Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Тайна 1) Божественная Т. недоступна человеч. сознанию, она может быть раскрыта только в Божьем откровении либо Самим Богом, либо людьми, исполненными Духом Божьим ( Быт. 41:38 ). Так, Даниил был призван объяснить сон Навуходоносора. Вавил. мудрецы не смогли разъяснить Т. сна, «но есть на небесах Бог, открывающий тайны» ( Дан. 2:28 ); 2) в Евангелиях разговор о Т. [греч. мистерион] заходит после того, как ученики спрашивают Иисуса, почему Он разговаривает с народом притчами. На это Господь отвечает им: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного» ( Мф. 13:11 ; ср. Мк. 4:11 ; Лк. 8:10 ). Эта Т. (в Мк слово «тайна» употребляется в ед.ч.) заключалась не только в приходе Царства Божиего (его ожидали и иудеи), но и в том, что оно уже настало в лице Иисуса ( Лк. 17:21 ). К подобному восприятию личности Иисуса и должны были подготавливать Его притчи; исповедание Петра свидетельствует о том, что Божье откровение было усвоено учениками; 3) Павел усматривал главную Т. НЗ в спасит. миссии Христа и в распространении ⇒ Евангелия. В центре проповеди апостола была тема пришествия Иисуса Христа в этот мир, Его страданий, смерти и вознесения. Эту Божеств. Т. веры Павел определяет след. образом: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Он призывает церкви «хранить таинство веры в чистой совести» ( 1Тим. 3:9 ). Павел также считает Т. ожесточение части израильтян ( Рим. 11:25 ) и наследование обетования «во Христе Иисусе» язычниками ( Рим. 14:24 ; Еф. 3:6 ; Кол. 1:27 ). Многое оставалось для верующих Т., поэтому пророки были призваны ( 1Кор. 13:2 ) открывать Церкви Т., которые Бог открыл им Своим Духом ( 1Кор. 2:10 ; ср. Быт. 18:17 ). Особая Т., которую Павел открывает коринфянам, касается последнего времени и будущего христиан ( 1Кор. 15:51 ). Когда эта Т. откроется, тогда лишится силы «тайна беззакония» ( 2Фес. 2:7 ): антихрист будет уничтожен Господом ( 2Фес. 2:8 ). В связи с событиями, сопровождающими конец мира, которые до сих пор окутаны Т., Иоанн разъясняет Церкви Т. «жены ... и зверя, носящего ее» ( Откр. 17:7 ). Приговор блуднице может быть понят только теми, кто знаком с великой Т., существующей между Христом и Его Церковью ( Еф. 5:32 ). Т. «семи звезд» в деснице (руке) Иисуса ( Откр. 1:20 ) также связана с Т. Церкви. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

составитель К.В. Гриценко Второе пришествие Иисуса Христа Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа . 1Кор.1,7 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. 1Фес.5,3 ..свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. Откр.4,8 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! Лк.13,35 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Мф.24,37 ..ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий придёт и не умедлит. Евр.10,37 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Евр.9,27–28 ..ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять? Откр.6,17 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. 1Фес.5,4 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. 1Кор.15,25 Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. 2Петр.3,13 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ин.5,25 ..благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. Откр.11,17 Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. 1Фес.4,16–17 Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Мф. 24,30 И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мёртвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. 1Фес.1,10 Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо» приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Деян.1,11 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Откр.1,7 Читать далее Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветов/ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

От неправедного богатства счастлив не будешь 27 мая (9 июня) (Слово св. Иоанна Златоустаг о о емлющих ризы на сиротах. Прол. Мая 27) Люди наживы не разбирают того, греховны или нет средства, которыми они умножают свое богатство. Их цель – только бы добыть деньги, а остальное им все нипочем. И вот, чрез это, часто остаются из-за них голодными сироты, бедствуют вдовы, плачут ограбленные ими должники. А жестокосердые богачи никакого внимания на это не обращают и продолжают свое дело. Как вы думаете, братие, пройдет все зло, которое делают люди наживы, им безнаказанно или нет? Взыщет с них Господь слезы несчастных или не взыщет? Как смотреть на это? «Доколе, – говорит св. Златоуст, – не насытитесь вы, собирающие огонь на свои головы, лихоимцы! Что святые Апостолы в книгах отвергли, то лихоимцы с похвальбою делают. Они вошли в имения неповинных, волов вдовиц в залог взяли и немощных совратили с правого пути. Горе вам, собирающие чужое, и вы этим наживете себе лютую болезнь. От Духа гнева Господня без вести пропадете, и не будет места, где бы укрыться вам, делающим беззакония. Вотще и всуе трудятся собирающие себе богатство неправедное, и не будет помощи им, владеть богатством не умеющим. Они дома многих немощных разрушили и потому не спасутся своим богатством. И когда будут надеяться, чтобы еще более умножить свое богатство, они внезапною смертью умрут, и полная беда постигнет их и примут по делам своим воздаяние; потому что они последнюю одежду с нищих снимали, ни жаждавших водой не напоили, не подали голодному куска хлеба, вдовам никакой помощи не оказали и сирот озлобляли. И запутаются они в сетях, и брань и нестроения придут на них, и сокрушится всякий неправедный. И горе придет к неправедному и пагуба, потому что лице Господне на творящих беззаконие. И потребит Господь от земли память их». Итак, братие, не пройдет безнаказанно лихоимцам зло, которое они делают, и взыщет с них Господь слезы несчастных, обиженных ими, и вздохи и рыдания должников, ограбленных ими, не пройдут им даром. Слышали, что говорил св. Златоуст? Они могут умереть внезапною смертью, полная беда постигнет их, и они примут достойное по злым делам своим. И что говорил св. Златоуст, то же ведь подтверждает и слово Божие. Оно говорит: лихоимцы Царствия Божия не наследят ( 1Кор. 6, 10 ). Горе умножающему не сущая его, горе лихоимствующим! Да и мы к сему еще прибавим слова Господа: горе тем, которые собирают сокровища для себя, а не в Бога богатеют ( Лук. 12, 21 ). Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Разделы портала «Азбука веры» Смерть не тупик, смерть — это дверь   Что есть смерть? Смерть есть временное разлучение души и тела, часть жизни до Второго пришествия Спасителя , Всеобщего воскресения и Страшного суда . Смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Духовная смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь ( Ин.11:25-26 ). Все ли умершие люди воскреснут? Все. … Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… ( 1Кор.15 ). Как помочь усопшему? Усопшему нужны не слёзы, не застолье, ему нужны молитва и милостыня, дела любви в его память! Представьте, что вы застряли на таможне (церковносл. — «мытница», отсюда «мытарства»). У ваших родственников есть возможность обратиться к начальнику за помощью. Вместо этого одни из них рыдают, а другие устраивают застолье и пьют за удачное разрешение ситуации… Можно ли будет покаяться после смерти тела самому усопшему? Нет, он сможет надеяться только на молитвы других людей. Человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ).  «В смерти никому не будет уже возможности болезнь, причиненную ему грехом, уврачевать памятованием о Боге, потому что исповедь имеет силу на земле; а во аде сего нет». Святитель Григорий Нисский Как объяснить страдания и смерть невинных? Вопрос о страдании детей кажется неразрешимым – если забыть о важных фактах: Как христианин должен относиться к смерти? С трепетом о малости своего покаяния и с надеждой на милосердие Божье. В идеале – как Апостол Павел: « Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение » ( Фил.1:21 ). «Человек рождается смертным и любомудрие состоит в том, чтобы бояться грехов, а не смерти». свт. Иоанн Златоуст Поминальные дни 2024 Сейчас в разделе 4  чел. Всего просмотров 414 тыс. Всего записей 30 ©2024 Азбука бессмертия к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/death/

Слава Бог всегда бывает славою для Своею народа: Ты, Господи, слава моя ( Пс.3:4 ). Бог твой будет тебе [Иерусалим] славою твоею ( Ис.60:19 ). Господь есть слава Вечного, открывшаяся верующим: Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца ( Ин.1:14 ). Евангелие назначено ко славе верующих: Мы проповедуем премудрость Божью тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:7 ). Бог дарует славу: Возвеличил Господь Соломона пред очами всего Израиля и даровал ему славу царства, какой не имел прежде его ни один царь у Израиля ( 1Пар.29:25 ). Ты, царь [Навуходоносору], царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу ( Дан.2:37 ). Слава человеческая есть как бы цвет травный: Всякая слава человеческая, как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал ( 1Петр.1:24 ). Не ищите славы человеческой: Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других ( 1Фес.2:6 ). Когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры на улицах, чтобы прославляли их люди ( Мф.6:2 ). Не полагайте вашей славы в людях, но да хвалится всякий Господом: никто не хвались человеками ( 1Кор.3:21 ). Хвалящийся хвались Господом; тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле ( 1Кор.1:31 ; Иер.9:24 ). Не бывает слава для ищущих ее: Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава ( Притч.25:27 ). Славе предшествует смирение ( Притч.15:33 ); за смирением следует слава ( Притч.22:4 ). Умудряемые страхом Божиим наследуют славу и жизнь с довольством: Страх Господень научает мудрости; долгоденствие в правой руке такой мудрости, а в левой у нее богатство и слава ( Притч.3:16 ; Притч.15:33 ). Муж есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа ( 1Кор.11:7 ). Господь а) не искал на земле славы человеческой: Не принимаю славы от человек ( Ин.5:41 ). Иисус, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, удалился на гору один ( Ин.6:15 ). Я не ищу Моей славы. Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой ( Ин.8:50,54 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Огласительное поучение десятое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Господа Иисуса Христа; и также на слова из Первого послания к Коринфянам: Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им и проч. ( 1Кор.8:5–6 ).] 1 . Те, которые научились веровать во единого Бога, Отца Вседержителя, должны веровать и в Сына Единороднаго, ибо отвергающий Сына не имеет и Отца ( 1Ин.2:23 ). Я есмь дверь, – говорит Иисус ( Ин.10:9 ), – никто не приходит к Отцу, как только через Меня ( Ин. 14: 6 ). Если ты отвергаешь эту дверь, то закрыто для тебя познание Отца. Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть ( Мф.11:27 ). Если же ты отвергаешься Того, Который открывает, то пребываешь в неведении. В Евангелии так сказано: не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ( Ин.3:36 ). Ибо Отец гневается за отвержение Сына Своего Единородного. Тягостно для царя, когда бесчестят простого воина, гнев его увеличится, когда кто-либо из отличнейших его телохранителей или друзей будет обесчещен. Но если кто оскорбит Единородного Сына Царева, тогда кто умолит Отца, раздраженного за Единородного Сына? 2 . Итак, если кто хочет быть благочестивым почитателем Бога, тот да поклоняется Сыну, в противном случае Отец не принимает служения. Отец от небес возгласил так: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф.3:17 ). Благоволение Отца в Сыне; если и твоей любви не будет к Нему, то жизни иметь не будешь. Не следуй иудеям, коварно утверждающим, что един только есть Бог, но, признавая единого Бога, знай, что есть и Сын Божий Единородный. Не я первый сказал это, но псалмопевец от лица Сына говорит: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой ( Пс.2:7 ). Итак, не тому внимай, что говорят иудеи, но тому, что говорят пророки. Ты удивляешься, что они отвергают слова пророков; пророков они камнями побили и умертвили.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Скачать epub pdf Священное Писание, говоря о Сыне Божием, без всякого противоречия самому себе, указывает в Нем необходимое некоторое различие между Богом и человеком, в которого Он облекся. Ибо, если б оно постоянно проповедовало Его только Богом, то не было бы места страданию и воскресению, – и Христос ничего не сделал бы для мира сего; а если б – только человеком (как некоторые думают, будто бы Он получил начало свое уже во чреве Девы), то какая надежда для верующего на будущее блаженство, когда в Писании ясно сказано: «проклят человек, иже надеется на человека» ( Иер.17:5 )? Посему Писание в тех местах, в которых означает одно только Божество Его, выражается, например, в книге Бытия, так: «и созда Бог человека, по образу Божию сотвори его» ( Быт.1:27 ), и еще в Псалмах: «Бог же Царь наш прежде век содела спасение посреде земли» ( Пс.73:12 ), и: «готов престол твой оттоле: от века Ты еси» ( Пс.92:2 ). Но где оно означает принятое Им человечество, то выражается следующим образом: «радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля, се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» ( Зах.9:9 ; сн. Ис.62:11 ), и: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы» ( Пс.23:7 ), и волхвы спрашивают: «где есть рождейся Царь Иудейский» ( Мф.2:2 )? Братья! Сей Царь есть Тот самый, Коего пришествие предвозвестили Пророки, Который по плоти родился во времени, Который высок на высоких и смирен на земли, – Творец веков и Сын Девы, – Который бессмертен сам в себе, но благоизволил умереть человеком. Он вкусил смерть для того, чтобы победить ее, – снисшел в преисподнюю, чтобы оттоле извести умерших живыми. Единородный, по рождению от Отца прежде сложения мира, по скончании многих народов бывает, как выражается Апостол, «перворожден из мертвых» ( Кол.1:18 ). Он есть Тот, Кому по воскресении дана от Бога власть «на небеси и на земли» ( Мф.28:18 ); однако эта власть новая только для нового имени Его ( Флп.2:9 ); ибо Он Сам говорил еще до воскресения: «Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне да сотворю: и ныне прослави мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть» ( Ин.17:4,5 ), и в другом месте: «вся Мне предана суть Отцем моим» ( Мф.11:27 ; сн. Лк.10:22 ). Он – Тот, Кто на землю снисшел, яко Дух ( Ин.4:24 ), а на небо восшел с плотию. Он, говорю, есть Тот, Кто, по словам Апостола Павла, получает царство, царствует, и «предаст царство Богу и Отцу, егда испразднит всяко начальство и всяку власть и силу» ( 1Кор.15:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronski...

Пост Примеры великих постников в православной церкви 1 . Св. апостол Павел. «Много раз, – говорит св. апостол Павел, – был я в путешествиях… в труде и изнурении, часто в бдении, голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:27 ). Тут апостол ясно отличает голод и жажду, т.е. пощение поневоле, от произвольного поста. Усмиряю и порабощаю тело мое, говорит он в другом послании ( 1Кор.9:27 ). «Умерщвляю, – говорит, т.е. постом», – так толкует св. Златоуст. Это то же самое, о чем говорит и псалмопевец: «Я изнурял постом душу мою ( Пс.34:13 )… колена мои изнемогли от поста» ( Пс.108:24 ). Значит, и такие святые люди, как апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? 2 . Св. Григорий Назианзин в слове о нищелюбии пишет о св. апостоле Петре, а Климент Александрийский в книге «Педагог» о св. евангелисте Матфее, что они питались только семенами хлебными. 3 . Апостол Иаков всю жизнь свою воздерживался от мяса и вина, как пишет Евсевий Кесарийский в своей церковной истории (кн. 2, гл. 22). 4 . Историк Евсевий (в гл. 17) рассказывает об учениках св. евангелиста Марка, что они принимали пищу только к вечеру, а мяса и вина совсем не употребляли. Значит, еще св. апостолы установили различие в пище. 5 . Преп. Иларион принимал пищу иногда чрез 3, иногда чрез 4 дня. 6 . Преп. Савва вкушал пищу чрез 5 дней. 7 . Преп. Паисий 5 дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудною пищею. 8 . Преподобные Герасим, Анин и Феодор Сикеот во всю св. четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя только причащением св. тайн (см. «Троицкий листок», 554). 9 . Макарий Египетский был великий постник, но, когда случалось ему быть в гостях, он никогда не отказывался от трапезы, даже пил умеренно виноградное вино. Зато дома за каждую чашу вина Макарий целые сутки не позволял себе пить воды и за угощения изнурял себя долговременным постом («Четьи-Минеи», 19 января). Пост не вредит здоровью

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Борьба с плотью 27 декабря (9 января) (Слово о черноризце, егоже блудница не прельстивша умре, и воскреси ю помолився Богу. Прол. дек. 27) Люди развратные, не имеющие страха Божия в сердце, которые все стали плотью и кровью, только и думают о том, как бы удовлетворить своим похотям. Они соблазняют девиц и женщин, предаются разврату и тайно, и явно и сквернят себя и других. Для этих людей ничего нет святого, и их, не обинуясь, с Апостолом можно назвать сквернителями ( 1Кор. 6, 9 ), ибо подлинно они приложились скотом несмысленным и уподобились им ( Пс. 48, 13 ). Чем образумить таковых людей и что сказать им? Один монах в Нижнем Египте жил одиноким в пустыне и проводил святую жизнь. Некоторая из блудниц сказала юношам: «Что вы мне дадите? я могу соблазнить его!» Они обещали ей драгоценную вещь, и она вечером пришла к монаху и, плача, сказала: «Я заблудилась, спаси меня!» Инок сжалился над нею, пустил ее на свой двор, а сам затворился в своей келье. Наступила ночь, и блудница начала кричать: «Отче, меня звери терзают!» Слыша ее вопли, монах смутился и подумал: «Что мне делать? И откуда такая напасть пришла на меня? Что если она погибнет? Ведь я на суд Божий пойду за нее!» И, убоявшись суда Божия, он открыл дверь в свою келью, и блудница вошла в нее. Что же? Лишь она вошла, блудный бес с такою силою напал на инока, что он сначала не знал, что и делать с собою; но потом вскоре пришел в себя и из борьбы с дьяволом вышел победителем. Он сказал: «Козни дьявола тьма суть, а Сын Божий свет есть! И так как блудники в муку вечную идут; то я испытаю: могу ли я перенести огонь вечный?» И с этими словами возжег светильник. Когда он разгорался, подвижник положил на него руки, и пальцы его все обгорали. Видя это, блудница от ужаса окаменела и сделалась, как мертвая. Утром пришли юноши и спросили: «Была ли в эту ночь здесь женщина?» «Была, – отвечал старец, – да она и сейчас здесь и спит внутри кельи». Юноши вошли в келью и нашли блудницу мертвою. «Отче, она мертвая!» – вскричали они. Тогда старец показал им сожженные персты и сказал: «Вот смотрите, что со мною сделала эта женщина! Но Бог не велел платить злом за зло». И с этими словами поднял оживленную им женщину. Она, сказано, после сего покаялась. Повествование о сем добавляет: «Как видите, братие, слишком велико было терпение старца. Он все персты свои сжег, чтобы избежать блуда. А мы и с помыслом блудным не можем сладить. И такое зло наводит на нас дьявол повседневно и борется с нами непрестанно».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

1. Начало послания исполнено великого гнева и вместе великой мудрости; да и не одно только начало, но и все, можно сказать, послание. Это потому, что беседовать с наставляемыми всегда с кротостью, хотя бы даже по отношению к ним и была необходима строгость, свойственно скорее не учителю, а губителю и недоброжелателю. Вот почему и Господь, беседовавший в большинстве с учениками с кротостью, в некоторых случаях употребляет строгость в слове, и иногда ублажает их, а иногда порицает. Так, сказав Петру: «блажен ты, Симон, сын Ионин» ( «блажен еси, Симоне, вар Иона») и обещав на исповедании его положить основание Церкви ( Мф.16:17 ), спустя немного после этих слов говорит: «отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!» ( «иди за Мною, сатано, соблазн ми еси») ( Мф.16:23 ); а в другом месте снова говорит: «неужели и вы еще не разумеете?» ( «единаче ли и вы без разума есте») ( Мф.15:16 ). И, наконец, внушил им такой страх, как замечает Иоанн, что увидевши Его беседующим с женою самарянкою, они напоминали Ему только относительно пищи, но ни один не осмелился сказать: «О чем Ты говоришь?», или: «Чего требуешь от нее?» ( Ин.9:27 ). Зная это, и Павел, следуя по стопам Учителя, также разнообразил свое слово соответственно нужде наставляемых, в одних случаях применяя как бы прижигание и отсечение, а в других – прилагая как бы смягчающие лекарства. Так, коринфянам он говорит: «Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?» ( «Что хощете? с палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости?») ( 1Кор.4:21 ), а галатам сказал: «О, несмысленные Галаты!» ( «О, несмысленнии Галате») ( Гал.3:1 ), и не один только раз, но и в другой употребил тот же самый упрек ( Гал.3:3 ). И в конце (послания), так же упрекая их, сказал: «Впрочем, никто не отягощай меня» ( «труды да никтоже ми дает») ( Гал.6:17 ). Но, с другой стороны, он и утешает их, когда, например, говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения» ( «чадца моя, имиже паки болезную») ( Гал.4:19 ), и многое другое подобное этому. А что действительно послание исполнено гнева, это каждому станет ясно и после беглого прочтения его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010