б) Для верующих в Спасителя крест стал оружием против диавола, исполненным от Спасителя силы Божьей: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божья ( 1Кор.1:18 ). 8 . На каком основании мы почитаем крест святынею? Ибо Он освящен а) пребыванием на нем тела Христова и б) пролитием на нем крови Христовой: Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное ( Кол.1:19–20 ). Ср. 3Ездр.5:5 : «С древа будет капать кровь». 9 . Как примирить со святостью креста слова апостола Петра: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо ( 1Петр.2:24 ) и слова апостола Павла: Истребив учением бывшее нас рукописание, которое было против нас, и Он взял ею от среды и пригвоздил ко кресту ( Кол.2:14 ), т. е. не осквернен ли крест грехами нашими и не остались ли они на кресте? Апостол Петр говорит, что Иисус Христос вознес грехи наши на древо «телом Своим», но ведь тело Его не осквернилось и не потеряло в святости от соприкосновения с грехами нашими; почему же осквернилось бы древо креста от них? Затем, вознесенные на крест грехи были смыты кровью Иисуса Христа, пролитою на кресте ( Кол.1:20 ); так что рукописание греховное не осталось на кресте после пролития крови. Иначе нужно было бы признать, что человеческий грех сильнее крови Христовой, что противоречит словам апостола Иоанна ( 1Ин.1:7 ), – нужно было бы признать, что наши грехи не уничтожены Спасителем; но это противоречит словам апостола Павла ( Евр.9:26 ). 10 . Как примирить со святостью креста слова апостола Павла: «Проклят всяк висящий на древе»? ( Гал.3:13 ). Проклятие, по Моисееву закону ( Втор.21:23 ), было положено на повешенного преступника, а не на самое древо. Но, по слову апостола Павла, Христос и эту клятву снял: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ). О самом же древе креста в слове Божием сказано: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда» ( Прем.14:7 . Ср. 1Петр.2:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иоан. 18, 36 . «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». Объясн. Господь, говоря о царстве «не от мира сего» не отрицал земных царств, которые сами по себе не опасны Его царству, а при благочестивых государях способствуют охранению и распространению истины и богоугодной жизни; поэтому то и сказано в Писании: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу: Мф. 22, 21 . 1Петр. 3, 17 ; Рим. 13, 1–2 . Иер. 13, 18–19 . «Скажи царю и царице: смиритесь, сядьте пониже, ибо упал с головы вашей венец славы вашей. Южные города заперты, и некому отворять их, Иуда весь отводится в плен, отводится в плен весь совершенно». Объясн. В ст. 18 под царем и царицей разумеются предпоследний царь Иудейский Иехония и его мать, которых Господь определил лишить царского достоинства и предать царю вавилонскому. В 19 ст. разумеются города колена Иудина и главным образом Иерусалим: ст. 9 и 10. Для всякого очевидно, что здесь и намека нет на не почитание Богом установленной царской власти: Рим. 13, 1–2 ; 1Петр. 2, 13–14 . Здесь только говорится, что как народ, так и представители его, за грехи свои могут быть наказаны Богом и действительно наказываются, если не исправляются нравственно, как напр. Содом и Гоморра. Мф. 22, 25–26 . «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою». Объясн. Во 1-х «между нами» значит: в церкви, а не в государстве, а во 2-х смысл этих слов тот, что у христиан желающие быть первыми должны охотно служить остальным, т. е. управляемым, не властвовать только ими. Иоан. 12, 31 . «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». Объясн. Князем мира здесь назван диавол: Иоан. 16, 11 ; Ефес. 2, 2; 6, 12 . Начальствующие же в мире люди считаются от Бога установленной властью: Рим. 13, 1–4 , злословить их возбраняется: Деян. 23, 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Да будет же и к ним милость Господня! Да прольется и о них наша молитва! И верим мы и уповаем, что грехи этих новых бесчисленных мучеников, свидетелей верных, от руки врагов за служение царю и Отечеству убиенных, простит Господь за страдание их и смерть и за молитвы Церкви Божией. Ибо что говорит о такой смерти от руки врагов Божиих святое и вечное слово Господне? Пишет святой апостол Петр: Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу ( 1Петр.2:13–14; 17:19–20 ). Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь ( 1Петр.4:15–16 ). Пишет и святой апостол Павел: Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться и мучен будет ( 2Тим.2:5 ). Итак, вся похвала только убиенным за исполнение долга, и нет никакой похвалы пострадавшим, хотя бы и убиенным за преступления и беззакония. Итак, как лживы и безумны все эти убийцы, бунтовщики и крамольники, когда, попадая на суды, подвергаясь осуждению в тюрьмы или ссылки, или на смертную казнь, они своими ли устами или устами своих единомышленников силятся себя называть и прославлять «борцами», «героями», «подвижниками» и «мучениками»! Намеренно, с особою силою, мы говорим здесь об этом, ибо знаем, что здесь именно раздавались и ныне раздаются такие речи, восхваляющие злодеев и приравнивающие их к мученикам и подвижникам, здесь именно раздаются и обвинения против правительства и суда за то, что они ссылают и присуждают к казням таких убийц и преступников. Как убедительно, как ясно опровергаются эти лицемерные и лукавые речи приведенными словами святых апостолов! Нет, не всякое страдание, не всякая смерть есть мученичество и подвиг! Это понимали гораздо лучше нынешних просвещенных разбойников разбойники, распятые на кресте вместе с Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«Откуда у вас вражда и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» ( Иак. 4:1 ). «Ибо плоть желает противного духу, а дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал. 5:17 ). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... В членах моих вижу иной закон, противоборствующей закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих... Тот же самый я умом моим служу Закону Божию, а плотью закону ума» ( Рим. 7:19–25 ; 1Петр. 2:11 ; Рим. 6:12–13 ). Изнуряя постом тело, мы смиряем греховную душу свою, как и псалмопевец говорит: «Я изнурял постом душу мою» ( Пс. 34:19 ). «Итак, говорит св. Апостол, умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). «Страдающий плотью, говорит Апостол, перестает грешить» ( 1Петр. 4:1 ). Вот для чего и установлен пост телесный. 2) Достаточен ли для человека один лишь телесный пост? 2) Нет, не достаточен. Есть грехи не только тела, как напр., объедение, пьянство, блуд, но и грехи духа, как напр., гнев, вражда, распри, ереси и т. п. ( Гал. 5:19–21 ). Для приближения к Богу необходим не только телесный пост, но и духовный, состоящий в смиренномудрии, терпении и любви, о чем говорит Сам Бог через пророка Исаию: «вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис. 58:6–7 ) – как об этом учит нас в своем песнопении и св. Церковь : «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем; дадим алчущим хлеб, и нищия бескровныя введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость» (стихира). Св. Давид тоже постился не только телом, но и изнурял постом душу свою ( Пс. 34:3 ). «Плачу, говорит он, постясь душой моей» ( Пс. 68:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Таких людей, которые учат иному и не следуют здравым словам Господа Иисуса Христа и учению, которое по благочестию, – которые, ничего не зная, заражены страстью к состязаниям и словопрениям, от коих рождаются зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, – удалялись ( 1Тим. 6:3, 4, 5 ) . Еретика по первом и втором вразумлении отвращались ( Тит. 3:10 ). Как новорожденные младенцы любили одно чистое словесное млеко, дабы от него возрасти во спасение ( 1Петр. 2:2 ). И в тоже время старались все достигать в единство веры и познания Сына Божия, в зрелость мужа, в меру полного возраста Христова, дабы не быть такими младенцами, которых может колебать всякий ветр учения по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения ( Еф 4:13, 14 ), не сообразовались с веком, но преобразовались обновлением ума, дабы узнавать, что в отношении к воле Божией хорошо, благоугодно и совершенно; не мудрствовали паче еже подобает мудрствовати, но мудрствовали в целомудрии коемуждо якоже Бог разделил есть меру веры ( Рим. 12:2, 3 ), служили друг другу тем даром, кто получил, как верные домостроители многоразличной благодати Божией ( 1Петр. 4:10 ). Если кому дано пророчество, пророчествовал бы соответственно вере; если служение, пребывал бы в служении; если кто учитель – в учении; если увещатель – в увещании; если раздает, раздавал бы в простоте; если начальник, начальствовал бы рачительно; если делает дела милосердия, делал бы с радостью; любовь была бы непритворна; отвращались бы зла; прилеплялись к добру, были братолюбивы друг к другу с нежностью; отдавали один другому предпочтение; были тщательны, неослабны, духом пламенны, в бедствии терпеливы, в молитве постоянны, помогали в нуждах святым; упражнялись в странноприимстве; благословляли гонителей; радовались с радующимися, плакали с плачущими; были единомысленны между собой; если возможно и сколько зависит от самих, со всеми людьми жили в мире ( Рим. 12:6–18 ); властям предержащим повиновались, и повиновались не только из страха наказания, но и по совести; отдавали всякому что должно: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь ( Рим. 13:1, 7 ); впрочем не делались бы рабами человеков ( 1Кор. 7:23 ); в случае нужды судились лучше у своих, нежели у неверных ( 1Кор. 6:1–6 ), повиновались паче Богу, нежели человекам ( Деян. 5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«И не примечательно ли, что основанием права на все времена остались юридические принципы, отлившиеся в чеканную форму в Римской империи?»; «Апостол Павел видит в государственной власти великую положительную силу, стоящую на страже добра» 462 . Словом, апостол не случайно пишет в столицу империи, наставляя римских христиан быть в послушании к властям 463 . Стоит обратить внимание и на явную и весьма плодотворную ветхозаветную параллель. Нет нужды подробно напоминать, чем был Вавилон для евреев, оказавшихся там в плену после разрушения вавилонянами Иерусалима и храма. Пророк Иеремия пишет послание к евреям-«вавилонянам» – наподобие того, как шесть веков спустя Павел обращался к христианам-«римлянам». И напутствует пленников сходными утешениями: И заботьтесь о благосостоянии города [т.е. Вавилона – А.С.], в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир ( Иер. 29:7 ). «Для синагоги такая молитва была проблематичной и постоянно нуждалась во внешнем основании. [Далее цитируется Иер. 29, 7 – А.С.] Молитва за чужую страну и ее обитателей направлена на благополучие израильского народа и потому оправдана. Там, где это необходимо для блага собственного народа, в молитву включаются и язычники, и их власти. Только историческая ситуация позволяет Израилю молитву за врагов» 464 . Немаловажно, что и в Новом Завете мотивировка остается сходной: 1 ... прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, 2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2:1–2 ) 465 . Наверное, не только иронию истории стоит усматривать в том, что Рим будет наречен первыми христианами Вавилоном, например, в 1-м Послании Петра (см. 1Петр. 5, 13 ; ср. также Откр. 14, 8; 16, 19; 17, 5; 18, 2. 10. 21 ). Вообще, в 1Петр. 2, 13–17 высказываются те же увещания, что и в Рим. 13 : 13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – 15 ибо такова есть воля Божия... 17 Бога бойтесь, царя чтите.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

3 . Чрез Царей, как помазанников своих, Бог посылает народам и все низшие власти. Отсюда долг каждого гражданина: а) повиноваться всякому человеческому начальству, для Господа ( 1Петр. 2:13 ), – ибо противящийся власти противится Божию установлению ( Рим. 13:2 ); б) отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (7); и в) молиться за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2:2 ). 4 . Судьба каждого из нас находится также в деснице Вседержителя. Он умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Он делает нищим и обогащает, унижает и возвышает ( 1Цар. 2:6–8 ). А потому, а) текут ли дела наши счастливо, не будем гордиться, потому что все, чем бы мы ни обладали, не наше, а зависит от промысла Божия, который, даровав нам блага, может и обратно взять их у нас ( 1Кор. 4:7 ; Иак. 1:17 ); б) постигают ли нас бедствия, не будем отчаиваться: по­тому что и несчастия посылаются на нас Промыслом, премудрым и всеблагим, который соразмеряет их с нашими силами ( 1Кор. 10:13 ), и направляет к нашей же нравственной пользе ( 1Петр. 1:6–7 ; Рим. 5:3–5 ); в) всегда и во всем будем полагаться на Бога, и в счастье благодарить Его за все милости и щедроты, а в несчастии просить Его помощи и заступления. 5 . Промышляя о всех людях, Господь в особенности любит праведников ( Пс. 145:8 ), и над ними-то преимущественно являет он дивную милость, их-то хранит, как зеницу ока ( Пс. 16:7–8 ) – да послужит же это для каждого из нас побуждением – блюстись от грехов и упражнять себя в благочестии ( 1Тим. 4:7 ), чтобы и нам быть включенными в число избранных Божиих, которым все содействует ко благу ( Рим. 8:28 ). 1005 См. Там же §§ 46–49: существо, основание и условия христианской религии и срав. настоящего сочинения § 5. 1006 Παντοκρτωρ, говорить святой Кирилл Иерусалимский , изъясняя это слово символа, στν πντων κρτωρ, πντων ξουσιζων, т.е. – “Вседержитель есть Тот, кто все содержит, над всем имеет власть” (Cathech. VIII, n. 1; по русск. перев. n. 3, стр. 145).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Апостол Петр, который в первую половину жизни сам был женат ( 1Кор. 9:5 ) начертывая идеал христианской семейной жизни, писал; «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, без слова были пленены (приобретаемы), когда увидят ваше чистое богобоязненное житие» ( 1Петр. 3:1–2 ). Вот христианский способ некоторого властвования жены над мужем, при полном ему повиновении – чистое богобоязненное житие. Жена должна украшать себя преимущественно добродетелями, другие же украшения должна иметь как нечто второстепенное, посредственное, от чего легко надо быть готовой отказаться, когда не позволяют материальные условия. «Да будет украшением вашим, – наставляет апостол христианских жен, – не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но (потаенный) сокровенный сердца человек в нетленной и неувядаемой красоте кроткого и молчаливого духа, что пред Богом многоценно. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога (а не на свою только наружность и красоту), украшали себя, повинуясь мужьям» ( 1Петр. 3:3–5 ). И для обоих супругов святой апостол дает следующее общее наставление для их семейной жизни: «будьте единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло, или досаждением за досаждение, напротив, благословляйте друг друга, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от злых, лукавых речей. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (1 Петр., 3:8–11). Жена должна властвовать над мужем не чувственностью, а своей внутренней привлекательностью, нравственной чистотой, женской скромностью и стыдливостью, стойкостью и самоотвержением своей христианской души (О встречающихся еще идеальных супружествах, – см. архиеп. Никанора Харьковского и Одесского. Беседа о христианском супружестве. Изд. 2. – Одесса, 1890, стр. 56–58). «Если хочешь нравиться мужу, – говорит св. Иоанн Златоуст , – украшай душу целомудрием, благочестием, попечением о доме» (св. И. Златоуст. На Евангелие Иоанна. Беседа 61-я). Как истинная и верная подруга жизни, жена должна избегать всякой ветрености, легкомыслия и нескромности в поведении, тщеславия и суетного пристрастия к внешним украшениям и нарядам, расточительности и бесхозяйственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«И видел я, – говорит Иоанн, – новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет» ( Апок. 21:1 ). Видение это означает то время, когда уже будет все кончено в этом мире. «И я Иоанн увидел св. град Иерусалим, – продолжает он далее, – новый, сходящий от Бога с неба приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог будет с ними Богом их» ( Апок. 21:2–3 ). Короче: «Бог будет все во всем» ( 1Кор. 15:28 ). Там, будет вечный свет и вечная радость. «Бог отрет там всякую слезу» и «ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи» не войдет в царство вечной славы и блаженства, и тогда-то «никто уже не будет учить ближнего своего, и брат брата своего: «познай Господа» – в этом не будет уже нужды, ибо все, от малого до большого будут знать Господа» ( Евр. 8:11 ). О блаженном состоянии праведников в будущей жизни Ап. Павел говорит: «не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило того на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ); – оно будет состоять: в нескончаемом царствовании со Христом» (2Тм. 2:12); «в вечной славе» ( Рим. 8:18 ; Кол. 3:4 ), в получении венцов славы ( 1Петр. 5:4 ); в вечной радости ( 1Петр. 4:13 ); в вечном покое и наслаждении видением лица Божия ( Откр. 14:13; 22:3–4 )! Мучения же грешников в Св. Писании описываются как удаление их от лица Божия ( Мф. 25:41 ), – ввержение в геену ( Мр. 9:47 ) – ввержение в место, где червь не умирает и огонь не угасает ( Мр. 9:44 ) и проч. «Нестерпима геена и мучение в ней, говорит Св. Златоуст ; – впрочем, если представить и тысячи геен, то все это ничего не будет значит в сравнении с несчастьем лишиться оной блаженной славы, возненавидимым быть от Христа и слышать от Него: «не знаю вас»!.. Лучше подвергнуться бесчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» (Т.1, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

Муж скорбящий. Я тоже надеюсь на Господа моего, однако, вследствие жестокой скорби, мысль моя говорит мне, что оставил меня Господь за грехи мои, и я смущаюсь. Старец утешающий. На это я отвечу тебе словами не своими, но златоречивых уст: «Да не будем мы считать знаком Божьего оставления и презрения то, что иногда наносятся искушения, но пусть это будет для нас ярким признаком того, что печется о нас Господь, ибо попущением искушений Он очищает грехи». Итак, будь уверен, что не только простил Тебя Господь, но что Он всегда с тобою, очищая твои прегрешения случающимися с тобою скорбями, ибо как оставит Бог верного Своего раба, о котором Он печется больше, нежели мать о своем дитяти? Слушай, что говорит Он устами пророка Исайи: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя», говорит Господь ( Ис.49,15 ). Муж скорбящий. (прослезился и сказал): Неужели и я не забыт Господом Богом, несмотря на то, что недостоин я милости Господней? Неужели Он печется и о мне, грешном? Но я верю в Его неизреченную благость и человеколюбие, верю, что и моего спасения Он хочет. Да наградит же тебя, отче, Он Сам за труд твой, которым ты принес мне великую пользу и обрадовал меня, приводя приличные скорбному моему времени писания. Мне только одно теперь очень тяжело, а именно то, что я несправедливо был обижен, не сделав даже никакого зла ненавидящим меня. Старец утешающий. «То угодно Богу, – говорит апостол, – если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» ( 1Петр.2,19–20 ). Подумай, возлюбленный, о Владыке нашем Христе, пострадавшем за нас и оставившем образ, чтобы мы последовали стопам Того, «Кто греха не сотворил и не было лести во устах Его» ( 1Петр.2,22 ). Ведь Он не только не сделал никакого зла Своим врагам иудеям, но даже как много благотворил им! Слепцов их просветил, прокаженных очистил, хромых, расслабленных и страждущих исцелил, хлебы умножил и множество народа напитал, а что Он понес за все это? Ты сам знаешь. Вместо благодарности одни кричали: «Распни, распни!» ( Лк.23,21 ), другие же: «Э, разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого и сойди с Креста» ( Мк.15,29 ), и, унизив Его бесчисленными оскорблениями, повесили Его на древе и убили Его. А мы не хотим претерпеть и малых скорбей, которые не являются даже и тенью против Владычних страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010