3 . Однако Маркион, Валентин, Василид и вместе с ними остальные еретики, отказываясь понимать сказанное достойным Святого Духа образом, «уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям»; они заявляют, что есть иной Бог закона, судья и творец мира, который, как кажется, тем, что написано, учит жестокости, приказывая наступить на шеи врагов своих и повесить на деревах царей тех земель, которые он захватил силой (ср. Нав.10:24–26 ). О, если бы Господь мой Иисус, Сын Божий позволил и повелел мне попрать ногами моими дух блуда, наступить на горло духу гнева и ярости, растоптать демона алчности, раздавить тщеславие, сокрушить под ногами моими дух гордости, то, когда совершу все это, все деяния будут не моими, но соделаны силой Креста, по словам Павла: «Для меня мир распят» ( Гал.6:14 ) и тем, которые мы упоминали выше: «Не я, но благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). И если удостоюсь поступить так, то блажен буду и скажут мне то же, что Иисус сказал древним: «Не бойтесь и не ужасайтесь, будьте тверды и мужественны; ибо так поступит Господь со всеми врагами вашими, с которыми будете воевать» ( Нав.10:25 ). И если поймем это духовно и станем вести духовные войны и низвергнем с небес злых духов, то сможем обрести место в царстве Иисуса, которое есть Царство Небесное, и получить часть наследия от Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XIII . О городах Лахис, Ливна и Хеврон, захваченных сынами Израилевыми 1 . «Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» ( 1Кор.10:11 ). Когда эти слова читает иудей «по наружности», то есть тот, кто обрезан внешне, по плоти, он думает, что речь здесь идет не о чем ином, как о войнах, уничтожении врагов и о том, как израильтяне под водительством Иисуса побеждают и захватывают царства других народов. Ибо не знает он, что значит быть иудеем «внутренно», тем, кто обрезан «в сердце» ( Рим.2:28–29 ). Но иудей «внутренно», то есть христианин, следующим за Иисусом, не сыном Навина, но Сыном Бога, понимает все это как тайны Царства Небесного и утверждает, что и ныне Господь мой Иисус Христос сражается с противными силами и изгоняет из их городов, то есть из наших душ, тех, кто прежде занимал их. Он уничтожает царей, которые правили в наших душах, дабы не царствовал в нас грех (ср. Рим.6:12 ), и после того, как извергнут царь греха из города нашей души, соделывается она градом Божьим, и Бог правит в ней, и говорится нам: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

II глава Христос Господь не только Сам основал Церковь Свою, но Сам же есть Глава ее и оживляет ее благодатию Святого Духа. Это видно из Священного Писания . Сам Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый», всех же, которые по Его призыву имеют прийти во двор овчий, наименовал единым стадом Своим ( Ин.10:11, 16 ). Он Сам сказал, что не оставит сиротами Своих исповедников, но будет всегда пребывать с ними и подкреплять их ( Ин.14:18, 27, 28 ; Мф.28:20 ), что Его именем они будут преодолевать все препятствия и невозможное делать действительным ( Мк.16:17–18 ). Хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам, но верховным учителем, невидимо через них поучающим верующих, повелел называть одного Себя ( Мф.23:8 ), и поэтому сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих Христос поручил церковным пастырям, но Сам остается верховным «Первосвященником», Который «имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр.7:24–25 ); Сам невидимо совершает чрез пастырей святые таинства; Сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои пред священником; Сам есть приносящий и приносимый в таинстве Евхаристии или Причащения. Апостолы передали это, как истину Божию, со всею ясностью. Так, апостол Павел пишет: Христос «есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ); Бог «поставил Его (Христа) превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:21–23 ); «Христос – глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ). От Него, как от главы, Церковь получает крепость и возраст ( Кол.2:19 ; Еф.4:16 ); Он защищает ее от врагов ее ( 1Кор.15:25 ; Евр. 10:13 ). Посему апостолы считали себя только слугами и посланниками Христовыми; что они ни делали, что ни установляли, делали от Его имени, как от имени Верховного Правителя Церкви, и так повелевали делать преемникам своим. «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ); «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

В книге Паралипоменон читаем, что Духа Святого сподобились Азария в царствование Асы и Иозиил в царствование Иосафата; и еще другой Азария, камнями побиенный. Ездра говорит: И Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их ( Неем.9:20 ). Об Илии, взятом на небо, и Елисее, этих духоносцах и чудотворцах, хотя и не говорим, известно, однако, что они исполнены были Духа Святого. 29 . Если кто все книги двенадцати и прочих пророков прочитает, тот найдет многие о Святом Духе свидетельства. Михей от лица Божия говорит: А я исполнен силы Духа Господня ( Мих.3:8 ). Иоиль восклицает: И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть и проч. ( Иоил.2:28 ). Аггей говорит: Я с вами... и дух Мой пребывает среди вас ( Агг.2:4–5 ). Равно и Захария: Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим, пророкам, разве не постигли отцов ваших? и проч. ( Зах.1:6 ). 30 . Исаия велегласно говорит: и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится ( Ис.11:2–3 ). Пророк показывает, что хотя Дух есть един и неразделим, но действия Его различны. И в другом месте: Иаков, раб Мой ( Ис.44:1 ), и потом: излию дух Мой на племя твое ( Ис.44:3 ). И еще: послал Меня Господь Бог и Дух Его ( Ис.48:16 ). Также: вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе ( Ис.59:21 ). И также: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня и проч. ( Ис.61:1 ); потом, говоря на иудеев: Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его ( Ис.63:10 ), еще: где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего? ( Ис.63:11 ). Помнишь (если только ты от слушания не утомился) и приведенное уже из Иезекииля свидетельство: И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь ( Иез.11:5 ). Слова эти: нисшел на меня – должно принимать в добрую сторону: они означают сильную любовь; как, например, Иаков, увидев Иосифа, пал на шею его ( Быт.46:29 ), и как чадолюбивый упоминаемый в Евангелии отец, увидев сына, возвратившегося из страны дальней, подвигнут был милосердием, и, побежав, пал ему на шею и целовал его ( Лк.15:20 ); и еще у Иезекииля: и перенес меня в Халдею, к переселенцам, в видении, Духом Божиим ( Иез.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Литература . Конспект по догматическому богословию. С. 75; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 171–176; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. С. 442–447; Пономарев П. Кеносис//Православная богословская энциклопедия, или богословский энциклопедический словарь. СПб., 1908. Т. 9. С. 499–501, 504. Вопрос 43. Этимология слова «искупление». Смерть Иисуса Христа как искупительная за нас Жертва (Ис.53:5–7; Мф.20:28; Мк.10:45; Ин.1:29, 3:14–15, 10:17–18; 1Пет.1:18–20; 1Ин.1:7, 5:8–10; 1Кор 6:20; 2Кор.5:21; Еф.1:7; 5:2; Кол.1:14). Спасительные плоды Жертвы Христовой (Лк.24:25–26; 1Пет.1:11, 3:22; Еф.1:20–22; Ин.3:16, 17:24; 1Ин.2:2; Рим.3:23–25; Еф.5:25–27; 2Кор.5:14–15; Кол.1:20; Евр.2:14) Ответ. Слово «искупление» – это перевод греческого πολτρωσις, обозначающего освобождение от рабства путем выкупа или денежную сумму, уплата которой дарует приговоренному к смерти жизнь. В Ветхом Завете этим словом обозначался выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Вследствие этого выкупа первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу, освобождались от этого служения. Т. о., «искупление» означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами. Ап. Петр говорит: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» ( 1Пет.1:8–20 ). Рабство, из которого «выкупает» Бог человека состоит в грехе: «всякий, делающий грех, есть раб греха» ( Ин.8:34 ), «продан греху» ( Рим.7:14 ). Сам Господь применяет к Себе этот образ: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Поэтому ап. Павел говорит, что мы «куплены дорогою ценою» ( 1Кор.6:20 ). Эта цена действительно безмерно высока, потому что за всех людей страдает безгрешный Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Никто да не осуждает вас за пищу или питие, или новомесячие, или субботу. Это есть тень, а тело – во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, не держась Главы, от Которой все тело растет возрастом Божиим. В самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела – только вид мудрости (16–23). В двух первых главах Апостол преподал все существенное о вере, в чем необходимо было вразумить и научить Колоссян. В следующих двух главах он преподает им разные нравственные наставления, как бы естественно вытекающие из вероучения. Так он говорит: «если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, гнев, ярость, злоречие (3:1–8). Не лгите друг другу, совлекшеся ветхого человека с деяниями его и облекшеся в нового, обновляемого в разум по образу Создавшего его, идеже несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (9–11). Облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Над всеми же сими стяжите любовь. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию (12–16). Жены, повинуйтесь мужьям своим. Мужья, любите своих жен. Дети, будьте послушны родителям. Отцы, не раздражайте детей. Рабы, повинуйтесь господам (17–22). Господа, будьте равномерны к рабам. Со внешними обходитесь благоразумно. Слово ваше да будет благодатно. В молитве терпите. О нас молитесь (4:1–6). В заключение Апостол говорит, что недосказанное скажет Тихик. Потом посылает приветствие от лиц бывших с ним, причем говорит, что это приветствие – его собственноручное. И наконец увещевает помнить его узы и преподает всем благодатное благословение (7–18). Подлинность послания и его церковное употребление Необыкновенная высота послания и краткость изложения глубочайших мыслей о Боге и Христе приводят некоторых в недоумение о подлинности послания. Но недоумевающие забывают, что Апостол умел быть всем вся ( 1Кор. 9:22 ): умел преподать начатки учения, или, как он говорит, питать млеком ( 1Кор. 3:2 ), умел предложить и твердую пищу, когда она составляла насущную потребность. И так как в Колоссах завелись такие лжеучители, прельщавшие возвышенными лжеучениями, то и Апостол изложил самое высокое обобщение веры в Бога и Христа Спасителя, как главы Церкви и всяческой полноты разумения и полноты самой жизни всех существ мира. Но Иоанн Богослов говорил о Христе: вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин. 1:3 ), И св. Ап. Павел весьма часто раскрывал столь возвышенное учение в разных своих посланиях. Например, о власти Иисуса Христа над миром духов раскрывается в послании к Римлянам (8:38–39), в 1 Коринф. (15:24–28). В послании к Римлянам (9:4–5) Он называется «Сущий над всеми». «Им все и мы Тем», говорится в 1 послании к Коринфянам (8:4–6). В послании к Галатам говорится: «когда пришла полнота, времени, Бог послал Сына Своего» (4:4) 450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

После же смерти то же ощутится в загробном существовании. Так только и возможно представить себе, что Церковь есть единая и неразрывная совокупность живых и мертвых, из которых первые ощущают пребывающего в них Господа, а вторые предвкушают еще и воскресение как переход от неполного посмертного существования к полноте жизни будущего века, мерцающего там уже более ясными лучами неземных предвкушений. И как для живых непрестанной надеждой звучат слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ), так и каждого умершего христианина Православная Церковь – в чинопоследовании погребения – сопровождает знаменательными словами: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут», и даже более того: всякий верующий «на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин.5:24–25 ). Мысль о Церкви как реальном Теле Христовом, столь присущая именно первохристианскому времени и лишь впоследствии сменившаяся более доступным для «примитивного» мышления символизмом, не только обусловливает собою реалистичность евхаристических идей Востока, но и дает возможность сразу же осветить некоторые вопросы, связанные с евхаристическим учением как Самого Господа, так и Его ближайших последователей. Так, например, признанием реального присутствия Тела Христова в глубинах материи человеческого тела только и можно объяснить, без всякой символики, слова апостола Павла: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» ( 1Кор.6:15 ). Говоря так, Апостол, очевидно, разумеет не всего человека, в общей совокупности тела и души, а лишь одно его тело. Примененное здесь Апостолом слово μλη, поставленное без члена, дает возможность истолковать его именно не в смысле отдельных частей тела, а отнести его к частицам, элементам тела вообще. Относительная величина таких элементов значения не имеет, лишь бы каждый из них был запечатлен единой Божественной индивидуальностью, нес бы на себе печать Божества. Так что вопрос апостола Павла можно перефразировать так: «Разве вы не знаете, что тела ваши состоят из частиц Тела Христова?» Знаменательно, что в дальнейших словах Апостол говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас (верующих) Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» ( 1Кор.6:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Ср. ст. 5 и Кол.2:13 , Еф.5:14 говорится: «встань спящий и воскресни из мертвых». В то время, как «грех» приносит «духу» смерть, плоть чрез эту силу греха, живущего в ней, становится живой, приобретает характер саможизни. Но этот образ жизни является гибельным для самой плоти, – ее жизнь есть медленное умирание. Органические функции «плоти» передаются в руки греха, и влияние этой злой силы –разрушительное, – оно сказывается ближе всего в болезнях плоти. В 2Кор.12:7 Ап. Павел говорит о своей болезни, которая не оставляла его: «дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы, я не превозносился». Ангел сатаны, который производит эту болезнь, есть часть этой силы греха во плоти. Может быть, это была та телесная болезнь, которая препятствовала Апостолу предпринять путешествие к Солунянам, о чем он пишет 1Сол.2:18 : «я Павел и раз и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана». В 1Кор.5:5 Апостол желает кровосмесника «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен». Ближе всего – здесь разуметь болезнь, которая должна была приключиться с грешником, чтобы препятствовать ему в его грехе и привести его к покаянию. Подобным образом нужно понимать и слова в 1Тим.1:20 : «таковы Иминей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать». Таким образом, в силу греха, живущего в человеке, смерть господствует в нашем плотском теле уже в течении нашей плотской жизни и когда-нибудь это тело вполне достанется в жертву смерти. Вследствие этого это «земное тело» называется «телом смерти» ( Рим.7:24 ). Закон, который ( Рим.7:23 ) живет в наших членах, в Рим.8:2 называется «законом греха и смерти». Если мы служим греху, то по словам Рим.6:16 мы – «рабы греха в смерть». Возмездием этого рабства является смерть Рим.6:28 «оброцы греха смерть» или, согласно Рим.6:21 : «конец их (дел греха) –смерть». Поэтому грех сравнивается с тем бичом погонщика, с которым смерть гонит свое стадо к гибели: «жало смерти – грех» ( 1Кор.15:56 ). Чрез грех смерть вошла в мир Рим.5:12 : «одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть», и все люди должны умирать только вследствие того, что они все согрешили: «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

В воскресении, утверждает Иисус, люди будут как Ангелы Божии на небесах. Для саддукеев, которые говорили, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа ( Деян.23:8 ), это утверждение мало что значило. Однако христианская традиция обратила на него пристальное внимание. Ориген видел в нем подтверждение своей теории о том, что воскресшие из мертвых будут обладать такими же телами, как у ангелов: воздушными и излучающими свет. 69 С Оригеном полемизировал Мефодий Патарский : изречение Иисуса, считал он, надо понимать не в том смысле, что в воскресении святые лишатся тел, а в том смысле, что состояние блаженства святых будет подобно состоянию ангелов. 70 Многие древнецерковные писатели придерживались той точки зрения, что после всеобщего воскресения души людей соединятся с теми же телами, в которых они пребывали при жизни 71 . В то же время отмечали, что это будут преображенные тела – нетленные и бессмертные 72 . Как игла, брошенная в огонь, меняет свой цвет и превращается в огонь, но не теряет своего естества, точно так же «в воскресение все члены будут воскрешены... и все сделается световидным, все погрузится и преложится в свет и в огонь, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества». 73 Вопрос о природе воскресших тел выходит за рамки настоящего исследования. Тем не менее мы посчитали нужным коснуться его здесь, поскольку он имеет отношение к воскресению Христа. Когда Иисус воскрес из мертвых, люди перестали Его узнавать: Мария Магдалина приняла Его за садовника ( Ин.20:15 ), двое путников не распознали в Нем своего Учителя ( Лк.24:16 ), некоторые из учеников усомнились в том, что это Он ( Мф.28:17 ). Воскресший Иисус проходил через закрытые двери ( Ин.20:19 ), и Его принимали за духа ( Лк.24:37 ). Все это говорит о том, что Его внешний вид изменился; возможно, изменилась также материя Его тела. Диалог с саддукеями происходит в преддверии воскресения Иисуса и наряду с рассказом о воскрешении Лазаря ( Ин.11:1–41 ) является прелюдией к этому событию. Не случайно этот диалог приводят все три синоптика: тем самым они как бы расчищают пространство для восприятия читателем центрального события евангельской истории. Выстраивается та же логическая цепочка, которую мы находим у апостола Павла: Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор.15:13–14 ). 4. «Какая первая из всех заповедей?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Конечно, невидимого Главу – Христа, с мнимою видимою Главою – папою, нельзя и сравнивать, что понятно всякому. Но также всякому должно быть понятно и то, что если никакой папа не может быть сравниваем со Христом, как всеобщим Главою Церкви, то не должно и приписывать Римскому епископу то, что принадлежит Христу, как полному и совершеннейшему Образу той Главы, которая должна быть у тела Церкви как организма,,объемлющего не только людей верующих всех времен и народностей, начиная с праотцев, пророков и апостолов, но и ангелов и архангелов. Изображая превосходство церкви Христовой перед ветхозаветной, св. ап. Павел писал к христианам из евреев: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первородных, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:22–24 ). Вот каков состав тела церкви, Глава которой – Христос. Только нечто совершенно новое может составлять здесь то, или другое отдельное лицо, входящее в состав живого тела или здания, все более и более возрастающего со скреплением к составу камней, не изменяющих ни основания его (краеугольного камня), ни существа тех живительных сил, которыми укрепляется, или держится все здание вселенской церкви. Главенство Христово по отношению к церкви как телу, вполне соответственно этому духовному телу, и этой священной Главе. Оно непосредственное, так как Христос живет с Церковью , пребывая в ней, и подавая и разделяя с нею жизнь, как глава разделяет жизнь с телом. И как без главы невозможна жизнь тела, так невозможна жизнь Церкви без Христа, рекшего: «Без Мене не можете творити ничего же» ( Ин.15:5 ). И это будет вековечно, доколе Бог будет всяческая во всех ( 1Кор.15:28 ), ибо «Ему подобает царствовати, дóндеже положит вся враги под ногами своими» (Ibid., ст. 25). Итак, Христос есть Основатель Церкви и Глава ее, и даже Царь, ибо Церковь есть царство Божие. Но так как это царство духовное, таинственное, то и главенство Христово священно-таинственное, которое посему ап. Павел изображает под видом таинственной и святой любви Христа к Церкви, говоря: «Христос возлюбил Церковь и Себе предаде за ню» ( Еф.5:24 ). Сам И. Христос сказал: «Царство Мое несть от мира сего» ( Ин.18:36 ). Значит и Он признавал Свое главенство в церкви. И однако нигде Он не сказал, что Его Царство должно быть в виде громадного и политического учреждения с видимою главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Под скинией, или святилищем, Апостол понимает Плоть Христову, называя ее иногда «завесою» ( Евр.6:19; 10, 20 ), иногда «хлебом», в смысле Евхаристического хлеба ( 1Кор.10:16 ) ( Евр.11:27 ). Многозначный образ скинии как Плоти Христовой использован Апостолом для изображения Церкви ( Кол.1:24 ). В этом же смысле Господь говорил о разрушении и воссоздании скинии (храма) как Тела Своего ( Мк.14:58 ). 4) Христос приносит жертву Свою «Духом Святым» ( Евр.9:14 ), а не посредством обычного огня, на котором сжигались жертвы животных. Далее, в ( Евр.9:15–28 ), Апостол доказывает, почему была необходима смерть Установителя Нового Завета – Господа Иисуса Христа. Христу необходимо было умереть для того, чтобы стал ходатаем Нового Завета, т. е. посредником между Богом и людьми. Но то, что разделяло Бога и людей – грех – требовало по закону смерти людей или же ходатая, посредника, каковым стал Христос по плоти ( Евр.9:15 ). С другой стороны, Христос как первосвященник захотел оставить людям как бы завещание будущих благ. Но всякое завещание получает силу только после смерти завещателя ( Евр.9:16–17 ). Жертва Христова объясняет также, «почему и первый завет был утвержден не без крови» ( Евр.9:18 ): потому что ветхозаветные жертвы, как и сам завет, были лишь прообразом Нового Завета и «первый завет» имел силу только ради первообразной жертвы и Крови истинного Агнца – Христа ( Евр.3:22–24 ). г) Превосходство совершенной жертвы Иисуса Христа (Евр.10:1–18) Ветхозаветные жертвы, приносимые многократно, говорят о том, что они не могли сделать совершенно чистыми приносящих ( Евр.10:1 ). Сознание греха все равно оставалось, потому что совесть чувствовала неравноценность принесенной жертвы и оскорбленного величия и святости Бога (вот такую жертву принес Соломон по окончании строительства храма: «И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, 22 тыс. крупного скота и 120 тыс. мелкого скота. Так освятил храм Господу царь и все сыны Израилевы» ( 3Цар.8:63 ). И если бы было достаточно тех жертв, то они прекратились бы, ибо сделали бы чистыми приносящих ( Евр.10:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010