XLVII. О крестном знамении и о крестных ходах Так как крест есть священное орудие и знамя нашей веры, то всяческое употребление его спасительно для нас. Во время молитвы мы на себя рукой полагаем крестное знамение в знак того, что не стыдимся исповедовать нашу веру в Распятого: 1Кор.2:2 ; 2Тим.1:8 . И что мы надеемся быть услышанными Богом только в силу крестных заслуг Иисуса Христа: Ин.16:23 . Крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола, «воздевать руки» во время молитвы: 1Тим.2:8 . Крестным знамением мы как бы носим знак «поругания» Христа: Евр.13:13 . Сохраняем «печать Бога живого на челе» своём: Откр.7:2–3:9:4 . В 59 Псалме прор. Давид говорит Богу: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (ст.6). И Бог указал ему это знамя: златокованный кивот с заповедями и Херувимами служил древнему народу чудным и славным знаменем. И у нас – христиан есть своё священное знамя, это Крест Господа господей и Царя царей, Иисуса Христа. Знамя крестное имеет всемирную важность. Недостаточно для истины думать, что спасительный образ Креста Христова начал бытие своё со дней Пилата Понтийского, когда на древе крестном был распят Сын Бога живого. Образ крестный в предведении Божием и в изречениях Божиих, записанных в книге Бытия, явлен ещё в первые дни мира, проходит чрез все прожитые им века и устремляется в вечность. На мысли о Кресте Голгофском установлено обещание об Искупителе, данное в раю падшим прародителям ( Быт.3:15 ). На кресте пророчествами и прообразами устроялась церковь ветхозаветная, на вере в Христа-Крестоносца, по Писанию, всецело стоит церковь новозаветная. Крест есть как бы всемирная центральная основа, к которой от начала дней и доныне прикрепляется вся жизнь разумных тварей, и направляются промыслительные о них дела Божии. Святость знамения крестного есть святость Божественная, ибо с сим знаменем был, есть и будет неразлучно Богочеловек-Христос, как Агнец, по предвечному определению закланный за нас от начала мира ( 1Пет.1:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ι. Введение. Вопрос. Во всякой ли религии можно спастись? Ответ. Нет, потому что есть одна религия, которая происходит от Бога – это религия христианская. Вопрос. Посему недостаточно ли для спасения только быть христианином? Ответ. Этого еще не достаточно: должно быть таким христианином, как заповедует Иисус Христос : должно принадлежать к Его Церкви ( Мф.7:21–23 ). Вопрос. Почему для спасения необходимо принадлежать к Церкви? Ответ. Церковь есть тело, глава которого Иисус Христос (Εф.1:23; Рим.12:5 ; 1Кор.10:17; 12:12–13, 27 ); Он же и Спаситель тела ( Еф.5:23, 26–27 ). Посему, чтобы иметь участие в спасении, необходимо быть членом сего тела Христова, т. е. Церкви. Вопрос. Не существует ли много церквей? Ответ. Многие христианские общества именуют себя церквями; но истинная Церковь есть только одна. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). «Одно стадо и один Пастырь» ( Ин.10:16 ). Чада Церкви должны быть едино, как едино суть Иисус Христос и Его Отец ( Ин.10:30 ). Мы многие должны составлять одно тело во Христе ( Рим.12:5 ). Бог не может противоречить Сам Себе; следовательно Откровение, которое Он дал людям, имеет только один смысл. Посему Церковь , которая в своем учении дает истинный смысл Откровения, есть единая истинная Церковь . Вопрос. Назовите эту Церковь ? Ответ. Эта Церковь есть Православная Церковь , в состав которой входят отдельные церкви: иерусалимская, антиохийская, александрийская, константинопольская и русская. Вопрос. Что такое штундизм? Ответ. Учение, отвергающее истины нашей веры, распространенное в нашем народе врагами Православной Церкви и нашего отечества. Вопрос. Что должно думать о последователях этого учения? Ответ. Они заблуждаются; и если они искренно желают спастись, то должны возвратиться в лоно истинной церкви, по словам апостола Павла: «все испытывайте, хорошего держитесь» ( 1Сол.5:21 ). Вопрос. Как мы должны относиться к ним? Ответ. Мы должны с любовью убеждать их чаще размышлять об учении Православной Церкви, припомнить, что некогда весь христианский мир составлял единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь , что их предки были членами этой Церкви, что к святой Православной Церкви принадлежали могущественные цари, величайшие мудрецы и святые мужи, подвиги и добродетели которых они сами признают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Апостолъ Павел, говоря о Христовой благодатной истине, называет ее «премудростью Божией, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей 65 века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы». Область же этой премудрости Божией обозначается у Апостола такими словами Пророка Исаии: чего не видал глаз, не слыхало ухо, и что не приходило на сердце человеку, то приготовил Бог любящим Его ( Ис. 64:4 ); «а нам, продолжает Апостол, Бог открыл это Духом святым, ибо Дух вся испытует и глубины Божия» ( 1Кор. 2:7–10 ). В самом деле, только бы кто светлым сознанием и живой мыслью вступил или хотя бы приникнул в область той любви Отца нашего небесного, которая всей своей полнотой и существенно почивает в Его единородном Сыне, и открылась миру в том же единосущном Отцу Сыне чрез творческие и вседержавные Его действия, увенчавшиеся или, можно сказать, сосредоточившиеся в домостроительстве Его вочеловечения, и изливается со своим жизненным светом в приемлющие души – Духом Святым. Такого человека, действительно, тотчас обдает всего свежим живительным воздухом, обливает ярким светом 66 , потому что во всем ощутительно для него благодатное веяние любви Отца, всякая вещь, всякое событие, (не говоря уже о всем человечестве и мировой жизни) светятся для него лучами творческих и державных мыслей Его, определений или попущений. Все предметы, силы и законы природы такому человеку представляют собой, действительно, как бы сейчас только изреченное слово Творца. Во всем для него веет Дух любви всеобщего Отца, которой Единородный и единосущный Сын Его благодатно поделился со Своими созданиями, как «перворожденный» с братьями ( Кол. 1:15–18 ), поделился чрез самое дарование им бытия и не перестает делиться чрез вседержительное управление ими, чрез отсвет той же любви всевышне-отеческой во всех видах нашего земного отечества, чрез раскрытие ее в самой области смерти. Этот-то всемощный Дух научает счастливого своего сопричастника не только в людях, хотя бы в самой низкой земной доле или с самыми тяжкими душевными недугами, но и во всякой твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Апостолы Христос послал апостолов во все страны. Апостолы научили весь мир. Апостолы простые, некнижные, но уловили весь мир. Апостолы перевернули весь мир (8, с.10–11). Апостолы проповедовали Спасителя (1, с.11). Самовидцы и слуги Слова, рассеявшись по различным странам, проповедовали всюду Святое Евангелие (4, с.99). Суть деятельности святых апостолов Святые апостолы были настоящими подражателями Христу Спасителю. Их деятельность состояла прежде всего в проповеди того слова жизни, которое вручил им Христос. «Горемне, – говорит ап.Павел, – аще не благовествую» ( 1Кор. 9, 16 ). Борясь с заблуждениями, они оберегали первых христиан от уклонений от истины. Это так называемая деятельность учительства. Пребывая с верующими в молитве, они совершали преломление хлеба, преподавали верующим через видимые действия (Крещение, возложение рук) дары Святого Духа (см. Деян.8,18–19 ).Таким образом, они совершали священнодействие. Христос Спаситель, заповедавший апостолам быть продолжателями Его проповеди , преимущественно научил их, изъясняя им то, что говорил прикровенно народу (см. Мф. 13, 36–37, 51, 15, 15 , Мк.7, 18 ), и открывал им наедине многое «о Царствии Божием» (см. Деян.1, 4 ), недоступное другим (см. Мф. 20, 17 , Лк. 18,3 ). Двенадцать свв.апостолов в первенствующей Церкви были руководителями религиозной и нравственной жизни и блюстителями церковной дисциплины. Верующие «к их ногам» полагали цену своего проданного имущества (см. Деян. 4, 34–35 и др ). Апостолы заботились о поставлении пастырей Церкви ( Деян. 6,1–6 ), откликались на недостатки и разбирали различные недоумения как в жизни Поместных Церквей, так и в жизни отдельных христиан ( Деян. 15,6,22–23 ). Апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись с проповедью Евангелия по всей вселенной. Подобно своему Божественному Учителю, они приспособляли свое учение к духовным силам и способностям слушателей. Апостолы знали, что народ может усвоить какие-либо истины быстрее и прочнее, если они построены на известном для людей основании. Они также знали, что эти истины легко усваиваются, если они даются в строгой последовательности и в связи друг с другом. Поэтому свою проповедь апостолы строили на том, что было хорошо знакомо слушателям. Например, в День Пятидесятницы, когда собралось множество народа в горнице, где произошло сошествие Святого Духа на всех присутствующих в ней, св.ап. Петр начал свою речь со слов св.пророка Иоиля: «И будет в последняя дни излию Духа Моего на всякую плоть,и будут пророчествовать сыны и дочери ваши, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут и юноши ваши будут видеть видения. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу» (ср. Иоил. 2, 28–32 ). Эти слова были знакомы всем собравшимся, и, основываясь на них, Апостол говорит об исполнении этого пророчества, говорит о Христе Распятом. Под влиянием такой проповеди присоединилось к Церкви Христовой около трех тысяч человек ( Деян. 2, 41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Благочестивые слушатели! Мы собрались сюда побеседовать о спасении наших душ. Вести подобные беседы нам необходимо нужно, так как спасение души должно быть для каждого человека несравненно дороже всех земных благ, по слову Самого Господа: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф.16:26 ). Первым необходимым условием спасения каждого человека служит принадлежность его к святой Христовой церкви, ибо «кроме церкви Божией, – по свидетельству старинной книги Большого катихизиса, – нигде нет спасения» (лист 121; у Озерского часть 1, с.6). Истинная церковь Божия, по учению 9-го члена Символа веры , есть едина, следовательно, и вера истинная может быть только едина же. В этом нас удостоверяет святой апостол Павел. Единъ Господь, – говорит он, – едина вра ( Еф.4:5 ). «А вси вры, – говорится в Кирилловой книге, – иже врами зовутся, не суть вры, но прелести, наченши отъ и до прочихъ всхъ» (лист 505; у Озерского часть 1, с.14). Но в жизни разных народов, как и в здешней местности, мы видим, даже и в среде единоплеменников, природных русских людей, не едину веру, как следовало бы быть, а разноверие. Это разноверие произошло около 250 лет тому назад, именно с того времени, когда патриархом Никоном было предпринято исправление богослужебных книг и некоторых чинов и обрядов, разнящихся от некоторых наших древних книг и обычаев и восточных, греческих. Нашлись противники этому доброму начинанию, которые начали распространять в народе молву, что Никон не правит, а портит книги и изменил православную веру, от чего-де «церкви стали теперь уже не церкви, архиереи – не архиереи, таинства – не таинства» и прочее («Деяния собора 1667 года», лист 1 об.). Царь Алексей Михайлович, видя нестроение и смуту церковную, в 1667 году созвал на собор греческих и русских архипастырей. Отцы собора, рассмотрев новоисправленные книги и некоторые церковные чины, нашли их правильными и приказали по этим книгам править службу Божию, а противников и раздорников своему распоряжению предали наказанию, отлучив их от церкви, доколе не раскаются в своём заблуждении (там же, лист 7), следуя в этом случае повелению Самого Господа: аще црковь преслшаетъ, бди теб коже зычникъ и мытарь ( Мф.18:17 ) и наставлению апостола: измите злаго отъ васъ самхъ ( 1Кор.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

В.М. Зоберн Скачать epub pdf Предисловие Наша жизнь на земле непрочна и суетна, порой ее ровное течение омрачается невзгодами. Человеческое счастье на земле ненадежно и шатко: радость чередуется с горем, рядом с богатством ходит нищета, здоровье может быть подорвано болезнью, итогом нашей жизнь является смерть. Становится грустно от того, что жизнь столь скоротечна. В чем же искать утешение? Неужели в наслаждениях земными благами, в удовлетворении своих страстей? Так можно уподобиться евангельскому богачу, говорившему своей душе: покойся, ешь, пей, веселись ( Лк.12:19 ). Неверующие рассуждают, по свидетельству премудрого Соломона, так: Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями ( Прем.2:6–7 ). Неужели мы последуем примеру людей, легкомысленно восклицающих: Станем есть и пить, ибо завтра умрем! ( 1Кор.15:32 ). Не каждому по средствам постоянно предаваться наслаждениям. Да и того, кто имеет такую возможность, может утомить бесконечное веселье. Человек пресыщается удовольствиями, теряет силы, преждевременно стареет. Тогда на него снова нападает тоска, но к ней присоединяется еще и усталость от жизни. А другой человек, бывает, не утешается ничем, озлобляется на все и на всех, даже на самого себя. И что же? Смерть, но не естественная, а преждевременная, насильственная, кажется ему лучшим выходом, и он впадает в отчаяние. Но те и другие забывают о самом лучшем утешении, за которым не надо далеко ходить, которое не надо искать, потому что оно заложено в нашей природе. Это утешение состоит в твердой надежде, что наша земная жизнь не закончится со смертью . Апостол Павел говорит о будущей загробной жизни: Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды ( 1Фес.4:13 ). Будущая жизнь настанет для всех, и ожидание этого – источник истинного успокоения. Человеческий разум, озаренный Словом Божиим, не сомневается в продолжении жизни за гробом. Для нас, православных христиан, вера в будущую загробную жизнь – непререкаемая истина, записанная в одиннадцатом и двенадцатом членах « Символа веры »: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Как живут наши умершие

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

В эти споры оказались вовлечены и простые миряне, и духовенство, и монашествующие — насельники Святой горы Афон. Уместно поинтересоваться, кто и зачем поднимает столько шума, почему эта проблема так привлекает внимание и интересует обывателя. Ведь все это больше напоминает очередную газетную сенсацию, чем споры, вызванные “ревностью по Бозе”. Следует также выяснить, насколько новейшие “откровения” согласны с преданием нашей Церкви, и если не согласны, то нужно противостать им, облекшись во всеоружие Божие, чтобы ниспровергнуть замыслы диавола ( 2Кор.10:4 ). Если же они вполне согласуются с духом и буквой учения Святой Церкви, то, несомненно, надо предостеречь народ Божий от соблазнов, возникающих в мире от диавола. Исходя из этого я и попытался провести небольшое исследование на означенную тему, ведь смысл пастырства заключается в том, чтобы быть наставником и руководителем душ человеческих. Я обратился к учению святых отцов, Священному Преданию и обнаружил, что и сам когда-то допустил ошибку в своей давней книге “Чудеса и знамения”. Разумеется, я руководствовался благими намерениями, но человеку свойственно ошибаться. Благословлю Бога, взразумившего меня ( Пс.15:7 ), и на своем опыте могу посоветовать всем постоянно проверять себя, следуя словам апостола Павла Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте ( 2Кор.13:5 ) Догматы веры открываются только смиренным искателям, готовым в любой момент отказаться от своего понимания ради истины. Мое исследование ни в коем случае не носит полемического характера, и хотя я рассматривал некоторые спорные и противоположные идеи и сталкивал различные точки зрения, однако старался не критиковать кого-либо конкретно Я понимаю, что все равно подвергнусь разного рода обвинениям, но огонь испытает дело каждого ( 1Кор.3:13 ). То, что я написал, я написал во славу Христову и Ему предаю себя на суд, потому что суд, как мы знаем, вверен Ему Отцом. 24 августа 1997 г.,  память святого Косьмы Этолийского + Митрополит Мелетий Начнем с 1981 г., когда, если вы помните, впервые стали широко обсуждаться вопросы, связанные с числом 666 и концом света. До того времени в православной среде им не уделялось такого внимания. Известно, что никто из святых отцов не учил, что это число как таковое и есть печать самого антихриста.

http://azbyka.ru/apokalipsis/meletij-mit...

Евангелисты Матфей, Марк и Лука, а также апостол Павел оставили нам в своих писаниях сведения об установлении Господом Иисусом Христом таинства причащения, когда Он на Тайной вечере «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; ср. Мк. 14:22–24 ; Лк. 22:17–20 ; 1Кор. 11:23–25 ). Но как благословлял Иисус Христос хлеб и кого Он благодарил, держа в руках чашу вина, и что при этом говорил, ни один из апостолов не сообщает. Полное молчание апостолов о действиях и словах Господа, которые нам, современным христианам, представляются особенно важными, может быть объяснено только тем, что как для самих апостолов, так и для тех христиан, к которым непосредственно обращены были их писания, этот образ благословения хлеба и содержание благодарения были так хорошо известны, что не было нужды писать о них подробно. Они могли быть широко распространены вместе с другими благочестивыми «преданиями старцев» относительно вкушения пищи, о которых упоминает евангелист Марк ( Мк.7:3–4 ). Известно, что еще до Рождества Христова один из современников Ирода Великого раввин Гиллель предпринимал попытку систематизировать бытовавшие в его время в традиции устной передачи религиозные «предания старцев». Позднее раввин Акиба (умер в 135 году) и его ученик раввин Меир записали большую часть этих преданий, а во второй половине того же II века раввин Иуда Ха-Наси (умер около 194 года) кодифицировал все записанные предания 1 . Возникшая таким образом основная часть Талмуда Мишна сохранила до нашего времени многие молитвы евреев, в том числе и застольные, а также указания на благочестивые обычаи и порядки различных трапез, по своей давности восходящие еще ко времени устной передачи «преданий старцев». На основании этих сведений Талмуда и сообщений апостолов о Тайной вечере можно получить достаточно ясное представление как о ритуале Тайной вечери в целом, так и о том благословении и благодарении, которые совершал над хлебом и вином Иисус Христос .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Жизнь Апостола Павла I. Апостол Павел пред своим обращением II. Обращение III. Апостольское служение Павла Прибавление Пособия для изучения жизни Апостола Павла: О послании Святого Апостола Павла к Римлянам Время написания Цель написания Подлинность Содержание Текст послания Толкователи послания Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16     Жизнь Апостола Павла В жизни Апостола Павла нужно различать: 1) его жизнь, как иудея и фарисея, 2) его обращение и 3) его жизнь и деятельность, как христианина и апостола. I. Апостол Павел пред своим обращением Павел родился в Киликийском городе Тарсе, находившемся на границе между Сирией и Малой Азией ( Деян 21:39 ). Он был еврей из колена Вениаминова ( Рим.11:1 и Флп.3:5 ). Имя его первоначальное было Савл или Саул, и дано было ему, вероятно, в память о первом царе еврейском, происходившем из колена Вениаминова. Родители Савла принадлежали, по убеждениям, к фарисейской партии, которая отличалась строгою исполнительностью по отношению к закону Моисееву ( Деян 23:6 ; ср. Флп 3:5 ). Вероятно, за какие-нибудь заслуги отец или дед Ап. Павла получил права римского гражданина – обстоятельство, оказавшееся небесполезным для Ап. Павла во время его миссионерской деятельности Деян.16:37 и сл.; Деян. 22:25–29, 23:27 ). Язык, на котором говорили в семье Павла, был, без сомнения, общеупотребительный тогда в иудейских общинах Сирии – сиро-халдейский. Между тем несомненно, что Савл, еще будучи мальчиком, ознакомился довольно хорошо и с греческим языком, на котором говорило большинство жителей Тарса – греков 1 . Тарс, во времена Ап. Павла, был в отношении к образованности жителей соперником Афин и Александрии, и Апостол поэтому едва ли, при своей талантливости и любознательности, мог пройти мимо греческой литературы, не ознакомившись с нею. По крайней мере, на основании его посланий и речей можно заключить о его знакомстве с некоторыми греческими поэтами. Первая цитата, какую он делает из греческих поэтов, принадлежит киликийскому поэту Арату и встречается также у Клеанфа – это именно слово: «мы – Его рода!» ( Дeяh XVII,28 ). Вторая заимствована у Менандра ( 1Кор.15:33 ), третья – у критского поэта Эпименида ( Тит 1:12 ). За вероятность гипотезы о его некотором знакомстве с греческой литературой говорит и то обстоятельство, что Апостолу приходилось выступать со своими речами пред образованными афинянами, а для этого он должен был хотя несколько ознакомиться с их религиозно-философскими воззрениями, поскольку они выразились в поэтических творениях греческих мыслителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ЖИЗНЬ ЗЕМНАЯ Что такое вся жизнь моя? Это самая ничтожная мера времени или, если говорить пространственным выражением, каждый день жизни моей есть короткая пядень. И я думаю, что мне долго жить на свете, не помышляю о нескончаемой, недвижимой, неизмеримой вечности (2). Жизнь наша в руках Божиих: мы не можем расчислить наверное, будем ли живы завтра. Мы – слабое и мимолетное творение; наша жизнь как пар, на короткое время являющийся и потом исчезающий. Какое побуждение к тому, чтобы всякой минутой жизни пользоваться благоразумно, дорожа временем ( Еф. 5:16 ), по апостолу (2)! Самая большая часть людей обыкновенно думает, что они живут в этой жизни для себя самих, для своих родных, для общества – и только: дальше и выше они не простирают цели своей жизни. Но этот взгляд на жизнь – очень ограниченный и неблагоприятный для настоящей жизни. Где при таком взгляде поощрение для веры и добродетелей, для добросовестного исполнения общественных, даже семейных обязанностей? «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» ( 1Кор. 15:19 ). Между тем пресвятая мать наша небесная на земле – Церковь – и избраннейшие люди живые веруют и твердо исповедуют, что на земле, сколько бы кто ни жил, «никто... не живет для себя, и никто не умирает для себя» ( Рим. 14:7 ), но живет или умирает для Господа, как раб Господину, Который дал ему и жизнь, и силы, и имение, и все, что мы вполне принадлежим своему Господу. Если и падаем, то Ему же падаем, если стоим – Ему стоим (2). Что за жизнь наша на земле? Мы не живем, а бредим сознательно или бессознательно, волей и неволей. Когда же мы будем действительно жить и служить Богу, всячески нам служащему и угождающему безчисленными благами жизни, всякой помощью, всякими исцелениями, утешениями, предупреждениями и всяким хранением, милованием, прощением грехов наших? Когда мы будем мыслить, чувствовать, говорить, предпринимать и делать богоугодно, разумно, спасительно? Все наши страсти греховные не бред ли наш, не суета ли? (4)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010