Дав повеление строить храмы, Господь указал и на значение их, как местах особого присутствия Его. Так, когда скиния была устроена, то «покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» ( Исх. 40:34 ); равным образом, когда был построен храм Соломонов и в него был внесен ковчег завета, то «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ). После же освящения храма Господь явился Соломону и сказал: «Я услышал молитву твою... Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» ( 3Цар. 9:3 ) Ввиду такого значения храма не только ветхозаветные праведники, но и Сам Христос и Его св. апостолы относились к нему с глубоким почтением и благоговением. Давид, напр., говорил: «одного просил Я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святый храм Его» ( Пс. 26:4 ); «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму твоему в страхе Твоем» ( Пс. 5:8 ). Спаситель во время Своей земной жизни часто посещал храм иерусалимский (Мф. 26:55; Лк. 19:47 ), смотрел на него, как на место присутствия Божия, почему говорит: «клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем» ( Мф. 23:21 ), и, видя его осквернение торжниками, изгнал последних, сказав: «дом Мой домом молитвы наречется для всех народов, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мк. 11:17 ; ср. Лк. 19:40 ; Мф. 21:18 ; Ин. 2:16 ). Апостолы после воскресения Христова «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк. 24:53 ; Деян. 2:46 ); ап. Павел также приходил «в Иерусалим для поклонения» ( Деян. 24:11 ) «и молился в храме» (–22:17). Относясь с уважением к иерусалимскому храму и посещая его, апостолы, а затем и первые христиане собирались для совершения богослужения в особо назначенные и приноровленные для того дома ( Деян. 12:12 и др.), которые назывались церквами ( Деян. 11:26 ) и строго отличались от обыкновенных жилищ, так что, кто позволял в них обыкновенные действия, подвергался обличению ( 1Кор. 11:18,22; 14:34,35 ). Впоследствии христиане стали собираться в катакомбах, где были устроены особые подземные церкви или храмы, сохранившиеся доселе, по образцу которых, между прочим, и начали устраиваться храмы Божии. Эти храмы будут существовать у христиан до конца мира и второго пришествия Христова, так как ап. Павел пишет, что «в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ), антихрист, который явится пред вторым пришествием Христовым и будет убит Господом Иисусом Христом (–ст. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Деян.6:1 ). И примечательно, что такого общения имуществ не видно в других христианских обществах, основанных апостолами, кроме первого иерусалимского общества. Может быть, неудобства сего, испытанные в сем обществе, и отклонили апостолов, при учреждении других обществ, от мысли вводить обычай подобного общения имуществ, и они в своих писаниях только убеждали к христианской благотворительности и взаимной братской любви, не принимая на себя обязанности – учреждать общие кассы, а по временам собирая лишь милостыню для бедных церквей и передавая ее ( Деян.11:29–30 ; 1Кор.16:1 и др.). 46. И каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 47. Хваля Бога, и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. Каждый день единодушно пребывали в храме: ежедневно неопустительно присутствовали при храмовом иудейском богослужении. Внешнее богослужение первохристианского общества до времени не отделялось совершенно от иудейского храмового, как богоучрежденного и святого. Христианство не составляло секты в иудействе, а было исполнением, совершением истинного иудейства. Все храмовое богослужение основано было на идее о Мессии; в этом иудейство было одинаково с христианством, только христиане веровали в уже пришедшего Мессию – Господа Иисуса из Назарета, а иудейство оставалось в ожидании Мессии. Из этого необходимо должно было возникнуть у христиан и богослужение, отличное от иудейского, но только со временем, и такое действительно возникло; начатки его были уже и тогда (см. прим. к ст. 42), но до времени христиане посещали и храмовое иудейское богослужение. «Они с великим дерзновением ежедневно приходили во храм и пребывали в нем. Так точно немного после поступают и Петр с Иоанном ( Деян.3:1 ): потому что они не отвергали еще ничего иудейского; да и самое почтение к месту переходило к Владыке храма» (Злат.). – Преломляя по домам хлеб и пр.: см. прим. к ст. 42. Это преломление хлеба и принятие пищи есть совершение таинства Евхаристии и общее участие в следовавших затем трапезах любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

И в других местах Священного Писания мы видим ту же реальность, когда говорится, например, что «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» ( Деян.2:47 ). Это вполне конкретная, видимая Церковь . Люди знали, что если ты хочешь стать христианином, то ты должен прийти к этому сообществу и креститься, ты должен быть вместе со всеми. И, как это хорошо описывается там же, все христиане «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). И, кстати, именно потому, что Церковь апостольская была видима, ее и можно было гнать – «в те дни произошло великое гонение на Церковь » ( Деян.8:1 ), и еще не обратившийся Савл «жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» ( Гал.1:13 ). А как можно подвергать гонению невидимую Церковь ? Стоит напомнить и слова Писания о причащении Телу и Крови Христовых: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). То есть Евхаристия в Церкви будет совершаться от времен апостольских и вплоть до Второго Пришествия Христа, «доколе Он придет». А преломление хлеба, как называется в Писании Евхаристия, – это то, что совершается видимым образом. И чаша, и вино и хлеб, предложенные для пресуществления, и само причащение Телу и Крови Христовым происходит видимым и осязательным образом. В «невидимой Церкви» это все просто невозможно. «Теория ветвей» противоречит словам Господа, сказавшего, что будет у Него «одно стадо» ( Ин.10:16 ). Надо сказать, что в протестантском мире есть еще одна теория, которая пытается снять проблему, о которой мы говорим. А именно «теория ветвей». В отличие от «теории невидимой церкви», которая пытается придумать некое мистическое единство отдельных индивидов вопреки разделениям между церквами, к которым они могут принадлежать, «теория ветвей» объявляет сами по себе разделения и различия между христианскими конфессиями неважными и утверждает, что все, кто называет себя христианами: и протестанты разных толков, и католики, и православные, и монофизиты, – все вместе составляют эту единую Церковь Христа как ветви единого древа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И уже не будут учить друг друга, брать брата, и говорить: «познайте Иегову», ибо все они будут знать Меня от малого до великого, потому что Я прощу вину их и греха их уже не буду помнить» (ст. 27–34). Подобные же утешительные обетования произнесены пророком еще при Иосии и Иоакиме. Во дни Иосии увещевая отпавших детей признать вину свою и возвратиться к Иегове, пророк говорит, что если бы они рассеяны были по одному в городе, и по два в племени, то Бог взял бы их по одному из города и по два из племени и привел на Сион, что Он даст им пастырей по сердцу своему, и будут пасти их умно и рассудительно; и когда они размножатся на земле, во дни те не будут более чувствовать нужды в ковчеге завета или жалеть об утрате его; так как весь Иерусалим будет престолом Иеговы, и средоточием истинного Богопочтения для всех народов мира (31:14. и дал.). Обращение язычников к истинному Богу пророк предсказывал также при Иоакиме. «К Тебе (Господи) придут народы от краев земли и скажут (о своих богах: нет, это не боги, и узнают, что имя Твое Иегова» (16:19–21.). Тогда же пророк предсказывал Египту, что после опустошения его Халдеями он будет населен как в прежние дни (46:26); Моаву, Едаму, что в последние дни плен их будет возвращен (48: 47, 49:38). Мы знаем, что все дни обетования, как для язычников, так и для Иудеев исполнились отчасти по разрушении Халдейской монархи, когда Кир дал позволение возвратиться в отечественные земли не только Иудеям, но и соседним с ними языческим народам, переселенным Навуходоносором; когда Иерусалим снова сделался средоточием истинного богопочитания и многое из язычников принимали здесь веру в истинного Бога; когда вразумленные тяжким испытанием Иудеи искренне обратились к Богу и глубже приняли в сердце учение закона, верные хранили условия завета; когда самой утратой ковчега завета Бог приготовляет их к мысли о новых, более духовных отношениях к Нему; когда из среды их являлись такие достойные вожди, как 3оровавель, Иисус, Ездра, Неемия и благочестивые Маккавеи. Но надобно смежить очи свои, чтобы не видеть, что все сии утешительные предсказания пророка вполне и окончательно исполнились с явлением Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. Он-то есть пастырь добрый, который привел во двор овчий овец, не бывших от двора сего, из рук которого никто же восхитит овец ( Ин.10 .); Он – мудрый и правосудный царь из потомства Давидова, положивший основание духовному царству (сл. Мф.1 ; Лк.3 ; Ин.18:36–37 ). Он своей смертью сделал Иерусалим столько же священным, сколько был священ ковчег завета, утвердил новый завет, совершил дело примирения людей с Богом, спас их от грех их ( Мф.1:21 .), и таким образом сделался нашей правдой от Бога, освящением и избавлением ( 1Кор.1:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Изначально уготованный для вечного бытия (см. Прем.2:23–24 ), человек становится смертным. «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех» ( Сир.40:1 ). В христианской традиции особое внимание обращается на факт грехопадения прародителей. Адам создан по образу и подобию Божию, но олицетворяет человека в его плотской, слабой, греховной ипостаси, человека тленного, т.е. смертного. Таким он будет, пока не одержит победу Новый Адам — Христос. «…Как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут…» ( 1Кор.15:21–22 ). «…Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (15:45, 47–49). Адамова глава АДАМОВА ГОЛОВА: АДАМ; БРЕННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ Иносказательно — череп; эмблема, изображающая череп с двумя скрещенными под ним костями, предупреждает о смертельной опасности. Знак смертности, тленности человека. В иконографии череп и кости Адама нередко изображаются у основания Креста, на котором, «смертию смерть поправ», был распят Христос. По преданию Адам погребен именно на Голгофе. Адамово яблоко АДАМОВО ЯБЛОКО: АДАМ; ДРЕВО ПОЗНАНИЯ; ЕВА; ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД Образность выражения давно стерта, оно употребляется преимущественно в прямом значении, как синоним существительного «кадык». Восходит к сюжету о запретном плоде, который по наущению Евы съел Адам (см. Быт.2:16–17, 3:1–3, 11–12 ). Свидетельство поступка Адама — округло выступающее возвышение на мужском горле, вечно напоминающее о «вставшем поперек горла» запретном плоде (яблоке). Адамовы времена (веки) АДАМОВЫ ВРЕМЕНА (ВЕКИ): АДАМ; ОТ АДАМА; ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА; РАЙ Начальный период истории человечества; глубокая древность, незапамятные времена. История сотворения и жизни Адама (первого человека на земле) изложена в: Быт.2:7,15–25, 3, 4:1, 5:1–5 . Алчущие и жаждущие

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Мы же посвящаем изображения истинному Богу – воплотившемуся, и рабам Божиим, и друзьям, прогоняющим полки демонов. XVIII. Если же говоришь, что блаженный Епифаний 46 открыто запретил употребляющиеся у нас изображения, то узнай, что эта книга – подложна, так как кто-либо иной воспользовался именем божественного Епифания, что [вообще] часто случается. Ибо этот Отец не противоборст­вует соотцам, так как все они соделались причаст­ными одного Святого Духа. И свидетель этого – Церковь , которая была украшаема иконами до тех пор, пока против нее не восстали некоторые и не привели в замешательство стада Христова, покусившись напоить народ Божий грязным гу­бительным напитком. XIX. Если я поклоняюсь и почитаю, как при­чины спасения, крест, и копье, и трость, и губку, при посредстве которых богоубийцы-иудеи над­ругались над Господом моим и убили, то почему не буду поклоняться иконам, которые с благою целью приготовляются верными для славы и воспоминания Христовых страданий? Если покло­няюсь изображению креста, устроенному из ка­кого бы то ни было вещества, то почему не буду поклоняться изображению Распятого, Который и показал спасительную силу креста? О бесчелове­чие! А что не веществу поклоняюсь, ясно; ибо ко­гда бывает разрушено изображение креста, соору­женного, если бы случилось, из дерева, то дере­во я предаю огню, равным образом и вещество икон 47 . XX. А что изобретение икон и поклонение им не есть дело недавнее, а древнее предание Церкви, бери множество мест из Писания и Отцов. В святом Евангелии от Матфея Господь, ублажая Своих учеников и с ними всех тех, кто живет по их образцу и идет по их следам, говорит следующее: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:16–17 ). Поэтому и мы сильно желаем увидеть, в какой мере увидеть можно. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло и гадательно» ( 1Кор.13:12 ), и на иконе и считаем себя блаженными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Мы молим, чтобы воля Божия была как на небе, так и на земле; то и другое необходимо для совершенного нашего спасения. Имея тело из земли, а дух с неба, мы – и земля, и небо; посему-то и молимся, чтобы воля Божия была в том и другом, т. е., и в теле, и в духе. Ибо, между плотью и духом, когда между ними нет взаимного согласия, происходит ежедневная брань и борьба, так что мы делаем не то, что хотим; – дух хочет небесного и Божественного; а плоть желает земного и мирского. А потому, мы усердно просим, чтобы, при помощи и содействии Божием, водворилось согласие между сими мастями нашего существа; дабы через исполнение воли Божией в духе и плоти, спаслась душа, возрожденная Богом. Это ясно и очевидно изобразил Апостол Павел: плоть, говорит он, желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:16–23 ). Посему, мы ежедневно и непрестанно молим Бога, чтобы воля Его была в нас и на небе, и на земле; ибо такова воля Божия, чтобы земное уступало небесному, и чтобы духовное и Божественное всегда преимуществовало. Впрочем, братия возлюбленные, это прошение можно еще и так разуметь, что, поскольку Господь заповедует и увещевает любить самых врагов и молиться за тех, кои гонят нас ( Мф.5:44 ); то мы молимся здесь и о них, так как они еще земля, и еще не начали быть небесными, чтобы и в них была воля Божия, которую Христос совершил, спасая и восстановляя человека. Ибо, если Он учеников Своих наименовал не землею, а солью земли ( Мф.5:13 ), и, если Апостол первого человека называет перстным от земли, а второго – небесным ( 1Кор.15:47 ), то и мы, которые должны быть подобны Богу Отцу (Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ), по увещанию Христову, справедливо поступаем, когда просим и молимся о спасении всех; дабы, как на небе, т. е., в нас, через веру нашу, совершалась воля Божия, чтобы быть нам небесными; так и на земле, т. е., в неверующих, была воля Божия, чтобы они, будучи земны по первому рождению, родившись водою и Духом, начали также быть небесными.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

На иконах «Спас Великий Архиерей», эта идея акцентируется сильнее . Там на фоне Креста с Распятым и четырехугольника с символами Евангелистов, частично перекрывающим сцену Распятия, пишется Господь Саваоф – в архиерейском облачении: крещатом саккосе, омофоре и митре. Правой рукой Он благословляет, а в левой держит ножны меча; на его лоне, в мандорле, расположенной на херувиме, обозначен Христос: в образе юноши, в доспехах и с мечом в руке; Распятию предстоят архангелы Михаил и Гавриил с орудиями страстей в руках; вся эта композиция заключена в сферу со звездами; вверху, над сферой со звездами, виднеется сегмент Небесной сферы. Раскрывая символику этого сложного визуального языка, получаем такую трактовку: Меч в руке Христа – оружие против диавола, символ власти и суда. Пустые ножны и благословляющий жест Господа Саваофа свидетельствуют о том, что власть вершить Правду и Суд дарована Сыну по человеческому естеству, и также о том, что Крестная Жертва не есть Жертва удовлетворения гневу Отца, а есть Жертва любви: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» ( Ин. 29:17 ). Так как любовь Бога Отца – это не ипостасное, а природное свойство, и оно равно принадлежит всем трем Божественным Лицам, и то и Крестная Жертва явила любовь к человеку всех трех Божеских Лиц. X. Наряду с тем, что Крест, в Православной иконографии, символизирует Жертвенник, он же символизирует и древо жизни. И этим фактором вновь даётся место противопоставлению ветхого Адама Новому Адаму – Христу: « ...первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий... Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба» ( 1Кор. 15:45,47 ). Как ветхий Адам через вкушение плода от древа произвел всеобщую смерть, так Новый Адам через Крестное древо даровал людям вечную жизнь: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили... Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» ( Рим. 5:12,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Но это не может считаться подтверждением того лжеучения, что Дух Святой вообще подается без таинств, что видимые действия при этом не нужны. Тогда, во время первой проповеди апостола Христова язычникам, был случай, никогда не повторявшийся, при обстоятельствах единственных. Апостол Петр не только не расположен был сообщать язычникам дары Святого Духа, но даже считал запретным для себя и сближение с ними (ст. 2:8). Только по особому откровению от Бога (ст. 11–16,28) решился он прийти к ним и благовестить им то слово, которое, как говорил он, «Бог послал сынам Израилевым» (ст. 36). Посему он сам по себе не решился бы сподобить язычников таинства возложения рук (миропомазания). И вот Дух Святой изливается на его слушателей без его участия, и вообще без человеческого посредства, подобно тому, как в день Пятидесятницы излился на самих апостолов (10:47; 11:15). Но такое сообщение духовного дара составляет здесь исключение и не только в том отношении, что происходит без участия апостола, но еще и в том, что оно совершилось раньше крещения водою. Все это произошло для научения ап. Петра и прочих апостолов той истине, что спасение уготовано Христом не только для иудеев, но и для язычников, что слово истины посылается Господом всему миру. Когда ап. Петр увидел, что Господь ниспослал дому Корнилия благодатный дар второго таинства, тогда он не усомнился совершить над ним первое таинство, крещение водою, считая оное равно необходимым для всех, даже и для получивших дар Св. Духа. Он говорил: «кто может запретить креститься водою тем, кто, как и мы, получили Святого Духа» (ст. 47)? Отсюда усматривается безусловная необходимость водного крещения. Ст. 48. Повеле им креститися во имя Иисус Христово. Что значит «креститься во имя Иисуса Христа»? Это значит «креститься согласно заповеди и повелению Христа» (как «креститься в Моисея» значило пройти сквозь облако и море под водительством и начальством Моисея, 1Кор. 10:2 ). Но Христос повелел апостолам крестить всех во имя Святой Троицы ( Мф. 28:19 ), а посему крещение по заповеди Христа (во имя Его) есть крещение во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Он есть «великий священник над домом Божиим» (10:21), «милостивый и верный первосвященник пред Богом для умилостивления за грехи народа» (2:17), «посланник (апостол – греч.) и первосвященник исповедания нашего» (3:1), «великий первосвященник» (4:14), «первосвященник святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (7:26), «первосвященник будущих благ» (9:11). Этот первосвященник воссел одесную престола величия на небесах (8:1). Со всей силой здесь священство Христово противопоставляется священству по чину Ааронову с его временностью и относительностью. Основное же определение первосвященства Христова таково, что Он «наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседекову» (5:10), причем Он пребывает «священником воочию навсегда» ( Евр. 7:3 ). Надо остановиться на смысле этого определения. Каково же здесь это значение вечности первосвященнического служения Христова? Является ли это служение Христово онтологически акцидентальным, которое лишь принято как средство, даже одно из средств, так что его могло бы и не быть? Однако оно непосредственно связано с Вочеловечением Господа с небес: 1Кор. 15:47 , «сшедший с небес Сын Человеческий сущий на небесах» ( Ин. 3:13 ), Первообраз Адама первого. Вочеловечение Господа в Его сошествии с небес есть осуществление Его образа в творении, в Богочеловеке, как Сыне Божием – Сыне Человеческом. Отсюда необходимо заключить, что в человеке нет и не может быть ничего онтологически нового, что бы не было в первообразе небесном. А, следовательно, Его первосвященство вечное должно быть понято в свете первосвященства Сына Божия в небесах. «По подобию Мелхиседека восстает священник иной, который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей, ибо засвидетельствовано: «Ты – священник вовек по чину Мелхиседекову» ( Евр. 7:16–17 ). И там же явление Мелхиседека истолковывается так, что этим истолкованием он выводится вообще за пределы земной жизни: «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (7:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010