Тело, по существу своему, несть един уд, но мнози; но все такие уды единого тела, мнози сущи, едино суть тело: тако и Христос ( 1Кор. 12:12,14 ), или – так и тело Церкви, коей Глава Христос. Христос Господь дал Церкви Своей овы апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова ( Еф. 4,11–12 ). Это главнейшие члены (заправители), но и все другие назначаются на служение всему телу Церкви, чтоб никого не было праздного, как и в животном теле нет и малейшей частички без дела. Для чего всякий получает свой дар: овому дается слово премудрости, иному слово разума, другому же вера, иному же дарование исцелений, другому действия сил, иному же пророчество, другому же рассуждение духовом, иному же роди языков, другому же сказание языков ( 1Кор. 12:8–10 ). Поэтому и положено было, чтобы каждый какое приял дарование, тем и служил всем, яко добрый строитель Божественной благодати. Аще кто глаголет, яко словеса Божия; аще кто служит, яко от крепости, тоже подает Бога: да о всем славится Бог Иисус Христом ( 1Пет. 4:10–11 ). Имеет ли кто пророчество, пророчествуй по мере веры; имеет ли кто служение, пребывай в служении; учитель ли кто, пребывай в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием, и прочее, и прочее ( Рим. 12:6–8 ). Таким взаимодействием всех членов все здание тела, будучи сгармонировываемо, растет в Церковь Святую о Господе, в коей и все созидаются в жилище Божие Духом ( Еф. 2:22 ). Чего ради и внушается всем: истинствующе в любви возращать всяческая в Того, Кто есть Глава, то есть во Христа, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания себя самого в любви ( Еф. 4:15–16 ). В сие-то тело мы крестились, и все единым Духом напоились ( 1Кор. 12:13 ), то есть чрез Крещение вошли в нее и объединились в ней духовно, обязуясь к единомыслию, единоволию, единочувствию и единодействию, да не будет распри в телеси ( 1Кор. 12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Эту награду воздает Господь, как «верный» своим обетованиям ( 1Сол.5:24 ; 2Сол.3:3 ), «ибо, - как говорит апостол, – не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» ( Евр.6:10 ). Верен Призвавый вас, иже и сотворит. ( 1Сол.5:24 ). «Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие». Верен же есть Господь, иже утвердит вас и сохранит от лукаваго ( 2Сол.3:3 ). «Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого». Не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживше святым и служаще ( Евр.6:10 ). «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви. которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым». Господь воздает каждому награду по мере его заслуг и делания на земле ( Лк.19:15-26 - притча о десяти минах; Мф.25:14-29 – притча о талантах). Каждый получает степень славы – ( 1Кор.15:41-42 ), долю благ в соответствии с тем, что каждый, по мере своих сил, сделал в служении Христу на земле: «будет ли он строить из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы»; «у кого дело, которое он строил, устоит (пред огнем суда Божия), – тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:11-15 ). Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых: сеется в тление, востает в нетлении ( 1Кор.15:41-42 ). « Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении ». Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие, когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит. (И) егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет: (а) егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже огнем ( 1Кор.3:11-15 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Более вероятно, что под удерживающим он понимал власть государственную, ослабление которой, действительно, ведет, как видим во время революции во Франции, к усилению атеизма и даже, буквально, к восседанию на алтарях людей беззакония. Явление антихриста будет иметь в себе, по учению апостола, много обольстительного. Оно будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих ( 2Сол.2:9–10 ). Несмотря на всю обманчивость этих явлений, многие из неверующих настолько будут, по попущению Божию, ослеплены ими, что примут их за действительные ( 2Сол.2:11–12 ). Как долго будет продолжаться эта пагубная деятельность антихриста – неизвестно. Известно только то, что пришествие Сына Божия положит конец ей. Господь Иисус убьет его духом уст Своих и поразит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). Что касается самого пришествия, то оно изображается апостолами совершенно теми же чертами, какими изображались самим Иисусом Христом. Оно будет небесное ( 1Сол.1:10 ), славное ( 1Сол.4:16 ), внезапное ( 1Сол.5:2 ), сопровождающееся воскресением мертвых ( 1Сол.4:16 ), изменением живых ( 1Сол.4:17 ), разрушением стихий ( 2Пет.3:10 ), оправданием праведных, осуждением грешных и открытием Царства славы с новым небом и новой землей, на которых будет обитать правда ( 2Пет.3:13 ) и которые будут освобождены от работы рабства тления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:19–21 ). Говоря о наградах, ожидающих праведных, Апостолы указывают на полноту Боговедения и на созерцание Бога лицом к лицу: Теперь мы видим, говорит апостол Павел, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан ( 1Кор.13:12 . Срав. 1Ин.3:2 ). Они признают их неодинаковыми ( 1Кор.15:42 ), но всегда такими, что человеку трудно даже и представить о них ( 1Кор.2:9 ). Вообще же они называют их, как и Христос Спаситель, наследием Царства Божия ( 1Кор.6:9, 15:50 . Гал.5:21 . Еф.5:5 . Деян.14:22 ). В том же согласии с учением Христа Иисуса изображается Апостолами и участь грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

11. К упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, – что эта перемена произошла с ним не по принуждению, но по свободной воле его; и на слова «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). 12. Содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: «Павел зван» ( 1Кор.1:1 ) и о смиренномудрии. 13. На слова Апостола «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. ( Рим.5:3 ). 14. На слова Апостола «Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» ( Римл. 8:28 ), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей. 15. Против непришедших в собрание и на слова апостола «Если враг твой голоден, накорми его» ( Римл.12:20 ), и о злопамятстве. 17. Об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих. 19. На слова «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» ( 1Кор.7:39–40 ). 20. Максиму, и о том, каких должно брать жен. 21. На слова апостола «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» ( 1Кор.10:1 ). 22. На слова апостола «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 23. О милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения. 26. Еще на те же слова «имея тот же дух веры, как написано» ( 2Кор.4:13 ), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне. 28. Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» ( Флп.1:18 ), и о смирении. 29. На слова «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» ( 1Тим.5:9 ), и о воспитании детей, и о милостыне. 30. Об Илии и вдовице, а также и о милостыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

21 . И хочешь ли знать, что силой Святого Духа мученики совершают подвиг мученический. Об этом говорит к Ученикам Спаситель: Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить ( Лк.12:11–12 ). Ибо невозможно совершить мученический подвиг за Христа, если кто не совершает его при помощи Святого Духа. Ибо если никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор.12:3 ), то кто отдаст жизнь свою за Иисуса, без помощи Духа Святого? 22 . Велик, в дарованиях всемогущ и чуден Дух Святой. Помысли, сколько вас находится теперь, сколько душ здесь! Он действует, приспособляясь к каждому и находясь среди нас, видит каждого свойство, видит мысли и совесть, знает и то, что говорим и о чем помышляем. Велико то поистине, что я сказал о Нем, но это еще мало. Ты, который имеешь ум от Него просвещенный, посмотри, сколько христиан находится в нашей области и во всей Палестине; потом от этой области обрати мысленный взор на все Римское царство; а после сего посмотри на весь мир, на племена персидские, на народы индийские, на готов и сарматов, на галлов и гишпанцев, на мавров, и ливиев, и эфиопов, и на прочие народы, неизвестные нам. Ибо многих народов не знаем мы и по имени. Посмотри в каждом народе на епископов, пресвитеров, диаконов, монашествующих дев, также и на мирян. Посмотри, как великий Предстатель и Раздаятель даров во всем мире одному дарует чистоту, другому всегдашнее девство, иному расположение к милостыне, другому любовь к нищете, иному силу изгонять противных духов; и как свет одним стремлением луча озаряет все, так и Дух Святой просвещает имеющих очи. Итак, если кто, слепотствуя, не удостаивается благодати, тот да не укоряет Духа, но свое неверие. 23 . Ты видел Его силу, действующую во всем мире; не останавливайся на земле, но вознесись на высоту; вознесись умом на первое небо и посмотри там на мириады Ангелов. Вознесись мыслями, если можешь, и выше. Посмотри на Архангелов, посмотри на этих Духов, посмотри на Силы, посмотри на Начала, посмотри на Власти, посмотри на Престолы, посмотри на Господства. Утешитель для всех их Правитель от Бога и Учитель и Освятитель. В Нем имеют нужду человеки, Илия, и Елисей, и Исаия; в Нем имеют нужду Ангелы, Михаил и Гавриил. Ничто из сотворенного не имеет равного Ему достоинства. Чины Ангелов и все их в совокупности воинство не имеет равенства со Святым Духом. Все они не видны перед всеблагой силой Утешителя. Они посылаются в служение, а Сей испытует и глубины Божия, как говорит апостол: Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

54 Ср.: 1Кор.14:37 : «Если кто почитает себя пророком или духовным» (последнее понятие более широкое): также 1Кор.12:1; 14:1: «Ревнуйте о духовных (дарах)». Каждый христианин называется «духовным» (1Кор.2:15; 3:1: Гал.6:1 ), поскольку он, в качестве христианина, обладает Духом. Но в особенном смысле называется «духовным», как показывает первое место, лицо, одаренное особенными дарами Духа. – Ср.: Псевдо-Климент. О девстве (ок. 200 r.). 1, 11: «Служи (твоим учительным даром) братьям духовным, пророкам, распознающим, что слова, произносимые тобой, слова Бога» (и здесь важнейшими среди «духовных» оказываются пророки). Св. Ириней Лионский . V, 6, 1: пророки суть люди «духовные по причастию Духа». Св. Феофил Антиохийский . К Автолику. II, гл. 22; III, гл. 12: «духоносные» (pneumatophoroi). Тертуллиан . О стыдливости, гл. 21: «чрез человека духовного». Ориген (Нот. II in Num., Орр. ed. Lom­matzsch. II. P. 278): «Тот, кто духовен и столь свободен от всякого земного обращения, что может испытывать все, сам же не подлежит ничьему суду». У Климента Александрийского одаренный духовно называется «гностиком». 55 Ср. выше, § 3, прим. 43 и 1Кор.7:10: «Вступившим в брак не я повелеваю (paraggellö), но Господь»; 7:12: «Прочим же я говорю (lego), а не Господь»; 7:25: «Относительно девства я не имею повеления (epitagen) Господня, а даю совет (gnomen), как получивший от Господа милость быть Ему верным»; 7:40: «Но она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету (gnomen); а думаю, и я имею Духа Божия»; 11:23: «Я от Господа принял то, что и вам передал»; 14:37: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни»; 4:17: «О путях моих во Христе». 1Фес. 4:2: «Вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса». – Апостол выступает одинаковым образом, дает ли он предписания о порядке частной жизни или о порядке собрания (потому и оказалось возможным воспользоваться здесь всеми приведенными текстами); в обоих случаях идет дело о жизни экклезии (тела Христова).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

И св. Павел неумолчно благовествует неизмеримое сокровище Евангелия Христова, какая-то сверхчеловеческая сила наполняет его душу. Явившийся ему в одно время Господь ободряет, утешает его и повелевает: «говори и не умолкай» ( Деян. 18:9 ). И св. Павел говорил и не умолкал, – говорил перед царями и владыками, пред мудрыми и невеждами, пред иудеями и эллинами. Сам он свидетельствует, что он более других Апостолов потрудился; «не я, впрочем, – прибавляет, – а благодать Божия, которая была со мною» ( 1Кор.15:10 ). А сколько бед и страданий пришлось перенести св. Павлу за дело Христово! Эти страдания, можно сказать, неисчислимы!.. «Я, – пишет Апостол, – каждый день умираю» ( 1Кор.15:31 ). «Нам Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти… Терпим голод, и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся» ( 1Кор.4:9, 11 ). В одном месте своих посланий св. Апостол довольно подробно перечисляет свои страдания, испытанные им в его благовестнических трудах. «Я, – говорит он, – был в трудах безмерно, в ранах… в темницах и многократно при смерти. От иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл в глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, – в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:23–27 ). Подлинно сверхчеловеческая энергия!... В одно время св. Павел был выведен в Ефесе на арену цирка для борьбы со зверями ( 1Кор.15:32 ); однажды в корзине был спущен из окна и только таким образом избежал рук своего преследователя ( 2Кор.11:32 ). Не забудем, что св. Павел был немощен по плоти, невзрачен по виду ( Гал. 4:13 ), скудельный сосуд в собственном смысле ( 2Кор.4:7 ), что не один раз служило предметом язвительности его врагов, старавшихся всячески подорвать его апостольский авторитет в глазах верующих. Сам св. Павел говорит, то ему дано «жало в плоть, ангел сатаны», удручать его, чтобы он не превозносился ( 2Кор.12:7 ). Много различных взглядов существует по вопросу, что такое «жало в плоть», данное св. Павлу, но наиболее представляется вероятным, что здесь разумеется физическая болезненность, физические страдания, переживаемые Апостолом и ставившие ему препятствия в деле проповеди . Но, однако, в том немощном теле был величайший дух; сила Божия, по слову самого Апостола, в немощах совершается ( 2Кор.12:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bogdas...

Как понимают Причащение протестанты? Они не отвергают Причащения: у них есть вечеря, где они едят простой хлеб и пьют вино. Но только и всего! У них нет самого главного – нет преосуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, которое они не признают. Священное Писание говорит: Господь, действительно, взял простые хлеб и вино, которые Он и ученики Его вкушали на вечере, но после того, как Он благословил и то и другое, они, чудодейственною силою Святого Духа, претворились в Его Плоть и Кровь, которые Он и подал Своим ученикам уже не для обычного вкушения, а в святом Таинстве Причащения. Так Он и сказал, преподнося хлеб: «сие есть Тело Мое», и вино: «сие есть Кровь Моя». Святой апостол Павел не был на Тайной вечере, но, как он сам говорит: «от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови» ( 1Кор.11:23–25 ). Он же пишет: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор.10:16–17 ). Апостол ясно говорит, что вино и хлеб в Евхаристии преосуществляются в Кровь и Тело Христа; и когда он говорит о причащении «от одного хлеба», то имеет в виду не простой хлеб, т.к. во многих церквах не может быть одновременно один хлеб; Апостол говорит здесь о Хлебе Небесном, Хлебе жизни, о Плоти Господа нашего Иисуса Христа, причащающиеся же от нее с Ним соединяются. Апостол предупреждает: каждый, «кто будет есть хлеб сей или пить чащу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор.11:27 ). Против простого хлеба и вина нельзя быть виновным; недостойно, в осуждение, вкушать можно только Пречистое Тело и Кровь Господню. О простом же хлебе, о пище телесной апостол Павел пишет в этом Послании иначе: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8:8 ). Тот же, кто вкушает от хлеба Господня и Крови Его, как сказано, приобщается Его Тела и Его Крови. Тело Христово было соединено с Божеством еще во чреве Богоматери наитием Святого Духа и потому, принимаемое верующими, оно соединяет их с Самим Христом, оживотворяет и дает жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Перехожу к разбору их: ты спрашиваешь: как мог Христос давать ученикам тело свое, когда Он еще был жив?.. На это прежде всего скажу тебе: не забывай, что Христос был Бог ( Ин.5:18–28 ; Ин.7:29 ; Фил.2:6 ). Он мог из камня создать детей Аврааму ( Мф.3:9 ; Лк.3:8 ); мог без плотского отца родиться от Девы, вопреки законам природы ( Мф.1:23–25 ). Значит, Христос имел силу из простого хлеба божественным своим благословением, совершить тело свое и это тело, еще при своей жизни раздать ученикам для причащения. Веришь ли ты в божественное могущество Спасителя нашего? – Верую, что Христос – Сын Бога Живого! – сказал Алекеандр. – А если веришь в божество Христа, верь и в то, что Он мог превратить хлеб в Тело Свое, а вино в Кровь Свою, как прежде, в Кане Галилейской, из простой воды чудесно сделал вино ( Ин.2:1–11 ). – Апостол Павел не по-православному понимал причащение, – возразил Александр. – В Послании к Коринфянам он пишет: «один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10, 17 ). Куда яснее, что мы не Тело Христово вкушаем в причащении, а хлеб . Также пишет Апостол в другом месте: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). На основании приведенных слов Апостола, в своем обществе мы содержим такую веру, – сказал Александр, – что в причащении христиане вкушают и пьют обыкновенный хлеб и вино. – Ваша вера, друг, ошибочная – возразил я. – Вы берете слова Апостола без связи с другими его словами и не сравниваете их с учением самого Спасителя, оттого и заблуждаетесь. В самом деле, Александр, почему ты не прочел 1Кор.10:16 ? А там говорится: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой, хлеб, который преломляем не есть ли приобщение Тела Христова?» Если в причащении мы вкушали бы простой хлеб, то Апостол так бы не учил. О простом хлебе он пишет в том же послании: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8, 8 ). Вот как мало духовной пользы приносит человеку тленная пища! Она нас нисколько не приближает к Богу. А кто вкушает от хлеба Господня и пьет от чаши Его, тот приобщается тела и крови Христовых. Ясно, что на вечери христиане едят не простой хлеб...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Против такого ясного учения о Божестве Иисуса Христа не составляют возражения те места св. Писания, в которых совершенства Его, по-видимому, ограничиваются (напр. Мк. 13:32 ; Ин. 14:28 ). Подобные места объясняются тем, что как Сам Иисус Христос о Себе Самом, так и Апостолы о Нем говорили не только как о Сыне Божьем, но и как о сыне человеческом; а по человеческому естеству Он конечно подлежал ограничениям, свойственным природе тварной. И так слово Божье изображает в Иисусе Христе, как Сыне Божьем, истинного Бога. Но Сын Божий, Сын по рождению, есть очевидно иное лицо, чем Отец. Таким образом, есть Бог Отец и есть Бог Сын, не в каком-нибудь иносказательном, но в собственном смысле этих слов. Есть Бог Отец, от вечности рождающий, и Бог Сын, от вечности рождаемый, два лица одного естества, но с раздельным самосознанием и с совершенно личной жизнью. б. В беседе с Апостолами перед спасительными страданиями Своими Иисус Христос говорил, между прочим, так: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами в век… Утешитель, Дух Святой, Которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Когда придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 14:15, 16, 17, 26; 15:26; 16:14 ). Здесь говорится также о лице, и о лице божественном, которое сопоставляется с Богом Отцом и Богом Сыном. Как другой Утешитель, Дух Святой, ясно отличается от Сына Божьего, но столько же ясно, что Он и равночестен Сыну Божьему. Как сын, рождаемый от Отца, единосущен Отцу, так единосущен Ему и исходящий от Него Дух, посылаемый от Отца и Сына, Дух Святой действует и нераздельно и неслиянно с Ними. Посему Он есть третье Лицо единого по существу Бога. В писаниях Апостолов Дух Святой прямо называется Богом. Так ап. Петр, обличая Ананию в том, что он допустил сатане вложить в сердце его мысль солгать Духу Святому, говорит: ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5:3–4 ). Ап. Павел называет верующих храмом Божиим, потому что в них живет Дух Божий ( 1Кор. 3:16 ). Духу Святому приписываются и все совершенства лица божественного: совершенное ведение, всемогущество, безусловная свобода и святость: Он все проницает, и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ), разделяет духовные дарования верующим, каждому особо, как Ему угодно (12:11), возрождает, оправдывает, освящает верующих ( 1Кор. 6:11 ), и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010