2). Так был велик, но вместо и прямо прообразователен, указывал на нечто лучшее для достижения предположенной в нем цели, тот день, единственный в году день, когда в самое таинственное место присутствия Иеговы – Святое Святых входил «один только первосвященник, не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (9:7). Он прообразовал тот величайший, единственный не в году, а во все века времен День, когда «Христос – Первосвященник будущих благ (сн. 10:1), пришедший через (δι τς) большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, т. е. не такого (как ветхозаветная, раньше описанная у Апостола) устроения (сн. 8:2) и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей кровью однажды вышел во святилище (т. е. в самое небо, сн. ст. 24 сн. «во внутреннейшее за завесу» 6:19–20) и приобрел вечное искупление (αωναν λτρωσιν). Ибо, если кровь козлов и тельцов освящает оскверненных: то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного (μωμον) Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть Ходатай (μεστης) нового завета, дабы, вследствие смерти Его, бывшей для искупления (πολτρωσιν) от преступлений, сделанных в первом завете (сн. Рим. 3:25 ), призванные к вечному наследию (сн. 11:40 с 3 также Рим. 4:13 ; 1Петр. 1:4 ) получили обетованное» ( Евр. 9:11–15 ). Вот когда поистине достигнута цель великого прообразовательного, Божественного учреждения Ветхого Завета – дня очищения. Вот на какого Архиерея указывал в этот день ветхозаветный Первосвященник, но нарочитому повелению Господню ( Лев. 16:4 ) перед входом своим в святейшее место обитания Иеговы, долженствовавший снимать все свои драгоценные одежды, что бы простым льняным одеянием в этот величайший момент своего служения предуказать в величайшем уничижении имевший очистить грех мира Свой Первообраз – Христа 554 . На сего-то Архиерея он указывал, как на имеющего не с чужой кровью ( Евр. 9:25 ), как делал он, да и не мог иначе сделать, а с Собственной кровью войти в Святое Святых, да и не в рукотворенное уже, какова была ветхозаветная скиния, место обитания Иеговы, а в истинное место пребывания Его, о котором сказал Он Сам через пророка: «небо – престол Мой, – (Исаии 66:1 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3). В 21 главе Евангелия Св. Иоанна рассказывается, как однажды Иисус Христос, по воскресении из мертвых, явился семи ученикам, ловившим рыбу на море Твериадском. Давши им чудесный улов рыбы, Он пригласил их обедать, и во время трапезы обратился к Петру с такими словами: «Симон Ионин ! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр отвечал: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус сказал: паси агнцев Моих. Затем опять спросил его: Симон Ионин, любишь ли Меня? Петр смазал: так Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. И Господь опять сказал: паси овец Моих. Наконец в третий ран спросил: Симон Ионин! любишь ли Меня. Петр опечалился, что Он в третий раз спрашивает – любишь ли Меня, – и с волнением отвечал: Господи! Ты все знаешь, – Ты знаешь, что я люблю Тебя. Господь еще раз сказал: паси овец Моих, а затем предсказал Петру о предстоящей ему в старости мученической кончине (ст. 15 и 18). В этой беседе Спасителя с апостолом Петром римские богословы также видят указание на особенные преимущества, данные Петру, будто Господь вверил ему здесь верховную власть над всею церковию, как над простыми верующими – агнцами, так и над самыми пастырями овцами. Непредубежденный же здравый смысл и древние учители церковные согласно признают, что Христос в этой беседе хотел растрогать совесть апостола Петра, омраченную бывшим падением, возбудить его к покаянию, и затем утешить его, и в присутствии других апостолов возстановит в апостольском достоинстве. Троекратным вопрошением «любишь ли меня», Христос видимо хотел напомнить Петру о его троекратном отречении (В первый раз Христос спрашивает, не просто любишь ли меня – но любишь ли меня более других учеников: это напоминание, Петру о том, как он когда то уверял, что если и все ученики соблазнятся и оставят Господа, он пойдет с ним в темницу и на смерть). Так и подействовали эти слова на Петра, ибо когда Господь спросил его в третий раз, Петр опечалился, конечно от того, что вспомнил о своем падении. Троекратным повторением паси агнцев и овец Моих Господь возстановлял Петра в его апостольском звании; здесь нет никаких особенных преимуществ, а только та власть, которая дана и всем другим апостолам и от них передана пастырям церковным: пасти стадо Божие ( 1Петр. 5 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

· АВРААМ – познание суеты земной · АГАРЬ – жизнь по законам плоти · ИЗМАИЛ – презорство Как показывает опыт человечества, одно познание суетности в соединении с ощущением бессмысленности земного существования без познания Бога новой жизни породить не может ( Быт. 16:1 ). Но когда к ощущению бессмысленности присоединяется жизнь по законам плоти, тогда возникает и формируется такое презрение к жизни по духу, которое на время способно заглушить и само это ощущение. Сию истину иллюстрирует нам история рождения Измаила от Авраама и Агари. Не случайно Писание отмечает, что Агарь была родом из Египта, который обычно символизирует собой жизнь по законам греховной плоти. Именно это обстоятельство позволяет объяснить причину того, что когда Сара, жена Аврамова, взяла служанку свою, Египтянку Агарь, по истечении десяти лет пребывания Аврамова в земле Ханаанской, и дала ее Авраму, мужу своему, в жену, и она зачала, то последняя стала презирать госпожу свою ( Быт. 16:3–4 ). Презорство и дерзость – признаки наличия воли плоти, основывающейся на гордости житейской. Подобное презорство к добродетели не только не стыдится своих частых грехопадений, но и величается укоренившимся навыком грешить, делая так, чтобы руки его были на всех, и руки всех на него ( Быт. 16:12 ). Главной его чертой является насмешничество над духовным нравом ( Быт. 21:9 ), соединяемое с неверным суждением о нем ( 1Кор. 2:15 ) по причине того, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно ( 1Кор. 2:14 ). Судящий же духовно требует изгнать и рабыню, и сына ее ( Быт. 21:10 ), т.е. избавиться от жизни плотской и ее последствий, распять плоть со страстями и похотями, ибо если мы живем духом, то по духу и поступать должны ( Гал. 5:24–25 ). Должны поступать так потому, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления ( 1Кор. 15:50 ), т.е. сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной ( Гал. 4:30 ). И хотя это кажется неприятным Аврааму, Господь повелевает ему остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией ( 1Петр. 4:2 ), говоря: «Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее» ( Быт. 21:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

В самом деле, избавление людей грешников от греха со всеми последствиями его или спасение их могло быть произведено единственно чрез воссоздание их, то есть, чрез такое преобразование их, чтобы они могли достигнуть целей своего бытия, определенных им при творении. Спасение людей или, что то же, воссоздание их есть своего рода творение; спасение людей – это новое творение их. И действительно, спасение людей, совершенное Иисусом Христом, в Священном Писании называется возрождением, воссозданием или новым творением. Апостол Павел во втором послании к Коринфянам, сказавши, что любовь Христова объемлет нас, и что Христос за всех умер, в заключение говорит: Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ) Бог, богатый милостью, говорит тот же Апостол в другом послании, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Ефес. 2:4, 5 ). Иисус Христос упразднил вражду плотью Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека ( Ефес. 2:15 ). Апостол Петр говорит: Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости, возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому..., силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению ( 1Петр. 1:3, 5 ). Не говоря о том, что в этих изречениях воссоздание или возрождение человека прямо приписывается милости и любви Божией, мы к этому убеждению приходим еще и иным путем. На основании того, что спасение людей достигается чрез воссоздание их, мы имеем право предполагать, что при воссоздании или при спасении человека действует та же сила, что и при создании его. Но при творении человека, как и всего мира, главным деятелем была любовь Божия, следовательно она же действует и при воссоздании человека. Если мы рассмотрим дело спасения людей в общих чертах, то мы найдем новые доказательства того, что главный деятель в этом деле есть любовь Божия. Действие Божии при воссоздании твари должны составить противоположность тому, что произошло при падении твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Введение Забота Церкви о чистоте христианского учения От первых дней своего существования Святая Церковь Христова неустанно заботилась о том, чтобы дети ее, члены ее, твердо стояли в чистой истине. «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине,» – пишет св. ап. Иоанн Богослов (3 Иоан., ст.4). «Кратко написал, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что эта истинная благодать Божия, в которой вы стоите,» – пишет, заканчивая свое соборное послание, св. ап. Петр ( 1Петр. 5:12 ). Св. ап. Павел рассказывает о себе, что он, пробыв в проповеди 14 лет, ходил в Иерусалим, по откровению, с Варнавой и Титом и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое им, не напрасно ли он подвизается и подвизался ( Гал. 2:2 ). «Завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно... Держись образца здравого учения, " - неоднократно наставляет он своего ученика Тимофея ( 1Тим. 6:13–14 ; 2Тим. 1:13 ). Истинный путь веры, всегда тщательно оберегаемый в истории Церкви, искони назывался прямым, правым, православием (ортодоксией). Апостол Павел поучает Тимофея представить себя перед Богом «достойным делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (прямо режущего резцом, 2Тим. 2:15 ). В первохристианской письменности постоянно говорится о соблюдении «правила веры,» «правила истины.» Самый термин «православие» широко употреблялся еще в эпоху до вселенских соборов, в терминологии самих вселенских соборов и у Отцов Церкви как восточных, так и западных. Наряду с прямым, правым путем веры, всегда бывали инакомыслящие (по выражению св. Игнатия Богоносца ), мир больших или меньших заблуждений среди христиан, а то и целых неправильных систем, стремившихся вторгнуться в среду православных. Из-за искания истины произошли разделения среди христиан. Знакомясь с историей Церкви, а равно наблюдая современность, видим, что заблуждения, враждующие с православной истиной, появлялись и появляются под влиянием других религий, под влиянием философии, по слабости и влечениям падшей природы, ищущей права и оправдания этим своим слабостям и влечениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вообще, если иудеи и позволяли себе надежду — они надеялись не на посмертные странствия души по новым телам, а на воскресение в своей же плоти. Можно (хотя и с некоторой осторожностью) привести здесь пророчество Иезекииля о собирающихся костях ( Иез. 37:11-14 ) 057 . А тем, кто всюду стремится выискать «кармическую эзотерику», уж совсем необходимо напомнить слов пророка Даниила: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, во веки, навсегда… А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» ( Дан. 12:2-3 и 13). Это и есть библейская эзотерика, ибо Господь велит: «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (12,4). Лишь когда настали эти мессианские, «последние времена» ( 1Петр. 1:20 ), эта тайна была снята, и оказалось, что и в самом деле по воскресении «звезда от звезды разнится в славе» ( 1Кор. 15:41 ). Эта вера Израильского народа может казаться утонченным спиритуалистам с Гималаев варварством, но исторические реалии нельзя отменять по желанию. Евреи и христиане хранили древнюю веру в телесное воскресение и отвергали возникшую в более поздние времена веру в метемпсихоз. Но до Пасхи Христовой лишь иногда можно было позволить себе пасхальную надежду. Лишь когда рубеж Нового Завета оказался перейден, тогда жизнь по ту сторону смерти стала доступна человеку; а мир посмертия в некотором смысле стал доступен и для исследования. В богословии появились ясные формулы о том, что из нашей жизни есть два противоположных исхода: смерть и успение. Но Ветхий Завет этого еще не знал. Хотя и предчувствовал: два случая победы над смертью, встречающиеся в древнейших преданиях, записанных в Библии, говорят об уклонении от смерти, при котором тело сопровождает человека в его восхождении на небо, а не сбрасывается в земную гниль (телесные вознесения Еноха и Илии). Но “официально” в Ветхом Завете нет прямой речи Бога о посмертии.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Все величие, сила и поприще Ее деятельности ограничено нравственной жизнью, проникнутой духом добра. 206 В этом же высокое достоинство и назначение каждой женщины, особенно христианки. Св. ап. Павел говорит, что женщина должна «пребывать в вере и любви (к Богу и мужу своему) и в святости с целомудрием» ( 1Тим. 2:15 ), «украшать себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценной одеждой, но добрыми делами» (ст. 9–10; сн. 1Петр. 3:3–5 ), воспитывать детей в вере и бдагочестии, принимать странников, помогать бедствующим и отличаться усердием ко всему доброму делу ( 1Тим. 5:10 ); в церкви, т. е. в церковных собраниях и делах, молчать, ибо не позволено, не прилично ей говорить... ( 1Кор. 14:34,35 ), и в обществе не учить, не властвовать, а пребывать в безмолвии ( 1Тим. 2:12 ). Такого же взгляда на достоинство и назначение женщины держатся и св. отцы и учители церкви в своих творениях. 207 Между тем хлыстовские богородицы управляют (иногда) кораблем, являются главными заправилами и совершителями хлыстовских молитвенных обрядов и вообще поступают вопреки указанным наставлениям; ни от одной из них никогда не воплощался Сын Божий, поэтому все они несправедливо именуются богородицами. Будучи Богородицей, Матерь Господа И. Христа, Пресвятая Дева Мария, есть в то же время и Приснодева, потому что пребывала девой до рождения Спасителя, сохранила девство в рождестве и осталась чистой девой по рождестве, во всю жизнь не познав мужа. Ясные указания на это находятся в Св. Писании. Так, девство Богоматери до рождества, а также в зачатии и рождении Иисуса Христа свидетельствуют: пророк Исайя словами: «се Дева во чреве приимет и родит Сына»... ( Ис. 7:14 ), ангел в благовестии Деве Марии о зачатии и рождении Ей Сына Вышнего по наитию Духа Св. ( Лк. 1:28–35 ) и в откровении Иосифу тайны чудесного рождения И. Христа ( Мф. 1:19–20 ) и ев. Матфей в повествовании о рождестве Христовом (1:13–25). Указание на девство Богоматери по рождестве отцы Церкви видят в пророчестве Иезекииля о воротах храма, которые будут затворены и не отворятся и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими ( Иез. 44:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Главными действиями, в которых выразилась царское служение Христа, являются сошествие Христа во ад и победа над ним; воскресение Христа и победа над смертно; вознесение и открытое нам дверей царствия небесного; сидение одесную Отца и принятое господства над всем миром. По этим четырем моментам и рассмотрим царское служение Господа Иисуса. Самый факт сошествия Сына Божия в ад в то место, где находились во власти Дьявола от века умершие, утверждается на несомненном свидетельстве Свящ. Писания. Апостол Петр в своем Послании ясно говорит, что Иисус Христос «был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши проповедал» ( 1Петр.3:18–19 ). Для чего же Спаситель по смерти сходил во ад? Для того чтобы поразить дьявола в самой близкой для него сфере ад и разрушить его темное царство. По представлению св. отцов и учителей Церкви (св. Лев Великий , Григорий Великий и особенно блаженный Августин ), подобно победителю, приобретающему право власти не только над самими побежденными, но и над их потомками, и дьявол, поработивши первых людей в факте грехопадения, вместе с тем приобрел, по попущению Божьему, некоторую власть и над их потомками. Это выразилось, между прочим, в том, что все ветхозаветные праведники по смерти шли во ад. Не ограничиваясь этим. Дьявол задумал подчинить своей власти и подвергнуть смерти и безгрешного Христа. Но Христос вступил в брань с поработителем человечества, дьяволом (по представлению св. Иринея, блаженного Феодорита и Иоанна Златоуста ), которая окончилась полною победою Первого над последним, сокрушением власти дьявола. Христос «властно подверг их (бесов) позору, отняв силы у начальств и властей, восторжествовав над ними Собою» ( Кол.2:15 ). Вместе с поражением во аде дьявола, Он вывел из ада в блаженное состояние и всех ветхозаветных праведников, с верою ожидавших на земле Его пришествия. Рассуждая об этом знаменательном событии, св. Кирилл Иерусалимский спрашивает: «хотел-ли бы ты (всякий т. е. христианин), скажи мне, чтобы живые наслаждались благодатью тогда, как большая часть из них неправедны, а те, кои от Адама долговременно заключены были, не получили свободы? Там (во аде) был Давид и Самуил, и все пророки, и самый Иоанн... Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?»

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/osn...

Евангелие предлагает дивные образцы смиренной кротости (о которых хочется сказать – «неподражаемые» – если б они не были бы даны для подражания). Следует привести хотя бы один из них. «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина хананеянка, вышедши из тех мест, кричала ему: помилуй мене, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан лишь к погибшим овцам Дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал: не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят те крохи, которые падают со стола Господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о жено! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ея в тот же час» ( Мф.15,21–28 ). Поразительно легкое по внутреннему строю самоуничижение хананеянки, открытое в этом Евангельском эпизоде, в котором видно подлинное достоинство человека, могло явиться лишь в благодатном присутствии Богочеловека. Недаром же главное, что Он услышал в ее словах, Он назвал верою, связав тем самым веру с блаженной смиренной кротостью, что само Слово Божие отличает кротость как особенное ценное качество у женщины: «да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сохраненный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого Духа» ( 1Петр. 3,3–4 ). Таким образом, дух кротости раскрывается в нетленной красоте, с чем немедленно согласятся опытно узнавшие характер христианских добродетелей. Можно привести и другие примеры Евангельской блаженной кротости: сотник («я не достоин, чтобы, Ты, Господи, вошел в дом мой» – Мф. 8,8 ); кровоточивая, в смирении коснувшаяся края одежды Спасителя, в надежде на исцеление ( Лк. 8,44 ); грешница, мазавшая ноги Иисуса миром, обливавшая Его слезами своими и отиравшая волосами головы своей ( Лк. 7,38 ) и проч. – повсюду раскрывается кроткий человек в своей нетленной красоте. Спаситель и святые – образцы кротости

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Прав. св. Апостолов, 84. См. выше (о семейной жизни) Катих. стр. 110. Грешат ли начальники и судьи против справедливости, когда наказывают виновных за их преступление? Не грешат... Ибо нет власти не от Бога, как говорит Павел, и начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нея; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. Испов., III, отв. на вопр. 13. Всякому царству и начальству повинуйтесь в том, что угодно Богу, как служителям Божиим и наказателям нечестных ( 1Петр.2:13–14 ; Рим.13:1, 4 ; Тит.3:1 ). Воздавайте им всякий должный страх, всякий взнос, всякий оброк, всякую честь, сбор, подать. Таково именно постановление Божие: никому не оставаться должным ничем, кроме изъявления дружбы, которое постановил Бог чрез Христа ( Рим.13:8 ). Постанов. Апост. кн. IV, гл. 13. Как должно поступить, если бы случилось, что родители или начальники потребовали бы чего-либо противного вере или закону Божию? Тогда должно сказать им, как сказали Апостолы начальникам иудейским: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ( Деян.4:19 ). И должно претерпеть за веру и закон Божий все, чтобы ни последовало. Катих. стр. 110. Некоторые указания касательно поведения христианина сообразно с гражданскими отношениями его, как члена общества: a) о патриотизме; б) о том, что каждый должен избрать и добросовестно проходить какое-либо звание в обществе; в) непредосудительность для христианина общественных преимуществ. а) Как далеко должна простираться любовь к Государю и отечеству? До готовности положить за них жизнь свою ( Ин.15:13 ). Катих. стр. 108. Аще которые сопричислились к варварам и с ними во время своего имения участвовали в нападении, забыв, яко были понтийцы и христиане и ожесточась до того, что убивали единоплеменных своих или древом или удавлением, такожде указывали неведущим варварах пути или домы; таковым должно преградити вход даже в чин слушающих, доколе что-либо изволят о них, купно сошедшеся, святые отцы и прежде их Дух Святый.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010