328 . – Наконец, что касается благодатных воздействий таинства крещения, то они, по взгляду представителей американско – епископальной церкви, следующие: вчленение человека в мистическое тело И. Христа и являющееся результатом его возрождение (regeneration) человека и отпущение ему грехов (remission of sins) как первородного, так и личных ( Иоан. 1:12–13; 3:5 ; Тит. 3:5 ), в силу чего человек перестает быть ветхим ( Римл. 6:6 ; 1Иоан. 3:9 ) и преобразуется во образ Божий ( Пс. 16:15 ; Римл. 6:5; 8:29; 1 3:2). Это пересоздание однако же, по взгляду представителей американско – епископальной церкви, совершается постепенно, по мере того, как человек борется с личными грехами, могущими быть в нем после совершения указанного таинства. – Вторым следствием таинства крещения является, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, принятие крещаемого в число чад Божиих и наследников вечной жизни, сопровождающееся особенным отпечатком на духовном характере верующего, соответственно его новому состоянию. Проявляется эта особенность в духовном характере человека в том, что он освобождается от чувства рабской зависимости Богу и ощущает сыновне-близкие отношения к Нему ( Римл. 8:14–17 ; Гал. 3:26–29; 4:5–7 ; Ефес. 1:5 и пр.). – Последним действием таинства крещения является то, что это таинство дарует человеку способность (the capacity) к получению других таинств ( Мф. 3:2 ; Иоан. 3:5–6 ; Тит. 3:5 ; Ефес. 5:30 ; Римл. 8:13–15 ; 1Кор. 12 ) 329 . В силу всего высказанного таинство крещения, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, должно быть признано настолько необходимым, что без него совсем немыслимо спасение. По силе необходимости таинство крещения могут заменить, по их мнению, лишь во 1-х уповательное крещение (the baptisme of desire), т. e. совершенное покаяние человека пред Богом, соединенное с любовью по отношению к Нему, каковое покаяние explicitly включает в себя желание получить таинство крещения, во 2-х крещение кровью, т. е. мученичество за Христа, сопровождающееся искренним сокрушением человека в своих грехах и горячею любовью к Богу и как таковое включающее в себя также желание explicitly принять крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Священное Предание это не итог отвлеченных знаний, передаваемый для запоминания. Передается живая истина для усвоения живым сердцем. Это возможно при благодатной помощи, иначе говоря, при новом частном богооткровении. Божественная истина всегда та же, но форма ее усвоения изменяется в зависимости от лица, которое ее воспринимает, а также от времени и места (эпоха, страна), где усвоение истины происходит. Отсюда – различие молитв, обрядов, проповедей, богословских трудов, а также неизбежное изменение некоторых их форм. 3. Состав Священного Предания В состав Священного Предания может войти, кроме Священного Писания, всякое письменное и устное слово, предлагаемое Церковью в духовное назидание верующим, так же как и некоторые священнодействия. После Священного Писания наибольшее значение имеют догматические постановления Вселенских Соборов и таинства Церкви, Богослужебные тексты и обряды, а также канонические постановления, писания святых Отцов, богословские труды и проповеди, но не все они равноценны, и могут, в согласии с живым опытом Церкви, обретать то большее, то меньшее значение в составе Священного Предания. 4. Содержание Божественного Откровения Содержание Божественного Откровения можно разделить на пять частей. 1) Откровение о Самом Троичном Боге и Его Божественной жизни. 2) Учение о Боге – Творце мира, о сотворении мира и человека, об их предназначении и грехопадении. 3) О Боге воплотившемся и о Святом Духе, действующем в мире, т. е. учение о деле спасения человечества. 4) О Церкви и святых таинствах. Это уже переход к учению нравственному. И, наконец, 5) учение о духовной или нравственной жизни человека (этика). Эту последнюю часть лучше, в свою очередь, разделить на три отдела: 1-ый, об образах истинной, праведной жизни человека; 2-ой, о препятствиях к истинно христианской жизни, т. е. о страстях и о грехах; 3-ий, о средствах преодоления зла и обретения благодатной жизни. 5. Догматическое и нравственное учение Церкви Из Божественного Откровения о Самом Боге, о мире и человеке, запечатленном в догматах Церкви, мы узнаем, что Бог есть любовь ( 1Иоан. 4,16 ), и это позволяет нам видеть всю пагубность зла и сделать правильный выбор между светом и тьмою. Но кроме этих истин, являющихся предметом догматического богословия, Божественное откровение учит нас и тому, как именно идти к свету, что составляет предмет нравственного богословия. 6. Основные законы духовной жизни человека и раскрытие их в Ветхом Завете

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Беда в том, что неспособность (и нежелание) разбираться в критикуемом предмете делает критику духовного опыта (как и разъяснения вида «а на самом деле...») довольно бессмысленной. Если вы путаете теизм с гомеопатией, вы вряд ли сможете сказать что-то осмысленное о том или другом. Это как если бы я путал квантовую теорию с расовой теорией – то и другое теории, того и другого придерживались ученые, вокруг того и другого в свое время сложился широкий научный консенсус. Однако, если я начну помещать их в одну кучу, я выдам такую неосведомленность в предмете, что мою критику вряд ли сочтут ценной. О каком духовном опыте мы говорим Если какие-то эксперименты «разъясняют» духовный опыт, то какой именно? И тут оказывается, что эксперименты, которые должны произвести в людях «духовный опыт», «разъясняют» нечто, что в христианском контексте мы вообще не назвали бы «духовным опытом». В самом деле – а что такое духовный опыт? Как мы отличаем его от других видов опыта – скажем, эмоционального? Существуют измененные состояния сознания, которые могут быть вызваны наркотиками, болезнью или определенными психофизиологическими практиками. Это духовный опыт или нет? Допустим, нам действительно удалось бы вызвать у людей – чисто техническими средствами – ощущение чьего-то невидимого присутствия. Что бы это доказывало? Лирический герой песни «Страх темноты» переживает пугающее присутствие без всякого шлема – «Страх темноты, страх темноты, всё время чую я, что рядом кто-то есть». Мы вряд ли назовем это «духовным опытом» – просто нервы расшалились. Мы, разумеется , признаём, что духовный опыт может быть и ложным – в православной традиции есть специальный термин «прелесть». Люди могут принимать за духовное озарение что-то другое. Важный критерий подлинного опыта – он приводит к позитивным нравственным переменам в жизни человека. Как пишет Апостол Павел, «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22,23 ). Познание Бога ведет к жизни в послушании Его заповедям – «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди» ( 1Иоан.2:3 ). Люди оставляют прежние грехи и начинают новую жизнь – «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Он вся действует по совету воли Своея ( Еф. 1, 11 ) в делах промышления как о мире физическом, так и о мире нравственном: и по воле Своей творит в силе небесней и в селении земнем: и несть, иже воспротивится руце его, и речет ему: что сотворил ecu ( Дан. 4, 32 ; ср. Иов. 23, 13 ); о раздаянии благодатных даров людям апостол говорит: вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет ( 1Кор. 12, 11 ). На свободную волю Божию как последнюю причину многих явлений нравственного порядка, указывается в притче Спасителя о делателях в винограднике ( Мф. 20, 1–16 ). 2. Святость воли Божией По своему нравственному состоянию воля Божия есть воля всесвятая. Святость воли Божией состоит в том, что она в своих стремлениях определяется и руководится представлениями и помыслами об одном высочайшем добре и эти её стремления всегда совпадают с самым их осуществлением, а не остаются одними благими желаниями. Поэтому Бог чист от греха и не может согрешать, любя и в тварях добро и ненавидя зло. I. Откровение изображает Бога существом всесвятейшим. Сам Бог говорит о Себе: святи будите, яко Аз свят есмь ( Лев. 19, 2 ; 1Петр. 1, 16 ). Ангелы изображаются славословящими Господа песнью: свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6, 3 ; сн. Апок. 15, 4 ). По свидетельству новозаветного откровения: Бог свет есть, и тьмы в Нем несть ни единыя ( 1Иоан. 1, 5 ); всяк имеяй надежду сию (т. е. на будущее прославление и лицезрение Бога) Нань очищает себя, якоже Он чист есть (–3, 3). Он даже не искушается злом ( Иак. 1, 13 ). Поэтому и в тварях Он ненавидит зло и любит добро: мерзость Господеви путие развращени: приятни же Ему ecu непорочнии в путех своих ( Притч. 11, 20; 15, 9 ; Пс. 5, 5–6 ; Ис. 59, 2 и др.). В яснейшем свете изобразилась святость Божия, когда явилась на земле в лице единородного Сына Божия. Бог Отец и нас избра в Нем (И. Христе) прежде сложения мира, быти нам святым и непорочным пред Ним в любви ( Еф. 1, 4 ), явился нашим Искупителем и Освятителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Слыша многократно повторяемый слова в пасхальной стихире: «и ненавидящим нас простим вся воскресением», постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая невнимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству ( 1Иоан. 3,15 ). Любящих любят и языческие народы, как свидетельствует Сам Господь, а христианам он предписывает заповеди большие и совершеннейшие, глаголя: любите враги ваши, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы. Будьте милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть, иже солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя ( Матф. 5:44–45 ; Лук.6:36 ). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Сказано во св. Евангелии: не судите, и не судят вам: не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте, и отпустят вам ( Лук. 6:37 ); милости хощу, а не жертвы ( Матф. 9: 13 ) И паки: Милуяй, помилован будет ( Прит. 17:5 ). Древние христиане по великой ревности духовной много подвизались в посте и во всенощных бдениях и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Мы же в настоящее время, по слабости нашей и нерадению, чужды сих добродетелей. По крайней мере позаботимся об исполнении самого необходимого, что заповедует нам апостол, глаголя: друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов ( Галат. 6:2 ). Но исполнение этой заповеди и совершение этой добродетели невозможно без смирения и терпения, потому что смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело. По свидетельству преподобных Каллиста и Игнатия, любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. Добродетели сии суть непобедимые оружия на диавола, на которые он и все множество бесов даже взирать не могут. Вооружим себя этою троицею добродетелей, да приблизимся к Богу, и получим милость вечную от воскресшего Господа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклонение с безначальным Его Отцем и с Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Таковым образом и заповеди Господни разуметь должно; на пр: не убий, но паче сохрани жизнь ближнего; не укради, но паче пособи ближнему в недостатках его, по возможности своей; не прелюбодействуй, но паче целомудрие храни: объяснено сие в детской Энциклопедии о заповедях Господних. 7) Глаголы отрицательные бывают вместо утвердительных: аще кто не возненавидит отца своего и матерь, не может мой быти ученик. ( Лук. 14:26 ) Объяснение текста сего на другом месте: иже любит отца, или матерь паче мене, несть мене достоин. ( Матф. 10:37 ) Ежели отец или мать мешают в вере во Христа и в спасении; тогда любовь к отцу и матери умаляется и прекращается: любяй душу свою, погубит ю; и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю. ( Иоан. 12:25 ) Кто любит душу свою, или жизнь свою паче Христа; тот несть истинный Христианин. Подобен сему и сей текст: писмя убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3:6 ) то есть: писмя (закон) показывает грешнику преступление, осуждение и вечную смерть; а дух благодати (Евангелие) представляет грешнику средства ко спасению и вечной жизни. 8) Два в Священном Писании предложения, одно другому противоречащие соглашаются третьим, 1) Аз плотян есмь продан под грех. ( Рим. 7:14 ) 2) Всяк рожденный от Бога, греха не творит; ( 1Иоан. 3:9 ) соглашаются сии два противоречащие предложения третьим. Аще кто согрешит ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника, и той есть очищение о гресех наших. ( 1Иоан. 2:1–2 ) В Христианине два рождения: рождение по естеству, и рождение по благодати. Рождённый по естеству, то есть, с первородным грехом, продан под грех; а рождённый по благодати, или паче отрожденный благодатию, очищает себя от греха верою во Христа, Христианскими благодатными таинствами и соблюдением заповедей Божиих и не допущает в мыслях и сердце своём греху пребывать, яко пребывает в нем семя Божей благодати. ( 1Иоан. 3:9 ) § 34 О Смысле Пророческом. 1) Не оскудеет Князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложения 15 ему и той чаяние языков. ( Быт. 49:10 ) Сие Богодухновенное Патриарха Иакова о Христе Пророчество исполнилось в точности: ибо когда пресеклось колено Иуды по завладению Иудею Римлянами, а особливо по возведении Ирода Идумеанина царём во Иудеи; в самое сие для Иудейской земли бедственное время Сын Божий, обетованный Мессия Иисус Христос, свыше на землю снишел и во

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

3, 16; 6, 29); аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (8, 24). Ап. Петр, когда исповедал Его Христом, Сыном Бога Живаго, удостоился за это особенного ублажения и обетования ( Мф. 16, 16–19 ). Повелевая апостолам, при отправлении их на всемирную проповедь , учить народы вере в Отца и Сына и Святаго Духа, Он говорил: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Марк. 16; 15– 16 ; ср. Матф, 28, 19). Сообразно с этим апостолы учат: без веры невозможно угодити Богу (невозможно, напр., ни любить Бога, ни надеяться на Него, ни молиться Ему и т. д.); веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздаятель бывает ( Евр. 11, 6 ; ср. Рим. 10, 9–11 ), а евангелие Иоанна и написано, дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Иоан. 20, 31 ср. 1Иоан. 5, 12 ), ибо несть иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам, кроме имени Богочеловека ( Деян. 4, 12 ). Апостолы убеждают верующих пребывать в том учении, которое слышали от них, т. е. в проповеданной апостолами истине ( 1Иоан. 2, 21–24 ), возрастать в познании Господа нашего и Спасителя И. Христа ( 2Петр. 3, 18 ; сн. Кол. 1, 9–10 ; Еф. 3, 18; 4, 13 ), быть всегда готовыми всякому, требующему отчета в уповании, дать ответ с кротостию и благоговением ( 1Петр. 3, 15 ). О тех, которые отвергают основной догмат христианства – о богочеловечестве Христа Спасителя, ап. Иоанн говорит: всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихрист ( 1Иоан. 4, 3 ); всяк отметаяйся Сына ни Отца имать исповедаяй Сына и Отца имать (2, 23; сн. 4, 15). Усвоение откровением и церковью первостепенной важности догматам веры в ряду других христианских истин вполне оправдывается и их великим жизненным значением для человека. Представляя собою богооткровенную положительную истину о таких предметах, которые стоят выше границ естественного человеческого ведения и о которых разум человеческий может судить только гадательно и колебательно, догматы веры, прежде всего, в высшей степени удовлетворяют потребностям человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Православный христианин! Твердо держись всего, что хранит св. Церковь от времен апостольских, и «удаляйся от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию»! 1)     Ветхозаветное св. Предание древнее св. Писания: Быт. 18:19 ; Исх. 10:1–2 ; Евр. 11:5 . 2)     И после появления, при Моисее, св. Писания люди научились вере в Бога посредством св. Предания: Вт. 32:7; Суд. 6:13 ; Пс. 77:3–7 . 3)     Новозаветное св. Предание тоже древнее новозаветного св. Писания: Христос учил только устно, а св. Апостолы – больше устно, чем письменно: Мф. 10:7; 28:19–20; Иоан. 20; 30:21,25 ; Деян. 1:3; 20:31; 2 Иоан. ст. 12; 3 Иоан. ст. 13–14; 1Кор. 4:17; 11:34 . 4)     Нужно знать и исполнять все, и незаписанное, учение Христа и Апостолов: Мф. 28:19–20 ; 1Иоан. 2:24 ; 1Кор. 11:2 ; 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 1:13 ; 1Фес. 2:13 ; Фил. 4:9 . 5)     Св. Предание одинакового достоинства со св. Писанием: Деян. 15:22–27, 31–32 ; 1Иоан. 2:24 . Рим. 10:4 ; 2Фес. 2:5–7, 15 . 6)     Предание передавалось в неповрежденном виде устно верным людям, способным и других научить: 2Тим. 2:1–2 . 7)     Предание нужно: а) для научения в вере: 1Петр. 5:12 ; Еф. 3:3 ; Кол. 1:3–6 , б) для удостоверения в подлинности самого св. Писания: 2Фес. 2:2 , в) для правильного толкования св. Писания: 2Петр. 3:15–16 и г) для одинакового и правильного совершения богослужения и св. Таинств: 1Кор. 14:40 ; Фил. 4:9 . 8)     Сами св. Апостолы пользовались св. Преданием: Деян. 20:35 ; Иуд. ст. 9. 14–16; 2Тим. 3:8 . 9)     Ап. Павел хвалит держащих Предание: 1Кор. 11:2 . 10)   И завещевает именем Господа Иисуса Христа удаляться от не признающих св. Предание: 2Фес. 3:6 . О Св. Писании «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:16 ) «Bce ли Апостолы? Bce ли пророки? Все ли учители? Bce ли чудотворцы? Bce ли имеют дары исцеления? Bce ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор. 12:29–30 ) Вторым, по времени, источником научения людей вере в Бога и благочестивой жизни является, после св. Предания, св. Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А те, кто не принадлежит к ним, не будут царствовать на небе со Христом ( 2Тим. 2:12; 4:18 ). В книге «Разбирая Писание со свидетелями Иеговы» Рон Родс дает длинный список привилегий, которые, по учению Сторожевой Башни, принадлежат только первому классу «помазанных». В доказательство своего учения вожди культа используют те стихи Нового Завета, которые в действительности относятся ко всем верующим, а не к какому-то одному особому классу. Привилегии членов первого класса вожди культа необоснованно связывают со ссылками на Новый Завет. По их мнению, только представители первого класса: · рождаются свыше ( Иоан. 3:3–8 ; Тит. 3:5 ; 1Пет. 1:3 ; 1Иоан. 5:1 ); · становятся усыновленными детьми Божьими ( Иоан. 1:12: 13 ; Рим. 8:14–17 ; Гал. 4:6–7 ; Ефес. 1:5 ); l братья Христа ( Рим. 8:29 ; Евр. 2:11–17; 3:1 ); · преображаются в образ Христа ( Рим. 8:29 ; 2Кор. 3:18 ); · находятся во Христе ( 2Кор. 5:17 ; Ефес. 1:3 ); · те, с кем Христос заключил Новый Завет ( Лук. 22:20 ; Евр. · 12:20–22); · могут принимать Вечерю Господню ( Лук. 22:15–20 ; 1Кор. 11:20–29 ); · крестились в смерть Христа ( Рим. 6:3–8 ; Фил. 3:10, 11 ; Кол. 2:12, 20 ; 2Тим. 2:11, 12 ); · крещены Духом ( 1Кор. 12:13 ); · члены Церкви ( Ефес. 1:22, 23 ; Кол. 1:18 ); · члены Тела Христова ( Рим. 12:5 ; 1Кор. 12:13 ; Ефес. 4:4 ); · члены Божьего храма ( 1Кор. 3:16 ; Ефес. 2:20–22 ; 1Пет. 2:5 ); · семя Авраама ( Гал. 3:26–29; 6:15–16 ); · царственное священство ( 1Пет. 2:4–9 ; Откр. 1:6; 5:10 ); · оправданы верой ( Рим. 3:22–28; 5:1 ; Тит. 3:7 ); · были освящены ( 1Кор. 1:2; 6:11 ; Ефес. 1:4 ; Евр. 12:14 ); · получат прославленные тела ( 1Кор. 15:40–54 ; Фил. 3:21 ); · будут наслаждаться жизнью на небе ( Иоан. 14:2, 3 ; 1Кор. 15:50 ; 1Пет. 1:4 ); · будут царствовать со Христом ( 1Кор. 6:2 ; 2Тим. 2:12 ; Откр. 20:6 ); · увидят Бога и Христа ( Матф. 5:8 ; 1Иоан. 3:2 ). Прочитав этот перечень Божьих благословений, можно с великой печалью увидеть, что вожди культа свидетелей Иеговы полностью лишили большинство своих последователей самого важного и главного, ради чего пришел на землю, умер и воскрес Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

2, 34. 43. 44). Василий Великий называет гнев, ργ – стремлением мстить раздражившему (in cap. 5 Esa.). В другом месте он называет ϑυμòν μανíαν λιγοχρóνιον – бешенством кратковременным (Hom. in irascent.). Такое же различие сих понятий предлагает Иероним: ярость (furor) есть начинающийся гнев (ira), а гнев по укрощении ярости жаждет мщения (in Ephes. IV. 31). Ст. 27. Μτε δíδοτε τóπον τ διαβóλω, ниже дадите места диаволу. Διβολος у классиков употреблялось и как имя прилагательное двух окончаний, и как существительное. Оно означало у них: клевещущий, обвиняющий, клеветник. Аристофан (Equit. 45) употребил это слово в превосходной степени: διαβολóτατος. Ксенофонт говорит об Агезилае: τος διαβóλους μλλον, τος κλπτας μíσει – «клеветников больше ненавидел, чем воров, думая, что вреднее лишиться друзей; нежели денег (Ages. 11, 5)». И в Новом Завете, в который перешло слово: διβολος из перевода LXX (с Евр. satan 1Пар. 21:1 . – Иов. 1:6 и дал. Псал. 108:6 ), употребляется оно в качестве прилагательного, в общем значении, напр., 1Тим. 3:11 γυνακας ςατως σεμνς, μ διαβóλους–женам такожде( подобает быти) чистым, не клеветивым; и 2Тим. 3:3 σονται ο νϑρωποι στοργοι, σπονδοι, διβολοι – будут человецы не любовни, не примирительни, клеветницы (сн. Тит. 2:3 ). Как существительное, διβολος у LXX и в Новом Завете означает сатану, начальника бесов, духов злобы, ненавистника добра, виновника зла и врага Божия. Как виновника клеветы и лжи, Спаситель изобразил его в следующих словах: диавол человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи ( Иоан. 8:44 ). Златоуст (tom. 6, Hom. 67), объясняя такое значение слова: διβολος, говорит: «диавол называется так от слова: διαβλλειν, клеветать, потому что он оклеветал (διβαλε) человека пред Богом, оклеветал и Бога пред человеком». В таком смысле διβολος употребляется во многих местах Нового Завета, напр., Мат. 4:1 и след. 25:41 Лук 4:2. 8:12 . Иоан. 13:2 . Деян. 10:38 . Евр. 2:14 etc. В тропическом смысле слово это приписывается человеку действующему по влиянию диавола, исполняющему, его волю. Иоан. 8:44 . 1Иоан. 3:8. 10 . Христос именем диавола назвал Иуду Искариота: един от вас диавол есть. Глаголаше же Иуду Искариота, сей бо хотяше предати его ( Иоан. 6:70 ). В таком же смысле последующие воле диавола называются ιο или τκνα διαβóλου, сынами или чадами диавола; напр., Апостол Павел назвал волхва Елиму: сыне диавол, враже всякия правды ( Деян. 13:10 ); чадам диавола Апостол Иоанн противополагает чад Божиих ( 1Иоан. 3:10 ). В рассматриваемом нами месте некоторые из толкователей (Erasm, Schmidt, Michaëlis, Scholz и др.) принимали слово διβολος в значении клеветника вообще, и из них одни думали, что Апостол здесь внушает христианам не давать у себя, в своих собраниях, места язычникам, клеветавшим на христиан, но Златоуст, Феодорит, Феофилакт и за ними лучшие комментаторы (напр., Мейер) разумеют здесь диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010