Когда же, далее, общее убеждение в святости усопшего подтверждается особыми свидетельствами, каковы: мученичество, исповедничество, самоотверженное служение Церкви, дар исцелений и, в особенности, когда Господь подтверждает святость усопшего чудесами после его смерти при молитвенном поминании, тогда Церковь прославляет его особым образом. Как может Церковь не прославлять тех, кого Сам Господь называет Своими “друзьями”: “Вы друзья Мои” ( Иоан. 15:14–15 ); – кого принял в небесные обители, во исполнение слов: “чтобы и вы были, где Я” ( Иоан. 14:3 ). Тогда прекращаются молитвы о прощении грехов усопшему и о его упокоении, они уступают свое место другим формам духовного общения с ним, а именно: а) восхвалению его подвигов во Христе так как “Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме” ( Мф. 5:15 ); б) просьбам к нему, чтобы он молился о нас, о прощении нам грехов, о нашем нравственном преуспевании, и помогал нам в наших духовных нуждах и в наших горестях. Сказано: “Блаженны мертвые, умирающие о Господе” ( Откр. 14:13 ); – и мы их ублажаем. Сказано: “И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им” ( Иоан. 17:22 ); по заповеди Спасителя им отдаем. Также сказал Спаситель: “Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка, и кто принимает праведника во имя праведника, получит награду праведника” ( Мф. 10:41 ); – “Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат и сестра и матерь” ( Мф. 12:50 ). Поэтому и нам надлежит принимать праведника, как праведника. Если он брат для Господа, то должен быть таковым и для нас; святые есть наши духовные братья, сестры, матери, отцы, и наша любовь к ним выражается в молитвенном общении с ними. Апостол Иоанн писал христианам: “О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, что бы и вы имели общение с нами; а наше общение – с Отцом и Сыном Его Иисусом Христом” ( 1Иоан. 1:3 ): – и в Церкви не прерывается это общение с апостолами; оно переходит с ними в другую область их бытия, небесную.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Кто же будет так глуп и до такого сумасбродства упрям, что осмелится утверждать, чтобы, не говорю святой народ, а хоть бы кто-либо из святых, ведущий или уже проведший настоящую бедственную жизнь, не знал ни слез, ни скорбей; когда, напротив, чем кто святее, чем более исполнен святым желанием, тем обильнее его плач в молитве?    Или это голос не гражданина горнего Иерусалима: «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь» (Пс. 41:4)? И еще: «Каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. VI:7). Еще: «Воздыхание мое не сокрыто от Тебя» (Пс. XXXVII:10). Еще: «Скорбь моя подвиглась» (Пс. XXXVIII:3). Или (это голос) не Его сына (о том), что стенают под бременем, потому что не хотят совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью (2Кор. V:4)? Не о тех ли речь, которые, имея начаток Духа, сами в себе стенают, ожидая усыновления, искупления тела своего (Рим. VIII:23)? Или же сам апостол Павел не был вышним иерусалимлянином, и не тогда ли и был им по преимуществу, когда терпел великую печаль и непрестанное мучение сердцу своему за израильтян, братьев своих по плоти (Рим. IX:2-3)? Да и когда в том граде не будет смерти, как не в то время, когда будет сказано: «Смерть! где твое жало? Жало же смерти — грех» (1Кор. 15:55-56). Этого, конечно, не будет тогда, когда будет спрошено: «Где?» А в настоящее время не какой-нибудь самый последний гражданин этого града, а тот же Иоанн в послании своем восклицает: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Иоан. I:8).    Правда, в этой книге, называемой Апокалипсисом, многое говорится прикровенно, чтобы дать упражнение уму читателя, и немного в ней есть такого, что своею ясностью дает возможность привести к уразумению остальное, пускай и с трудом; хотя бы потому, что книга повторяет одно и то же так многоразлично, что кажется, будто она говорит все новое и новое, между тем как при исследовании обнаруживается, что говорится разными словами то же самое. Но в этих словах, когда он говорит: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет», столь недвусмысленно говорится о будущем веке и о бессмертии и вечности святых (ибо только тогда и только там этого не будет), что мы не должны уже искать или находить в священном Писании ничего ясного, если это сочтем прикровенным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Лукавый богохульник увлек с собою треть ангелов ( Отк.12:4 ) прельщенных духом его гордыни. Духовная брань Святые отцы учат, что Творец и создал человечество чтобы восполнить число отпавших ангелов и передать в лице Адама, нам владычество «над всею землею» ( Быт. 1,26 ), возводя нас на высоту Царствия Небесного. Вспыхнувшая на небе война между сатаною и архистратигом Михаилом, ангелами и бесами не принесла победы люциферу. Архистратиг Михаил огласил всю духовную вселенную воинским кличем: «Кто за Господа! Ко мне!». Мы читаем в Книги Откровения : «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Отк.12:7–9 ). Потеряв возможность господствовать на Земле с согласия Творца, дьявол решил воспользоваться человеческой душою как орудием чрез которое он сможет осуществить свой гордые амбиций. Соблазняя Еву лукавый предлагает ей повторить его собственный печальный опыт. Он говорит « жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт. 3, 4–5 ). С одной стороны сатана обещает людям автономное бессмертие- « не умрете »; с другой предлагает им отожествить себя с Божеством: « вы будете, как боги». Будучи первым согрешившим он передавший свой опыт падения трети ангелов, сеет тоже зло и в сердца человеческие. В этом смысли есть только один грех, грех совершенный дьяволом и в каждом грехе ощущается это дьявольское преемство падения денницы. Вот почему Св. Апостол Иоанн Богослов, учит: « Кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Иоан.3:8 ). «Во мраке и тени смертной» ( Иов 28,3 ) Время после грехопадения наших прародителей (когда ослушавшись Бога они последовали добровольно путем дьявола), было самым ужасным в историй рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lyudi-po...

Любое улучшение жизни, любое смягчение нравов, любое возрастание в цивилизованности, в признании ценности и достоинства человека есть результат долгой, терпеливой работы. Результат революции — обезображенный город, пожары и убитые люди. Те, кто с восторгом приветствовал киевский майдан как пример для Москвы, должны хорошенько рассмотреть, чем кончаются майданы. И здесь особенно важно вспомнить о миссии христиан . Позиция Украинской Православной Церкви Московского Патриархата была и остается последовательно миротворческой. Церковь делает то, к чему и призвана — молится за мир. Но некоторых христиан затянуло в воронку политической борьбы. Увы, так много раз бывало в истории, когда люди кощунственно призывали Христа как пособника в братоубийстве. Как сказано в Евангелии, «многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Матф.7:22–23). Христианину дана заповедь «не убий». Христианин слышит за каждой Литургией, что «блаженны миротворцы». Именно мы, верующие, призваны созидать более человечное и цивилизованное общество. И делать это, не призывая людей на баррикады, а ровно наоборот: примиряя враждующих и успокаивая смертоносные страсти. Как сказал апостол Иоанн: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан. 3:14–15). Рейтинг: 9.7 Голосов: 36 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Dimitriy Frolov 24 октября 2014, 00:45 Война многих превратила в людоедов...многих, но не всех. Слава Богу за то, что есть ещё чистые сердцем! Игорь 20 октября 2014, 14:39 Елене М. Категорически с вами не согласен. Во-первых, что может быть хуже, чем режим, при котором людей умерщвляют в газовых камерах? Во-вторых, это что же получается - ошиблись, проголосовали не за тех, так потом терпи все эксцессы новой власти и не вздумай сопротивляться? Ну, и в третьих, давайте не будем судить, кто что заслужил. Еще неизвестно, чего мы сами достойны.

http://pravoslavie.ru/68557.html

Сам Господь Иисус, очевидно, исходил из того, что величайшее благо для человека – знать Бога и пребывать в общении с Ним. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (От Иоанна 17:3 ) Это благо определяет для нас Бог (не мы сами для себя). Он нас сотворил и знает, что для нас хорошо. Любовь – к Богу и людям – проявляется в соблюдении заповедей. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Иоан.14:15 ) «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» ( 1Иоан.5:3 ) «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:9,10 ) Вера предполагает принятие заповедей – даже если человек их не понимает. Мне доводилось беседовать с человеком, который не понимал, что же небогоугодного в его визитах к проституткам. Мои попытки объяснить это были неуспешны. Все что я мог ему посоветовать – это поверить, что Бог имел веские причины запретить такое поведение – причины, которые станут ясны ему позже, а пока ему просто стоит поверить слову Божиему. Любовь , которой учил Иисус – и Апостолы, которых Он избрал – состоит в соблюдении заповедей. То, что побуждает вас к нарушению заповеди (в данном случае, заповеди «не прелюбодействуй») совершенно точно не имеет отношения к любви, о которой говорил Иисус. В случае с «благословением» однополых союзов мы имеем дело с совершенно другим представлением о любви – и о благе. Представлении, опять таки, по умолчанию атеистическом. В мире без Бога никакого блага, предназначенного для нас Создателем, нет, как нет никакого Божиего замысла о человеческой сексуальности, от которого мы могли бы уклониться. Люди вольны считать благом для себя что хотят. Можно, конечно, говорить о физическом вреде гомосексуализма – катастрофически, в десятки превышающей средний уровень по населению, частоте заражаемости ВИЧ и тому подобном, можно указать на полную неприспособленность мужского тела для рецептивной роли в контакте. Но в мире, где никакого объективного блага нет, человек волен считать однополые контакты благом столь великим, что это перекрывает все издержки. «Любовь» же оказывается желанием человеку того блага, которое он сам таковым считает – даже если речь идет о саморазрушении или прямом самоубийстве. Мысль о том, что человек может быть неправ, находиться под влиянием больной страсти или ложных убеждений, натыкается на то, что никакого объективного, истинного блага, с точки зрения которого мы могли бы оценить его выбор как ложный, просто нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Сила самообладания и мужества особенно важна в перенесении обид, скорбей и разных несчастий. В жизни человеческой встречается очень много разного рода невзгод и несчастий, и происходят они от различных причин. Во 1-х, несчастья происходят от нас самих, от наших грехов, во 2-х, от враждебных действий на нас со стороны видимой природы, которая по слову апостола Иоанна Богослова, вся во зле лежит ( 1Иоан. 5:19 ) и в 3-х, от нечестивых, злых людей, которые являются противниками света и истины. Особенно сильны несчастья, происходящие от 3-го источника. В своей прощальной речи Иисус Христос сказал ученикам: «дети, помните Мое слово; раб не больше господина своего. Если меня гнали, будут гнать и вас; если Мое Слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Если мир вас возненавидит, знайте, что Меня Он возненавидел прежде вас. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому и ненавидит вас мир» (Иоанн. 15:18–19,20). И эта борьба неверия с верой, лжи с истиной, завещанная Иисусом Христом апостолам, распространилась и на всех Его последователей. Она есть и теперь, она будет продолжаться и до конца этого мира, до тех пор, пока не наступит полное торжество вечной истины. Трудно проследить во всех подробностях эту борьбу тьмы против света, потому что она выражается во всей жизни людей. Есть лица, просто неверующие, индифферентные, есть издевающиеся над верой, а есть и такие, которые не только издеваются над верой, но эти насмешки переносят прямо на людей, теснят их, давят, гонят в силу действующего в них греха, начала тьмы. Предметом их ненависти, их злобы является все то, что не от мира сего, все доброе, истинное, святое. Редко кого щадит эта злоба, многих она ранит, и ранит в самое сердце. Не даром наша земная жизнь сравнивается с бурным морем, переплыть которое стоит очень больших усилий. Христиане должны мужественно выдерживать натиск житейских невзгод. Должно всегда иметь в виду, что несчастья неизбежны в этом мире, который, по слову апостола, весь во зле лежит.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:12–18 ). Видно это и из слов Симона волхва, который, «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» ( Деян. 8:18–19 ). Видно, наконец, из истории крещения учеников Иоанна Крестителя, которые сперва «крестились во имя Господа Иисуса. И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой» ( Деян. 19:6 ). 3) Откуда видно, что еще при св. Апостолах возложение рук заменилось Миропомазанием? 3) Из слов ап. Иоанна: «Вы имеете помазание от Святого и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Иоан. 2:20  и 27). И из слов ап. Павла: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). 4) Откуда видно, что Миропомазание еще при Апостолах совершалось в сам день крещения, а не спустя много лет после него, как, например, у католиков, которые совершают Миропомазание над людьми уже в отроческом возрасте? 4) Это видно не только из свидетельств отцов и учителей Церкви первых веков, о чем будет сказано ниже, но и из Св. Писания: «Не оскорбляйте, говорит ап. Павел, Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» ( Еф. 4:30 ). Днем искупления для всякого христианина является день избавления его от греха, проклятия и смерти, то есть день крещения. Следовательно, из слов ап. Павла видно, что «запечатление», или Миропомазание, совершалось при св. Апостолах в сам день крещения, а не спустя продолжительное время после него, как это вопреки Писанию и обычаю древней Церкви, делают католики. 5) Как совершается таинство св. Миропомазания? 5) Совершающий Миропомазание епископ или пресвитер «помазует крестившегося святым миром, творя креста образ: на челе, и очесех, и ноздрех, и устнех, и обоих ушесех, и персех, и руках, и ногах» (Требник).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Тогда мы «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Иоан.3:2 ; ср. 2Кор.3: 18 ), и «будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:28 )! Итак, непреходящая основа и вечное содержание нашего подлинного и полного существования есть единая жизнь Божия, содержание единого Божественного Существа – единого, потому что оно – единый Разум, единая Истина, единое созидающее Начало мировой жизни. Следовательно, живя и развиваясь истинно, объединяясь с этим подлинным единым началом нашей вечной жизни, мы все приходим к единству. В конце своего развитий все личности живут единым существом Божиим; сущностью, ценою и смыслом их бытия становится сущность и слава бытия Божия. Это и есть идеал, поставленный Иисусом Христом, как цель для человечества, созидаемого постепенно по образу Создавшего его. «Да будут все едино (молился Он): как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... И славу, которую Ты дал Мне («славу Единородного»), Я дал им: да будут едино, как Мы едино«. Сущность этой славы и путь к единству – любовь Божия: »Ты возлюбил их, как возлюбил Меня; и Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет и Я в них« ( Иоан. 17, 21, 22, 23, 26 ). Этим высочайшим идеалом человек призывается: к существенному участию в глубочайшей сокровенной жизни Божией. Однако это – не уничтожение личностей, не слияние их в какое-либо иное бытие, а подлинное их утверждение и расцвет. Единственно, где личность имеет полную свою цену и целость, так это- именно в Боге; все частное, индивидуальное Имеет полную свою цену в подлинной жизни человека, все истинное служит его цели, все доброе имеет свое прочное место в разнообразном и многосложном выражении любви и воли Божией, все от Бога и для Бога; а на личные жизни Он наложил вечные черты Свои – самобытность и самостоятельность. Драгоценно не какое-либо общее безразличное единство, а именно единство личностей, единство при резко выраженной каждой индивидуальности. Истинное развитие именно личностей ведет к подлинному предначертанному нам расцвету нашего существа до единосущия 80 его с Божественными Личностями и в Боге – со всеми прочими тварными.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это обетование Божие об обновлении сердца возвещалось пророками, как спасительное дело грядущего Искупителя, – то, что совершилось «банею возрождения и обновления Святым Духом» ( банею пакибытия — Тит. 3:5 ), в таинстве Крещения, в котором душа наша омывается от всякой скверны или порока ( Еф.5:26-27 ). Не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей его милости, спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго ( Тит. 3:5 ). « Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом». Да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна ( Еф.5:26-27 ). «Чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Теперь для христианина открыта возможность – иметь истинную чистоту сердца через постоянное бодрствование над собою, через хранение его от греховных чувствований, нечистых помышлений и порочных стремлений. Только в этом, и ни в чем другом, – настоящая любовь христианина к самому себе и к своему спасению. При условии такой любви невозможна и чрезмерная, излишняя привязанность сердца к земным благам, принижающая и оскверняющая сердце, отвращающая его от Бога и божественного. «Ничто так, – говорит святой отец, – не делает сердца жестоким, как… пристрастие к житейскому, привязанность к земле. Такое сердце справедливо можно бы назвать грязным»; чистое же сердце «должно окрылять плоть, устремляться в высоту и восходить на небо» (Святой Иоанн Златоуст, т. V, стр. 20). Апостол Иоанн дает наставление верующим: Не любите мира, ни яже в мире: аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем ( 1Иоан. 2:15 ). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». Спаситель сказал: Идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше ( Мф.6:21 ), и сердце – это око души ( Мф.6:22 ), заключившее свое сокровище в земных благах, привязавшееся к земному, теряет свою чистоту, светлость.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010