Признаюсь, мне всегда становится неловко, когда христианскую надежду редуцируют, пытаются перенести в пространство самых ощутимых и понятных каждому из нас бед: жизненных катастроф, несчастий, болезней. Когда Бога хотят видеть как последнюю призрачную опору, когда ничто земное не помогло.  Потому что мысля так христианскую надежду, мы, во-первых, обманываем самих себя: Господь сказал, что Царство Его не от мира сего , а значит, вера в своей глубине не об избавлении от жизненных тягот. А, во-вторых, из этой надежды мы забираем главное: иную, вечную ее перспективу. О чем же на самом деле христианская надежда? Евангелие, Благая Весть, есть весть о том, что: «С нами Бог» , — Бог хочет быть с человеком, хочет принять и разделить вечность с каждой своей дочерью и каждым сыном. «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50), — мы, люди, можем быть родственно близки с Богом и это дается нам не за заслуги, национальность, пол или возраст, — но за способностью любить.  «Когда же это тленное естество облечется в нетление, и это смертное естество облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор 15:54), — ад, смерть, любая наша беда и потеря не абсолютны. Жестокость мира  смогла распять на кресте и убить даже Бога. Но не это было концом. Не смерть, но жизнь. Не отчаяние, но надежда. Не ложь и трусость, но верность и истина.  Иначе говоря,  в своей глубине праздник Благовещения  есть праздник одновременно глубокого и подлинного утешения, но и тот праздник, что объясняет, чего можно ждать, а чего нет от христианской веры. Даже если посмотреть на жизнь Богородицы, то для нее этот день стал началом нелегкого пути за руку с ангелами, сохраняющими от всех житейских бед, а иного. Началом Ее реального, действительного восхождения на Голгофу: и на этом пути будет и нищета, и роды в хлеву для скота, и бегство в чужую страну и самое страшное, что может пережить мать, — наблюдать смерть своего Сына.  

http://pravmir.ru/poslednyaya-opora-kogd...

См. текст по код. Sin. BCDL ; Мф. 16:14–17 ), и обнаруживает сердечную привязанность и пламенную любовь к Нему. В это время Господь подтверждает данное ему имя „Пётр» с великим обетованием, что Он на сем камне создаст Церковь Свою, и врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18 ), Правда, вера Петра и его любовь к Господу были ещё не совершенны. По живости своей он часто высказывает мысли, не соответствующие его исповеданию и указывающие ещё на непонимание им того пути, которым Господь пришёл совершить спасение (ср. Мф. 16:22–23; 17:24–27; 18:21–22; 19:27; 26:26–27 ), и совершает поступки, указывающие на его своеволие, ослушание, противление, слабость его любви, наконец, трижды отрицается от Господа ( Ин. 13:8 ; Лк. 22:31–34 ; Мк. 14:24–31 ; Мф. 14:22–34 ; Лк. 22:49–50 ; Ин. 18:15–27 ). Но его поспешные пожелания, необдуманные предложения и вопросы, обнаруживавшие его непонимание Лица Господа и Его учения, давали только повод к произнесению Господом возвышеннейших изречений и наставлений, которые просветляли веру его и глубоко ложились ему на сердце. А все падения вследствие несовершенства любви его к Господу только очищали и укрепляли её. Поэтому Господь на тайной вечери и говорит ему: „Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих ( Лк. 22:31–32 )». – По воскресении Господа, ангелы повелевают мироносицам возвестить о восстании Его особенно Петру ( Мк. 16:7 ), и Сам Господь является ему первому из 12 апостолов ( Лк. 24:34 ; 1Кор. 15:5 ). При Геннисаретском озере Господь, напомнив ему о несовершенстве его любви к Нему, вызывает в нём чувство глубокого раскаяния в его недавнем отречении и уверенность в прощении его Господом, так что после третьего обращения к нему Господа с призванием: паси овцы моя, он был уже настолько твёрд в вере в Него и настолько предан Ему, что был в состоянии пострадать за Него. ( Ин. 21:1–19 ) 116 . По вознесению Господа на небо ап. Пётр первый полагает основание Церкви Христовой как среди Иудеев, так и среди язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Таким образом, обязанность Христианина в отношении к самому себе состоит в попечении 1) о душе, 2) о теле и 3) о внешних благах. Главное при сем правило для Христианина есть то, чтобы он, при попечении о теле и о внешних благах, всегда имел ввиду высокое свое назначение и старался все обращать к достижению его, памятуя слова своего Спасителя и Господа: Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? ( Мф. 16:26 ) Попечение о душе Имея в виду высокое наше назначение, мы должны помнить, что плоть и кровь царствия Божия не наследуют ( 1Кор. 15:50 ), что с любовью к Богу несовместно пристрастие к земным благам ( Мф. 6:24 ; 1Ин. 2:15 ), и что Христианин только тогда достойно носит на себе это священнейшее имя и может надеяться блаженства вечного, когда старается питать в душе своей те же мысли и чувствования, коими исполнена была душа Иисуса Христа: Сие да мудрствуется в вас, говорит Апостол, еже и во Христе Иисусе; аще кто духа Христова не имать, сей нест егов ( Флп. 2:5 ; Рим. 8:9 ). А потому попечение наше о душе, или приготовление к вечной жизни, должно состоять в том, чтобы, при содействии всемощной благодати Божией, стараться подавлять в себе плотские мысли и желания, истреблять пагубную привязанность ко всему земному и возбуждать стремление к небесному, препобеждать вожделения и страсти, покорять их разуму и таким образом мало-помалу восстановлять испроверженную грехом нравственную свободу нашу, или владычество духа над плотью, и в своей духовной жизни изображать святейшую жизнь нашего Господа. Трудно исполнение сей обязанности. Надобно во всю жизнь вести войну со своими вожделениями и страстями, с искушениями извне и извнутрь. Но сия трудность облегчается для Христианина 1) тем, что она встречается ему на пути к несомненному и вечному блаженству, 2) той утешительной мыслью, что, находясь в борьбе с самим собой, он воинствует под знаменем такого вождя, который всегда готов и силен ободрить и подкрепить его в сем подвиге; ибо верен Господь, который утвердит вас и сохранит от зла, говорит Апостол ( 2Фес.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Отвечая еретикам, утверждавшим, что во время Воскресения мертвых воскреснет тело, отличное от умершего, он задает вопрос: «Одно согрешило, а другое в геенне?». Тогда что вы скажете Апостолу Павлу, говорящему: не хотим совлечься, но хотим облечься в небесное наше жилище? И как «смертное» поглощается «жизнью»? Ведь Апостол не сказал, чтобы «тленное и смертное тело было поглощено телом бессмертным», но чтобы смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ). Ибо это происходит, когда воскресает то же самое тело. А если Бог оставит то изначальное тело и произведет другое, «то оно не поглощается, но остается во власти тления». Поэтому такого не происходит, но «это тленное тело» должно облечься в нетление. Ибо Апостол говорит, что тление не наследует нетления , но, напротив, тление поглощается жизнью ( 1Кор.15:50 ; 2Кор.5:4 ), ибо уже побеждается и преодолевается не нетление тлением, а, напротив, тление нетлением. Точно так же, как свеча плавится огнем, но сама огня не плавит, так и тление плавится нетлением и уничтожается, но само не может расплавить нетления и возобладать над ним». 1048 Эта великая и таинственная истина, которая была нам неведома, но открыта человеколюбивым Богом ( 1Кор.15:51 ), кажется нашему разуму на первый взгляд противоречивой и непонятной, но она яснее ясного. Достаточно задуматься над тем, что происходит в материальном мире. Одна и та же вода имеет одни свойства в жидком виде, и другие – в замороженном, в виде льда, то есть как плотное и твердое тело, и иные свойства – в виде пара, когда, нагреваясь, она переходит в газообразное состояние. Нечто подобное таинственным образом произойдет и с человеческим телом, которое воскреснет, «как ведает воскрешающий его Господь», тем образом, какой известен лишь премудрому Господу, воскрешающему его: сеется в тлении, восстает в нетлении: сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное ( 1Кор.15:42–44 ). То есть сеется тело во гроб в состоянии тления, а восстает в состоянии нетления; сеется и погребается в состоянии бесчестья и зловония – восстает же в состоянии славы; сеется в состоянии немощи – восстает полным сил. Сеется тело, которое оживлялось и управлялось низшими, животными инстинктами и силами души, а восстает тело, которое будет животвориться и управляться духовными силами души. Кроме того, «поскольку новая обстановка и новое состояние, в которые попадет человеческий род после Воскресения, будут чужды тлению и тучности нынешнего мира, надо думать, что воскресшие тела будут такими, чтобы полностью гармонировать с этим состоянием и обстановкой». 1049

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Но этому, – говорят, – будет противоречить конец того же 15-го стиха 23-ей главы книги Левит. Буквально с еврейского этот стих должно перевести: «Отсчитайте себе от дня, следующего за субботой (евр. миммахарат‘гашшаббат), от дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных суббот (евр. шаббат‘от‘)», после чего и должно было праздновать день пятидесятницы. Если, – говорят, – выражение «от дня, следующего за субботою» понимать в смысле – «от дня праздника, в который запрещается всякая работа, как в седьмой день недели», то могло бы случиться, что пятидесятница праздновалась бы не в 50-й день после потрясания снопом. Например, если допустим, что это потрясание совершалось во 2-й опресночный день, т.е. 16-го нисана, и предположим, что это число в каком-либо году случилось в 4-й день недели (по нашему, в среду); то, отсчитывая от этого дня семь суббот, должны будем признать, что праздник пятидесятницы в этом году праздновался не в 50-й день после потрясания снопом, а в 46-й. – Такое недоумение решается тем, что конец 15-го стиха Лев. гл. 15 должно переводить не: «семь полных суббот», а: «семь полных недель, седмиц». Правда, в еврейском тексте в данном месте употреблено слово шаббат‘от‘ – суббот; но слово шаббат (греч. σββατον или σββατα) в Библии нередко имеет значение седмица, напр. Лев.25:8 ; Мф.28:1 ; Лк.18:12, 24:1 ; Мк.16:2 ; Ин.20:1 ; Деян.20:7 ; 1Кор.16:2 . В указанном же месте книги Левит это признать необходимо, так как в ( Втор.16:9 ) закон о празднике пятидесятницы изложен в таких словах: «семь седмиц (евр. шабб‘ютот‘ , а не: шаббат‘от‘) отсчитай себе, начинай считать семь седмиц с того времени, как появился серп на жатве. Очевидно, Лев.23:15 и Втор.16:9 параллельные места и из второго видно, что в первом «суббота» имеет значение «неделя», «седмица» 5 . С какого же дня опресночного отсчитывалось 50 дней до пятидесятницы? Для решения этого вопроса нужно принять во внимание, что закон Моисеев строго запрещал вкушать от плодов новой жатвы до принесения первого снопа пред жертвенником Господним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

И далее мы знаем церковное толкование на слова: «проходит образ мира сего» ( 1Кор. 7:31 ) – «Красота этого мира погибнет в огне мирового пламени» (ПЛ 191, 1597; Августин «О гр. Бож.» ПЛ 41, 682). Так что необходимо сделать тот же вывод. Отвечаю: Так как этот мир был создан в каком-то смысле ради человека, то отсюда следует, что, когда человек будет прославлен в теле, и другие материальные тела мира будут также изменены в лучшее состояние, так чтобы мир оказался более надлежащим местом для человека в прославленном теле, и более приятным для созерцания. Для того чтобы человек получил славу тела, прежде всего, необходимо удаление того, что противоположно славе. Такого удаления требуют две вещи. Во-первых, гниение и пятно греха, ибо, как сказано: «тление не наследует нетления» ( 1Кор. 15:50 ), и все нечистое будет вне города славы ( Апок. 22:15 , ср. Апок. 21:27 ). Затем, стихии требуют очищения от противоположных расположений, прежде чем они будут приведены к новому миру славы, соответственно тому, что мы сказали о человеке. Ибо хотя материальная вещь, собственно говоря, не может быть носителем пятна греха, тем не менее, из-за греха материальные вещи получают некоторую непригодность или несоответственность для духовных целей. По этой причине мы видим, что места, где совершались преступления, рассматриваются как непригодные для совершения в них священных действий, если они перед этим не будут очищены. Следовательно, эта часть мира, данная для нашей пользы, получила от человеческих грехов какую-то непригодность для прославления, а поэтому она нуждается в этом отношении быть очищенной. Точно так же в отношении промежуточного пространства при соприкосновении стихий, имеют место многочисленные их разрушения, зарождения и изменения, которые уменьшают их чистоту, а поэтому они нуждаются в очищении и с этой стороны, так чтобы им быть пригодными к восприятию нового мира славы. Ответ на возражение 1. Когда утверждается, что всякая Божия тварь является чистой, мы должны это понимать так, что ее субстанция не содержит примеси зла, как это утверждали манихеи (Ср. Августин «Об ересях» ПГ 42, 34; Епифаний «Против ерес.» ПГ 42, 72), говоря, что зло и добро это две субстанции, в некоторых местах отделенные друг от друга, а в некоторых смешанные друг с другом вместе. Но это отсутствие примеси зла еще не означает, что тварь не имеет примеси иной природы, которая сама по себе тоже есть благая, но несоответственная совершенству данной твари. И это не мешает злу быть акцидентальностью в отношении твари, не будучи смешанным с ней как часть ее субстанции.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Милостив Господь и потому, когда особенно нуждаемся мы в Нем, в Его близости и от близости происходящем утешении, Сам преодолевает расстояния и преграды, и чувствует Его наша душа, согревается Его теплом, просвещается Его светом. А потом… Потом мы вновь показываем – жизнью своей, словами, мыслями, чувствами, желаниями своими, – что не хотим мы быть с Ним, что «наше» дороже нам, чем Он. Нет, если бы нас об этом спросили, мы бы никогда так не сказали… Но так мы поступаем и так живем. И потому есть расстояние, есть преграда и есть холод, есть одиночество, есть боль, которая изнутри уязвляет и мучает нас. Есть бессилие и от него рождающееся уныние. Есть неизвестность будущего и страх перед ним… Все в нашем сердце и в нашей власти. Не удалиться от Господа, когда Он в очередной раз приблизился к нам. Не предпочесть Ему того, что через мгновение обернется – той самой болью, тем самым страхом, холодом и одиночеством. Искать и находить в себе то, что противно Ему, что удлиняет расстояние и растит преграду, и учиться это в себе ненавидеть. А, ненавидя, искоренять. Все в нашем сердце и в нашей власти. Что мы выбираем? Рейтинг: 9.6 Голосов: 95 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Надежда Митрофанова 31 марта 2016, 16:50 Спасибо вам всем большое за то .что вы нас учите уму разуму, многое полезное для души получаю, спокойно становится , стараюсь не грешить, и следить за собою, другими глазами смотрю на мир и радуюсь каждому дню , как подарку от БОГА!!!! Слава БОГУ за все!!!!!! и вам дай БОГ благополучия в вашем деле Спасибо,огромное!!!!!!!!! Юрий 25 января 2013, 23:34 Спасибо Вам! Пишите еще. Сантехник 23 января 2013, 15:18 «Царствие Божие внутрь вас есть». • «Постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». (Пространство, время и Любовь). Может, не стоит печатать?! 23.01.13 Сантехник. р.б.Сергий 23 января 2013, 13:06 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! " Сеется тело душевное, восстает тело духовное " (1Кор.,15,44). Когда в силу страстности, тленности и смертности, в силу поврежденности человека грехом, отнимется у нас нынешнее бренное тело, отнимется и воля (свободное произволение)! Где окажется наше " духовное " ?!

http://pravoslavie.ru/58881.html

5 . Кроме этих ты найдешь и другие многие наименования Духу Святому. Он называется Духом святыни, как написано: по духу святыни ( Рим.1:4 ). Называется и Духом сыноположения, как говорит Павел: Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» ( Рим.8:15 ). Называется и Духом откровения, как написано: дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его ( Еф.1:17 ). Называется и Духом обетования, как говорит тот же Павел: В Нем и вы... уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом ( Еф.1:13 ). Называется и Духом благодати, как тот же самый опять говорит апостол: и Духа благодати укоривый ( Евр.10:29 ). Он называется другими многими подобными именами. Ты ясно слышал еще в прежнем поучении, что Он в псалмах иногда благим ( Пс.142:10 ), иногда Владычним (50:14) именуется. А в пророчестве Исаии называется Духом премудрости и разума, и совета и крепости, и ведения и благочестия и Духом страха Божия (ср. Ис.11:2–3 ). Все же это, что и прежде и теперь сказано, подтверждает, что хотя различные наименования, но один и тот же Дух Святой, имеющий жизнь и самобытие и всегда вместе со Отцом и Сыном пребывающий; не устами и словом Отца или Сына изрекаемый или дышимый, ни в воздухе разливаемый, но самолично существующий; Сам говорящий и действующий, устрояющий и освящающий, поскольку нераздельно, совокупно и едино спасительное о нас смотрение Отца и Сына и Святого Духа, как и прежде сказали мы. Ибо я хочу, чтобы вы помнили недавно сказанное мной и совершенно знали, что не иной в законе и пророках, а другой в Евангелии и апостолах, но один и тот же есть Дух Святой в Ветхом и Новом Заветах, изрекавший Божественное Писание. 6 . Этот самый Дух Святой сошел на Святую Деву Марию. Ибо когда Христос Единородный должен был родиться, сила Вышнего осенила Ее и Дух Святой, нашедший на Нее, освятил Ее, чтобы возможно было Ей приять Того, через Которого все произошло. Не нужно мне говорить об этом много, чтобы научить тебя, что нескверно и чисто это рождение, ибо ты знаешь, что Гавриил говорил Ей: «Я провозвещаю Тебе то, что имеет быть, но не действую в сем; хотя и Архангел, но знаю должность свою и возвещаю Тебе радость; а как имеешь родить, это зависит не от моего дарования. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим ( Лк.1:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

И чудно то, что не позволено просить в молитве чистоты, даруемой нам по благодати, и отказываться от жития, препровождаемого в делании заповедей. Ибо тому богатому, вопросившему Господа, как «живот» вечный наследую» ( Лк.10:25 ), Господь ясно сказал: «соблюди заповеди» ( Мф.19:17 ). И когда богатый спросил: «Какие заповеди?» – во-первых, повелел ему удерживаться от злых дел и так напомнил о заповедях естественных (см. Мф. 19, 18–19 ). Когда же домогался узнать еще больше, сказал ему: «аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое и даждь нищим», и возьми крест свой, «и гряди вслед Мене» ( Мф.19:21 ). А это значит: умри для всего, что имеешь у себя, и потом живи во Мне; изыди из ветхого мира страстей, и так войдешь в новый мир Духа; сними и совлеки с себя ведение худых нравов и ухищрений, и так облечешься в простое ведение истины. Ибо Господь, сказав: возьми крест твой (см. Мф.16:24 ), научил тем человека умереть для всего в мире. И когда умертвил Он в нем ветхого человека, т. е. страсти, тогда сказал ему: «гряди вслед Мене» ( Мф.19:21 ). Ветхому человеку невозможно ходить путем Христовым, как сказал блаженный Павел: «яко плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут, ниже тление нетления наследствует» ( 1Кор.15:50 ); и еще: совлекитесь «ветхого человека, тлеющаго в похотех», и тогда возможете облечься в нового, обновляемого познанием уподобления Сотворшему его (см. Еф.4:22,24 ); и еще: «мудрование» перстное «вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может». Ибо сущии во плоти плотское мудрствуют и Богу угодити духовным мудрствованием «не могут» ( Рим.8:7,8 ). Ты же, святой, если любишь чистоту сердца и сказанное тобою духовное мудрствование, прилепись к Владычним заповедям, как сказал Владыка наш: «аще» любиши «внити в живот, сохрани заповеди» ( Мф.19:17 ), из любви к Давшему их, а не из страха или за воздаяние награды. Ибо сладость, сокрытую в правде, вкушаем не тогда, как делаем правду, но когда любовь к правде снедает сердце наше; и соделываемся грешниками не тогда, как сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Но никто из вас, намеревающихся слушать меня, да не подумает, что я, предпочтя славу людей известных (в составлении речей), буду следовать законам внешней (языческой) мудрости; так как мы не составляем льстивой речи искусственным сочинением, но стремимся представит вам в истинном виде добродетель боголюбезных душ. Посему умолчано будет о роде, и великая слава отцев не обременит речи: «ибо плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор.15:50). И даже не по земному и мирскому будем мы чтить граждан небесных: но совсем напротив — и безвестная жизнь отцев, и низкия ремесла, и мнимый порок бедности — все это будет упомянуто в числе похвал: так как слава христиан, по нашему Евангелию, есть уничижение. И я, просматривая похвальныя речи внешних (язычников), сильно не одобряю (их); потому что, желая почтить тех, кого они изберут, за неимением сказать ничего особенно хорошаго, тщетно прибегают к гробницам, напрасно тревожат лежащих там, берут и мертвецов для украшения живых, своим обращением к усопшим сознаваясь в том, что ничего добраго нет у восхваляемых ими. И сверх того, так как у них уже признано, что происходящие от знаменитых отцев непременно и сами хороши и наследуют добродетел, как некое природное свойство: то уместным считалось (у них) делать также воспоминание и о родителях. Но поелику наследственную передачу рода по большей части извращает различие занятий (ведь и от любомудраго бывает неразумный и от легкомысленнаго — любомудрый), то напрасный труд — вспоминать о прадедах, когда надо показывать, имеет ли то или другое лицо успехи в добродетели. А что это так, нет нужды с большими затруднениями узнавать из других источников, но — из самаго Священнаго Писания нашего, заключающаго в себе многостороннюю и разнообразную пользу. Мы знаем, во всяком случае, священника, известнаго старца, воспитателя и учителя великаго Самуила; но, сам будучи превосходнейшим, он ничем не помог сыновьям своим, хотя они и воспитаны были под руководством самого родителя и ежедневно изучали законоположения священства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2756...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010