Глава 16 1Кор.16:1 .  При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. «О милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте». Милостынею Апостол называет денежный сбор. Не без намерения же упомянул о галатах, но давая разуметь, что и им советовал сделать то же. 1Кор.16:2 .  В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. «По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится». Количество подаяния Апостол предоставляет расположению, научая, что душам, избирающим лучшее, содействует Бог. Ибо сие выразил словами: «еже аще что благопоспешится». Соответствует же делу и день Господень, отличенный воскресением. «Да не егда прииду, тогда собрания бывают». 1Кор.16:3 .  Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. 1Кор.16:4 .  А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. «Егда же прииду, ихже аще искусите, с посланьми сих послю отнести благодать вашу во Иерусалим. Аще же достойно будет и мне ити, со мною пойдут». Ибо неприлично в моем присутствии быть денежному сбору. Мне надлежит послать собранное к святым с теми, «ихже аще искусите». А если же увижу, что подаяние сделано щедрое, то и сам приму участие в сем служении. Не сказал: «сам отнесу это», но говорит: «со мною пойдут». Ибо что советует другим, то сам делает первый, и «безпреткновен бывает Иудеем и Еллином и церкви Божией» ( 1Кор. 10, 32 ). Назначает же коринфянам и время своего прибытия. 1Кор.16:5 .  Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. «Прииду же к вам, егда Македонию прейду». И что бы коринфяне не оскорбились тем, что предпочтены македоняне, Апостол присовокупил: «Македонию бо прохожду». 1Кор.16:6 .  У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. 1Кор.16:7 .  Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь по­зволит.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Слова таинства Апостол привел для того, чтобы показать, что беспорядки на трапезе Господней есть пренебрежение самим таинством и грех против Тела и Крови Господней: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор.11:27 ). Для достойного принятия Причастия необходима глубокая исповедь: «Да испытывает же себя человек» ( 1Кор.11:28 ), да «судит сам себя» ( 1Кор.11:31 ), а потом «пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор.11:28 ). «Как тогда пронзавшие Господа пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить Кровь Его, так поступает и тот, кто приобщается недостойно» (И. Златоуст). «Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» ( 1Кор.11:29 ). То, что дано «во оставление грехов», может стать умножением их, если не будет человек «рассуждать о Теле Господнем», т. е. не будет принимать во внимание величие Дара Христова. «Осуждение» от Бога за грех небрежения таинством ведет к частым болезням и даже смерти ( 1Кор.11:30 ). Однако лучше быть наказанным от Господа, «чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:32 ), потому что временные наказания и страдания освобождают от грехов и вечных мук и наказания вместе с миром. IV. О БЛАГОДАТНЫХ ДАРАХ СВЯТОГО ДУХА (12–14 гл.) 1. Богатство харизматических даров древней Церкви (12 гл.) В первенствующей Церкви с особой силой и обилием проявлялись дары Св. Духа, так называемые харизмы (cariz – благодать), что служило к утверждению истины христианства. Дары эти различны: дар мудрости, знания, дар веры, исцелений, чудотворений, пророчества; дар различения духов, – Апостол называет 9 даров ( 1Кор.12:8–10 ) (различие даров Св. Духа связано с индивидуальностью личности, Божественным принятием человеческой свободы. Человек – «соратник у Бога», и этот синергизм сохраняется даже в благодатном состоянии). Но эти дарования имели не все и не в равной мере, что вело к зависти или скорби одних и превозношению других. Чтобы прекратить эти беспорядки, Апостол и изъясняет в гл. 12–14 значение благодатных даров для Церкви и объясняет, как правильно ими пользоваться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

«Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией, так как и я угождаю всем и во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спасались ( 1Кор. 10:32–33 ). Будьте подражателями мне, как и я Христу ( 1Кор. 11:1 )». Наставление третье (Относительно поведения в общественных церковных собраниях – первое) о женском покрывале ( 1Кор. 11:2–16 ) Сущность сего наставления в том состоит, что на общественных церковных собраниях женщина должна присутствовать с покрытой головой, а мужчина с открытой. Надлежит сему быть. а) И по порядку домостроительства, т. е. в силу зависимых отношений жены к мужу, установленных главой церкви Христом ( 1Кор. 11:2–6 ). 1Кор. 11:3 . «Хочу… чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос», т. е. мужу, как главе и представителю семьи, ибо во всех других отношениях и жене глава тот же Христос (Еп. Феофан). «Жена глава муж» (в семейственном отношении); «а Христу глава Бог» (т. е. по человечеству Христа и по праву посольства Его Богом Отцем в мир). 1Кор. 11:4 . «Всякий муж, молящийся или пророчествующий 55 с покрытою головою, постыжает сою голову», если т. е. принять в соображение, что непокровенность мужниной головы принято считать условным знаком его независимости от жены 56 . 1Кор. 11:5 . «И всякая жена молящая или пророчествующая во времена апостольские были и жены, имевшие этот дар – Св. Златоуст) с открытою головою (т. е. подобно языческим женщинам, ходившим в капища свои открыто с нечистыми целями, и при отсутствии знака их скромности и узаконенной подчиненности мужу) постыжает свою голову; ибо это тоже, как если бы она была обритая». Снятие волос иногда употреблялось как наказание распутным женщинам за разврат (Bib. All. 1868 t. VII, p. 404). 1Кор. 11:6 . «Ибо если жена не хочет покрываться (например, для показания своей красоты – по щегольству и кокетству, или для того, чтобы сравняться с мужчинами), то пусть и стрижется». Если, говорит Апостол, ты свергаешь покрывало, установленное законом Божиим, то свергни и данное природой (Св. Златоуст). «А если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

г) Также и вдовам блаженные оставаться так, хотя они и свободны выйти за любого из верных ( 1Кор. 7:39–40 ). «Жена, … если муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе (т. е. за верного, или за христианина). Но она блаженнее, если останется так». Замечательно здесь то, что при всей силе и настойчивости своих убеждений о преимуществе девственной жизни пред брачной, Апостол отнюдь не запрещает даже и второго брака. Так несправедливы те, которые имеют отвращение ко второму браку и наклонны считать его блудодеянием, подобно древним Новацианам!.. Наставление второе (Относительно поведения в общественном быте) о характере христианской свободы, по поводу ядения идоложертвенного ( 1Кор. 8:1–11:1 ). Сие наставление Апостольское слагается из следующих пяти руководящих мыслей 1) По рассуждению надменного и одностороннего знания можно, по-видимому, без всякого стеснения есть идоложертвенное, ибо-де ничтожны по значению своему как самые идолы, так и пища вообще ( 1Кор. 8:1–8 ). 1Кор. 8:1 . О надменности знания Апостол говорит: «знание надмевает (т. е. если оно без любви), а любовь назидает». Не сказал смиряет, а выразил нечто гораздо важнейшее и полезнейшее. Как знание не только надмевает, но и производит разделение, так и любви свойственны противоположные действия (Св. Златоуст). 1Кор. 8:2 . «Кто думает, что он знает что-нибудь (в совершенстве), тот ничего еще не знает так, как должно знать». Почему? Ибо самые простые предметы имеют много сторон неразъяснимых, и чем более познает кто, тем более встречает тайн, сокровенностей и недоразумений. Примеры пред нами: скажи – как видим, как слышим, как говорим? (Еп. Феофан). 1Кор. 8:3 . «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него», т. е. совершенное знание истинно полезного для жизни и благочестия «у Апостола вся забота о жизни, а не о знании» (Еп. Феофан). 1Кор. 8:4–6 . О ничтожестве идолов известные Апостольские слова приводят обыкновенно в катехизисах, как свидетельство Писания о единстве Божием: «мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме единого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 4 Проповедники – служители Христовы и их ответственность только пред Христом (1–5). Гордость как настоящая причина разделений на партии (6–21) 1Кор.4:1–5 . Показавши, чем проповедники не могут быть, Ап. говорит теперь о том, что они такое на самом деле. Они – только служители Христовы и их обязанность – верно исполнять порученное им дело. Поэтому и судить о проповедниках должны не люди, а Сам Христос. 1Кор.4:1 .  Итак каждый должен ра­зу­меть нас, как служителей Христовых и домостро­ителей таин Божиих. «Нас». Ап. сначала говорит о проповедниках вообще и, в частности, о себе и Аполлосе. – «Домостроителей» ( οικονμους). Так в древности назывались рабы, которым господин вверял надзор за домом и которые разделяли работу и пропитание между другими рабами ( Лк. 12:42 ). Проповеднику также вверена Христом истина Евангельская для сообщения другим. – «Таин Божиих». Слово тайна означает план Божественного домостроительства о спасении людей. – «Тайны» – это различные отдельные части плана, из коих Павел и Аполлос делали выбор, когда обращались с проповедью к Коринфянам ( 1Кор.3:2 ). 1Кор.4:2 .  От домостро­ителей же требует­ся, чтобы каждый ока­за­л­ся верным. «Верным» т. е. по совести раздавал то, что ему дано от Господина, служил Церкви всеми дарами и силами, какие получил, чтобы исполнить волю Господина. 1Кор.4:3 .  Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе. 1Кор.4:4 .  Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Го­с­по­дь. 1Кор.4:5 .  Посему не судите никак пре­жде време­ни, по­ка не при­дет Го­с­по­дь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намере­ния, и тогда каждому будет по­хвала от Бога. Теперь Ап. говорит в частности о себе лично. Сам лично он не придает значения суждению о нем других людей. Даже себе он не доверяет, когда приходится производить оценку своей деятельности (ср. 2Кор.7:11 ), потому что и для него есть нечто сокрытое в его внутреннем существе. Хотя бы совесть его была вполне спокойна, однако это еще не значит, что он вполне исполнил свой долг пред Господом. Только Господь на последнем суде скажет, во всем ли был прав и верен Его служитель (ср. Рим. 2:16 ). – «Сердечные намерения», т. е. побуждения, по каким человек совершает то или другое дело, знание которых только и дает возможность правильно оценить каждый отдельный поступок человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Первое отделение XII-й главы: источник, цель и разнообразие даров Св. Духа ( 1Кор. 12:1–11 ). 1Кор. 12:1 . «Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных». Надо полагать, что об этом Коринфяне сами спрашивали. Дошла очередь и до этого предмета. Не были ль среди Коринфян и лица, которые присвояли себе наименование духовных и не из числа ли таких были говорившие разными языками? (Еп. Феофан). 1Кор. 12:2 . «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так как бы вели вас». Это вступительные слова Апостола. В них нелепость идолопоклонства и бессмыслие идолослужителей он уподобляет тому, как неразумные животные на привязи идут, не противясь и не размышляя о своем шествии. Так были некогда спутаны врагом и Коринфяне. 1Кор. 12:3 . «Потому сказываю вам, что никто говорящий Духом Божиим не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Все это выводит Апостол как следствие из следующего стих, но как оно выходит оттуда? Апостол как бы так рассуждает: и в язычестве представляются некоторые дивности, как например прорицания в исступлении, какие издавали бесы устами людей, и это будут дарования необычные, только бесовские, богопротивные. Если хочешь удостовериться, застав исступленника исповедать имя Господа Иисуса и увидишь разность (Еп. Феофан). 1Кор. 12:4–6 . «Дары различны, но Дух (3-е лицо Св. Троицы) один и тот же. И служения (на которые даются дары – Златоуст) различны, а Господь (2-е лицо Св. Троицы) один и тот же. И действия (т. е. плоды или следствия даров) различны, и Бог (1-е лицо Св. Троицы) один и тот же, производящий все во всех». Сими словами Апостол, по объяснению Блаж. Феодорита, показал, что одних и тех же даров (только под разными наименованиями) подательницы есть Святая Троица. Этим утешает он приявших меньшие, как им казалось, дарования, научая, что из одного и того же источника подаются и те и другие дарования. 1Кор. 12:7 . «Но каждому дается проявление 59 Духа на пользу» 60 . Девять таких проявлений исчисляет Апостол ( 1Кор. 12:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

1Кор. 5:6 . Потому так строго поступить надобно с преступником, – разъясняет Апостол Христов, – что и один худой пример может заразить многих. «Нечем вам хвалиться (т. е. что кроме этого нечестивца все остальные безупречны). Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» 1Кор. 5:7, 8 . «Христиане должны быть новым тестом, в котором не следует быть никакой порочной закваски. Они должны приближаться ко Христу, как к закланной за них пасхе, с одними опресноками чистоты и истины». 1Кор. 5:911 . Строго воспретивши всякое общение с блудниками и прочими нечестивцами, Апостол, однако же, оговаривается, что такое разобщение он заповедует «не вообще с блудниками мира сего (и прочими нечестивцами) … ибо иначе, говорит, надлежало бы вам выйти из мира сего», а с теми, «кто, называясь братом (т. е. принадлежа к христианскому обществу), остается блудником, или лихоимцем и проч. … с таким даже и не есть вместе» (не водить хлеб-соль), дабы путем житейского общения с этими закоснелыми нечестивцами не заразиться их нечестием. 1Кор. 5:12, 13 . «Что мне судить и внешних (т. е. не принадлежащих к церкви?.. внешних судит Бог». Вы же, – заключает Апостол, – «извергните развращенного из среды вас». Св. Златоуст говорит на это место: «это изречение Апостол заимствовал из ветхого завета ( Втор. 17:7 ), дабы, с одной стороны, внушить, что в таком случае (изъяв злого) и они сами получат величайшую пользу, освободившись как бы от опасной заразы, а с другой стороны, показать, что это не нововведение, а еще древним законоучителем заповедано отлучать таких людей». Обличение третье – за тяжбы в языческих судилищах ( 1Кор. 6:1–11 ) 1Кор. 6:1 . «Как смеет кто из вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых (т. е. у язычников), а не у святых» (таковы должны быть христиане по своей идее)? Святой Златоуст замечает, что собственно предшествующая речь в V-й главе о внутреннем суде в духовных делах (отлучение кровосмесника) расположила Апостола сказать, как бы по пути, и о внешнем суде, дабы и житейские дела христиане разбирали сами, не доводя до языческих судей; после чего Апостол опять возвращается к прежнему предмету ( 1Кор. 6:13–20 ), т. е. к обличению блудной и вообще чувственной жизни (Еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Но они говорят: скажите... украли Его ( Мф.28:13 ), (они), чтущие суетных и ложных ( Иона 2:9 ). О воскресении же Его и Исаия говорит: Который вывел их из моря с пастырем овец Своих ( Ис.63:11 ); присовокупил он: великого, чтобы не почли Его имеющим равное достоинство с предшествовавшими пастырями. 21 . Итак, имея пророчества, да пребудем в вере. Пусть падают падающие от неверия, поскольку хотят того; а ты стой на камне веры касательно воскресения, чтобы какой-нибудь еретик не склонил тебя бесславить воскресение. Ибо манихеи доныне говорят, что воскресение Спасителя было в призраке, а не истинное, не внимая Павлу, который написал: Который родился от семени Давидова по плоти ( Рим.1:3 ); и который тут же говорит: из воскресения от мертвых Иисуса Христа Господа нашего (ср. Рим.1:4 ). И в другом месте, обращаясь к ним, говорит: не говори в сердце твоем и проч. кто сойдет в бездну? то есть Христа от мертвых возвести ( Рим.10:6–7 ). Подобным образом для утверждения негде написал: Помни Господа Иисуса Христа... воскресшего из мертвых ( 2Тим.2:8 ). И опять: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал ( 1Кор.15:14–15 ). Но потом говорит: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:20 ); и явился Кифе, потом двенадцати ( 1Кор.15:5 ). Если не веришь этому свидетелю, имеешь двенадцать свидетелей. Потом явился более нежели пятистам братий ( 1Кор.15:6 ). Если двенадцати не верят, то пусть примут свидетельство пятисот. Потом явился Иакову ( 1Кор.15:7 ), брату своему, первому епископу паствы сея. Итак, если этот епископ видел воскресшего Христа Иисуса в первом Его образе, то ты, ученик Его, не должен быть в неверии. Но скажешь, что Иаков, будучи братом, по приязни засвидетельствовал: после всех явился и мне ( 1Кор.15:8 ), – Павлу, врагу Его. А какое свидетельство, врагом возвещаемое, бывает сомнительно? Быв прежде гонителем, ныне я благовествую воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010