде всего увериться ему в том, что все старые вины его, вольные и невольные, прощены и забыты начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010