Он отвечает фарисеям: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» ( Мф.19:8 ). Иисус Христос соглашается с тем, что Моисей позволил развод, как временную необходимую меру, лишь во избежание худших зол. Ведь жестокосердие евреев, при господствовавшей среди них животной похотливости и половой распущенности, доходило до того, что муж, лишенный возможности отделаться от жены посредством развода, не останавливался даже пред убийством ее, лишь бы устранить её с своей дороги 163 . Но соглашаясь с этим, Христос отстаивает пред Своими слушателями то положение, что брачный развод противоречит первоначальной мысли откровения, и потому самому есть зло или грех . Так что кто разводится с женою и женится на другой, тот прелюбодействует; прелюбодействует и тот, кто женится на разведенной ( Мф.5:32 ; Мф.19:9 ; Мк.10:11–12 ; Лк.16:18 Ср. Рим.1:3 ). «Не я повелеваю, а Господь, – говорит ап. Павел, – жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей» ( 1Кор.7:10–11 ). Если жена даже не имеет истинной веры в Бога, то и это не дает права мужу (верующему) оставлять ее; равным образом и верующая жена не должна покидать неверующего мужа ( 1Кор.7:12–14 ). Словом жена законом связана с своим мужем, доколе он жив ( 1Кор.7:39 ), что, само собою понятно, имеет силу и для мужа в отношении к жене. Но как ни строго требует христианство браконерасторжимости, это требование его не безусловное 164 . Господь Иисус Христос не мог в принципе отвергнуть бракорасторжение по каким бы то ни было причинам уже по одному тому, что развод был дозволен, хотя под известными условиями, ветхозаветным законодателем. Как восполнитель или усовершитель ветхозаветного закона в его существенных началах, Он указал, вместо прежних слишком льготных условий бракорасторжения, такое условие, которое затрагивает самое существо брачного союза и нарушение которого естественным образом ведет к расторжению брака, а именно: супружескую неверность мужа или жены, бесспорно и фактически выразившуюся в прелюбодеянии того или другой ( Мф.5:32 ; Мф.19:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О рощении священнослужителями длинных волос и о служении с покрытой головой 1Кор.11:4:7, 14 . «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову... Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Не сама ли природа учит вас, что, если муж растит волосы, то это бесчестье для него». Объяснение. Здесь запрещается покрывать головы при молитве «всякому мужу», а в Писании мужами называются собственно простолюдины, и об них-то, а не о священниках говорит апостол, называя их братия(ми): 1Кор.11:2 . Священники не просто мужи, но при исполнении своего служения как Ангелы Господни: Откр.2–3 глав.; Мал.2:7 . Обычай покрывать иерархическим лицам голову свою имеет основание в Священ. Писании: Лев.8:13 ; Зах.6:11 ; Откр.4:4 ; Исх.29:6–9 ; также имеет основание в Священном Писании и обычай православных пастырей носить длинные волосы. На востоке в глубокой древности был обычай: людям, посвящающим себя на служение Богу, во всё время своего служения, или что то же назорейства, не стричь волос: Чис.6:5 ; Суд.13:5 . Как назорей и во всём подобный пророку Илии, покрытому волосами: 4Цар.1:8 , и Иоанн Креститель Господень, несомненно, носил длинные волосы. Иисус Христос, великий первосвященник и назорей: Деян.22:8 , как свидетельствует история, носил длинные волосы. Также и апостолы, как посвящённые Богу и подражатели во всём Христу: 1Кор.11:1–5:14–15 . О ношении священнослужителями длинной одежды Мф.23:5 . «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих». Объяснение. Здесь под «хранилищем» разумеются повязки на лбу и на руках со словами закона: Втор.6:8:18 ; священническая же одежда установлена Самим Богом: Исх.28:4 ; и из Нового Завета видно её употребление: 2Тим.4:13 ; Откр.1:13 . Мк.12:38–39 . «И говорил им в учении Своём: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях; сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

6 . Разве справедливо, когда нечто подобное встречается в Евангелии, укрываться за аллегориями и новыми толкованиями, а когда дело касается Ветхого Завета, сразу обвинять и не принимать никаких объяснений, какими бы правдоподобными они ни были? И как бы они ни пытались разъяснить стих, где сказано: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ), ничего у них не получается. Но я надеюсь, что принадлежу Церкви и что мое имя будет связано не с именем какого-нибудь ересиарха, а с именем Христа, благословенным по всей земле. Я хочу в делах и мыслях быть и называться христианином и как в Ветхом, так и в Новом Завете ищу разумности. 7 . Бог говорит: «Я умерщвляю»; и я охотно признаю, что Бог умерщвляет. Ибо когда я живу, как человек, а во мне живет ветхий человек, я хочу, чтобы Бог умертвил во мне ветхого человека и воскресил меня из мертвых. Ибо сказано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:47, 49 ). Стих «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ) толкуется следующим образом. Все мы, люди, обладаем как зрением, так и слепотой. Адам и видел, и не видел. И о Еве сказано, что до того, как открылись ее глаза, она видела: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз…; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Таким образом, они не были слепы, они видели. 8 . Далее сказано: «И открылись глаза у них обоих» ( Быт.3:7 ). Следовательно, они были слепы и не видели, и потом их глаза открылись. Однако до этого они хорошо видели, но после того, как они нарушили Божье повеление, их зрение ухудшилось, а когда грех проник в них, они утратили зрение, то есть послушание. Таким же образом я понимаю то место, где Бог говорит: «Кто делает [человека] немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь Бог?» ( Исх.4:11 ). У человека есть очи телесные, которыми он воспринимает вещи земные, в соответствии со своим плотским разумением, о котором в Писании сказано: «Никто да не обольщает вас, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» ( Кол.2:18 ). Есть у нас и другое око, противоположное плотскому, которое лучше и воспринимает Божественную премудрость. Но это око было слепо. Иисус пришел, чтобы оно стало зрячим, чтобы те, кто были слепы, прозрели, а те, кто видели, ослепли. Так должно понимать тот стих, который мы разбираем сегодня, а именно «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Насколько можно понять из сказанного в этом отрывке, сделать зло – значит противостать кому-либо и не позволить ему сделать то, что он хочет. И поэтому, когда мы приходим к Богу и посвящаем себя служению Ему в чистоте, то устами исповедуем (ср. Рим.10:9 ) и даем клятву обуздывать свою плоть или делать ей зло и даже порабощать свое тело (ср. 1Кор.9:27 ), чтобы могли мы спасти дух, ибо такую клятву дал сказавший: «Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню» ( Пс.118:106 ). Дух, без сомнения, стесняет и подавляет плоть, голос которой говорит: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим.7:15 ), ибо «плоть желает противного духу» (ср. Гал.5:17 ). И если дух не будет делать зла плоти, чтобы подавлять и ослаблять ее, то не сможет он сказать: «Когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор.12:10 ). Поэтому если кто-то «поклянется сделать что-нибудь худое» плоти, которая «желает противного духу», сокрушить и истощить ее, и не сделает этого, то он виновен в том, что поклялся распять и поработить свою плоть и не сделал этого. Однако той же клятвой он решает и делать добро духу, ибо когда он делает худое плоти, то совершает доброе по отношению к духу. Таким образом, если кто-то даст клятву и не сделает то, в чем поклялся, то виновен он во грехе. А хочешь знать, что невозможно сотворить добро одному, не сделав зла другому? Послушай, как Сам Господь говорит: «Я умерщвляю и оживляю» ( Втор.32:39 ). Что умерщвляет Бог ? Разумеется, плоть. А что оживляет? Без сомнения, дух. И далее продолжает: «Я поражаю и Я исцеляю» ( Втор.32:39 ). Что Он поражает? Плоть. А что исцеляет? Дух. Для чего это делается? Для того, чтобы ты был «умерщвлен по плоти, но [ожил] духом» (ср. 1Пет.3:18 ), чтобы как-нибудь не стал ты служить «закону Божию» не «умом», но «плотию», то есть, не умертвив ее, стал служить «закону греха» (ср. Рим.7:25 ). Итак, если ты пообещал следовать этому установлению, но не смог, послушай, чему научает закон: «Если он виновен в чем-нибудь из сих», то пусть «исповедается, в чем он согрешил» ( Лев.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Давайте, однако, посмотрим, что значит «порознь». Сейчас я, например, покорился Богу духом, то есть намеренно и по своей воле; но пока во мне «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 ) и я не могу подчинить плоть духу, я, разумеется, покорен Богу, но не полностью, а отчасти, ибо плоть и дух мои пребывают «порознь». Но если удастся мне привести плоть мою и все прочие члены мои в гармонию с духом, тогда можно будет сказать, что я покорился всецело. Если уразумели вы, что значит покориться отчасти и полностью, вернемся теперь к тому, что мы говорили о покорности Господа. Заметь, что хотя и говорится, что все мы суть Его тело и члены, тем не менее, сказано, что Он не покорен до тех пор, пока есть среди нас такие, кто не покорился совершенной покорностью. Но как только Он совершит «дело» и все творение Свое вознесет на высоту совершенства, тогда, как сказано, покорится Он в тех, кого покорил Он Отцу (ср. Кор.15:28). И в этом совершит Он дело, которое Бог Отец поручил Ему исполнить (ср. Ин.17:4 ), и «да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 ). Но для чего все это? Чтобы поняли мы то, о чем говорили ранее, – как не пьет Он вина, и как пьет его. Он вкушает вино, прежде чем войти «в скинию собрания» или приступить «к жертвеннику» (ср. Лев.10:9 ); но не пьет его сейчас, ибо стоит у жертвенника и скорбит о моих грехах. Он станет пить его позже, после того, как «все покорит Ему» (ср. 1Кор.15:28 ), когда все спасутся, а смерть и грех – истребятся (ср. 1Кор.15:26 ; Рим.6:6 ). Тогда уже не будет больше необходимости приносить жертвы «за грех». Ибо тогда придет веселье и ликование, и тогда «возрадуются кости смиренные» (ср. Пс.50:10 ), и исполнится то, что написано: «Печаль и воздыхание удалятся» ( Ис.35:10 ). Не будем, однако, забывать, что слова «вина и крепких напитков не пей» относятся не только к Аарону, но и к его сынам, когда входят они в святилище. Ибо и апостолы не обрели еще свою радость, но ожидают, что и я стану причастником их веселия. И святые, удалившись отсюда, не сразу получают свою заслуженную награду, но ожидают нас, хотя мы и медлим, хотя и остаемся здесь. Ибо не могут обрести они совершенной радости, пока печалятся о наших заблуждениях и скорбят о наших грехах. Возможно, ты не поверишь моим словам, ибо кто я такой, чтобы утверждать подобное? Но я приведу свидетельства тех, в ком ты не можешь усомниться, ведь апостол Павел является «учителем язычников в вере и истине» (ср. 1Тим.2:7 ). Так, в Послании к евреям после того, как он перечислил всех святых отцов, оправданных верой, он добавляет: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» ( Евр.11:39–40 ). Посмотри: Авраам еще не обрел совершенного, еще ожидает его. Ждет его и Исаак, и Иаков, и все пророки ждут нас, чтобы получить совершенное благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не може отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.8:35,37–39 ). «О, – восклицает тот же Ростовский святитель, – сколь велик и не угасим пламень любви к Богу святого Павла! Хорошо сказано в Песни Песней: Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее (8:7). Итак, вот где Павел святый есть» (Там же). Хотя святой Павел называл себя меньшим из апостолов и хвалился только немощами ( 2Кор.12:5 ), но потрудился больше всех ( 1Кор.15:10 ). Он, по свидетельству святителя Григория Богослова , за всех ратоборствовал, за всех молился, о всех ревновал, за всех воспламенялся. «Он дерзал на нечто большее за братии своих по плоти. Павел молит, по любви своей к братьям, чтобы они вместо него приведены были ко Христу. Какое величие души, какая горячность духа!» ( Григорий Богослов , свт. Творения. Ч. 1. М., 1889. С. 41). Свое апостольское служение святые апостолы Петр и Павел прошли с такой ревностью, какая может быть понятна лишь тем, кто помнит, что через их волю действовала всесильная благодать Божия. Их мысль была занята одним – как можно лучше выполнить своё земное призвание. Горе нам, – обращались они к своей совести, – если мы не благовествуем, если мы не соответствуем, не отвечаем возложенным на нас обязанностям ( 1Кор.9:16 ). Всей чистой душой они желали, чтобы повсюду прославлялось имя Христово, чтобы все люди пришли ко Спасителю. Исполненные этих мыслей и желаний, они не останавливались ни перед какими опасностями. Никакие земные ужасы, придуманные человеческой жестокостью, – раны, удары плетьми, побиение камнями; заключение в тёмные, сырые и душные подземелья, – не ослабили их живого и всегда бодрого духа. Мы безумцы Христа ради, – свидетельствует святой апостол Павел. – Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим ( 1Кор.4:10,12–13 ); в страданиях радуемся ( Кол.1:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Откр.21:4 . Сеется в уничижении, восстает в славе. 1Кор.15:43 . И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 1Кор.15:49 . Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых. 1Кор.15:41 –42. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Откр.20:15,14 . Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Мф.25:41 . И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Мф.25:46 . 2Фес.2:10 . Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. Сир.7:39 . В последние два урока мы говорили о воскресении мертвых и о состоянии душ по смерти до этого воскресения. Воскресение мертвых будет последним великим чудом, которое Господь совершит на этой земле над всеми людьми, ибо после сего мир этот кончится, и будет уже новое небо и новая земля, и откроется новая жизнь. Веру в эту жизнь мы исповедуем в словах символа: (чаю) «и жизни будущего века. Аминь», каковые слова мы и рассмотрим теперь. Итак, мы ожидаем жизни будущего века, то есть той жизни, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова, жизни вечной, о которой Иисус Христос говорит: «и пойдут праведники в жизнь вечную». Чтобы даровать нам эту жизнь Иисус Христос сошел с неба на землю, пострадал, умер и был погребен, воскрес из мертвых, вознесся на небо и ниспослал Духа Святого. Эта же жизнь служит также целью и всей настоящей нашей жизни. Спрашивается теперь, что же это за жизнь? Какова будет она? Что касается свойства или качества жизни будущего века, то жизнь эта для верующих и любящих Бога будет столь блаженна, что мы сего блаженства и представить не можем. «Еще не открылось, что будет», – так говорит апостол Иоанн. Равным образом апостол Павел свидетельствует: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Вот почему сей же апостол, сообщая в другом месте о себе, что он был восхищен в рай, говорит, что слова, слышанные им там, человеку нельзя пересказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Плоть и кровь», и Царство. Павел говорит, что «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор. 15:50 ). И уже во втором столетии Ириней отмечал, что на этот стих ссылаются еретики, пытаясь обосновать своё «крупнейшее заблуждение» (Irenaeus, 30.13), состоящее в том, что воскрешённое тело якобы не будет телом плотским, физическим. Следующая же фраза, опущенная в этой цитате из 1Кор. 15:50 , ясно показывает, что Павел говорит не о плоти как таковой, но о тленной плоти, ведь он продолжает: «и тление не наследует нетления». Таким образом, Павел отнюдь не утверждает, будто бы воскрешённое тело не будет плотью; оно лишь не будет тленной плотью. Чтобы убедить испуганных учеников, что Он не явился им как нематериальный дух ( Лк. 24:37 ), Иисус настойчиво указывает им, что Его воскрешённое тело состоит из плоти. Он говорит: «посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 ). Пётр провозгласил, что воскрешённое тело Иисуса – то же самое плотское тело, отныне бессмертное, которое было во гробе и не видело тления ( Деян. 2:31 ). Павел подтверждает эту истину в Деян. 13:35 . А Иоанн ясно даёт понять, что было бы против Христа не исповедовать, что Он оставался «во плоти» даже после Своего Воскресения ( 1Ин. 4:2 ; 2Ин. 1:7 ; курсив Н. От этих выводов нельзя уклониться, заявляя, будто бы воскрешённое тело состояло из плоти и костей, но не из плоти и крови. Ведь если в нём были плоть и кости, значит, это было настоящее, материальное тело, была ли в нём кровь или нет. Плоть и кости свидетельствуют об осязаемости физического тела Иисуса после Воскресения. Это более ощутимые признаки материальности, нежели кровь в теле, которая не так уж легко доступна для зрения или осязания. Выражение «плоть и кровь» в данном контексте, очевидно, указывает на смертные плоть и кровь, то есть просто на смертного человека. Это подтверждается параллельным словоупотреблением в Новом Завете. Когда Иисус сказал Петру: «не плоть и кровь открыли тебе это» ( Мф. 16:17 ), Он не мог иметь в виду просто телесные субстанции. Очевидно, они ни при каких условиях не могли бы открыть, что Он – Сын Божий. Напротив, как заключает Дж. А. Шеп, «самым корректным и естественным толкованием [стиха 1Кор. 15:50 ], судя по всему, будет то, что человек, тот, кто он есть сейчас, – слабое, приземлённое, тленное создание – не может войти в славу небесного Царствия Божия» (Schep, 204).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Потом еще раз порицая плотоугодников, Апостол говорит: Любовь к вещам плотским есть смерть. Потому что проводящие жизнь в удовольствиях плотских любят и творят дела плотские, а любовь к делам плотским есть вражда против Бога, потому что такие люди закону Божию не покоряются. А это выражение иже во плоти нужно понимать не так, как некоторые еретики то понимают, будто сии Богу нравиться не могут, но согласно с нашим объяснением. Различая этих чувственных людей от других, Апостол говорит, обращаясь к церкви: Вы же не живите по плоти, но по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, а дух жив для праведности. Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить плотски. Ибо если живете по плоти, то умрете; а если вы духом умерщвляете плотские страсти, то живы будете; ибо все, водимые Духом Божиим, суть чада Божии. Потом, косвенно осуждая мнимое благородство и эту якобы царственную независимость, так бессовестно провозглашаемую людьми, чванящимися своим развратом, Апостол прибавляет: Вы приняли не дух рабства, чтоб жить в страхе, но дух усыновления, которым взываем: Отче, Отче ( Рим. 8:5–15 ). Т.е. мы получили Его на тот конец, дабы познали Того, к Кому воссылаем наши молитвы, истинного Отца, единственного Отца твари, Того, который воспитывает нас для спасения и наказывает поистине как Отец, и страхом нам грозя. 12. Истолкование слов Апостола Павла из 1Кор. 7:5, 39, 40 и других параллельных сим мест свящ. Писания А что по взаимному согласию на определенное время супруги упражняются в молитве ( 1Кор. 7:5 ), то это есть учение о воздержности, ибо Апостол прибавляет такие слова: по взаимному согласию, дабы никто не делал попыток разорвать узы брака; на время, дабы муж, связанный вынужденным воздержанием, не впал в грех и чтобы, воздерживаясь от сношений со своей супругой, не увлекся склонностью к другой женщине. Вот почему Павел пишет в другом месте: Если кто почитает неприличным для своей девицы, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть выдает ее замуж ( 1Кор. 7:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010