Вслед за протоиереем Георгием Флоровским 8 он делает особый акцент на связи экклезиологии с христологией, даже предлагая взгляд на учение о Церкви как на органический раздел христологии 9 . Это не означает, что в экклезиологии отрицается фундаментальное положение, занимаемое Святым Духом и в целом Святой Троицей, которая является основанием Церкви. Здесь, по мнению владыки Иоанна, вопрос ставится несколько иначе, речь идет о том, с чего следует начинать при рассмотрении Церкви: «с феномена Церкви как «общества», или со значения личности Христа как Воплощенного Слова, Который содержит в Самом Себе «многих»? Этот вопрос имеет жизненную важность для изучения единства Церкви» 10 . Таким образом, христология является тем основанием, с которого следует начинать разговор о единстве Церкви. Зизиулас указывает на раннехристианское понимание Господа Иисуса Христа как центра единства кафолической Церкви, распространенной по всему миру. И именно с Ним должно соотносить епископов, возглавляющих местные Церкви во всех концах земли 11 . Единство вселенской Церкви состоит не во взаимном дополнении частей или в демократическом союзе большинства, но в совпадении в «мысли 12 Иисуса Христа» 13 епископов отдельных местных Церквей 14 . По мнению одного из исследователей богословия владыки Иоанна, «в основе всего учения митрополита Иоанна (Зизиуласа) лежит диалектика «одного» и «многих». Все части его богословской системы демонстрируют ориентацию на отношения между «одним» и «многими» 15 . И это очень близко к правде. В связи с христологическим видением митрополит Иоанн рассматривает Церковь как корпоративную Личность Христа, включающую в Себя многих 16 . По его мнению, в исторических основаниях Церкви и Божественной Евхаристии глубоко укоренена взаимосвязь последней с сознанием того, что благодаря Евхаристии «многие» объединяются не в какое-то абстрактное единство, но в Тело Христово (см. 1Кор.10:16; 12:27 ; Еф.1:23; 4:12–16; 5:30 ; Кол.1:18–24 ). И тем самым многие формируют не нечто одно, а именно «одного Господа» ( Еф.4:5 ) 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Если ложные изображения были мертвостью перед Богом, то истинные, священные несли в себе Его силу и благодать, и через них совершались чудеса: перед кивотом расступились воды Иордана ( Нав.3:14–16 ); когда ковчег Божий был поставлен филистимлянами в храме Дагона, этот идол был низвергнут, а сами филистимляне наказаны болезнью ( 1Цар.5:1–6 ); Оза умер, дотронувшись до ковчега ( 2Цар.6:6–7 ); старейшины Израиля брали ковчег с собой на войну, говоря: «он пойдет среди нас и спасет нас от руки врагов наших» ( 1Цар.4:3 ). Ковчег был местом особого присутствия Божия: здесь Господь принимал молитвы израильтян и отсюда возвещал Свою волю; он был подножием ног Божиих, поэтому иудеи поклонялись ковчегу, кадили ему, зажигали светильники и лампады, воздавая через него почести Самому Богу ( Чис.10:35–36 ; Нав. 6:5–7 ). Как говорилось выше, святыня Соломонова храма не была отвергнута ни Спасителем, Который назвал его «домом молитвы», ни Его учениками –апостолами. В Священном Писании нет прямого указания о почитании икон, но из всей ветхозаветной истории совершенно ясно: все, что служит к славе Божией, угодно Богу. Для чего служат в Православной Церкви иконы? Во-первых, для напоминания нам о Боге, о Его великих делах, о священных событиях, о Его земной жизни, о Матери Божией и святых угодниках; затем, для возбуждения религиозного чувства, для веры, любви к Богу: для молитвы и, наконец, для прославления Бога искусством, как это делается и в пении. Иконы служат благому делу, и потому не могут быть неугодны Богу. Протестанты отрицают иконы, они считают почитание икон идолопоклонством, ссылаясь на Священное Писание: «Мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ). Протестанты обвиняют православных христиан в том, что они воздают иконам поклонение и почести: молятся перед ними, встают на колени, зажигают лампады, свечи, кадят, украшают их. Протестанты называют это идолопоклонством, считая, что почитание икон и поклонение идолам – одно и то же. Действительно, всякое идолопоклонство противно Богу. Но идолопоклонство ли почитание святых икон? Идолы и кумиры изображают несуществующих богов, происшедших от вымысла человеческого; иконы же изображают истинного, действительно существующего Бога; поклонение идолам – это поклонение бесам ( 1Кор.10:19–20 ; Откр.9:20 ); поклонение священным изображениям – это поклонение Единому Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его ( 2Ин.9-11 ). О подобной же непримиримости повествует и св. Ириней епископ Лионский: “Сам Поликарп (епископ Смирнский) при встрече с Маркионом (еретиком), сказавшим ему: “Знаешь ли меня?”, отвечал: “Знаю первенца сатаны”. Такую осторожность имели апостолы и их ученики, чтобы даже в слове не иметь общения с кем-либо из тех, которые искажали истину, как и Павел сказал: “От еретика человека отступай после первого и второго вразумления, зная, что таковой развратился и согрешает, будучи самоосуждён” 3 . Именно осознание себя истинной Церковью Божией рождает твёрдое несогласие с тем, что ей противоречит. С православной точки зрения, проповедующий здравие, не может не предупреждать о болезнях. Проповедующий истину, не может не говорить о её подмене. Не озлобленность и раздражение рождают полемику, а лишь желание указать на истину, устранить ошибочные суждения. Апостолы, благовествуя Евангелие, обличали и заблуждения. Не «просто Евангелие» было на устах их, но и непрестающие предостережения от всевозможных «околоевангельских» верований ( 2Ин.9-10 ; 2Пет.2,1 ; 1Тим.4,1 ; Рим.16,17-18 ; 1Кор.1,10 и др.) Обличение искажений истины, таким образом, является как бы необходимой частью христианского учения, без которого оно становится беззащитным пред лицом различных примесей. Церковь Христова есть Церковь Истины, а в Истине не может быть плюрализма (тем более по вопросу о самой Истине). Проповедовать «просто Евангелие» невозможно по той простой причине, что в любом случае это будет проповедь своего прочтения Евангелия. Можно не соглашаться с чужой интерпретацией, но проповедовать сегодня о некоем общехристианском понимании Писания – ошибочно. К сожалению, эта «терпимость» существует лишь на уровне печатной апологетики. Противоправославная агитация (прямая и косвенная) отнюдь не ослабела за последние годы. Только теперь предметом обличения становится не Православная Церковь как таковая, а то или иное её учение.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Потом Иоанн опять благовествует: вся «Тем быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин.1:3). И Павел пишет: «един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1Кор.8:6); и в другом месте: «яко о Нем создана быша всяческая» (Кол.1:16). Где же возьмут они смелости, или, лучше сказать, какой должны потерпеть стыд, противясь изречениям святых и утверждая, что Создатель всего есть произведение, и Тот, Кем все получило бытие и существует, есть тварь? Не остается им в оправдание даже и человеческой какой-либо благочестивой мысли. Ибо какой человек, эллин ли или варвар, решится сказать, что исповедуемый им Бог есть тварь? Или — что не было Его, пока не получил бытия? Или какой человек, — слыша, как Тот, Кто по его верованию единый есть Бог, говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» (Мф.3:17), и: «отрыгну сердце Мое Слово благо» (Пс.44:2), — осмелится сказать, что Слово, отрыгнутое Божиим сердцем, произошло из несущего, или — Сын есть тварь, а не собственное рождение Именующего Его Сыном? И еще: кто, — слыша, как Тот, Кто по его верованию есть Господь и Спаситель, говорит: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Ин.14:10), и: «Аз и Отец едино есма» (Ин.10:30), — решится разделять, что Он соединил и соблюл нераздельным? 3. И сами они, усматривая это и не смея положиться на свои умствования, лгут на благочестивых. Но, поелику они во всем скудны, и сами за собою видят, что предлагаемыми отовсюду вопросами приводятся в совершенное недоумение и изумление; то надлежало бы им лучше — раскаяться, уклонившись с пути заблуждения, а не причислять к себе тех, кого не знают, чтобы, когда и эти обличат, не понести большего стыда. Впрочем, может быть, и никогда не захотят они отстать от такого коварства. Ибо и в этом поревновали они бывшим с Каиафою, как у них же научились и тому, чтобы отречься от Христа. И те, — когда Господь совершил столько дел, которыми давал уразуметь, что Он есть Христос, Сын Бога живого, — обличаемые Им, о всем рассуждали и все говорили вопреки Писаниям, и, будучи не в силах хотя на несколько времени смело выдержать обличения, прибегли к Патриарху, говоря: «Отца имамы Авраама» (Мф.3:9), и думали, что могут прикрыть этим свое неразумие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2557...

Hola 19 июня 2023, 12:55 Отменила бы ношение платков в Церкви, совсем. От ношения платков одни проблемы и нелюбовь. Никакого благочестия, потому что платки сразу снимаются при выходе из храма. А самое смешное - смущаются женщины, а не мужчины. Правильно нас не любят атеисты, мы любим только внешнее Маргарита 18 июня 2023, 07:47 Я однажды зашла в церковь с младенцем на руках без платка. Просто про платок забыла, да и руки были заняты ребенком и сумкой. Зашипели конечно же. Батюшка немного успокоил своих голубушек.Все понимаю, но в эту церковь как то больше вообще заходить не хочу. М. С 17 июня 2023, 18:53 А почему бы девочке не надеть панаму или берет? Вполне современно, и прихожане не смущаются. Ирина 16 июня 2023, 18:34 Самый трезвый и адекватный ответ у Георгия. Платок, атрибут замужней женщины и на девушку одевался во время венчания. Как покров мужа и его защита. Есть икона, где Сама Пречистая поднимаясь в храм в трехлетнем возрасте без платка. Главное в этой истории, мудрость ребенка. Лучше одеть платок, чем искушать окружающих людей. Ольга 15 июня 2023, 12:56 Любовь, о необходимости носить платок замужней женщине сказано в Первом послании к Коринфянам св. апостола Павла: " И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. " (1Кор.11:5) Ирина 15 июня 2023, 10:19 Как ДЕСЯТИЛЕТНЯЯ девочка могла кого-то искусить без платка? Как? Тем более в обычной жизни платки мало кто носит, и получается какой-то театр. Тамара 15 июня 2023, 01:50 Действительно, внучка оказалась умнее её благочестивой бабушки, тем более, воцерковленной!!! Правильно внучка сказала :,,бабушка, давай наденем платок " !! Любовь 14 июня 2023, 22:52 Согласна с Георгием. А вот Светлане отвечу так:не следует ревизировать основные положения церкви. Церковь в глобальном смысле этого слова - это не тряпки и не макияж, а благие мысли в душе и единения с Богом.Ваша фраза " приучать с детства " - приучают животных к выполнению трюков. А по поводу внешнего вида нет даже упоминания в Библии. Вразумлять нужно детей с раннего детства к добру , совести и порядочности, любви к Богу и близким. Есть пример, описанный в литературе, как смиренная девушка в платочке со скромным румянцем на щеках закопала заживо своего новорожденного младенца, а парень с серьгой в носу и эрокезом на голове бросился в реку и спас людей из машины, которая упала в реку.

http://pravoslavie.ru/154231.html

· небеса прейдут, и земля будет истреблена огнем при втором пришествии Иисуса Христа: придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоравшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Петр.3:10 ); · мертвые во Христе воскреснут прежде при втором пришествии Иисуса Христа: Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде ( 1Фес.4:16 ); · верующие живые будут восхищены в сретение Иисусу: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними [воскреснувшими] восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:17 ); · всякое око узрит Его в Его втором пришествии: Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь ( Откр.1:7 ); · все народы восплачутся при виде второго пришествия Иисуса Христа: Тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные, и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф.24:30 ). Цель второго пришествия Иисуса Христа состоит в том, чтобы · совершить спасение верующих, воскресив их: И Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение ( Евр.9:28 ); · привести в свет сокрытое во мраке и обнаружить сердечные намерения: Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мрак и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор.4:5 ); · судить мир: Заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его ( 2Тим.4:1 ); · наказать нечестивых: [Праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, со ангелами силы Его] в пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его ( 2Фес. 1:8–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Новом Завете блаженство характеризуется следующими выражениями: Царство Небесное ( Мф.4:17; 5:3 ); утешение ( Мф.5:4 ); наследование земли ( Мф.5:5 ); насыщение ( Мф.5:6 ; Лк.6:21 ); помилование ( Мф.5:7 ); лицезрение, познание Бога ( Мф.5:8 ; 1Ин.3:2 ; 1Кор.13:12 ); богосыновство ( Мф.5:9 ; Гал.4:5-7 ); приобщение вечной жизни ( Ин.6:47-51,54, 58; 17:2-3 ); пребывание в любви ( 1Ин.4:16 ); вхождение в радость Господню ( Мф.25:21,23 ); во славу Господа ( Рим.8:18 ); в покой Господа ( Евр.4:1-11 ). Можно отметить, что в Новом Завете по сравнению с Ветхим блаженство приобретает больше связи с посмертной судьбой человека, чем с его земной жизнью. Ярким примером являются заповеди блаженства : «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3,10,15 ). «…блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» ( Лк.14:14-15 ). Блаженство как вечная жизнь противопоставляется в НЗ вечным мучениям ( Мф.25:46 ; Откр.21:8 ). Первым человеком, обретшим высшее блаженство, стала Божия Матерь. Благодаря величайшему смирению ( Лк.1:38 ), исполнению Божией воли она явила миру наивысшее блаженство — обожение. Святые отцы о блаженстве Святитель Василий Великий называет Бога «блаженным Добром», связывая т.о. в Боге воедино понятия блага и добра: «Ибо подлинно блаженно сие Источное Добро , к Которому все обращено, Которого все желает». (Василий Великий. « Беседы на псалмы ») Святитель Тихон Задонский уверен, что человек априорно обладает этим блаженством, но в силу порока и приверженности греху теряет это обладание: «Это блаженство везде и всегда носит с собой человек, ибо внутри себя имеет… Безумный человек! Оставь смертное тело – прах, землю и пепел, а украшай бессмертную душу. И тогда будешь внутри себя иметь красоту, но истинную и нетленную, и прочее». (Тихон Задонский, « Сокровище Духовное ») Святитель Игнатий Брянчанинов считает, что ощущение истинного блаженства в земной жизни является образом райского блаженства: «Всякое ощущение и состояние, принадлежащие естеству обновленному, составляют по необходимости и блаженство, как проявление в душе небесного царства, как залог спасения, как предощущение вечного блаженства». (Игнатий Брянчанинов, « Аскетические опыты »)

http://azbyka.ru/blazhenstvo

Воскресение Господне является отправной точкой для распространения миссии из Израиля на всю вселенную. Те, кто продолжает пребывать исключительно в границах Израиля – пусть даже и нового, благодатного Израиля, установленной Церкви – все равно, что остаются жить в дни... до Воскресения. Вся воскресная гимнография, являющаяся стержнем православного богослужения, движется вокруг перспективы спасения всего мира, пронизана идеями вселенского искупления и миссионерскими следствиями этого события. Известное песнопение воскресной утрени воспевает: «Приидите, вси языцы, уразумейте страшныя тайны силу: Христос бо Спас наш, еже в начале Слово, распятся нас ради и волею погребеся, и воскресе из мертвых еже спасти всяческая. Тому поклонимся». Итак, спрашивается, как возможно нам столь активно размышлять, воспевать и чувствовать Воскресение и при этом оставаться столь вялыми на призыв ко вселенской миссии? Как может существовать православная перспектива Воскресения, у которой отсутствует осознание долга каждого верующего проповедовать триумф Христов, искупление человеческой природы «всем народам», «всякой твари»? 3. Третий пункт. Последние годы много говорится о «православной духовности», которая любой ценой должна сохраняться на греческой земле. Существенное утверждение в увещании Спасителя: «пребудьте во Мне, и Я в вас» ( Ин.15:4 ), «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ( Ин.15:10 ), – не перестают признаваться главной целью православной духовной жизни. Но жить «во Христе» означает, кроме всего прочего, рассуждать, чувствовать, желать то же, что и Он; означает иметь «ум Христов» ( 1Кор.2:16 ), сердце Иисуса Христа. Но как Господь взирает на мир? Неужто Его интерес ограничен нашим городом, нашим народом, так называемым христианским миром? Не создал ли Он «от одной крови всякий народ человеческий» ( Деян.17:26 )? Не желает ли Он «всем человекам спастися и в разум истины приити» ( 1Тим.2:4 )? Ему безразличны миллионы людей, которые живут «чуждыми заветов обетования, не имея надежды и будучи безбожниками в мире» ( Ефес.2:12 )? Итак, если Господь не остается безразличным к этой трагедии человечества, как мы можем оставаться бесчувственными к этому, если мы действительно живем «во Христе»? Какого рода православная духовность может расцвести без этого труда, без этого пространства кафоличности нашей Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Впрочем, этому внешнему унижению подвергнет Господь филистимлян не в удовлетворение только гневу Своему, какой навлекли они на себя своим нечестием и нравственным ожесточением, выразившимся, особенно, в жестокости против израильтян, в день бедствия их (сравн. Ам. 1:6–8 ; Иоил. 4:2–9 ), но и с целью обнаружения перед ними ничтожества богов их, и, следовательно, с целью приготовления к принятию истинной веры и нравственного обновления их: и вырву крови его (Азота) из уст его, и мерзости его из зубов его, т. е., вразумленный Богом, Азот уже не будет с прежним почтением приходить на поклонение идолам своим; мерзостью они будут в глазах его, и он не будет уже участвовать во вкушении идоложертвенных мяс и крови 180 ; потому что будет он оставлен для Бога нашего, и будет как тысяченачалник в Иудее 181 , – т. е., уверует в истинного Бога и будет избранником Его, наравне с лучшими, достойнейшими иудеями 182 , и Екрон будет то же, что Иевусей (ст. 7), т. е., достойный своего святого обиталища, иерусалимлянин 183 . И огражду дом Мой, составившуюся, таким образом, нерукотворенную Церковь Мою, от войска, потому что сила Церкви будет заключаться не во внешнем могуществе, а в нравственной крепости, имеющей обосновываться на дарах благодати Божией, которая, возродив человека к новой жизни, в то же время, будет содействовать и нравственному преспеянию его в этой жизни (см. Еф. 3:16–19 ; 1Кор. 15:10 ; 2Кор. 1:21–22 и мног. друг.). Коренным началом этой жизни будет преданность людей Богу и, вытекающая отсюда, взаимная любовь (см. Ин. 14–17 ), при которой, разумеется, Церковь будет тем больше свободна от войска, проходящего вперед и назад, чтоб водворять порядок в государствах. С отсутствием нужды во внешней силе, потеряет для Церкви Божией значение и необходимое условие существования этой силы – богатство: таким образом, уже не будет ходить у них (верующих в Бога) сборщик дани, потому что Я воззрел ныне очами Моими (ст. 8) на человечество, говорит Господь, благоволив переменить гнев на милость, и отвержение – на промышление о нем 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

На рубеже Ветхого и Нового Заветов последний из пророков, «больший из рожденных женами», Иоанн Креститель начал свою проповедь словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!.. Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3:2–6 ). Призывом к покаянию начинает свою проповедь и Господь наш Иисус Христос, «говоря, что исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). К тому же призывали людей и св. Апостолы: «покайтесь, говорили они, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян. 3:19, 2, 38, 17, 30 ). Как таинство, в котором прощаются грешнику грехи его, Покаяние установлено Христом после воскресения Его, но обещано было св. Апостолам гораздо раньше, сперва оно было обещано ап. Петру, а потом и всем Апостолам. Когда ап. Петр впервые исповедал Христа Сыном Божиим, Он сказал ему: «И я говорю тебе: ты Петр и на сем камне создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея. И дам тебе ключи Царства Небеснаго; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:18–19). Очень скоро после этого Христос обещал дать эту же великую власть – вязать и разрешать грехи – всем Апостолам, когда, говоря о нераскаянном грешнике, не желающем слушать увещаний трех свидетелей, сказал: «Если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церковь не послушает. то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф. 18:17–18 ). Это обещание – дать власть Апостолам прощать или оставлять на согрешающих их грехи – Христос торжественно исполнил после славного воскресения Своего, когда, явившись Своим ученикам, сказал им: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав сие, дунул и говорит им: приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:21–23 ). Из дальнейшей истории основанной Христом Церкви видно, что св. Апостолы не только связывали грехи людей, так напр., грех коринфского кровосмесника, которого ап. Павел «предал сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен» ( 1Кор. 5:1–5 ); или, наприм., предал сатане Именея и Александра, «чтобы они научились не богохульствовать» ( 1Тим. 1:20 ), – но и прощали грехи, как, наприм., того же кровосмесника ( 2Кор. 2:10 ) или тех верующих, которые к нему приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010