1Кор.16:19 .  Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью. «Целуют вы церкви Асийския». И сие присовокупил Апостол на пользу коринфянам, показывая распространение проповеди. «Целуют вы о Господе много Акила и Прискилла, с домашнею их церковию». Вместе с ними жил божественный Апостол: «бяху бо» и они «скинотворцы хитростию» ( Деян. 18, 3 ). И они по великой добродетели соделали дом церковию, вознамерившись делать то одно, что прилично церкви. 1Кор.16:20 .  Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием. «Целуют вы братия вся. Целуйте друг друга лобзанием святым». Апостол изгнал раздор и святым лобзанием связал их между собою. 1Кор.16:21 .  Мое, Павлово, приветствие собственноручно. «Целование моею рукою Павлею», то есть послание сказывал я писавшему, а приветствие приложил своею рукою, сими письменами давая знать, что все написанное мое. 1Кор.16:22 .  Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. 3 «Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят». Да будет чужд общего тела Церкви, кто не имеет горячей любви ко Владыке Христу. А сим Апостол внушил страх тем, которые были уже обвинены. И как любящие телесное никого не хотят иметь сообщником в любви, так божественный Апостол желает, чтобы все люди вместе с ним были любителями, и кто не таков, отсекает тех от Церкви. «Маран афа». Это не еврейское, как думали некоторые, но сирское слово. В переводе же значит: Господь пришел. Апостол употребил оное, смиряя величавость коринфян, гордившихся даром слова, и научая, что потребна не ученость, но вера. 1Кор.16:23 .  Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. 1Кор.16:24 .  И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь. «Благодать Господа Иисуса с вами»: «и любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь». Апостол по обычаю пожелал коринфянам благодати Господа Иисуса, о любви же своей упомянул не просто, но давая знать, что, движимый любовию к ним, употребил слова более суровые, подражая отеческому любвеобилию и желая их спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Представляется, что есть глубокая связь между способом наименования себя первыми христианами («те, кто призывает Имя Господа Иисуса»), древним литургическим употреблением возгласа «Маранафа» и тем значением, которое имеет в христианских литургиях возглас «Кирие елеисон» (Господи, помилуй). Очевидна связь возгласа «Кирие елеисон» с апостольской традицией молитвы во Имя Иисуса. Литургическое призывание Имени Господня или личное призывание Имени Иисусова восходит, таким образом, к истокам христианства и принадлежит к самому раннему ядру духовной жизни Церкви. Призывание это неотделимо от исповедания веры в Господство умершего и воскресшего Христа, что составляет основу апостольской проповеди и христианской веры во все времена. Б) Бог воскресил Его из мертвых Цель главы состоит не столько в разъяснении христологии апостола Павла, сколько в выделении ее троичного измерения, которое имеет первостепенное значение. В первом послании к Коринфянам записано устное предание, полученное самим апостолом («Я первоначально преподал вам, что и сам принял...» ( 1Кор.15:3 ). Он начинает со смерти Христа и доходит до Его Воскресения, которое является начатком всеобщего Воскресения. С одной стороны, апостол Павел пишет, что он не знает никого другого, кроме Христа, и Христа распятого ( 1Кор.2:2 ). Он говорит о Кресте, который есть «юродство для погибающих, но для нас, спасаемых, сила Божия» ( 1Кор.1:18 ); о трудности восприятия проповеди о Христе распятом, поскольку такая проповедь – «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов... Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). С другой стороны, первое послание к Коринфянам завершается исповеданием Воскресения Христа: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» ( 1Кор.15:17 ). Конечно, нет противоречия между кажущейся исключительностью двух утверждений, составляющих два полюса учения апостола Павла о Спасении. Христос умер, но проповедь о смерти Христа совершается в Духе Святом и в силе Божьей ( 1Кор.2:4 ), потому что любовь Божия открывается нам в том, что «Христос умер, когда мы были еще во грехе» ( Рим.5:8 ), Христос возлюбил нас «и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» ( Еф.5:2 ). Христос «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Наконец, сказано: «Не пошел, как прежде, для волхвования» ( Чис.24:1 ); ибо, прислушиваясь к воле Божьей, не позволит он более себе увлечься глупыми и пустыми суждениями, основанными на поведении бессловесных скотов и животных, подобно тем, кто собирает от них приметы и предзнаменования, потому что признает он, что не о волах печется Бог (ср. 1Кор.9:9 ), также как не об овцах, не о птицах, не об иных животных, а если что и написано о них, то следует это понимать как сказанное о людях (ср. 1Кор.9:10 ). 3.1. Теперь посмотрим, что сказано в третьем пророчестве Валаама. «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж истинно видящий 34 , говорит слышащий слова Божии, который увидел во сне видение Всемогущего 35 ; открыты глаза его» ( Чис.24:3–4 ). Удивительно, конечно, что Валаам удостаивается такой хвалы, что, «восприняв притчу свою», говорит это о себе. Ведь действительно, почему Валаам – «муж истинно видящий», если посвятил себя предсказаниям и гаданию, занимаясь также волхвованием, как мы показали выше? Это очень удивительно, если только сказанное выше, что «был на нем Дух Божий» (ср. Чис.24:2 ) и что «Господь вложил слово в уста Валаамовы» (ср. Чис.23:5 ), не считать выражением очень большой похвалы. Ибо ни Моисею, ни какому-либо другому пророку не возносится столь великая хвала. 3.2. Вот почему мне кажется предпочтительным отнести сказанное к тем людям и к тем временам, когда «обращаются к Господу» и «снимается покрывало», которое «лежит на сердце их», «Господь есть Дух» (ср. 2Кор.3:15,16,17 ). Именно поэтому сказано: «Открыты глаза его» ( Чис.24:4 ), словно прежде они были закрыты, а теперь Духом Божиим, Который «был на нем» (ср. Чис.24:2 ), покров с них снимается. Потому ныне – время, когда он истинно видит, когда истинно слышит слова Всемогущего и видит видение Бога во сне (ср. Чис.24:3–4 ), иначе говоря, он увидит, как исполнятся времена, что было указано во снах пророку Даниилу. Он видит видения, которые даны были Даниилу во снах, то есть поймет и познает их, ибо «открыты глаза его» ( Чис.24:4 ). Он станет подобен сказавшим: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Кор.15:20 .  Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. «Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершым бысть». Он первый сокрушил державу смерти, а за начатком, конечно, последует все смешение. И слово сие подтверждает Апостол древним примером. 1Кор.15:21 .  Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. «Понеже бо человеком смерть бысть, и человеком воскресение мертвых». Потом от естества переходит Апостол к лицам, чрез это делая учение сие более ясным. 1Кор.15:22 .  Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. «Якоже бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут». Обратите внимание на основание рода, и увидите, что за прародителем последовали и потомки; и все стали смертными, потому что он приял смертность. Так все естество человеческое последует за Владыкою Христом и приобщится воскресения, потому что и Он «перворожден из мертвых» ( Кол. 1, 18 ), как Адам есть первородный. Не без причины же Христа наименовал здесь Апостол Человеком, зная, что Он Бог, но чтобы, показав соестественность, подтвердить учение о воскресении. Поскольку же сказал, что «вси оживут», по воскресении же будет разделение живших целомудренно и предававшихся в жизни невоздержанию, страдавших неверием и просиявших верою и, одним словом, стремившихся к делам похвальным и к делам укоризненным, то по необходимости присовокупил: 1Кор.15:23 .  Каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. «Кийждо же во своем чину». Так и Господь в Священном Евангелии учит, что агнцев «поставит… одесную», а козлов ( «козлища») «ошуюю» ( Мф. 25, 33 ). «Начаток Христос», то есть первый воскрес Он. «Потом же» Христовы «в пришествии Его» – во время скончания. Христовыми же называет Апостол не только уверовавших во Христа после Его вочеловечения, но и просиявших благочестием и добродетелию под законом и прежде закона. 1Кор.15:24 .  А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Бог всяческих неучеными победил ученых, нищими богатых, и рыбарями уловил вселенную» (Блаж. Феодорит). Так наглядно оправдалось Апостольское слово, что «незнатное мира и уничиженное и ничего незначущее избрал Бог, чтоб упразднить значущее» ( 1Кор. 1:28 ). 1Кор. 1:29 . Но для чего устроил Господь сие посрамление? «Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» – вот ответ Апостола! Но неужели только для удивления, и для показания своей силы Господь все сие устроил? «Нет, Он сделал это для того, чтобы дать им (т. е. горделивым своей силой и своими знаниями людям) сильное побуждение к покорности и преданности, дабы они, отлучившись от него, не погибли. Посему Он и не попустил им быть самодовольными» (Св. Златоуст). 1Кор. 1:30 . «От Него (т. е. от Бога) и вы (духовно происходите) во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением». Не думайте, однако же, – как бы так говорил Апостол, – что, лишив нас основания похвалиться чем-либо, Он так и оставил нас; нет, Он даровал нам другую похвалу, большую (Св. Златоуст). Не имеют верующие благородства крови по плотскому происхождению; на место того дается им благородство по духовному происхождению. Из него же, говорит, вы есте, т. е. из Бога. Этим указывает Апостол не на начало бытия, а на новое рождение духовное, о коем сказано: елицы прияша Его (Христа Господа, Сына Божия воплотившегося), даде им область чадом Божиим быти (Еп. Феофан). 1Кор. 1:31 . «Чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом». Хвалиться Господом (слав. – о Господе) значит тоже, что славословить Господа за милости Его с исповеданием надежд на продление их. Такая мысль и в том месте пророка Иеремии ( Иер. 9:23–24 ), применительно к которому говорит здесь Апостол (Еп. Феофан). 6) Как могли забыть Коринфяне об отсутствии красноречия в речах Апостола Павла, о его смиренном виде, и даже пристрашливом образом поведения у них?.. ( 1Кор. 2:1–5 ). «Когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. И был я у вас в немощи (т. е. в опасностях от козней и гонений – Златоуст) и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы. Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

1Кор.11:22 .  Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю. «Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити? Или о церкви Божией нерадите, и срамляете не имущыя?» Если приходите роскошествовать, то в домах это делайте. Ибо это – и оскорбление, и явное поругание церкви. Не самое ли неуместное дело – внутри храма Божия, в присутствии Владыки, Который предложил нам общую трапезу, вам роскошествовать, а нуждающимся алкать и быть в стыде по причине бедности? «Что вам реку? Похвалю ли вы о сем? Не похвалю». Апостол водится обычною ему кротостию; укоряет духовно, а не как судия. Потом яснее напоминает им о священных таинствах. 1Кор.11:23 .  Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб. 1Кор.11:24 .  И, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. 1Кор.11:25 .  Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. «Аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание». Апостол напоминает коринфянам о той священной и всесвятой ночи, в которую Господь положил конец пасхе прообразовательной, показал первообраз прообраза, отверз двери спасительному таинству и не только одиннадцати апостолам, но и предателю преподал Честное Тело и Честную Кровь. Апостол же учит, что всегда можно пользоваться благами оной ночи. 1Кор.11:26 .  Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет». Ибо по пришествии Его не будет уже потребности в назнаменующем тело, потому что явится самое тело. Поэтому сказал Апостол: «дондеже приидет». Представил же сие божественный Апостол только для примера, давая видеть неуместность того, на что отваживались коринфяне. Начав же слово о таинствах, предлагает и о сем надлежащие наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Если Он «первенец», то и они должны воскреснуть. Но если бы (апостол) под именем воскресения говорил об освобождении от грехов, а без греха нет никого, – и сам даже Павел говорит: " хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» ( 1Кор.4:4 ), – то кто же воскреснет, по вашему мнению? Очевидно, что у него речь о (воскресении) тел. А чтобы сделать это несомненным, он постоянно указывает на Христа, воскресшего во плоти; потом приводит и причину, потому что, как я сказал, когда что-нибудь утверждается, но не приводится причина, то учение не так скоро принимается многими. Какую же причину? «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых» ( 1Кор.15:21 ). Если человеком, то без сомнения имеющим тело. И посмотри на мудрость (апостола), как он доказывает еще с иной стороны необходимость (предложенной истины): побежденному, говорит, должно самому восстановить свое падшее естество и самому победить, потому что таким только образом может загладиться его бесчестье. Посмотрим же, о какой он говорит смерти? «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:22 ). Что же, скажи мне, все ли умерли в Адаме смертью греховной? Как (умер) Ной, праведный в роде своем? Как Авраам? Как Иов? Как все другие (праведники)? И все ли, скажи мне, оживут во Христе? Где же те, которые будут ввержены в геенну? Если это сказано о теле, то сказано верно; а если о праведности и о грехе, то неверно. Далее, чтобы ты, слыша слова: «все оживут», не подумал, что и грешники спасутся, он присовокупляет: «каждый в своем порядке» ( 1Кор.15:23 ). Слыша о воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние; если наказание не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и праведниками будет великое различие. Начаток Христос, потом же Христовы, т.е. верующие и благочестивые. «А затем конец» ( 1Кор.15:24 ). Когда (умершие) воскреснут, тогда всему будет конец; а не так, как теперь, по воскресении Христовом, когда дела остаются еще без окончательного воздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

1Кор.7:20 .  Каждый оставайся в том звании, в котором призван. «Кийждо в звании, в немже призван бысть, в том да пребывает». Потом Апостол переходит к иным предметам. 1Кор.7:21 .  Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. «Раб ли призван был еси? Да не нерадиши: но аще и можеши свободен быти, болше поработи себе». Благодать не знает различия между рабством и владычеством. Посему не бегай рабства как недостойного веры; но, если и возможно получить свободу, оставайся в рабстве и ожидай воздаяния. Сей же усиленный образ речи употребил Апостол не без намерения, но убеждая не избегать рабства под предлогом богочестия. Предлагает же и иное утешение. 1Кор.7:22 .  Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. «Призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть: такожде и призванный свободник, раб есть Христов». «Свободником» обыкновенно называем отпущенного на свободу раба. Сим именем нарек Апостол раба, сподобившегося веры. И как свободного назвал он рабом Христовым, так раба – «свободником», научая сим, что и свободные имеют Владыкою Христа, а также и рабы воспользовались истинною свободою. Ибо кто в такой же мере свободен, в какой и освободившийся от греха? И кто рабствует в таком же горьком рабстве, в каком и состоящий в рабстве у страстей? 1Кор.7:23 .  Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. «Ценою куплени есте: не будите раби человеком». Не противный сказанному постановляет закон, но повелевает не иметь раболепного образа мыслей и называемому рабом, и именуемому свободным. Весьма же ясно и рабов, и владык признал подобными друг другу рабами, сказав, что те и другие «куплени ценою». Владыка купил вас, говорит Апостол, дав за вас собственную Свою кровь. 1Кор.7:24 .  В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом. «Кийждо, в немже призван бысть, братие, в том да пребывает пред Богом». Сие поставил Апостол и в предисловии, и в послесловии своего наставления. И снова переходит к изложению нового закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Евр.9:25–26:28 . «И не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужой кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира, Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвой Своей. Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». Объясн. В этих местах апостол говорит о жертве крестной, Голгофской, а не об евхаристической жертве. Апостол учит, что крестная жертва Христова, однажды принесённая за грехи людей, имеет силу на все времена, в противоположность жертвам иудейским ( Лев.1 ), имевшим временное, преходящее значение. Но как и выше сказано, частое приношение в жертву тела и крови Христовой не противоречит учению апостола о единстве жертвы Христовой: Ин.6:51 ; 1Кор.10:17:11:25–27 . Евр.10:12:14, 18 . «Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых... А где прощение грехов, там не нужно приношение за них». Объясн. Хлеб Евхаристии всегда и везде пребывает единым, ибо существо его составляет одна и та же неизменная плоть Христова. Если бы не это невидимое и повсюду единое существо, то апостол не назвал бы хлеб Евхаристии единым, так как хлеб, как дело человеческих рук, завтра будет не тот, что сегодня, и в одном храме не тот, что в другом: 1Кор.11:25–27 . Таинство святого Причащения имеет значение жертвоприношения: Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:24 . Слово «чаша» не везде употребляется в духовном смысле Мф.26:39–42 . «И отошед немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты... Ещё, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя». Объясн. Здесь слово «чаша» употреблено в переносном смысле, как, например, слово «закваска»: Мф.16:6–7 , но этим иносказанием не отвергается понимание «чаши» в других местах в собственном смысле: Мф.26:28 ; 1Кор.10:16–17 ; Лк.22:17–20 ; 1Кор.11:23–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010