В сонме Св. Пророков Православная Церковь ублажает Богодухновенных провозвестников Откровений ветхозаветных, главным предметом коих был Господь Иисус Христос, основание Ветхого и нового Завета ( 1Пет.1:10–11 ). Не смотря на многие страдания, коим подвергались Пророки, будучи проповедниками правды и обличителями нечестия ( Мф.23:30 ), их всегда почитали как посланников Божиих ( Мф.21:11,26 ), и в их посольстве видели особенную милость Божию ( Мф.15:31 ). По смерти Пророков древле строили им гробницы и памятники ( Мф.23:29 ; Лк.11:47 ) 387 . тем более чтит Пророков Православная Церковь . В IV веке в честь их были уже совершаемы праздники и произносимы пастырями похвальные Слова 388 . В своем Богослужении в честь Пророков Церковь прославляет их, как писателей, освященных Богом ( 2Пет.1:20–21 ), Богодвижимыми устами, Божественными органами Духа утешителя, присноударяемыми Его действием и дохновением, обличителями нечестия и проповедниками спасения мира. Ибо пророчество обнаруживает тайны сердца человеческого силой обличения и суда, и есть знамение невидимого присутствия Бога всеведущего ( 1Кор.14:25 ) 389 . Предочищенные от страстей телесных, Пророки силой Св. Духа зрели будущее, приемля от Всеведущего образы Божественных явлений, как в зерцале, – зрели будущее как настоящее: Бог всеведущий открывал им ведение будущего. Говоря именем Господним и проповедуя правду, они сделались примером злострадания и долготерпения за правду ( Иак.5:10 ) 390 . Этих злостраждущих проповедников истины Церковь называет Праведниками, которые, скончавшись ранней смертью, ранее перешли на вечный покой. Умирая, они обличали нечестиво живущих. Гонители Пророков в изумлении и раскаянии некогда скажут: и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми? Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. ( Прем.5:3–6 ) 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

д) Наконец, самая справедливость требует того, чтобы сильные приноровлялись к немощным, а не наоборот ( Рим. 15:1–13 ). «Мы сильные (т. е. понимающие истинное значение пищи и пития) должны сносить немощи бессильных (т. е. не возвысившихся до такого понимания), и не себе угождать… Ибо и Христос не себе угождал». А посему христиане из иудеев, еще немощствующие привязанностью к ветхозаветной обрядности, и христиане из язычников, свободные от сей привязанности «дабы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа», – должны принимать друг друга (т. е. не чуждаться, а иметь общение между собой), «как и Христос принял (тех и других) в славу Божию. Разумею то, – присовокупляет Апостол, – что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных, ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников из милости, чтобы славили Бога», – как о том предсказывали пророки. Сам Апостол Павел подавал в себе живой пример, как должно сносить немощи бессильных, ибо, как примечает Святой Златоуст, «он сам обрезывал, стриг волосы, приносил иудейскую жертву и проч.»; или, как сам о себе говорит Апостол, – «всем бых вся (конечно, в вещах безразличных), да всяко некия спасу» ( 1Кор. 9:22 ). IV. Заключение послания (Рим. 15:14–16:1–24) В заключении Святой Апостол Павел: а) Рим. 15:14–16 . Сначала объясняет Римлянам, что вдохновило его с такой смелостью и настойчивостью написать им послание. Хотя «и сам я уверен о вас, братия мои, что вы полны благости, и исполнены всякого познания и можете наставлять друг друга; но писал вам с некоторой смелостью, отчасти как бы в напоминание вам (того, что вы знаете), по данной мне от Бога благодати» быть Апостолом язычников. Иначе сказать, Св. Павел указывает на свой апостольский долг. б) Рим. 15:17–21 . Как на новую причину своего воодушевления и смелости в послании к Римлянам, Апостол указывает на обычный проповеднический успех свой «в покорении язычников вере словом и делом, силою знамений и чудес, силой Духа Божия; так что благовествование Христово распространено мною, – прибавляет Апостол, – от Иерусалима и окрестности до Иллирика».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Мы видели в ст. 1–10 и 18–21 пророчество о Спасителе и милосердии Божием, спасающем человека верующего; подготовление к великому событию появления Мессии мы увидим в следующих главах, а с главы LIII Исаия видит и священный земной образ Спасителя. Но настоящая глава кончается укоризною Израилю и угрозою ему, ибо упорная слепота народа, не хотящего видеть, не останется безнаказанною 1419 . 22 . Но это народ разоренный и разграбленный: все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя, ограблены, и никто не говорит: „отдай назад!“ 23 . Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? 24 . Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. 25 . И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем. В этом пророчестве очевидно Исаия видит разграбленный Иерусалим и плен Вавилонский. Но в этом видении и-зарево Иерусалима, сожженного Титом, и толпы пленных, проданных на Римских торжищах. 1384 Халдейские перифразы Ветхого Завета, появившиеся очень поздно. Ранний из них Онкелоса считают современным Апостолам. 1390 Мы не исключаем и самых неверующих из Христиан; чтобы они ни говорили, они не могут изгладить этого образа. 1397 Дыхание принадлежит всем существам, Дух есть Божественное начало, особо дарованное человеку. О знач. 7-го стиха II гл. кн. Бытия см. прим. 8-е с выпиской из Митроп. Филарета в 1 томе Св. Летописи. О различии души от духа и о перерождении человека душевного в духовного см. 1Кор. 15:44–46 . 1398 По всей вероятности, все Пятокнижие. Мн видели неоднократно, что и другие древние книги и Псалмы были ему известны. 1406 Кук, Джонсон, Еллиот; см. в особенности в Speaker " " s Comment, vol. IV, Psalms; Elliot in Appendix; p. 506. Также Кей на Исаию в Sp. Comm. 1409 Мидяне или Греки, Римляне или Готы, Гунны или Монголы; кочевые ли расы надвигаются на цивилизацию, или культурные расы овладевают миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Поэтому сразу ему сказано: «Ты ошибаешься, “ибо Царство Божие не в слове, а в силе”» ( 1Кор.4:20 ). Но спрошу я, каким образом завет с Богом будет в моем теле. Если я умерщвлю земные мои члены (ср. Кол.3:5 ), то обрету в моем теле завет Христов. Если всегда ношу «в теле мертвость Господа Иисуса» ( 2Кор.4:10 ), завет Христа – в теле моем, ибо «если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ). «Если мы соединены с Ним подобием смерти Его» ( Рим.6:5 ), то я обнаруживаю, что завет Его – в плоти моей. Ибо какая польза от того, если я скажу, что Иисус пришел во плоти, воспринятой от Девы Марии, и не покажу, что Он также пришел в плоти моей? Но я покажу это, только если, после того как ранее предавал я члены свои «в рабы нечистоте и беззаконию», ныне представляю члены свои «в рабы праведности и на дела святые» ( Рим.6:19 ). Я покажу, что завет Божий в теле моем, если смогу сказать вместе с Павлом: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ) и если смогу сказать, как он: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» ( Гал.6:17 ). Но воистину показал, что в его теле завет Божий, тот, кто сказал: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим.8:35 ). Ибо если мы будем исповедовать Господа Иисуса только на словах и не покажем приведенными выше способами, что Его завет – в теле нашем, то уподобимся иудеям, которые думают, что исповедуют Бога одним лишь обрезанием крайней плоти, но отрекаются от Него своими делами. Да дарует нам Господь верить сердцем и исповедовать устами (ср. Рим.10:9 ), чтобы на деле доказать, что завет Божий в теле нашем, чтобы видели люди наши добрые дела и прославляли Отца нашего Небесного (ср. Мф.5:16 ) через Господа нашего Иисуса Христа, «Ему слава во веки веков. Аминь» ( Гал.1:5 ). Гомилия IV. На сказанное: «Бог явился Аврааму» и прочее 1 . Следующее явление Бога Аврааму передано нам так: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Так Господь защищает души иноков от осквернения и соблазнов мира, и очищенные души в свое время переносит в Свой вечный сад – в Небесное Царство. Он любуется духовной красотой, и Сам создает условия для ее развития: как некогда, так и теперь «благая часть... не отнимется у нее» ( Лк.10:42 ). Будем же и мы оберегать, насколько сможем, Господни цветы – чистые души наших детей от всех скверн мира и от всех носителей скверны. Беречь себя от людей языческих воззрений наставляли первых христиан святые Апостолы. Так, Апостол Павел в Послании к Коринфянам пишет: «...не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор.15:33 ). И далее: «...какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого...» ( 2Кор.6:14–16 ). Так же пишет в Послании Апостол Иоанн ( 2Ин.1:10–11 ): «Кто приходит к вам и не приносит сего учения [то есть исповедания Христа], того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствующий его участвует в злых делах его». Примером точного соблюдения апостольских указаний является благочестивая Нонна – мать Григория Богослова . По рассказу последнего, она никогда не обменивалась пожатием рук с языческою женщиной и не садилась за стол для вкушения пищи с язычниками. Следует вспомнить так же, что в первые века христианам запрещалось участвовать в языческих пиршествах. Если общение с активными атеистами небезопасно для малопросвещенных духовно христиан, то тем более оно опасно и может быть гибельным для детей. Заботу о чистоте веры, в которой росли их дети, проявляли многие праведники и подвижники благочестия. Так, например, внучка святого Филарета Милостивого (память 1 декабря), ставшая впоследствии женой константинопольского императора Константина IV Порфирородного, воспитывалась в полном уединении. «До вас она не видела никого постороннего», – сказал про нее святой Филарет послам, объезжавшим Греческую империю для выбора достойнейшей невесты императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Таким образом, Спаситель установил, как вход в Свое Царство, св. таинство, соответствующее двойственной сущности самого Царства. Оно (т.е. таинство) внешне, так как в нем применяется вода с произнесением известных слов; но в то же время с ним соединяется духовное действие: «Одним Духом мы все крестились в одно Тело», так как все члены того Царства, в которое вход открывает таинство крещения, состоят в невидимом духовном родстве со Вторым Адамом, Новым Главою человечества. Только при таком понимании св. крещения, для нас будут понятны все те многочисленные места Св. Писание Нового Завета, в которых таинству крещения приписываются чрезвычайные духовные дары. Так, оно называется смертью , погребением и воскресением со Христом ( Рим.6:3,4 ; Колос.2:11, 12 ), облечением во Христа ( Гал.3:27 ), средством для получение отпущения грехов и омытия Кровью Спасителя ( Деян.2:38; 22:16 ; Ефес.5:26 ), банею возрождения ведущею ко спасению ( Тит.3:5 ), духовным избавлением, соответствующим избавлению Ноя в ковчеге ( 1Пет.3:21 ) и Израильтян во время перехода через Чермное море ( 1Кор.10:1–10 ). Только держась церковного толкования слов Спасителя, говорящего, что в Крещении и посредством его, Дух Св. совершает особое присущее Ему действие привития человека ко Христу, мы можем уразуметь истинный смысл этих текстов. IV. Возрождение младенцев святым крещением Теперь рассмотрим: «кому надлежало принимать св. таинство возрождения, которое Господь наш установил как средство, чрез которое люди прививались бы к Телу Его?» Отвечаем: всем причастным естеству ветхого Адама. «Если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного человека Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни». ( Рим.5:15–18 ). Итак, все наследники осуждение первого Адама имеют право на этот дар. Но все ли они достойны приятия его? Конечно, нет. Два рода людей можно считать достойными его: во-1-х, младенцев, во-2-х тех взрослых, которые не получили крещения во младенчестве, но раскаялись и уверовали во Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Творцом создаются как созидающие, так разрушители созданного: Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, – и Я творю губителя для истребления ( Ис.54:16 ). 9 . Форма зависит от состояния духа Состояние здоровья общества и человека определяется духом, пребывающим в них. Состояние духа полностью обусловливает человеческую жизнь. Нездоровый дух искажает первозданное состояние формы. Дух Божий объединяет, является источником жизни; дух же сатанинский разделяет, приводит к разрушению и самоуничтожению: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже ( Ин.5:14 ). Преподобный Исаак Сирин (VII–VIII) говорил: «Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови». Понимание этого приходит по мере духовного очищения. Здоровье человека, здоровье нации зависят от пребывающего в нем духа. Здоровье дела (business) зависит от пребывающего в обществе духа. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления ( Притч.6:12–14 ). 9 .1. Церковь есть закваска общества, закваска государства. Дух Церкви определяет состояние всего государства От состояния Церкви зависит устойчивость государства как формы. Церковь является духом государства, малая закваска квасит все тесто ( 1Кор.5:7 ). Если Церковь обмирщается, то будут в обществе нестроения и революции. Церковь как соль – сохраняет, скрепляет, очищает, придает вкус (смысл) жизни: Дух животворит, плоть не пользует нимало ( Ин.6:53–63 ). В конце XIX в. отмечалось значительное обмирщение христианской Церкви, в том числе и в России, что привело к кровавым мировым войнам ХХ в., а в России – к революции 1917 г. 10 . Нарушение законов Божьих наказывает нарушителя Человек, живущий во грехе, не будет долго благоденствовать, растает его богатство и покой: Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут ( Пс.36:1: 2 ). Воздаст Господь делающему злое по злобе его! ( 2Цар.3:39 ). Нарушая закон Божий, мы нарушаем закон своего существования. Бросающий песок против ветра попадет себе в глаза: Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет ( Гал.6:7 ). Нарушая закон Божий, совершая грех, мы отдаляемся от Творца, и приближаемся к противнику Его. «Не хочешь скорбей – не греши», – предупреждает Марк Подвижник (IV–V).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

—318— курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! ( Ис.1:11, 13 ). Но выполнение поста чисто внешнее не только безразлично в отношении благоугождения Богу, но и небезопасно в нравственном отношении. Иудеи заботливо осведомляются о том, можно ли отменить установленные ими посты; о заповедях, данных Богом, такой вопрос немыслим: исполнение заповедей всегда и при всяких условиях обязательно. Однако, они, не обращаясь к священникам и пророкам, отменяли их в своей жизни, относясь к ним без должного внимания. А выполнением постов отстранялась, до некоторой степени, самая мысль о заповедях: оно служило, таким образом, к усыплению их совести, способствовало их нравственному закоснению. Пост, как внешний подвиг, легко поддающийся учету, естественно ведет к фарисейскому превозношению пред людьми, не выполняющими его или выполняющими в меньшей мере, и дает как бы право считаться с Богом, требовать от Него соответствующей награды за подвиг и говорить: «почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» ( Ис.58:3 ). Таким образом, пр. Захария обращаясь к народу и священникам с вопросами: когда вы постились и плакали…, для Меня ли вы постились? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? ( Зах.7:5–6 ), выражает, очевидно, ту же мысль, какая определеннее формулирована и подробнее развита в новозаветном учении о посте ( Мф.15:11 ; 1Кор.8:8–13 ; Кол.2:20–23 ). Выполнение постов в память событий предпленной катастрофы было, следовательно, по пророку, самовольным служением (θελοθρησκεα – Кол.2:23 ), как назвал этот вид угождения Богу Ап. Павел, или «суемудренным воздержанием», как выразился один из толкователей его посланий (Еп. Никанор). IV Но не одно ли и то же праздники, что и посты? Не аналогичные ли это установления, имеющие одинаковый смысл и одинаковую обязательность? По-видимому, да: и праздники —319— и посты, как установления обрядовые, сами по себе, имеют одинаковое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Нередко, также, в подтверждение догмата о всеобщем священстве протестанты приводят слова Христа: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья » ( Мф.23:8 ). Раз все мы друг другу братья, говорят протестанты, то значит, все мы равны; значит, никакого разделения верующих на клир и прихожан быть не должно. II. У православных священство разделяется на три чина – епископ, пресвитер и диакон. Баптисты же, как и большинство протестантов других течений, признают только два чина 420 – пресвитерский и диаконский. III. Для Православия существенно важна преемственность священства. То есть православные признают только тех епископов, пресвитеров и диаконов, которые были рукоположены законными епископами, которые, в свою очередь, были рукоположены таким же образом, и так до времён апостольских. Вне этой преемственности, по вере православных, нет и не может быть истинного священства, а значит – и самой Церкви. Протестантские же пресвитеры не имеют апостольской преемственности, а могут говорить о какой-то преемственности в лучшем случае только до реформаторов XVI века, или своих ещё более поздних основателей. Но чаще всего наличию или отсутствию у пасторов своей церкви какой-либо преемственности протестанты не придают никакого значения. Пожалуй, самое лучшее (и согласное духу реформации), что протестанты могут ответить на вопрос о наличии у них преемственности, следующее: «для нашего спасения и нахождения в Церкви важна не формальная апостольская преемственность, а преемственность духовная, то есть живая апостольская вера; и спасаемся мы не благодаря пресвитерам и апостольской преемственности их рукоположения, а сердечной вере во Христа как своего личного Спасителя». IV. У протестантов есть ещё несколько известных и часто выдвигаемых претензий к православным относительно священства 421 . Протестанты осуждают православных за то, что они: 1) называют своих священников «отцами», вопреки заповеди Христа «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:9 ); 2) целуют руки епископам и священникам, воздавая им тем самим чрезмерную честь; 3) носят длинные волосы (священство и монашество), несмотря на ясные слова ап. Павла: «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» ( 1Кор.11:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

3)Речь св. Апостола Павла в Милете к Ефесским пресвитерам ( Деян. ХХ, 18–33 ), будучи весьма знаменательной по обстановке и по случаю произнесения, должна была твердо запечатлеться в душе присутствовавшего там Луки и имеет все данные в пользу своей исторической подлинности 398 , будучи обобщением подлинных слов Павловых 399 . К этому заключению принудительно наклоняет сильное созвучие ее с Павловыми посланиями, почему она иногда (Schulze в „Studien und Kritiken» 1900. S . 123) считается прямо скомпилированной из 1 Фесс., как другие (напр., W. S oltau в «Zeitschrift für die neutestamentIiche Wessnschaft» 1903, S. 123 – 154) применяют это наблюдение в подрыв достоверности всех Павловых речей в книге Деяний. Но это есть уже одностороннее и тенденциозное толкование, а бесспорен собственно факт частых и характерных совпадений. a)  Деян. ХХ, 19 : «... работая Господу ( δλεων τφ Κυρφ) со всяким смиренномудрием и многими слезами». Ср. Puм. I, 1 : «Павел – раб ( δολος ) Иисуса Христа». 1Kop. II, 3 : «и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете». 2Кор. Х, 1 : «я же лично между вами скромен» b)  Деян. ХХ, 20 : «я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы». Ср. 1Кор. Х, 33 : «и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих». c)               Деян. ХХ, 24 : «...разве еже скончати течение мое ( τον δρμον μου) с радостию». Ср. Гaл. II, 2 : «да не како вотще теку, или текох» ( τ χω δραμον). d)               Деян. ХХ, 32 : «и ныне предаю вас Богу, могущему дать вам наследие со всеми освященными». Ср. Koл. I, 12 : «благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете». e)               Деян, XX, 33 – 34: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Ср. 1Фесс. II, 9: «вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали». 1Kop.IV,12 : " и трудимся, работая своими руками».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010