Лк.15:8 .  Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, Лк.15:9 .  а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Лк.15:10 .  Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. И под «женщиной» разумей премудрость и силу Бога и Отца, Его Сына, который потерял одну драхму из словесных и по образу Его созданных тварей, то есть человека, и засвечивает светильник – Свою плоть. Ибо как светильник, будучи от земли, светом, который он принимает, освещает покрытое тьмой; так и плоть Господа, земная и подобная нашей, осияла светом Божества которым она воспринята. И «дом выметен», то есть весь мир очистился от греха; ибо Христос взял грех мира на Себя. И «драхма», то есть царское изображение, «нашлась», и настала радость как для Самого Христа, нашедшего ее, так и для Горних Сил, которые суть подруги Его и соседки: «подруги», поскольку творят Его волю; «соседки», поскольку бестелесны. А я спрошу, не суть ли подруги Его – все Горние Силы, а соседки – ближайшие из них, как-то: престолы, херувимы и серафимы? Ибо обрати внимание на выражение: «созывает подруг и соседок». Оно, очевидно, указывает на два предмета, хотя это и может представиться не особенно нужным. Лк.15:11 .  Еще сказал: у некоторого человека было два сына; И эта притча подобна предыдущим. И она под образом человека выводит Бога воистину человеколюбивого; под двумя сыновьями – два разряда людей, то есть праведников и грешников. Лк.15:12 .  и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. Праведность есть древний удел человеческой природы, поэтому старший сын не вырывается из отеческой власти. А грех есть зло, впоследствии родившееся; поэтому и вырывается из-под родительской власти «младший» сын, который вырос с грехом, прившедшим впоследствии. И иначе: грешник называется «младшим» сыном, как нововводитель, отступник и возмутитель против отеческой воли. «Отче! дай мне следующую мне часть имения». «Имение» есть разумность, которой подчиняется и свобода. Ибо всякое разумное существо свободно. Господь дает нам разум, чтобы пользовались им свободно, как истинным нашим имением, и дает всем равно, ибо все равно разумны, самовластны. Но одни из нас пользуются сим достоинством согласно с назначением, а другие дарование Божие делают бесполезным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Только тогда, наверное, и Тайную Вечерю придётся нам записывать в разряд “бытовухи”. Ну что там такого, в самом деле, произошло? Ну, собрались за праздничным столом, выпили-закусили, поговорили. Никаких тебе чудес, откровений, событий космического масштаба. Учитель раздал ученикам хлеб и налил вина — так поступали отцы семейств и хозяева домов каждый вечер. А ведь тут самое повседневное становится вместилищем для самого великого. Точно так же и в браке. Не случайно в Библии так упорно и постоянно отношения Бога и Его Церкви (даже ещё и ветхозаветной Церкви) постоянно уподобляются отношениям мужа и жены. Здесь, наверное, уместно привести цитату из Библии. Вот хотя бы эту, из Послания к Ефесянам (5:22–25): Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Обычно в этих словах видят какую-то униженность женщины: вот мол, сплошной домострой и сексизм, мужской шовинизм и прочая неполиткорректность. Но давайте вчитаемся: повинуйтесь, жёны, своим мужьям не как Карабасу-Барабасу с плёткой, а как Церковь повинуется Христу. Повинуется, потому что любит, стремится к Нему, из-за Него и существует. А мужья? Не просто обеспечивайте своих супруг всем необходимым, а любите так, как Христос — безоговорочно, беззаветно, беспредельно. Надо будет на крест — на него и иди, не дожидаясь признательности и благодарности, как Христос не дожидался её от Апостолов. Источник: photosight.ru Где же здесь неравенство? Обе стороны должны полностью, без остатка жить друг ради друга. Но при этом у них разные роли. Это куда глубже и тоньше унылой политкорректности, при которой мистер и миссис Икс должны осуществлять все действия, от уборки грязной посуды и до воспитания детей, на строго паритетных началах, пока между ними существует взаимное согласие по данному вопросу. А исчерпалось оно — оба свободны, никто никому ничего не должен. Нет, такая изначальная самоценность и полная свобода от другого — страшнее самого лютого домостроя, по-моему.

http://pravmir.ru/neskuchnyj-brak/

Мы имеем дело с людьми, по слову Апостола, „вкусившими благого глагола Божия и сил будущего века и отпадшими “ ( Евр.6, 5–6 ). Но и этих отпадших от Христа Апостол разделяет на два разряда: отпадших совершенно, которых нельзя уже „обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божья и ругаются Ему“, и близких к раскаянию, которым и говорит: „впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии“ ( Евр. 6,6–9 ). Теперь ясно и наше положение относительно проповеди к неверующим нашего времени. Имея дело с отпавшими христианами, мы сами не можем решить, как далеко они уклонились от Христа: подобны ли души их, по слову того же Апостола, „земле, производящей терния и волчцы, негодной и близкой к проклятию“ (8), или они еще „в лучшем состоянии“. Это ведомо единому Богу. Но наша обязанность о всех молиться, ни о ком не терять надежды и затем всем призванным, как „вкусившим благого глагола Божия “ проповедовать Христа, как Божию силу и Божию премудрость. Следуя за веком по пути просвещения, мы углубились в область знания и туда же перенесли нашу веру и оттуда заимствуем все способы и приемы к ее усвоению. Для нас вера стала совокупностью мыслей, и как первоначального просвещения ею неверующих, так и возвращения к ней отпадших мы надеемся достигнуть убедительностью и доказательностью наших мыслей и познаний. От того происходит мало успешность современных европейских миссий между язычниками, от того и безнадежность в возвращении к вере многих из христиан отпадших. Нам однако же наперед дано знать первыми проповедниками веры Христовой, что „слово и проповедь о ней состоят не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы; чтобы вера наша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией“ ( I Kop. 2, 4–5 ). Итак, кто хочет от неверия обратиться к вере, ищи не одних мудрых слов о вере, а главным образом силы веры; „Царство Божие не в слове, а в силе“ ( I Kop. 4, 20 ). Где же искать силы веры? Там, где обретается всякая сила,– в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Нужно ведь сообразоваться не с силой слова, но со способностью слушателей. Апостол говорит о Христе: мы руководствуемся «для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2:2–3 ). Если все в Нем, то как может что-нибудь от Него утаиться? Но скажут, что же означает тогда ответ Спасителя, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один»? Но спросим еретика: что больше – день тот или Отец? Тот, кто знает Отца, может ли не знать того дня? «Отца не знает никто, кроме Сына» ( Мф. 11:27 ). Итак, Отца Он знает, источник мудрости – у него, а последнего дня не знает? Но может быть, говорят, Отца Он знает, а того, что в Отце, не знает? Но если в Отце есть что-нибудь такое, что неизвестно сыну, то и в Сыне, в свою очередь, было бы что-нибудь сокрытое от Отца? Откуда это видно? Это прямой вывод из слов самого Спасителя: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» ( Иоан. 10:15 ). А по отношению к людям Он выразился просто: «и знаю Моих, и Мои знают Меня» ( Иоан. 10:14 ). Тут нет равенства познания: где неравна природа, там неравно и познание. Человек может знать Бога, но не то, что в Боге; мы все знаем Отца, но не так, как знает Его Сын. «Да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Иоан. 17:3 ). Все мы и знаем, но не так, как Он. Иное дело – плоду знать корень, иное – корню знать плод, и совсем иное понятие получают о плоде те, кто его употребляет. В вышеприведенных словах Спасителя указывается между тем именно полное и совершенное равенство взаимного познания Отца и Сына: « Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца». Значит, если в Сыне есть что-нибудь скрытое от Отца, тогда и в Отце можно допустить что-нибудь скрытое от Сына. Неужели и тут не устыдишься ты, еретик, и будешь настаивать на том, что Сын не знает? В таком случае Святого Духа, Которого ты отрицаешь, сам же ты возвышаешь над Сыном в отношении познания. Ведь вот что говорит Павел о Святом Духе: «Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор. 2:10 ). Дух Святой знает глубины, а Сын не знает дня? Но если знает, тогда почему Он сказал: не знаю? И выводы разума, и свидетельства Писанию подтверждают, что Он есть источник ведения и мудрости. Ради чего же отказывается Он от того, чем владеет, и о познании, которому сам служит источником, заявляет, что его не имеет? Ведь Он сказал, что того дня никто не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Кор.8:4 .  Итак об употребле­нии в пищу идоложертвен­ного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. После отступления (ст. 1b – ст. 3-й), Ап. снова возвращается к мысли, какую высказал в начале 1-го стиха. При этом он делает некоторое изменение: вместо указания на то, что христианам известно, что все они имеют познание, он говорит, что им известно ничтожество идолов. Таким образом, вместо факта познания указан предмет познания. – «Идол в мире – ничто». Так как язычники видели в изображении идольском носителя и полномочного представителя известного божества, то Ап. говорит, что во всем мире не найти такого существа, которое бы соответствовало изображению и личности Юпитера, Аполлона и др. богов. 1Кор.8:5 .  Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и го­с­по­д много, – 1Кор.8:6 .  но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Го­с­по­дь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Здесь Ап. несколько ограничивает свою мысль о ничтожестве язычества. «Есть так называемые боги». Фантазия язычников населила божествами и небо и землю, с ее горами, морями, источниками и лесами. Но это боги – только по названию, по имени; существование их – мнимое! Они существуют ( «есть») – только в воображении их почитателей. – «Так как есть много богов и господ много». Здесь Ап. хочет сказать, что если отдельные мифологические божества есть не иное что как только образы, созданные человеческой фантазией, то все-таки за этими образами стоят действительно существующие силы, с которыми приходится считаться. Что же это за силы? Ап. смотрит на язычество вообще как на дело злых духов, которые отклонили человечество от Бога и образовавшуюся после этого в сердцах людей пустоту заполнили ничтожными и нечистыми образами фантазии. Он говорит поэтому, что жертвы свои язычники приносят бесам ( 1Кор.10:20 ), что бесы – мироправители тьмы века сего ( Еф. 6:12 ), что сатана есть бог этого мира ( 2Кор. 4:4 ). Таким образом, выражение: «много богов» может обозначать у Апостола высших духов царства тьмы, а выражение: «господ много» – духов низшего разряда, стоящих в распоряжении первых 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» ( Откр. 14:2–3 ). Иоанн видит, что эти 144 тысячи великих, последних праведников отличаются от тех, которые упоминались раньше, в VII главе, то есть от праведников из еврейского народа, обращенных ко Христу в последние времена. Здесь же идет речь о другом разряде праведников, которые особо участвуют в этом великом торжестве Бога – это девственники. Мы бы сказали – монахи, собранные, чтобы спеть великую песнь перед лицом Господа Бога Всемогущего. Это особое служение, особая песнь, особая мелодия чистоты, отвечающая на вызов нечистоты, разврата, мятежа против Бога великой земной блудницы. Бог слышит с неба голоса 144 тысяч этих праведников. Их голос подобен голосу вод многих – они, точно огромные водопады, низвергаются на землю, и пение их противостоит шуму, злой гармонии земных властителей, злому ладу антихриста. Голос праведников подобен шуму вод многих потому, что Господь сказал: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Ин. 7:38 ). Он сказал это о Духе Святом, Которого принимают верующие в Него. Поэтому и пение этих святых подобно голосу вод многих – они поют слова, данные им Духом Святым. Как говорил апостол Павел: «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26 ). Испытующий сердца знает, о чем говорит Дух, ибо Он ходатайствует за святых по воле Божией. А Дух Святой учит истинной молитве. Голос праведников уничтожает все силы врага, как голос грома, отгоняющий диавола. Известно, что молитвы святых прогоняют демонов, которые обращаются в бегство, страшась их, как грома. Поэтому и принято у православных молиться словами святых – ведь это пение Бога, Духа Святого, Который учит их. И пение праведников отгоняет злых духов от сердец верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

До начала этой войны Аврам поселился у дубравы Мамре и создал там жертвенник Господу. Когда победители, взяв все имущество Содома и Гоморы, пошли обратно, то в числе пленников они увели с собой и Лота, племянника Аврама. Об этом ему и его союзникам сообщил один из выживших и спасшихся от плена. Что же делает, узнав о печальной участи племянника этот сугубо мирный человек Аврам? Плачет и стенает? Смиряется с потерей? Ждет, чтобы кто-то иной спас его родственника и покарал неприятелей? Нет. Он лично сам берется за оружие, вооружает своих слуг и рабов, рожденных в его доме, в количестве 318 человек и начинает преследование врагов. Перед нами образец истинно мужского поведения главы семьи, ответственного за своих родственников и домочадцев. И не просто главы семьи, а верующего главы семьи. Кем были для него восточные правители и их воины до того, как они захватили Лота? Никем. Посторонними. Но, пленив Аврамова родственника, они перешли для него в разряд врагов. Не Аврам начал против них враждебные действия. Война с его стороны была вынужденной и направленной для спасения от рабства своего единокровного. Как говорит Господь через пророка Исайю: «от единокровного твоего не укрывайся» (Ис. 58:7). И апостол Павел фактически повторяет ту же мысль: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»(1 Тим. 5:8). По словам святителя Иоанна Златоуста: «Бог для того, и учредил родственные связи, чтобы мы имели больше случаев благотворить друг другу» (Св. Иоанн Златоуст. «Толкование на первое послание к Тимофею». Беседа 14). Надо отметить, что отношения между Аврамом и Лотом не были радужными. В свое время, чтобы не допустить открытого раздора, Аврам предложил Лоту, на его усмотрение, разделиться и жить каждому по своему видению. И несмотря на это, когда беда случилась с Лотом, его дядя не остался безучастным. Были ли у Аврама шансы на победу в войне против правителя Элама и его союзников? Теоретически - ни единого. Аврам и его домашние не были профессиональными воинами, имеющими большой опыт ведения боевых действий.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/20/...

Бог сможет и от «камней сих... дать детей» патриарху; ибо почти подобное этому Он и прежде сотворил. Утроба Сарры хотя была тверже камней, однако ж она получила благодать деторождения ( Быт. 17, 17 ). Лк.3:9 .  Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. «Секира» есть божественный суд, исторгающий недостойных из среды живых. Если, – говорит, – не покаетесь, будете лишены жизни. Секира лежит «при корне ваших дерев». Под «корнем» разумеется жизнь, как мы сказали. Но под «корнем» можно разуметь и родство с Авраамом. От этого родства с Авраамом, по апостолу ( Рим. 11:21–22 ), отсекаются те, кои недостойны быть его ветвями. Наказание – двоякое, ибо грешный и бесплодный не только отсекается от сродства с праведными, но и в огонь ввергается. Лк.3:10 .  И спрашивал его народ: что же нам делать? Лк.3:11 .  Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Лк.3:12 .  Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Лк.3:13 .  Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Лк.3:14 .  Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Иоанн вразумляет три разряда пришедших к нему: простой класс народа, мытарей и воинов. Простой класс народа он убеждает прилежать к милостыне, повелевая, чтобы имеющий «две одежды» уделял неимущему; мытарей убеждает не взыскивать, то есть не требовать ничего лишнего; воинов убеждает не похищать, но довольствоваться оброками, то есть жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых, убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов – удерживаться от зла. Ибо сии не были еще способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им достаточно было – не делать зла. Некоторые повеление – имеющему «две одежды» делиться с неимеющим – понимают в нравственном смысле. Именно говорят: две одежды означают Дух Писания и букву; имеющего то и другое Иоанн побуждает сообщать совершенно ничего не имеющему; например, если кто разумеет Писание в обоих отношениях, по букве и по духу, тот пусть передает неимеющему, пусть научит незнающего и даст ему по крайней мере, букву.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Иов.40:10–27 . Описание бегемота и левиафана, – наглядных примеров бесконечной божественной творческой силы, соединяющейся в мироправлении с правосудием. При всей своей громадной физической силе эти животные – создания руки Божией, подчиняются божественной воле, смиряющей все гордое, стремящееся к тирании ( Иов 41.2–3, 26 ). Иов.40:10 .  Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; По мнению Делича, Ланге и др., «бегемот» – гебраизированное коптско-египетское слово «p-ehe-mau» (р ­­ определенный член; ене – бык; mau ­­ вода), – водяной бык, гиппопотам. LXX поняли «бегемот» в смысле множественного числа от слова «бегема» – животное, откуда и их чтение: θηρα – звери. Древние экзегеты разумели под «бегемот» слона, но некоторые подробности в описании данного животного (ст. 11) не приложимы к последнему. Созданный так же хорошо, как и человек ( «создал, как и тебя»), бегемот принадлежит к разряду травоядных животных, но резко выделяется из их среды своею силою. Иов.40:11 .  вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; Седалищем силы бегемота являются чресла и живот, что не приложимо к слону, имеющему на животе нежную кожу (ср. 1Мак 6.46 ). Иов.40:12 .  поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; Иов.40:13 .  ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; Толстый в основании и тонкий на конце, хвост бегемота прям, тверд и эластичен, как кедр; тело его усеяно переплетающимися жилами; массивное туловище с твердыми, как железо, костями поддерживается крепкими, как медные трубы, ногами (ср. Песн 5.15 ). Иов.40:14 .  это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; По своей силе, колоссальности бегемот – образцовое произведение, создание Божие. «Решит» – «первенец» (синодальное «верх путей Божиих») – первый по рангу, положению ( Ам 6.1, 6 ). Вместо синодального: «Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой», правильное чтение второй половины данного стиха должно быть такое: «Создатель его дал ему меч его». Сообразно с родом пищи бегемота (ст. 15) ему даны острые, как меч, зубы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пост завершается. Завершается этим праздником. Праздником в Иерусалиме, который в ликовании своем спустя несколько дней обернется безумием. Безумием, которое попытается обличить даже язычник, римский прокуратор, не нашедший в Нем никакой вины. Но для того Он и идет, зная, чему надлежит совершиться. И потому ни просьбы Петра, ни даже робкие возражения толпе Пилата не смогут изменить того, ради чего входит в Иерусалим Царь Иудейский. И толпа, разочарованная и разозленная, яростно выдохнет и сделает свой выбор, и присягнет на верность кесарю, требуя этой смерти. «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин. 12:1-18). Да, Евангелие очень точно указывает на причину радости. По этой же причине многие последовали и искали Его, зная о многих других чудесах. Это как из разряда сенсации. Всем интересно увидеть и пообщаться с неординарным человеком. Так на концертах ждут у гримерки автографа и возможности сделать селфи с любимым музыкантом. Так радуются блестящему оратору, политику, обещающему горы золотые.  Скольких в веках мы видели таких вот успешных «пророков»? И как нередко любовь народная возводила подобных «мессий» на пьедесталы, с которых начинались настоящие катастрофы? И не эти ли вожди так умело пользовались чаянием человеческим, чтобы спустя время обратить все надежды в прах. Мы ведь видели много раз, как пытались в этом мире строить царства абсолютного счастья, обещая людям, что вот именно они — тот самый избранный народ. И поэтому Господь оплакивает Иерусалим, глядя на него, зная, чем обернется это ликование. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13:34).

http://pravmir.ru/on-vhodit-v-ierusalim-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010