Из всего сказанного и особенно из ожидаемого преображения самой природы (κτσις), мы заключаем, что понятие «слава» есть более общее понятие, чем понятие σρξ. Σρξ есть только материя тела, организованная, – материя, связанная с душевною жизнью, – вне тел человека и животных нет σρξ. Световая же субстанция «славы», напротив, есть не только материя тела, но образ проявления всех небесных вещей. Для сравнении обеих нами рассмотренных материй (σρξ и δξα) земного и небесного мира наилучшее основание представляет 1Кор.15:39 и след. Как σρξ не одинакова, но бывает весьма различна, так и δξα не будет световым облаком, сглаживающим все индивидуальные различия, но будет резко и определенно выражать различие существ во внешнем виде ст. 39: «не всякая плоть... такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» и ст. 41: «иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, – так и при воскресении мертвых» (ст. 41). Весьма поучительны также стихи 42 и 43: «сеется в тлении, востает в нетлении, сеется в уничижении, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе». Σρξ – плоть подвержена φϑορ –тлению, в этом искажающем процессе тления, который делает ее предметом отвращения, заключается ее бесчестие (τιμα), как равно обнаруживается в смерти и тлении печальнейшим образом ее слабость (σϑνεια), ибо, отсюда ясно, что она в себе самой не имеет никаких жизненных сил. Небесной телесности, напротив, свойственно нетление (φϑαρσα), честь или блеск – δξα (вследствие уже констатированного колебания значения слова δξα в этом месте) и в особенности сила (δναμις), – могущество. Это свойство «славы» (световой материи), как соединения блеска и силы, выступает ясно во многих других местах Кол.1:11 ; «укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его», – Еф.3:16 : «да даст вам по богатству славы своей крепко утвердиться Духом Его», – 2Сол.1:9 : «неведущие Бога примут погибель вечную от славы могущества Его». Сюда относится также место в Рим.6:4 , где говорится, что Христос востал от мертвых вследствие пребывающей в славе силы жизни: «Христос воскрес из мертвых славою Отца». Если мы желаем ясно представить себе это соединение света и силы, то должно только обратить внимание на солнечный свет, который также заключает в себе жизненные силы для земного творения, – или на разрушительную силу блистающей молнии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Сам он говорит о себе: «для немощных был я как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайей мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» ( 1Кор.9: 22.23 ). И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему назидати и дати вам наследие во освященных всех. «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными». После того, что сказал Апостол о трудных обязанностях пастырского служения и об опасностях, предстоящих пастырям в будущее время, он, к успокоенью своих братий – учеников, говорит: «и ныне предаю вас, братия, Богу, поручаю вас Божескому попечению и покровительству и слову благодати Его, т.е. ученью или водительству благодати, могущему назидать и совершенствовать вас более и более ( Кол.2:7 ;Иуд. ст. 20), и дать вам наследие со всеми освященными, доставить вам вечную жизнь и блаженство со всеми святыми, со всеми праведниками, или со всеми истинными христианами. Как ни труден подвиг пастырского служения, но Бог, призывающий к сему служенью, всемогущ, и Его благодать всесильна; во всех трудных обстоятельствах подкрепляет Он верных подвижников Христовых и несомненно приведет их к последней цели земного делания, к наследию вечной жизни, если только сии до смерти пребудут верны Господу ( Апок.2:10 ). Сребра или злата или риз ни единого возжелал. 34. Сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руцы мои сии. Опять Апостол обращается к собственному примеру, который столько знаком был его ученикам, как к правилу, самым понятным образом раскрывающему внушаемую истину. Желая предохранить их от корыстолюбия и соединенных с ним пороков. Павел говорит: «ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал. Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии». Слушатели Павла это знали и видели сами, как учитель их трудился и трудами рук своих добывал необходимое для себя и для своих спутников ( Деян.18: 3 ; 2Сол.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Сокращенные обозначения книг Писания Ветхий Завет Быт – Бытие Исх – Исход Лев – Левит Чис – Числа Вт – Второзаконие Нав – Книга Иисуса Навина Суд – Книга Судей израилевых Руф – Книга Руфи 1Цар – Первая книга Царств 2Цар – Вторая книга Царств 3Цар – Третья книга Царств 4Цар – Четвертая книга Царств 1Пар – Первая книга Паралипоменон 2Пар – Вторая книга Паралипоменон 1Езд – Первая книга Ездры Неем – Книга Неемии 2Езд – Вторая книга Ездры Тов – Книга Товита Иудиф – Книга Иудифи Есф – Книга Есфири Иов – Книга Иова Пс – Псалтирь Пр, Притч – Притчи Соломона Ек, Еккл – Книга Екклезиаста, или Проповедника Песн – Песнь песней Соломона Прем – Книга Премудрости Соломона Сир – Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова Ис – Книга пророка Исаии Иер – Книга пророка Иеремии Плач – Плач Иеремии Посл Иер – Послание Иеремии Вар – Книга пророка Варуха Иез – Книга пророка Иезекииля Дан – Книга пророка Даниила Ос – Книга пророка Осии Иол, Иоил – Книга пророка Иоиля Ам – Книга пророка Амоса Авд – Книга пророка Авдия Ион – Книга пророка Ионы Мих – Книга пророка Михея Наум – Книга пророка Наума Авв – Книга пророка Аввакума Соф – Книга пророка Софонии Агг – Книга пророка Аггея Зах – Книга пророка Захарии Мал – Книга пророка Малахии 1Мак – Первая книга Маккавейская 2Мак – Вторая книга Маккавейская 3Мак – Третья книга Маккавейская 3Езд – Третья книга Ездры Новый Завет Господа Иисуса Христа Святое Евангелие Мф – От Матфея святое благовествование Мк – От Марка святое благовествование Лк – От Луки святое благовествование Ин – От Иоанна святое благовествование Деян – Деяния святых апостолов Соборные послания апостолов Иак – Послание апостола Иакова 1Пет – Первое послание апостола Петра 2Пет – Второе послание апостола Петра 1Ин – Первое послание апостола Иоанна 2Ин – Второе послание апостола Иоанна 3Ин – Третье послание апостола Иоанна Иуд – Послание апостола Иуды Послания апостола Павла Рим – Послание к Римлянам 1Кор – Первое послание к Коринфянам 2Кор – Второе послание к Коринфянам Гал – Послание к Галатам Еф – Послание к Ефсянам Флп – Послание к Филиппийцам Кол – Послание к Колоссянам 1Фес, 1Сол – Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 2Фес, 2Сол – Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) 1Тим – Перове послание к Тимофею 2Тим – Второе послание к Тимофею Тит – Послание к Титу Флм – Послание к Филимону Евр – Послание к Евреям От, Откр, Апок – Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

В частности, обновляется ум человека и его познавательно-мыслительная сила ( Рим.12:2 Кол.3:10 ) чрез усвоение себе ума ( 1Кор.2:16 ), мыслей и всего вообще духовного строя Спасителя ( Флп.2:5 ), – в нем живет Христос, Божия премудрость ( Гал.2:19–20 , – 1Кор.1:24 ), – он мыслит по Христу, в Коем обитает вся полнота божества телесно (сообразно богочеловечеству Спасителя), а не по немощным и бедным стихиям мира сего, как это свойственно теперешнему человеку ( Гал.4:3–9 Кол.2:8–20 ). С возвышением нашего духа над временно-пространственными формами бытия и мышления, прекратятся пророчества, ибо не будет различия между прошедшем, настоящим и будущим, – а с уничтожением вещественно-пространственных органов речи, перестанет языкоговорение и вообще человеческий язык. Упразднятся даже и самое теперешнее знание – частично-аналитическое, младенчески-несовершенное, гадательно-гипотезное, силлогизмное и посредственно-отражательное чрез ощущения, представления и понятия, – и перейдет в интуитивное, совершенное, полное, непосредственное, лицом к лицу и самоопознавательное, подобное нашему познанию самих. себя, след. и самодостоверное ( 1Кор.13:8–12 ). Вера перейдет в видение теперешних предметов веры и в умосозерцание новых ( 2Кор.5:7 ). Надежда сменится обладанием теперешних предметов ожидания (вечной жизни и др.) и перейдет в радостное устремление к новым, нам теперь недоведомым ( Рим.8:24–25 ср. Деян.24:14–15 , – Гал.5:5 мы духом от или вследствие веры ждем праведности, Флп.1:20 . Кол.1:5 , – 1Тим.1:2 , – 4:10. Тим.1:2, – 2:13, – 3:7. Евр.6:11–18 , – 1Ин.3:3 , – 1Пет.3:5 др.). Наконец любовь, как действенная и творческая сила ( 1Пет.4:8 , – 1Ин.2:5 , – 4:12–17), не подлежит качественным изменениям ( 1Кор.13:8 ), допуская только разные степени напряжения и энергии ( Еф.4:16 . Флп.1:9 , – 1Сол.1:12 , – 5:13, – 2Сол.1:3 Иуд.2 ), начиная от питания и грения каждым своей плоти ( Еф.5:29 ), любви к ближнему как к се6е самому, – к отцу, матери и пр. и кончая вселюбовью (всем сердцем, всею душою), к Богу ( Мф.22:37–39 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Явственно убо отсюда, что когда настали означаемые вещи, то праздны соделались предзнаменования. Но они проповедывали, что обрезание нужно ко спасению (Деян.15:1): и сие делали они охотно, видя, что таковым проповеданием избегают гонений неверных Иудеев. Достигши же сие учение их и даже до Галатов, многих из них расстроило. Почему Богоугодный Павел с горячайшею ревностию писал к ним против такового учения: и все послание его к ним клонится к опровержению сего душепагубного учения, а чтенная ныне часть оного ясно доказывает, что по пришествии Христовом излишне есть обрезание. Уразуметь же чтенные слова хорошо и полезно тем более, что даже доселе целый находится народ господствующий в Абиссинии, или Хамепесии, кои столь слепотствуют, что и по толико ясном учении Павла против обрезания, хотя веруют во Иисуса Христа и крестятся, но вместе и обрезываются по обычаю Иудейскому. А уразумение есть плод внимательного слушания толкования. Так мы предложим толкование: а вы послушайте оное со вниманием, да, уразумевши истолкованное, приимете плоды познания. Гал.6:11. Братие, видите, колицеми книгами писах вам моею рукою.    Что значит сие «колицеми книгами». Некоторые говорят, что сие означает великие писания, а другие, писания неблагообразные, потому что Павел не был хороший писец: другие же говорят, что сие означает многостишие послания, а иные, высоту мыслей (Феодорит. Злат. Феоф. и Икум. новейшие). «Писах», говорит, «моею рукою». Иные послания свои он сказывал, а другой оные писал, как явствует из сих слов, читаемых в послании его к Римлянам. «Целую вы аз Тертий написавый послание сие о Господе» (Рим.16:22): так же из сего слова, значащегося в первом послании к Коринфянам, в послании к Колоссаям, и во втором послании к Солунянам: «целование моею рукою Павлею» (1Кор.16:21; Кол.4:18; 2Сол.3:17). А сие было вместо подписи, и означало, что сии слова собственною рукою Павел писал, прочие же другой некто, почему и говорил: «еже есть знамение во всяком послании: сице пишу» (2Сол.3:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ещё больше видна несостоятельность крайне супранатуралистической теории из самого содержания и свойств Библии. Библия и в частности Новый Завет представляются Роте собранием книг, соединённых путём обыкновенного историко-критического опыта и происшедших через обыкновенную человеческую писательскую работу 47 . Возможно ли предполагать, что авторы их находились в состоянии чистой страдательности, что их продуктивная деятельность находилась в покое, что они были как бы перьями в руках Божьих 48 ? Напротив, апостолы совершенно ясно сознавали мотивы и цели своих Писаний (например, Лк. 1:1–4 ; Ин. 20:30–31 ; 1Ин. 1:1–4 ) и получали совершенно определённые поводы к ним в тех отношениях, в которых они стояли к большим христианским обществам, к отдельным лицам и потребностям времени (например, Рим. 1:11–15 ; Рим. 15:15–16 ; 1Кор. 1:11 ; 1Кор. 5:1 ; 1Кор. 7:1 ; 2Кор. 1:8 ; 2Кор. 2:1 ; 2Кор. 7:12 . 2Кор. 11:1 ; Гал. 3:1 ; Кол. 2:1 ; 2Сол. 2:1  и др. 49 . Из этих особых условий жизни, поводов и современных потребностей апостолы получали и содержание для своих Писаний. В своих исторических рассказах апостолы, по мнению Роте, шли тем же путём, как и обыкновенные историки, ссылаясь на источники и самосвидетельство ( Ин. 19:35 ; 1Ин. 1:1–3 ), заимствуя и из древних первоисточников дословно или с изменениями ( Лк. 1:1–3  и др.). Кто может признать здесь диктант Св. Духа? 50 Там же, где апостолы излагают отвлечённые религиозные истины, по учению Роте, они сообщают выводы из своего размышления и своего вдохновенного понимания великих событий Откровения Бога во Христе 51 . Даже у одного и того же писателя один и тот же вопрос рассматривается в различные времена и по различным побуждениям с разных сторон и точек зрения 52 . Свидетельства новозаветных писателей не просто суть свидетельства Св. Духа, но и свидетельства их внутреннего опыта, почерпнутые не только из вдохновения, но и из глубины человеческого духа, из скорбей унижения, из долгих годов обучения в духовной жизни 53 . Каждый из новозаветных писателей, притом, имеет свой собственный характерный способ писания и обнаруживает немало индивидуальных особенностей, нисколько, впрочем, не унижающих достоинство их произведений 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Он осквернён Тит. 1, 15 : «осквернены и ум их и совесть», – он обращается в «ум плоти» Кол. 2. 18 – выражение это выступит с большей ясностью в следующей главной части. Его первоначальная способность как бы прекратилась, его деятеленость – νοματα – как будто затвердели (омертвели): – «умы их ослеплены» (слав, «ослепишася помышления их») 2Кор. 3, 14 , и как бы погибли, как и сам ум: «тако истлеют разумы ваши». Человек, ум которого дошёл до такого состояния, как бы лишён ума Тит. 3, 3 : «мы были некогда не смыслены» ( ντοι). Однако ум способен к обновлению Римл. 12, 2 : «преобразуйтесь обновлением ума вашего», при чём это обновление происходит, если точнее сказать, в πνεμα, функцией которого является ум Ефес. 4, 23 : «обновиться духом ума вашего». Обновлённый ум называется «умом Христовым» 1Кор. 2.16 : «мы имеем ум Христов». Мы имеем, в силу обновления духа, такой ум, какой имел Христос, так как теперь в нашем уме опять действует божественный закон, как единственно определяющая норма, как это имело место у Христа. Так как все христиане имеют ум Христов, то должны они теперь твёрдо стоять в едином разуме 1Кор. 1, 10 : «да будете утверждены в том же разумении и в той же мысли» и они не должны отклоняться от этого ума 2Сол. 2, 2 : «не спешит колебаться умом». Всякий человек в сомнительных случаях должен поступать по божественному закону в своём уме, определяться к деятельности по собственному лучшему убеждению: «всякий поступай по удостоверению своего ума» ( Римл. 14, 5 ). Теперь, приступая к рассмотрению родов деятельности, усвояемых уму, мы должны иметь перед глазами следующее, уму приписывается всё то, в чём обнаруживается свободное. самодеятельное вмешательство человека в течение психической жизни. Функции, в которых это происходит, суть функции мышления и воли. Одной из важнейших и первых функций ума, в которых он проявляет свою свободу, есть удерживание из текущей реки психической жизни представлений с целью самостоятельной их обработки и включения в комплект уже существующих представлений (апперцепция).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

Оттого и вышло, что, несмотря на всю заботливость любвеобильнейших учеников Христовых об утверждении в вере просвещенных ими ею ( Гал. 3:1 . 1Сол. 2:7–12 ), между последними некоторые поколебались наконец в стоянии своем на единости веры ( Иуд. 1:19 ), перестали слушать здравое учение и уклонились в научения странна и различна ( Евр. 13:9 ), а с тем вместе отступили и от правого пути непорочной жизни о Христе ( Апок. 2:4,15. 3:1–3. 15:18 ). Тогда-то 217 св. апостолы, заботившиеся о просвещенных ими верою Христовою, как истинные родители ( 1Кор. 4:14 ), узнав об упомянутом состоянии их частию сверхъестественным ( Апок. 2:2 ), а частию и естественным путем ( Еф. 1:15 . Кол. 1:7 . Фил. 2:25, 4:18 ), долгом своим поставили озаботиться, чтобы божественное откровение сохранилось более точно и неизменно, и потому начали составлять писания и, по составлении, сообщать их, кому следовало, на утверждение в вере и ограждение от искажений ее ( Лк. 1:1–4 . Ин. 20:31 . 2Сол. 3:14 ) 218 . Христиане, к которым поступали писания эти, с радостью получали их и тогда же принимали их на руководство в вере и жизни своей, как произведения учеников Христовых, которым обетовано было: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего, глаголяй в вас ( Мф. 10:20 ), а с течением времени постарались даже составить из них один свящ. кодекс 219 . Посему – 1. Нисколько не удивительно, если св. отцы и писатели Церкви называли свящ. Писание правилом истины или веры. Не удивительно, если св. Ириней, например, обличая еретиков, преподававших учение, несогласное с учением св. Церкви, и ничего здравого сказать не могших, замечал, что они не стыдятся проповедывать вопреки правлу истины 220 , а св. Златоуст, поучая верных, что бедные преимуществуют пред богатыми и в духовных вещах, внушал: «Не безрассудно ли просто следовать мнению других в определении достоинства дел наших, – тогда как мы имеем для сего верные весы, верный образец и верное правло – суд и приговор божественных законов? Прошу и умоляю всех вас, не обращая внимания на то, как о сем мыслит тот или другой, узнавайте все сие из святых Писаний» 221 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Вера и любовь, соединенные между собою, образуют истинную праведность, основывающуюся на религиозности и из нее проистекающую, – ту живую спасающую веру, которая составляет сущность всех требований, адресуемых христианину ( Гал 5:6 ; 1Кор. 13:1 ; 2Сол. 1:3 ; Кол. 1:4 ; Ефес. 1:15, 3:17, 4:13–15 ). В соответствие этому, христианский проповедник, имея в виду высочайший образец единого истинного Небесного Учителя Господа Иисуса Христа, должен возвещать и разъяснять учение о Царствии Божием, и вместе с тем указывать путь к достижению этого Царства, и с возможной силой побуждать людей вступить на этот путь и неуклонно держаться на нем. Это будет односторонность, какая и замечалась в некоторые эпохи, когда христианские проповедники будут говорить только о предметах христианской веры (о церковных догматах), оставляя без внимания их практическую сторону, не показывая их влияния на успокоение и облагорожение, вообще на улучшение человеческой души. Так было, когда о догматах трактовали как о предметах богословской школьной учености, думали все исчерпать схоластическими определениями и разделениями понятий, и только в заключении проповеди делали некоторые практические применения, по систематической формуле, раз навсегда определенной. Но односторонностью будет и то, что начало господствовать в протестантстве после явления критической философии Канта, когда одно нравоучение делают предметом церковных проповедей. Те проповедники, которые подпадают опасной привычке выставлять на вид только нравственную сторону христианства, оставляя в тени положительное учение веры, незаметно для самих себя, доходят до того, что они вместо евангельской нравственности излагают простую общечеловеческую мораль. Добродетель, не основывающаяся на вере, не имеет надлежащих твердых опор, и потому является шаткой и не стойкой. Дух Евангелия и существо нашей духовной природы необходимо требуют, чтобы вероучение и нравоучение в речах христианского учителя-проповедника взаимно проникали одно другое. Не то это значит, что каждая проповедь церковного учителя должна иметь равное непосредственное отношение как к вероучению, так и к нравоучению.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

I. В отношении к внешнему виду В отношении к внешнему виду, – если уже при истории новозаветного текста надобно отказаться от возможности иметь под руками первоначальный текст и таким образом всю историю текста приходится строить на основании позднейших исторических данных, – в древнейшей истории текста исследованию подлежит частью самое письмо, частью разделение текста. а. Письмо (Scriptio) 1426 Новозаветные книги не все написаны были их писателями собственноручно, но отчасти может быть каллиграфами, в большей же части – переписчиками, которым диктовали писатели. Последнее известно о многих посланиях ап. Павла (ср. Рим. 16, 22 ; 1Кор. 16, 21 ; 2Сол. 3, 17 ; Кол. 4:18 ), между тем как другие Павловы послания (по крайней мере послание к Галатам, по Гал. 6:11 ) первоначально написаны были Павлом собственноручно. Вероятно новозаветные писатели писали свои книги, – как это было общеупотребительно в то время, – на египетском папирусе (ππυρος) чернилами и тростью 1427 , а для писем (посланий) употребляли самый тонкий род папируса, Августов папирус. Исписанные листки затем свертывались в трубку. Пергамент хотя и был известен 1428 , но для обыкновенного употребления был слишком дорог. Позднее впрочем переписчики писали 1429 Новый Завет на приготовленной для сей цели коже животных или на пергаменте, а еще позднее (когда пергамента сделался так редок, что уже начали изглаждать прежде написанное, чтобы заменить его вновь предназначаемым для письма), с 10 в. на бумаге из хлопка 1430 , наконец с 13 века – на бумаге из тряпья. Весьма важно то обстоятельство, что Новый Завет, как и вообще греческие писания древности, был писан, как доказывают даже еще и теперь новозаветные рукописи, без ударений, придыханий и подписной юты, без знаков препинания, без разделения слов и строк (serie continua), не курсивом, а прописными буквами. (Таким образом только то принадлежит к тексту, который подлежит исследованию критики, что писано прописными буквами, без слово-разделения, без знаков препинания и ударений).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010