Человек, лучшее из творений Божиих, именно сотворен по образу и по подобию Божию ( Быт 1: 27 ), и сотворен для того, чтобы возвещать совершенства Того, Кто прислал его из тьмы в чудный Свой свет ( 1Петр. 2: 9 ), и славить Его всею своею жизнью: Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10: 31 ), и все вообще в мире сюда направлено ( Ин. 9: 3; 11: 4 ; Рим. 9: 17, 21, 22, 23 )» (8: 85, 86). Митрополит Макарий (Булгаков) отмечает, что: « Церковь считает побуждением к творению единственно бесконечную благость Творца, а целью творения, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей… Отцы и учители Церкви единодушно называли благость Творца причиною творения … Равным образом и целью творения как Священное Писание , так и вслед за ним, и святые учители Церкви поставляют прежде всего славу Божию» (6: 370, 371); «Превознесши человека над всеми земнородными, даровавши ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым предъуказал ему и особое, высокое назначение. 1. По отношению к Богу это назначение состоит в том, чтобы он неизменно пребывал верным тому высокому завету или союзу с Богом (религии), к которому призвал его Всеблагий при самом сотворении, напечатлевши в нем Свой образ; чтобы, вследствие такого призвания, постоянно стремился к своему Первообразу всеми силами своей разумно – свободной души, то есть чтобы познавал своего Создателя и прославлял, жил для Него и в нравственном единении с Ним… 2. По отношению человека к самому себе назначение его то, чтобы он, как созданный по образу Божию с нравственными силами, старался постоянно совершенствовать и развивать эти силы через упражнение их в добрых делах, и, таким образом, более и более уподоблялся своему Первообразу… 3. Наконец, назначение человека, по отношению к окружающей его природе, ясно определяется в словах Самого Триипостасного Создателя: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1: 26 ). Как образ Божий, как сын и наследник в доме небесного Отца, человек поставлен быть как бы посредником между Творцом и тварью земною…» (6: 459 – 462).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1. Общей причиной всех болезней мы должны признать грех. Потому что все болезни берут свое начало от факта грехопадения ( Быт. 3,16 ). Однако, в данном случае мы говорим о болезнях как о следствии греха. Но не следует это путать с таким понятием, как болезнь – наказание за грех . Болезнь как наказание за грех для верующего может быть лишь в том случае, когда он, греша, перестает судить самого себя, не осознает своих поступков. В такой ситуации, чтобы отрезвить человека, Господь может допустить болезнь. Апостол Павел пишет: «Оттого многие из вас немощны и больны немало умирают. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Госпсда, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор. 11, 30–32 , Вместе с тем, даже рассматривая болезнь как наказание, мы должны видеть в этом ни что иное, как любовь Божию к согрешающему человеку: «Господь, кого любит; того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» ( Евр. 12.6 ). Какой выход из болезни в данном случае? Естественно, молитвенное исповедание греха в покаянии. ( 1Ин.1,9 , Иак. 5,16 ). Однако, грех – это только одна из возможных причин болезни, но ни в коем разе не единственная причина. Поэтому, чтобы не допустить нам ошибки, сделанной друзьями Иова, объявивших причиной его страданий грех ( Иов. 22, 5–10 ), тогда, как это было не так, необходимо упомянуть и другое назначение болезней. 2. Болезнь может использоваться Богом как средство формирования верующего человека. Апостол Петр пишет: «Итак, как Христос пострадал за нас плотью, и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотью перестает грешить» ( 1Петр. 4,1 ). Из текста ясно, что здесь идет речь не о сделанном грехе, но об использовании болезней как средства для подавления в плоти греховной предрасположенности. Для умерщвления вожделений, воюющих в членах наших ( Иак. 4,1 ). 3. Болезнь может быть как средство, предохраняющее нас от потери чувства зависимости нашей от Бога, от духовного сползания, от обуяния гордостью. Таким, например, Господь назвал назначение «жала во плоти» апостола Павла ( 2Кор.12,7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Единый Бог все в мире сотворил Словом и Святым Духом, и хотя Он в сей жизни невидим и непостижим, однако не неведом 1. Итак, по величию Божию нельзя познать Его, ибо невозможно измерить Отца, а по любви Его – ибо она ведет нас чрез Слово Его к Богу – мы, когда Ему повинуемся, всегда познаем, что есть столь великий Бог, и Он Сам по Себе устроил, избрал и украсил и содержит все, а во всем и нас и этот наш мир. И мы созданы Им вместе со всем, что Им содержится. Нем именно говорит Писание: «и Бог создал человека, взяв персть от земли и вдунул в лице его дыхание жизни» ( Быт.2:7 ). Итак, не ангелы создали нас или образовали, и ангелы не могли создать образ Божий, никто другой кроме Слова Господа, ни какая-либо сила, далеко отстоящая: от Отца всего. Ибо Бог ни в чем этом не имел нужды для создания того, чему быть Он предопределил у Себя, как будто бы Он не имел Своих рук. С ним всегда присутствует Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле Своей все сотворил, и к которым Он говорит: «сотворим человека по образу и подобию нашему» ( Быт.1:26 ), Сам у Себя заимствуя сущность тварей и образец сотворенных вещей и начертание украшений в мире. 2. Хорошо говорит Писание: «прежде всего веруй, что Один Бог, все создавший и устроивший и все приведший из небытия в бытие. Он все объемлет, а Сам ничем не объемлется» 106 . Хорошо и пророк Малахия говорит: «не Один ли Бог создал нас? Не Один ли Отец у всех нас» ( Мал.2:10 )? Согласно с сим и Апостол говорит: Один Бог Отец, Который над всеми и во всех нас» ( Еф.4:6 ). Подобно и Господь сказал: «все Мне предано Отцом Моим» – очевидно, Тем, Который все сотворил, ибо Он предал Ему не чужое, но Свое собственное. А во «всем» что не исключено, и поэтому Он есть Судия живых и мертвых имеющий ключ Давида: откроет и никто не исключено, и поэтому Он есть Судия живых и мертвых «имеющий ключ Давида: откроет и никто не запрет, запрет и никто не откроет» ( Отк.3:7 ). Ибо никто ни на небе, ни на земле, ни под землею не мог открыть книгу Отца и видеть ее, кроме Агнца, закланного и Своею кровью искупившего нас, Который от Него же, все создавшего Словом Своим и устроившего Премудростию Своею, получил власть над всем, когда «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ), дабы как Слово Божие имело начальство на небесах, так имело начальство и на земле; потому что Он был человек праведный, «Который греха не совершил и не обрелось никакого обмана в устах Его» ( 1Петр.2:22 ); дабы имело начальство и над тем, что под землею, само сделавшись «первенцем из мертвых» ( Кол.1:18 ); дабы все, как я уже сказал, видело Своего Царя, и дабы свет Отца сошел на плоть Господа нашего и от Его сияющей плоти перешел на нас, и таким образом человек, окруженный Отчим светом получил нетление.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 1.1 Что такое счастье Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Не верь зиме до самого ее конца. Не верь себе до последнего вздоха. 1. «...Ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий…» (Иак.4:14). Что такое счастье Сынок, скажу тебе то, что мне говорил мой отец и что он слышал от своего деда. Из тех людей, которых ты видишь вокруг, через сто лет никого не будет в живых. А из тех, кого не видишь, сколько умирает в больницах и тюрьмах? Кроме них, сколько людей погибает в пути, в тяжелых трудах, в тяжбах друг с другом и ссорах? Из горстки оставшихся – кто счастлив? И могут ли они удержать свое счастье? А если не могут, – счастье ли это? 2. «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце…»(Рим.1:21). Омрачение Белка бежит в колесе. Как желает она добежать до соснового леса! Яблоко гложет червь, все мысли которого о том, бесконечен ли его сладкий мир? Комар звенит возле твоего уха. Сколько волнения и страсти в его звоне! Помедленнее бы белке бежать в колесе, и червю не торопиться бы съесть свое яблоко, а комару бы потише звенеть возле твоего уха. Могут ли помочь им эти советы? И смогут ли они догадаться, что нужно делать? А человек! Сможет ли он найти себя в своих житейских поисках? 3. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет…» (Гал. 6:7). Истина и солнце Истина открыта для всех: честных и нечестных, но Она никогда не отдаст себя в нечестные руки. Земное солнце светит на праведных и неправедных, но духовное Солнце никогда не воссияет в неправедном сердце. 4. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1Петр. 5:7). Бесполезные хлопоты Ставить заслоны метелям, жечь на улицах костры от мороза, раскалывать лед на реках, – уйдут ли тогда холода? Весна сама положит им конец. «Славно мы потрудились», – говорят те, которые бились подобным образом с зимней непогодой.

http://isihazm.ru/1/?id=103

1Ин. 5:3 ). Богопочитание без любви есть страх перед Богом, но страх рабский; истинный же страх Божий, как начало премудрости ( Прит. 1:7 ), есть собственно благоговение перед Единым и Высочайшим, а таково и есть истинное Богопочитание, растворенное любовью. И такое Богопочитание вполне утверждает и новозаветное учение, повторяя ветхозаветное: Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего» и пр. (Map. 12:29 и дал. срав. Мф. 4:10 и Луки 4:8  из Втор. 6:13 , также 22:21); сн. еще выше цитованное место 1 Посл. к Коринф., срав. также 1Петр. 2:17  с Прит. 24:21 , Рим. 13:2  и др. срав. «Простр. Кат.» 7:3 (о любви) «о первой заповеди» св. Антоний великий , на вопрос братии: «чем может человек уводить Богу?» отвечал: «исполнение закона и дела любви суть предметы самые Богоугодные. Исполняет же Закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге (срав. Мар. 12:29 ) и тех благах, который Он обещал нам (ср. Евр. 11:6 ), и даровал уж на самом деле, а также приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу (срав. Мар. 12:29–30 ), по заповеди Писания: возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и всей силой твоей ( Втор. 6:5 ). В Писании сказано еще: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! ( Псал. 41:2  ст.). Итак, мы непременно должны совершать, исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение Апостола: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35 ) 433 . А из заповеди о любви к Богу необходимо вытекает и 2) Заповедь о любви к ближним (срав. цит. выше место из бл. Феофилакта на Мар. 12:29  и дал.) «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога, и соблюдаем заповеди Его, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Иоан. 5:2,3 ) срав. Лехлера стр. 803.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут ( Мф.6:20 ). «Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает ( Лк.12:33 ). «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает». В наследие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради ( 1Петр.1:4 ). «К наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас». Тогда речет Царь сущим одесную его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира ( Мф.25:34 ). «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех ( 2Кор.5:1 ). «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». Таким образом, «дела и страдания благочестивых на земле превращаются пред Богом или на небе как бы в капитал, который тем, для кого он сложен, в свое время будет выплачен» (Zahn Тн., стр. 198). «Их призвание, их дело на земле, но награда уже есть на небе (Zahn Тн., стр. 199), и награда сохраняется на небе до будущего… царства, почему нужно восполнить не «будет», но «есть», – и это последнее нужно понимать не безвременно, но в смысле настоящего (Меуег A.W ., стр. 144). Не сказано, какая именно награда уготована на небе гонимым за Христа, но указаны весьма важные черты этой награды, и прежде всего то, что она, как определенная, уже есть на небе, уже уготована для апостолов и страдальцев за Христа, за их дело веры, и труд любве, и терпение упования Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.1:3 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

12 . Как примирить пребывание в Церкви многих пастырей со словами Иисуса Христа: Да будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )? Иисус Христос есть единый Пастырь небесный, Божественный, а земных пастырей может быть и должно быть много. Он единый Пастырь в том смысле, что только Он предал Себя за Церковь ( Еф.5:25 ) и приобрел ее Себе кровью Своею ( Деян.20:28 ). Земные же пастыри суть пастыри по избранию и посланничеству от Иисуса Христа ( Ин.15:16–18 ; Лк.10:1,3 ); для них Христос есть Пастыреначальник ( 1Петр.5:4 ). Примечание. Итак, Иисус Христос не предоставил верующих самим себе; но поручил их руководству пастырей, которые суть законные учители в Церкви, совершители таинств и начальники ( 1Тим.5:17 ; Деян.15:22 ). Отсюда два или три верующих, без законного пастыря, т. е. вне общения с епископом или пресвитером, не составляют Церкви ( Мф.18:20 ), равно не составляют Церкви и те общества, которые не имеют у себя законных пастырей, преемственно и непрерывно идущих от апостолов. 13 . Церковь Христова при множестве членов и различии народов, составляющих ее, есть единая Церковь : Я уже не в мире, но они в мире, а Я иду к Тебе. Отче святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как Мы. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11,20–21 ). Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ). Примечание. Хотя существуют многие отдельные и самостоятельные церкви (Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская и Российская); но это – поместные церкви или части единой вселенской Церкви Христовой, такие же, как при апостолах были церкви: Коринфская, Ефесская ( Откр.2:1 ), Смирнская ( Откр.2:8 ), Пергамская ( Откр.2:12 ) и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А для этого время от времени нужно отворачиваться ото всего, что хоть и не грешно, однако же «приземляет» нас. Нужно делом, самою жизнью подтверждать, что мы устремлены к небесному и не рабы плоти. Апостол Павел прекрасно сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6. 12). Отношение человека к посту достаточно ясно показывает, кто чем (или что кем ) обладает, кто раб, а кто господин – чрево или дух. «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13. 14), – говорит апостол Павел. Но где та граница, за которой первое переходит во второе? Петровский пост – подготовка к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы, конечно, не апостолы, но все же… Апостольство – призвание исключительное. «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5). Апостолы и те, кого мы называем равноапостольными (Нина, Владимир, Кирилл и Мефодий и др.), привели ко Христу тысячи и тысячи, целые народы. Такой исключительный подвиг едва ли нам по плечу. Но все мы, каждый по мере сил, должны нести миру свидетельство о Христе. И если не тысячи, то хоть кого-то, хоть даже одного, но постараться привести к Господу. Как пишет Апостол Иаков: «…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20). Протестанты проповедуют свою веру порой так рьяно, что это выглядит назойливостью. Стоит ли подражать им? Не думаю. Но у нас часто – другая крайность. «Моя вера – это мое личное дело». «Мои отношения с Господом – тайна, и никому об этом я говорить не собираюсь». И это тоже неправильно. «…[будьте] всегда готовы, – пишет Апостол Петр, – всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3:1). Конечно, чтобы привести кого-то ко Христу, надо не столько о вере рассказывать, сколько ее показывать. «Вы – свет мира…, – сказано нам. – Так да светит свет ваш пред людьми…» (Мтф.14, 16). Вера не только дает, но и обязывает. Дает очень много – надежду жизни вечной, понимание смысла жизни, силы терпеть и способность любить. Обязывает – к служению, к свидетельству и, не побоимся этого слова, к подвигу. Именно так выразился автор книги об Афонском старце Силуане архимандрит Софроний: «Вера обязывает к подвигу». Ясно, что без умения обуздать себя, без подчинения потребностей тела велениям духа ни о каком свидетельстве, ни о каком служении и речи быть не может.

http://pravmir.ru/apostolskiy-post/

в) Личность Святого Духа, когда и Ему, как Отцу и Сыну, приписывает: аа) ведение: ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ); бб) волю: ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого ( Деян. 15:28; 2:4 ; 1Кор. 12:11 ); вв) деятель­ность: каждому дается проявление Духа на пользу…; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор. 12:7,11 ), и когда говорит с подробностью, что Он свидетельствует о Сыне и прославляет Его ( Иоан. 15:26; 16:14 ), возрождает людей ( Иоан. 3:5–8 ; 1Петр. 1:3 ; Тит. 3:5 ), наставляет их на всякую истину ( Иоан. 14:26; 16:13 ), возвещает будущее (16:13), поставляет па­стырей ( Деян. 20:28 ) и под. Должно присовокупить, что действительность и отдельность Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изречениях Священного Писания, где говорится о божестве каждого из сих Лиц и их личных свойствах. Ибо если и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, и у каждого есть свое отличи­тельное свойство, которого не имеют два другие: то, значит, все Они суть равно Лица и Лица различные. Но изречения эти будут изложены в своем месте. III. Наконец, замечательнейшие из мест Библии , которые преимущественно или даже исключительно свидетельствуют о единстве и нераздельности существа Божеских Лиц. суть следующие: 1) Объяснение в Новом Завете видения Пророка Исаии, ко­торое описал он в 6 главе своей книги. Пророк повествует. что он удостоился однажды видеть Господа (Всевышнего) Саваофа сидящего на престоле высоком и превознесенном во всей своей славе (ст. 1–4), и что тогда же Господь сказал ему: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего (9–10). Здесь, очевидно, имеется ввиду Бог Отец, который преимущественно был известен в Ветхом Завете и назывался Всевышним и Саваофом.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Вывод из учения Св. Писания и святых отцов, и учителей Церкви о таинстве Миропомазания должен быть сделан следующий. Наряду со св. Крещением каждый христианин должен принять и св. Миропомазание, заменившее еще при св. Апостолах возложение рук, подававшее крещенному дары Св. Духа для укрепления и возрастания его духовной жизни. Это великое таинство не могут совершать не только миряне, но даже диаконы Церкви; его совершают только преемники Апостолов – епископы и рукополагаемые ими «к совершению святых, на дело служения» ( Еф. 4:12 ) пресвитеры Церкви. Вот почему все отделившиеся от Святой Церкви Христовой расколо–сектантские общества, как не имеющие у себя законнопоставленных епископов, не могут ни св. мира иметь, ни совершать св. Миропомазания. А кто не имеет на себе божественной печати Миропомазания, тот и не христианин и не наследник вечной жизни, ибо лишен общения со Святым Духом, без благодатной помощи Которого никто не спасается, ибо «Если кто не имеет Духа Христова, тот и не Его» ( Рим. 8:9 ). Но и христиане, получив через св. Миропомазание дары Святого Духа, должны всегда хранить себя чистыми и непорочными, чтобы своими грехами не удалить от себя навсегда Духа Божия и не подвергнуться вечному осуждению. «Не оскорбляйте, говорит ап. Павел, Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф. 4:30 ). «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, – то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет... Страшно впасть в руки Бога живого»! ( Евр. 10:28–31 ). 1) Миропомазание в В. 3. совершалось над царями и священниками: ( Исх. 30:23–33 ; 1Цар. 16:13 ; 3Цар. 1:39; 19:16 ), каковым именем называются и все христиане ( 1Петр. 2:9 ; От. 1:6; 5:10), помазываемые св. миром. 2) Миропомазание, совершаемое в день крещения, особое, отличное от него таинство: Деян. 2:38; 8:12–18; 12:18–19; 19:6 ; Еф. 4:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010