Брак, хотя и хорош, но, в лучшем случае, только не оскверняет живущего в нем. А сообщить еще и святость он один не в состоянии. Святитель Иоанн Златоуст ( 35, 320 ). «Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор. 7, 29 ), написал Апостол, предостерегая не от законного супружества, а от бесчинного сладострастия. Указал он и на близкое скончание времен: если, говорит он, жизнь проходит быстро, не надо пристращаться к ней, как к постоянной. Преподобный Исидор Пелусиот ( 50, 233 ). Истинное богатство и великое счастье Божественное творение явилось на земле и на земных долинах вечно цветущего рая – человек. Однако у человека не было еще помощника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило подлинно чудо, – созданного быть зрителем мира, то есть мой корень и мое семя многообразной жизни разделив на две части, могущественной и животворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу. Святитель Григорий Богослов ( 15, 53 ). Истинное богатство и великое счастье, когда муж и жена живут в согласии и соединены друг с другом как одна плоть... Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и всегда живут в спокойствии ( 38, 418 ). Живущих в таком супружеском союзе ничто не может слишком опечалить, нарушить их мирного счастья. Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге... Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение ( 38, 422 ). Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 232 ). Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее... Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности. Святитель Григорий Богослов ( 15, 59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В науке существуют противоречия, ставшие уже классическими, но нуждающиеся в актуализации. Например: между реальным и идеальным и между материальным и духовным. Можно представить и другим образом: реальное – духовное, идеальное – материальное. Но нас в предлагаемых размышлениях будет интересовать вариант идеальное – духовное. Идеальное в соотнесенности с духовным может выполнять функцию душевного. Но при этом и у духовного есть свое идеальное. Духовное объединяет в себе идеальное и материальное. Это и есть идеальное-духовное – то, что пронизано Фаворским светом Преображения. Духовное – бесконечно, оно и есть сама бесконечность. Противоположность духовного – плотское, понимаемое как греховное. «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:47–50 ) 1 . По мысли преподобного Иоанна Кассиана Римлянина : «Есть брань в членах наших, как читаем у Апостола: плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите ( Гал.5:17 ). Слово плоть в сем месте должно принять не в смысле человека как существа, а в смысле воли плотской, или худых пожеланий: равно и под словом дух разуметь надо не какое-либо существо личное, а пожелания души добрые и святые. Такой смысл определил сам же Апостол, говоря так: духом ходите, и похоти плотския не совершайте: плоть бо похотствует на духа, и прочее ( Гал.5:16–17 )» с. 15]. Для дальнейшего исследования необходимо уточнить применяемую терминологию. Идеальное происходит от понятия идея, определяемого в вершине классической мысли – философской системе Вильгельма Гегеля – как один из моментов Абсолюта (наряду с природой 2 ). Духовное происходит от понятия дух, по тому же Гегелю – опосредованный собственной рефлексией в самого же себя Абсолют

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Здесь, братья и сестры, мы подошли к самому главному. Господь Иисус ничего не делает для Себя. Свое священство - духовное и вечное - Христос дарит Своей Церкви, дарит всем христианам! Об этом говорит апостол Петр: вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2,9). Что же это за «царственное священство», которое нам подарил Христос? Это служение, в котором каждый христианин должен приносить жертвы Богу на алтаре своего сердца - духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5). Какие же это могут быть жертвы? Жертва Богу - дух сокрушенный - говорит Писание (Пс.50,19). Вот нам и жертва - плач о своих грехах. Воздеяние рук моих - как жертва вечерняя - поет псалмопевец (Пс.140,2). Это - о молитве. Приносите жертвы правды (Пс.4,6) - это о праведной жизни. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13,16) - вот нам и милостыня, прощающая грехи наши. Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим.12,1) - пишет апостол Павел. Значит, неоскверненность тела тоже есть жертва Ему, Создателю. В послании к Римлянам Павел говорит, что ему дана благодать совершать священнодействие благовествования Божия (Рим.15,15-16) - значит, проповедь христианская тоже принимается Господом как приятное для Него жертвоприношение. А где же храм для этого богослужения? Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1Кор.3,16) - говорит Павел. Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5) - вторит ему апостол Петр. Вот священство, подаренное нам Господом, - духовное, вечное, непреходящее. Священство внутреннее, в котором ум - священник, а сердце - престол; где горит неугасаемая лампада веры и возносится к Богу благоухание молитвы; где иконостас заменяют лики любимых святых, о которых я вспоминаю каждый день; где напрестольное Евангелия - это моя память, а напрестольный крест - печать моего крещения.

http://pravoslavie.ru/120266.html

Но это незнание обличает: а) как плохо велось у нас преподавание об учениях Церкви, б) как невнимательно и равнодушно слушают молящиеся в храмах чтение Свящ. Писания и сами дома ничего не читают Духовного, в) в забывчивости основного закона, изреченного Отцем Небесным Адаму, после его греопадения: «будешь в поте лица твоего есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой взят. Яко земля еси и в землю отыдеши» ( Быт.3:19 ). Как Господь повелел при создании природы «да произрастит земля» и с тех пор, каждую весну начинается рост растений и трав, так обязательно для всех людей, без исключения праведных и..., этот закон: «Земля еси и в землю отьщеши». Следовательно, тление всего человеческого тела, плоти и костей обязательно по смерти, пока не облекутся люди в новое прославленное тело по воскресении из мертвых. Поэтому, если сохранятся нетленные кости в том виде, в каком они бывают у святых, то это исключительное чудо; если кроме костей сохранится и большая часть тела в нетлении, причем как высохнет и не нарушатся суставы и связки, то это еще более поразительное чудо для глаз и человеческого ума. Но если в земле будет совершенно нетленное тело, ни одной частию не обратившееся в прах, то это не может быть признано за Божие чудо, а лишь за случайное явление, происшедшее под влиянием почвенных и атмосферических причин или человеческого искусства. Между св. мощами и мумиями нет ничего сходственного. На этом основании духовные власти при освидетельствовании останков ищут тленные хоть части тела, ибо без этого не может быть истинного указания Божия на прославление человека в Царстве Небесном и г) забывчивость, что нетление всего тела могло быть только у одного человека, второго Адама, пришедшего с неба, – Господа Иисуса Христа воскресшего в прославленном теле. Как говорит св. Апостол: «Первый человек из земли перстный, второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные... Тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:47–50 ). О воскресении и нетлении Сына Божия и предсказал св. Пророк Давид: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже дал преподобному твоему видести истления» ( Пс.15:10 ). Ссылаясь на это пророчество св. Апостолы доказывали воскресение Христово ( Деян.2:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

69-е правило Святых Апостолов: " Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон,или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен " (Трул. 29, 56, 89;Гангр. 19; Лаодик. 49, 50, 51, 52; Дионисия Александрийского. 1; Петра Алекс. 15; Тимофея Алекс. 8, 10). Это правило предписывает каждому члену церкви, как клирику, так и мирянину, за исключением случаев физической слабости, поститься в Великий пост (перед Пасхою), а также по средам и пятницам, причем за нарушение этого предписания угрожает первому извержением из сана, а второму - отлучением. Предписание поста основывается на Св. Писании.Сам Бог положил начало посту еще в ветхозаветной церкви (Лев. 16:29, 31; Неем.9:1, 3; 1Цар. 7:6; Иоиль 2:15.Иисус Христос освятил пост Своим примером (Мф. 4:2; Лук. 4:2) и то же повелел Своим ученикам (Мф. 6:16-18; 9:14-15; 17:21; Лук. 2:37; 5:33-35). Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом (Деян. 9:9; 13:2; 14:23), и то же самое предписывали всем христианам(1Кор. 7:5; 2 Кор. 6:4-5). Подобное же предписание находим мы и в Апостольских постановлениях (V, 13), следовательно, пост является божественным установлением. Цель церковного поста: «смирите себе пред Богом, плотских страстей стремление укротити, способным быти к истинному покаянию, к молитвам, к службе Божией и другим должностям и ко испрошению милости у Бога». Пост четыредесятницы, или Великий, всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви;такие же бесчисленные свидетельства имеем и о всегдашнем соблюдении церковью поста в среду и пятницу. Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения. Но никому, даже и на смертном одре, не может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальных дней и тех, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальной и седмицы троицкой, а также святок.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=38&iid=1...

Во время обедни в Успенской церкви сердце мое смущено и подавлено было жалением новой камилавки, чтобы не задымилась от кадила (глупость, пристрастие, тщеславие, идолопоклонство!), а в соборе при отпевании генеральши Бойль жалением орденской 50-копеечной ленты (о, глупость! о, пристрастие к земле и тлению!), и из этого глупого пристрастия сердце отпадало от Бога, источника живота временного и вечного, и умирало. О сердце, болящее тлением и не возлюбившее доселе нетления! О сердце безумное, не знающее своей пользы, своей стихии родной – неба! О сердце слепое – по воле своей слепое, а не по природе! Полно тебе двоиться! Время к одному Богу прилепиться и оставить, возненавидеть все пристрастия житейские, отлучающие душу от Бога, от правды Его, от жизни Его! Воплощение Сына Божия исполнило удивления и ужаса все ангельские умы, а люди остаются в большинстве бесчувственными и неблагодарными к этому дивному, пречудному акту промышления Божия о спасении рода человеческого. Только Святая Церковь достойно, по силам своим оценила и оценивает это чудное промышление Божие о спасении мира и ежедневно и ежегодно воспоминает и прославляет чудное событие воплощения Сына Божия, Его житие с человеками, Его чудеса, пророчества, Его учение и все заповеди, советы, обетования, Его страдания, смерть, погребение, воскресение и вознесение на небо и будущее второе пришествие. Но и к Церкви [большинство] христиан равнодушны и холодны. Удивительные дремота и сон! Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, яко Богявися человеком плотски 138 ... Ты знаменуешься крестным знаменем для того, чтобы помнить всегда, что ты искуплен от греха, проклятия и смерти крестом, кровию и смертию Сына Божия, и, как Христов, должен жить свято и всемерно беречься греха. Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии [ 1Кор.6:20 ]. Злой демон всеми мерами старается пригвоздить на всякую минуту, при всяком поводе и случае сердца наши к земным вещам, так чтобы мы не взирали ни к Богу, ни к небесному отечеству, ни к тамошним неизреченным благам, а взирали только на суету и любили суету, пустое и ничтожное, оставляя без внимания свою душу и ее неземные потребности и таким образом при конце жизни отходили отселе с пустыми руками, без запаса добрых дел. Да внимаешь себе на всякий час, чтобы не дать окрасть себя врагу, ищущему нещадно нашей погибели. Поступайте... дорожа временем, потому что дни лукавы [ Еф.5:15–16 ]. 3 сентября

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Едине Врачу Истинне и Многомилостиве! Ты рекл еси усты апостола Твоего Павла, яко плоть и кровь Царствия Божия не наследуют; обаче, неизреченно от Девы воплотився и на землю снизшед, снизшел еси и к телесным немощем нашим, да, по плоти исцелевше, духом поработаем Тебе. Сего ради и днесь, мудростию ум просветив и крепостию руку раба Твоего, врача (имярек) утвердив, хирургическим врачеванием страждущему брату нашему (сестре нашей) ( имярек ) исцеление подал еси. Темже славим неизреченное Твое о нас промышление, воспеваем человеколюбие и лобызаем любовию Твое милосердие, грехи наша побеждающее. Ей, Господи, приими благодарственное сие наше моление, еже едиными усты и единем сердцем Тебе приносим, и, егда настанет час всемирнаго воскресения, сподоби нас востати в духовнем телеси, не имущем изъяна, и наследие Царства Твоего улучити, купно со всеми святыми возглашающе немолчную хвалу Тебе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым Твоим Духом во веки веков. Аминь. Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Единый Истинный Врач и Многомилостивый! Ты сказал устами апостола Своего Павла, что плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут ( 1Кор.15:50 ); однако, неизреченно воплотившись от Девы и снизойдя на землю, Ты снизошёл и к нашим телесным немощам, дабы, исцелив плоть, послужили Тебе духом. Потому и сегодня, Ты, просветив ум мудростью и сделав твёрдой руку раба Твоего (рабы Твоей), врача (имя), подал исцеление хирургическим врачеванием страждущему брату нашему (сестре нашей) (имя). Посему мы славим неописуемую Твою о нас заботу, воспеваем человеколюбие и целуем с любовью Твоё милосердие, которое побеждает наши грехи. О Господи, прими эту нашу благодарственную молитву, которую мы словно одними устами и одним сердцем к Тебе приносим, и, когда настанет час всемирного воскресения, сподоби нас восстать в духовном теле, которое не будет иметь изъяна, и получить наследство Твоего Царства, вместе со всеми святыми возглашая неумолкающую хвалу Тебе со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Твоим Духом во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/proshenie-i...

Как правильно относиться к таким повествованиям? Преп. Макарий Египетский (IV в.), вопросив Бога о том, что есть мытарства, услышал от ангела: «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение небесных» 1332 . Т.е. образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовно-нравственном смысле. В конечном счете мысль сказаний о мытарствах заключается в том, что душе дается помощь в деле нравственного самоиспытания и самосознания при посредстве духовных сил, которым Бог попускает действовать как орудиям Своего правосудия. 1.3. Мздовоздаяние после частного суда Православная Церковь различает два состояния после частного суда – для праведников и для грешников, которым соответствуют два местонахождения – рай и ад. В «Послании Восточных Патриархов» сказано: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучаются... по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби; впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения; ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» 1333 . Иначе говоря, и страдание и блаженство, которое человек может получить после частного суда, носит предварительный характер. У римокатоликов различается три состояния – блаженство, чистилище (лат. purgatorium) и пребывание в геенне. 1.3.1. Состояние душ праведных после частного суда В Священном Писании само место пребывания праведников после частного суда называется раем ( Лк.28:43 ; 2Кор.12:4 ); Царством Небесным ( Мф.8:11, 5:3, 5:10 ); Царством Божиим ( Мф.6:33 ; 1Кор.15:50 ); домом Отца ( Ин.14:2 ); Иерусалимом вышним ( Гал.4:26 ); небесами ( Лк.12:33–34 ). Состояние праведников есть пребывание со Христом, Который сказал ученикам: ...приду опять и возьму вас к Себе ( Ин.14:3 ). Благоразумному разбойнику Господь сказал: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). В Первосвященнической молитве Господь говорит: ...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою... ( Ин.17:24 ). У ап. Павла читаем: ...имею желание разрешиться и быть со Христом... ( Флп.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Мерности и тихости нрава нет у меня, а у настоятеля нашего отца Павла есть, – только любви братской у него нет, во всем особится от нас. Но это из-за меня, грешного; буду молиться за себя и за него, да будет он братолюбив и нищелюбив, милостыноподатлив. Нет у него твердых и постоянных правил: службу (утреню) по субботам Великого поста велит начинать в разное время: то в пять, то в шесть часов, на второй неделе был в шесть без четверти благовест, а на третьей в пять часов и десять минут. Это неладно. Народ не знает, когда приходить надо в церковь . У Гречухиных доброты и радушия при гостеприимстве много, но воздуха в комнатах чистого нет, особенно в столовой; я читал 2 марта в час времени святого пророка Иеремию и комнатною пылию засорил всё горло, а может быть, при том и пирогом с рисом и грибами, да вареньем брусничным (лишний кусок съел и засорил желудок). Остерегаться надо мне мучнистой пищи и варенья. Дурной, задорный характер у моей свояченицы и питомицы Анны Константиновны Цветковой; под предлогом иногда правды она выражает своенравие, крайнее самолюбие, такую же гордость и злобу, самоуверенность, неблагодарность за ее воспитание и детей ее, презрение к простоте и благочестию. Также, хвалясь своей честностию и целомудрием, она готова часто очень на нечестные поступки из-за денег и вносит в дом мой, привозя из Питера, очень соблазнительные иллюстрации, растлевающие сердце и нравственность, и весьма любит читать романы, и романы особенно с любовными интригами. Вот ее характеристика! Исправи всех нас, Господи! Сердце чисто даруй нам и дух прав во утробах наших [ Пс.50:12 ]! Я заметил, что когда от избытков дохода братского, который я добываю моими трудами, подаю бедным, мне Господь посылает за труды мои на братию вдесятеро больше. Благословен Бог! 3 февраля Сказано: будет Бог всяческая во всех [ 1Кор.15:28 ], то есть в будущем веке. Но в Преблагословенной Матери Божией Господь стал всем для Ней с самого воплощения от Нее, и оттоле доныне Он есть всё в Ней: и бездна благости и милости к людям, и бесконечная Ее святыня, и правда, разум и премудрость, бесконечное ведение, или всеведение и Ее всеблагомощность во всем, Ее благопослушество, скоропослушество, избавление нас, всякое совершенство Ее, Ее досточестность превыше Херувимов и Серафимов, ее непоколебимость вечная во святыне и во всех совершенствах, Ее совершенная простота, исключающая всякую возможность греха или лукавства. 4 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Невозможно согласиться с архим. Фотием в том, что вышеприведенные рассуждения буквально принадлежат свт. Иннокентию. Самый тон их, резкость, переходящая иногда в грубость, свойственна литературному стилю самого архим. Фотия, но не свт. Иннокентия, который по своему мягкому, кроткому и любвеобильному характеру никогда не мог допустить подобных резких выражений. В представленных выше рассуждениях самому свт. Иннокентию принадлежат только общие мысли. В них, действительно, если не принимать во внимание их резкого тона, можно видеть немало правдивых указаний на те уродливые черты, какими обладало учение мистиков. Святитель Иннокентий выступал с обличением таких проповедников, которые старались развить в себе главным образом дар красноречия, блистать витиеватостью языка, изящными манерами, мало заботясь о том, чтобы их слово действовало на сердце слушателей. Точно так же он относился и к тем, кто руководствовался гомилетическими произведениями новейших французских и немецких проповедников, а не творениями древних отцов и учителей Восточной Церкви. Вот какой трактат составил святитель Иннокентий о современных проповедниках: «О, насколько мы недостойные учителя и проповедники слова истины! Любодей любодействует не ради деторождения, но для насыщения нечистой своей похоти. Так и проповедник слова Божия, когда глаголет не ради рождения чад духовных по закону, но чтобы только движением рук, звуком голоса и произношением слыть за проповедника или почесать сердце свое щекотанием, слухом чести, мзды и отличия,– то же он деет, что и любодей; сей последний любодействует телесно, а тот духовно. Когда-то проповедью Слова Божия волков в агнцев претворяли, а у нас из агнцев делаются волки. Без болезни и воздыхания не могу вспомнить, как много учителей и проповедников в дни наши заблудили до конца. Многие надеются навыкнуть проповеди слова Божия не от дел, но из школьного научения и покушаются проповедать слово о царствии Божием не от вышнего разума, а от земного мудрования и [действия] плоти и крови, между тем как глас Божий гремит в уши их, говоря: плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия ( 1Кор.15:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010