у нас же на лицах стыд» ( Дан 9:7–8 ). Прославляем величество Его и всемогущество, когда, познавая и признавая подлость и ничтожество наше, смиряемся перед Ним. Прославляем высочайшее господство и власть Его, когда воле и повелению Его с усердием повинуемся. Прославляем вездесущие Его и всеведение, когда везде и на всяком месте уклоняемся от зла и творим добро (см. Пс.33:15 ); отдаем Ему, как вездесущему, Который слово наше слышит, дело и помышление видит, замысел и намерение проницает, – отдаем Ему, говорю, словом, делом и помышлением почтение высокое, как высочайшему Господину и Царю, не только не делая, но и не помышляя и не произнося ничего, для святейших Его очей и ушей непристойного. Прославляем святость Его, когда сами стараемся хранить святыню, хранимся «от всякой скверны плоти и духа» ( 2Кор.7:1 ), по слову Его: «Будьте святы, потому что Я Свят» ( 1Петр. 1:16 , Лев. 11:44, 19:2 ). Прославляем премудрость Его, когда верим чудному Его Промыслу, которым Он все к надлежащей цели в должном порядке управляет, хотя нашему слепому уму и непонятно, и «не испытываем то, что выше нас», но со смирением и молчанием оставляем премудрости Его и всемогуществу то, что нам не дано знать и понять. Прославляем благость Его, когда Его одного, как высочайшее добро, любим и благодарим Его. Прославляем милость и щедроты Его, которые Он на нас всегда обильно изливает, когда усердно от сердца благодарим Его и, в знак благодарности, сами милостивыми и щедрыми к ближним нашим стараемся быть. Прославляем невещественное и духовное Его существо, когда поклоняемся «Ему в духе и истине» ( Ин 4:24 ); не полагаем этого почитания во внешних только обрядах, но в сердечном усердии, страхе и любви; и что «сердцем веруем, то и устами безбоязненно, где должно, исповедуем» ( Рим 10:10 ). И это не только сами делаем, но и других к тому словом и делом побуждаем. Так святится и славится в нас святое и страшное имя Божие. А поскольку этого долга, по слабости нашей, исполнять сами не можем, то, если исполняем, благодати Его, действующей в нас, должны это приписывать, дабы похвала и слава была Тому, от Кого добро происходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

патриарх Константинопольский Иеремия Предуведомление По заповеди Апостола, мы должны быть «готовы присно ко ответу всякому вопрошающему у нас словесе о нашем уповании " ( 1Петр.3:15 ). В предлагаемом творении святейшего Иеремии константинопольского Патриарха, для Христиан православных, поучающихся во спасение, содержатся готовые «Ответы Лютеранам». А для тех, кои обязаны быть «в готовности отмстити всяко преслушание», сии ответы суть готовые «оружия, не плотская, но сильна Богом на разорение твердем, низлагающие помышления и всяко возношение, взимающееся на разум Божий» ( 2Кор.10:6 ,4,5). Ответы святейшего отца действительно были оружием, которым он, хотя и не пленил лжеименного разума Лютеран в послушание Христово, однако ж поразил его так, что разорил самые твердыни и основания, низложил помышления и все его возношения, взимавшиеся на разум Божий и здравый разум человеческий. Лютеранам оставалось укрепиться в последней твердыне – упорстве, в котором они, после трех ответов Патриарха, и остаются доныне. Для доказательства упорства Лютеран в своих заблуждениях, не излишне сказать несколько слов о поводе к сим Ответам и о ходе переписки между Патриархом Иеремиею и Лютеранами. Известно, что краеугольным камнем вероучения Лютеран служит Исповедание, представленное ими императору Карлу 5 в 1530 году, на Аугсбургском сейме, и названное посему Аугсбургским. Через 44 года после сего, Иаков Андреэ, доктор лютеранского богословия, канцлер тюбингенской Академии и глава тюбингенской Церкви, и прежде имевший переписку с Патриархом Иеремиею, в 1574 году, вместе с Мартином Крузием, учителем греческого и латинского языков в той же Академии, препроводил к Патриарху это Исповедание и просил произнести о нем суд. Суд о самом Аугсбургском Исповедании был «первым Ответом» Патриарха и первым вразумлением для Лютеран, со стороны православия. Сим Ответом они не удовлетворились, и в своем противо-ответе Патриарху подняли жаркий спор, в котором защищали пункты Аугсбургского Исповедания, несогласные с православием , и отвергали многие православные догматы, таинства и благочестивые обряды и обыкновения, упорно объявив, что не откажутся от своего Исповедания и своих мыслей, доколе им не укажут лучших оснований верности противного им учения – православного. Патриарх не хотел оставить их в глубоком и явном заблуждении. Он пространнее объяснил спорные пункты и представил новые и многоразличные доказательства истинности тех пунктов православного вероучения, которые были ими отвергаемы. Этот «второй Ответ» был вторым вразумлением для Лютеран.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Не представляется ли вам сия высота недоступною? Но припомните, что и Павел был подобострастный нам человек, и однако же взошел на оную. Притом же Бог, как правосудный и всеведущий, совершенно знающий состав естества нашего, и следственно не только его немощь и силу, но и верную меру той и другой, ничего невозможного не требует от нас и не может требовать, а между тем повелевает нам: святи будете, якоже Аз свят есмь ( Лев. 11:44 ); и апостол Петр к сему прибавляет: по звавшему вы Святому, и сами святи во всем житии будите ( 1Петр. 1:16 ). Но где нам взять этой святости, кроме Христа Спасителя, умершего за нас и воскресшего, Иже бысть нам, по Апостолу, премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление ( 1Кор. 1:30 )? И как нам приобресть ее иначе, как не одушевившись Его духом, покорившись Его воле и облекшись в Него, извнутри и извне, послушанием веры так, чтобы Он был в нас, и еже хотети, и еже деяти, по благоволению ( Фил. 2:13 )? Н е встречаете ли препятствий и затруднений к сему в каких-либо особенных обстоятельствах вашей жизни и звания? Но какия обстоятельства могут быть затруднительнее Павловых? Бездомный странник и пришлец в своем отечестве, ненавидимый и отверженный своим родом и племенем, повсюду гонимый и преследуемый, поносимый и злословимый, многократно биемый и терзаемый до отчаяния в жизни, всаждаемый в темницы и содержимый во узах за благовестие Христово; и однакожь все это умел преодолеть и победить, от Христа не отрекся, ни в слове, ни в деле не изменил Ему, и наконец свою веру в Него и верность благовествования о Нем запечатлел мученическою кончиною. Не справедливее ли, может быть, будет сознаться, что не достает в нас только силы и крепости духа, мужества и отважности сердца, усердия и уменья – обстоятельства своей жизни и земные занятия согласить с правилами веры и обязанностями благочестия? Но и в этом случае обратимся к тому же великому Апостолу, и из его примера научимся, как все, и во всяком положении, можно и должно подчинять одной главной цели благоугождения Христу Богу, дабы, по его выражению, всегда и во всем возвеличивался Христос в теле нашем, аще животом, аще ли смертию ( Фил. 1:20 ). Что может быть, кажется, далее от дел благочестия, и особенно от дела проповеднического, как простое, механическое ремесло скинотворца? Но св. Павел и его умел обратить в орудие служения своего Господу, (не теряя в тоже время и вещественной от оного прибыли), и в самое действительное средство к преспеянию евангельской своей проповеди .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Из послания видно, что первые читатели сего послания были еще новорожденные младенцы в вере Христовой ( 1Петр. 2:2 ). А проповедь Апостола Петра иудеям в Понте, Галатеи, Вифинии, Каппадокии и Асии (т, е. так называемой проконсульской, которая заключала в себе Фригию Мисию, Карию, Лидию и др. прибрежные страны малоазийские), у бл. Иеронима относится ко временам ранее второго года Клавдия (т. е. 43 г. по Р. X.); напротив, у Евсевия относится она ко временам, последовавшим за рассеянием апостолов т. е. после 46 года по Р. X. 136 Кроме сего, в послании употребляется наименование христианин ( 1Петр. 4:16 ), явившееся в Церкви около 43 года по Р. X, ( Деян.11:26 ) и говорится ( 1Петр. 5:12 ), что послание отправлено с Силуаном или Силой, который был спутником Ап. Павла во время второго и третьего его путешествия (около 51–53 года по Р. X.) и посылается приветствие от сотрудника св. Петра, Евангелиста Марка ( 1Петр. 5:13 ), который прибыл с Ап. Петром в Рим не ранее 43 г. и скончался в Александрии около 63 года по Р. X. По сим признакам написание послания может быть относимо или ко времени прибытия Ап. Петра в Рим т. е. к 43 или 44 году по Р. X., или ко времени заключения Ап. Павла в узы, когда Сила мог сделаться спутником св. Ап. Петра т. е. после 57 года по Р. X. § 65. Место написания Из слов Апостола целует вы яже в Вавилон соизбранная, т. е. Церковь ( 1Петр. 5:13 ), видно, что первое послание Петрово написано в Вавилоне. Ибо апостолы обыкновенно посылали приветствие церквам только от тех лиц, которые лично находились при них во время написания посланий. Но какой Вавилон здесь разуметь должно? Некоторые слово Вавилон принимали в сем месте, за аллегорическое наименование Рима; этого мнения держатся западные богословы; 137 основание к сему указывают в том, что в Апокалипсисе. Рим называется Вавилоном ( Апок. 18:10 ). Но поскольку иносказательное наименование места неупотребительно в приветствии поскольку ход речи у Апостола в сем месте не дает права отступать от буквального смысла, то другие разумеют слово Вавилон в собственном значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Христос, правда, говорит; «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора; и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» ( Ин. 10, 16 ). Но говорит Он это не об еретиках, которые были раньше во дворе Церкви, но самовольно покинули его и уже не хотят вернуться (ср. 1Ин. 2, 19 ). По толкованию св. отцов, Христос говорит об язычниках, о неуверовавших вообще. Он их также приведет, т. е. введет их, во двор Своей Церкви, ибо эти люди, которые будут веровать не иначе, а так, как апостолы их научат. Еретики стоят спиной к истине, а язычники обращены лицом к ней. Они ищут истину, тогда как еретики полагают, будто обладают ею и потому не ищут ее. Конечно, еретики, если захотят, могут вернуться во двор Церкви, но лишь путем искреннего покаяния и отречения от своей ереси (по чину Великого Требника). Но тогда они уже не будут еретиками, так как отвергнут свою еретическую веру и облобызают церковную веру, т. е. Православную веру св. апостолов и св. отцов Церкви. Только таким способом уверовавшие во Христа иудеи и уверовавшие во Христа язычники, как и возвратившиеся в Церковь еретики, могут пребывать в одной овчарне и составлять едино стадо под единым Пастырем — Христом! Экуменисты злоупотребляют словами Христа об «одном стаде и одном Пастыре». Это «одно стадо» они представляют себе как всеобщее — включающее в себя и овец, и волков, т. е. и православных и инославных. Более того — они даже мечтают об едином человечестве и трудятся над ним не в духовном, а в чисто секулярном и политическом смысле (см. ниже 10-е основание, Д). Данное стремление чуждо Евангельскому учению. Сам Спаситель решительно отвергает такое ошибочное понимание, говоря; с одной стороны, «об одном стаде» ( Ин. 10, 16 ), а с другой стороны, исключая из него неуверовавших иудеев, которым Он прямо говорит: «вы не из овец Моих» ( Ин. 10, 26 ). Но раз они — не из Христовых овец, то они из другого стада и, следовательно, принадлежат другому пастырю… (ср. Ин. 8, 44 ). Итак, предельно ясно, о каком одном стаде и о каком одном Пастыре говорит Спаситель. Это стадо — едино, ибо объединено единой правой Верой, едиными таинствами, единой иерархией ( Еф. 4,5 ). Это стадо — едино, ибо покоряется Единому Пастырю душ ( 1Петр. 2, 25 ) — Богочеловеку Христу, Искупителю душ наших ( 1Петр. 1, 19 ) Оно едино, ибо собрано в единой овчарне Истины — Православной Христовой Церкви!

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Посему-то 1 .1. Сам Спаситель называл диавола врагом своим, который высевает плевелы на том поле, где Он, Сын человеческий, сеет доброе семя ( Матф. 13:37,39 ); князем мира сего ( Иоан. 12:31; 14:30; 16:11 ), имеющим свое царство, совершенно противоположное царствию Божию ( Матф. 12:26,28 ), и выражал мысль, что эта власть сатаны есть язычество ( Деян. 26:18 ) и вообще греховное состояние людей, которым отец – диавол ( Иоан. 8:44 ). 1 .2. Святые Апостолы именовали диавола и ангелов его начальствами, властями и миродержителями тьмы века сего ( Еф. 6:12 ); его царство – державой смерти ( Евр. 2:14 ), властью тьмы, противоположной царству Сына Божия ( Кол. 1:13 ), и утверждали, что вся деятельность злобных духов устремлена на то, как бы поддерживать язычество и нечестие между людьми, и противоборствовать успехам Христианства ( Откр. 2:9,13 и 24; 1Тим. 4:1 ; 2Кор. 4:4 ). 1 .3. Святые Отцы и учители Церкви также утверждали, что в мире языческом царствовал диавол; 1655 что до пришествия Христова “под властью демонов были все народы, демонам сооружаемы были храмы, для демонов воздвигались жертвенники, для демонов поставлялись жрецы, демонам приносились жерт­вы;” 1656 что в истуканах языческих обитали духи злобы, услаж­даясь кровью и курением жертвенными и неподобающей им бо­жеской честью; 1657 что они обольщали род человеческий бас­нями поэтов, 1658 мистериями, 1659 прорицалищами, 1660 гаданиями; 1661 и что даже теперь по пришествии Христовом, как Он – Христос есть Глава своего благодатного царства – Церкви, так и диавол есть глава и вождь всех нечестивцев, творящих его похоти. 1662 2) Вражда диавола против людей состоит в том, что – 2 .1. Он, будучи человекоубийцею искони, т.е. искусив наших праотцев еще в раю ( Иоан. 8:44 ), с того времени не перестает искушать и преклонять ко злу нравственному и каждого из людей всеми возможными мерами. По учению Слова Божия, он, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Петр. 5:8 ): у одних, ослепляет разум, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа ( 2Кор. 4:4 ); у других, для кого уже воссиял сей свет, уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись ( Лук. 8:12 ); третьих, как благочестивого Иова ( Иов. 1 и дал.), по допущению Божию, преследует бедствиями и будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас ( Откр. 2:10 ) и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

К 42 ст. привыкает ст. 44. Здесь изображается участь неверующих во Христа. Ст. 44. И падый на камени сем, т. е. преткнувшийся ( Римл. 9, 32 ), сокрушится, разобьется ( συνθλασθησεται), а на него же падет тот Камень, сотрыет и, превратить того в прах, λικμω ( λικμω – вею хлеб, рассеваю по ветру, превращаю в прах, развеваемый ветром). Последнее страшнее первого и потому постигнет тех, которых вина тяжелее. Первое постигнет тех, которые, упорно следуя своим понятиям, о спасении, преткнутся о Камень претыкания ( 1Петр. 2, 7 ), не уверуют в Распятого, и таким образом отломившись чрез свое неверие ( Римл. 11, 17 ), будут отчуждены от царства Христова. Второе постигнет тех, которые но только но веруют во Христа, но и с ожесточением борются против царства Христова, становятся на пути его распространения. Участь их такова же, как и участь всех врагов Иеговы, изображаемая словами Моисея: множеством славы твоея, Господи, стерл еси супостаты ( Исх. 15, 6 ). Преткнувшегося о камень и разбившегося можно восстановить и исцелить, напротив сотрение выражает окончательную гибель, какая постигнет ожесточенных противников Христа. Ст. 43. Отымется от вас царствие Божие. Хотя царствие Божие отымется но от всех иудеев, так как ослепление постигло только часть Израиля, и остаток его спасется ( Римл. 11, 25, 5 ), однако несомненно, что речь Господа обращается здесь не к первосвященникам и фарисеям только, но и ко всему народу иудейскому, ибо прибавлено: и дастся народу творящему плоды его, плод же царствия Божия или Духа Христова ести, любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие; вера, кротость, воздержание ( Гал. 5, 22 ). Притча ο браке царского сына Матф. 22, 1–14 ; ср. Лук. 14, 12–24 В 2–14 стихах 22 главы ев. Матфея излагается притча о браке сына царева, которая по содержанию и основной мысли весьма сходна с притчей о званных на вечерю, изложенной в 14 главе ев. Луки (12–24). Не смотря на это сходство и на то, что эти притчи одна другою восполняются и объясняются, нет возможности считать их тожественными по времени и месту произнесения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Так как нельзя представить примера, где целая речь Спасителя состояла бы из повторений сказанного прежде, без всякой новой мысли, как это видно в ст. 44–50, и такое извлечение мыслей из поучений Спасителя вполне прилично ученику Христову, то в ст. 44–50 надобно признать продолжение размышления Иоаннова. Связь с предшествовавшим такая: словами Христа Иисуса показывается виновность неверия иудеев. Иисус же воззва и рече: аорист κεκραξε και ειπεν, не может значить давнопрошедшего, но выражает повторявшееся действие. Иисус возвещал вслух и говорил: Веруяй в Мя не верует в Мя, но в пославшего Мя. И видяй Мя видит пославшего Мя. То и другое показывает во Христе не одну человеческую личность, которая была бы отдельна от божества. Потом учит, что вера переходит через Него к Богу, через посланного к пославшему, через Сына к Отцу. Те же мысли Ин.8:19–42, 5:24–38 . Так учили и апостолы Петр ( 1Петр.1:21 ) и Павел ( Евр.7:25 .) Видяй, по слову евангелиста, то же, что веруяй, а не то, что холодно размышляющий; видяй – в том же состоянии, как видел Исаия в явившемся Господе славу Христову (ст. 38). Ст. 46. Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя во тме не пребудет. Мысль предложена была Ин.8:12 . Только здесь в резком виде представлено печальное состояние человека, остающегося без веры во Христа. Кто остается без веры в Иисуса, тот останется во тьме, какие бы меры ни брал он выйти из тьмы. Ст. 47–48. И аще кто услышит глаголы Моя и не верует: Аз не сужду ему... Слыша хулы иудеев на Иисуса, могли смущаться тем, что Иисус Христос оставляет их ненаказанными. В успокоение таким объясняется, что Сын Божий пришел спасать мир, для произнесения же осуждения миру будет свое время. На это указано было Ин.3:17–18 . Особенность здесь – состояние неверия. Это не то, что одна небрежность, невнимание, а то состояние, когда понимают достоинство наставления и однако отвергают его с презрением гордым, видят истину и стараются не допустить ее до души ( Евр.3:12–19 ). Ст. 49–50. Аз не от Себе глаголах... Упорное презрение, оказываемое к Иисусу Христу, относится и к Отцу, которого поручения исполняет Он. Об этом говорено было не раз, Ин.5:24–30, 6:39–40, 7:16, 8:38 . 1 1 Главы XIII-XIX евангелия Иоаннова объяснены в беседах о страданиях Спасителя ч. 1. 2. Спб. 1859. Потому здесь не предлагается объяснение им. Читать далее Источник: Учение евангелиста Иоанна о Слове/Соч. преосвящ. Филарета Гумилевского (архиеп. Черниг.). – Чернигов: Ильин. тип., 1869. – 247 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

А.В. Попов Поучение прихожанам Миннеаполисской церкви При посещении приходов Богом хранимой епархии нашей я избрал ваш Миннеаполисский приход первым не потому, чтобы он первым лежал на пути от кафедрального города нашего: первыми вас, братие, посещаю потому, что вы первые из здешних (американских) униатов воссоединились с православною церковию; вы для неё первенцы, первородные начатки её из бывших униатов. Первородство же и по Божественному чину и в житейском быту имеет важное значение. Первенцам усвояются многие права и преимущества по сравнению с остальными, на них обильно изливаются благословения Божии: да благословит тебя Бог , да возрастит и умножит! да даст тебе Бог от росы небесныя и от тука земли, и множество пшеницы и вина; да поработают тебе языцы, и да поклонятся тебе князи, и буди господин брату твоему, и поклонятся тебе сынове отца твоего, – так благословляли ветхозаветные патриархи своих первенцев ( Быт.27:28–29;28,3 ). А вот и весь Израиль, Богоизбранный еврейский народ, возлюбленный Господом первенец: сколько было излито Богом благодеяний на этот народ, которому принадлежали некогда всыновление, слава, заветы, законоположение, служение, обетования, которому вверены были словеса Божия и от которого произошел и Христос по плоти ( Римл.9:4–5;3,2 )! Из Божественного миропорядка многие права первородства перешли и «обычный строй жизни человеческой: первенцу даются известные права над братьями, он получает значительно большую часть имущества, в царском роде он наследует престол отца своего... На вас, братие, как на перворожденных из униатов в Православии, излиты предстоятелями Православной Церкви здесь великие и богатые милости в мере полной и ущедренной. Перечислять эти милости я почитаю излишним, так как думаю, что ваше благодарное сердце само подскажет вам, сколько и чего сделано для вашего блага! Но, братие мои, первородство не только дает известные права, а на обладателей его налагает и особые, преимущественные обязанности. Так, у евреев первенцы посвящались Богу, и самому еврейскому народу, этому первенцу и избраннику Божию, Господь дает заповедь: святи будите, якоже Аз свят есмь ( Лев.11:44 ). Так и вы, братие, первенцы, люди обновления, род избранный Провидением Божиим, дабы возвещать неведущим чудный свет Православия, его истину и силу ( 1Петр.2:9 ). Как старшие в семье должны для младших служить примером, так и вы младшим, тем, которые позднее вас воссоединились с Православною Церковию, должны подавать пример и служить образом в житии, в любви, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). Тако да просветится свет ваш пред окружающими вас человеки, яко да видят ваши добрыя дела и прославят ( Матф.5:16 ) нашу Святую Православную Церковь , членами коей, по милости Божией, соделались вы восемь лет тому назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не сказал: разорите божество мое, и треми денми оно воздвигнется. Я хотел бы опять и здесь более говорить, но удерживаюсь от того, припоминая свое обещание. Буду говорить коротко о том, что необходимо мне сказать. В священном Писании, везде, где только говорится о божественном домостроительстве, передается нам о рождении и страдании человеческого естества во Христе, а небожеского. А потому вернейшее наименование святой Деве должно быть не Богородица, а Христородица. Выслушай, как говорят об этом евангелия: Книга родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамля ( Матф. 1, 1 ). Ясно видно, что Слово Бог не был сыном Давида. Но вот тебе и другое доказательство: Иаков же роди Иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос (1, 16). Вникни и в другие еще слова, дающие тот же смысл: Иисус Христово рождество сице бе: обрученей бо бывши матери Его Марии Иосифови, обретеся во чреве имущи от Духа Свята (1, 18). Из слов сих ужели кто выведет мысль, что божество единородного есть творение Духа? Также какой смысл и в сих словах: бе мати Иисусова ту? ( Иоан. 2, 1 ). Также: с Мариею, материю Иисусовою ( Деян. 1, 14 ); рождшееся в ней, от Духа есть Свята ( Матф. 1, 20 ); еще: поими отроча и матерь его, и бежи во Египет (2, 13). Также: О сыне своем, бывшем от семени Давидова по плоти ( Римл. 1, 3 ), и о его страдании: Бог Сына своего посла в подобии плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти (8, 3). И: Христос умре грех ради паших ( 1Кор. 15, 3 ); Христу пострадавшу плотию ( 1Петр. 4, 1 ). Также не сказал Он: сие есть божество мое, но тело мое, еже за вы ломимо во оставление грехов ( Лук. 22, 19 ). Есть много и других слов в Писании, которыми прямо возвещается роду человеческому, что не божество явилось во времени и подверглось телесным страданиям, но плоть, соединенная с естеством божественным. Поэтому и Христос называет себя и Господом Давида и сыном его: что вам мнится о Христе, чий есть сын? Глаголаша ему: Давидов. Глагола им: како убо Давид духом Господа его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене? ( Матф. 22, 42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010