II. Апостол Павел говорит, что «сеется тело (т. е. погребается, хоронится) в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» ( 1Кор.15:42–44 ). III. Апостол Петр говорит, что «нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых людей» ( 2Пет.3:7 ). IV. Апостол Павел говорит, что «наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» ( Фил.3:20–21 ). V. Верующий христианин не может сомневаться в возможности воскресения, ибо как сотворил Бог тело человеческое из пыли земной, так может его снова обновить из праха земного, то есть воскресить. Мы не должны забывать, что Бог всемогущ. VI. Мало кто из людей уходит из этого земного света таким совершенным и святым, чтобы он не нуждался в Божием милосердии. Так как те христиане, которые живут еще на этом свете, и те, которые уже ушли в вечность, являются членами Церкви и соединены верою и любовью, мы обязаны просить Бога о милосердии к умершим. 464. Когда настанет всеобщее воскресение из мертвых? Всеобщее воскресение из мертвых настанет после конца этого видимого мира, во время второго пришествия Господа Иисуса Христа ( 2Пет.3:7, 10 ). 465. Все ли люди воскреснут? Воскреснут все люди, так как Господь Иисус Христос сказал, что «настанет время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут (из гробов) творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). 466. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? До всеобщего воскресения души праведников находятся в свете, покое и предначатии вечного блаженства, души же грешников во мраке, беспокойстве и предначатии вечных мук. 467. Соединено ли с этим предварительным посмертным положением праведников лицезрение Господа Иисуса Христа? С этим предварительным посмертным положением праведников соединено, в особенности у святых, лицезрение Господа Иисуса Христа, как видно из слов апостола Павла, что он желает уйти из этого света и быть со Христом ( Фил.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

IV. Велико же, возлюбленные, Таинство этой жертвы, и этот дар превзошел все прочие дары, ибо объявляет Бог человека сыном, а человек именует Бога Отцом. Так именуя, ощущаем мы и познаем Того, Кто возносит любовь на недосягаемую высоту. Ведь если случается, что в плотском потомстве и земной отрасли пороки недостойной жизни помрачают даже рожденных от славных родителей и слава предков является укором для недостойного потомства, то какова же будет участь тех, кто, возлюбив мip, не убоялся отречься от рода Христа?! Если для людей похвально, чтобы слава отцов отображалась и в потомках, то насколько более славно для рожденных в Боге сиять в образе своего Создателя и являть в себе Того, Кто их породил, как говорит Господь: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5:16). Знаем же мы по словам Апостола Иоанна, что весь мip лежит во зле (1Ин.5:19), и когда диавол со своими слугами строит козни, то [земной] мip так терзается неисчислимыми искушениями, что устремленного к высотам человека либо неудачи гнетут, либо успехи вводят в соблазн. Но Больший есть Тот, Кто с нами, чем тот, кто против нас (1Ин.4:4), и если мы имеем мир с Богом и всегда говорим всем сердцем Отцу: " Да будет воля Твоя " , то не смогут [слуги диавола] одержать верх ни в одном сражении с нами, либо причинить нам вред при столкновении. Бичуя же себя в наших исповедях и не допуская сговора души с плотскими вожделениями, разжигаем мы против себя вражду отца греха и укрепляем неразрушимый мир с Богом, будучи должниками Его милости, так что мы не только даем обет послушания нашему Царю, но и получаем [в ответ] поддержку. Ибо если что Он желает, то - и мы, и что Он отвергает, то - и мы, тогда уже Он Сам за нас все сражения ведет и помогает исполнить наши желания (Флп.2:13), чтобы стали мы соработниками Его деяний (1Кор.3:9) и с ликованием веры пророчески могли говорить: Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс.26:1).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

    «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах» (Авв.3:17). Пророку ясно видно, что народ, который убьет Христа, потеряет изобилие духовных богатств, которые, по пророческому обычаю, представляет под видом земного плодородия. Итак, поскольку народ этот заслужил гнев Божий, ибо, не зная правды Божией, захотел установить свою, то далее (пророк) говорит: «Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни его» (Авв.3:18-19), т. е. в той песне, о которой нечто подобное говорится в псалме: «И поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему» (Пс. XXXIX:3-4). Итак, тот побеждает в песне Господа, кто поет хвалу Ему, а не самому себе, соответственно выражению: «Хвалящийся хвались Господом» (1Кор. I:31) Но, на мой взгляд, некоторые кодексы, в коих стоит: «Возвеселюся о Боге Иисусе моем», излагают это место лучше, чем те, которые, желая это место перевести по-латыни, не поставили самого имени, сам звук которого нам любезен и приятен. Глава XXXIII. Что в пророческом Духе предсказали о Христе и призвании язычников Иеремия и Софония    Пророк Иеремия принадлежит к числу больших пророков, как и Исайя, а не малых, как прочие, из писаний которых я уже нечто привел. Он пророчествовал, когда в Иерусалиме царствовал Осия, а у римлян Анк Марций, и когда приближалось уже время Иудейского плена. Продолжал он пророчествование до пятого месяца плена, как мы это видим из его писаний. Рядом с ним мы ставим Софонию, одного из малых. Ибо последний сам говорит, что пророчествовал во дни Осии (Соф. I:1), хотя и не указывает, до какого времени. Таким образом, Иеремия пророчествовал во времена не только Анка Марция, но и Тарквиния Древнего, который был пятым царем у римлян. Ибо последний уже начал царствовать, когда случился этот плен. Итак, пророчествуя о Христе, Иеремия говорит: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их» (Плач. IV:20), указывая в этих кратких словах, что Христос — Господь наш и что Он пострадал за грехи наши. И в другом месте он также говорит: «Сей Бог наш... явится на земле и будет жить с человеками» (Bapyx:III, 36-38). Некоторые это свидетельство приписывают не Иеремии, а его писцу, который назывался Барухом; но более распространенное мнение считает его Иеремииным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Сводя к единству все рассуждения наши о выражении любви чистотою, смирением и милосердием, получаем общее представление троичности любви при единстве ее существа. Любовь-троица в единице и единица в троице. Три ее стороны — чистота, смирение и милосердие — суть, по апостолу, «высота, глубина и широта» (ср. Еф.3:18). Раздел IV    Чистота, смирение и милосердие, в свою очередь, рождают множество более частных проявлений. Выходит, что любовь есть начало всех добродетелей, продолжение и завершение их. Она — корень и вершина, начало и конец всех добродетелей. Все добродетельные разновидности входят, как дробные черты, в картину единого настроения любви.    Такое совмещение изображает прежде всего Библия, говоря о любви.     «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4—7). «Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет.1:5—7).    Согласно учению Библии, любовь многокачественна и едина существом. В ней — все звенья цепи христианских добродетелей. Разновидности добродетелей отчасти свидетельствуют о победе любви над какой-нибудь страстью, отчасти выражают ступени приближения падшего человека к Богу и людям. Любовь — это малое горчичное семя, возрастающее до размеров громаднейшего многоветвистого дерева добродетельности. Она никогда не стоит на одном и не падает, но непрестанно множится и растет, «прилагая стремление к стремлению и рвение к рвению». «Добродетель по существу одна, но видоизменяется в силах душевных, подобно тому как свет солнечный не имеет фигуры, но обыкновенно принимает фигуру отверстий, чрез которые проходит». В цепи добродетельности «одна добродетель тесно сочетавается с другою и все сгармонировываются воедино как бы соединительными кольцами — призыванием имени Иисуса Христа, миром и любовию». «Как все страсти — от самолюбия, все к себе стягивающего, так все добрые расположения — от любви и, последуя за нею, указывают лишь ее разные стороны». «С любовию тесно соединены все совершенства, и в ней сосредоточиваются все обязанности».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В творениях многих святых отцов грех отождествляется со смертью, а Евхаристия с бессмертием. Таким образом, Евхаристия обретает космическое и даже сверхкосмическое измерение. То, что произошло на заре человеческой истории в момент грехопадения, преодолевается в Таинстве Причащения. Через грех прародителей смерть вошла в мир ( Рим.5:12 ). Господь сказал Адаму в Раю : «От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). И, хотя в тот день, когда Адам вкусил плодов от древа познания добра и зла, физически он не умер, но произошло принципиальное изменение его естества – в него вошел закон смерти. Вкушение запрещенных плодов стало для человека «залогом смерти» 43 . В Евхаристии происходит обратное тому, что произошло в грехопадении. Тело и Кровь Христовы становятся для искупленного человечества «залогом жизни». «Мы получили жизнь во Христе; именно, Тело Его вкусили вместо плодов дерева жизни, (…) и праведной Кровью Его омыты (…), и чрез надежду воскресения ожидаем будущей надежды и уже живем жизнью Его, которая сделалась залогом нашим « 44 . После причащения, хотя физически люди продолжают умирать, меняется самая суть, принцип человеческого бытия. Приобщившись нетленным Телу и Крови Христа, человек оказывается вне абсолютной власти смерти (ср. Рим.6:9 ), становится наследником воскресения. Примечания: 1 Макарий (Булгаков) , еп. Православно-догматическое богословие. СПб., 1852. Т. IV. С. 164. 2 Там же. С. 164–165. 3 Также: «проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор. 2:7 ). 4 Цит. по: Отцы Церкви и подвижники благочестия о помощи Божией//ЖМП. 1984. С. 30. 5 См., напр.: Иероним Стридонский , блаж. Творения. Киев, 1901. Ч. 16. С. 41. 6 Бобринский Б. , протопресв. Тайна Пресвятой Троицы: Курс Догматического Богословия. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2005. С.180, 184. 7 Флоровский Г. , прот. Евхаристия и соборность//Путь. Париж, 1929. 19. С. 3.

http://azbyka.ru/bogoslovskie-aspekty-ta...

Всегда имея в виду, что сущность человека греховна, Церковь предписывает дисциплину временного воздержания – посты, таким образом, устанавливая некую норму плотского общения супругов в браке: выражая свою любовь друг другу таким полным, включающим физическое общение, образом, придерживаться церковной дисциплины и иметь в виду деторождение, как навершающую любовь сторону брака. В связи с этим уместно привести слова апостола Павла: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:4-5 ). Уместно привести и 51е апостольское правило, которое гласит: кто «удаляется от брака… не ради подвига воздержания, но по причине тушения, забыв, что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом, хуля, клевещет на создание Божие», – и относящееся к IV веку определение Гангрского Собора (1,9,10): «Если кто порицает брак и гнушается женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, или порицает оную, как не могущую войти в Царствие Божие, да будет под клятвою». Оба этих документа приняты Церковью как канонически безусловно авторитетные. В официальном документе нашей Церкви «Основы социальной концепции РПЦ» также подчеркивается, что телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они «становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, единомыслие душ и телес супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания» (X,6). Как мы уже говорили, жизнь в браке предполагает рождение детей, поэтому сознательная установка супругов на их не рождение, ограничение телесной близости лишь получением удовольствия безответственна и греховна. Сейчас в обществе центральным по важности вопросом в рассматриваемой нами сфере оказался вопрос контрацепции. По самым разным причинам (среди которых назовем прежде всего социально-экономические или медицинские) некоторые семьи не могут себе позволить прибавление потомства: тут или отсутствие нормальных жилищных условий, или недостаточность материальных средств для того, чтобы при возрастании числа детей оставалось возможным достойное содержание и воспитание имеющихся детей.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

«Дары различны, но Дух один и тот же;  и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу.  Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;  иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.  Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.  Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12:4–13 ). 4. Бог в творениях Отцов Восточной Церкви В творениях отцов Восточной Церкви новозаветное благовестие о Боге Едином в трех Лицах получило продолжение и всестороннее развитие. В Православной Церкви учение о Боге сохраняется в том виде, в каком оно было сформулировано восточными отцами. Основными вехами в развитии восточнохристианского святоотеческого учения о Боге были: 1) формирование христианского богословия в творениях мужей апостольских, христианских апологетов и учителей Церкви II-III веков; 2) тринитарные споры IV века и учение Великих Каппадокийцев о Боге Едином в трех Ипостасях; 3) богословские споры V-VIII веков; 4) антилатинская полемика, начиная с XI века, по вопросу об исхождении Святого Духа; 5) исихастские споры XIV века и учение святителя Григория Паламы о сущности и энергиях Бога. Главные темы восточнохристианского святоотеческого учения о Боге: непостижимость Бога; единство Божие; Бог Троица; имена Божии; свойства Божии; любовь Божия; сущность и энергии Божии; исхождение Святого Духа. Ниже мы рассмотрим эти темы на основе творений отцов Восточной Церкви со II по XIV век. Особое внимание будет уделено Григорию Богослову (в изложении учения о непостижимости Божией, о единстве Божием, о Троице, о Божественном свете), Григорию Нисскому и Дионисию Ареопагиту (при рассмотрении учения о Божественных именах), Исааку Сирину (в изложении учения о любви Божией), Симеону Новому Богослову (в изложении учения о Божественном свете), Григорию Паламе (при рассмотрении вопроса о сущности и энергиях Бога) и Марку Ефесскому (при анализе учения об исхождении Святого Духа), а также (при рассмотрении различных вопросов) Максиму Исповеднику и Иоанну Дамаскину . Непостижимость Бога

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Еще в IV веке один из основоположников христианского богословия Василий Великий писал в своем «Шестодневе», что библейские «дни» нельзя понимать в смысле обычных земных суток, они представляют собой какое-то особое деление времени. Псалмопевец пишет: «Пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» (Пс.89:5). Все это свидетельствует о том, что библейское слово «иом» — это некоторый промежуток времени, в течение которого происходят изменения. Каждый космический «день» творения представляет собой не просто отдельный, следующий за другим, акт, но содержит в себе конкретный тип бытия, определенную ступень развития мира, нечто специфическое, что свойственно лишь ему, и означает определенную систему однотипных образований, возникших в мире. В каждом «иоме» содержатся периоды: сначала «вечер», потом «утро». Таким образом, вместо привычного, установленного нашей жизнью, порядка, когда мы начинаем день утром и заканчиваем его вечером, здесь иной порядок: сначала вечер, потом утро. Эта необычная для нас временная последовательность, по—видимому, указывает на то, что речь идет не об обычной хронологической смене явлений — начала и конца. Мы предполагаем, что слова «вечер» и «утро» символически означают границы качественно различных состояний бытия. Может быть, здесь выражается та мысль, что начало каждой ступени мироздания скрыто из глаз в темноте «вечера», т.е. конца предыдущего «дня». Становление нового происходит незаметно, в темноте следующей за вечером ночи, а «утром» оно является на свет как уже совершившийся акт. Завершит творение «утро», которое станет началом того нескончаемого «дня», в котором уже не будет «вечера». Все призвано к бытию в невечереющем, нескончаемом Царстве Славы, когда «Бог будет все во всем» (1Кор.15:28). День первый «И сказал Бог: ”Да будет свет!“, и стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:3—5). Стоящее в библейском подлиннике слово «ор» («свет») означает не только свет в обычном нашем понимании, но и свечение вообще, излучение. Это слово означает все виды физических взаимодействий, в том числе силу тяготения, то есть гравитацию.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

«Змей, будучи символом пергамского бога (Эскулап и изображался с жезлом в руке, около которого обвивался змей как символ волшебной и таинственной целительной силы) и потому обыкновенно живым содержавшийся в его храме, был для христиан предметом отвращения, как символ князя тьмы, орудие диавола. Так что и самый город Пергам может быть назван по преимуществу престолом сатаны» 85 . В похвале пергамским христианам им ставится в заслугу твердое содержание веры среди этого самого грубого и фанатического языческого населения, причем такая твердость исповедничества приурочивается к тому моменту, когда умерщвлен был верный свидетель Христов Антипа. То была подлинная историческая личность (память 1l апреля), прославленная Церковью в лике святых: епископ Пергама Антипа был сожжен в 93 году, при Домициане, во внутренности раскаленного медного быка, который упоминается еще при Феодосии Великом (в конце IV века), когда он был привезен в Константинополь. 14–16. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Напоминающая слова к ефесянам о николаитах укоризна по адресу части жителей Пергама за увлечение этой ересью приводится здесь с наибольшей полнотою. Мы видим здесь два существенных признака в учении и практике этих пергамских антиномистов: «вкушение идоложертвенного и блуд, во имя превратно понятых любви и свободы христианской» (Жданов) 86 – извращения христианства, против коих предохраняла Церковь апостольская христиан из язычников, как мы видим это и в посланиях Павла (например, 1Кор.6 -я гл. и след.), и в Деяниях (постановление Апостольского собора – 15-я глава). Небесный Владыка, укоряя Пергам за снисходительность к таким беззаконникам, указывает здесь и ветхозаветный библейский прототип их – в Валааме, корыстном мадиамском пророке времен Моисея, по совету которого моавитский царь Валак соблазнил на оба эти греха израильтян (см.: Числ.25:1–3 ), следствием чего было поражение 24 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

И еще говорит: «Получили мы доступ к той благодати, в которой стоим, и хвалимся надеждою славы Божией» ( Рим.5:2 ). Однако мы стоим твердо, если молимся Господу, чтобы Он «поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» ( Пс.39:3 ), чтобы не случилось с нами того, о чем тот же пророк говорит: «Едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои» ( Пс.72:2 ). Так встанем же против фараона, иными словами, будем противостоять ему в борьбе, как и апостол Петр говорит: «Противостойте ему твердою верою» ( 1Пет.5:9 ). И Павел говорит: «Стойте в вере, будьте мужественны, тверды» ( 1Кор.16:13 ). Ибо если будем стоять твердо, то произойдет то, о чем Павел молился за своих учеников, сказав: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре» ( Рим.16:20 ). И чем дольше мы будем стоять твердо и непреклонно, тем слабее и немощнее будет фараон. Если же, напротив, станем слабовольными или начнем сомневаться, он укрепится и будет еще сильнее противостоять нам. И воистину исполнится в нас то, образ чего дал нам Моисей. «Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои», как бы ослабевшие от усталости, «одолевал Амалик» ( Исх.17:11 ). Так поднимем же и мы руки свои в силе креста Христова, «воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ), чтобы сподобиться нам помощи Господа. Ибо и апостол Иаков призывает нас к тому же, говоря: «Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» ( Иак.4:7 ). Так пойдем же с полной убежденностью, что сатана не только убежит от нас, но и будет сокрушен под ногами нашими, как и фараона уничтожили волны морские и поглотила глубокая бездна. Если же мы выйдем из Египта пороков, то пройдем по бушующим водам этого мира, как по суше, через Иисуса Христа, Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия IV. О десяти казнях, поразивших Египет 1 . Мы слышали, как нам читали историю, известную всему миру, в которой рассказано, как Египет вместе со своим царем фараоном был поражен великими казнями знамений и чудес, чтобы он вернул свободу евреям, рожденным от свободных родителей и силой порабощенным им.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010