1Мак.2:35 . Тогда поспешили воевать с ними. 1Мак.2:36 . Но они не отвечали им, ни камня не бросили на них, ни скровов не заградили, говоря: 1Мак.2:37 . Все мы умрем в правоте нашей: свидетели нам небо и земля, что вы неправо губите нас. 1Мак.2:38 . И нападали на них, воюя по субботам: и умерли они, и жены их, и дети их, и скот их, всего тысяча душ человеческих. 1Мак.2:39 . И узнал это Маттафиа и друзья его, и оплакали их горько. 1Мак.2:40 . Потом каждый говорил ближнему своему: ежели все мы будем поступать, как сии братья ваши поступили, и не станем сражаться с этими язычниками за душу нашу и за уставы наши, то они скоро истребят нас с земли. 1Мак.2:41 . И решили они в тот день говоря: какой бы человек ни пришел ратовать с нами в день субботный, будем сражаться с ним, дабы не умереть нам всем, как умерли братья наши в скровах. 1Мак.2:42 . Тогда собрались к ним Асидеи сонмом, крепкие силою израильтяне, всякий извольник закона. 1Мак.2:43 . И все убегающие от озлоблений присоединились к ним, и стали подкреплением для них. 1Мак.2:44 . И составили они воинство, и во гневе своем поразили согрешивших, и в ярости своей – мужей беззаконных: остальные же побежали укрываться у язычников. 1Мак.2:45 . и кругом ходил Маттафиа с сынами своими; и разрушили они требища их, 1Мак.2:46 . И посильно обрезали детей необрезанных, каких нашли в пределах израильских. 1Мак.2:47 . и прогнали сынов гордыни, и благоуспешно было дело рукою их. 1Мак.2:48 . И защитили закон от руки язычников и от руки царей, и не дали роги грешному [Т. е. не возвеличили царя Антиоха послушанием. Рог, торчащий прямо вверх, как у животнаго, единорога, доныне употребляемый в Сирии на Ливанской горе, и носимый там женщинами на голове, к которой он прикрепляется особым снарядом, есть знак благородства и величия]. 1Мак.2:49 . И приблизились дни смерти Маттафии; и он сказал сынам своим: ныне – владычество гордости и отрицания, и время разрушения, и пыл ярости. 1Мак.2:50 . И ныне же дети возревнуйте о законе, и отдайте души ваши за завет отцов ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.7:39 . И вышел Никанор из Иерусалима, и ополчился у Вефорона; и соединилась с ним рать Сирии, 1Мак.7:40 . А Иуда ополчился в Адасе с тремя тысячами мужей, и молился Иуда и говорил: 1Мак.7:41 . Когда воины царя Ассириян злохульствовали, тогда пришел ангел Твой, Господи, и поразил у них сто восемьдесят пять тысяч. 1Мак.7:42 . Так сокруши ополчение сие пред нами сегодня, да познают прочие, что он (Никанор) худо говорил о святынях Твоих, и суди его по злобе его. 1Мак.7:43 . И сошлись ополчения сражаться в тринадцатый день месяца Адара; и разбито было ополчение Никанора, и он первый пал в сражении. 1Мак.7:44 . Когда же увидели полки его, что пал Никанор, тогда, бросив оружие, побежали. 1Мак.7:45 . И преследовали их (Иудеи) на разстоянии однодневнаго пути от Адасы до входа в Газиры, и трубили в след их трубами вестовыми, 1Мак.7:46 . И вышли жители из всех окрестных слобод Иудеи, и окружали их так, что они натыкались на них, и пали все от меча, и не уцелел ни один из них. 1Мак.7:47 . И взяли Иудеи принадлежности и добычу их, а голову Никанора отрубили и правую руку его, которую он протягал надменно, и принесли и выставили у Иерусалима. 1Мак.7:48 . И возрадовался народ вельми, и провели тот день, как день веселия великаго. 1Мак.7:49 . И установили ежегодно праздновать сей день в тринадцатый день Адара. 1Мак.7:50 . И успокоилась земля Иудейская на несколько дней. Глава 8 1Мак.8:1 . И услышал Иуда имя Римлян, как они могущественны и сильны, и благоволят ко всем присоединяющимся к ним, и кто бы ни соединился с ними, кто бы ни пришел к ним, ведут с таковыми дружбу. 1Мак.8:2 . А в доказательство могущества и силы их разсказали ему о войнах их и о тех мужественных подвигах, которые совершили они у Галатов, и как они покорили их и сделали их данниками; 1Мак.8:3 . И что сделали в области Испании, дабы овладеть рудами серебра и золота тамошняго, 1Мак.8:4 . и овладели всем этим краем думно и терпеливо, хотя край сей находился в весьма далеком разстоянии от них; овладели и царями, наступавшими на них с конца земли, потом сокрушили их, и произвели у них поражение великое, а прочие платят им дань ежегодно;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.14:39 . и сделал его другом своим, и прославил его славою великою. 1Мак.14:40 . Ибо слышал, что римляне нарекли иудеев друзьями и споборниками и братьями, и принимали послов Симона знатно, 1Мак.14:41 . и что иудеи и священники благоизволили, чтобы Симон был им вождем и первосвященником навек, до явления пророка вернаго, 1Мак.14:42 . и был бы у них военачальником, и радел бы о благочестивых, делая их приставниками у работ, и у страны, и у вооружений и у крепостей, 1Мак.14:43 . и радел бы о святынях, и слушали бы его все, и писались бы во имя его все дееписания в стране, и одевался бы в порфиру и золотую ризу. 1Мак.14:44 . А никто из народа и священников не властен отменить что либо из сего, и противоречить тому, что будет сказано им, и сзывать собрание в стране без него, и одеваться в порфиру, и застегиваться застежкою золотою. 1Мак.14:45 . Кто же сделает больше сего, или отменит что либо из сего, тот будет виноват. 1Мак.14:46 . И благоволил весь народ установить это Симону, и поступать по словам сим. 1Мак.14:47 . и Симон принял сие, и благоволил первосвященствовать и быть воеводою и народоначальником иудеев и жрецов, и предстательствовать за всех. 1Мак.14:48 . И решили запись сию начертать на медных досках, и поставить их в притворе Святынь на месте почетном, 1Мак.14:49 . а списки с сего положить в сокровищнице, дабы имел их Симон и сыны его. Глава 15 1Мак.15:1 . И послал Антиох сын Димитрия царя письма с островов морских к Симону священнику и народоначальнику иудеев и всему народу. 1Мак.15:2 . Содержание их было вот какое: «Царь Антиох Симону священнику великому и народоначальнику и народу иудейскому обрадование. 1Мак.15:3 . Поскольку некоторые губители овладели царством отцов наших, а я хочу возвратить себе это царство, дабы устроить его, как оно было прежде, и потому я нанял множество ратей, и соорудил корабли военные, 1Мак.15:4 . и хочу пройти по области с тем, чтобы отыскать насиловавших область нашу и опустошивших многие города в царстве: 1Мак.15:5 . То ныне прощаю тебе все те недоимки, кои уступили тебе бывшие до меня цари, и все другие дары, какие они уступили тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.2:45–46 . И обходил вокруг Маттафия и друзья его, и разрушали жертвенники, и небоязненно обрезывали необрезанных детей, сколько находили в пределах Израильских, «Небоязненно обрезывали необрезанных…» – «небоязненно» – греч. " εν ισχυ, славянский перевод более точен – «в силе», т. е. «властно», а где нужно было – и с насилием, не уступая ложному страху родителей пред язычниками, ни их равнодушию к отеческому закону. 1Мак.2:47 . и преследовали сынов гордыни, и дело успешно шло в руках их. «Сынов гордыни…», ιυο τς περηφανας, т. е. судя по всему – сирийцев. 1Мак.2:48 . Так защищали они закон от руки язычников и от руки царей и не дали восторжествовать грешнику. «Не дали восторжествовать грешнику…» – греч.: οκ δωκαν κρας τ αμαρτολω, точнее перевод славянский: «не даша рога грешнику», т. е. не дали возможности проявления силы грешника. Рог – символ силы и храбрости, или ярости, – заимствованный из природы рогатых животных. – «Грешнику», т. е. вообще язычникам и язычеству, ед. число в смысле общем, родовом. 1Мак.2:49 . Приблизились дни смерти Маттафии, и он сказал сыновьям своим: ныне усилилась гордость и испытание, ныне время переворота и гнев ярости. 1Мак.2:49–70 : Почувствовав приближение смерти, Маттафия завещает своим сыновьям ревностно продолжать борьбу за веру отцов, причем побуждает и воодушевляет их к этому примерами ревности знаменитейших Боголюбцев древнего времени. «Приблизились дни смерти Маттафии…», греч.: κα γγισαν… ποθανιν – слав. точнее: «и приближишася дние Маттафию умрети». Эта формула обычно употребляется в повествованиях о последних днях жизни лишь знаменитейших мужей древности; как напр.: об Иакове ( Быт.47 ), о Моисее ( Втор.31 ), Иисусе Навине ( Нав.22 ) и Давиде ( 3Цар.2 ). – «Усилилась гордость…», т. е. гордыня, надменность безбожия (см. 1Мак.1:21 ). – «И испытание», т. е. испытание для верных и благочестивых этим господством безбожия. – «Время переворота…», καιρς καταστροφς, тоже что революция, только сверху вниз – разрушение устоев жизни правящею властью. – «Гнев ярости " … – οργ θυμο – ярый гнев, причем можно разуметь здесь именно гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава XIV Димитрий – царь сирийский. Возбуждение его к войне с иудеями отставным первосвященником Алкимом. Отправление в Иудею Никанора ( 2Мак.14:1–14 ). Столкновение иудеев с врагами; мирный договор Иуды с Никанором ( 2Мак.14:15–25 ). Интриги Алкима, недовольство царя Никанором, попытки захватить Иуду ( 2Мак.14:26–36 ). Подвиг старейшины Разиса ( 2Мак.14:37–46 ). Содержание обеих последних глав книги соответствует 1Мак.7 , с некоторыми, как и прежде, отличиями, имеющими то же объяснение. 2Мак.14:1 Спустя три года дошел слух до Иуды и бывших с ним, что Димитрий, сын Селевка, приплыл в пристань Трипольскую с сильным сухопутным и морским войском «Спустя 3 года…», т. е. после XIII: 1 – похода Евпатора на Иудею. Это выражение надо понимать как евангельское «по триех днех», т. е. считая и неполные годы; отсюда – спустя три года – не 149†3, но – 149-й, 150-й и 151-й, что и приводит к показанию 4-го стиха: «в сто пятьдесят первом году…» (согласно с 1Mak VII: 1 ). – Триполис – финикийский приморский город севернее Сидона между Библом и Арадом, лежит при подножии самой высокой части Ливана и назван так потому, что составился из трех колоний, выселившихся сюда из трех соседних городов – Сидона, Тира и Арада ( Strab. XVI, 754). 2Мак.14:2–3 и, овладев страною, умертвил Антиоха и опекуна его Лисия. Алким же некто, бывший прежде первосвященником, но добровольно осквернившийся в смутные времена, размыслив, что никаким образом нет ему спасения и нет доступа до священного жертвенника, Об Алкиме – см. к 1Мак.7:5 . – «В смутные времена…» Здесь разумеется время от удаления первосвященника Онии Иасоном при Антиохе Епифане до казни Менелая. – «Нет ему спасения…» С представлением Иудеям религиозной свободы при Антиохе Евпаторе, Алким не мог более опираться на поддержку сирийских друзей своих, не мог заслужить себе и должного уважения и признания Иудеев за свой полуязыческий образ жизни и убеждения. – «Нет ему спасения…», οκ αυτ σωτηρα – не «ему», или «не для него спасение», т. е. возможность занять первосвященническое служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вефсамис , город левитский ( Нав.21:16 ), в который прибыл ковчег завета, отпущенный Филистимлянами. «Жители Вефсамиса жали тогда пшеницу в долине, и взглянувши, увидели ковчег Господень, и обрадовались, что увидели его... И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек; и заплакал народ» ( 1Цар.6:13–19 ). Лахис , древний хананейский город, царь которого был побежден Иисусом Навином ( Нав.10:3–12 ). Лахис был сожжен Сеннахиримом, в царствование Езекии ( 2Пар.32 ). Кириаф-Иарим или Ваал ( 1Цар.7:2 ; 2Цар.6:2 ); в этом городе, в доме Аминадава, стоял ковчег завета, принесенный из Вефсамиса. Азека или Азек , Сохо или Сокхов , города, между которыми Филистимляне стояли лагерем во время единоборства Давида с Голиафом ( 1Цар.17:1 ). Голиаф был ростом 6 локтей и пяди (i); вес брони его был пять тысяч сиклей меди; копье его весило шестьсот сиклей железа. (к) Азек был занят Иудеями по возвращении из плена ( Неем.11:30 ). Вефсахара , город, известный сражением между Антиохом Евпатором и Иудою Маккавеем. Во время этого сражения Елеазар, брат Иуды, протискиваясь между толпою, дошел до слона, на котором, как он думал, находился царь, пронзил его мечом, но был сам раздавлен под тяжестью упавшего животного ( 1Мак.6:32–46 ). Вифлеем , в 8 верстах на западе от Иерусалима, названный Иудейским в отличие от другого города того же имени, находившегося в колене Завулоновом. Он назывался городом Давидовым, потому что в нем родился Давид, и Ефрафою: «Умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем» ( Быт.35:19 ). Этот город, незначительный по пространству и населению, бесконечно значителен по тому таинству христианской веры, которое совершилось в нем. Св. Дева Мария и Иосиф, придя в Вифлеем, не нашли места в гостинице и остановились за городом в пещере. В этой-то пещере, которая служила пристанищем для животных, благоволил родиться Спаситель мира ( Лк.2:4 ). Император Адриан, желая осквернить место рождения Спасителя, поставил над пещерой храм Венеры, но Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

пр. Р. Хр., и храм был освящен, при великом торжестве, и скоро затем отпраздновали пасху и праздник опресноков с великою радостью и благодарностью Иегове ( 1Ездр.5 и 6.). Относительно качества этого здания мы не имеем точных сведений. По эдикту Кира ( 1Ездр.6:3 ), высота его и широта должны были простираться на 60 локтей, почему оно должно было значительно превосходить храм Соломона. Несмотря однакож на такой огромный размер, оно далеко уступало прежнему храму в роскоши и великолепии; 212 ему не доставало также существенных драгоценностей Соломонова храма – ковчега завета, который был сожжен, при разрушении храма Соломонова, а с ним и шехины, видимого знака божественного присутствия. 213 Святое святых оставалось совершенно пустым; на том месте, где прежде стоял ковчег завета, был положен камень, на котором первосвященник ставил кадильницу в день очищения. 214 Во святом находились только золотой светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник кадильный ( 1Мак.1:21 сл. 4:49), а во дворе – жертвенник всесожжения, построенный из камней ( 1Мак.4:45 сл.). 215 Этот храм имел не менее двух дворов (υλα) с келиями или горницами παστοφρια, с колоннадою и воротами ( 1Мак.4:38,42 ). Внешний двор этого храма был впоследствии расширен и укреплен ( Сир.50:2 ). 216 Впоследствии этот храм не только был ограблен Антиохом Епифаном, но и осквернен идолослужением ( 1Мак.1:21 сл. 46 сл. 4:38; 2Мак.6:2 сл.). По изгнании сирийцев, Иуда Маккавей восстановил святилище, в течение трех лет находившееся в осквернении, исправил здание, сделал большею частью заново внутренние украшения и утварь, и снова освятил храм ( 1Мак.4:36 сл.). В это время, как кажется, храм сильно укрепили совне, чтобы обезопасить его от будущего нападения ( 1Мак.6:7 ). 217 Позже Александр Ианней отделил священнический двор от двора израильтян деревянною решеткою (Ios. Ant. XIII, 13, 5). Немного спустя после этого, храм был завоеван Помпеем после трехмесячной осады в день очищения и во дворах его произошло великое кровопролитие, хотя имущество святилища на этот раз не было разграблено; позже храм еще раз был взят приступом римскими войсками, при взятии Иерусалима, причем некоторые галереи были сожжены (Ioseph.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Пишет в 148 году (эры Селевкидов) Антиох Евпатор, по смерти отца – Антиоха Епифана (11, 23), а между тем Антиох Епифан умер в 149 году ( 1Мак.6:16 ). Повествование рассматриваемой книги ( 2Мак.14:24–25 ) о супружестве Иуды Маккавея «невероятно». Несогласно с ветхозаветными воззрениями хвалебное и сочувственное описание автором самоубийства Разиса ( 2Мак.14:37–46 ). В заключение своих отдельных критических замечаний, митр. Филарет произносит общий нелестный суд об этой книге: «в заключение своего повествования писатель или лучше сократитель сей истории (т. е. сочинения Иасона Киренского) сам признается, что он в своей книге мешает вино с водою» (15, 39). Вероятно, Преосвященный здесь разумеет произвольное обращение с книгами Иасона и частое добавление фантастическими или народно-легендарными измышлениями исторических Иасоновых сказаний. К этим замечаниям можно добавить, что новые ученые признают совершенно «невозможною» гармонию в хронологии 2 Маккавейской книги с первою. Одно из приведенных возражений имеет ответ у Вигуру: противоречивые повествования о смерти Антиоха ( 1Мак.6:11–16 ; 2Мак.1:3–17; 9:1–29 ) Вигуру примиряет тем соображением, что здесь разумеются два Антиоха: Антиох III Великий, умерший при разграблении храма Нанеи ( 2Мак.1:13–17 ), и Антиох IV Епифан, умерший после покушения ограбить храм, от внутренней желудочной болезни ( 1Мак.6:11–16 ; 2Мак.9 гл.). Но при этом кажущемся разрешении, повторявшемся в католической литературе довольно давно (Шольц, Вельте и др. Grimm. 1. с. 413 s.), все-таки остается недоумение: по 1 Мак. книге Антиох Епифан пытался ограбить храм в Еламаисе (6:1), а по 2 Мак. книге он хотел ограбить храм в Персеполе (9:2). Хотя и пытались некоторые смелые католические ученые (Серарий, Санктий, Корнелий а Ляпиде) отождествить Елимаис с Персеполем, но попытка, по общему мнению, довольно неудачна и ныне не повторяется и Вигуру умолчана. И другие обстоятельства в том же повествовании противоречивы: по 1 Мак. книге Антиох огорчился, услышав о поражении Лисия, и помер ( 1Мак.6:5–16 ), а по 2 Мак.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

К изложенным доводам нужно еще присоединить следующие соображения. В Маккавейскую эпоху знакомство с псалмами было общераспространенно, их воспевали не только за богослужением, но и по другим радостным и горестным обстоятельствам ( 1Мак.4:24 = Пс.105:1;117:1;13:46 =102:10,14;13:51; 2Мак.2:13 и др.). Во 2 Маккавейской книге (2:13) замечено, что еще Неемия собрал в особую «библиотеку» книги Царей, пророков и Давида. Под последними книгами естественно разуметь Псалтирь, называвшуюся именем Давида, вероятно, и ранее новозаветных писателей (ср. Евр.4:7 ). Стало быть, в Макавейскую эпоху псалмы считались очень древним писанием. А главное, ни в одном из канонических псалмов нет ясного указания ни на одно из лиц и имен Маккавейской эпохи, хотя бы, например, Антиоха Епифана, или Маккавеев, или Сирийцев, или Римлян, или Александрию – ничего подобного нет нигде. В числе политических врагов Иудеев в псалмах упоминаются Египтяне, Моавитяне, Аммонитяне, Идумеи, Агаряне, Тиряне (43:14;82:7–9), Ассирийцы, Вавилоняне (86:4;136:3). Даже Персов нет, а тем более Греков, Сирийцев, и Римлян… Из чего же можно заключать о Маккавейской эпохе? Разве видеть псевдонимы, но это почва очень скользкая, тогда с таким же правом и русских можно видеть… 218 . Далее, если видеть в псалмах Маккавейскую эпоху и ее «нечестивых и праведных» людей, то почему ни в одном из псалмов не говорится о склонности нечестивых к исполнению языческих обычаев, увлечении языческой культурой, театром, гимнастикой и т.п. специальными пороками этого времени (ср. 1Мак.1:11–15 ; 2Мак.4:12–15;11:24 ). Однако, ничего подобного в псалмах не говорится и за склонность к язычеству псалмопевцы совершенно не порицают «нечестивых» своих современников. О языческих богах они лишь говорят ( Пс.113:12–16 ), причем, несомненно, разумеют в числе почитателей их лишь язычников (10ст.), а не Иудеев. В этом отношении пророки произносили более строгие приговоры (ср. Ис.2:8,18;17:8 ; Ос.8:4–6;14:9 ; Иер.2:27,6–7;5:7 … и мн. др.), однако же к Маккавейской эпохе их речи не относят. О гонениях и мучениях за веру эпохи Маккавеев (напр. 2Мак.6 –7гл.) ничего в псалмах не говорится. При описании многочисленных войн в Маккавейских книгах постоянно упоминаются слоны ( 1Мак.3:34;6:34–37,46 ; 2Мак.13:2,15;14:12;15:20 ). В псалмах лишь кони и колесницы ( Пс.19:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

263 Письма Антиоха и Римлян к Иудеям (11:22–38), по мнению митр. Филарета, странны и «непонятны» по своим хронологическим датам: они помечены 148 годом (эра Селевкидов) и месяцем ксанфиком (счет и название Македонское). 264 Пишет в 148 году (эры Селевкидов) Антиох Евпатор, по смерти отца – Антиоха Епифана (11:23), а, между тем, Антиох Епифан умер в 149 году ( 1Мак.6:16 ). Повествование рассматриваемой книги (14:25–28) о супружестве Иуды Маккавея «невероятно». 265 Несогласно с ветхозаветными воззрениями хвалебное и сочувственное описание автором самоубийства Разиса (14:37–46). 266 В заключение своих отдельных критических замечаний, митр. Филарет произносит общий нелестный суд об этой книге: «в заключение своего повествования писатель или лучше сократитель сей истории (т. е. сочинения Иасона Киренского) сам признается, что он в своей книге мешает вино с водою» (15:39). 267 Вероятно, Преосвященный здесь разумеет произвольное обращение с книгами Иасона и частое добавление фантастическими или народно-легендарными измышлениями исторических Иасоновых сказаний. К этим замечаниям можно добавить, что новые ученые признают совершенно «невозможною» гармонию в хронологии 2 Мак. книги с первою. 268 Одно из приведенных возражений имеет ответ у Вигуру: противоречивые повествования о смерти Антиоха ( 1Мак.6:11–16 ; 2Мак.1:3–17; 9:1–29 ) Вигуру примиряет тем соображением, что здесь разумеются два Антиоха: Аатиох III Великий, 269 умерший при разграблении храма Нанеи ( 2Мак.1:13–17 ), и Антиох IV Епифан, умерший после покушения ограбить храм, от внутренней желудочной болезни ( 1Мак.6:11–16 ; 2Мак.9 гл.). 270 Но при этом кажущемся разрешении, повторявшемся в католической литературе довольно давно (Шольц, Вельте и др. Grimm, 1. с. 413 s.), 271 все-таки остается недоумение: по 1 Мак. книге Антиох Епифан пытался ограбить храм в Еламаисе (6:1), а по 2 Мак. книге он хотел ограбить храм в Персеполе (9:2). Хотя и пытались некоторые смелые католические ученые (Серарий, Санктий, Корнелий и Ляпиде) отождествить Елимаис с Персеполем, но попытка, по общему мнению, довольно неудачна и ныне не повторяется и Вигуру умолчана.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010