Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

“Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. (Рим.15:7)” Эта короткая фраза, если мы ее усвоим, изменит нашу жизнь — и наши отношения с ближними до основания. Что здесь говорит Апостол? Во-первых, Христос нас принял. В Таинстве Святого Крещения, в Святом Причастии мы получаем свидетельство того, что мы приняты. Нас тепло приветствовали, впустили в дом, усадили за стол. Пребывая в общении с Церковью, мы пребываем в общении с Богом и Его святыми — как говорит Писание, “Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19)” Мы восприняты в число Его овец, каждую из которых Он узнает по имени (Иоан.10:3); мы теперь возлюбленные дети Божии (1Иоан.3:2), которым уготована вечная радость — если мы только не свернем с пути спасения. У нас есть семья, глава которой — Христос; и призывая имена святых, мы обращаемся к нашим отцам, матерям, братьям и сестрам, которые, вместе со святыми ангелами, помнят и пекутся о нас. Мы любимы, приняты и окружены самой теплой и жертвенной заботой — и когда мы чувствуем это, и, особенно, когда не чувствуем. Как Христос принял нас — и как, соответственно, мы должны принимать друг друга? На каком основании? Как мы соделались своими Богу и соучастниками святым? Как мы получили гражданство Небесного Иерусалима? За то, что мы (в отличие от других) приличные люди? Право верующие? Нравственные? Нет. И правая вера, и исправление жизни — это плод благодати, проявление того, что Он нас принял, а не предварительное условие, на котором Он нас принимает. Христос принимает дурных людей — и делает их хорошими, как пишет Апостол: “Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего (Тит.3:3-6)”

http://pravoslavie.ru/65268.html

Скачать epub pdf Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры Память 10 сентября Три девы – Минодора, Митродора и Нимфодора – принесли себя в дар Пресвятой Троице. Иные приносят дары Богу от своего имения, – подобно тому как некогда три восточных царя принесли Ему золото, ладан и смирну 5696 (см. Мф.2:11 ); девы же святые принесли Богу дары от внутренних своих сокровищ. Они принесли Ему вместо золота свои души, искупленные не тленным золотом, а честною кровию непорочного Агнца 5697 (см. 1Пет.1:19 ); вместо ладана принесли чистую совесть, говоря вместе с Апостолом: «Ибо мы Христово благоухание» 5698 ( 2Кор.2:15 ); вместо смирны принесли в дар Господу самое тело, отдавши его еще в непорочном девстве на раны за Христа. Святые девы твердо были убеждены в том, что Господь требует не временного богатства нашего, но нас самих, как некогда сказал Давид: «Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны» ( Пс.15:2 ). Поэтому они и принесли в жертву Богу самих себя, как это ясно видно из святой их жизни и мужественных страданий. Святые девы родились в Вифинии 5699 . Сестры по плоти, они остались сестрами и по духу: ибо единодушно предпочли лучше служить Богу, нежели быть рабынями мира и всей его суеты. Желая же вместе с душою и тело сохранить не оскверненным и в совершенной чистоте соединиться с чистым Женихом своим, Христом Господом, святые девы последовали Его призыву: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» ( 2Кор.6:17 ). Всего более возлюбив девическую чистоту и зная, как трудно сохранить эту чистоту среди народа, склонного к любодеянию и непрестанному греху, святые девы оставили людское общество и, отстранив себя от всего мира, поселились в уединенном месте. Подобно тому как воды речные, впадающие в море, лишь только сольются с морскими водами, тотчас теряют свою сладость и становятся солеными, – и чистота душевная, пребывая среди мира, не может не заразиться его сластолюбием. Так дочь Иакова, Дина, сохраняла свою девическую чистоту, пока не отдала себя в языческий город Сихем; но как только познакомилась с жившими в том городе дочерьми и вступила с ними в общение, тотчас погубила свое девство 5700 . Мир сей со своими тремя дочерьми – похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою 5701 (см. 1Иоан.2:16 ) – тот же Сихем и ни о чем другом не заботится, как только причинять вред тем, кто питает к нему любовь, как смола чернит прикасающихся к ней, так и мир делает почитателей своих скверными и нечистыми. Блажен посему тот, кто избегает мира, чтобы не запятнать себя его нечистотою; блаженны и сии три девы, бежавшие от мира и от злых его дочерей. Не очернили святых дев мирские скверны, и они остались чистыми, как белые голубки, летая на крыльях добродетели и Боговидения по горам и пустыням и желая найти приют, как в гнезде, в любви Божественной. Так у пустынников, живущих вне суетного мира, бывает одно только непрестанное стремление к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «И об одежде что заботитесь?» Продолжая изложение Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Матф.6:28–29 ). Как нужно понимать эти слова? Эти слова являются продолжением предыдущих слов Иисуса Христа о том, что Отец Небесный заботится о людях. В предыдущих словах говорилось о том, что Господь Бог даст людям пищу также, как Он питает птиц небесных. А также говорилось о том, что никто из людей не может прибавить себе росту хотя бы на один локоть. То в этой фразе Иисус Христос говорит о заботах людей, связанных с одеждой. Иисус Христос очень часто говорит аллегорической речью. И в этой фразе Он также использует аллегорический пример с лилиями. Перед тем как указать на этот пример, Иисус Христос обвел радостным взглядом окружающую местность и увидел, что рядом находящаяся поляна была украшена множеством распустившихся цветов, на которых ещё блестели капли утренней росы. Среди прочих цветов грациозно выделялись полевые лилии. Они тянули к солнцу свои раскрывающиеся благоухающие бутоны и слегка покачивались под утренним ветерком на своих стройных стебельках, производя неизгладимое впечатление, и выделялись своей красотой среди других полевых цветов. Иисус Христос радостно взглянул на лилии и указав на них легким жестом руки, сказал окружающим Его людям: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут...» Присутствовавшие на проповеди люди с вниманием посмотрели на лилии, а затем с интересом продолжали слушать слова Иисуса Христа. Продолжая Свою речь и связывая её с предыдущими поучениями, Иисус Христос сказал: « И об одежде что заботитесь? » Этими словами Спаситель мира указал на то, что человек об одежде должен заботиться не чрезмерно, а по мере необходимости. Потому что «душа не больше ли пищи, и тело одежды?» ( Матф.6:25 ). Поскольку человек, прежде всего, должен заботиться о спасении души и прежде всего искать Царства Божьего, то забота об одежде является второстепенным делом. Так как главной целью в жизни человека является служение Богу, а не забота о нарядах и одежде. Человек должен заботиться об одежде умеренно, в необходимых пределах того, чтобы одежда помогала защищать его от холода, сохранять опрятный вид и соответствовала гигиеническим нормам употребления. Иисус Христос столь категоричен в этом вопросе, потому что чрезмерная забота человека об одежде говорит о том, что человек много времени уделяет одному из мирских дел в виде выбора нарядов и красивой одежды. А главной задачей человеческой жизни является служение Богу, а не мирские заботы. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Иоан.2:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Почему нужно любить своих врагов? Советы и аргументы, рассуждения и доказательства Любить людей, врагов и злодеев, нужно: За то, что они наши ближние, а любить ближних заповедано людям Господом как в Ветхом, так и в Новом завете. «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ), «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39 ). Любить ближних нужно потому, что только бескорыстная всепрощающая любовь сможет улучшить мир и победить зло. Где есть любовь, там нет зла. Так как «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Иоан.4:16 ). Чтобы из врагов сделать друзей, так как дружба искореняет злобу и вражду, помогает построить счастливую жизнь. Чтобы жить с друзьями и без врагов. Чтобы перед лицом Бога жить дружной мирной человеческой семьей. Не враждовать, а жить в мире заповедал людям Господь. «Будьте в мире со всеми людьми» ( Рим.12:18 ). Потому, что так поступает Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» ( Лук.6:35 ) и Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Матф.5:45 ). Чтобы уподобиться Спасителю, Который пришел в мир с искупительной жертвой, ради исправления грешников. И в своем кругу, мы, как Иисус Христос, должны стать светом, рассеивающим зло, и сеятелями добра. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Матф.9:13 ). Чтобы как и Спаситель исправлять грешников, перевоспитывать их и помогать им отойти от грехов, продолжая Его дело улучшения мира людей. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив вам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ). Чтобы как Бог проявляет заботу о людях, так и мы должны заботиться о ближних, уподобляясь в этом Богу, продолжая Его дело милосердия, любви и добра. Людям «показывай в себе образец добрых дел» ( Тит.2:7 ). Чтобы совершать добрые дела в виде любви к врагам, и живя по правилам добра, стать совершенным, как Отец Небесный, и через добрые поступки стать причастными к Святости Бога, чтобы стать сынами Отца Небесного. «Любите врагов ваших ... да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Матф.5:43–45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

О святом миропомазании Миропомазание есть такое, совершаемое после св. Крещения, таинство, в котором при помазании с молитвою освященным от епископа миром частей тела крещенного, с произнесением слов: «печать дара Духа Святаго“, подается ему благодать Св. Духа для укрепления и возрастания его духовных сил, с помощью которых он достиг бы вечной жизни. Миропомазание в Ветхом Завете совершалось над царями и священниками, как избранными и Богу посвященными людьми для высокого и трудного их служения ( Исх. 30: 23–33 . 1Цар. 16: 13 . 3Цар. 1: 39. 19: 16 ). Служение Богу христиан настолько высоко и трудно, что св. Писание и их всех называет «царями“ и «священниками» ( 1Петр. 2: 9 . От. 1: 6. 5: 10), почему и они для достойного прохождения звания христианина должны быть помазаны св. миром. Как рыба без воды, а животное без воздуха жить не могут, так и человек не может духовно возрастать и совершать свое спасение без помощи даров Св. Духа: «без Меня не можете делать ничего“ ( Иоан. 15: 5 ), сказал Спаситель; так Он сказал потому, что испорченная прародительским грехом природа человека всегда влечет его к злу, почему без благодати Св. Духа человек бессилен и не может не только спасти себя, но и усовершенствоваться в добре. Миропомазание и совершается над всяким христианином для того, чтобы, получив прощение грехов в Крещении, он принял в этом таинстве еще «залог Духа в сердце свое“ (2 Kop. 1: 21–22), чтобы подкрепляемый в борьбе со злом и водимый в своей жизни Духом Святым, он достиг возможной святости, христианского настроения, а чрез это и вечного спасения. Первоначально сами св. Апостолы низводили на крещаемых благодать Св. Духа чрез возложение рук ( Деян. 8: 14–17. 19: 6 ), но когда число уверовавших увеличилось настолько, что св. Апостолы уже не могли сами лично везде возлагать руки на многочисленных крещающихся, они заменили возложение рук Миропомазанием ( 1Иоан. 2: 20, 27 и 2 Kop. 1: 21–22), поручив совершать его епископам и пресвитерам Церкви, которые и совершают его над всеми крещенными от времен апостольских до ныне и будут совершать до скончания мира. I

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Если же око твое будет худо...» В дальнейших Своих словах Спаситель, основываясь на противопоставлении, говорит о людях, чьё тело темно. Продолжая далее Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Матф.6:23 ). Как нужно понимать эти слова? В этих словах, как и в предыдущих двух фразах Спаситель мира, Иисус Христос, обращается к аллегории. В качестве примера такой аллегории Спаситель говорит о тьме, которая может окружать человека. Например ночью, или из за слепоты человека. И если духовное око человека омрачено эгоизмом, пристрастием к роскоши, богатству и другими грехами, и через это человек одержим слепотой души к Божественному учению (что выражено словами «око твое будет худо»), то тогда и тело этого человека «будет темно». То есть земная жизнь такого человека будет темной из за совершаемых человеком темных, неверных поступков. И если человек имеет худое духовное око – исповедует ложное философское учение, и под его влиянием совершает неверные, греховные поступки, то и тело его будет темно. Иными словами земная жизнь этого человека будет покрыта непроглядным мраком греха. Такой человек «во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» ( 1Иоан.2:11 ). Эта духовная тьма ослепляла древних евреев и не давала им поверить в учение Мессии, Иисуса Христа, пришедшего спасти мир от греха. Непостоянство веры в Бога, колебание в уповании на Господа во время жизненных испытаний, говорит нам о том, что мы далеки от Бога и находимся во тьме духовной. Это выгодно злому духу, который искушениями и заблуждениями старается испортить око нашей веры, толкнуть нас в омут лжеучений, чтобы мы не смогли отличить истину от лжи и впали в грех. И если око веры будет испорчено, то есть «око твое будет худо», то мы не в состоянии будем видеть Бога и воспринимать Его Божественные истины. Испорченное духовное зрение не даст нам возможность увидеть опасность и выйти из мрака заблуждений. Слепота души характеризуется закрытостью сердца для Бога и Его учения и открытостью для греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить» Продолжая излагать истины Своего учения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» ( Матф.6:25 ). Как нужно понимать эти слова? При анализе разбираемого высказывания нужно обратить внимание на содержащиеся в нем слова «Посему говорю вам». Эти слова указывают на то, что в дальнейшем тексте содержится вывод из предыдущих поучений Иисуса Христа. То есть разбираемые слова связаны с предыдущими стихами. А в предыдущих словах Спаситель говорил о невозможности одновременного служения двум господам. «Никто не может служить двум господам ... Не можете служить Богу и маммоне» ( Матф. 6,24 ). То есть Богу и богатству. И призывал служить не богатству, а Богу. А богатство, как средство, позволяющее купить человеку мирские блага, в том числе пищу, питье и одежду, в этих словах было олицетворением чрезмерных мирских забот. И в словах Иисуса Христа «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» также порицается служение мирским заботам. Этими словами Иисус Христос призывает не стремиться к мирским удовольствиям и роскоши. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Иоан.2:15–16 ). И такой образ жизни, при котором человек превращается в раба своих земных удовольствий и потребностей, в слугу маммоны, Богу не угоден. «Не можете служить Богу и маммоне». Из этого можно сделать вывод о том, что в разбираемых словах Спасителя осуждается как стремление к богатству, так и чрезмерная забота о пище, питье и одежде, забота, ставшая самоцелью человеческой жизни, и превратившаяся в служение мирским благам, в собирание сокровищ земных. Служение всему мирскому осуждается Богом, потому что человек, ставший на путь чрезмерного удовлетворения земных телесных потребностей, главной целью своей жизни считает заботу о богатстве, пище, питье и одежде и перестает заботиться о спасении своей души и о служении Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Подпишитесь на наш Телеграм Началось с того, что я «споткнулся» о слова апостола: тот, кто пребывает в Боге, должен поступать так, как Он поступал ( 1Иоан.2:6 ). Что это значит? Как Он поступал? Читая Евангелие, я сталкиваюсь с какой-то совершенно иной реальностью, чем та, в которой живу. Не иметь где главы подклонить, «оставить мертвых мертвецам» и идти возвещать Царство Божие, не иметь двух одежд и пищи на завтра, встречать каждого как «радость мою» и дарить утешение, а не искать утешения от других — так я должен был бы жить уже сегодня? Казалось бы, Христос призывает к каким-то простым вещам (и апостол Иоанн говорит , что заповеди «не тяжки»): увидел алчущего — накорми, нуждающегося — отдай свое, не суди, поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Встает только один вопрос: почему лично я всего этого не делаю? Почему не отдаю свою куртку бездомному, хотя знаю, что могу купить другую? Почему не подарю свой телефон какому-нибудь подростку из многодетной семьи — ведь положа руку на сердце, я обойдусь и самой простой моделью? Почему я часто ищу поддержки и утешения у других, и никогда не ищу кого-нибудь, кого я мог бы утешить и поддержать? Шизофрения Существует как бы две непересекающиеся плоскости сознания. В одной я живу, строю планы, планирую семейный бюджет, читаю то, что мне интересно, «повышаю эффективность»… В другой плоскости я знаю, что все это неважно, что стремиться надо к иному: к смирению, к чистой молитве, нестяжанию, забвению себя, искреннему служению ближним. А я, я как личность растянут между этими двумя уровнями: идеалы в одной плоскости, а жизнь — в другой. Я знаю «как должно быть», но трачу на это не более 5% сил и времени. И понимаю это, и продолжаю так поступать. Я один такой? Рискну спросить: в том ли только дело, что я плохо исполняю заповеди? Не то же ли самое переживали и святые, посвятившие исполнению заповедей 100% своего времени и сил? Об авве Сисое рассказывали, что, когда он умирал, а Отцы были у него, просветилось лицо его и он сказал им:

http://blog.predanie.ru/article/derzhi_u...

ЧЛЕН II. О СОВЕРШЕНИИ ГОСПОДОМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ НАШЕГО СПАСЕНИЯ ИЛИ О ТАИНСТВЕ ИСКУПЛЕНИЯ § 143. Каким образом Господь Иисус совершил наше спасение? Пришедши на землю, чтобы спасти нас (Мат. 18, 11), Господь Иисус сам благоволил называть свой великий подвиг, чрез который Он, действительно, спас нас, служением человеческому роду: Сын человеческий не прииде, говорил Он, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Мат. 20, 28; Марк. 10, 45 ). В чем состояло это служение Его, – показывает самое Его имя Мессии или Христа, помазанника, – имя, которое издревле в Церкви Божией давалось только лицам, помазанным от Духа Святого: пророкам ( 3Цар. 19, 16 ), первосвященникам ( Исх. 30, 30 ), царям ( 1Цар. 10, 1; 16, 13 ), и которое, в преимущественном смысле, усвоено Ему, нашему Господу, как помазанному, по человечеству, от Бога елеем радости паче причастник своих ( Ис. 61, 1 ; Пс. 44, 8 ; Лук. 4, 18–20 ; Деян. 10, 38 ) 311 , и как совместившему в одном Лице своем, в превосходнейшей степени, все три означенные вида помазания, и пророческого, и первосвященнического, и царского 312 . Он спас нас: а) как пророк, давши нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе ( 1Иоан. 5, 20 ); б) как первосвященник, принесши самого Себя в жертву за грехи мipa, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца всяку власть на небеси и на земли (Мат. 28, 18), да даст нам живот вечный ( Иоан. 17, 2 ). Т. е. Господь Иисус совершил наше спасение чрез тройственное свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское. 311 «Он по причине помазания от Св. Духа назван Христом. Но помазан Он не как Бог, а как человек. Если же Он помазан, как человек: то по воплощении Он и назван Христом» (Феодорит. кратк. Изл. Бож. догм, гл. 11, в Хр. Чт. 1844. IV, 314). «Мы говорим, что Слово тогда получило название Христа Иисуса, когда Оно стало плотию. Поскольку Господь помазан от Бога и Отца елеем радости, или Духом: то посему самому и называется Христом. А что помазание совершилось над человечеством, в этом не усомнится никто из правомыслящих (Кирилл алекс. в письме к цариц., у Дамаск. Точн. Изл. пр. верьг, IV, гл. 6, стр. 29). «Мы утверждаем. что Сын Божий – Слово Божие стал Христом (помазанником), как скоро вселялся в утробу святой Приснодевы, стал плотию без изменения Божества, и плоть помазана была Божеством» (Дамаск., там же). См. такую же мысль у св. Кирилла иерусалимского (поуч. тайновод. III, п. 2, стр. 450) и св. Григория Богослова (слов. о Богосл. IV, в Тв. св. Отц. III, 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010