4) сделать сопоставление с данным местом мест по содержанию родственных или противоположных (см. Евр.1:3–14 ); 5) необходима бывает историческая справка (см. Деян.2:24–35, 13:34–37 ); 6) исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк.2:25–26 ); 7) притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф.13:18–23, 36–43 ). Иногда необходимо бывает все эти приемы применить к рассматриваемому месту, а иногда только некоторые. Для примера отыщем истинный смысл в посл. Рим.1:21–25 , которые применяются штундистами к христианскому иконопочитанию. Ясно видно, что ап. Павел высказывает здесь не причту, а исторически говорит о действительных событиях (прием 6). Из ст. 20 (ср. Прем.13:1–10 ) узнаем, что слова эти сказаны были тем людям, которым пришлось знать о Боге не из сверхъестественного Откровения, но из рассматривания видимой природы, т. е. язычникам (пр. 2). Из отдельных слов остановим внимание на словах – «образ», «нетленный» и «тленный», чтобы понять их настоящий смысл (пр. 1). Слово «образ» (ср. 1Кор.15:49 ; Кол.3:10 ), как видно и из других мест, означает не черты только внешнего вида, но и внутренние черты души; так же из сопоставления узнаем, что слова «тленный» и «нетленный» (ср. 1Пет.1:23 ; 2Пет.2:19 ) означают чистоту или порчу не телесную только, но и духовно-нравственную (пр. 3 и 4). Сделаем историческую справку о том, как язычники совершеннейшего Бога уподобляли тленному, т. е. развращенному человеку и животным (пр. 5): они чествовали идолов обжоры и пьяницы Вила ( Дан.14:3, 6 ), развратницы Астарты (5Цар.23:7. Посл. Иерем. 42–44. Деян.19:35 ), глупого тельца ( Исх.32:4 . Деян.7:41 ), нелепого дракона ( Дан.14:23, 27 . Прем.15:18 ). Поскольку весь мир принадлежит Богу истинному, а упомянутых богов на самом деле не было и не могло быть, то чествованием таких богов истина Божия именно заменена была вымышленною человеком ложью (ср. Прем.14:12–13 ); при чествовании их люди действительно страшно сквернили тела свои ( 4Цар.23:7 . Пс.105:37–39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Тот, кто приемлет сердцем благодать Божию, приемлет все. Бог всякому человеку дарует все. Если Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего ( Рим.8:32 ). VIII. В частности, о воплощении «Мы веруем во единого Господа Иисуса Христа, сшедшаго с небес». Человек возвысил себя и пал; Бог унизил Себя – и нас возвысил. Что означает унижение Христово? То, что Бог падшему, уже лежащему в бедствии человеку простер десницу Свою. Мы пали – Он сошел к нам; мы лежали низверженные – Он наклонился к нам. Его наклонение есть само человеческое рождение, низкое и высокое. Низкое – потому, что совершенный родился как человек от человека; высокое – потому, что родился от Девы. Дева зачала во утробе, Дева родила, и после рождения девство не нарушилось. Действие воплощения приписывается Богу Отцу и Святому Духу, но так, что воплотился только Бог Сын. Таким образом, исполнение сего действия приписывается всей Троице, так как Бог по существу неразделим, а определительно и частно – Богу Сыну. Бог Отец послал Сына Своего в мир; Дух Святой освятил и очистил начатки плоти, из коих составилось тело Христово, и Дева сверхъестественно, без мужеского семени, зачала Сына. Бог Сын сошел с небес, осенил Деву, пришел во плоть, принял на себя оную, дабы в ней показаться роду человеческому. Архангел несколько открыл образ воплощения сими словами: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя ( Лк.1:35 ). Изъяснение этих слов может быть двоякое: Дух Святой, Который затем именуется Силою свыше (облечетесь, сказано апостолам, Силою свыше ( Лк.24:49 )), найдет и осенит Деву Чистейшую. Другие же здесь созерцают Пресвятую Троицу. Дух Святой сходит, Сила Вышнего осеняет. Кто же есть Сила Вышнего, если не Христос, Которого апостол Павел называет Божиею Силою и Божиею Премудростию ( 1Кор.1:24 ); притом чья это Сила? Вышнего. Следовательно, присутствует и Вышний, присутствует и Сила Вышнего, присутствует и Дух Святой. Хотя и то и другое изъяснение не противны ни друг другу, ни догматам веры; но приличнее кажется, последнее, где под словами Сила Вышнего разумеется Сын Божий, потому что далее следует: посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ). Сосущественная сила Божия чудесным осенением приимет плоть в Тебе и от Тебя, а потому Рожденный назовется и будет Сыном Божиим. Бог покрывал рукою Своею Моисея, когда проходил мимо него, дабы величие Божества не истребило слабости человеческой; Деву также осеняет Сила свыше, дабы присутствие Бога, вмещение Невместимого не превысило величием своим слабости Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Всякий, кто любит чистоту и целомудрие, делается храмом Божиим (22,200). Возлюби целомудрие до крайней степени, чтобы вселился в тебя Дух Божий (23,128). Целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы свободным быть и от прочих страстей (24,389). Истинно целомудрен, кто не тело только хранит от блуда, но и каждый член телесный, когда, например, глаза и язык соблюдают целомудрие, каждый в собственной его деятельности, и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными помыслами (24,399). Дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения (33,319). Без трудов никогда нельзя сохранить целомудрия, но для этой победы нужно нам много страдания и усилий (32,255). Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на нее с великою любовью и иметь с нею большое согласие, а с миром и согласием войдут в тот дом все блага (35,789). Целомудрие есть небесное приобретение, удел Ангелов, дар Божий (37,951). Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями (43,508). Будем устраняться от уязвлений, причиняемых блудною красотою, закроем глаза на то, что возбуждает сладострастные желания; пусть преданы будут позору все беспорядочные удовольствия. Пусть оберегает плоть целомудрие, пусть чистота живет в членах; будем настраивать себя на благородные помыслы, будем блистать делами света, украсим себя чистою жизнью. Чистым сохраним тело, храм обитания Духа, сделаем на нем (мысленную надпись): «Аще кто Божий храм растлит – растлит сего Бог» ( 1Кор. 3, 17 ) (43,989). Кто спасает корабль в самую сильную бурю и укрощает разъяренное естество, тот достоин тьмочисленных похвал, ублажений и венцов, потому что целомудрие в старости не признак воздержания, но бессилие к распутству. Посему ублажая первое, пророк Иеремия сказал: «Благо есть мужу, егда возмет ярем в юности своей» ( Плач 3,27 ). Поэтому не жди старости, чтобы во время оной уцеломудриться. Кроме того, неизвестно – достигнешь ли ее… (49,250).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но каким образом возможно отпущение грехов в будущем веке? На этот вопрос «Камень веры» дает следующий ответ. Всякий смертный грех влечет за собою два тяжких последствия для человека: вину или законопреступность пред Богом и необходимость нести за нее вечное наказание. Грех, поскольку он есть вина и преступление воли Божией, может быть отпущен только при жизни человека, чрез его покаяние ( Мф.9:6, 22:13, 25:10–11 ): вместе с отпущением греха человек получает освобождение и от наказания вечного. «Понеже бо отпущение грехов бывает наитием благодати Божия, якоже прогнание тмы бывает наитием света: Яве есть, яко отпущену бывшу греху смертному, купно отпущается и казнь вечная». Иначе человек был бы «купно сын света, и царствия небесного, и сын тмы и муки вечные» (627 б –628 а ). Но и с освобождением от вечной казни на человеке «остает иногда должность наказания привременн аго» (628 а ). В доказательство последней мысли приводятся: Рим.5:12 ; Быт.3:17 ; Чис.20:12 ; Втор.32:49–51 ; Исх.32:10–14 ; Пс.105:23 ; Исх.32:28, 31–35 ; 2Цар.12:10–14; 24:10–15 ; 3Цар.13:24 ; Чис.12:10–15 ; 1Кор.11:30–32 . Из этих свидетельств св. Писания видно, что 1) таинство крещения, хотя очищает человека от греха прародительского, но не освобождает его от наказания временного – печалей и скорбей житейских, а также от самой смерти; 2) некоторые Ветхозаветные лица за свои грехи терпели различные временные наказания от Бога, напр.: Моисей, Аарон, Мариам, Давид и др. и 3) за недостойное вкушение Тела и Крови Христовой первенствующие христиане иногда наказывались Богом телесною смертию (628 а –630 б ). В Новозаветной церкви грех смертный отпускается человеку чрез таинство покаяния, которое снимает с него и «долг казни вечныя»; остается на человеке только долг наказания временного, за который ему необходимо нести соответствующую эпитимию, или «довлетворение» Богу за свой грех . Но человек может быть постигнут смертию прежде выполнения должного ему наказания. А потому «исходящии от сего жития без исполнения епитимии или довлетворения, или наказания временн аго греху должн аго, имут и по смерти сицевую должность. И душа таковых по разлучении от своего тела, не может сама собою от сего долга искупитися (тамо бо заключися дверь покаянию и благотворению, якоже выше, речеся), разве свобождается пособствием церкве святыя, сиречь, приношением бескровных жертв, молением, даянием милостыни, и прочиим благотворением, о душах бываемым» (631 аб ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

При чрезмерном питании, говорит прот. Иоанн Сергиев, плоть тучнеет, дебелеет (грубеет), подавляется, порабощается страстям, ум помрачается мглой страстей, сердце грубеет, становится нечувствительным к благодатным впечатлениям, отсюда происходят нерадение, разленение, неохота к труду, духовным подвигам, беспечность о спасении ( Лк.21:24 ). И никто так скоро не погашает в нас дух веры Христовой, как невоздержание, лакомство и пресыщение, и рассеянная, разгульная жизнь. «Пресыщение, – говорит прот. Иоанн Сергиев, – причина лишения веры, сердечного умиления и молитвы, холодной бесчувственности, бессилия сердца для всякого духовного делания, причина уныния и расслабления души и лишения благодати; пресыщение – источник гордыни, потеря смирения, отвержение высшей помощи, источник хулы на Бога и святых, ненасытимая жажда большего, недовольство тем, что имеешь, лживость сердца... Если бы вы спросили: отчего много людей неверующих, не молящихся, не живущих по-христиански, преданных всяким порокам? Ответ готов: от служения богу-чреву» 372 . Чем более плотской образ жизни ведет человек, тем более делается весь плотяным: он ни в чем не видит Бога, в самых чудесных проявлениях Его божественной силы, во всем видит плоть, материю, и везде и во всякое время «несть Бога пред очами его» ( Пс.35:2 ) 373 . Чревоугодники, погрязшие в тину сластей, иногда отличаются крайним бесстрашием: они, по словам преп. Ефрема Сирина , и блуд ставят не в блуд, и прелюбодеяние не в прелюбодеяние, и не стараются избегать плотской нечистоты, в которую впадают язычники, не ведущие Бога, но все это чревоугодники совершают небоязненно, ничем не отличаясь от свиней в грязи, не помнят ни о законе, ни о пророках, ни о Самом Господе, вочеловечшемся на разорение беззаконного греха, – вся жизнь у них обычно сводится к еде и другим плотским удовольствиям 374 . От чревоугодия – потеря любви к Богу и людям. Чревоугодник черств и неотзывчив к нужде, страданиям и бедствиям людей, эгоистичен и бесчувствен. «Знай, – говорит преп. Ефрем Сирин , – что в какой мере греет кто (и раскармливает) на беду себе плоть свою, в такой мере умножает в себе страсти, и, наконец, душа, обремененная худым навыком тела, делается (духовно) бесплодной». Посему Спаситель говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). Потому и апостол говорит: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ) 375 . Страсть объядения явилась причиной падения Адама и изгнания его из рая, отвержения Исава, пагубы израильтян, причиной наказания людей потопом, причиной истребления жителей Содома и Гоморры (см.: Иез.16:49 ), Лотова кровосмешения, погубления сынов священника Илия; страсть объядения – руководительница ко всяким мерзостям 376 . Всякая злая диавольская страсть рождается в человеке скрытно и вселяется в него неприметно и берет свое начало в большинстве случаев от невоздержания и пресыщения чрева 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Наконец, в учении о мытарствах, частный суд представляется производящимся не Самим Богом непосредственно, а при участии и посредствовании ангелов злых, как орудия гнева Божия и ангелов добрых, как орудия благости Божией. Но и этот образ представления нисколько не расходится со св. Писанием, по изображению которого, Бог – ангелов злых до всеобщего суда ( Иуд.1:6 ) нередко употреблял в орудия праведного своего, против грешников, гнева ( Пс.77:49 ; 1Кор.5:5 ), а, что касается ангелов добрых, то, при непосредственном их участии, Он будет производить даже всеобщий суд ( Мф.13:41, 49, 24:31 ). Между тем, следует заметить, что те частные и разнообразные черты, в которых изображаются мытарства, в учении об образе частного суда, что само собою понятно, имеют только второстепенное, или такое значение, какое должно быть признано за чувственными образами, олицетворенно представляющими, хотя вполне действительный, но, тем не менее, для нас темный и глубоко таинственный факт загробного суда. Все, поэтому, чувственные земные образы, под которыми, в виде мытарств, представляется частный суд, хотя по своей основной мысли вполне верны, однако же, должны быть принимаемы, как, некогда, наставлял препод. Макария (Александрийского) сам, явившийся ему, Ангел, только за самое слабое изображение вещей небесных 248 . О мздовоздаянии после частного суда § 164. Учение откровенное Как же учит откровение о самом мздовоздаянии после частного суда, составляющем непосредственное последствие последнего? Хотя, по изображению ветхозаветного откровения, души всех скончавшихся, тотчас, по своем разлучении от тела, одинаково должны были нисходить во ад и в нем пребывать ( Быт.27:35 ; Иов.14:10–12 ), но, тем не менее, в нем довольно ясно обозначалась значительная и существенная разница между участью здесь душ праведных и грешных. Так, напр., Псалмопевец, прозирая в загробную участь праведных и беззаконных душ, в следующих чертах ее изображает. Беззаконных, – говорит он, – «как овец, заключат в преисподнюю; смерть будет пасти их, – и наутро праведники будут владычествовать над ними» ( Пс.48:15 ). В частности же, относительно неправедного и небогобоязненного богача, замечает: «Он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света» ( Пс.48:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Пророк именует здесь окнами чувства. (6) Сосуды святые, и трубы знаменныя в руках Финееса. Трубы знаменные, предшествовавшие кивоту, означают трубы Пророков, которые взывали: идет Еммануил; а трубы знаменные, сопровождавшие кивот, изображают Евангелистов, которые проповедали: пришел Еммануил. (22) Золото, серебро, медь, железо, свинец и олово, (23) всяка вещь, яже пройдет сквозе огнь, очистится. Золотые сосуды, очищаемые огнем, изображают Апостолов, серебряные - Пророков; под образом же сосудов медных, железных, свинцовых и оловянных разумеем учителей Церкви, потому что они, хотя приемлют Духа, но не как Апостолы и Пророки, а в меньшей мере. Сосуды, очищаемые водою, изображают средних и низших, крещенных и оглашенных. (48) И приидоша к Моисею поставленнии над тысящами силы, и стоначальники. (49) И рекоша: (50) принесохом, муж еже обрете, сосуды златы, гривны и перстни, и прочая. Это суть избранные сосуды, какие Апостолами принесены Христу от языческих народов. А также и сами Апостолы, Пророки и учители именуются златыми сосудами. Как Моисей и Елеазар сосуды сии (54) внесоша в скинию свидения; так Еммануил, научив Апостолов и святых, ввел их в сокровенную славу небесной скинии. (30) Да возмеши едино от пятидесяти человек, и от волов, и от овец, и от ослят, и от всех скотов, и даси я левитом, как отделенное Господу. Овец, взятых в добычу у неприятелей, было самое большее число; потому что в Церкви больше людей простых, требующих научения, нежели премудрых по плоти, сильных и благородных (1Кор.1:26), Под образом волов представлены Пророки, Апостолы и учители; под образом осла представляется делание правды; под образом жен представлены труды и сокрушение кающихся и стоящих на низшей степени. Глава 33 (1) И сии станове сынов Израилевых. Написанное Моисеем о станах шествия сынов Израилевых, откуда и куда они переходили, пока не вошли в землю упокоения, изображает, как Господь пред Ангелами явит святых. Станы суть образ их трудов и подвигов, и восхождения от добродетели к добродетелям. (38) И взыде Аарон жрец на гору Ор повелением Господним, и умре тамо. И дан закон, чтобы все, заключенные в городах убежища, как в темнице, по умертии жреца великаго (Числ.35:28) выходили и получали свободу. Возвращение сие в свое наследие, дозволяемое при смерти первосвященника убийцам, которые укрывались в городах убежища, и спасались от мести за убийство, представляет нам образ того небесного Архиерея, Который смертью Своею освободил из ада весь род человеческий, бывший в рабстве под державою смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1082...

Само «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово, – говорит св. Афанасий, – приходит в нашу область». 185 Хотя и прежде Слово промыслительно руководило вселенной с высоты Своего Божества, но ныне приходит «снисходя Своим человеколюбием и явлением среди нас; приемлет на Себя тело, и тело не чуждое нашему», смертное тело и «как человек живет среди людей». 186 «Мы познали, – говорит св. Григорий Богослов , – и исповедуем Божество Сына, руководствуясь великими и высокими речениями» Священного Писания , где говорится о Его вневременном начале, единородстве с Отцом, что Он есть Сияние и Образ Отца и проч. ( Ин.1:1 ; Пс.103:4 ; Ин.14:6 ; Ин.8:12 ; 1Кор.1и проч.), но в том же Писании предлагается и обратное, где Сын назван созданным ( Притч.8:22 ), не могущим что-либо ни говорить, ни судить, ни даровать без воли Отца ( Ин.5:30; 12:49, 47 ; Мф.20:23 ), что Он алчет ( Мф.8:24 ), утруждается ( Ин.4:6 ), плачет ( Ин.11:35 ) и проч. Говориться и о Его смерти и кресте. 187 Но, совокупив речения вместе, мы должны прийти к мысли о том, что Писание говорит нам о Божестве Слова, когда говорит возвышенно о Нем «и ., которая выше страданий тела», а «речения более унизительные – к Тому, Кто Сложен , за тебя истощил Себя и воплотился». 188 «О новое смешение! О чудное растворение! Сын начинает бытие», «Хотя и пребыл и тем, чем был Он ; однако же восприял и то, чем не был ». 189 Истинный Сын Единородный, предвечный, бесплотный, становится человеком, восприняв природу для спасения оной немощи нашей, в которой Он и подлежал страданию «по плоти», но «бесстрастный по Божеству», один и тот же – земный (по человечеству) и небесный (по божеству), всецело Бог и всецело человек, чтобы «воссоздан был всецелый человек падший под грех». 190 Свт. Афанасий, пытаясь разрешить недоумение: может ли невместимый Бог вселиться в человека, говорит: «Он не был так объят телом, чтобы, когда был в теле, тогда не был и вне тела, и когда производил бы в движение тело, тогда вселенная лишена была Его действия и промышления. Не таково Слово Божие в человеке. Оно не связывалось телом; а напротив того, Само... обладало им... и в теле Оно было, и находилось во всех тварях , и было вне существ, и упокоевалось в едином Отце». 191

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Какое из существ не имеет причины? Божество. Ибо никто не скажет нам причины Бога, иначе она была бы первоначальнее самого Бога. Но какая причина тому, что Бог ради нас приемлет человечество? Та, чтобы все мы были спасены. Ибо какой быть иной причине? Итак, поскольку здесь находим и слово созда, и другое ясное речение – раждает мя ( Притч.8:25 ), то объяснение просто. Сказанное с присовокуплением причины припишем человечеству, а сказанное просто, без присовокупления причины, отнесем к Божеству. Но не слово ли созда сказано с присовокуплением причины? Ибо Соломон говорит: созда мя начало путей Своих в дела Своя. Дела же рук Его истина и суд ( Пс.110:7 ), для которых помазан Он Божеством, потому что это помазание относится к человечеству. Но слово раждает мя, употреблено без присовокупления причины, иначе укажи, что к нему прибавлено. Итак, кто будет спорить, что Премудрость назы-вается творением по рождению дольному и рождаемое – по рождению первому и более непостижимому? Из этого происходит и то, что Сыну дается наименование раба, благослужаща многим ( Ис.53:11 ), и что Ему велие есть еже назватися рабом Божиим ( Ис.49:6 ). Ибо действительно для нашего освобождения послужил Он плоти, рождению, немощам нашим и всему, чем спас содержимых под грехом. А для низости человека что выше того, чтобы соединиться с богом и через такое соединение стать Богом и столько быть посещену Востоку свыше ( Лк.1:78 ), чтобы и раждаемое свыше нареклось Сыном Вышнего ( Лк.1:35 ) и даровано было Ему имя, еже паче всякого имене (а это что иное, как не то же, что быть Богом?), чтобы всякое колено поклонилось ( Флп.2:9–10 ). Истощившему Себя за нас и образ Божий сорастворившему с зраком раба, чтобы разумел весь Дом Израилев, яко и Господа и Христа Его Бог сотворил есть ( Деян.2:36 )? Ибо это было как по действию Рожденного, так и по благоволению Родителя. А что занимает второе место между важнейшими для них и непреоборимыми речениями? Подобает бо Ему царствовати, Дóндеже, и проч. ( 1Кор.15:25 ), небеси прияти до лет устроения ( Деян.3:21 ) и иметь седение одесную до покорения врагов (1Евр.1:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1) «Авель есть пастырь и начальник пастырской жизни естественной: Иисус Пастырь и Пастыреначальник в жизни духовной» (сн. Ин. 10:11  и др. Евр. 13:20 ; 1Петр. 5:4 ). 2) «Авель приносит Богу жертву, без сравнения приятнейшую, нежели Каинова» ( Евр. 11:4 ): «Иисус приносит жертву крестную, единую достойную Бога и упраздняющую собой все жертвы обрядовые». ( Евр. 10 ). 3) Жертва Авеля сопровождается его мученичеством: жертва Иисуса сопутствуется Его смертью . 4) «Авель страждет от зависти первородного брата: Иисус страждет от ожесточения первенца народов, Израиля» (срав. Мф. 23:35  и Луки 11:51 ). 5) «Кровь Авеля говорит о нем через веру к милосердию Божию и невинностью своей вопиет против убийцы к правосудию Божию: кровь Иисуса вопиет к Отцу небесному (обратное отношение типа) о помиловании всего рода человеческого». Но срав. также и цитов. выше места Евангелий. 6) «Каин, убийца брата своего, делается изгнанником всей земли: народ, убивший Иисуса, становится пришельцем всех народов». 7) «Убийце Авеля оставляется жизнь, но со знамением осуждения и наказания: Израиль, распявший Христа, сохраняет свое бытие, но только для того, чтобы носить кровь его на себе и на чадах своих». Срав. цит. места Евангелий и Мф. 27:25 172 . 8) «Через Сифа восстановляется угасшее с Авелем праведное семя Адаму ( Быт. 4:25–26 ). И вот в этом семени, потомстве, новозаветное толкование указует еще светило (срав. Фил. 2:15 ) праведности Эноха, ( Быт. 5:24 ), по вере своей в грядущее спасение настолько угодившего Богу, что преложен был, не видев смерти, Евр. 11:5 , а своей праведной жизнью сделавшегося живым обличителем своих развращенных современников (Иуд. ст. 14–15) и образом покаяния для грядущих родов (Сираха 44:15; 49:16). В том и другом отношении, т. е. по вере и праведности, он, по смыслу толкования св. апостолов (срав. Иуды ст. 14 и Евр. 11:40–12:1  и дал.), служил пророчественным образом для новозаветного времени по силе того же свойства типа как 1Кор. 10:1–11 . «Как же верой преложен бысть Энох? Благоуждение Богу было причиной преложения и причиной благоугождения – вера. Ибо, если бы он не был убежден, что получит воздаяние, то как стал бы благоугождать?» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010