Если Христос — не Бог, как тогда имеет Он и подает ту же самую благодать, какую имеет, подает и разделяет Бог Отец, и как наделяет Он познанием и откровением всего (см. 1Кор.1:3—8)? Если Христос — не Бог, то разве бы Его Крест стал той Божией силой, которой верные спасаются; разве и Сам Христос был бы «Божией силой и Божией премудростью»; и разве мог Он тогда оказаться для людей «праведностью и освящением и искуплением» (см. 1Кор.1:17—30)? Если бы Христос не был Богом от Бога, то как бы Он Собой олицетворял «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей»; и как бы Он, распятый, мог нарицаться «Господом славы» (1Кор.2:7—8)? Как Христос — не Бог, если через восприятие Его и Его Духа верные делаются Божиим храмом (см. 1Кор.3:16)? Ясно то, что Христос есть Бог и Господь: ведь во второй раз Он сойдет с неба судить всех, «осветить скрытое во мраке и обнаружить сердечные намерения» (ср. 1Кор.4:5, 5:5). Если Христос — не Всемогущий Бог, то как Его именем освящаются, очищаются, оправдываются и становятся наследниками Божиего Царствия блудники, идолослужители, прелюбодеи, малакии, мужеложники, воры, лихоимцы, пьяницы, злоречивые, разбойники (см. 1Кор.6:9—11)? «Если через приятие Духа Христова мы стали Божиими храмами и мы не свои, ибо искуплены Его Кровию, и живем не для себя, а для Искупившего нас, то разве не очевидно, что Христос есть Бог, через Которого мы — и храмы Божии и Которому мы и служим как Богу?» Если Христос не единосущен с Богом Отцом, то как бы оказалось в Святом Откровении следующее утверждение: «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Который все, и мы Им» (1Кор.8:6)? «Если имеющий закон Христов имеет закон Божий, то как Христос — не Бог?»    Если бы Христос не был Богом, как бы тогда богомудрый апостол именовал Христову Церковь «Церковью Божией» (1Кор.10:22)? «Бог — Глава Христу (см. 1Кор.11:3), ибо Он [Христос] от Него по природе, так как Слово родилось от Бога Отца. Как тогда Христос — не Бог, если по природе Отец — Ему Глава?» Сказать, что Христос не по природе и не воистину Бог есть не что иное, как произнести анафему на Иисуса. Как Иисус — не истинный Бог, если во всех Своих действиях Он равен Богу Отцу и Богу Духу Святому (см. 1Кор.12:4—6)? Говоря: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1Кор.12:28) — под словом «Бог» апостол подразумевает Господа Иисуса Христа. Вся христианская вера основывается на Воскресении Господа Иисуса Христа, потому что этим побеждаются грех и смерть и утверждается бессмертие человеческой личности через воскресение из мертвых, что составляет Божественную новизну в этом мире греха и смерти; как тогда Христос — не Бог (см. 1Кор.15:14, 17, 20, 22, 23, 57)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Об апостолах коринфяне судили на основании тех же критериев, что и об основателях философских течений, увлекаясь их внешними достоинствами. Но ап. Павел указывает, что достоинство апостола может определяться только по признаку его верности Господу, поручившему ему дело благовестам, как «служителю Христову и строителю таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ). Но об этом никто, кроме Самого Бога, судить не может, поэтому и коринфяне не должны были выносить своих оценок: «Для меня очень мало значит, как судите о мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе... судия же мне Господь... Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор.4:3–5 ). Апостол с горечью упрекает коринфян за то, что они в своем самодовольстве возомнили себя духовно богатыми, достигшими обещанного Царства ( 1Кор.4:7–8 ). Но пусть они посмотрят на апостолов, «последних посланников» («последними посланниками» у римлян назывались лица, выступавшие вслед за гладиаторами на борьбу с дикими зверями. Это были преступники, осужденные на смерть. Во время гонений таковыми были христиане, которых за веру осуждали на растерзание зверями), – в каком они состоянии? Они скитаются и гонимы, презираемы и всеми осмеяны, они живут как приговоренные к смерти, а между тем им обещана лучшая участь в Царстве Небесном ( 1Кор.4:9–13 ). У них верующие и должны учиться смирению, прощению обид и терпению: «подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Если Апостол смог подражать Христу, то тем более верующие смогут подражать Апостолу. Ныне он посылает к ним Тимофея напомнить им о путях своих во Христе, сообщая, что и сам скоро придет испытать их дела и начальствование ( 1Кор.4:17–21 ). II. ОБЛИЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НЕДОСТАТКОВ КОРИНФСКИХ ХРИСТИАН (5–6 гл.) 1. Обличение коринфян за общение с кровосмесником (5 гл.) В гл. 5 Апостол обличает коринфских христиан за то, что в их обществе находится кровосмесник, а они остаются к этому равнодушны. Какой-то брат взял себе в жены, очевидно, мачеху после смерти отца, о чём надобно бы плакать, если бы они не были духовно чутки. Но так как они были плотские, то они ещё гордились этим ( 1Кор.5:2 ). Ап. Павел производит духовный суд над кровосмесником: «сделавшего такое дело... предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:3–5 ) (здесь «предание сатане» подобно страданию праведного Иова, только там оно было попущено Богом для славы Божией и венца Праведнику, а здесь – для врачевания греха.. Апостол имел власть повелевать сатане измождать только тело, а душу не трогать, почему кровосмесник и покаялся вскоре. «Предание сатане» грешника лишает его благодатного ограждения от тлетворных сил зла, которые и овладевают им в той или иной степени. Этот пример показывает также, что церковная иерархия, получив от Бога право «вязать и решать», будучи «строителем таин Божиих» ( 1Кор.4:1 ), имеет право распоряжаться благодатью Божией «во имя Господа... силою Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Но у апостола нигде не сказано, что Господь, Сын Божий посланный с неба, дабы родиться на земле от жены, есть существо сотворенное, напротив сказано, что этим Сыном Божиим все сотворено и все покорено под ноги Его ( 1Кор.8:6, 15:27 ). Он выше всех ангелов и всякого творения, так что ни ангелы, ни начала, ни силы, ни другая какая-либо тварь не может отлучить апостола от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.8:38,39 ). Итак Христос не творение, а в собственном смысле Сын Божий. В означенных четырех посланиях апостол не только Господу Иисусу Христу, но и Духу Святому приписывает Божеские свойства и действия; в этих посланиях апостол изложил учение о Пресвятой Троице, Отце и Сыне и Святом Духе, тоже, которое изложено в Евангелиях; из этих четырех посланий многие слова внесены в символ святой христианской веры. У нас, говорит апостол, один Бог Отец, из которого все (отсюда верую во единого Бога Отца) и один Господь Иисус Христос, которым все и мы Им ( 1Кор.8:6 ). Он есть Господь с небесе ( 1Кор.15:47 ), Господь славы ( 1Кор.2:8 ). Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, который родился от жены ( Гал.4:4 ). Он Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим.8:32 ). Христос умер за грехи наши, по Писанию: Он погребен и воскрес в третий день; по Писанию ( 1Кор.15:3,4 ) Он одесную Бога Отца и ходатайствует за нас ( Рим.8:34 ). Все мы предстанем на суд Христов ( 2Кор.5:10 ; Рим.14:10 ). Придет Господь, который и осветит тайное во мраке ( 1Кор.4:5 ). Христос, как вездесущий по Божеству, живет в христианах. Или вы не знаете самих себя, что Христос в вас, писал апостол Павел Коринфянам ( 2Кор.13:5 ). Им же Он написал о Духе Святом: телеса ваши суть храм живущего в вас Духа Святаго, котораго вы имеете от Бога ( 1Кор.6:19 ). Дух Божий живет в вас. Если кто раззорит храм Божий, того покарает Бог ( 1Кор.3:16,17 ). Дух Божий проницает все и глубины Божия и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:10,11 ). По апостолу, Дух Святой, Господь Иисус Христос и Бог Отец одинаково разделяют духовные дарования чудес и знамений, пророчеств, глаголания языками, равно служения и действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И таинство Евхаристии не прекратится до второго пришествия; «ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, – пишет ап. Павел, – смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» ( 1Кор.11:26 ). Будучи полнотою святого бытия, Тело Христово вселенско или всемирно, всевременно и всеобразно, т. е. не исключает из себя никакого богозданного многообразия космоса. Мало того, оно не только не исключает его, но оно положительно требует такого многообразия, ибо в нём раскрывается бесконечное богатство освящающих сил Господа. Как член Церкви, каждый верующий не механически, но органически входит в церковное единство, т. е. имеет в нём своё собственное, никем не заменимое, никем не устранимое место, свою собственную функцию, которую ему одному только дано от Бога отправлять по истине. Его индивидуальность не только не уничтожается, но освящается, находит себе высшую санкцию в Церкви. Тело Христово – не беспорядочная масса однородных частей, но стройное единство разнородных, взаимно-восполняющих, взаимно-нужных органов. Есть много различных даров духовных, служений и действий, но источником их является Триединое Божество ( 1Кор.12:4–6 ). Каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом, иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков ( 1Кор.12:7–10 ). Ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос ( 1Кор.12:12 ). Тело же не из одного члена, но из многих ( 1Кор.12:14 ). Ни один орган не может считать себя не принадлежащим к Телу на том основании, что он индивидуален ( 1Кор.4:15–16 ), потому что разнообразие требуется для совершенства Тела: если всё тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело – одно ( 1Кор.12:17:19–20 ). Каждый член нужен всем остальным, и его кажущаяся невидность может скрывать за собою его большую важность ( 1Кор.12:21–24 ), почему требует и большего попечения со стороны других органов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

О благодати священства: «Возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» ( 2Тим. 1:6, 7 ). Возведение в епископы должно быть согласно воле Божией: «как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим. 10:15 ). «Никто сам собою не приемлет этой (священнической) чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). По всем этим причинам верующие должны почитать духовенство: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове» ( 1Тим. 5:17 ). «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их... Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неустанно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» ( Евр. 13:7, 17 ). Рассказ о возмущении Корея против Моисея и о наказании его (смотри: Числа, 16-я глава). Верующие должны материально поддерживать своих пастырей, чтобы те могли все свое время посвящать Церкви (смотри: Деян. 6:2–7 , 1Кор. 9:11–14 , Гал. 6:6 . 1Тим. 5:17 , Втор. 25:4 ). Значение апостольского предания Истина не исчерпывается Писанием. Дух Святой, пребывающий в Церкви, наставляет в истине ее служителей и верующих. Тексты: Ин. 21:25 , 1Фес. 5:21 , 1Кор. 2:6 ; 1Кор. 11:2 , 1Кор. 15:2 , Фил. 4:9 , Кол, 2:16, 17, 2Фес. 2:15 , 1Тим. 6:20 , Откр. 3:11 . Так как учение Духа одно, то христианские истины – неизменны. Однако, степень постижения истины зависит от духовного уровня того или другого верующего. Церковь древнее Писания. Апостолы преимущественно наставляли устно. Церковь долгое время жила без Писания. Кроме того, не все было записано апостолами: «Многое... другое сотворил Иисус; но, если... писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить... написанных книг» ( Ин. 21:25 ). Христиане первых веков руководствовались преимущественно устными наставлениями апостолов: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор. 11:2 ). Апостолы ссылались на установившиеся обычаи: «Если... кто хочет спорить (относительно стрижки волос), то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (т.е. ни остальные церкви не знают такого обычая) ( 1Кор. 11:16 ). Традиция, передаваемая устно, имела первостепенное значение для христиан:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В начале 7й главы 1го Послания к Коринфянам Павел описывает преимущества безбрачия, причем время от времени смягчает тон своих наставлений такими фразами как: «Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление». Наконец, в рассуждениях о браке Павел походит к животрепещущему вопросу: что если женщина становится христианкой, а ее муж – неверующий? Должна ли она с ним развестись? Апостол отвечает так: «Жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» ( 1Кор.7:13 ). Далее Павел приводит причины: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» ( 1Кор.7:14 ). (Поначалу мне было трудно понять этот довод, но потом я связал данный отрывок с 1Пет.3:1–6 , и все стало на свои места.) Затем Павел говорит: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор.7:15–16 ). Похоже, в основе этих повелений лежит желание Павла оставить верующего супруга в браке в надежде, что неверующий супруг в конце концов придет ко Христу. Чтобы придать своему доводу больший вес, Павел присовокупил к своим рассуждениям «золотую истину», которая применима не только к этой главе, но и к другим главам Павловых посланий. Золотая истина озвучена в1Кор.7:17–24 65) а четкую ее формулировку мы находим в 1Кор.7:20: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван». После разъяснений ситуации, когда один супруг верующий, а другой нет, и приведения в качестве обоснования золотой истины в 1Кор.7:17–24 , Павел переходит к вопросам брака и необходимости препроводить земную жизнь с осознанием ее мимолетности и важности вверенной нам миссии. Изложение своих мыслей по данному вопросу я начну с очень полезной перекрестной ссылки – 1Пет.3:16 , а затем вернусь к 1Кор.7:17–24 и остановлюсь на золотой истине подробней. Перекрестная ссылка

http://azbyka.ru/islam-cherez-prizmu-kre...

Общение со Христом в Евхаристии Лк.4:4 . «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» ( Втор.8:3 ). Объясн. Здесь говорится об обыкновенном хлебе, а в таинстве Причащения под видом хлеба даётся Плоть Христова, соединённая с Его Животворящим Духом: Ин.6:51:54–57 . В этом таинстве не телесную жажду утоляют, а соединяются со Христом: 1Кор.10:16 ; сие творится в воспоминание Его: 1Кор.11:23–27 ; Лк.22:19–20 . Деян.2:41–42 . «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч; и они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Объясн. Если здесь говорится об общении после принятия слов апостола и крещения, то нужно разуметь общение важнейшее и основное – со Христом в таинстве святой Евхаристии: 1Кор.11:22–26 . Это таинство и совершалось в первенствующей церкви: Деян.2:42:20:7 ; 1Кор.10:16 ; Ин.6:53:56 . Евр.3:7:14 . «Почему, как говорит Дух Святой, «ныне, когда услышите глас Его». Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твёрдо сохраним до конца». Объясн. Апостол Павел повелевает не ожесточаться, слыша глас Божий, и вот глас Божий мы слышим: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни: Ин.6:53–54 . Не ожесточайте же сердец своих, слыша сей глас Божий, исполняйте сии слова Господни, приобщайтесь Плоти и Крови Христовой и будете причастниками Христа, ибо если ветхозаветный Израиль чрез ядение жертвенного мяса становился участником жертвы и жертвенника, то тем более мы, получившие во Христе благодать: Ин.1:18 , вкушая Плоть и Кровь Христову – Жертву новозаветную, имеем участие в сей жертве для получения жизни вечной: 1Кор.10:16:11:26–28 . Единство жертвы Христовой Евр.7:27 . «Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого». Объясн. Повсеместное, ежедневное приношение в жертву Тела и Крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова: 1Кор.10:17:11:25–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

“Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему” ( Ин.20:17 ). Правильно понять этот текст помогает учение о двойственной природе Христа. Будучи одновременно и Богом, и человеком, Иисус Христос называет Бога Отцом в силу Своего рождения от Бога по существу (для людей же Бог есть Отец по благодати); Богом называет Его Иисус Христос по домостроительству, поскольку Сам Спаситель стал человеком (а для людей Бог есть Владыка и Бог по естеству). Подобные субординационистские выражения встречаются и у апостолов 59 . Божество Святого Духа Дух Святой, третье Лицо Святой Троицы, есть истинный Бог, равный и единосущный Отцу и Сыну. Священное Писание свидетельствует об этом разными способами: а) называя Духа Святого истинным Богом, б) показывая Его обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу, и в) заповедуя воздавать Святому Духу такое же божеское почитание, как и Отцу и Сыну. а. Именование Святого Духа истинным Богом. Апостол Петр прямо называет Святого Духа Богом в своей речи солгавшему Ананию: “Для чего ты допустил сатане вложить е сердце мысль солгать Духу Святому… Ты солгал не человекам, а Богу” ( Деян.5:3,4 ). Апостол Павел, Называя верующих то храмом Божиим ( 1Кор.3:16,17 ; 2Кор.6:16 ), то храмом Святого Духа ( 1Кор.6:19 ), объясняет эти имена тем, что Дух Божий живет в них: “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?” ( 1Кор.3:16 ). Следовательно, Дух, по слову апостола, есть Бог. б. Изображение Святого Духа обладающим свойствами и действиями, которые принадлежат только Богу. Святой Дух обладает всеведением: “Дух все проницает, и глубины Божии” ( 1Кор.2:10 ), что ясно свидетельствует о Его божественности, о том, что Он Бог, “ибо кто познал ум Господень?” ( Рим.11:34 ). На это же свойство Святого Духа указывает Спаситель, когда говорит апостолам: “Дух истины… наставит вас на всякую истину… будущее возвестит вам” ( Ин.16:13 ). Святому Духу свойственно вездеприсутствие, что следует из тех свидетельств Священного Писания, где говорится об одновременном обитании и действии Его в душах всех христиан, живущих по всему лицу земли ( Рим.8,9—16 ; 1Кор.3:16; 6,19; 12,7—13 и др.).

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Объясн. Эти слова удостоверяют нас в том, что в таинстве Причащения истинно преобладает Тело и Кровь Христовы. Что вкушение Евхаристии не есть только образ духовного (какого-то) приобщения, об этом благоволил засвидетельствовать Сам Господь: Ин.6:51 , и апостол Павел вполне сознавал это: 1Кор.11:25–29 . В ст.17 апостол разумеет под «одним хлебом» не одну какую-то хлебную единицу, а сущность Евхаристии, соединяющей со Христом верующих в Него. В Православной Церкви хотя и совершается литургия на пяти просфорах, но для таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой изъемлется Агнец: Ин.1:29 ; при этом вспоминается пророчество Исаии: Ис.53:7–8 . 1Кор.10:20–21 . «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Объясн. Язычники поклонялись идолам, тем самым служили бесам: Откр.9:20 ; Пс.105:35:38 ; Вар.4:7 ; следовательно, к православным христианам, поклоняющимся истинному Богу, это место не относится, так как первая и главнейшая жертва у них есть таинство Евхаристии: 1Кор.10:16:11:23–25 ; Мф.26:26–28 . 1Кор.11:25–27 . «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Объясн. После вечери преподавалась чаша и не обычная, утоляющая телесную жажду, а с истинной Кровью Христовой: Ин.6:55 ; 1Кор.10:16 , так как предшествовавшие «преломлению» обыкновенные вечери отменены были ещё самими апостолами: 1Кор.11:22:34 . Из слов 27 ст. ясно видно, что «хлеб сей» – не простой хлеб, но Тело Христово, и «вино сие» – не простое вино, но пресуществлённое в истинную Кровь Христову: ст.24; Мф.26:26–28 . Господь не говорил: это есть образ или подобие тела Моего....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010