Среди всех пастырей и учителей Христос – единый Пастырь и Учитель и в другом еще отношении. Другие пастыри только приносят бескровную жертву, а Он, как говорится в литургийной молитве, «приносяй и приносимый, и приемляй, и раздаваемый». Он не только первый совершил на Тайной вечере таинство причащения, но и, вслед за Тайной вечерей, Он на кресте принес как величайшую жертву за грехи мира Тело и Кровь свою. Наконец, единственность пастырствования Христа Спасителя проявляется в непрекращаемости Его служения. У всех прочих пастырей пастырствование кончается с их смертью , «а Сей (т. е. Христос), – говорит Ап. Павел, – как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих через него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр.7:24–25 ), как Он и Сам обещал: «во вся дни, до скончания века» пребывать с проповедующими дело Его ( Мф.28:20 ), как до скончания века будет беспрерывно повторяться и принесенная Им Голгофская жертва ( 1Кор.2:26 ). Чтобы основанная Христом Спасителем Церковь после отхода Его из мира к Отцу ( Ин.14:28 ; Ин.16:5 и др.) не осталась без видимых руководителей, Он еще при жизни Своей на земле поставил особых лиц для продолжения Его дела. В поставлении св. Апостолов на пастырское служение выделяются следующие моменты: 1) избрание и призвание каждого из них к следованию за Христом Спасителем и служению Его делу ( Ин.15:16 ); 2) приготовление их Спасителем к служению: а) через наставление их в божественном слове ( Ин.17:8 ), б) через очищение их сердец ( Ин.15:3 ). в) через охранение их от всякой неприязни ( Ин.17:12 ); 3) первосвященническая молитва о них Отцу ( Ин.17:9–26 ) и, наконец, 4) ниспослание на них согласно Господнему обещанию ( Uh.14:16–25; XVI , Ин.16:7–13 . Лк.24:49 ; Деян.1:8 ) Св. Духа ( Дeяh. II ) 35 . В качестве же условия sine qua non ожидаемого успеха апостольского служения Апостолам было поставлено требование полного единения с Пастыреначальником в богомыслии, в чувствах, в стремлениях, в любви, в самоотвержении ( Ин.15:1–14 ; Ин.17:21–23 ) так, чтобы в них жил и действовал Христос, вечно пребывающий в Церкви, как это и было потом у Апостола, который свидетельствовал: «Живу не аз, но живет во мне Христос» ( Флп.1:21–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вся земля, заросшая, так сказать, терниями, очищена, стала доброю нивою и прияла в себя семена благочестия. И посредством кого совершено сие? Посредством двенадцати человек, некнижных, несведуцих, некрасноречивых, незнатных, бедных, не имеющих отечества – рыбарей, скинотворцев, иноязычных, против которых в каждом народе, городе, даже во всяком доме воздвигалась ожесточенная брань. Как же совершилось это? Конечно, силою Того, Кто послал учеников Своих на проповедь ; Сам Он предуготовлял им путь; Сам все трудное делал удобоисполнимым. Он, единым Словом создавший мир, насадил и Церковь . Сказал: созижду Церковь Мою, и совершил сие самым делом» 841 . Итак, апостолы, коих вещание во всю землю изыде, и в концы вселенныя глаголы их ( Рим.10:18 ), действительно суть посланники Божии, и христианство , через три века сделавшееся господствующим вероисповеданием в лучшей частп мира, есть великое, дивное дело особенного Промысла Божия ( Деян.5:36–39 ). После апостолов Божественное здание Церкви Христовой постоянно продолжалось и продолжается их преемниками. Почтпание святых и боговдохновенных насадителей веры Христовой началось между верующими с первых времен христианства, еще при жизни проповедников Евангелия. Свыше облеченные властию учить и творить чудеса ( Лк.24:49 ), они возбуждали невольное к себе уважение даже в неверующих ( Деян.5:26 ), которые величаху их ( Деян.5:13 ), называли их богами и готовы были приносить им жертву ( Деян.14:10–18 ). Верующие продавали поместья и домы и приносили цену проданного к ногам апостолов ( Деян.4:34–35 ). Выносили больных на улицы и клали на постелях и кроватях, чтобы хотя тень проходящего апостола осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Платки и полотенца, бывшие на теле ап. Павла. возлагали на больных, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них ( Деян.19:12 ). С усердием молилась Церковь об избавлении апостолов от бедствий ( Деян.12:5 ). Из ревности, хотя и не по разуму, к славе апостолов, между верующими бывали разделения: одни называли себя Павловыми, другие Аполлосовыми, иные Кифиными ( 1Кор.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Если мирянин добровольно исповедует свои грехи, то духовник может оказать ему снисхождение. Правило 30 С разрешения архиерея ставропигию может совершать и иерей. Смотри также Апост. 31. Правило 31 Иерею не следует причащать тех, кто взимает проценты, и даже вкушать с ними пищу, если они упорствуют в этом беззаконии. Правило 32 Монахи должны поститься в среду и пятницу Сырной седмицы, а после окончания Литургии Преждеосвященных Даров (потому что в те времена в эти дни совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, как говорит Симеон Фессалоникийский , см. Лаодик. 49) пусть едят сыр, куда бы ни поехали, т. е. где бы они ни находились, в опровержение ереси яковитов и тетрадитов 434 . Правило 33 От того, кто имеет наложницу и не хочет ни отпустить ее, ни обвенчаться с ней как с женой, мы не должны принимать приношения в Церковь , законы которой он попирает и презирает своими действиями. (Апост. 17; Анкир. 25; Феофила Александр. 8.) Правило 34 Монаха, сбросившего святой монашеский образ, вкусившего мяса и женившегося, следует предавать анафеме. Если же он не обратится, то его насильно следует облачить в монашеские одежды и запереть в монастыре 435 . (IV Всел. 7, 15.) Правило 35 Тот, кто хотя бы однажды впал в блуд, не должен становиться иереем, даже если оставил грех, потому что Василий Великий говорит, что если бы такой и мертвых воскрешал, иереем не становится. Правило 36 Когда апостол говорит: С тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе ( 1Кор.5:11 ), очевидно, он имеет в виду не того, о ком один или два человека знают, что он согрешил блудом, но того, о ком все знают, что он блудник, и кого все называют блудником, потому что грехи, которые совершаются бесстыдно и всем на соблазн, подлежат большему наказанию, чем совершаемые втайне. Правило 37 Если женщина родит и жизнь младенца спустя три или пять дней окажется под угрозой, его должно крестить и отдать на кормление другой крещеной и чистой женщине. Матери же не следует входить туда, где находится младенец, и вообще прикасаться к нему, пока она в течение 40 дней совершенно не очистится и иерей не прочитает над ней молитвы 436 . 7 других правил

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

26 Весьма интересную постановку полемической беседы о субботе дал 1914 г. в Полтаве протоиерей о. С. Потехин. Насколько помнится, он поставил вопрос: с какого времени началось и какой смысл имело Празднование 7-го дня? Я очень сожалел, что обстоятельства не Позволили мне прослушать ход этой беседы во всех подробностях. По моему мнению, даже производя начало субботы от сотворения мира, от времени создания человека «в душу живу», по Писанию в новом завете должно поставить выше ее воспоминание о времени восстания Того, Кто есть «дух животворящий» ( 1Кор.15:45–49 ) 30 Приношения, творимые христианами на литургии, не составляют повторения единой жертвы Искупителя, а являются ее усвоением и воспоминанием. 32 На Полтавских курсах 1914 г., когда во время публичной беседы я и г. Хмелевский пред классной доской с мелом в руках считали седьмины в высчитывании адвентистских дат (2300 лет и 1844 года) у нас получилась разница на год – два. (Мисс. Обозр. 10. 1914 г. стр. 188). В хронологии до Рождества Христова очень трудно достичь полной точности. Заблуждение адвентистов, конечно. от того, или иного счета до Р. X. не перестает быть заблуждением. 35 В дополнение к обзору II-й главы приводим список царей Сирии и Египта. Цари Сирийские: Селевк Никатор, Антиох Сотер, Антиох Феос, Селевк Калинник, Селевк Керавн, Антиох Великий, Селевк Филопатор; Цари Египетские: Птолемей Лаг, Птол. Филадельф, Птол. Эвергет I, Пт. Филопатор, Пт. Епифан, Пт. Филометор, Пт. Эвергет II. Сын Антиоха Ввликого – брат Селевка Филопатора – Антиох Епифан. 36 По поводу этой собственности книги пророка Даниила блаженный Феодорит пишет: «В образец имеем евангельское учение. Ибо когда Господь сказал Апостолам о храме Iepycaлuмckoм: аминь, аминь глаголю вам не имать остати камень на камени, иже не разорится ( Мф.24:2 ), а потом Апостолы спросили: когда сия будут и что есть знамение Твоего пришествия? поскольку предложили они двоякий вопрос и Господь дает ответ нераздельно, говоря вместе и о том, что будет при кончине мира. Ηо таинники божественнаго ясно различают приличествующее и тем и другим временам. Так будем поступать и здесь, приводя на то надлежещия доказательства». Твор. ч. 4. Москва 1857. стр. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила ( Ис.7:14, 9:6-7 ); о пророческом служении Господа Христа ( Ис.9:1-2, 11:1-10, 35:1-10, 42:1-4, 50:4-5, 61:1-3 ); о Предтече Мессии ( Ис.40:1-11 ); о страданиях Мессии ( Ис.50:6-9, 52:13-53:12, 59:20-21 ); о славе Вечного Царства ( Ис.60:1-22 ). В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств ( Иер.6:27, 9:1, 11:18-20, 23:5-6 ), он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии ( Иер.1:5 ; Мф.16:14, 23:37, 24:2 ; Лк.23:28 ). История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа ( Мф.12:39-40, 16:4 ) и проповеди Евангелия ( Мф.12:41 ; Лк.11:30, 32 ), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах. В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых ( Иез.34:1-14 ) и затворённых вратах храма ( Иез.44:1-4 ). Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан.1:1-4, 19-21, 2:1-49 и Дан.3:1-26, 88-97 . Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя ( Дан.7:13-14 ; см. Мф.26:63-65 ) и о седьминах ( Дан.9:20-27 ). Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви ( Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26 , 1Пет.2:10 ) и о победе над смертью ( Ос.13:14 ср. 1Кор.15:55 ). Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме ( Мих.5:2 ср. Мф.2:6 ), но его можно опустить. О мессианских пророчествах Аггея ( Агг.2:9 ср. Евр.12:26 ), 3ахарии ( Зах.3:8-9, 4:12-13, 9:9-10, 11:13, 12:10 ) и Малахии ( Мал.3:1-4 ср. Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27, 4:5-6 ср. Мф.17:10-11 ) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре. Литература Проект программы библейской истории Священного Писания Ветхого Завета А. Первобытный или Завет дел Б. Завет благодати или восстановленный. I. Завет со всем человечеством II . Патриархальный Завет III . Завет с израильским через Моисея народом IV. Завет Божий с царём Давидом. V. Раскрытие значения Завета Божия с царём Давидом через пророков

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

По подобию светильника ветхозаветного, в Церкви православной употребляются разные светильники. В смысле духовном они означают Иисуса Христа, Который есть истинный и присносущный свет ( Ин.1:9 . Откр.21:23 ), и Церковь Его. Седмь светильников, яже видел ecu, говорит Господь тайновидцу Богослову, седмь церквей суть ( Откр.1:20 ). Означают и верующих, которые составляют Церковь и должны, как свет, гореть и светить добрыми делами ( Лк.12:35 ), и особенно учителей Церкви ( Зах.4 . Откр.11:4 . Мф.5:14–16 ). В ветхозаветном храме горел неугасимый светильник: подобно этому в храмах православных бывают неугасимые светильники. Фимиам был преобразованием Сына Божия, имевшего принести Себя Богу в воню благоухания ( Еф.5:2 ), и также означает молитвы верующих, которые подобно фимиаму должны возноситься к престолу Божию ( Пс.140:2 . Откр.5:8. 8:3 ). Ветхозаветные священные трубы, звук коих созывал народ израильский, служат образом гласа божественной проповеди Евангелия ( Исх.26:13 ) и гласа последней трубы, имеющей созвать всех людей, живых и мертвых, на всеобщий суд ( Мф.24:31 . 1Кор.15:51–52 ). Третья часть ветхозаветного храма составляла кругом его ограду, находилась под открытым небом и называлась двором ( Исх.27:9, 18. 38:20 ). Внутри его помещались Святое Святых и святилище. Ограда утверждалась на столбах, покрытых серебром, поставленных на медных подставах, соединенных крючками и виссонными завесами, или покрывалами. Длина двору на южной и северной сторонах была 100, ширина с восточной, или передней, и западной сторон – 50, а вышина – в 5 локтей. Он доступен был всему народу израильскому и посему был обширнее прочих частей храма. Двор храма Соломонова был пространнейший. Часть его с восточной стороны называлась притвором. Ближайшее к нему отделение называлось двором внутренним ( 3Цар.6:3. 7:12 ), который назначен был служащим при священнодействиях и отделялся оградою. За внутренним устроен был двор внешний, или великий ( 2Пар.4:9 ), несколькими ступенями ниже первого, чтобы находящимся здесь было виднее и слышнее Богослужение ( Пс.49:4 ). Двор внешний, или великий, впоследствии разделен на двор мужей, жен и языков 15 . Ап. Павел называет притвор, или двор – святым людским ( Евр.9:1 ), потому, объясняет Златоуст, «что всем дозволялось входить в него; в одном и том же здании назначено было место для стояния священникам, иудеям, прозелитам, назореям, язычникам. Так как был он доступен и язычникам: то апостол называет его людским (κοσμικον – мирским). Иудеи же не были мирскими» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

27 Архив ПСТГУ. 28 Епископ Афанасий находился в предшествующие годы в Соловецком лагере. 29 Екатерина Александровна Лебедева — дочь настоятеля Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиерея Александра Лебедева , семья которого была духовно связана со св. прав. Иоанном Кронштадтским , митрополитом Кириллом (Смирновым). Екатерина Александровна опубликовала ряд своих исследований по богословию, агиографии, философии, психологии, работала как переводчик и составитель популярных православных брошюр, писала стихи и пьесы, преподавала на православных курсах для девушек-работниц, вела научный кружок для девушек с педагогическим образованием. В годы гонений входила в круг единомышленников митрополита Кирилла, переписывалась с ними по богословским и церковным вопросам. Екатерине Лебедевой посвящена небольшая статья в словаре Брокгауза и Ефрона. Подробнее о ней см.: Куницын Б. М. Духовное наследие православной писательницы Екатерины Лебедевой (1861–?)//История Петербурга. 2008. 5(45). С. 24–29. 30 Акты Святейшего Тихона. С. 867–870. 31 Акты Святейшего Тихона. С. 870. 32 Там же. 33 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 2. 34 Мк 8:38 ; Лк 9:26 ; Мф 10:33 . 35 1Пет 4:16 36 Рим 1:16 . 37 2Тим 1:6 ; 2Тим 2:1 . 38 Их важность, по словам о. Неофита, столь велика, что для их появления, например, Израиль был наказан Вавилонским пленом (см.: Мысли о стыде. Ч. 2. Л. 15). 39 Пс 43:16–17 ; Пс 78:4 ; Пс 68:20 ; Пс 24:2 . 40 Иов 8:22 ; Пс 6:11; 34:4; 39:15; 69:3; 70:4, 34; 118:78 ; Ис 26:11 ; Иер 50:11–12 ; Пс 34:26 ; Дан 3:44 . 41 Ис 26:15 . 42 1Кор 1:27, 28 43 Тим 2:7–8. 44 1Пет 4:16 . 45 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 43–44. 46 Афанасий Великий , свт. Толкование на псалмы. М., 2008. С. 52–53. 47 Мысли о стыде. Ч. 1. Л. 19. 48 См. Толкование на 6й псалом . 49 Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1992. Т. 1. С. 60. 50 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. Беседа 16//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Минск, 2005. Т. 4. С. 71. 51 Мысли о стыде. Л. 4 об. –5.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

Книга Исход является не только описанием исторических событий, в результате которых израильский народ обрел свободу, но также прообразом Божиего спасения, совершаемого на протяжении всей человеческой истории. Бог Спаситель освобождает Свой избранный народ из-под власти сил зла, предает эти силы суду и объявляет спасенный народ Своим первородным сыном и народом священников, среди которых Он обитает Своим Духом. Божественная победа над врагами и последовавшее за ней установление места обитания Бога с людьми являются символами первого и второго пришествий Христа (напр., Еф. 2,14–22 ; Откр. 20,11 22,5). Символизм книги Исход становится реальностью в Новом Завете ( Иер. 31,31–34 ). Кровь жертвенного животного заменяется кровью Христа (24,8; Мф. 26,27.28 ; 1Пет. 1,2 ; Евр. 12,24 ). Символическая заместительная смерть пасхального агнца осуществилась во Христе, Агнце Божием, нашей пасхальной жертве ( Ин. 1,29 ; 1Кор. 5,7 ). Его «исход» в Иерусалим ( Лк. 9,31 ) принес истинное спасение народу Божиему. С Иисусом Христом соединяется новозаветный народ, в котором и язычники становятся народом Божиим, членами общества израильского и согражданами ветхозаветных святых (19,5.6; Еф. 2,11–19 ). Моисей в истории искупления является прообразом Христа, Ходатая нового завета. Моисей представляет собой великого Божиего слугу, который непосредственно получает Слово Господа, ведет свой народ по Божиему пути и принимает на себя всю тяжесть неверия Израиля. Однако Моисей только предвозвещает приход другого Пророка ( Втор. 18,15 ). Полученное Моисеем откровение об имени Бога «человеколюбивого и истинного» (34,6) предвосхищает воплощение Сына Божия ( Ин. 1,14.17 ). Божий закон раскрывает священную природу Господа и требует святости от народа, среди которого Бог будет пребывать в обетованной земле, подобной Его прежнему святилищу Едему. С одной стороны, закон призывает искупленных людей к служению и хвале Господу, а с другой предписывает наказание за проявленное ими непослушание. Обрядовые предписания в жизни Израиля и его богослужении (гл. 25–31; 35–49) свидетельствуют о том, что Израиль это особый народ, среди которого Бог живет и которым Он руководит, являя Свое царство всем народам. Призвание и служение Израиля исполнилось в Иисусе Христе ( Рим. 15,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вообще, никто не увольняется от обязательства узнавать все всевозможно, хотя на самом деле могут быть терпимы разные степени полноты сего знания. Потому и различают веру уясненную и неуясненную. Сия последняя говорит: все содержу, что содержит святая вера, хотя не все еще успела узнать, а первая: все содержу и знаю ясно. Силу спасать имеет и первая; но кто сознательно не доходит до последней, по нерадению, тот в опасности, ибо сей сон – признак смерти». Чем подтверждается истинность Православного вероучения? Несмотря на то, что предметы Православного вероучения относятся к области сверхъестественного , подтвердить его истинность можно и опираясь на доводы естественного мышления. В качестве одного из важнейших признаков, подтверждающих истинность вероучения, выступает сбыточность пророчеств. Существенная часть подлинных пророчеств были озвучены ещё в период Ветхого Завета. Среди всех ветхозаветных пророчеств особенно выделялись те, которые касались Пришествия Спасителя и реализовались на Христе, как, например, пророчество о проповеди Предтечи Господня ( Ис.40:3-5 ), о месте ( Мих.5:2 ) и времени Рождения Спасителя ( Быт.49:9-10 ); о том, что Он родится именно от Девы ( Ис.7:14 ); о совершении Им множества небывалых дотоле чудес ( Ис.35:4-8 ); о торжественном входе Мессии в Иерусалим ( Зах.9:9 ); о Его Крестных Страданиях и смерти ( Ис.53:8-9 ); о Его Воскресении ( Ос.6:1-2 ); о рассеянии апостолов ( Зах.13:7 ); о призвании в Церковь язычников ( Ис.11:10 ). Ряд пророчеств сбылись с детальною точностью. Другим важным признаком истинности вероучения Церкви служат реализованные в Новом Завете прообразы, описанные в Священном Писании Ветхого Завета (ветхозаветная пасха — новозаветная Пасха ; переход евреев через Чермное море — Таинство Крещения; медный змий — Распятие Христово; Крест Христов). Кроме того истинность Евангельской проповеди Спасителя подтверждена многочисленными чудесами ( Ин.5:36 ), совершенными Им за время Его пребывания на Земле, в том числе чудом из чудес — Воскресением ( 1Кор.15-17 ).

http://azbyka.ru/verouchenie

478 О харак. полем. с раск., целях ее и общ. мер. в борьбе с раск. см. в наш. Руков. по облич. рус. раск.-старообр., изд. 8-е, стр. 23–24. 479 Миссион. Обозр. 1906г. стр. 109, 115–117. «Если вы укажете нищему, – говорит о. С.Потехин, опытный миссионер, – на его лохмотья с целью сравнить его нищету со своим достатком и богатством, ему лишь горче будет его нищета и ненавистнее ваше богатство. А слушатели, такие же бедные и нищие, вегда станут сожалеть больше о его нищете, чем радоваться о вашем богатстве» (там же, стр. 116). 492 Ольшев. Облич. штунд., стр. 45; Варжанский. Доброе исповедание, изд.2, Москва, 1912г., стр. 57–58. 494 Ольшев. Облич. штунд., стр. 49–50; еп. Алексий. Опыт правосл. противоштунд. катих., изд.2. Казань, 1910г., стр. 39. 495 Ольшев. Облич. штунд., стр. 51–2; Оболен. Крит. разб. вероисп. рус. сек.-рац., стр. 62; Кунцев. и Владык. Пособ. при бес. с сек.-рац., стр. 109–110. 502 Пользовлись преданием и другие апостолы. Так, на основании предания ап. Павел говорит о явлених воскресшего Иисуса Христа «более, нежели пятистам братий в одно время», Иакову и (70) апостолам ( 1Кор. 15:6–7 ), называет, по имени двух египетских чародеев ( 2Тим. 3:8 ) и приводит сказанные Гоподом Иисусом Христом слова: «блаженные давать, нежели принимать» ( Деян. 20:35 ). Ап. Иуда на основании предания же записал о споре архангела Михаила с дияволом (1:9) и пророчество Еноха (14–15 ст.ст.). 504 П. Оболенский. Крит. разб. вероисп. рус. сект.-рац., стр. 33–45; И. Ольшев. Облич. штунд., стр. 46–47; свящ. Н.Кутеп. О Свящ. Предании, изд. 3–4, Новочеркасск, 1899г., стр. 8–27; Д. Владыков , св. Руков. для бес. с бапт., пашк., молок. и др. Ахтырка, 1913г., b.I, стр. 7–10. 508 П. Оболен. Критич. раз. вероисп. рус. сек., стр. 13–14; Ольшев. Облич. штунд., стр. 48; Кальн. Сборн. 12 глав. противосек. бес., стр. 3–4; Гумил. Крат. ист. и облич. нов.рац.сек., стр. 23. 510 Оболенский. Крит. разб. вероисп. рус. сек.-рац., стр. 17–18; М. Кальн. Сборн. 12 глав. противосек. бес., стр. 2; Н. Кутеп. О Св. Пред., стр. 39–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010