Злоба Злоба · запрещена: Не замышляй против ближнего твоего зла ( Притч.3:29 ). Вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем ( Зах.7:10 ). Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас ( Еф.4:31 ). Отложите все: гнев, ярость, злобу ( Кол.3:8 ); · исходит из человеческого сердца: Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Тот, кто предается злобе, есть сын и раб диавола: ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины ( Ин.8:44 ). Сказал [апостол Павел волхву Елиме]: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола! ( Деян.13:10 ). Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ( 1Ин.3:10 ). Нечестивые · имеют сердце исполненное злобы: И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ( Быт.6:5 ). Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорить о мире, а в сердце у них зло ( Пс.27:3 ). Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы ( Рим.1:29 ); · любят злобу: Ты любишь больше зло, нежели добро ( Пс.51:5 ); Вы ненавидите доброе и любите злое ( Мих.3:2 ); · радуются о злобе: Радуются, делая зло; восхищаются злым развратом ( Притч.2:14 ); злодейством своим они увеселяют царя и обманами своими – князей ( Ос.7:3 ); · искусны в злобе: Они умны на зло, но добра делать не умеют ( Иер.4:22 ); · по злобе радуются несчастию другого и желают ему зла: Когда я претыкался, они радовались ( Пс.34:15 ). Враги мои говорят обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его? ( Пс.40:6 ). Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его ( Притч.21:10 ); · будут наказаны своею собственною злобою: И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея ( Есф.7:10 ). Вот, нечестивый рыл ров и выкопал его и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову ( Пс.7:16–17 ). Беззаконного уловляют собственный беззакония его, и в узах греха своего он содержится ( Притч.5:22 ). Горе нечестивому за его злобу, беззаконнику горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его ( Ис.3:11 ). Горе замышляющим беззаконие и на ложах своих придумывающим злодеяния ( Мих.2:1 ). Оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его; от дуновения Божия погибают и от духа гнева Его исчезают ( Иов.4:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Истина Истина Божия есть одно из Божиих совершенств: Прошел Господь пред лицом Моисея и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердный и истинный ( Исх.34:6 ). Бог верен и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен ( Втор.32:4 ). Господи Боже, щедрый и истинный, призри на меня ( Пс.85:15 ). Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная ( 1Ин.5:20 ). Лгать несвойственно Богу: Бог не человек, чтоб Ему лгать и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает; будет говорить и не исполнит? ( Числ.23:19 ). Не скажет неправды и не раскается Верный Израилев ( 1Цар.15:29 ). Истина Божия а) вечна: Истина Господня пребывает вовек ( Пс.116:2 ). Блажен, у кого надежда на Господа, вечно хранящего верность ( Пс.145:5–6 ); б) неизмерима: До небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя ( Пс.107:5 ); в) неизменяема: Неизменный в слове Бог ( Тит.1:2 ); г) соединяется с Его милосердием в искуплении: Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются ( Пс.84:11 ) д) открылась в Господе нашем Иисусе Христе: Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин.1:17 ). Истина Божия видна а) в Его делах: дела рук Его истина и суд ( Пс.110:7 ); б) в Его путях: во всем, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде ( Неем.9:33 ). Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его ( Пс.24:10 ). Праведны и истинны пути Твои, Царь святых ( Откр.15:3 ); в) в Его заповедях: Ты дал отцам нашим суды справедливые, законы верные ( Неем.9:13 ). Все заповеди Его верны, основаны на истине и правоте ( Пс.110:7–8 ). Закон Твой истина, и все заповеди Твои ( Пс.118:142,151 ); г) в исполнении Его обещаний во Христе: Все обетования Божии во Христе «да» и в Нем «аминь» во славу Божию ( 2Кор.1:20 ); д) в Его судах: Господь будет судить вселенную по правде и народы – по истине Своей ( Пс.95:13 ). Господи, Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои ( Откр.16:7 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Спасение См. еще Жизнь – О жизни вечной. Спасение происходит от Бога: Только в Боге упокоивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое ( Пс.61:2–3 ). Ко Мне обратитесь, и будете спасены ( Ис.45:22 ). Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов ( Лк.2:30–31 ). Бог приготовлял спасенье от вечности: Бог избрал нас прежде создания мира, определил к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа ( Еф.1:4 ; 1Фес.5:9 ). Бог называется а) Спасителем: Бог мой – скала моя; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня ( 2Цар.22:3 ). Спаси нас, Боже, Спаситель наш! ( 1Пар.16:35 ) Помоги нам, Боже, Спаситель наш ( Пс.78:9 ). Я – Господь Бог твой, Спаситель твой ( Ис.43:3 ). Возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем ( Лк.1:47 ). Единому, премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть во все века ( Иуд.1:25 ); б) Богом спасения: Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего ( Пс.24:5 ). Восстанови нас, Боже спасения нашего ( Пс.84:5 ). Ты забыл Бога спасения твоего ( Ис.17:10 ). Я буду уповать на Бога спасения моего ( Мих.7:7 ), буду величаться о Боге спасения моего ( Авв.3:18 ). Спасение совершается чрез Господа нашего и есть в Нем едином: Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется ( Ин.10:9 ). Я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою ( 2Тим.2:10 ), ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). Господь – Спаситель: Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой ( Ис.62:11 ). Торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий ( Зах.9:9 ). Сказал ангел пастухам: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). Его возвысил Бог в Начальника и Спасителя ( Деян.5:31 ). Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего ( Флп.3:20 ). Отец послал Сына Спасителем миру ( 1Ин.4:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Молитва О молитве вообще Молитва заповедана: Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко ( Ис.55:6 ). Вознесем сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах ( Плач.3:41 ). Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворять вам ( Мф.7:7–11 ). Сказал [также] Иисус Христос им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать ( Лк.18:1 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). С молитвою должно обращаться к Богу, как нашему Отцу: Молитесь же так: Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое ( Мф.6:9 ). А как вы сыны: то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! ( Гал.4:6 ). Во имя Христово: Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, дает вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна ( Ин.16:23–24 ). Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне ( Ин.14:13 ). Бог · знает наши нужды: Не уподобляйтесь им [язычникам], ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом ( Мф.6:8,32 ); · слышит молитву: Ты слышишь молитву ( Пс.64:3 ). Но Бог услышал, внял гласу моления моего ( Пс.65:19 ); · находится вблизи тех, которые призывают Его: Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине ( Пс.144:18 ). Молитву должно совершать · с верою: И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ). Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой ( Иак.1:6 ); · с надеждою на Бога: А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили; знаем и то, что получаем просимое от Него ( 1Ин.5:15 ); · с дерзновением: Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи ( Евр.4:16 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

составитель К.В. Гриценко Мир сей, мир лукавый, мир дьявола, мир во тьме Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. 1Кор.1,21 Если бы вы были от мира, то мир любил бы своё; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Ин.15,19 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Ин.8,23 Мир потому не знает нас, что не познал Его. 1Ин.3,1 И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. Ис.24,5 Нет мира нечестивым, говорит Бог мой. Ис.57,21 «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За это проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней»./ Ис. 24:5,6 / «Горе живущим на земле и на море, потому что к ним сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного ему остаётся времени!»/От. 12:12/ ..ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Евр.13,14 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы. Лк.22,53 ..и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. Рим.12,2 Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром. Прем.14,22 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Ин.1,10 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нём, что дела его злы. Ин.7,7 ..ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Ис.26,9 Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Ин.12–31,32 Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. Ин.17,25 Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Лк.10,3 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Ин.15,18

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

1 «Любовь ко всем святым, которая пребывает у вас, приносит плод и возрастает между вами с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине. Посему мы не перестаем молиться о вас и просить, чтобы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол.1:4—10). «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:17—18). 2 «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). 3 «Бог, сотворивший мир и все, что в нем. Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:24—25). 4 «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2:12—13). 5 «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин. 3:9). 6 «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). 7 «Святым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы» (Кол. 1:26—27). 8 «У пророков написано: «И будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне " " (Ин. 6:45). 9 «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор.2:12—15). 10 «Молю... и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, … да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им;…да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин.17:20—23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3230...

1871 Поучение о Святой Троице 8 Три суть свидетельствующие на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три едино суть ( 1Ин.5:7 ) Святая православная вера наша учит нас, благочестивые христиане, несомненно веровать в Святую Троицу. Святою же Троицею, по учению ее, называются три Ипостаси, или три Лица, в Божестве. Она открыла нам, что Бог един по существу, но троичен в Лицах: есть три Лица Божества – Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из этих Лиц различается одно от другого своими личными Божественными свойствами. Так, Отец отличается от Сына и Святого Духа тем, что Он ни от кого ни рождается, ни исходит, но Сам рождает Сына и производит Духа Святого. Сын от Отца и Святого Духа отличается тем, что никого не рождает, и никого не производит от Себя, и Сам ни от кого не исходит, но предвечно рождается от Отца. Дух же Святой отличается от Отца и Сына тем, что никого ни рождает, ни производит от Себя и Сам ни от кого не рождается, но предвечно исходит от Отца. Свойства эти называются личными потому, что каждое из них принадлежит одному только Лицу, а другим не принадлежит, и каждое Лицо по Своим личным свойствам различается от прочих Лиц. Лицом же называется Тот, Кто имеет разум и свободную волю, имеет Свою особую самостоятельность. Итак, три Лица Святой Троицы различаются между Собой личными свойствами. Несмотря на то, каждое из трех Лиц имеет единое, одно и то же с другими Лицами Божеское существо и равное с прочими Лицами Божеское достоинство. А потому как Бог Отец есть истинный Бог , так равно и Бог Сын есть истинный Бог, и все три Лица суть единый истинный Бог, в Святой Троице исповедуемый. Такое учение о Святой Троице не человеческим разумом было измышлено, но открыто людям Самим Богом в Его откровенном слове чрез святых пророков и апостолов и чрез Самого Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения. Так еще в книге Бытия было сделано указание на бытие Ипостасей в Божестве: в начале, сказано там, сотвори Бог небо и землю... и Дух Божий носился верху воды ( Быт.1:1–2 ). Или: сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (1:26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Глава 14 Мф.14:3 . «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,» Мф.14:4 . «потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.» Мф.14:5 . «И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.» Мф.14:6 . «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,» Мф.14:7 . «посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.» Мф.14:8 . «Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.» Мф.14:9 . «И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,» Мф.14:10 . «и послал отсечь Иоанну голову в темнице.» Мф.14:11 . «И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» «Не желай и не ищи пространной и прекрасной квартиры; нарядной, мягкой и дорогой одежды; приятных кушаньев и напитков: меду, пива и других – все это изнеживает тело и дух и делает душу плотоугодливою, нетерпеливою; вообще не желай, чтоб все происходило по твоему желанию: потому что если где встретишь что-либо противное твоему желанию, то будешь раздражаться и предаваться гневу – и таким образом потеряешь дух Христовой кротости и смирения, окажешься презрителем Его заповеди: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ). – Еще: драгоценных и мягких одежд не носи: они – осуждение Божие на священнике: так, кажется, клятва Божия и тяготеет над тобою. Помяни слово Спасителя: се, иже мягкая носящий, в домех царских суть ( Мф. 11:8 ). На обеды званые не ходи, на балы и вечера: и это расслабляет сильно душу и от Бога удаляет. Не любите мира, ни яже в мире: яко все, еже в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть ( 1Ин. 2:15, 16 ). Не танцуй, ибо танцы – дело души пустой и легкомысленной, наподобие Иродиадиной (См.: Мф. 14:3–11 ). Стопы человека, сказано, возвестят, яже о нем ( Сир. 19:27 )» 124]. Мф.14:16 . «Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава XVII. О любви 1. Авва Антоний сказал: я уже не боюсь Бога, но люблю Его, ибо совершенная любовь вон изгоняет страх ( 1Ин. 4:18 ). 2. Опять сказал: от ближнего – живот и смерть. Ибо если мы приобретаем брата, то приобретаем Бога, а если соблазняем брата, то согрешим во Христа. 3. Говорили, что некто из старцев просил Бога показать отцов и увидел их всех, кроме аввы Антония. Тогда говорит он тому, кто показывал: где же авва Антоний? Тот ответил: в том месте, где Бог, там он. 4. Авва Агафон сказал: я никогда не засыпал, имея что-либо на кого и по силе моей не попускал никому уснуть, имея что-либо на меня. 5. Он же говорил: я никогда не давал вечери любви, но давать и принимать советы было для меня вечерею любви, полагая, что приобретение брата есть для меня плодоприношение. 6. Когда братия говорили о любви, авва Иосиф сказал: мы видели, что есть любовь, – и рассказал об авве Агафоне следующее: имел он нож; брат, пришедший к нему, похвалил его, и он не попустил ему выйти от себя иначе, как только взявши нож. 7. Авва Агафон говорил: если бы можно было мне найти прокаженного и дать ему тело мое, а его взять, я охотно бы сделал то. Ибо это есть совершенная любовь. 8. Говорили еще о нем, что некогда, придя в город продавать вещи свои, нашел он больного странника, брошенного на площади, за которым некому было ходить, и, наняв комнатку, остался с ним; от рукоделия своего платил наем, а остальное употреблял на нужды больного. Так прожил он там четыре месяца, пока не выздоровел больной, и потом с миром возвратился в келлию свою. 9. Рассказывали об авве Агафоне, что он тщательно исполнял всякую заповедь: если садился в лодку, первый брался за весло; когда приходили к нему братия, тотчас по молитве рука его поставляла трапезу, ибо он был исполнен любви Божией. 10. Шел некогда авва Агафон в город продавать вещи и на пути нашел одного прокаженного. Прокаженный говорит ему: куда ты идешь? Авва Агафон ответил: в город продавать вещи. Тот сказал ему: сделай милость, возьми меня туда. Он поднял его и принес в город. Тот говорит: где будешь продавать вещи, там и меня положи. Он сделал так. Когда он продал одну вещь, прокаженный спросил: за сколько ты продал ее? Он ответил: за столько-то. Тот сказал: купи мне какой-нибудь пирог! Он купил. Опять продает другую вещь. Тот спрашивает: за сколько? Сей отвечает: за столько. Тот говорит: купи мне то-то. И он купил. Когда таким образом продал он все вещи и хотел идти, говорит ему прокаженный: идешь? Он отвечает ему: иду. Тот сказал: сделай милость, опять снеси меня туда, где нашел. Он поднял его и принес на прежнее место. Тот говорит ему: благословен ты, авва Агафон, от Господа на небеси и на земли. Но, подняв очи свои, старец никого не увидел, ибо то был Ангел Господень, пришедший испытать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Десять заповедей Закона Божия 1 . Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене . 2 . Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3 . Не приемли имене Господа Бога твоего всуе . 4 . Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему . 5 . Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли . 6 . Не убий . 7 . Не прелюбы сотвори . 8 . Не укради . 9 . Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна. 10 . Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего . Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37–40 ). Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, – «Им мы живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:28 ). Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата ( т. е. ближнего ) своего ненавидит , тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит» ( 1Ин.4:20 ). Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истинную любовь к самим себе , потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010