Деян.18:3 . «И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал: ибо ремеслом их было делание палаток». Объяснение. Хотя сам апостол Павел и добывал себе пропитание деланием палаток, дабы не поставить какой преграды благовествованию: 1Кор.9:12 , но сам же и учил, что священнодействующие питаются от святилища: 1Кор.9:7:11, 13–14 , что наставляемый словом должен делиться всяким добром с наставляющим: Гал.6:6 ; а Сам Господь вот что говорил: Лк.10:7 . Первые христиане всё-таки принимали участие в нужде апостола Павла, и он за это их хвалил: Флп.4:14–16 ; 2Кор.11:8 . Чем же будут питаться священнослужители, занимающиеся одним своим делом священнодействия, если труд их не будет оплачиваем? Деян.20:33–35 . «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать». Объяснение. По поводу этого места Писания опять должно сказать, что хотя апостол Павел и приобретал необходимое для поддержания своей плоти пропитание своими руками, но тем не менее ни у себя лично, ни у других проповедников Христова учения не отрицал права пользоваться материальным содержанием от лиц, коим было проповедано учение: 2Кор.11:8–9 ; Флп.4:10–19 ; 1Кор.9:12 ; Мф.10:9 ; Гал.6:6 . 1Пет.5:1–2 . «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия». Объяснение. Словами: «не для гнусной корысти, но из усердия» – апостол Пётр не отрицает повеления Божия и друг. апостолов, священнодействующим питаться от святилища: 1Кор.9:7–14 ; Лк.10:7 , а лишь внушает, чтобы служители Церкви, получая содержание от неё, в то же время не были любостяжательны, корыстолюбивы, мздоимны, ибо таковые строго осуждаются: 1Тим.6:5 . Если бы священнослужителям за их церковный труд нельзя было брать платы, то не было бы на этот счёт прямого повеления: Гал.6 :б–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2. Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, потому что если бы совокупляющимся он запрещал молиться, то откуда бы взялось время для непрестанной молитвы? Следовательно можно и с женой совокупляться и молиться; но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: молитеся, но: да пребываете, потому что (брачное) дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. " А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана». Чтобы ты не подумал, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? «Чтобы не искушал вас сатана». А чтобы ты знал, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим». «Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я», в воздержании ( 1Кор.7:6–7 ). Так он часто поступает, когда поучает делам трудным, представляет в пример себя самого и говорит: «подражайте мне» ( 1Кор.4:16 ). «Но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор.7:7 ). Высказав сильное обличение в словах: «невоздержанием вашим», он опять ободряет их и говорит: «каждый имеет свое дарование от Бога», выражая не то, будто эта добродетель не требует нашего усилия, но, как я сказал, ободряя их. Если (воздержание) есть дар, и человек сам нисколько не содействует, то для чего он продолжает: «безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» ( 1Кор.7:8–9 )? Видишь ли благоразумие Павла, как он и показывает превосходство воздержания, и не делает принуждения тому, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падения? «Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Показывает, как велика сила похоти. А смысл слов его следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжжение, то избавь себя от труда и изнурения, чтобы тебе не развратиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

9 . Ты слышал это первое доказательство, выслушай и другое, также ясное: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня ( Пс.109:1 ). Господь Господу это говорит, не рабу, но Господу всего, Своему же Сыну, Которому все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все ( 1Кор.15:27 ), и проч., да будет Бог все во всем ( 1Кор.15:28 ). Единородный Сын есть Господь всех, Сын, Отцу послушный, не восхитивший господство, но естественно получивший его от Самовластителя. И Сын не восхитил, и Отец не отказывал в даянии. Сын Сам говорит: Все предано Мне Отцем Моим ( Мф.11:27 ) не так, как прежде не имевшему, и Я храню это тщательно, ничего не отнимая у Давшего. 10 . Итак, Сын Божий есть Господь, Господь, Который родился в Вифлееме иудейском, как Ангел возвестил пастырям: я возвещаю вам великую радость... ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:10–11 ). В другом месте некто из апостолов говорит о Нем: Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех ( Деян.10:36 ). Когда же Он говорит всех, то ничего не исключай из владычества Его, хотя бы то были Ангелы, или Архангелы, или Начала, или Власти (см. Кол.1:16 ; Еф.1:21 ), или иное что, называемое апостолами, сотворенных, – все находится под владычеством Сына. Он есть Господь Ангелов, как писано в Евангелии: Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему ( Мф.4:11 ), ибо не сказано, что помогали Ему, но: служили Ему, что означает рабское состояние. Когда Он восхотел родиться от Девы, тогда служил Ему Гавриил, вступив в свое достоинство для служения Ему. Когда Он восхотел идти во Египет, чтобы сокрушить рукотворенных богов Египетских, опять Ангел является во сне Иосифу. По распятии и воскресении Его Ангел благовествовал и говорил женам, как добрый служитель: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее... Вот, я сказал вам ( Мф.28:7 ). Как бы так сказал: я не нарушил повеления, подтверждаю, что это вам сказано, потому если вы сие презрите, то не я буду виновен, но презревшие. Итак, Сей Иисус Христос есть един Господь, о Нем и нынешнее чтение говорит: Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле... и проч., но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им ( 1Кор.8:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

«Печаль ваша, – говорит он, – не только не довела вас до раскаяния, как напрасно скорбевших, а напротив, сделала еще более заботливыми о себе». Потом показывает признаки тщания: «но ответ» ( «извинение») предо мною; «но негодование» на согрешившего; «но страх», – такое усердие и весьма скорое исправление показывали, что они очень устрашились. И чтобы не подумали, что он хвалит самого себя, смотри, как тотчас смягчил речь, сказав: «какое желание» ( «но вожделение»), – т. е. ко мне; – «но ревность», – т. е. к Богу; – «какое взыскание» ( «но отмщение»), так как вы наказали нарушивших закон Божий». «По всему вы показали себя чистыми в этом деле» ( «Во всем представисте себе чисты быти в вещи»), то есть, не только тем, что сами не посмели (сделать такого же преступления), – в чем не было сомнения, – но и тем, что сделавшему не потворствовали. Так как в первом послании он сказал – «И вы возгордились» ( 1Кор.5:2 ), то здесь говорит: «вы очистили себя и от этого подозрения, когда не только не похвалили согрешившего, но и выразили ему ваше порицание и негодование». «Если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного» ( «Аще бо и писах вам, не обидевшаго ради, ниже обидимаго ради») ( 2Кор.7:12 ). Чтобы не сказали: «зачем же ты обличаешь нас, когда мы чисты в этом деле?», – (апостол), имея в виду такое возражение и предупреждая его, и употребил приведенные слова: «не жалею, хотя и пожалел было». «Я, – говорит, – весьма далек от того, чтобы раскаиваться теперь в написанном вам тогда; напротив, я более раскаивался тогда, нежели теперь, когда вы показали себя исправными». Видишь ли опять его уменье состязаться и принуждать к согласию? Видишь ли, как речи своей он дал противный оборот? Чем думали пристыдить его, именно как бы напрасными порицаниями, в виду (оказанного ими) успеха, тем самым он доказывает, что в праве был поступить с ними так свободно. Он не отказывается уже смело говорить им и приятное, когда это стало возможно. Прежде он говорил, что «совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею " ( «прилепляяйся сквернодейце, едино тело есть») ( 1Кор.6:16 ); и: «предайте такового сатане во измождение плоти» ( 1Кор.5:5 ); также: «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела» ( «всяк грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть») ( 1Кор.6:18 ), и тому подобное. Как же здесь он говорит: «не ради оскорбителя и не ради оскорбленного» ( «не обидевшаго ради, ниже обидимаго ради»)? И здесь он не противоречит себе, а напротив, весьма согласен сам с собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Кор.1:10–17 . От похвалы Ап. переходит к порицанию. До него дошли слухи о разделении Коринфян на партии: Павловых, Аполлосовых, Кифиных и Христовых, и он высказывает свое осуждение этой партийности. Прежде же всего он обращается к тем, которые составили особую партию, носившую его имя, и говорит, что он вовсе не подавал к этому никакого повода. 1Кор.1:10 .  Умоляю вас, братия, именем Го­с­по­да нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами раз­деле­ний, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. «Братия». Так называет читателей апостол потому, что не все они были обращены им в христианство и потому не могли быть названы «чадами» его, как называл апостол, напр., галатян ( Гал. 4:19 ). – «Именем Господа», т. е. в силу тех познаний, какие имеют они о лице и деятельности ( «имя» – νομα) Господа И. Христа. – «Чтобы вы все говорили одно», т. е. чтобы не говорили того, что перечисляет Ап. в ст. 12-м – не делились на партии, а представляли собою единое церковное общество. – «И не было между вами разделений». Мысль, выраженная только что в положительной форме, теперь повторяется в форме отрицательной. – «Соединены». Поставленное здесь в греческом тексте слово ( καταρτζειν) значит: собирать, складывать (напр. различные части машины), приготовлять работника к работе ( Еф.4:12 ), упорядочивать приведенное в беспорядок. По отношению к Коринфской Церкви это слово, несомненно, имеет последнее из указанных значений но может быть понимаемо и в смысле соединения всех разрозненных частей церковного организма в одно целое, т. е. в первом значении. Каким образом может быть осуществлено это соединение – на это дается указание в следующих выражениях: «в одном духе» и «в одних мыслях». Под «духом» ( νους) лучше понимать (ср. 1Кор.2:16 ) христианское мировоззрение вообще, понимание Евангелия в его целом, а под «мыслями» ( γνμη) – мнения, взгляды по отдельным пунктам христианства (ср. 1Кор.7:25 ). Апостол таким образом высказывает пожелание, чтобы между Коринфянами господствовало единомыслие как вообще в понимании христианской истины, так и в способе решения отдельных вопросов, выдвигаемых потребностями христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, воздержание есть истребление греха, удаление от страстей, ограничение тела в его греховных движениях и пожеланиях. Воздержание дает начало духовной жизни, содействует получению вечных благ, уничтожая жало греховного сластолюбия. Ибо сластолюбие – великая приманка ко злу: из-за него люди всего более впадают в прегрешения. Оно, как уда рыбу, уловляет всякую душу на смерть. Воздержание, изгоняя обольщения и негу сластолюбия, является надежным убежищем от грехов. Как много пользы уже только видеть воздержного! Он едва и только слегка прикасается к необходимому для жизни, как бы исполняя обременительную службу природе, скучает временем, употребляемым на это, и тотчас убегает из-за стола к занятию делами. Думаю, что человека, не привыкшего к воздержанию, никакое слово не может так пленить и повлиять на перемену в нем, как одна встреча с воздержным. И это-то, кажется, и значит есть и пить во славу Божию ( 1Кор.10:31 ), так чтобы и за столом светились добрые наши дела к прославлению Отца нашего, Который на небесах ( Мф.5:16 ). III Должно быть принято правилом, что для господства над собственной плотью подвижникам благочестия необходимо воздержание, потому что «все подвижники воздерживаются от всего» ( 1Кор.9:25 ). Бывают случаи, когда надо воздерживаться даже от дозволенного и необходимого, если такое воздержание направлено к пользе братий наших. Так, апостол говорит: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). Имея право «жить от благовествования», апостол не пользовался этим правом, «дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» ( 1Кор.9:14, 12 ). Но, чтобы не совпасть с врагами Божиими, сожженными в своей совести и потому удаляющимися от брашен 675 , которые «Бог сотворил, дабы верные... вкушали с благодарением» ( 1Тим.4:2–3 ), надлежит, когда выпадет случай, ко всему прикасаться, чтобы показать окружающим, что «для чистых все чисто» ( Тит.1:15 ), что «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Итак, призыв апостола Павла к восстановлению единства в коринфской общине проходит красной нитью через четыре главы ( 1Кор.1:10–4:21 ) Послания. По мнению апостола, больше всего нас может побудить избегать разделений в Церкви сознание того, что мы – Христовы (ср.: 1Кор.3:23 ) и, поскольку все принадлежим Ему, мы едины, равнодостойны и принадлежим друг другу. Всякий христианин, который отрицает единство христиан друг с другом, отрицает и своё единство со Христом. И апостол даёт нам ещё один миссионерский урок, оставляя три заповеди: «не разделяться, но быть в тесном единении, иметь равное попечение друг о друге, считать всё случающееся общим» 349 . Если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:1–5 ). Урок шестой Всё у вас да будет с любовью ( 1Кор.16:14 ). Слова о любви в заключительной части Послания – это не любезности, которые апостол Павел расточал бы из вежливости или по принятому в то время обычаю. Одна из главных мыслей, которую апостол Павел проводит с самого начала Послания, состоит в том, что именно из-за отсутствия любви в коринфской общине и происходят все её проблемы: разделение христиан на группировки (гл. 1–4); попустительство в отношении тяжких грехов (гл. 5–6); причинение вреда душам нетвёрдых в вере братьев и сестёр в результате вольного понимания свободы (гл. 8–10); разделение во время Причастия (гл. 11). «Что же значит: Всё у вас да будет с любовью? Обличает ли кто, начальствует ли кто, или повинуется, учится ли кто, или учит, всё (должно быть) с любовью, потому что и всё упомянутое (зло) произошло от пренебрежения ею. Если бы (любовь) не была пренебрегаема, то они не гордились бы и не говорили бы: я Павлов; я Аполлосов ( 1Кор.1:12 ); если бы она была между ними, то они не судились бы у внешних (язычников), или лучше, не судились бы вовсе; если бы она была между ними, то (блудник) не жил бы с женой своего отца, они не презирали бы немощных братий, не имели бы разделений, не тщеславились бы духовными дарованиями» 350 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Над созиданием тела Церкви трудится каждый член Церкви, проходя тот или иной евангельский подвиг. Ведь каждый подвиг входит, вочленяется в Церковь – и так растет ее тело. Растет нашей молитвой, нашей верой, нашей любовью, нашим смирением, нашей кротостью, нашим милосердием, – всем тем, что есть в нас евангельского, что возбуждает в нас жажду Христа, что воспламеняет нас любовью ко Христу. Мы духовно возрастаем Церковью, а тем самым растет и она сама. Поэтому ««все... да будет к назиданию»» ( 1Кор.14:26 ), к созиданию Христовой Церкви, ибо все мы призваны «устроиться в жилище Божие Духом» ( Еф.2:22 ). Что представляют собой христиане? – «Божие строение» – οκοδομ ( 1Кор.3:9 ). Каждым своим благодатным даром, каждой своей добродетелью, каждым своим подвигом, каждым своим покаянным вздохом – христианин «созидает Церковь » (ср.: 1Кор.14:4–5, 12, 26 ). Все мы Церковью растем к небу, каждый из нас возрастает через всех и все через каждого. Посему это благовестие и заповедь обращены ко всем и к каждому из нас, дабы тело получало «приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:16 ). А созидательная, зиждущая сила суть Святые Таинства и святые добродетели, в первую очередь – любовь: «Любовь созидает» (οκοδομε=«созидает», «устрояет», «назидает») ( 1Кор.8:1 ). Какова цель созидания тела Христова и нашего в нем духовного возрастания? – Дабы «все мы пришли»: во-первых – «в единство веры и познания Сына Божия», во-вторых – «в мужа совершенного» и в-третьих – «в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). 1. В единство веры и познания Христа приходят только в общении со «всеми святыми» ( Еф.3:17–19 ), только соборной жизнью «со всеми святыми» – под верховным руководством святых Апостолов, пророков, евангелистов, пастырей и учителей. А их – начиная с Пятидесятницы и далее через все века, вплоть до Страшного Суда, – пресвято наставляет и направляет Дух Святой. Дух же Святой – и есть Тот «один Дух» в теле Церкви ( Еф.4:4 ). В Нем и от Него – и «единство веры и познания Сына Божия», Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

15) В Церкви православной нет ныне ни апостолов, ни пророков, ни евангелистов, ни языков ( 1Кор.12:28, 14:26 ; Еф.4:11 ). «Апостолы», – «пророки», – «евангелисты» и «языки» составляют временные чрезвычайные служения и дарования Божии ( 1Кор.12:4–11, 18 ), свойственные апостольскому времени. Если теперь нет их в Церкви, то по Божиему изволению: «пророчества прекратятся, и языки умолкнут» ( 1Кор.13:8 ). Дар пастырства и учительства ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), как необходимый для всегда пребывающих в Церкви служений слову проповеди и таинствам ( Еф.4:11–14 ; Мф.28:19–20 и др.), есть постоянный, и его имеет Церковь православная. 16) Корей, Дафан и др. наказаны Богом, как бунтовщики ( Числ. 16 гл.), а мы, видно, неповинны, если Бог не наказывает нас за отвержение священноначалия. «Не обманывайтесь, говорит апостол, … злоречивые … Царства Божия не наследуют» ( 1Кор.6:9–10 ). «Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших» ( 2Пет.2:9–10 ; ср. 3:9), а таковы и есть сектанты – лжеучителя. 17) Пастырей Господь осудил ( Ис.56:10–12 ; Иер.10:21, 50:6 ; Иез.22:26, 34:10 и др.). В указанных местах говорится о том, что Бог строго обличал израильских (ветхозаветных) пастырей за пороки, но за это их еще не устранял от служения, – они продолжали существовать до установления новозаветного священства, о котором Он ясно изрек обетование через тех же пророков ( Ис.66:21 ; Иер.3:15, 23:4, 33:18 ). 18) Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах ( Мк.12:38 ; Лк.20:46 ). Выражение «любят ходить» указывает на незаконное присваивание из тщеславия книжниками покроя одежд священства ветхозаветного. Священство новозаветное носит длинные одежды не из тщеславия, а как форму одеяния, установленную Церковью. Иисус Христос носил длинные одежды ( Ин.19:23 ; ср. Откр.1:13 ). Церковь как посредница в деле спасения человека

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Здесь это значит, говорит святой Златоуст: «пока окажемся все имеющими одну веру. Единение веры то и означает, когда мы все будем одно, когда все одинаково будем понимать этот союз... Когда мы все веруем одинаково, это и есть единение (веры)» 757 . Известно, насколько строго апостол Павел критикует коринфян за их разделения и расколы, хотя они и не имели догматической природы 758 . Но делает это для того, чтобы вернуть их к церковному порядку и навсегда отвратить от дурных дел. Апостол самым живым образом показывает им самое крепкое и всеобъемлющее основание единства Церкви и веры: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 ). А святой Златоуст, толкуя эти слова, дополняет: «Я возвестил Христа, дал вам основание; смотрите, как вы строите на нём, не с тщеславием ( κενοδξως – ради пустой славы) ли, не с целью ли – отклонять от Него учеников и привлекать к людям? Не будем же увлекаться ересями (расколами): никто не может положить другого основания, кроме положенного (Христа – 1Кор. 3:11 ) 759 . 4 . Такое единение в вере, которое основано на Христе и существует во Христе, – дар и плод Святого Духа, потому что и вера, и единство Церкви в ней даётся, осуществляется и сохраняется «в Духе Святом» (Духом Святым), Который, постоянно обитая в Церкви, вдохновляет, животворит, соединяет и руководит ( 1Кор. 12:3–13 ; Рим. 8:2, 14–16 ; 2Кор. 3:17–18 ; 2Тим. 1:14 ). Вера Церкви во Христа дана Духом Святым: Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Следовательно, здесь отождествляются единение в вере, единомыслие: вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую ( Фил. 1:27 ) и единство Духа. Поэтому и говорит святой златоустый богослов: «так как вы получили одного Духа и пили от одного источника, то между вами не должно быть раздоров и разделений ( διχονοεν) " 760 . Ибо живущие, кто заново родился и живёт, по Духу Святому и помышляют по Духу Святому ( Рим. 8:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010