К сноске Двояко может быть понимаемо выражение бл. Диадоха λειτουργε μν τ Θε. ς νμος ερεσι: или автор желает сказать, что изображаемый им смиренный человек был иереем, не гордившимся своим иерейским достоинством, или, – что этот смиренный человек есть, как говорит авва Исаия (1. с. гл. 23), жертвенник Богу чистый, устрояющий внутри себя иерея, утром и вечером возлагающего фимиам. Каков истинно вожделевающий Бога? Чувством сердца любящий Бога, – тот познан от Него 317 : ибо насколько кто-либо душевным чувством воспринимает любовь к Богу, настолько он преуспевает в любви к Богу. Потому таковой впредь пребывает в какой-то сильной любви к просвещению знанием, пока станет ощущать самое ощущение в костях, уже не зная себя более, но весь будучи изменён любовью к Богу. А таковой и пребывает в жизни, и не пребывает, потому что, ещё обитая в своём теле, он движением души непрестанно через любовь уходит к Богу; ибо впредь неослабно воспламеняя сердце огнём любви, он некоторой необходимостью желания прилеплен к Богу, как один раз, навсегда удалившийся от любви к себе самому к любви к Богу, Ибо, говорит, если мы вышли из себя, то – к Богу, если целомудрствуем, то – для вас 318 . Исследования К сноске γνωσται, πεγνσϑην =κειϑην т. е. усвоен Богом, по Феодориту (Толкование на 1Коринфянам 13, 12. Migne LXXXII, 337 А.), соответственно силе и полноте любви к Нему, по Диадоху. К сноске τν στων. Слово τ στ (кости) имеет здесь буквальный, а не переносный смысл, обозначая будто бы духовные силы, как полагал Турриан (Sancti Diadochi... capita centum... 1573. Florentiae, p. 9, c. 14. schol. В.). Действительно некоторые церковные писатели утверждали, что в Св. Писании στ обозначает силы ума или души (например, Кирилл Александрийский в толковании на 11 ст. гл. 58 пророка Исаии: Ερηται δ πλεισταχο τς ϑεοπνεστου Γραφς, στ ψυχς νοητ, πρακτικα τινες ατς δυνμεις κα νργειαι.., τ στ... τς ψυχς δονμεις. Migne LXX 1297). Но бл. Диадох в гл. 33 ясно говорит, что душа, любящая Бога, привлекает как бы и тело в глубину этой неизреченной любви, а в гл. 74 он снова заявляет, что не только части души (сравнить гл. 34), но и весь человек (λος νϑρωπος) участвует в любви (сравнить гл. 25). См. Σχλιον с. 14. Глава 15. Κεφλ. ιε´

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

Татаринова не приняла ни догматического, ни нравственного учения скопцов и хлыстов (об их христах-искупителях, о безбрачной жизни и пр.) и держалась вероятно обыкновенных мистических понятий, но почти целиком усвоила у них обрядность радений, как способов доходить до состояния мистического экстаза. В одном письме к приятельнице, майорше Фриц, она писала, что тайна ее секты основывается на смысле начальных стихов 1Коринф, гл. 14 о даре пророчества. Собрания ее открывались обыкновенно чтением свящ. книг; потом пелись разные песни, положенные большею частью на простонародные напевы главным уставщиком Никитушкой, в том числе песни хлыстовские: «Царство ты, царство», «Дай нам, Господи И. Христа» и друг., и некоторые церковные («Спаси, Господи, люди Твоя»); затем начиналось радение или кружение, производившееся, как у скопцов, в особых костюмах, и кончавшееся тем, что на кого-нибудь из кружившихся «накатывал» Дух св. и он начинал пророчествовать; чаще всех пророчествовали сама Татаринова, Никитушка и некая Лукерья. Пророчества эти, поизносившиеся необыкновенно быстро и состоявшие из разных бессвязных речей, под склад народных прибауток с рифмами, относились частью к общей ближайшей судьбе всего круга, частью к судьбе частных членов. Кружение, «святое плясание, движения в некоем как бы в духовном вальсе, и пророчества составляли самую заметную для всех особенность секты и были причиной того, что членов ее называли русскими квакерами. Употребление своеобразного пения на голос простых песней в молитве Пилецкий объяснял так: «Дух мира и лести присвоил себе пение голоса, музыку, живопись, бесценный дар слова и прочие дарования, но они должны быть опять возвращены Богу, своему началу». Кроме музыки, секте служили и др. искусства, – живопись в украшавших ее молельную картинах Боровиковского и хореографическое искусство радельных плясок, которые сектанты сравнивали с танцем Давида пред ковчегом. Собрания в Михайловском замке продолжались свободно и даже далеко не секретно почти до 1822 г., до помещения здесь инженерного училища и до запрещения тайных обществ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В это тяжелое время епископ Варсонофий неустанно призывал народ к вере, к жизни в Церкви, указывая на предосудительность изгнания Закона Божия из школ. Он никого не боялся, а слушал только голос своей пастырской совести. Епископ обладал даром горячей проповеди, и народ верующий внимал каждому его слову среди лжи, разливаемой революционными ораторами. Долго это продолжаться не могло, новая власть была сильно раздражена влиянием архиерея. Епископ был далек от политической борьбы, но он не мог не давать духовную оценку происходящему, призывая паству не участвовать в грабежах и насилии. «Православные, – писал он в своем воззвании к народу в марте 1917 года, – сохрани вас Бог понимать свободу как разрешение ехать в чужую дачу за лесом или грабить своего соседа. Так понимать свободу грех , ибо грабители и воры по суду Слова Божия Царства Небесного не наследуют (1Коринф.6:10), а здесь на земле получат наказание от Власти», имея в виду власть, «которую в настоящее время в граде Кириллове представляют Комитеты общественного спокойствия». 200 Однако вскоре и о Комитете, и о спокойствии никто не вспоминал. Видя все ухудшающееся положение православных, Владыка открыл в Кириллове Братство православных жен и мужей. Основные положения его были таковы: «Братство Кирилло-Белозерского монастыря имеет целью: поднятие религиозного духа и нравственности среди народа; сохранение чистоты веры православной; охрану православных церковных святынь и церковного имущества как достояния всего православно-верующего народа, в частности охрану местной святыни – Кирилло-Белозерского монастыря...» 201 Занятый исключительно церковными делами и большим монастырским хозяйством, епископ Варсонофий, тем не менее, внимательно относился к запросам советских властей. Тем неожиданней представляется его арест и расстрел. Исполнились пророческие слова, сказанные ему при монашеском постриге в 1895 году: «Креста ты не смущайся. Для человека, не просвещенного светом Евангелия, он безумие, а для христианина – он великая сила, с которою не может сравниться ни одна из сил в свете. Крестом было спасено грешное человечество; крестом был побежден языческий мир; крестом побеждаются народы и теперь. Крест давал людям силы восходить на костры и сгорать здесь с молитвою на устах о своих врагах». 202 Путь священномученика Варсонофия на Голгофу был прямым и бескомпромиссным – «царским», с молитвой за своих палачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Быть лишенными присутствия на пасхальных богослужениях - большое горе; но не большим ли горем будет оплакивать умерших (или сделавшихся инвалидами и неспособных продолжать служение) пастырей, которых заразят неумеренные ревнители - как некоторых уже заразили? Одно дело - когда священник приходит к умирающему, чтобы принять его исповедь и укрепить в нем упование на Спасителя , даже рискуя заразиться. Другое - когда мирянин, который может оказаться вирусоносителем, ищет личного общения со священником, вовсе не находясь на пороге смерти. Первое - подвиг веры и человеколюбия. Второе едва ли можно назвать таковым. Не получается ли так, что санитарные власти, вызывающие наше возмущение, сохраняют для нас наше духовенство, а мы сами - тем, что рвемся в храм, ставим его под удар? Кому нужно, чтобы Церковь вышла из этой эпидемии потеряв часть пастырей  и наиболее активных мирян? Враги Церкви с ликованием и восторгом распространяют сообщения о заразившихся клириках - кому нужно, чтобы их было больше? Конечно, это немалое испытание нашего смирения: - как так может быть, что моя благочестивая ревность окажется бесполезной и даже вредной?  А меры людей внешних, которые руководствуются чисто практическими соображениями, принесут больше пользы Церкви? Но так бывает. Апостол Павел пишет о своих соплеменниках, что они " имеют ревность по Боге, но не по рассуждению " (Рим.10:2) Нам не стоит реагировать на меры санитарных властей с негодованием и враждебностью . Как бы они ни были огорчительны для нас - в них нет злого намерения, и они не являются целенаправленно антицерковными. Обрушиваясь на власти с обвинениями - которых они, в данном случае, не заслуживают - мы подрываем наши возможности для православного свидетельства миру. Мы, невольно, укрепляем позиции тех, кто действительно враждебен Церкви. Как ни огорчительна нынешняя ситуация, мы провозглашаем радость, которая побеждает все - и наши нынешние огорчения, как побеждала она беды, намного худшие. Христос воскрес из мертвых, смерть побеждена, нам даровано непреложное обетование жизни вечной и блаженной, и каково бы ни было наше будущее, одно мы знаем точно - " Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею " (1Коринф.6:14) Мы призваны обратиться от наших огорчений к этой вечной радости  и делиться ею с другими.  С теми, кто удручен и напуган, с теми, кто отчаянно борется с эпидемией, с медиками, с государственными служащими.

http://radonezh.ru/2020/04/21/est-li-sey...

чтобы соделался таинством церковным, чтобы и на его браке чрез иерея Христос чудодействовал, преложив воду в вино, т.е. законный по естеству брак – в таинство церковное. Таково мое мнение о законности браков, вне церкви заключенных, изложенное в моем письме, и в этом мнении я основался на словах из послания св. апостола Павла к Коринфянам и на толковании оных у св. Златоуста. Рассмотрим это основание, на которое, к сожалению, г. неизвестный автор не благоволил обратить внимания. Вот слова св. апостола Павла: Аще который брат жену имать неверну, и та благоволит жити с ним, да не оставляет ея; и жена аще имать мужа неверна, и той благоволит жити с нею, да не оставляет его: святится бо муж неверен о жене верне, и святится жена неверна о муж верне: иначе бо чада ваша не чиста были бы, ныне же свята суть (1Коринф, зач.137). Сии Апостольские слова св. Златоуст толкует так: «Жену имея неверну зван был еси, пребывай имея, веры ради не изгоняй жену» (Беседа 19). Из приведенных слов св. апостола Павла и св. Златоуста ясно, что они не только попущают верной части жить с неверною, но и увещевают к тому: да не оставляет ея, «пребывай имея», «не изгоняй жену». Значит, языческие браки св. апостол Павел (и за ним толкователь его – св. Златоуст) разумел быть законными; иначе он не дозволил бы сожития верной части с неверною. А если полагать, как полагает г. неизвестный автор, что языческие браки составляют не законное, но блудническое сожитие, отсюда будет следовать, что св. апостол Павел и св. Златоуст не только дозволяли, но и повелевали верному мужу незаконную связь с блудницею, и верной жене продолжать сожитие с незаконным мужем, т.е. с блудником. Может ли христианская совесть допустить такую нелепую мысль, что будто бы св. апостол Павел, повелевая обращающемуся из язычества в христианство не оставлять неверную жену, этим самым увещевал его на незаконное, блудное сожитие, когда сам же в послании к Евреям пишет: блудником и прелюбодеем судит Бог ( Евр.13:4 )? 17-е правило св. Апостол по крещении имевшего наложницу не повелевает поставлять в степень пресвитера и диакона; а имевшего и по обращении жену неверную нигде не возбраняется возводить в степень священства. И это служит также доказательством, что церковь признает языческие браки законным, а не блудническим сожитием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Все мы должны крепко помнить, что как тогда, во времена ли св. Александра Невского или Димитрия Донского, на льду Чудского озера, на берегах Дона и на поле Куликовом решался великий спор правды и неправды, так и теперь – в другой обстановке, в непомерно более грозном столкновении – у нас решается спор наступающего германизма против защищающегося славянского мира, и значение его лично для нас русских людей, расширяется и вырастает до мировых судеб нашего народа и нашего Отечества. Это должен понять каждый из нас, русских патриотов, и стать выше тех сравнительно малых лишений и личных бедствий, которые приходится переживать в это бурное время. И больше, чем когда-либо хранить бодрость и твёрдость духа, помня слова апостола Павла: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь» (1Коринф. 16, 13). Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твёрдо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божьей и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского. Не только вера в то, что Господь слышит ежедневные молитвы Церкви о победе над врагом и преклоняется своим милосердием к нашим нуждам, но и внешние обстоятельства говорят, что победа наша близка и что мы накануне благоприятных условий. Вспомним слова нашего Архипастыря, Митрополита Сергия, сказанные им в его послании в самом начале войны, что «Православная Церковь благословляет небесным благословением всенародный подвиг борьбы за благо родины» и в твёрдом уповании на это благословение Церкви и на помощь нашим земным вождям и воинам со стороны небесных святых вождей и молитвенников за землю Русскую, будем нести до конца подлинно «всенародный подвиг» стояния за наше родное Отечество, в ожидании того счастливого дня, когда Господь, услышав глас моления нашего, «сотворит с нами знамение во благо и возвеселит сердце наше» победою над врагом, победою окончательною, которая явится залогом прочного мира между народами и всеобщего преуспеяния во славу Божию». События пасхальной ночи изменят мнения митрополита Алексия об относительной безопасности, о чем он сам засвидетельствует в статье «Пасхальные дни в Ленинграде».

http://pravmir.ru/blokadnaya-pasha-dokum...

6 Аввак, 2:14, 8:3. Наполнится вся земля ведения славы Господни. – Бог от юга приидет, и Святый из юры приосененные чащи, покры небеса добродетель Его и хваления Ею исполнь земля. 7 См. в Послании Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере прибавлен, вопр. и отв. 3. Здесь же сказано о церковных песнопениях Правосл. Церкви следующее: «все сии книги (триоди, минеи и проч.) содержат здравое и истинное Богословие, и состоять из песней, или выбранных из Свящ. Писания, или составленных по внушению Духа, так что в наших песнопениях только слова другие, нежели в Писании, а собственно мы поем то же, что в Писании, только другими словами. Для совершенного же удостоверения в том, что наши гимны составляются из слов Писания, мы в каждом так называемом тропаре помещаем стих Писания.» 10 Эти песни суть следующие: а) песнь Моисеева. помещенная в кн. Исхода, 15:1–18; 6) песнь вторая того же св. Пророка, находящаяся в кн. Второзакония 32:1–43, в) песнь св. Анны, матери Самуила Пророка, помещенная в 1 Царств 2:1–10; г) песнь-молитва св. Пророка Аввакума, в его книге, гл. 3, д) песнь св. Пророка Исаии, его кн. гл. 26, е) песнь св. Пророка Ионы, его кн. гл. 2; ж) песнь св. трех отроков, помещённая в кн. св. Пророка Даниила, гл. 3; з) вторая их песнь в той же главе; и) песнь Пресв. Богородицы, Лук. 1 , и i) песнь св. Пророка Захарии, отца Предтечи, там же. В книге о служении и чиноположениях православной грекороссийской Церкви па листе 19-м изд. 1792 г. говорится: «О сих песнях упоминает Ориген ; и св. Златоуст в слове: «Всяк сам себе вредить,» что песнь трёх отроков везде поется. Сии песни, кроме 9-й и 10-й, воспевались от Иудеев. Церковь , дабы не соблазнился новостью псалмопения кто либо из обращающихся от Иудеев, определила и их воспевать, к чему присовокупила 9-ю и 10-ю песнь» 12 На сей дар указывая, св. Апостол Павел говорит: Братие! егда сходитеся, кийждо вас псалом имать. 1 Коринф. 14:26 13 См. беседу высокопр. московского митрополита Филарета на слова: помолюся духом, помолюся и умом, воспою духом, воспою же и умом. 1Коринф. 14:15.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Правом отлучать вредных и опасных членов, предоставленным церковной власти Главою Церкви – Спасителем ( Мф.18:15–17 ), эта власть не только не злоупотребляла, но и не пользовалась им в той мере и силе, в какой могла бы. В первоначальной апостольской церкви отмечается случай отлучения от церкви, допущенный св. апостолом Павлом по отношению к одному упорному грешнику жителю г. Коринфа; отлучение было временное; когда он исправился в нравственном отношении, то снова был принят в общение с христианами. Коринфского грешника ап. Павел подверг отлучению за безнравственную жизнь 4 . По такому же отлучению апостол подверг двух христиан-еретиков за превратное учение (2Коринф.11, 5, 16; 1Тим.1:20 ). Из дальнейшей истории последних отлученных неизвестно, были ли снова они в обществе христиан, или остались навсегда отлученными, т.е. нераскаянными отступниками. По примеру ап. Павла и других апостолов, совершалось отлучение и в первенствующей церкви. По отношению к отлученным употреблялось слово «анафема»; оно выражало собою решительное и явное извержение недостойного члена церкви из состава последней, в отличие от отлучения малого и временного, имевшего целью исправление падшего, но не упорного грешника. Чтобы указать надлежащее значение слова анафема, достаточно припомнить два места из посланий св. Павла, в которых он говорить об отлучении в значении полного разрыва нераскаянного грешника с обществом христиан правоверных. В первом ( Галат. 1, 8–9 ; 1Крф. 12:3) отлучение с именем анафема употребил апостол по отношению к тем, кто не так учил о Иисусе Христе, как учили апостолы; в втором он употребил означенное слово по отношению к тем, кто не любит Господа Иисуса Христа (1Коринф, 16:22). По мнению м. Филарета и друг. отлучение и анафема не всегда тождественны; есть случаи, в которых определяется отлучение, но не произносится анафема. По примеру же апостолов, св. церковь , как первенствующая, так и последующая, допускала и произносила анафематствование неохотно и весьма редко, т. е., тогда, когда употребленные ею все возможные средства к уврачеванию и исправлению великого грешника оказывались напрасными и недействительными. Во избежание случаев превышения и злоупотребления церковною властью в деле отлучения, могшего соединяться с лишениями гражданской чести и правоспособности, греческое правительство в VIII веке запретило епископам и священникам отлучать кого бы то ни было без объяснения и объявления причины, по которой тот должен быть отлучен, согласно церковным правилам. Подобные требования и запрещения со стороны гражданской власти были приняты и в русской церкви 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается.) Здесь говорится об установлении таинства св. причащения Иисусом Христом, после совершения ветхозаветной пасхи. У еванг. Матфея сказано: Когда они ели, т. е. когда вкушали пасху, вероятно уже под конец пасхальной вечери. Взял хлеб – пшеничный, каковые были в употреблении на Востоке и, нужно еще заметить, не пресный, а обыкновенный, бывший в употреблении, кислый. Обстоятельство, что хлеб был употреблен Иисусом Христом кислый, важно в том отношении, что в Западной, Римско-Католической церкви в таинстве причащения употребляется хлеб не квасный, а пресный. Этот обычай Западной церкви явился в позднейшее время, в 10–11 веках, и составляет одно из отступлений ее от обычаев Православной церкви. Что Сам Иисус Христос совершил таинство причащения не на пресном, а на квасном хлебе, это видно из того, что, когда евангелисты говорят об установлении таинства, то употребляют греческое название хлеба квасного (артос), а не пресного (азимон). На квасном хлебе, а не на пресном затем совершали таинство и св. Апостолы. Это также видно из названия хлеба ( Деян.2:42, 46 ; 1Корин.10:16 и др.). Сие есть тело Мое. На тайной вечери Господь силою Своего всемогущества преложил хлеб в истинное тело Свое, хотя хлеб сохранил и вид свой и вкус. Равным образом и вино, которое в чаше, после хлеба, на вечери Он подал ученикам, сказав, сия чаша новый завет Моею кровию (в Моей крови), яже за вы проливается, тою же силою преложилось в кровь, хотя сохраняло вид и вкус вина: «Поскольку мы слабы и не решились бы есть сырое мясо, особенно человеческое, замечает блаж. Феофилакт, то нам преподается хлеб, а на самом деле это есть плоть.» «Тело есть воистинну соединенное с Божеством, еже от Святыя Девы начало восприя, не яко вознесшееся тело с небесе нисходит, но яко самый хлеб и вино претворяются в тело и кровь Божию», так говорит св. Иоанн Дамаскин о св. тайнах Христовых. Таким образом крайне заблуждаются – скажем при сем – отступившие в свою очередь от Римско Католической церкви, Лютеране, когда учат, что в таинстве причащения, будто бы, вместе с хлебом и вином, а не под видом хлеба и вина, преподается тело и кровь Христовы, а Протестанты, – что хлеб служит только видом и образом тела, а вино крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Или еще яснее у прп. Ефрема Сирина : По причине такого всеобщего нечестия рече Бог: потреблю… от человека даже до скота, и от гад даже до птиц небесных: зане раскаяхся, яко сотворих я. Бог раскаивается не как непредвидевший, что люди дойдут до такого развращения, но Он хочет последующим родам показать этим великое нечестие рода человеческого, дошедшее до такой степени невоздержания, что ни в чем не раскаивающегося Бога как бы доводит до раскаяния. Притом Дух Святый оправдывал Божие правосудие, давая разуметь, что люди не напрасно истреблены потопом. Если и это ни в чем не раскаивающееся Существо снизошло до того, что говорит о Себе раскаяхся, то изрекло так, чтобы дерзкий род, слыша эти слова, содрогнулся, и чтобы семена покаяния запали в сердца упорствовавших. Если бы недостаток какой был в тварях Божиих, то Бог сотворил бы новый мир и не сохранил бы в ковчеге тварь, о сотворении которой раскаивался. Но, смотри, Бог, сказав раскаяхся, — этим самым показывает, что Он не раскаивался! Ибо если Бог раскаялся о грешниках, то для чего было сожалеть о скотах, гадах и птицах небесных, которые не согрешили? Если же не сожалел о них, то почему сказал раскаяхся, когда не раскаивался? Потому сожаление о сотворении не только виновных, но и невинных удостоверяет, что Бог о раскаянии Своем сказал по любви к грешникам, а не показывает, что Бог не имел предведения. Создавшая людей Благость болезновала о том, что должны они погибнуть за дела свои, а если не погибнут, то через них сделаются нечестивыми последующие за ними роды. Надо помнить, что Толковая Библия Лопухина это коллективная работа нескольких ученых под его редакцией. Да, люди они верующие, но недостатки в богословии могли быть. Нужно опираться на св. Отцов За Бога вам никто не скажет конечно, кроме своего личного понимания. В жизни человека часто встречается подобное, только человек испорчен грехом и это понятно, ошибки встречаются и из логики вопроса может показаться что Бог ошибся, это не так! Чтоб приблизиться к пониманию Божьей любви, нужно найти Её и в себе самом. Когда человек поступает по любви, он не заботится о результате, готов сам исправлять ошибки любимого человека, все прощает, ни о чем не заботиться, все покрывает( 1коринфянам 13)

http://azbyka.ru/vopros/kak-bog-mog-rask...

   001   002     003    004