По учению св. апостола Павла, ветхозаветный «закон имел тень будущих благ, а не самый образ вещей» ( Евр.10:1 , ср. Кол.2:17 ) и «был детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ). Заключая в себе образы важнейших событий и предметов новозаветных, хотя подобные тени или легкому очертанию их, Ветхий Завет в различных лицах, действиях, установлениях религиозных живописал будущия тайны новоблагодатной Церкви Христовой, которые в ней и нашли полное и ясное выражение свое, и тем имел целью – приготовить еврейский народ к восприятию великих и чудных дел Божиих, имевших открыться при явлении царства Мессии – Сына Божия. Для достижения этой цели Господь Бог употреблял не только обетования и пророчества, но и прообразования, имевшие прямое отношение к Мессии. Что Бог действительно сделал многие события Ветхого Завета образами событий, имеющих быть в Церкви Христовой, разительные доказательства этого представляют нам сам Иисус Христос , св. евангелисты и апостолы, которые многие места из ветхозаветных священных писаний прилагали в прообразовательном смысле к событиям и лицам новозаветным ( Ин.3:14–15 ; Мф.12:39–40, 16, 4 ; Гал.4:22–26 ; Кол.2:11 ; 1Кор.10:1–2 ; Евр.6:20–7, 25 и мн. др.). На этом основывается так называемый типический или прообразовательный смысл Священного Писания или такое разумение его, что исторические лица, события и обряды Ветхого Завета, имея современно-исторический смысл, вместе суть предварительные образы или знаки, Богом определенные представлять собою будущие события, касающиеся лица Иисуса Христа, установлений Его и судеб основанной Им Церкви. В ветхозаветных сенях и гаданиях, между прочим, многочастно и многообразно предызображены дивный образ нашего спасения чрез крестные страдания Сына Божия и само орудие – древо Креста. Различные прообразы Креста Христова потщились всячески указать и выразуметь богомудрые отцы, также учители Церкви Христовой и выразили свое понимание в толкованиях Священного Писания и в прекрасных песнопениях и молитвах для прославления крестных страданий и смерти Иисуса Христа в установленные праздники. Мы поставляем задачей этого очерка указать по церковным песнопениям Православной Церкви предызображения креста Христова в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Предварительные замечания Свидетельство Нового Завета об Евхаристии весьма ограничено и в силу самой своей природы достаточно трудно для истолкования. Это свидетельство ограничено, так как единственное эксплицитное повествование о Трапезе Господней содержится лишь в нескольких строках Евангелий ( Мк.14:17 и далее; Мф.26:20 и далее; Лк.22:15 и далее) и в первом Послании апостола Павла к коринфянам ( 1Кор.11:23 и далее). Что же касается формы, в которую облекается в Апостольской Церкви совершение Евхаристии на основе структуры Тайной Вечери, то о ней мы знаем еще меньше. Удивительно, что об Евхаристии имеется так мало сведений в первохристианских источниках; бедность источников трудно объяснима – может быть, дело заключается в том, что Церковь покрывала Евхаристию тайной, желая защитить ее от нехристианских взглядов 1 , или в естественной тенденции не определять и не обсуждать то, что составляет самое сердце ее жизни 2 . В обоих случаях относительное молчание Нового Завета вскрывает непосредственную связь между Евхаристией и тайной Церкви, что создает довольно значительную трудность для интерпретации свидетельства Нового Завета об Евхаристии. Действительно, все, что говорит нам об Евхаристии Новый Завет , неразрывно связано с евхаристическим опытом Церкви. Поэтому весьма трудно прочувствовать Евхаристию в ее изначальном образе, ибо Евхаристия была установлена, дабы ее повторяли («творите это в Мое воспоминание»). Исполняя эту заповедь, Церковь тем самым переживает некую реальность, которую необходимо так или иначе постичь. Понимание этого первоначального акта отлично от него самого, поскольку – и это весьма важно – сам этот акт совершается перед Смертью и Воскресением Христа, а в Новый Завет он был введен после того, как эти события просветили сознание Церкви. Итак, сам образ, каким первенствующая Апостольская Церковь интерпретировала действие Христа, столь глубоко связан с рассказами Нового Завета о самом действии Иисуса Христа, что всякая попытка изучать каждый из этих аспектов в отдельности – сам акт и его интерпретацию Церковью – немедленно породит столь же неразрешимые и запутанные проблемы, как и проблемы, создаваемые обособлением понятий «Иисуса исторического» и «Иисуса веры» в Евангелиях. Вот почему мне не хотелось бы останавливаться на проблематике, поднимаемой некоторыми современными школами экзегезы Нового Завета, которые исходят из гипотез, отличных или даже противоположных той, которую я только что упомянул. На последующих страницах мы постараемся вернуться к изначальной Евхаристии – такой, какой в Новом Завете ее раскрывает первенствующая Апостольская Церковь , и попытаться понять значение, которое она имела для Церкви того времени. Глава 1. Евхаристия – эсхатологическая трапеза в истории народа Божьего

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Прежде сказал: «слово наше» или Евангельская проповедь, «не бысть ей и ни» ( 2Кор.1:18 ): то есть, мы не учили иногда тому, а иногда другому, но всегда одному и тому же. Ибо Божий Сын, иже у вас нами проповеданный, то есть Сын Божий, которого мы проповедали вам, «не бысть ей и ни, но в нем самом ей бысть Богу к славе нами» ( 2Кор.1:19–20 ). Истина веры в сына Божия, говорит, проповедуемая нами Апостолами в славу Божию, не есть пременяема и поколебима, но постоянна и тверда. Потом присовокупляет тотчас и настоящие слова, дабы научить, что сам Бог утверждает и подкрепляет Апостолов, а вместе и всех Христиан в вере во Христа. Сам Бог, говорит, помазал и запечатлел нас, и дал залог Святого Духа сердцам нашим. Но каким образом Бог помазал нас? Также что значит, запечатлел? И что то за обручение Духа в сердцах наших? Как прежде воплощения Христова помазывал Бог людей чувственным елеем, и постановлял чрез сие помазание в Цари, Священники и Пророки: так и по воплощении Сына Своего Он помазует нас верных духовным помазанием Божественной своей благодати, и делает нас Царями, Священниками и Пророками: Царями, могущими владычествовать над плотскими своими страстями и над всякою силою демонскою. Сие подтверждают следующие слова: «се, даю вам власть наступать на змию и скорпию и на всю силу вражию: и ничесоже вам вредит» ( Лк.10:19 ). Равно и сии: «се бо Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Он соделал нас Царями, открыв еще нам путь в царствие Его: «и придут от восток и запад и севера и юга, и возлягут в Царствии Божии» ( Лк.13:29 ). Священниками соделал нас, дав нам благодать и силу приносить Ему телеса своя «жертву живу, святу, благоугодну Богови» ( Рим.12:1 ). Пророками постановил, удостоив нас дара вещания о будущих, «ихже око не виде, и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша» ( 1Кор.2:9 ). Поелику же печать употребляем мы для утверждения того, что обещались дать, или уже отдали: потому Апостол и сказал, «запечатле», дабы объяснить сим словом, что дарования Божия суть тверды и непременяемы, что самое подтверждает он и на другом месте, говоря: «нераскаянна бо дарования и звание Божие» ( Рим.11:29 ): обручение Духа означает здесь надежду получить небесное Царство. Неверный лишен таковой надежды: напротив на верующего небесная и Божественная вера низводит благодать Святого Духа, которая посаждает в душе его надежду на получение вечного блаженства. Сию надежду Апостол назвал обручением потому, что как чувственный залог, даемый нам людьми, уверяет нас в отдаянии обещанных вещей: так и посаждаемая в душах наших умственная надежда удостоверяет нас в получении вечных благ, обещанных нам Богом. Примечания достойно, что в предложенных словах оных Апостол открывает нам и триипостасие безначального Божества, Отца означив словом «Бог», Сына, «во Христа», а Всесвятого Духа словом «Духа». Окончив же таким образом предисловие своего послания, начинает далее оправдываться в неисполнении своего обещания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

протоиерей Николай Зефиров Первое соборное послание святого апостола Петра Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его ( Мф.17 ; Мф.26 ; Лк.8:45–51 ). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес ( Деян.2:22–24 ); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись ( Деян.5:16 ). Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию ( Гал.2:11 ; 1Пет.1:1; 5:13 ; 1Кор.1:12 ), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным. Читатели послания Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Псалом 135 Пс.135:1 . Аллилуиа. Исповедайтеся Господеви, яко благ: яко в век милость его. Пс.135:2 . Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость его. Пс.135:3 . Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость его. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом одного содержания с предыдущим: ибо призывает всех вообще, а особенно Израильтян, к прославлению Божией милости. По сей причине в каждом стихе повторяет слова: яко в век милость Его, дабы показать, что все дела Божия, относящияся то к творению, то к промыслу, то ко избавлению, проистекли из источника Божией милости. В сих первых стихах прославляется триипостасный Бог от внутренних свойств Его, а в следующих – от внешних дел. В первом стихе полагается имя, свойственное лицу Отца, яко источнику бытия сообщающему Свое существо Сыну чрез рождение, а Духу Святому чрез исхождение. Во втором стихе полагается имя, свойственное лицу Сына, Который нарицается Богом богов, потому что есть боги сотворенные, яко-то: Ангели и человеки, которые нарицаются сынами Божиими по благодати, как сказано в другом псалме: Аз рех, бози есте, и сынови Вышняго вси ( Пс. 91:6 ). Сын Божий единородный есть Бог богов: ибо есть Сын по существу единосущный, а прочие по усыновлению. Той есть Бог от Бога, а сии суть боги сотворенные и потому толико ниже Сына Бога, колико тварь ниже Творца. В третьем стихе полагается имя, свойственное Духу Святому, Котораго Господство основано на свойстве свободныя воли. Ибо Тот есть прямо Господь, кто творит, еже хощет, а тот есть раб, коего воля подвержена воле другаго. Дух же Святый есть Господь самовластный и свободный, по оному: идеже Дух Господень, ту свобода ( 2Кор. 3:17 ). И паки: Дух, идеже хощет, дышет ( Ин. 3:8 ). И, вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, якоже хощет ( 1Кор. 12:11 ). Пс.135:4 . Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость его. Пророк, во-первых, начинает здесь хвалить Бога вообще от великих и чудных дел Его, которыя един токмо Он соделать мог, каковы, например, суть дела творения. Ибо в других делах употребил Бог служение ангелов или других тварей: в сих же единую токмо милость, которая все творит не по нужде или по долгу, но по единой благости и милосердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Дидахэ «Учение двенадцати апостолов» («Дидахэ») написано около 80 г., вероятно, одним автором в Сирии или Палестине. По жанру представляет собой свод практических наставлений для жизни раннехристианской общины. Слово pneuma в тексте памятника встречается 7 раз и тематически эти упоминания разделяются по трём смысловым пунктам: В главе 4 заповедуется: «не приказывай ничего рабу своему или служанке, уповающим на того же Бога, в гневе твоём, да не перестанут бояться Бога, Который над вами обоими; ибо Он не приходит по лицу призывать, но тех, кого Дух уготовал». В зависимости от того, как понимается to pneuma – как дополнение или как подлежащее, – возможны два варианта перевода этой фразы: «…призывать тех, кого Дух уготовал» «…призывать тех, чей дух Он уготовил» Согласно А.Г. Дунаеву, «если принимать теорию о еврейском первоисточнике «двух путей», то более правильным следует, скорее, признать перевод, где «дух» – дополнение» 1 . Но если принимать во внимание контекст христианской письменности того периода, то следует более правильным признать перевод, где Дух – подлежащее. Что и делает большинство православных переводчиков и исследователей текста – свящ. И. Соловьёв , прот. П. Преображенский , А.Ф. Карашев, А.И. Сидоров, иной вариант мы находим лишь у прот. В. Асмуса . Приуготовляющее действие Духа в верующих запечатлено в посланиях ап. Павла ( Еф.2:22 ). Отражено это понимание также в «Одах Соломона» (Од. 36, см. ниже). О. Георгий Завершинский, в свою очередь, указывает, что «функция Духа, приготовляющего встречу с Яхве, характерна для учительной традиции ВЗ и отчасти – для пророческой» 2 , так что и с еврейской традицей не всё так однозначно. В Новом Завете употребление этого глагола и производных от него носит помимо широкого также специальный смысловой оттенок – приготовление к Божественной жизни. В притче о званных на пир в Мф.22 , господин говорит, что всё готово «panta etoima» ( Мф.22:4 ); апостол Лука определяет служение Предтечи: дабы представить Господу народ приготовленный «etoimasai laon» ( Лк.1:17 ); наконец, в Рим.9:27 ап. Павел говорит, что Бог приготовил праведников (сосуды милосердия) к славе, – «proetoimasen eis doxan». В сходном эсхатологическом контексте этот глагол употреблён также в 1Кор.2:9 , 1Тим.3:13 , Евр.11:16 , Откр.21:2 .

http://azbyka.ru/uchenie-muzhej-apostols...

Разделы портала «Азбука веры» Священное Предание – 1) (в узком значении) та часть апостольской проповеди, спасительного апостольского опыта, переданного Церкви, которые не зафиксированы в текстах канонических Книг Нового Завета; 2) (в более широком значении) вся апостольская проповедь, весь спасительный апостольский опыт вообще, переданные Церкви; 3) (в самом широком значении) совокупность всех спасительных знаний, всего спасительного опыта Церкви; 4) способ сохранения и распространения Божественного Откровения .  « Древнейшим и первоначальным способом распространения Божественного Откровения является Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову » — говорится в Пространном христианском катехизисе. Поскольку Священное Предание по своему содержанию полностью соответствует  содержанию апостольской проповеди, и, следовательно, представляет собой богооткровенное учение, то оно называется также Апостольским. Священное Предание – непрерывная цепь передач в лоне Церкви спасительного знания и опыта от одного поколения людей к другому. При этом начальное звено этой цепи – в Боге . Механизм преемственного распространения Божественного Откровения засвидетельствован в Священном Писании , где говорится, что именно таким образом должно сохраняться и распространяться в мире Божественное Откровение ( 1Кор.11:23 ; Ин.17:8 ). Священное Предание – это не только видимая и словесная передача знания и исторических памятников, связанных с этим знанием, но и передача опыта духовной жизни и благодатного освящения. Предание познается только в опыте духовной жизни. Чтобы изучать Предание, необходимо прежде самому войти в поток Предания, войти в Церковь . Задача христианина – стать самому живым носителем Предания, сделаться звеном в непрерывной цепи передачи Богооткровенной Истины.

http://azbyka.ru/predanie-svyashhennoe

Скачать epub pdf 25. Неделя восьмая по Пятидесятнице 1Кор. 1, 10–18 10. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. 11. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». 13. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? 14. Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15. дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16. Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. 17. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. 18. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. Сегодня мы слышали в апостольском чтении о распрях и раскольниках, появившихся в Коринфской Церкви еще при жизни св. апостола Павла. Коринфяне-греки, издавна еще в язычестве известные духом гордости и разъединения, едва успели принять христианство, как уже начали по-прежнему образовывать отдельные кружки, скопища, и у них возникли споры. Из-за чего? Из-за того, что одному коринфянину нравился апостол Павел, другому – Петр, третьему – Аполлос, а четвертый, вероятно, пренебрегая служением апостолов, с гордостью величал себя христовцем, не в смысле смиренного ученика Христова, а с презрением всякой церковной власти над собою. Нетрудно понять, как прискорбно было услышать смиренному св. апостолу Павлу о таких раздорах, возникших из-за личности проповедников христианства. Эти раздоры и споры из-за превосходства одного учителя пред другим и их проповеди, будто бы не одинаковой, и вызвали св. апостола изложить слышанное нами сегодня учение. Св. апостол предрасполагает коринфян к единению не силою угроз, а любовью, слезною просьбою. Он пишет: (гл. I, ст. 10) умоляю вас, братия, не ради меня, потрудившегося много среди вас, но ради имени и чести Спасителя, распятого за нас, Господа нашего Иисуса Христа, Единственной Главы нашей, от Которого все христиане получают благодатные силы и свет, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Скачать epub pdf Слово в день праздника св. первоверховных апостолов Петра и Павла О любви ко Христу и решимости следовать Его заповедям Весь смысл и все счастье нашей жизни, мои возлюбленные о Христе чада, заключаются в нашей любви к Богу, в нашей любви ко Христу через исполнение Его Божественных заповедей. Вот почему Господь сказал: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, ... радость Моя в вас будет и радость ваша исполнится» ( Ин. 15,10–11 ). Отсюда понятно: насколько мы являемся обладателями истинного счастья, и временного, и вечного. И наоборот: насколько мы удаляемся от Христа, настолько мы погружаемся в бездну великого несчастья. А полное отсутствие в нас любви ко Христу знаменует собою не что иное, как страшное бедствие и подпадание под проклятие, временное и вечное. Недаром апостол сказал: «...Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» ( 1Кор. 16:22 ). Поэтому все свои силы мы должны, возлюбленные о Христе братья и сестры, употреблять главным образом на приобретение любви ко Христу, если хотим достигнуть истинного счастья, истинной Божественной радости. К этой любви нас всегда призывает св. Церковь . Призывает она к сему великому благу и ныне, вдень памяти св. Первоверховных апостолов Петра и Павла. Св. Церковь влечет нас к сей любви к Богу, указывая на деяния этих апостолов, о чем так много говорит нам Священное Писание и церковное предание. Как любил Христа св. ап. Петр, это видно прежде всего из Евангелия. В то время, как все ученики оставили Христа в саду Гефсиманском, правда, по Его собственному повелению, ап. Петр не мог превозмочь своей пламенной любви к Господу и последовал за Ним во двор Архиерейский. Да, не получивши еще благодати Св. Духа и предоставленный своим силам, он пал – отрекся от Христа. Но тут же, после падения, ап. Петр стал каяться и проливать горькие покаянные слезы. За это покаяние Господь простил его и опять включил в число своих учеников. И вчера за утренним евангельским чтением вы слышали, мои возлюбленные о Христе чада, как соответственно трикратному отречению ап. Петра Господь три раза спрашивал его, когда явился ученикам по Своем воскресении: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» И ап. Петр три раза засвидетельствовал Ему о своей любви к Нему ( Ин. 21,16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf ЧЕЛОВЕК Дыхание «жизней» в природе человека. – Три течения духовно-жизненной силы его. – Ум, сердце и воля человека в их нормальных и зараженных грехом отправлениях, – Сердце и воля с точки зрения их сравнительной важности в душе. – Жизнь Триединого Бога как ключ к пониманию начальности и глубинности воли в богообразном человеческом существе – Взаимоотношения воли с умом и сердцем – Библейские и церковно-богослужебные изречения о значении воли в икономии душевной жизни, – Принадлежность настроения любви ко всем трем душевным силам, но с укоренением ее в воле, – Мысли Священного Писания и святых отцов по поводу значения воли для любви. – Воля и благодать Божия. – Переход к учению о единстве Божия Существа. Христианство ставит своею целью уврачевать и облаженствовать падшего человека, уклонившегося от самоотверженной любви к Богу и ближним вследствие погружения в страсти самолюбия. Для ясного понимания образа воссоздания человеческой природы, поврежденной грехом, следует предварительно рассмотреть ее устройство. При создании первого человека Творец вдохнул в его тело «дыхание жизни» ( Быт.2:7 ) 1 , то есть душу с тремя течениями ее жизненной силы – телесным, душевным и духовным. Наличие в нашем телесном организме жизненного действия души видно из того, что самосознание ее остается неизменным, несмотря на развитие в разных возрастах. Оживотворяя нашу телесность, жизненная сила души представляет собою бессмертное семя телесности, по слову Писания: «Бог дает тело, как восхощет, и каждому семени свое тело» (ср. 1Кор.15:38 ). После же своего разлучения с тленным телом в час смерти человека это семя как бы разоблачается и уготовляется для произращения нового, бессмертного тела в день всеобщего воскресения мертвых 2 . Пока на земле душа не разлучилась еще с телом, ее деятельностью и силой в теле непрерывно поддерживается кровообращение. И по словам Священного Писания , " душа всякой плоти в крови " (ср. Лев.17:11 ). Оттого возмущение души волнует в нас кровь, воспламенение воспаляет и разгорячает, душевное исступление почти останавливает кровообращение. Равным образом нервная система нашего тела обязана своей чувствительностью и управлением именно нашей душе. Тело – одежда души и вещественность, нужная для ее связи с чувственным миром и для действия в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010