5 . О бесконечном Царстве Христовом в таких словах сказал Архангел Гавриил Пресвятой Богородице при Благовещении: Он (Иисус Христос) будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, Отца Его (по человечеству); и будет Он царствовать над домом Иакова (т. е. над верующим народом еврейским, среди которого родился Иисус Христос, и вообще над всеми верующими) во веки, и Царству Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). 6 . Второе пришествие Христово будет совершенно различно от первого: пострадать за нас приходил Он в уничижении, например, родился в пещере и положен был в ясли, отрочество и юность провел в доме бедного плотника Иосифа, проповеди Его о спасении весьма немногие внимали и пр. Судить же придет, как предсказал Он Сам, во славе Своей , и все святые Ангелы с Ним ( Мф.25:31 ). 7 . Господь будет судить всех людей , без исключения ( Мф.22:32 ). 8 . Суд Господень будет происходить таким образом: совесть каждого человека откроется и обнаружатся пред всеми не только все дела, какие кто сделал во всю свою жизнь, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления. (Суд этот называется Страшным, потому что он действительно будет таков). 9 . О таком суде так говорит слово Божие: Придет Господь, Который осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (значит, не только дела, но и мысли и желания), и тогда каждому будет похвала (награда по достоинству) от Бога ( 1Кор.4:5 ). 10 . Что Господь осудит и за худые слова и мысли, от которых идут слова, если мы не загладим их Покаянием и исправлением жизни, о том Он Сам говорит в следующих словах: Сказываю вам, что за всякое праздное (т. е. пустое, ненужное, тем более ложное, оскорбительное, бранное) слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда ( Мф.12:36 ). В „Письмах Святогорца“ повествуется, что за неочищенные покаянием, худые мысли и желания погибла одна инокиня, которую по жизни считали праведною. Так было показано в видении настоятельнице обители . 11 . Изображение страшного суда, описанное в Евангелии Матфея ( Мф.25:31–45 ), представлено в виде суда, совершаемого людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Апостолы уразумели, что торжественный Вход Спасителя в Иерусалим явился исполнением пророчества Захарии «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» ( Ин.12:15 ), только после того, как Иисус прославился ( Ин.12:16 ). Они негодовали на женщину, помазавшую Господа драгоценным миром на вечери в доме Симона прокаженного в Великую Среду ( Мф.26:7–13 ). Понимая учение о Царствии Божием как о земном царстве восстановленного Израиля ( Мк.10:32–37 ), апостолы думали о привилегиях, которые можно получить, следуя за Господом. По свидетельству Евангелия, они не раз рассуждали о том, кто из них больше ( Мк.9:33 , Лк.9:46 ). Иаков и Иоанн Зеведеевы просили у Христа: «дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» ( Мк.10:37 ), что вызвало справедливое негодование остальных апостолов ( Мк.10:41 ). Тем не менее, они продолжали спорить о том, «кто из них должен почитаться большим» ( Лк.22:24 ) даже во время Тайной Вечери, когда Христос открыто изобличил предателя. В момент ареста все апостолы оставили своего Учителя ( Мф.26:56 , Ин.16:32 ), а Петр трижды отрекся от Него ( Мф.26:69–75 ). Даже после Воскресения Христа некоторые из них еще сомневались ( Мф.28–17 ) и по-земному понимали учение о Царствии: «сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешъ Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ) 173 . Эти проявления несовершенства и человеческой слабости ближайших учеников Спасителя в период их подготовки к апостольскому служению являются ярким свидетельством всемогущества Бога, Который «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог , чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» ( 1Кор.1:27–29 ). И потому еще до обновления апостолов Святым Духом отношение к ним Христа отличается близостью и доверительностью: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» ( Ин.15:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глубокий богословствующий взор певца, открывший дивные подробности соотношения между Заветами Ветхим и Новым, не мог не заметить сходства двух утесов, равно таинственных, равно свидетельствовавших о непосредственно проявленной некогда силе Божией и равно безмолвствовавших в его время. Упомянув о камени неплодном, он явно припомнил образы, упомянутые апостолом и изъясненные Христом. А именно: все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос ( 1Кор.10:3-4 ). Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру… Плоть Моя Истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин. 6; 32-33, 55 ). Плоть’ Богочеловека, данная Им в Жертву за жизнь мира, некогда покоилась во глубине той скалы, там совершилось над ней преестественное таинство одухотворения и прославления, необходимым следствием которого долженствовал быть и тот непрестающий ток жизни, или воды живой ( Ин.7:38 ), которую Господь предлагал жаждущим спасения. Этой водой жизни упоен был священнопевец. Питие новое проникало весь состав его, выдвигало дух его к неудержимым излияниям восторга поистине божественного. Приидите же, — воскликнем и мы друг к другу, — пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое. И пусть “склонный к самомнению рассудок наш при виде гробного камня Иисусова удержится от совопросничества — где тут источник, где питие? Где таинство, где чудо? — как мудрствовали непокорные люди в пустыне. Но Израиль в пустыне был поставлен в иные отношения к чудесам. То было время дивное, не похожее на последующие времена. Народ жестоковыйный и каменносердечный ( Иез.11:19 ) много лет и веков ходил среди бесчисленных и беспрерывных чудес Божиих и не видел их, не знал их, не понимал их, не думал о них; не видел, что одно чудо говорит столько же, сколько и другое; не знал, что где чудо, там и чудотворец; не понимал, что по миновании чуда не миновалась чудодеющая сила; не думал, что чудо есть чудо, а не удовлетворение праздному любопытству или обыденным потребностям жизни. Оттого лишь только слух его переставал внимать гласу Господа своего: Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов ( Исх.20:2-3 ), он уже говорил Аарону: Сделай нам бога, который бы шел передними (Исх. 32, 1). Оттого лишь только чудная манна сделалась явлением обыкновенным, он уничижил ее и искал заменить мясом! Оттого непрестающее чудо Скинии Сви-дения, знаменуемое огнем и облаком, откровениями и силами, он пренебрегал и поклонялся кумирам! Оттого и напоенный в жажду в пустыне водой, чудесно изведенной из камня ( Числ.20:11 ), спустя малое время вознес ропот, что здесь нет ни хлеба, ни воды ( Числ.21:5 ), как бы требуя, чтобы чудо стало ежедневным порядком его жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

И тогда сказал им: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня ( Мк.14:48 ). Они же, говорит евангелист, предали Его Пилату. Подобно Ему пострадали и идущие к Его цели, держа в памяти Его Божественные слова, в которых Он, подкрепляя нас, говорит о гонениях: Смотрите за собою, ибо будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас 69 . Господь сказал будут отдавать, а не «сами себя отдадите». И поведут вас к правителям и царям 70 за имя Мое, а не «сами себя поведете». Ибо Он желает, чтобы мы даже переходили с места на место, будучи гонимы за имя Его. Снова слышим Его слова: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой ( Мф.10:23 ). Ведь Господь не хочет, чтобы мы добровольно приближались к щитоносцам и копьеносцам диавола, чтобы не стать для них виновниками еще больших смертей, как бы принуждая их еще более раздражаться и совершать смертоносные дела. Но он хочет от нас того, чтобы мы ждали и внимали самим себе, бдели и молились, чтобы не впасть в искушение (см. Мф.26:41 ). Так Стефан, первый вслед за Ним взявший на себя свидетельство в Иерусалиме, был схвачен беззаконными и приведен в синедрион, а затем, когда его побивали камнями за имя Господа Иисуса Христа, прославился, молясь и говоря: Господи! не вмени им греха сего ( Деян.7:60 ). Так Иаков, которого Ирод схватил вторым, усечен мечом во главу. Так избранного из апостолов Петра много раз хватали, заключали в темницу, подвергали поруганиям, а впоследствии распяли в Риме. И прехвальный Павел, после того как его многократно предавали, после того как он подвергался смертельной опасности, много подвизался и хвалился многими гонениями и скорбями, в том же городе был усечен мечом во главу: чем хвалился, тем и окончил свою жизнь. И в Дамаске он был ночью спущен в плетеной корзине по стене и избежал рук того, кто искал его схватить (см. 2Кор.11:32 ). Ведь первым делом для апостолов было благовествовать и учить слову Божию. Утверждая таким образом братьев пребывать в вере, они говорили и следующее: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян.14:22 ), потому что апостолы искали не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись ( 1Кор.10:33 ). И много можно было бы говорить таким людям, с тем чтобы они поступали разумно, но, как говорит апостол, недостанет нам для повествования времени (см. Евр.11:32 ). Толкование У пробудившихся от сна, а в особенности от сна непродолжительного, сознание не твердо, но помутнено и неустойчиво. Таким людям святой уподобил тех, которые бросаются на подвиг мученичества, т. е. не выходят на подвиг разумно, но бросаются на него дерзко и опрометчиво, тогда как поприще подвига еще не открыто, но находится лишь в намерении у гонителей. Подвига еще нет, и он медлит привлечь христиан на борьбу, а те, с одной стороны, сами на себя навлекают искушение, а с другой – своим беспокойным стремлением еще больше навлекают месть гонителей и на других христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Не весте, в кий час Господь приидет... Блажен раб, его же пришед Он обрящет бдяща!» Аминь. Поучение 29-е (на седьмой член Символа веры). О втором пришествии Господа и о страшном суде Мы веруем, бр., что Иисус Христос Сын Божий, – вознёсшийся от нас на небо опять придёт во славе на землю, – придёт для того, чтобы судить всех людей: живых, – т. е. тех, которые доживут до второго Его пришествия, и умерших, т. е. тех, которые умерли раньше, – и во время второго пришествия воскреснут, что после страшного суда настанет царство Христово, которому конца не будет. Сам Господь И. Христос, – в беседе с учениками Своими на горе Елеонской, – благоволил объяснить им, каково будет второе пришествие Его на землю и в чём будет состоять праведный суд Его. ( Мф.25:31–46 ). Приведём вам на память эту беседу. «Когда придёт Сын Человеческий во славе Своей и все Святые Ангелы с Ним: тогда сядет на Престоле Славы Своей (ст. 31-й)». И так, второе пришествие Христово будет отлично от первого. Именно пострадать за нас И. Христос приходил в образе смиренного раба ( Фил.2:7 ), – но судить нас Он придёт в полной Божеской славе, – окружённый воинством Св. Ангелов. «И соберутся пред Ним все народы (32)». По торжественном явлении И. Христа, – пред Ним соберутся люди всех времён и народов, – и откроется самый суд. Господь тогда «во свете приведёт тайные тьмы и объявит советы сердечные» ( 1Кор.4:5 ). Это значит, что совесть каждого человека откроется пред всеми и обнаружатся не только все дела, какие кто сделал в продолжение всей своей земной жизни, но и все сказанные слова, – тайные желания и помышления. Можно себе представить, бр., – какой стыд объимет грешников, – когда сокровенные от людей их жизнь явится пред всеми во всей своей наготе и безобразии. В угрызении совести они будут вопиять тогда горам: падите на нас, – и холмам: покройте нас ( Лк.23:30 ), – но вопль их будет напрасен. «И отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. И поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую (32, 33)». Горькое будет для грешников это отделение, но справедливое. Господь оценит все наши дела, мысли, желания и слова во всей Своей Божественной истине. Он не будет смотреть на лица: пред Него раб и владыка предстанут вместе, – царь и воин, богатый и убогий в равном достоинстве; – а будет смотреть на дела. Суд о нашей жизни будет произнесён Господом справедливый и окончательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Равным образом слова таинство и тайна применяются и к другим событиям и явлениям, о которых говорит Священное Писание. Тайной названы учение святого Евангелия (см.: Еф.3:3 ) и способ, коим произошло воплощение Бога Слова (см.: Кол.1:26 ) 102 . Святой апостол Павел говорит и о великой благочестия тайне ( 1Тим.3:16 ), и о таинстве веры ( 1Тим.3:9 ), и о домостроителях таин Божиих ( 1Кор.4:1 ), и, наконец, о тайне беззакония ( 2Фес.2:7 ). Но под выражением «таинства Церкви» мы понимаем семь святых таинств, то есть священнодействия, установленные Господом нашим Иисусом Христом, через которые участникам их незримо сообщается спасающая благодать Божия. Глава 17. О таинстве крещения Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ). Священник : Крещение есть таинство, в котором через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы крещаемый очищается от прародительского греха и от всех грехов, совершенных им прежде, рождается для жизни новой, духовной, и соделывается членом таинственного Тела Господня – Церкви Христовой. Крещение водою и Духом предсказано в Ветхом Завете, ибо Господь наш Иисус Христос пришел исполнить все возвещенное в Законе и пророках (см.: Мф.5:17 ). Начиная Свое спасительное дело, Он совершил множество знамений и чудес, исцеляя болезни и изгоняя бесов. Весть об этом разнеслась далеко, заставив задуматься многих, ибо ничего подобного дотоле не было (см.: Мф.9:32–38 ; Ин.9:32–33 ). Один из начальников иудейских фарисей Никодим узнал в Нем Учителя, пришедшего от Бога. Господь же сказал: Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. И на недоумение Никодима, как можно родиться вновь, будучи взрослым, ответил: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:3–6 ). Итак, родиться свыше означало получить крещение водою и Духом Святым, Который впоследствии приняли сами и преподали другим апостолы Господни, ибо они получили от воскресшего Господа заповедь: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19–20 ) и еще: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Лк.11:17 . «Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падёт». Объясн. Эти слова относятся к тем, кто отделил себя от единства веры: Иуд.1:19 , и вопреки призыва Христа Спасителя: Ин.17:20–21 , и апостольского учения: 1Кор.12:12 ; Еф.4:5 , отпали от Церкви Христовой, запутавшись в собственных заблуждениях: Евр.6:4–6 ; 2Пет.2:20–22 . К разделу же имущественному притча эта не относится. 37) О смирении Мф.12:18 . «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя; положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд». Объясн. Эти пророческие слова Исаии ( Ис.42:1 ) относятся не к обыкновенному смертному человеку, а к Мессии: так как Он, благоволив себя умалить до раба: ср. Флп.2:7 , исполнил поручение Бога Отца: Ин.17:4 . Истинное смирение возвышает и людей смертных: Пс.146:6 ; Сир.3:18 , но против ложного и лицемерного смиренномудрия предостерегает апостол: Кол.2:18 . 38) Об истинных подвижниках Евр.13:13 . «Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание». Объясн. Истинные соратники и сподвижники Христовы должны бывают на самом деле находиться вне стана (суетного мира), словно бы на военном положении, всегда готовые к ополчению против врагов тьмы века сего, духов злобы поднебесных: Еф.6:11–17 . 39) О христианском терпении Евр.12:2 . «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия». Объясн. Христос, после Своих страданий и крестной смерти, воскрес из мёртвых и вознёсся на небо, как и в другом месте говорит апостол: Флп.2:8–11 . И мы, если только будем по вере в Иисуса Христа терпеливо переносить свои страдания и скорби, удостоимся величайших наград за подвиги: 1Кор.2:9 . 40) О мире внутреннем и внешнем Ин.14:27 . «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Объясн. Мир понимается здесь в смысле внутреннего в человеке умиротворения, а не внешнего: Рим.14:17 ; Флп.4:7 ; о мире с внешней стороны ученикам Своим Христос сказал: «в мире будете иметь скорбь»: Ин.16:33 , а в другом месте Господь ещё сильнее высказал о предстоящих скорбях исповедников учения Его: Мф.10:32–36:24:5–9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Поэтому епископы в Испании стараются следовать правилу тех, от кого они удостоились получить разумную веру. Ведь священники покрываются капюшонами, чтобы было понятно, что они едины с епископом, а головы покрывают не оттого, что якобы все они верховные владыки, но чтобы всем научиться примеру верховного пастыря. Х. Почему восточные священники и дьяконы женятся, а западные после посвящения в иподьяконы сохраняют безбрачие? Из этих двух обычаев я отважусь подтвердить и подобающим образом восхвалить тот, который, как мне помнится, назвал лучшим сосуд избранный, особенно же потому, что Господь наш своими устами исповедует: Кто Мне служит, Мне да последует ( Ин.12:26 ). Поэтому служить Христу подобает лишь совершенным, а совершенным скорее следует воздерживаться, чем вступать в брак, по доброй воле, не по принуждению, самовластно, а не со вздохами, ибо каждый получает свой дар. Поэтому апостол изрек такие слова: Если кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решится в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше ( 1Кор.7:37–38 ). Ибо великим даром от всемогущего Господа наслаждается тот, кто превыше своей воли ставит Его могущество, и тому подобает теснее прилепляться к Творцу своему, кто полностью отказался от телесных наслаждений. Если такой человек не захочет оставаться в безбрачии, то пусть он знает, что не сохранил совершенство. Так учитель народов свидетельствует, говоря: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу. А женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею ( 1Кор.7:32–33 ). Что разделяется у женатого? Конечно, ум, не тело. Если же тот, кто женился, разделяется внутри себя, то он уже не сохраняет непорочности и совершенства. А если человек не непорочен, то он не должен касаться Тела Святого из святых, ибо об этом таинстве прообразовательно было сказано в Ветхом Завете: в почести священства отказано тому, у кого есть телесный недостаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такой образ жизни вел святой апостол Павел. Апостол Павел был девственник, и он писал в своих Посланиях: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» ( 1Кор.7:32–33 ). Также апостол Павел писал: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь… – и тут же добавлял: – Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» ( 1Кор.7:27–28 ). Семейная жизнь приносит не только радости, но и много проблем, особенно с воспитанием детей, содержат скорби во взаимоотношениях между мужем и женой. Но все, что я сказал, не в коей мере не противоречит честному браку, ибо первой заповедью, которую Господь дал людям в Раю, была заповедь: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт.1:28 ). Поэтому ничего плохого в брачной жизни нет. Если вы вступили в брачный союз, старайтесь его блюсти, а молодые должны понять, что если было бы сказано: «плодитесь», то можно было бы иметь одного ребенка, но если сказано: «плодитесь и размножайтесь», то надо иметь больше двух, по возможности больше трех, больше четырех и так далее, сколько Господь пошлет. Но, вернемся к нашей теме. Мы видим: Агнец стоит на горе. Андрей Кесарийский поясняет: «Под Агнцем нужно без сомнения разуметь Христа, стоящего не на другой горе Сионе, а в новом граде Бога Живаго». Видение раскрывало особенности будущего мира Божия, где есть своя духовная гора Сион, где есть новый город Иерусалим, сходящий с Неба, где будет новая земля и где будет новое небо. Это особый Божий мир, который существует уже сейчас. Возможно, наш мир существует параллельно духовому миру и, являясь слабым, тусклым отображением небесного бытия, приносит нам, хотя и небольшие, но какие-то радости. Сказано, что у 144-х тысяч имя Отца небесного написано на челах. Есть такое истолкование: епископ Петр объясняет, что «это имя не есть буквальное название, и его начертание не есть вещественное. Имя означает отличительное качество духовное, или господствующий образ мыслей, желаний, чувствований, нравственный характер, образ жизни, из которого ясно видно, как будто из надписи на открытом челе, что избранные Божии всецело посвятили себя для почитания, служения и славы Иисуса Христа и Отца Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Возражение 2. Далее, первый образец совершенства явлен нам в лице Авраама, которому Господь сказал: «Ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт. 17:1 ). Но подражающий не может превзойти образец. Следовательно, для монашеского совершенства не требуется пожизненное безбрачие. Возражение 3. Далее, то, что необходимо для монашеского совершенства, должно иметь место в каждом монашеском порядке. Однако существуют монахи, ведущие семейную жизнь. Следовательно, для монашеского совершенства не требуется пожизненное безбрачие. Этому противоречит сказанное апостолом: «Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2. Кор. 7:1). Но чистота плоти и духа связана с безбрачием, в связи с чем читаем: «Незамужняя заботится о Господнем (как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом)» ( 1Кор. 7:34 ). Следовательно, монашеское совершенство нуждается в безбрачии. Отвечаю: для монашеского состояния необходимо, чтобы было устранено всё, что препятствует человеку полностью сосредоточиться на служении Богу. Но участие в соитии не позволяет уму полностью посвятить себя служению Богу, и так это по двум причинам. Во-первых, из-за необузданности удовольствия, которое, как замечает философ, при частом повторении увеличивает силу вожделения 869 , вследствие чего половое сношение отвлекает ум от совершенной настойчивости в стремлении к Богу. Это имеет в виду Августин, когда говорит: «По моему мнению, ничто так не лишает твёрдости мужественный дух, как женские прелести и те телесные соприкосновения, без которых жена не может обойтись» 870 . Во-вторых, потому, что оно озабочивает человека надзором над своей женой, детьми и всем тем преходящим, которое необходимо для их содержания. Поэтому апостол говорит: «Неженатый заботится о Господнем (как угодить Господу), а женатый заботится о мирском (как угодить жене)» ( 1Кор. 7:32–33 ). Следовательно, монашеское совершенство нуждается не только в добровольной бедности, но и в пожизненном безбрачии. Поэтому подобно тому, как Вигилянций был осуждён за то, что приравнял богатство к бедности, точно так же Ювиниан был осуждён за то, что приравнял супружество к девству.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010