1Фес.4:7 ), предоставив свои тела в жертву святую ( Рим.12:1 ), будучи святы в поступках ( 1Петр.1:15:16 ) и непорочны ( Еф.1:4 ). Если Святый Дух даёт силы и помощь во всех жизненных функциях, то все функции должны быть чистыми; весь человек должен стремиться к богоуподоблению. «Сам Дух ходатайствует за верующих воздыханиями неизреченными» ( Рим.8:26:27 ), потому что верующие – сыны Божии, и Бог послал в сердца их Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! ( Гал.4:6 , ср. Рим.8:15 ). Поэтому и ложь есть ложь Духу Святому ( Деян.5:3 ). V Тело по преимуществу, само Тело, τ σμα не было бы таковым, если бы исключало из себя какое-нибудь частное тело. Потому-то оно и стоит над всеми отдельными телами, что несёт в себе всякое частное совершенство отдельного тела и, следовательно, не исключает из себя последнего. Но в то же время, будучи Телом совершенным, оно всегда и везде и при всяких условиях остаётся само собою. Всё для него, но оно – выше всего, не нарушая своего самотождества. Универсальность в смысле unum versum alios – таково третье и последнее существенное свойство Церкви 681 . Церковь есть полнота Христова, плирома Христа ( Еф.1:23 б). Но всё чрез Слово начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ); Христом – все, имы Им ( 1Кор.8:6 ), ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего и все Им стоит ( Кол.1:16–17 ). Полнота Христова – полнота всех энергий, которыми создано всё бытие. Если сейчас Церковь – не всё актуально, то она – всё в потенции, ибо исполнена полнотою Христа. Ведь Господу Иисусу Христу всё предано в руки Отцем Его ( Мф.11:27 ; Лк.10:22 ; Ин.3:5, 13:3 ); Отец всё покорил под ноги Сыну ( 1Кор.15:27 ; Еф.1:22 ; Евр.2:5:8 ), так что что принадлежит Отцу, то принадлежит и Сыну ( Ин.16:15 ). А от Бога – всё ( 1Кор.11, 12, 8:6 ); всё из Него, Им и к нему ( Рим.11:36 ), ибо Он всё создал Иисусом Христом ( Еф.3:9 ); Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас ( Еф.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Так, о Боге Отце напр. говорится: у нас один Бог Отец, из Которого все ( 1Кор.8:6 ; Евр.2:10 ). В молитве апостольской ( Деян.4:24–28 ) начальные слова: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них, обращены собственно к Богу Отцу. Сыну Божию усвояется участие в миротворении напр. в словах: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ), или: Им (Сыном) создано все, что на небесах и что на земле,... все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ; сн. Евр.1:3 ; 1Кор.8:6 ). В ветхом завете прикровенно указывается на участие Сына в творении в словах Самой ипостасной Премудрости о Самой Себе: когда Он (Иегова) уготовлял небеса, Я была там,... Тогда Я была при Нем художницею ( Притч.8:27, 30 ). На участие Св. Духа в миротворении более ясно указано в ветхом завете. В словах бытописателя: Дух Божий носился над водою ( Быт.1:2 ) Дух представляется как бы вливающим жизнь в новосозданное вещество. Можно видеть подобное же указание в следующих словах Псалмопевца, в которых Дух представляется отличным от Иеговы: пошлешь дух Твой – созидаются (т. е. животные), и Ты обновляешь лице земли ( Пс.103:30 ; ср. 32:6). Он же говорит: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их ( Пс.32:6 ). Один из друзей Иова (Элиуй) исповедовал: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:4 ). В новом завете мало и не так ясно говорится о том же. Вообще же Дух Св. в отношении к миру в Писании изображается преимущественно источником и подателем жизни и Творцом новой твари ( Лк.1:25 ; Ин.3:6; 20:22–23 ; 1Кор.12:8–11 и др.). Церковью учение об участии всех лиц Троицы в деле творения внесено и в самый никеоцареградский символ. Символ учит веровать в «Бога Отца,... Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым», – в «Сына Божия,... Им же вся быша» и в «Духа Св,... Господа животворящего». II. В чем состояло участие каждого лица Св. Троицы в деле творения? Писание не открывает нам об этом с полною ясностью, но можно находить в нем указания, что есть разность в творческой деятельности Отца, Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

А чтобы ты узнал, что такие слова – не звук только, я приведу в пример Павла, который совершил все это. Хочешь видеть его сеятелем? «Я насадил, Аполлос поливал» ( «Аз насадих, Аполлос напои») ( 1Кор.3:6 ). Желаешь видеть его зодчим? «Как мудрый строитель, положил основание» ( 1Кор.3:10 ). Желаешь видеть его борцом? «Бьюсь не так, чтобы только бить воздух» ( «Тако подвизаюся, не яко воздух бияй») ( 1Кор.9:26 ). Хочешь видеть его воителем? «Наша брань не против крови и плоти» ( Еф.6:12 ). Хочешь видеть его скороходом? «Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим.15:19 ). Желаешь видеть вождем? " Облекшеся в броню веры» ( 1Сол.5:8 ). Желаешь видеть его подвижником? «Подвигом добрым я подвизался» ( 2Тим.4:7 ). Хочешь видеть его увенчанным победителем? «А теперь готовится мне венец правды» ( «Прочее убо соблюдается мне венец правды») ( 2Тим.4:8 ). Хотя он был и один, но стал всем (т.е., и сеятелем, и зодчим и проч.), подражая своему Господу. И Господь наш, будучи единым по Своей сущности, принимал всевозможные виды. Зачем всевозможные? Ради нашего спасения. Ты был ветвью, а Он сделался корнем: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( «Аз есмь лоза, вы же рождие») ( Ин.15:5 ). Ты восхотел идти; Он стал для тебя путем: «Кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:9 ). Ты сделался овцой; Он стал для тебя пастырем. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин.10:11 ). Ты сделался грешником; Он стал для тебя " Агнцем Божиим, Который берет/на Себя/ грех мира» ( Ин.1:29 ). Ты захотел есть; Он сделался для тебя трапезой. Ты пожелал пить; Он сделался для тебя чашей: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Ты захотел одеться; Он стал для тебя одеждой: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Ты восхотел стать невестой; Он сделался для тебя женихом: «Имеющий невесту есть жених» ( Ин. 3:29 ). Ты пожелал выйти замуж; Он стал для тебя мужем: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). Ты был блудницей и сделался девой. О, неслыханные и необыкновенные дела! В мирской жизни брак нарушает девство; в духовной же области муж взял блудницу и соделал ее честнее девы. Объясни, еретик, каким образом блудница сделалась девой? Я не могу подробно исследовать это, но твердо верю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Несмотря на свои великие труды и страдания св. Павел никогда ни пред кем не ласкательствовал, не унижался, не угождал человекам; его слово никогда не было в одно время и «да» и «нет» ( 2Кор.1:17 ). «У людей ли я ищу благоволения, или у Бога? Людям ли угождать стараюсь? Если бы и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1:10 ). Св. Апостол проповедывал искренно, «как от Бога, пред Богом во Христе» ( 2Кор.2:17 ). Он бесконечно любил верующих – своих духовных чад, нежно обходился с ними, подобно кормилице ( 1Солун. 2:7 ), каждого просил, умолял, убеждал жить достойно Бога ( 1Солун. 2:12 ), душу свою готов был положить за верующих. Он никогда духовно не насиловал последних, а радовался их собственною радостью ( 2Кор.1:24 ). Но св. Павел мог придти к верующим и с «жезлом», а не с духом любви и кротости, – там, где это требовалось ( 1Кор.4:21 ). Он бесконечно был смирен, любвеобильно прощал там, где обида касалась его лично, – где наглые враги обвиняли его в неискренности, коварстве, лести, в хождении «по плоти» ( 2Кор.2:17 и дал.; 2Кор.4:2 и др.). Но св. Павел строг и не пощадит там, где извращалась истина Христова, и тогда он готов, наказать всякое непослушание и противление ( 2Кор.10:6 ), всякую гордыню, восстающую на разум Божий ( 2Кор.10:4–5 ). Тут св. Павел напоминает нам древнего Илию Фесфитянина. К немощным в вере св. Апостол был снисходителен и научает всегда и нас этой снисходительности, чтобы, надмеваясь своим знанием, мы не подали соблазна своему брату ( 1Кор.8:9 и дал.). «Знание надмевает, а любовь назидает» ( 1Кор.8:1 ). Св. Павел был ко всем благосклонен, всегда готов был сделать законные уступки там, где дело не касалось существа. «Для иудеев я был, – пишет он, – как иудей, чтобы приобресть иудеев», т.е. имел в виду их законные преимущества, их национально-историческое наследие, их внешние обряды, не имеющие в христианстве значения, потерявшие здесь всякую силу. «Для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных», – говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Притча о неводе, в котором была и хорошая, и плохая рыба, объясняет, что в Церкви – и хорошие, и дурные члены ( Мф.13:47 ). Притчею о 10 девах объясняется, что в Церкви нет безгрешных, ибо и разумные, и неразумные – все заснули ( Мф.25:1–13 ). На брачный пир царского сына, т.е. в Церковь Божию, пришли и благочестивые, и нечестивые: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» ( Мф.22:10 ). И здесь в Церкви (на брачном пире) некоторые продолжают огорчать Господа (например, оставшиеся не в брачной одежде) ( Мф.22:2–14 ) Каково научение Господа, такова и действительность. Во всех посланиях Апостолы укоряют христиан за несовершенство и падение: 2 гл. – предрассудки (Посл. ап. Иак.). 3 гл. – невоздержание языка (там же). 4 гл. – распри и вражды (там же). 5 гл. – грех Анании и Сапфиры (Деян.). 6 гл. – споры христиан из эллинов и из Иудеев (там же). 6 гл. – обида вдовиц (там же). «Некоторые отвергнувшие имевшуюся у них веру» и «добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей и Александр», преданные апостолом сатане ( 1Тим.1:19–20 ). Симон Волхв, хотя и крестился и получил Святого Духа, но согрешил ( Деян.8:9–24 ). Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ( 2Тим.4:10 ). Огорчение в отношениях Апостолов между собою ( Деян.15:36–39 ). тяжбы и взаимные обиды ( 1Кор.6:1–6 ). пьянство после Причастия ( 1Кор.11:21 ). нечестие и незнание Бога ( 1Кор.15:34 ). Согрешающих, – научает апостол, – должно «обличать», «запрещать», «увещевать со всяким долготерпением». Если все безгрешны, зачем это? ( 2Тим.4:2 ). Все послания ап. Павла обличают греховность христиан: «многие поступают, как враги креста Христова» ( Флп.3:18 ). даже Апостолы лицемерят ( Гал.2:12–13 ). Церкви в Откровении изображены согрешающими ( Откр.2, 3 ). Все христиане должны мыслить (понимать) о себе, что они многогрешные и ничего не стоящие: «вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Итак, православное учение о богослужении основано и на Слове Божием, и на истории Церкви, а следовательно воистину необходимо. Восстающие против этой истины сектанты только обличают сами себя в непоследовательности, ибо и сами без богослужебных обрядов не обходятся. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о церковном богослужении Деян.13:2 . «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Объясн. Когда говорится здесь о служении Господу, то разумеется общественное богослужение, какое совершается в храме, в доме Божием: Лк.19:46–47 , по установленному чину: Лк.1:8:23 ; посвящение Варнавы и Савла на дело, на которое призвал их Господь, совершается чрез молитву и возложение рук: Деян.13:3:14:23 . Богослужение совершается по заповеди, в известное время и по установленному чину Мф.23:14 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение». Объясн. Православные христиане и, тем более, их пастыри не по лицемерию, а по заповеди Господа долго молятся: 1Фес.5:17–18 ; Лк.6:12 , и не они, а «не входящие дверью» врываются в домы вдовиц: Ин.10:1–2 . 1Кор.14:26:31 . «Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию... Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение». Объясн. Здесь нисколько не говорится, что богослужение должно состоять из одних песнопений и пророчеств, и притом как бы без предстоятелей; это будет вопреки Слову Божию: Кол.4:16 ; 1Кор.12:28–29 ; Деян.20:7:11 , и не получится благопристойности и чина: 1Кор.14:40 . Богослужение должно совершаться в известный час: Деян.3:1 , во главе с поставленными предстоятелями: 1Фес.5:12 . Евр.13:15 . «Итак, будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст прославляющих имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Святой Апостол благовествует христианам: «Вы — тело Христово (σμα Χρστο), а порознь — члены (κα μλη κ μρους). И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1Кор.12:27-30).    Дух Святой разделяет духовные дары «каждому особо, как Ему угодно» (1Кор.12:11). Разделяет всегда по силам и ревности каждого (ср.: Мф.25:15): никому не навязывает и не взваливает, как бремя, но всегда подает, сообразуясь с внутренними устремлениями человека. Разумеется, при благоприятных условиях духовные дары умножаются, возрастают, развиваются, совершенствуются. Разве не совершенствуется дар веры? Дар молитвы, дар милосердия, дар любви, все дары по порядку, — разве все они не приумножаются трудом, разве не возрастают качеством? Самый яркий пример тому — апостол Павел, непрестанно умножающий свои обильные дары Духа Святого денно-нощными трудами и подвигами (см. 1Кор.15:10, 9:26-27; 2Кор.6:1; Флп.3:12-16). Каждый духовный дар подобен небесному Божественному семени, посеянному на почве человеческой души. Семя прозябает, растет и приносит плод, если только земля души чиста от терния греха и плевел страстей; но оно погибает, если душа заросла терниями и волчцами грехов страстей и сделала себя поприщем для различных зол и пороков (см. Мф.13:3-23; Лк.8:5-15). За ревность и труды Дух Святой приращает дар к дару, вящие дары к меньшим. Дары — от Духа Святого, а от нас — старание, усилие, подвиг.    В мире сем человек всегда находится между диаволом и Богом; друг он либо тому, либо другому и живет либо в том, либо в другом. Дружит он и живет с диаволом, если пресмыкается во грехах и страстях; ведь грехи и страсти — это душа и сердце диавола. А с Богом живет он и дружит, если поступает по святым Господним заповедям, сделавшись сопричастником Богочеловеческого, Христова Тела — Церкви, в которой, как драгоценные сокровища, сохраняются все блага всех Божиих вечностей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Только тогда сподобимся мы услышать сказанное Богом: «Ныне Я снял с вас посрамление Египетское», а когда оно снято, тогда уже говорится: «И сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца» ( Нав.5:10 ). Ибо совершать Пасху могли они только после обрезания; и не сразу после обрезания, когда они еще не исцелились, могли вкушать они мясо пасхального агнца. Но, как сказано, после того, как выздоровели, «сыны Израилевы совершили Пасху в четырнадцатый день месяца». Ты видишь, что не совершает Пасху ни нечистый, ни необрезанный, но только тот, кто очищен и обрезан, как и Апостол объясняет: «Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор.5:7–8 ). Когда народ выходил из земли Египетской, он нес «тесто свое на плечах их» ( Исх.12:34 ). И когда тесто закончилось и не стало у них хлеба, Бог «одождил на них манну» ( Пс.77:24 ). Но когда пришли они в святую землю и «стали есть произведения земли в месте финиковых пальм, не было более манны у сынов Израилевых» ( Нав.5:12 ), и стали они питаться плодами земли той. По сути, упоминается о трех видах пищи. Одну мы едим, когда выходим из Египта, но ее хватает ненадолго. Затем следует манна. А третьей являются произведения святой земли. Этим разнообразием, по моему скромному разумению, показано, что первая пища, которую мы несем с собой, выходя из Египта, есть те весьма невеликие школьные знания (или несколько большие, если кто-то вдруг приобрел их), которые лишь немногим могут помочь нам. Придя в пустыню, то есть оказавшись в условиях нынешней жизни, мы едим манну только через то, что узнаем из установлений закона Божьего. Но тот, кто удостоится войти в землю обетованную, то есть получить обещанное Спасителем, будет питаться плодами земли в месте финиковых пальм. Ибо поистине, достигший обещанного после того, как одолел своих врагов, обретет плоды пальм. Ведь сколь бы ни велико было то, что мы ныне можем понять или узнать в законе Божьем или в Божественном учении, то, что сподобятся увидеть святые «лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ), а уже не гадательно, будет намного более великим и возвышенным, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Апостолы Павел и Варнава после молитвы и поста оставили христиан Антиохии, Листры и Иконии ( Деян.14: 21–23 ). Корнилий сотник пред своим крещением постился около четырех дней ( Деян.10:30 ). 9. Как говорит о своем посте ап. Павел? «Был часто в посте» ( 2Кор.11:27 ). «Являем себя в постах»... ( 2Кор.6:5 ). «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:27 ). 10. Какой совет дает ап. Павел о посте мужу и жене? «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» ( 1Кор.7:5 ). 11. Откуда видно, что у первых христиан было особое время для поста? « ...Плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел... » ( Деян.27:9 ). 12. С какою целью Церковью установлены общие для христиан посты? 1. Для единодушия: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ). 2. Для устранения соблазна: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек» ( 1Кор.8:13 ). История Церкви и свидетельства св. отцов с несомненностью доказывают апостольское происхождение св. постов. 69-е апостольское правило о Великом посте говорит так: «Аще кто епископ, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую Четыредесятницу пред св. Пасхою или в среду или в пяток, кроме препятствия от немощи телесные: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен». Св. Игнатий Богоносец , поставленный в 66 году по Рождестве Христовом в епископа Антиохийского, в послании к Филиппийцам дает такое наставление о посте: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». О Петровом посте в постановлениях апостольских говорится так: «Отпраздновав Пятидесятницу, празднуйте одну седмицу, а после нее одну седмицу поститесь: ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием и постились после послабления» (5 кн. 20 гл.). Седмица эта – первая неделя Петрова поста. История древней христианской Церкви представляет многочисленные примеры великого постничества и высокого подвижничества, благодаря чему постники удостаивались божественных откровений, даров прозрения, исцеления и высочайшей святости. Евангелист Матфей, по свидетельству св. Климента Александрийского , питался одними только хлебными семенами 48 . Ап. Иаков воздерживался от мяса и вина 49 . Первенствующие христиане Александрийские, по постановлению Евангелиста Марка, вкушали пищу только к вечеру, а мяса и вина вовсе не употребляли 50 . 2. Монашество

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Богочеловеческом, апостольском Предании содержится Богочеловеческое учение и Богочеловеческое управление Церковью. И действительно, в Церкви — всё и вся от Богочеловека, от Владыки Христа, ибо она — воплощенный Бог Слово; она — Им Истина, Им «столп и утверждение Истины» (Ин.14:6, 1:17; 1Тим.3:15; Еф.4:21). И в ней — устная и письменная Библия и все святые Богочеловеческие тайны всех миров.    Вся непобедимость и [вся] всепобедность святых Апостолов — от Господа Иисуса Христа; вся их чудодейственность и всемогущество — тоже от Него (см. Мф.10:1-42). Он дает им «власть над всеми бесами» и силу «исцелять всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Лк.9:1; Мф.4:23). Превеликий Апостол благовествует: через Владыку Христа — «мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (Рим.1:5). Апостольство святых Апостолов — это всегда «апостольство в Господе» (1Кор.9:2). Один и Тот же Господь Иисус Христос действует во всех Апостолах и через всех Апостолов (см. Гал.2:8). Двенадцать Своих учеников Господь «наименовал Апостолами», ибо всё в них — от Него (Лк.6:13). Поэтому жизнь в Церкви есть не что иное, как «постоянное пребывание в учении Апостолов» (ср.: Деян.2:42). Бессмертно благовестие и истина: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28). Святые Апостолы неусыпно свидетельствуют, что они «призваны к апостольству» и «посланы» (Рим.1:1; 1Кор.1:1), что они — «Апостолы, Иисуса Христа» (2Кор.1:1; 1Пет.1:1; 2Пет.1:1). Чудоносна и чудодейственна сила Владыки Христа: людское ничтожество преобразует Он во всемогущее Богочеловеческое апостольство (ср.: 2Кор.12:9-10; Флп.4:13; 1Тим.1:12; Кол.1:29). Чудесным образом призванный в апостольство Самим Господом Иисусом Христом, святой апостол Павел раскрывает благовестие: «Павел Апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом» (Гал.1:1). Ко всем Апостолам относится следующая истина: тайна Христова открылась Духом Святым Его святым Апостолам, а через них — и всем их преемникам и последователям (ср.: Еф.3:5-10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010