Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Новолетие: Лит.: Ап.- 1Тим.2:1-7 Ев.- Лк.4:16-22 прпп.: Лит.: Ап.- Кол.3:12-16 Ев.- Мф.11:27-30 рядовое: Лит.: Ап.- 1Кор.1:26-29 Ев.- Мф.20:29-34 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. индикта Тропарь индикта, глас 2 Всея твари Содетелю,/времена и лета во Своей власти положивый,/благослови венец лета благости Твоея, Господи,/сохраняя в мире люди и град Твой//молитвами Богородицы и спаси ны. Кондак индикта, глас 2 В Вышних живый, Христе Царю,/всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю,/Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый,/благослови ныне венец лета,/соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя,//Многомилостиве. преподобному Симеону Столпнику Тропарь преподобному Симеону Столпнику, глас 1 Терпения столп был еси,/ревновавый праотцем, преподобне:/Иову во страстех, Иосифу во искушениих,/и безплотных жительству, сый в телеси,/Симеоне отче наш,//моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак преподобному Симеону Столпнику, глас 2 Вышних ищяй, совокупляяйся,/и колесницу огненную столп соделавый:/тем собеседник Ангелом был еси, преподобне,/с ними Христу Богу//моляся непрестанно о всех нас. Молитва 2-я преподобному Симеону Столпнику

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Счастье от ума? Вообще-то, в Церкви должно быть трудно, а не сложно. И уже по одной простой причине: Царство Небесное силою берётся (Мф. 11:12). А не абстрактными рассуждениями. И хоть человек – существо преимущественно словесное, понимание реальной опасности собственной гибели, а значит необходимости Спасителя, — не от слов одних появляется. 29 сентября, 2011 Вообще-то, в Церкви должно быть трудно, а не сложно. И уже по одной простой причине: Царство Небесное силою берётся (Мф. 11:12). А не абстрактными рассуждениями. И хоть человек – существо преимущественно словесное, понимание реальной опасности собственной гибели, а значит необходимости Спасителя, — не от слов одних появляется. Дмитрий Быков, — известный писатель и публицист, посетовал недавно, что изданные лет десять тому назад письма старца о. Иоанна Крестьянкина – тривиальны. Что ж, если рассудить, так и жизнь сама по себе – штука довольно тривиальная. И уж тем более – смерть. А также спасение или погибель в вечности. И не поэтому ль они, как правило, остаются где-то за скобками сознания современного (да и несовременного тоже) так любящего сложность российского интеллигента. А что касается текстов, — то тут уж дело вкуса. На мой непросвещённый  — так и у уважаемого Дмитрия Львовича они какие-то легковесные. При всей изысканности слога и мысли. Пробовал читать – не пошло. Или лоб уж больно толоконный, или не хватает в них чего-то. На дремучий поповский взгляд, — если смыслы в них заложенные далее банальных семидесяти-восьмидесяти лет не распространяются, то их и вовсе нету. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1Кор. 15:19). Судя по всему, Дмитрий Быков так не считает. Да и Бог бы с ним, если б не одно обстоятельство. Талантливый писатель, поэт, публицист объявил тут вдруг, — что он православный обновленец и критикует Церковь справа… Мол, примитивная она, и сложности в ней не хватает… И что тут скажешь? Для начала б в терминах определиться… Уж коль скоро обновленец и критикует, то слева, а не справа. Но а насчёт сложности… «Там, где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». Это уже из преподобного Амвросия Оптинского, которому почему-то больше доверяют… Равно как и о. Иоанну, среди «тривиальных» писем которого есть одно особо тривиальное, помогшее мне, тем не менее, в своё время в отнюдь не тривиальной ситуации избежать если не окончательной погибели, то роковой ошибки.

http://pravmir.ru/schaste-ot-uma/

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 5.4 Когда в сердце нет зависти, все люди кажутся ангелами 76. «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение…» (1Кор. 6:3). Если гневаться Если резко поднять даже пушинку, легко надорваться, Если резко надломить даже соломинку, можно пораниться. Если нервничать, то даже пробуя сладости можно расстроиться, Если гневаться, то даже милостыня не приведет к добру. 77. «…И пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.» (1Кор. 7:31). Если бы ты знал Если бы ты знал, что тебе осталось жить столько, сколько горит свеча, какую бы свечу ты поставил? Если бы ты знал, что следующий твой вдох будет последним, каким бы он был? Как быстро прошло твое прошлое, так же быстро пролетит и настоящее. Пытаться удержать здесь свою жизнь, все равно, что рукой пытаться удержать дым. 78. «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога…» (Иак. 1:5). Непросто найти Непросто найти Того, кто везде успевает, но никогда не торопится, Того, кто все делает, а никто этого не видит, Того, кто все знает, а никто об этом не догадывается, Того, кто всем помогает, но никому об этом не говорит. 79. «…На [всю] жизнь благоволение Его…» (Пс. 29:6). Когда сама Жизнь открывается Ты пробуждался от того, что первые лучи солнца проникали в твою комнату? Ты пробуждался когда-нибудь от раскатов весенней ночной грозы? Ты пробуждался от того, что счастье переполняло твое сердце? Если – да, то все это лишь очень слабое подобие того, когда сама Жизнь открывается в тебе. 80. «…Любовь не завидует…» (1Кор. 13:4). Когда в сердце нет зависти Когда нет комаров, летний вечер еще красивее, Когда нет городского шума, весеннее утро еще прекраснее, Когда в сердце нет гнева, терпение становится радостью, Когда в сердце нет зависти, все люди кажутся ангелами. 81. «…В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите…» (Рим. 12:11). Утренние тучи Один юноша должен был срочно доставить лекарства пастухам высоко в горы. Он проснулся рано утром. Над горами клубились темные тучи и угрожающе рокотал гром. Сомнения стали закрадываться в сердце юноши. Он подумал: «Может быть, сегодня идти не стоит?» Но потом заставил себя собраться, взял плащ на случай сильного ливня и решительно двинулся в путь. Начал понемногу накрапывать мелкий дождик. Но чем выше из-за гор поднималось солнце, тем больше светлело небо. Когда юноша поднялся уже достаточно высоко, он увидел, что солнце разогнало последние тучи. На небе не было видно ни облачка.

http://isihazm.ru/1/?id=128

Данный запрет Спасителя относительно наименования отцов уже давно является одним из камней преткновения не только для протестантских религиозных течений, но, в некоторой степени, и для православных христиан. Ибо первые, понимая этот запрет буквально, впадают в очевидную крайность, противоречащую Писанию. А вторые, хотя и называют отцов отцами, но не могут объяснить, почему этого делать не запрещается. Итак, что касается буквального понимания этих слов Спасителя, то это очевидное заблуждение. В таком случае и кровные родители подпадают под этот запрет. Однако пятая заповедь Божия о почитании отца и матери полностью разрешает это недоумение. Повелевший почитать отца и мать не мог при этом запретить называть родителя «отцом». Повелевший почитать отца и мать не мог при этом запретить называть родителя «отцом» Тогда возникает логический вопрос: почему не запрещено называть мать «матерью»? Но Господь говорит: «Всякий, кто оставит отца или мать ради Меня... получит в сто раз больше» (Мк. 10, 29). «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор. 14, 33) – Его заповеди не могут противоречить одна другой. Апостол Павел, прекрасно понимая это, вполне традиционно обращается к колосским и ефесским родителям: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол. 3, 21, Еф. 6, 4). Таким образом, очевидно, что данный запрет направлен не против кровного родства. Но если с кровным родством все более-менее понятно, то вот духовное отцовство у многих вызывает массу вопросов. Собственно, вопросы евангельских христиан и прочих протестантов звучат именно по поводу духовного наставничества. Этим, например, объясняется протестантская практика называть своих духовных лидеров – «брат», «пастор» или «преподобный». Но если мы обратимся к Писанию, то увидим, что протестанты ошибаются в понимании слов Спасителя. Например, апостол Павел, называвший себя «учителем язычников» (1Тим. 2, 7; 2 Тим. 1,11) (это к вопросу о запрете называться учителями), говорит: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов, я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4, 15). Т.е. Павел вовсе не считает для себя зазорным именоваться духовным отцом коринфских христиан. Галатов апостол также называет своими детьми: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения...» (Гал. 4, 19). «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого я родил в узах моих» (Фил. 10), – обращается Павел к Филимону. Также апостольский столп Иоанн Богослов постоянно в своих посланиях обращается к верующим «дети мои» (1Ин. 2, 1; 2,18; 2, 28; 3, 7; 3, 18; 4, 4; 5, 21), «Пишу вам, дети... пишу вам, отцы» (1Ин. 2, 12).

http://pravoslavie.ru/156290.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней 7.2 Только оторвав сердце от суетного мира, можно войти в Вечную Жизнь 26. «…Но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.» (1Кор. 4:16). В молодости и старости В молодости все дороги кажутся короткими, а в старости – длинными. В молодости жизнь кажется бесконечной, а в старости она – подобна мгновению. 27. «…Очистим себя от всякой скверны плоти и духа…» (2Кор. 7:1). Очищение и Истина Чем дальше выходишь из чащи, тем легче становится идти, Чем ниже спускаешься с гор, тем ровнее становится дорога. Чем больше освобождаешься от суетных мыслей, тем яснее становится цель жизни, Чем больше очищается сердце, тем больше открывается Истина. 28. «Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго…» (Иак. 5:7). Научись терпеливо ждать Ты догоняешь Жизнь, а Она отступает, Ты уходишь от Жизни, а Она идет за тобой, Ты останавливаешься, – и Она оказывается рядом, Ты терпеливо ждешь, не теряя надежды, – и эта Жизнь становится твоей. 29. «…Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою…» (Лк. 15:18). Если сможешь все оставит ь Если обойдешь всю землю, все равно придешь к самому себе. Если приобретешь все знания и изучишь все науки, все равно никогда не поймешь самого себя. Но если сможешь все оставить, то начнешь понимать то, что есть в тебе самом. 30. «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.» (Ин. 11:26). Дети и волк на стене Дети проснулись рано утром. В доме стояла тишина. Солнечный луч, пробившись сквозь неплотно задернутые шторы в детской, нарисовал на стене причудливое изображение волка с шевелящимися ушами и оскаленной пастью. «К нашему дому подошел волк, – прошептали дети. – Он, наверное, заглядывает в окно, и это его тень». – «Бабушка говорила, что того, кто с головой накроется одеялом, волк не съест», – вспомнил кто-то из детей. Все малыши мигом натянули на головы одеяла и никто не решался вставать. Послышались шаги, затем шум открываемой двери, и в детскую вошла мама. «А почему вы еще лежите, маленькие сони?» – весело спросила она. «Волк за окном, мамочка!» – дружно ответили дети. Мама раздвинула шторы. Сквозь листву раскидистого клена в комнату пробивалось солнце. «Посмотрите в окно. Ваши страхи – это простая выдумка. Никакого волка у дома нет. Это луч солнца, проходя сквозь листву, рисует на стене тень, похожую на волка». Дети бросились к окну. «Да, мамочка! Волка нет, а на стене он как живой!» – «Этот волк никого не съест, мои милые» – улыбнувшись сказала мама.

http://isihazm.ru/1/?id=137

Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Литургия свт. Василия Великого. Утр.: Лк.22:1-39 Лит.: Ап.- 1Кор.11:23-32 Ев.- Мф.26:1-20; Ин.13:3-17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2 На умовении ног: Ев.- Ин.13:1-11; Ин.13:12-17 блж.: Утр.: Мф.25:1-13 Лит.: Ап.- Гал.3:23-29 Ев.- Лк.7:36-50 Тропари, кондаки, молитвы и величания на Великий Четверг Тропарь на Великий Четверг, глас 8 Егда славнии ученицы/на умовении вечери просвещахуся,/тогда Иуда злочестивый/сребролюбием недуговав омрачашеся,/и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает./Виждь, имений рачителю,/сих ради удавление употребивша!/Бежи, несытыя души,/Учителю таковая дерзнувшия;//Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. Кондак на Великий Четверг, глас 2 Хлеб прием в руце предатель,/сокровенно тыя простирает,/и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека,//и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец. блаженной Матроне Московской Тропарь блаженной Матроне Московской, глас 4 Земли Тульския прозябение,/града Москвы ангелоподобная воительнице/блаженная старице Матроно./От рождения в слепоте телесней до конца своих дней пребывшая./Но от Бога щедро духовное зрение приявшая,/прозорливице и молитвеннице./Наипаче дар исцеления болезней стяжавшая./Помогай всем с верою к тебе притекающим и просящим в болезнех душевных и телесных,//радосте наша. Ин тропарь блаженной Матроне Московской, глас 2 Богом умудренную блаженную старицу Матрону,/земли Тульския процветение/и града Москвы преславное украшение,/восхвалим днесь, вернии./Сия бо, света дневнаго не познавши,/светом Христовым просветися/и даром прозрения и исцеления обогатися./Пресельница же и странница на земли бывши,/ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит//и молится о душах наших. Кондак блаженной Матроне Московской, глас 7 К служению Христову/от чрева матерня предызбранная,/праведная Матроно,/стезею скорбей и печалей шествующи,/твердую веру и благочестие явивши,/Богу угодила еси./Темже, почитающе память твою, молим тя:/помози и нам в любви Божии пребывати,//старице блаженная. Молитва 2-я блаженной Матроне Московской

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Разделы портала «Азбука веры» Кротость ( простота , смирение ) – 1) одно из качеств Господа Иисуса Христа по человеческому естеству ( Мф.11:29 ), проявлявшееся во время Его земного служения в покорности воле Отца ( Ин.5:30 ), незлобии, выражаемом даже по отношению к искушавшим Его противникам, готовности искренне прощать даже врагов; 2) христианская добродетель , проявляющаяся в незлобии, благоразумной уступчивости, покорности Промыслу Божьему . Под Божественной кротостью понимается всепрощающая мягкость Бога , выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей, в излиянии Божественной любви на всех. Кротость есть тихое расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, ничем не раздражается, не возмущается, не гневается, не платит злом за зло, обидою за обиду, терпеливо переносит всякие обиды и неисправности, охотно прощает их людям и снисходительно относится к недостаткам других, любовно исправляя их ( Мф.5:39-45 ). Высочайший пример кротости мы имеем в лице Иисуса Христа, сказавшего о Себе: «научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), а также в лице апостолов, о которых апостол Павел говорит: «злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим» ( 1Кор.4:12-13 ). Цитаты о кротости «Добродетель кротости заключается в неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах». прп. Иоанн Лествичник «Поражать еще не значит быть суровым, и щадить не значит быть кротким; кроток тот, кто может переносить нанесенные ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто не таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболезновать несправедливо страждущим, не гневаться на обижающих — это не добродетель, а порок, не кротость, а беспечность». свт. Иоанн Златоуст «Кроткие же – это не те, которые совершенно не гневаются (ибо таковые лишены разума), а те, которые имеют гнев, но воздерживаются, гневаясь тогда, когда нужно». св. Феофилакт Болгарский Литература по теме Близкие понятия 1 Комментарий Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/krotost

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- 2Кор.7:10-16 Ев.- Мк.2:18-22 за субботу: Лит.: Ап.- 1Кор.1:26-29 Ев.- Мф.20:29-34 Богородицы: Лит.: Ап.- Евр.9:1-7 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы Ин кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 2 Богоприятное Твое чрево, Богородице,/объемший пояс Твой честный,/держава граду Твоему необорима/и сокровище есть благих неоскудно,//едина рождшая, Приснодево. Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8 Богородице Приснодево, человеков покрове,/ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/державное граду Твоему обложение даровала еси,/безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/о Тебе бо и естество обновляется и время./Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/и душам нашим велию милость. Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4 Честнаго пояса Твоего положение/празднует днесь Твой, Препетая, храм/и прилежно взывает Ти:/радуйся, Дево,/христиан похвало. священномученикам Александру Любимову и Владимиру Двинскому Тропарь священномученикам Александру Любимову и Владимиру Двинскому, глас 1 Радуйся и красуйся, земле Псковская, прославляющая двоицу священную, Александра и Владимира, добре Христу Богу и ближним послужившии, и за правду Божию гонения претерпевшии. Безумие мучителей посрамили есте, страстотерпцы Святыя Троицы явистася. Ныне у престола Божия предстоящии, Христа Бога молите во еже спастися душам нашим. Полезные ссылки Сейчас в разделе 167  чел. Всего просмотров 2.5 млн. ©2024 Богослужения к содержанию Даты ограничены диапазоном 2023-10-01 - 2024-04-14. Начало богослужебного дня в 16:00. Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-09-...

Разделы портала «Азбука веры» 3. Своими собственными силами человек не мог одолеть сатану, не мог освободиться от власти греха и восстановить союз с Богом; т.е. потенциально погибли все люди. ( Рим.5:19 ) 5. Спасение человека совершается только Христом и во Христе. Спасение невозможно без свободного нравственного самоопределения человека. Реализуя свою свободу, человек утверждается либо в верности и послушании Богу, либо в самоволии и отступничестве: человек может принять или отвергнуть предложенный ему дар. Спасение – процесс синергии (взаимодействия) свободного усилия человеческой воли и божественной благодати. Человек должен усвоить дарованное ему спасение. Мало подарить человеку самолёт, он должен научиться на нём летать. ( Мф.15:5-6 ; Ин.5:23 ; 1Кор. 3:9-11 ; Кол.1:29 ; Откр.3:20 ) Составляющие спасения Развернуть таблицу Искажения Вера и покаяние Для спасения человек должен уверовать во Христа и встать на путь покаяния. Вера и покаяние приводят человека ко Крещению, для вступления на корабль спасения – Церковь Христову. Условиями крещения являются вера (её основные принципы изложены в «Символе веры») и покаяние (активное стремление переродиться, вести жизнь в соответствии с Заповедями). Отказ от прежних заблуждений религиозного характера, покаяние, отказ от греховной жизни вообще, отречение от сатаны, осознание нелепости жизни вне Бога; принятие Благовестия Христова; принятие Крещения. ( Мф.18:18 , Евр.11:1 ; Евр.11:6 ; Иак.2:20 ) Для спасения достаточно лишь стать членом христианской общины и вести нравственный образ жизни. Крещение Крещение понимается в отрыве от Церкви или просто как исповедание веры. Вступление в Церковь Церковь понимается как община верующих во Христа или даже верующих в некую высшую силу. Духовная жизнь Духовная жизнь понимается не как об о жение, а как нравственная жизнь. Богопознание и богообщение, обожение Отрицается или понимается умственно-теоретически. Кратко: 1. Откуда мы узнаём о возможности спасения? От Бога через Священное Писание и Священное Предание. 2. От чего необходимо спасаться? От греха и смерти. 3. Кто может нас спасти? Только Бог. 4. Как получить спасение от Бога? Через Церковь – корабль спасения. 5. Каковы этапы спасения? Вера, покаяние, вхождение в Церковь через Крещение, духовная жизнь . Рекомендуемые пособия Самое популярное Сейчас в разделе 88  чел. Всего просмотров 3.9 млн. Всего записей 233 поделиться: ©2024 Схемы и пособия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/shemy/spasenie-v-uslovi...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Азазель Азазель ПОНЯТИЕ 1) значение этого слова неизвестно; возм. этимологич. толкования: а) (наиб. вероятное) комбинация из слов «быть сильным» и «Бог», возможно, «противящийся Богу», б) производное от егип. слов «виновный» и «отстранять» (что подразумевает козла отпущения, см. ниже), в) покинутое место; 2) все более популярной становится версия, что слово «А.» – имя собственное, обозначающее демона пустыни (ср. Ис. 13:21 ; Ис. 34:14 ; Мф. 12:43 ; Лк. 11:24 ). Это подтверждается и тем, что в Лев. 16:8 имя «А.» (в Синод. пер. – «отпущение») противопоставляется имени Господа. АЗАЗЕЛЬ В ДЕНЬ ИСКУПЛЕНИЯ 1) в этот день (10-й день месяца тишри – сентябрь-октябрь) бросали жребий о двух козлах, один из которых предназначался в жертву за грехи всего народа, а второй – для изгнания в пустыню. Первый козел посвящался Господу, а второй – А. ( Лев. 16:8 – в Синод. пер. – «для отпущения»); 2) если предназнач. для Господа козла закалывали и кровью его кропили в святилище и в Святом Святых, то на козла, предназнач. для А., первосвященник возлагал руки, исповедуя над ним беззакония всего народа, и отправлял его с человеком, избранным по жребию, в пустыню, чтобы козел унес грехи народа ( Лев. 16:20–22 ). После этого человек, отводивший козла, должен был совершить особого рода омовение; 3) т.о., через козла снятые с народа грехи передавались тому, кто был их причиной, т.е. сатане; А. же следует считать либо воплощением сатаны, либо его символом. Так козел уносил грехи народа, которые более не должны были повторяться. Но это действо нельзя толковать т.о., будто в образе козла «для А.» (в Синод. пер. – «для отпущения») приносилась жертва демону пустыни. В ВЗ есть только один культовый обычай, напоминающий это действо, но существенно от него отличающийся ( Лев. 14:50.53 ). АЗАЗЕЛЬ И НОВЫЙ ЗАВЕТ 1) можно лишь с большой осторожностью говорить о том, что ветхозаветное представление об А. было воспроизведено в НЗ. Не исключено, что слова Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ; ср. Ин. 1:36 ) связаны с вышеопис. ветхозаветным обычаем. Из этих слов следует, что Христос занимает место посредника; 2) принимая во внимание Евр 13:11 и след., вообще нельзя козла «для А.» толковать как некий прообраз Христа. кроме того, согл. Лев. 16 , искупит. жертвой служит не козёл «для А.», а козёл «для Господа». Т.о., только этот последний истолковывается в Евр. 13 как указание на Христа; 3) иногда для сравнения приводят стих из НЗ: 1Кор. 5:5 , где Павел во имя Иисуса Христа предает сатане человека за грех кровосмешения. Различие, однако, состоит в том, что здесь сатане предается сам грешник, и, как небезосновательно надеется Павел, не навсегда (⇒ Сатана ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010