Глава XX    Здесь мы сталкиваемся с новой трудностью, а именно: каким образом мы можем обновиться, если не будем призваны через Христа к тому, чем были прежде в Адаме? Ведь хотя многое обновляется не в прежнее, а в лучшее, однако обновляется из состояния более низкого, чем то, каким оно было раньше. Почему «о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:32), почему предлагалась ему новая одежда, раз он не обрел бессмертия, которое потерял в Адаме? И каким образом сам Адам потерял бессмертие, коль скоро имел душевное тело? Ибо не душевным, а духовным будет тело, когда «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15:53). Итак, мы поставлены перед трудным решением: как, с одной стороны, соблюсти изречение: «Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1Кор. 15:45); и как, с другой стороны, показать, что упомянутое обновление и обретение бессмертия есть обновление в прежнее состояние, т. е. в то, которое потерял Адам?    Иные полагают, что человек, действительно, вначале был создан с душевным телом, но при помещении в рай был изменен подобно тому, как и мы изменимся при воскресении. Правда, говорят они, книга Бытия об этом умалчивает, но как иначе согласовать между собою эти, и не только эти свидетельства, которые мы находим в Писании? Глава XXI    Но если так, то тщетны все наши старания понимать рай, да и не только рай, буквально; выходит, что все сказанное, сказано иносказательно! Действительно, кто же будет думать, что пища от плодов древесных могла быть нужна для бессмертных и духовных тел? Впрочем, если других объяснений найти нельзя, то лучше уж будем понимать рай в духовном смысле, чем усомнимся в том, что человек обновляется, коль скоро об этом столько раз говорит Писание, или думать, что ему возвращается то, чего он не терял. К тому же и сама смерть человека, которую, как о том говорят многие божественные свидетельства, он навлек на себя своим грехом, как будто указывает на то, что изначально он был свободен от смерти. Каким же образом смертный был свободен от смерти, и каким образом он был бессмертен, если имел душевное тело?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Если же могут источать чудеса даже вещи, прикасавшиеся к телу Святого, то тем более может это делать самое тело. Отсюда само собою становится ясным, за что мы почитаем мощи Святых Угодников? Мы почитаем их за то, что они – хранители и проводники Божественной Благодатной силы· они сосуды, из которых могут черпать все, с верою припадающие к ним. И такое наше отношение к мощам Святых Угодников вполне законно и согласно с Словом Божиим, ибо Сам Господь, по свидетельству Псалмопевца, «хранит все кости их, и ни одна из них не сокрушится» ( Пс.33:20–21 ); а премудрый Сирах выражал желание «да процветут кости» тех пророков, которые «утешали Иакова» ( Сир.49:12 ). 4. Возражения сектантов против Святых Мощей Отвергая почитание Святых Мощей, сектанты прежде всего доказывают, будто тела Святых людей не могут быть нетленными. При этом сектанты ссылаются на следующее место Св. Писания: 1) 1Кор.15:50 . «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» . Но если означенные слова указывают на то, будто тела Святых не могут быть нетленными, то как же тогда понимать слова Псалмопевца: «Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему видеть тление» ( Пс.15:10 ), а также повествование Евангелиста; что в момент смерти Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших снятых воскресли» ( Мф.27:52 )? Очевидно, что приводимое сектантами свидетельство необходимо понимать иначе. Правильное объяснение будет такое: Говоря о воскресении мертвых в день Страшного суда, Апостол объясняет, почему наши тела будут изменены? Потому, что условия новой жизни потребуют и новых тел, приспособленным к условиям жизни вечной, духовной. Поэтому, объясняет Апостол, если мы и не умрем до дня суда Божия, то все же мы « изменимся », «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:51–53 ). Следовательно, когда Апостол говорит, что «тление не наследует нетления» , то имеет в виду необходимость в изменении тел при кончине мира, а вовсе не отвергает случаев нетления мощей Святых в этой жизни, как неправильно думают сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

3 . Итак, что Спаситель был погребен, вы ясно слышали в предшествовавшей беседе слова Исаии: Он отходит к миру (ср. Ис.57:2 ). Ибо Он примирил небо с землею, приведши грешников к Богу. Также, что праведник восхищается от зла ( Ис.57:1 ), и: будет с миром погребение Его ( Ис.57:2 ), и назначили гроб со злодеями ( Ис.53:9 ). И пророчество Иакова, находящееся в Писании, говорит: Преклонился Он, лег, как лев и как львица: кто поднимет Его? ( Быт.49:9 ) И подобное ему в книге Чисел: Преклонился, лежит как лев ( Числ.24:9 ). Многократно также слышали вы слова псалма: и Ты свел меня к персти смертной ( Пс.21:16 ). Само место мы уже означили, приводя сии слова: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ). Впрочем, нам следует показать теперь свидетельства о самом воскресении Его. 4 . Итак, во-первых, Он говорит в одиннадцатом псалме: Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь ( Пс.11:6 ). Но некоторые слова эти считают обоюдными, так как многократно Он восставал и на гнев, для отмщения врагам. Итак, обратись к пятнадцатому псалму, в котором ясно говорится: Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю ( Пс.15:1 ); и потом: я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имен их устами моими ( Пс.15:4 ). Поскольку они отвергли Меня, Царя своего, избрали в оного кесаря. И несколько спустя: Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь ( Пс.15:8 ); и тут же: даже и ночью учит меня внутренность моя ( Пс.15:7 ); и после сего весьма ясно говорит: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление. Не сказал: не дашь святому Твоему увидеть ( Пс.15:10 ) смерти; в таковом случае Он и не умер бы, но говорит: «Истления не увижу Я и под властию смерти не останусь». Ты укажешь мне путь жизни ( Пс.15:11 ). Смотри, как ясно возвещается жизнь после смерти. Обратись теперь к двадцать девятому псалму: Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною ( Пс.29:2 ). Что ж это значит? От врагов ли ты избавился, или от биения свободился? На это Сам Он весьма ясно говорит: Господи! Ты вывел из ада душу мою ( Пс.29:4 ). Там говорит пророчески: не оставиши; а здесь, говоря, возвел еси, говорит как уже о случившемся, что имело случиться, оживил меня, чтобы я не сошел в могилу ( Пс.29:4 ). В какое же время долженствовало случиться? вечером водворяется плач, а на утро радость ( Пс.29:6 ). Вечером для учеников был плач, а наутро радость о воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

15) Чтобы правильно понять приводимое сектантами место и узнать, кто именуется в нем «неразумными» и «скудоумными», нужно прочесть 9-ю главу Притчей Соломона с начала. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву и приготовила трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда»! И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (ст. 1–6). Под «Премудростию» здесь разумеется именующийся так в Писании Сам Христос ( 1Кор. 1:23–24 ), создавший «дом Божий, который есть Церковь Бога живаго» ( 1Тим. 3:15 ). Он создал ее «на семи столбах», то есть на семи таинствах, которые суть: Священство, Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак и Елеосвящение, в которых подается верующим благодать Святого Духа. Он заколол жертву, добровольно приняв смерть на кресте ( Евр. 10:12 ) за грехи всего мира; уготовал трапезу, установив таинство св. Причащения ( 1Кор. 10:21 ) и послал слуг Своих, то есть святых Апостолов, звать к трапезе всех скудоумных и неразумных, то есть неверующих, чтобы они оставили неразумие, то есть неверие свое, и пришли вкусить хлеба и вина, растворенного водою, то есть св. Тела и Крови Христовой, и жили, ибо без св. Причащения человек не может «иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Отсюда понятно, что неразумными и скудоумными являются не православные, которые с верою являются к трапезе, уготованной Премудростью на тайной вечери, а те, кто отвергает св. Причащение и не идет на зов Премудрости. Сектант: 16) Мы не можем допустить, чтобы грешный священник мог претворить хлеб и вино в Тело и Кровь Спасителя. Объяснения православного: 16) Не священник претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, а Сам Дух Святой всесильной благодатию Своею. Священник только молит Господа Вседержителя «вселитися Духу благодати на предлежащие дары». «Еще приносим Ти, молится он в алтаре, словесную сию и бескровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем (то есть умильно, усиленно умоляем) низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5 . Воскресшие тела будут те же самые, какие люди имели, живя на земле, как и Иисус Христос воскрес в Своем собственном Теле; но по свойствам они изменятся – будут духовны и бессмертны. Духовны, т. е. будут иметь духовные свойства – будут тонкими, легкими, подобными Телу Иисуса Христа по Воскресении, в котором Он явился в дом сквозь затворенные двери, не будут иметь нужды в пище и питии и т.п. Бессмертны, т. е. не станут умирать и разрушаться в прах, но будут жить вечно. По словам Самого Иисуса Христа, по воскресении люди будут жить, как Ангелы на небесах ( Мф.22:30 ). 6 . Священное Писание так говорит о качествах тела человеческого, по воскресении: Сеется, т. е. погребается в землю, тело душевное (оживляемое душою), а восстает (воскреснет), тело духовное, т. е. имеющее духовные качества ( 1Кор.15:44 ). Тленному сему (т. е. разрушающемуся телу) надлежит облечься в нетление (сделаться нетленным), и смертному сему (умирающему телу) облечься в бессмертие (сделаться вечным) ( 1Кор.15:53 ). 7 . Воскресение мертвых последует при конце сего видимого мира. 8 . Сей мир кончится не тем, что совершенно уничтожится, а тем, что изменится в нетленный, сообразный с свойствами воскресших тел. 9 . Священное Писание так говорит об этом: Мы, по обетованию Его (Иисуса Христа), ожидаем нового неба и новой земли в которых обитает правда (т. е. не будет нестроений и неурядиц, а будет правда и добродетель) ( 2Пет.3:13 ). 10 . Слово Божие говорит, что мир сей преобразится посредством огня. Нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом (Божиим, которым и сотворены), сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков ( 2Пет.3:7 ). 11 . Священное Писание говорит, что по смерти человека тело его возвращается в землю, а дух (душа) возвращается к Богу ( Еккл.12:7 ). Так как смертью тела оканчивается время деятельности человека для приготовления себя к будущей жизни; то, при переходе в загробный мир, над душою его совершается суд Иисусом Христом чрез Ангелов, как учит о сем Слово Божие: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). На этом суде Ангелами воспоминается душе и оценивается пред нею вся ее прошедшая жизнь на земле, и затем назначается она или к предначатию блаженства или к предначатию мучения 43 . Суд сей называется частным в отличие от всеобщего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

архиепископ Платон (Фивейский) «Так как душа творит добро для вечной награды вместе с телом, то душа будет наслаждаться радостью и весельем вместе с телом, а не по отдельности. Потому что не будет одна радость у души, а другая у тела, так как тело будет прославлено, и человек будет состоять из души и прославленного тела. Тогда он будет подобен ангелам, по словам Писания: В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22:30 ). Тело будет прославлено, бессмертно, нетленно, не будет требовать пищи и питья, будет подобно духу, по свидетельству Писания: Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор.15:52–53 ). Радостью же и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами, как говорит Апостол: Теперь мы видим гадательно в зеркале, тогда же – лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, тогда же познаю подобно тому, как и я был познан ( 1Кор. 13:12 ). И хотя Господь сказал Моисею: Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых ( Исх.33:20 ), но это следует понимать [о состоянии] прежде искупления, и по отношению к этому тленному и непрославленному телу, и к настоящей жизни. Но после искупления, в прославленном теле, в будущей и вечной жизни, после дня Последнего Суда, Бог сообщит нам свет, которым мы будем видеть свет Божий, как говорит Псалмопевец: Ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем узрим свет (35:10); который, когда будет увиден, успокоит всякое желание всякой мудрости и красоты. Ибо в созерцании Высочайшего Блага заключаются все прочие блага, и наслаждение Им – полнота всякой радости, по словам того же Псалмопевца : Насыщусь, когда явится мне слава Твоя ( Пс.16:15 )». Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной «Потусторонность вечной жизни только кажущаяся; христианин еще здесь на земле должен считать себя гражданином небесным, еще здесь на земле должен начать вечную жизнь, чтобы насколько возможно здесь же предначать и вечное блаженство. Если же вечное блаженство возможно и в этой жизни, то что значат после этого все рассуждения Св. Писания об открытии какой-то совершенно особой жизни, которое произойдет после всеобщего воскресения и обновления? Все эти рассуждения значат только то, что нет здесь на земле полного раскрытия вечной жизни, что эта последняя возвращается человеку в настоящем веке в виде залога, в будущем же – во всей полноте (прп. Ефрем Сирин )».

http://azbyka.ru/vechnaya-zhizn

Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во Плоти Сын Божий, и за нас, проклятых от закона, сделался клятвой, единый «благословенный во веки» ( Рим 9:5 ), и так «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» ( Гал.3:13 ), и, вместо нас, не исполнивших закона, совершенно исполнил закон, «чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» ( Рим. 8:4 ). Так закон Божий конец свой, то есть исполнение совершенное, во Христе получил, чего в нас не получил. Так правде Божией и милосердию Его удовлетворила Ипостасная Отчая Премудрость – Христос. Правде – так как «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» ( Ис.53:5 ; Рим. 4:25 ; 1Кор.15:3 ); милосердию – так как человек проклятый и вечному осуждению подверженный благословение верою во Христа получает от Бога и спасается ( 1Пет.3:9 ; Гал.3:9, 14 ; Рим. 5:9–10 ). И чего в законе не мог найти, как немощный, то все верою во Христе обретает. Так «милость и истина встретились, правда и мир облобызались. Истина от земли воссияла, и правда с неба приникла» ( Пс.84:11–12 ). От этого Источника живого прохлаждаются верные, на Иисуса, вознесенного на Кресте и грехи наши вознесшего в Теле Своем на древо, верою взирают и ранами Его исцеляются ( Евр.12:2 ; 1Пет.2:24 ). Ибо «как Моисей вознес змию в пустыне, так подобало вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14–15 ). Об этом дерзают с апостолом говорить: «Имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:1–2 ). Он несовершенное их послушание Своим совершенным послушанием дополняет, и Своим совершенством недостатки и немощи их прикрывает, и так «от полноты Его все мы приняли» ( Ин.1:16 ). Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). Итак, к этому прибежищу нищих и убогих и Врачу немощей человеческих, истребившему грехи, должно и нам, христианин, прибегать, и верою взирать на Него, дабы, как сыны Израилевы, угрызаемые от змиев в пустыне, взирали на вознесенную Моисеем змею и исцелялись (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В Новом Завете учение о воскресении мертвых выражено еще яснее. Апостол Павел говорит, что плоть воскресших людей будет не такая, как сейчас, — это будет “духовное тело”: “Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые?.. при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное… как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие” ( 1Кор.15:35, 42-44, 49, 52-53 ). Новое, “прославленное” тело человека будет подобно телу Христа после Его Воскресения, когда Он являлся ученикам, проходя сквозь запертые двери ( Ин.20:19, 26 ). Оно будет нематериальным, световидным и легким, однако сохранит “образ” земного материального тела, причем никакие недостатки материального тела, как, например, различные увечья, признаки старения и пр., не будут ему присущи. Воскресение мертвых, по учению Христа, будет всеобщим, однако для одних оно будет “воскресением жизни”, а для других — “воскресением осуждения” ( Ин.5:29 ). Святитель Григорий Палама говорит о всеобщем воскресении следующее: “Хотя в будущем сверхбытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти… Смерть собственно состоит в отлучении души от божественной благодати и сочетании с грехом. Это для имеющих разум смерть, которой должно избегать, это смерть истинная и страшная. Она для благоразумных ужаснее геенны огненной… Разлучаясь с телом, (жившие по Богу) не разлучаются с Богом; по воскресении же они и телом вознесутся к Богу… Не удостоятся этого жившие здесь по плоти и не вступившие ни в какое общение с Богом в час исхода своего. Хотя и все воскреснут, но каждый, говорит Писание, в своем чине ( 1Кор.15:22 )”. Примечания 1. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. Ответ 613. Сс.

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

Глава 12 1–3. Откровение о последних судьбах мира. 4–13. Заключение книги. Дан.12:1 . И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех по­р, как суще­с­т­ву­ют люди, до сего време­ни; но спасут­ся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записан­ными в книге. Дан.12:2 . И многие из спящих в прахе земли про­будят­ся, одни для жизни вечной, другие на вечное по­ругание и по­срамле­ние. Дан.12:3 . И ра­зу­мные будут сиять, как светила на тверди, и обратив­шие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда. Защитником народа еврейского в эпоху тяжких бедствий, которые придется перенести ему от Антиоха Епифана, явится Архангел Михаил, «князь» и покровитель иудеев ( Дан.10:13, 21 ). Только предстательством этого «князя великого» они и будут спасены от окончательной гибели. Но как Антиох, враг и гонитель народа иудейского, напоминает собою последнего и самого жестокого врага христианства – антихриста, так точно и тяжелое время, переживаемое при нем избранными из народа Божия, служит прообразом последних времен существования новозаветной церкви, – прообразом скорби времен антихриста. К этой то эпохе, времени кончины мира, и переходит откровение. Оно изображается, как время небывалой со дня существования мира скорби, чего нельзя сказать о бедствиях, причиненных иудеям Антиохом Епифаном, и что на основании свидетельства Иисуса Христа относится к концу мира ( Мф.24:21, 22 ). В эту тяжелую годину спасутся только «записанные в книге жизни» (ср. Исх.32:32 ; Пс.68:29 ; Флп.4:3 ; Откр.3:5 ; Откр.13 и т. п.), т. е. все те праведные и истинные члены народа Божия, которых Господь определил к вечной жизни. Подобно живым, и одни «из спящих в прахе земли» воскреснут для жизни вечной, а другие – для вечных мук ( Ин.5:29 ; 1Кор.15:51–53 ; 1Сол.4:16 ). Первые воссияют, как светила небесные ( Мф.13:43 ; 1Кор.15:40–42 ). Дан.12:4 . А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до по­следнего време­ни; многие про­читают ее, и умножит­ся веде­ние».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И не вы ли тут бесконца льете воду на мельницу мнимого " патриотизма " , со всеми вытекающими...? Церковь была, есть и будет Вселенская. Будьте терпимы сами и не учите других жить. И перестаньте постить цитаты, учитесь мыслить сами. А коли нечем...) Галина 2019/02/21, 01:24:52 Макиавелли - это скорее современный мем в политологии, символ государственной политики, основанной на культе грубой силы, лжи, пренебрежении нормами морали. Тот же Борджиа был лишь удачливый авантюрист, и его достижения бесконечно далеки от масштаба насилия и манипуляции массовым сознанием в том же СССР. Но символ, безусловно, верный, иллюстрация одного из способов господства и управления общественно-политическими процессами в обществе. Хотя превратить Церковь Христову в идеологическую структуру - такое, пожалуй, даже Макиавели могло присниться разве что в самом кошмарном сне. 2019/02/20, 13:53:33 Уважаемые Братие и Сестры! Да, что же это происходит с нами в комментариях нашего любимого сайта. Ещё несколько лет назад мы были более терпимы друг ко другу. Не наблюдалась такая ненависть, неприязнь к другому комментатору. Мы не желаем терпеть, когда чужое мнение не совпадает с нашим. Мы яростно его отвергаем и оскорбляем неподобающими словами написавшего. Печально! ------------------------------------------------- Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Ин. 13,34–35) Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся. (Сол 24,17) Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». (Притч.24,29) Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. (Тов.4,15) Нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих. (Ин.15,13) И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1Кор.13.3) Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. (1Кор.13,4–8)

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=3023...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010