280 Отцы и писатели церкви назвали гностицизм ересью, а гностиков еретиками. По этому поводу проф. В.В. Болотов замечает: «Гносис имел роковое влияние на употребление слова αρεσις; со времени гностицизма αρεσις (αρω – беру, избираю) стало являться чем то низким, недостойным, ересью в нашем смысле слова. Напротив, для истинных греков αρεσις было не только не предосудительным, но даже желательным явлением... Достойно замечания, что αρεσις, понимаемое в истинном смысле, прилагалось даже и к христианству“ (Лекции по истории древней Церкви. II. История церкви в период до Константина В. СПб. 1910, стр. 348, примеч. 1). Нельзя вполне согласиться в данном случае с попутными замечаниями почтенного ученого. Основное значение слова αρεσις – это выбор, избрание лучшего. В классич. греческом языке встречаются выражения – αρεσιν δοναι, προβλλειν, διακρνειν, в связи с этим – δοκιμασα ρθ, как правильное испытание, обдуманное решение, избрание,– или еще ενοια αρεσις, как выбор удачный, создающий хорошее душевное настроение; отсюда выражение – π’ ρχς εχετε πρς μς αρεσιν. У LXX слово αρεσις, равняясь евр. (nedabah), означает выбор лучшей жертвы, по усердию, Богу ( Лев. 22:18, 21 ), или свободное лучшее решение ( 1Мак. 8:30 ).– Во-2-х, слово αρεσις употребляется в смысле философских направлений и школ. У Диогена Лаэрция есть такое выражение: το δ δικο (разумеется, как одной из частей философии) γεγονασιν αρεσεις δκα· καδημακ, Κυρηνακ, λειακ κτλ. Иосиф Флавий говорит о τρες αρσες τν ’Ιουδαων (Antiqu. XIII, 5, 9). Точно также в кн. Деян. упоминается о αρεσις τν Σαδδουκαων– 5:18,– τν Φαρισαων, 15:5; даже имя αρεσις прилагается к христианам – τς τν Ναζωραων αρσεως – 24:5.– В 3-х, αρεσις является синонимом σχσμα, διχοστασι ( Рим. 16:17 ; 1Кор. 11:19 ; Гал. 5:20 , 2Петр 2:1 ), однако выступая понятием более выразительным, означающим направление, крепко сложившееся, следующее по своему собственному самостоятельному пути, отрешенное от других; отсюда αρεσις – такое учение или направление, которое идет против церковного, становится в противоречие с принятым в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

За литургией изображается самоистощание Бога Слова для спасения погибавшего человека и тайна срастворения Его с верующими и обожение их. Из чего мы? – Из ничего. Что теперь сами по себе? – Ничто. Откуда мы и что в нас и у нас, кроме греха? – От Бога. Вот это и будем непрестанно помнить и благодарить Бога – тогда будем нищи духом и сподобимся блаженства в душе и Царства Небесного. Что я значу в числе этих бесчисленных созданий Божиих – Ангелов и человеков? Ничто. Чем же я буду величаться? Что я имею, чего бы не принял от Бога? [ 1Кор. 4, 7 ]. Блаженны нищие духом [ Мф. 5, 3 ]. Всё от Бога. Много значит только помянуть во время молитвы, особенно на литургии (проскомидии, великом входе и пр.) чье-либо имя, потому что мы помянем – и Господь помянет. То смехом, то скорбию, то страхом суетным, то унынием преследует меня противник. Думай о Боге да о душе своей, а не о чреве да об одежде или о деньгах. Благодарю Тя, Многомилостиве Господи, яко даровал еси мне совершити литургию 8-го сентября в Успенской церкви непреткновенно. И молитву о путешествии царя и царицы, равно как благодарственную молитву на молебне прочитать искренно, с силою духа. Благодарю Тя, яко 9-го сентября даровал еси мне совершить литургию в той же церкви бодренно и искренно и причаститься неосужденно. Благодарю Тя, яко восставил мя, падшего грехом озлобления на нищего малого, когда он по двух подачах еще в третий раз просил милостыни, покаяние мое теплое и многократное приял еси и тесноту и скорбь от сердца моего отъял еси. Каюсь пред Господом моим в пристрастии к сластям и в недостатке любви и уважения к ближнему, ибо из-за излишнего потребления братом сластей скорблю, и озлобляюсь, и предаюсь унынию и тоске вместо того, чтобы презирать их и считать за сор, который все пренебрегают и попирают, да и самую плоть свою считать за гной и презирать ее, не радеть об ней. Как мы все грешим против бессмертной, богоподобной, самовластной души своей, порабощая ее земному тлену, праху, не имеющему никакого постоянства, пребываемости! 72 Как грешим против Бога, Первообраза души, предназначившего нас к соцарствованию с Собою на небесах! Как согрешаем, гоняясь за земными сластями, сокровищами, богатством, почестями, увеселениями, презрев бесконечную сладость небесных благ, сокровища нетленные, почести горнего звания, веселие небесное, непрестанное, неизреченное! Господи! научи меня никогда не огорчаться на созданного по образу и подобию Твоему, разве тогда только, когда он, имея разум, намеренно делает дела безумные – неудержимо предается лакомству, объедению, пьянству, блуду, воровству, разбою и подобным грехам, делающим его зверем!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Зач.77). Чтением Апостольским в XI неделю по Пятидесятнице Церковь внушает, что каждый от трудов своих имеет право питаться, а потому и проповедники Евангелия. Апостол говорит: кто воинствует своими оброки когда; аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем ( 1Кор.9:2–12 . Зач.141). Двенадцатая В XII неделю читается Евангелие о христианском пути к вечному блаженству в исполнении заповедей Божиих, и для ревнующих о высшем совершенстве, – в совершенном нестяжании и проследовании Иисусу Христу. Так совершенство духовное достигается по мере отрешения от земных и временных благ, с ослаблением земных уз уменьшается заботливость и суетность, очищается сердце, возрастает христианское святое самосознание ( Мф.19:16–26 . Зач.79). Чтением Апостола в XII неделю Церковь внушает, что верующие спасаются, следуя благовествованию, преданному Апостолами, и что исполняющим заповеди Божии надобно все подвиги веры и благочестия приписывать благодати Божией. Благодатию Божиею есмь, говорит Ап. Павел, еже есмь, и благодать Его, яже во мне, не тща быстъ, но паче всех их потрудихся: не Аз же, но благодатъ Божия, яже со мною ( 1Кор.15:1–11 . Зач.128). Тринадцатая Приближаясь к концу Своей спасительной проповеди, Господь предсказывал о Своих страданиях, смерти и воскресении: и Церковь в чтениях Евангелия от Матфея, приближаясь к последним событиям земной жизни Иисуса Христа, благовествует о сих событиях. Так в XIII неделю читается притча Иисуса Христа о винограде Божием – о Церкви, произнесенная Им за три дня до Его страданий, указанная выше в Великий вторник ( Мф.21:33–42 . Зач.87) 660 . Согласно с Евангелием, похваляющим тех делателей винограда Божия, иже воздадят Господу плоды во времена своя, Церковь словами Апостола в XIII неделю внушает: бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают. Повинуйтеся всякому споспешествующему и труждающуюся ( 1Кор.16:13–24 . Зач.166). Четырнадцатая В XIV неделю по Пятидесятнице благовествуется притча о браке сына царева, произнесенная Иисусом Христом за три дня до страданий и смерти Его, и также указанная в Евангелии Великого вторника ( Мф.22:2–14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Сказал ты еще, что один только Петр избирал апостолов и епископов, сам учил и ему следовали все, сам исцелял, а не двенадцать. Что ж необычайного, если, когда он присутствовал, предоставляли ему совершенство совершенные, которые все были одно ( Ин. 17:21 ), и многие языки – один, и все языки огненные ( Деян. 2:3 )? Там ни к выставке на показ стремление, ни к первенству, но в них исполняется сказанное: «соделай их, Отче, да будут одно, как Я и Ты одно» ( Ин. 17:11 ). И как бы при движении одного колеса, с ним по соприкосновенности приходят в движение и другие, хотя бы первым двинулся Петр или Иоанн или Иаков, и другие соработники ( 1Кор. 3:9 ), как и соединенные одним и тем же умом ( 1Кор. 2:16 ) и одним и тем же духом ( 1Кор. 12:13 ). Но я покажу, что и в этом ты говоришь неправду. Потому что имеешь тут свидетельство Луки. Когда Иуда Искариотский погиб низринувшись и надлежало восполнить числу (двенадцати), Петр, ставши посреди учеников, сказал: «надобно, чтобы один из мужей, которые находились с нами во все время, занял его место» ( Деян. 1:21. 22 ). И смотри! Сказал «надобно» этому быть, не по своей воле сделал, не возложил руки без общего согласия. Но, говорит Лука, «поставил двоих, Иосифа, называемого Варсавою, и Матфея, и помолившись сказал: Ты, Господи Сердцеведче, покажи кого избрал! И бросили жребий, и выпал жребий на Матфея, и он сопричислен к двенадцати» ( Деян. 1:23–26 ). И все при общем участии происходило: поставили, помолились, вместе давали жребии, вместе сопричисляли. Но, сказал ты, хромого у Красных дверей ( Деян. 3:1–8 ) исцелил он сам, не Иоанн, бывший с ним. Не противоречу. Если у тебя есть дар чудотворений, покажи его; больные кругом. И тогда познаю, что ты тень Петра (см. Деян. 5:15 ). А пока что, сперва ты, врач, исцели себя самого (см. Лк. 4:23 ). Что же? Не Петру ли только благодать исцелений, а равную даровал им Иисус власть исцелять всякую болезнь, когда во второй раз посылал их на проповедь , напутствовавши их знамениями и чудотворениями против всякой болезни, недуга и заразы ( Мф. 10 )? И это подтверждает и книга Деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tri-...

Б2 Апостол, рукоп. Ник. Един. мон. в Москве, собр. Хлудова 37, пис. на пергамине, в листе, на 182 л. двумя столбцами, полууставом, в княжении в.к. Василия Дмитриевича (1389–1425), как видно из послесловия на л. 182. Писец – Кузьма дьяк.       Пред Деяниями заставка, как и в предшествующей рукописи 33). Начальная буква так же узловатая, с изображением животных, но сделаны хуже, чем в рукописи 33. Правописание русское. Апостольские чтения и после пятидесятницы следуют на все дни недели. Месяцеслов полный; из русских и славянских святых ни один не упоминается. – Попов, А. Опис. 32–33. Б3 Апостол, рукоп. Синод. Типографской библ. в Москве 59–24, пис. на пергамине, в малый лист, двумя столбцами, полууставом XIV в. Всего сохранилось105 л. Недостает ни начала, ни конца. Начинается с апостольского чтения в вторн. светлой недели и прерывается на чтении за упокой. 1Кор. 15:20–28 . Пергамин плох и письмо весьма не искусно. Правописание русское. После пятидесятницы пишутся чтения Субботние, недельные и по месяцеслову. Помещены чтения на будничные дни только 1-й нед. по пятидесятнице. В месяцеслове славянские названия месяцев. Октяб. 28: сты птници. Ноябр. 4: сщнье црквн сты софен в Мая 2: мощи стою борису гл. Мая 3: оуспени стго ца федось пеерескаго. Июл. 24: стго м бориса глба.       На л. 1, вверху, рукою Скиады написано: videtur scriptus seculo 13. Однако, с большею вероятностью рукопись эта может быть отнесена к XIV в. Б4 Апостольские чтения, помещенные при Минеи праздничной, рукоп. Белградской народной библ. 175. Рукопись эта – отрывок, всего 43л. без начала и конца, и с большими пропусками в середине, писана на плохом, дырявом пергамине, в лист, в один ряд, по 40 строк четким полууставом XIV в. (в библиотечном каталоге показан XIII в.). Правописание сербское. Из первых пяти посланий ап. Павла здесь помещены следующие чтения: Римл. 13, 11–14, 4 ; 1Кор. 8, 8–9, 2; 10, 1–4, 23–28; 13, 3–8 ; 2Кор. 11, 21–23 ; Гал. 4, 4–6 . Чтения эти имеются у меня в палеографически-точном списке. Текст апостольский в этой единственной сербской рукописи Апостола второй редакции совершенно тот же, что в списке Толстовскойт.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Ведь Она сподобилась созерцания и приветствия Сына, сокрушившего власть ада и воскресшего, и сопровождала Его, восходившего на Небо, пока это было возможно, а по вознесении Его заместила Его Апостолам и другим спутникам Спасителя общими с Ним благодеяниями, восполняя недостаток Христа (ср. Кол.1:24) лучше кого бы то ни было другого. Да ведь и кому как не Матери это подобало? Надлежало, чтобы сия всесвятая душа разрешилась от всесвященного тела. Она разрешается и соединяется с [Душой] Сына, с Первым Светом - второй. Тело же по кратком пребывании в земле, и само вместе [с душой] удалилось [отсюда]. Надлежало Ей пройти по всем путям, по которым прошел Спаситель, воссиять живым и мертвым, в полноте освятить естество и снова получить подобающее место. Поэтому гроб принял Ее на малое время, а затем Небо восхитило эту новую землю, духовное тело, сокровищницу нашей жизни, славнейшую Ангелов и святейшую Архангелов. И возвращен был Трон Царю, рай - древу жизни, диск - Солнцу, древо - Плоду, Мать - Сыну, во всем достойная Своего порождения. XIII. Какое слово будет достаточным для рассказа о Твоей, Блаженная, праведности, о дарах Спасителя Тебе и Твоих совокупности людей (всем людям)? Никакое, даже если бы кто говорил языком человеческим и ангельским (1Кор.13:1), как изрек ап. Павел. Мне кажется, что Она [уже] имеет часть в вечном блаженстве, уготовленном праведникам, но, конечно, Дева то ведает и ей о том возвещать. Ведь не видел того глаз, не слышало ухо (1Кор.2:9), и мир не может вместить (ср. Ин.21:25) - как свидетельствует великий Иоанн. Только там по праву можно увидеть Твои чудеса, где новое небо и новая земля, где Солнце правды, которое не заходит и не покрывается мраком. Ритор Твоих деяний - Сам Спаситель, а рукоплещущие - Ангелы. Только там ты можешь встретить достойный (Тебя) глас. Людям же это исполнить невозможно, но мы постольку принимаемся за речи о Тебе, поскольку это способствует освящению языка и души. Ведь и одно только слово, относящееся к Тебе, или воспоминание [о Тебе] восставляет душу, очищает разум и делает нас из плотских духовными, из греховных святыми (из далеких от святости ей причастными).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/575/...

Книга шестая Обещанное мною в предшествующей книге, именно чтобы на фундаменте истории, если Христос соблаговолит нашему желанию, построить духовное здание и, выведши вершину, показать украшения совершенной церкви, – я постараюсь в следующих двух книгах, девственница Христова Евстохия, при твоих молитвах и милосердии Господа, чтобы с таким же старанием, с каким пятая книга обнимает историю, шестая и седьмая кратко изложили иносказательный смысл, не все объясняя, чтобы не составилось много книг, но кратко указывая то, что думали прежде нас церковные мужи. Глава XIII. Ст. 1 Бремя или видение против Вавилона, которое видел Исаия, сын Амосов. Видел очами не плоти, а ума, какое великое и тяжкое бремя наложено на Вавилон. А так как Вавилон, называющийся по-еврейски Babel, означает смешение, потому что там смешены были языки строивших башню, то духовно разумеется тот мир, который во зле лежит и который смешивает не только языки, но и дела и мысли каждого. Царь этого Вавилона есть истинный Навуходоносор, гордящийся перед Господом, говорящий в сердце своем: «на небо взойду я, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе завета, на краях севера, взойду на высоту облаков, буду подобен Всевышнему» ( Ис. 14:13, 14 ). Это тот, кто показал Господу все царства мира и сказал Ему: «все это предано мне, и я дам Тебе, если падши поклонишься мне» ( Мф. 4:9 ; Лук. 4:6, 7 ). Затем в дальнейших словах заключается угроза не против Вавилона, а против всей вселенной. Господь Саваоф заповедует самому воинственному народу, чтобы он пришел из страны далекой, от края неба, чтобы погубить вселенную. И еще: «Вот приходит неотвратимый день ярости и гнева, чтобы обратить вселенную в пустыню и истребить грешников с нея» ( Ис. 13:9 ), и затем: «заповедую всей вселенной злое и нечестивым беззакония их» (ст. 11). Из этого видно, что все, что говорится против Вавилона, относится к смешению этого мира и к погибели его. Ст. 2. На горе мрачной, или открытой, поднимите знамя. Заповедуется апостолам и мужам апостольским и учителям церквей, чтобы имея воевать против Вавилона, подняли знамя креста Господня не на низком месте и не в углубленных долинах, но на горе мрачной или открытой. Одно из этого означает сокровенные тайны церкви, для созерцания которых и для слышания гласа Божия Моисей вошел во тьму и мрак. Ибо Бог сделал тьму покровом своим, и облака и мрак вокруг Его ( Пс. 17:12 ). Другое научает, что мы должны восходить на высоту церковных догматов, смиряясь, по апостолу Павлу, и говоря: «я не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). Он и сам поднял знамя на горе открытой, когда с свойственным ему смирением, говорил: не судих бо ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята ( 1Кор. 2:2 ). Знамя же это на превыспренних поднимет среди народов, чтобы собрать погибших из Израиля, сам Тот, Кто произошел от корня Иессеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Дары Святого Духа, говорит он в другом месте, обнаруживающиеся вовне, распределены между членами церкви для пользы ее. Один получил от Святого Духа дар говорить разумно, другой от того же Духа говорить с знанием дела, третий опять от того же Святого Духа дар веры; иной приемлет от Святого Духа дар исцелять болезни; еще иной творить чудеса; другой – дар пророчества·, сей распознавание духов; этот – дар говорить на разных языκαх, тот истолковывать сказанное на них. Все же сие творится одним и тем же Духом, разделяющим свои дары, как Ему угодно ( 1Кор. 7:7–11 ). При таком Управителе пророк совершен в своем пророчестве, праведник в своей праведности, мученик в кровавом своем свидетельстве ο Христе, другие же в проповеди ο Нем. Мы не хотим того сказать этим, что они не заняты делами добрыми, простыми, но только то, что они заявляют себя с отличной стороны лишь в той добродетели, к выполнению которой Богом призваны. Кто же из здравомыслящих может сказать например, что пророк действует не по правде? Но и праведным равным образом не свойствен ли подобно как Аврааму дар пророчества? Одному, говорит Гомер, Бог даровал уменье себя вести на войне, Другого одарил способностью к пляске;           этого способностью играть на кифаре,                         того – сладостью песнопения  (Ил. XIII, 731, 732). Но каждый имеет свой дар от Бога, один так, другой иначе ( 1Кор. 7:7 ). Апостолы же исполнены были всеми дарами. Προследите, если вам угодно, их «Деяния», прочтите их писания, и вы найдете, что свойственны им были и знание, и добродетель, и дар проповедания, и непорочность, и дар пророчества. Нужно однако же заметить, что Павел хотя и относится по жизни к эпохе сравнительно более близкой к нашему времени, потому что он явился только после Вознесения Спасителя, но его послания имеют тесную связь с ветхозаветными. В них он почерпает свое вдохновение, их выражениями говорит. Ибо верой во Христа и знанием Евангелия закон истолковывается и пополняется. Потому и сказано Евреям: Если не будете иметь веры в сказанное Мною, то и не постигнете того ( Ис. 7:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Понятно становится, почему в Посланиях апостола Павла учение о любви обыкновенно стоит рядом с учением о Церкви; вся христианская мораль зиждется у апостола на догматическом учении о Церкви. Так, в Послании к Римлянам в 12 главе апостол сказал о Церкви как о теле. Эта речь оканчивается в восьмом стихе (4-8), а с девятого начинаются пространные речи о христианской нравственности (см.: Рим.12:9-15:6). В Первом послании к Коринфянам за учением о Церкви (см.: 1Кор.12:12-30) непосредственно следует " новозаветная песнь любви " (см.: 1Кор.12:31-13:13). Нечто подобное можно замечать и в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. В такой же тесной связи идея Церкви с принципом любви стоит и у древнецерковных писателей. Приведем немногие примеры. Святой Игнатий Богоносец пишет траллийцам: " Приветствует вас любовь смирнян и ефесян " (XIII,I) Ясно, что здесь слово " любовь " () прямо заменяет собой слово ε - " Церковь " А вот высоко поэтическое описание любви, соединяющей членов Церкви, из трактата св. Киприана Карфагенского " О единстве Церкви " : " Только единомысленные, согласные и простосердечные живут и пребывают в доме Божием, в Церкви Христовой. Для того также Дух Святой явился в виде голубя. Это простое и кроткое животное, без горькой желчи, не уязвляющее, не терзающее свирепо когтями, любит людские жилища и знает одно только совместное гнездо; во время деторождения пары выводят вместе детей; во время летания не разлучаются друг от друга; проводят жизнь во взаимном сожительстве; поцелуями свидетельствуют о своем согласии и мире; во всем наблюдают закон единомыслия. И в Церкви должно быть знаемо такое же простосердечие, должна быть достигаема такая же любовь: братство должно в любви подражать голубям, а в кротости и тихости сравняться с агнцами и овцами " Такое-то изображение Церкви как союза любви и единомыслия служит для св. Киприана исходным пунктом всей его решительной полемики против современных ему церковных разделений. У апостола Павла только раскрывается связь Церкви с основным началом христианской жизни, которое есть любовь. У древних же полемистов идея апостола находит именно полемическое приложение. Совершенно такое же применение эта идея находит, как мы видели, и у А.С. Хомякова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/217/...

262 См. «Ein jüdisch-christliches Psalmbuch aus dem ersten Jahrhundert», изд. А Гарнака, по переводу с сирийского Иог. Флемминга (Лейпциг, 1910). 268 Clem. Alex., Strom V, 14, 96 Hamack Worte Jesu, с. 6 сл. Preuschen, III, 24, с. 9 Восстановленный по Гренфелю тот же текст Египетских Логий. См. у Preuschen, XI, 2(9), с. 23 и 151. 270 Гарнак (Worte Jesu, с. 7) находит здесь аналогию в структуре текстов у Мф. 11:28 (?) и Мк 9 37 Полная аналогия, напротив, – в длинном «сорите» Книги Прем Солом 6 17–20, кончающемся также идеей «Царства» (ст. 20) Автор новейшего исследования об этой замечательной книге Ветхого Завета, Schütz R. Les idées eschatologiques du Livre de la Sagesse (Paris, 1935), так и резюмируют эту мысль «Être auprès de Dieu, c’est régnér» Относительно выражения «восцарствует» ср. также 1Кор. 4:8 . 274 В библиографическом журнале «Das Deutsche Buch», Dezember, 1922, с. 552, автор рецензии на Benedikt Godeschalk Versprengte Worte Jesu (München, Hyperion-Verlag, 1922), совершенно правильно замечает, что невключение внеевангельских изречений в наш канон объясняется «zum guten Teil aus Gründen, die mit der Frage ihrer wirklichen Echtheit nichts zu tun hatten». 279 Эти чудные раннехристианские евхаристические молитвы читаются уже в «Учении 12 Апостолов» (Διδαχ), IX, 3 и X, 2 – с. 119–120 по Patrum Apost Opera, изд. Gebhardt и др. Благодарность «за жизнь и знание» (περ της ξως και γνσεως) приносится там по поводу евхаристического «хлеба», а после его вкушения верные благодарят за «знание, веру и бессмертие» (περ τς γνσεως κα πστεως κα θανασας). Ср. Булгаков С. Два града, 1, 278. 281 На такой «античной» точке зрения в средние века уже совершенно определенно стоит знаменитый Фридрих II Гогенштауфен, воскресивший в XIII веке тип римского принцепса – и по заслугам погибший в своей борьбе с отлучившим его от Церкви Папой. 282 В подтверждение достаточно здесь привести замечательное для протестантского мира свидетельство такого авторитета протестантской науки, как проф. Ад Гарнак, выставляющего, между прочим, следующий тезис «Особенно во времена Реформации чувствуется гнет так. наз. государственной церкви, но эта последняя все-таки лучше, чем свободная церковь » Drei Vorlesungen (Helsingfors, 1911), с. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010