Святой апостол Иоанн Богослов в первом своем послании пишет: Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом ( 1Ин. 5:10 ), и: Вы имеете помазание от Святаго и знаете все ( 1Ин. 2:20 ). Казалось бы, зачем писать имеющим помазание от Духа истины и знающим все? Между тем новозаветный тайно-зритель считает нужным писать — и объясняет, почему он это делает: Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому что вы знаете ее ( 1Ин. 2:21 ). Подобно апостолу Петру, он своим духоносным авторитетом утверждает братию в том, что им открыто помазанием того же Духа. Он хочет укрепить в них веру в это помазание и верность ему: Помазание, которое вы получили от Него [Сына Божия], в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте ( 1Ин. 2:27 ). Помазание, пребывавшее в современных апостолу Иоанну христианах, «учило их всему», но заботливый наставник, возлежавший на персях Господа и больше всех ведавший тайны Господни, считает необходимым авторитетно подтвердить, что это помазание «истинно и неложно». Это свидетельство, исходившее от возлюбленного ученика Господа, от почетнейшего члена Тела Христова, изобильно приявшего благодать Духа Святаго, было, конечно, и полезно, и утешительно для братии. Наконец, наиболее целостное соборное действие наблюдаем мы, когда апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения дела о способах и условиях принятия язычников в недра Церкви Христовой, и когда, всесторонне обсудив этот важнейший и насущнейший вопрос того времени, они изнесли согласное решение, указав и непогрешимый источник этого богочеловеческого согласия — в словах, ставших на все времена неизменной формулой истинной кафоличности: Изволися Духу Святому и нам — изрекли духоносцы. Итак, первый век имеет живых и авторитетнейших носителей Духа — апостолов, которые проверяют друг друга и утверждают верных учеников своих, хотя и эти имеют непосредственное откровение Духа.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Читатели, которым предназначалось первое послание Иоанна, были малоазийские христиане и в частности христиане церкви Ефесской. Побуждением к написанию послания было появление среди христиан особого рода лжеучителей, так называемых гностиков. Эти еретики, превозносясь своим разумом (,,гносис“), своим знанием философии и всяких других наук, особенно тайных, старались подорвать христианство в самых его основах: они отвергали божество Христа, Его воплощение, совершенно искажали Евангельское учение о блаженстве в единении с Богом и Христом и учение о грехе. С точки зрения этих лжеучителей можно быть и во свете, исповедовать Бога чистейшим и совершеннейшим светом, и вместе с тем творить дела тьмы (1, б-7), можно не пламенеть враждою ко грехам, и вместе с тем считаться очищенным кровью Искупителя ( 1Ин.1:7–8 ; 1Ин.2:2–3 ) можно любить Бога и быть достойным Его любви, любя мир враждебный Богу ( 1Ин.2:12–17 ), некоторые доходили по-видимому до такого равнодушия к вере, что считали возможными участвовать в идолослужении ( 1Ин.5:18–21 ) и т. под. (Толк. ап. Еп. Михаила стр. 309). Цель, время и место написания послания Целью апостола при написании послания, было укрепить в христианах веру в Иисуса Христа, как Сына Божия воплотившегося, т. е. в истинного Бога и истинного человека, Спасителя мира, и предостеречь христиан от увлечения соблазнами и привязанностями этого греховного мира. – Время написания послания падает на последние годы жизни апостола и позднее написания Евангелия (97–98 г.г. по Р. Хр.) Так как после освобождения из заключения апостола на о. Потмосе, он жил в Ефесе, где и умер, то и место написания послания толкователями считается г. Ефес. Глава 1-я В 1-й главе апостол кратко ведет речь о лице Господа Иисуса Христа и общении с Ним при условии святости жизни (хождения во свете), единения друг с другом и сознания своей греховности. 1 ст. О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни. Что же это за Слово жизни? Это Слово жизни то самое, о котором апостол говорит и в своем Евангелии, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

14 . Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге ( 1Ин.4:15 ). Давайте скажем об этом несколько слов. Кто исповедует – не на словах, а на деле, не языком, а жизнью. Ведь многие исповедуют это на словах, а делами своими отрицают. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее ( 1Ин.4:16 ). И опять же, откуда ты это узнал? Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ). Это [апостол] уже изрек выше и вот произносит это снова. Он не мог придать ей большей значимости иначе, как назвав ее Богом. Возможно, ты готов презреть дар Божий. Но презришь ли ты Бога? Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ( 1Ин.4:16 ). Взаимно пребывают друг в друге – и Тот, Кто пребывает, и в ком Он пребывает. Ты пребываешь в Боге, но ради того, чтобы Он пребывал в тебе. Бог пребывает в тебе, но ради того, чтобы удержать тебя, чтобы ты не пал. Чтобы ты не воображал себе, что ты становишься домом для Бога таким образом, каким дом твой содержит плоть твою, [уразумей]: если дом, в котором ты живешь, рухнет, ты упадешь, но, если ты рухнешь, Бог не падет. Если ты оставишь Его, Он останется невредимым; когда ты возвратишься к Нему, Он будет таким же. Ты исцеляешься, но ничего Ему не даешь; только ты очищаешься, ты восстанавливаешься, ты исправляешься. Он есть лекарство для больного, правило для превратного, свет для покрытого тьмой, обитель для бездомного. Итак, всё предоставляется тебе. Смотри, не думай, будто что-то ты даешь Богу: когда ты приходишь к Нему, даже себя не отдаешь ты в собственность. Так что же, у Бога не будет рабов, если ты не захочешь и если вообще никто не захочет? Богу не нужны рабы, но рабам нужен Бог. Потому и сказано в псалме: Я сказал Господу: Ты – Бог мой ( Пс.15:2 ). Он есть истинный Господь. И что добавляет [псалмопевец]? Потому что блага мои Тебе не нужны ( Пс.15:2 ). Ты нуждаешься в благе со стороны раба твоего. Раб твой нуждается в благе с твоей стороны, чтобы ты кормил [P. 370] его. И ты нуждаешься в благе со стороны раба твоего, чтобы он помогал тебе. Ты не можешь принести себе воды, ты не можешь приготовить себе еду, ты не можешь вести лошадь, не можешь ухаживать за животными. Ты видишь, что нуждаешься в благе со стороны своего раба, нуждаешься в присутствии его. Стало быть, ты не истинный господин, если нуждаешься в подчиненном. Тот есть истинный Господь, Который ничего не ищет от нас, и горе нам, если мы не ищем Его. Он ничего не ищет от нас; но Он искал нас, когда мы не искали Его. Заблудилась одна овца, Он нашел ее и с радостью взял на ее на плечи (ср. Лк.15:4–5 ). Неужели это овца нужна была Пастырю, а Пастырь был нужен овце?

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

1Ин.3:2 . Boзлюблehhiu, нын чада Бoжiя есмы, и не у явися, что будемъ: вмы же, яко, егда явится, подобни ему будем, ибо узрим его, якоже есть. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Богодухновенный Наставник, указуя на безпредельность Божией любви, утешает верующих уверением, что они уже сьнове Божии, так как и сам он друг и наперсник Христа Спасителя. Если же верующие Христу, и веру оправдывавшие делами, суть сыны Божии: то из сего следует, что они и наследники богатства благости Его ( Рим.8:16–17 ), о величии которого судить можно более всего потому, что избранники жизни сей и сопричастники Славы Божей, будут уподоблены во славе своей самому Господу: подобни Ему будете. 1Ин.3:3 . И всяк имяй надежду ciю нань, очищает себе, якоже он чист есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. И так все верующие в Господа Иисуса должны одушевляться тою надеждою, что они будут некогда подобны Ему, войдут в Царство света и вкусят блага, их же око не виде и ухо не слыша и на сердце не взыдоша ( 1Кор.2:9 ). Но дабы надежда сия не посрамила нас, мы обязуемся очищать себя от всякого греха, очищать слезами покаяния, молитвою и благодатною силою таинств. 1Ин.3:4 . Всяк творяй грх, и бeззakohie творитъ: и грх есть бeззakohie. Всякий, делающий грех , делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. Но кто нерадеет о себе и валяется в бездне греховной, тот конечно уклоняется от главной цели бытия своего; ибо творя грех , он разрушает закон. А поругание и противление закону естественно делает человека преступником и подвергает осуждению. 1Ин.3:5 . И всте, яко он явися, да грхи нашя возмет, и грха в нем нсть. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. При сознании таковой греховности своей, для человека одна надежда на Бога Спаса нашего Иисуса Христа. Ибо Он един безгрешный явился на земле, чтобы взять на себя грехи наши и праведностию своею оправдать нас пред правосудием небесного Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

В Священном Писании Нового Завета Царство Небесное – это вечное и непреходящее благо Вечной Жизни. Оно является главной ценностью среди всего обещанного Богом людям, тогда как временные блага поставлены на второй план ибо имеют подчиненное значение ( Мф. 6:19–20 ). Господь Иисус Христос призывает искать прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ). Обрести Царство Небесное, чаемое христианами в надежде, – это значит соединиться со Христом в вечной жизни. На Бога возлагает христианин все свои надежды: будь то избавление от смертельной опасности (2 Kop. 1:9–10), спасение наших душ ( 1Тим. 4:10; 5:5 ) или воскресение мертвых ( Деян. 24:15 ). Апостол Павел, обращаясь к римской христианской общине, говорит: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою ( Рим. 15:13 ), ибо Он есть Бог Живой ( 1Тим. 4:10 ), Который даст нам Жизнь Вечную ( Ин. 3:36 ). В Боге – единство веры и надежды Согласно Священному Писанию Нового Завета, надежда христианина – в Боге, главная цель – обретение Его Царства и Его правды ( Мф. 6:33; 25:34 ). Вера и надежда имеют своим утверждением Того, Кого не видим, но Кто является основанием веры нашей ( Рим. 8:24–25 ). С другой стороны, вера наша в то, на что надеемся, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 ). Бога имеет христианин объектом своей надежды, которая, по словам апостола Павла, живет в нас от той полноты ощущения любви Божией, которую дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ( 1Ин. 3:1 ). Обетование, которое Христос даровал нам, есть Жизнь Вечная ( 1Ин. 2:25 ), и поэтому верующие в Него, знающие, что Он Праведник, должны знать, по слову апостола, и то, что всякий творящий правду рожден от Него ( 1Ин. 2:29 ). Таких апостол называет «детьми Божиими», которым еще не все открылось ( 1Ин. 3:2 ), но которые полны уверенности и надежды, когда откроется, быть подобными Ему, потому что увидят Его во всей полноте. Бог в Своем триединстве – вот надежда христианина. Надежда как добродетель, не посвященная, не направленная непосредственно к Богу, имеет только ограниченный моральный характер. Цель же надежды в ее богословском аспекте чрезвычайно трудна и высока, чтобы она могла быть достигнута лишь человеческими силами, без помощи Самого Бога, поэтому надеющийся только на себя отодвигает ее в недосягаемую даль. И Христос призывает отказаться от себя, дабы, идя вслед за Ним, обрести Его, а с Ним – Вечную Жизнь как главную цель надежды. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф. 16:25 ); и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). В обещанную же Богом Вечную Жизнь, в Царство Небесное, можно войти лишь обретя прежде это Царство внутри себя ( Лк. 17:21 ), что возможно лишь с благодатной помощью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во-вторых, навык в добре, постоянное упражнение в нем, как духовное, внутреннее, так и внешнее, действенно-активное, сопровождается образованием привычки, 31 которая становится «второй натурой» и создает своего рода иммунитет, препятствующий искушениям воздействовать на душу, не дающий греховной инфекции проникать в душу. Если инфекция все же в душу внедряется, она не находит там подходящих для ее развития условий и погибает точно также, как погибает болезнетворный микроб, проникнувший в здоровый, обладающий иммунитетом организм. Именно к такому состоянию, доведенному до идеала, относятся слова св. Иоанна Богослова: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем, и он не может грешить, потому что рожден от Бога» ( 1Ин.3:9 ), а рождение от Бога есть, согласно последующим словам того же святого писателя, осенение и проникновенность любовью, создающей неспособность к греху ( 1Ин.3:10–11 ). «Мы знаем, – пишет он далее, – что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти»( 1Ин.3:14 ). Значит, именно любовь, высшая степень совершенства, облекает человека ( Кол.3:14 ) как бы в броню, делая его постепенно все более и более непроницаемым для греха. Необходимо подчеркнуть, что такая способность не может образоваться сразу, в результате мгновенного «призвания», «возрождения», «пробуждения», как об этом часто мы слышим в протестантской среде (от пиетистов, пятидесятников, от некоторых баптистов). «Царствие Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Это и другие свидетельства Св. Писания, наряду с указаниями, что ничто нечистое не войдет в Царство Божие ( Откр.21:12 ) и с призывами к уже возрожденным и к принадлежащим к «царственному священству» и к «святому народу» – «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» ( 1Пет.2:9–11 ), убеждают всякого беспристрастного читателя Слова Божия в необходимости для каждого христианина повседневного постепенного возрастания в добре и одновременной борьбы с грехом. «Духовное действие Божией Благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании окажется благоугодным Духу и с течением времени покажет опытность и терпение». 32 «Рожденный от Бога не делает греха» ( 1Ин.3:9 ) – это состояние, к которому нам нужно стремиться, а для этого следовать словам другого Апостола, который призывает: «Свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   Вторая добродетель, возвышающая святого евангелиста Иоанна, — целомудрие. Любящая мысль его никогда не омрачалась нечистой похотью. До конца своей долгой жизни он был безукоризненно непорочен, как невинное дитя. Ангельское благодушие было отличительной особенностью его жизни. От избытка девственного сердца глаголали его уста. Они говорили: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2:15). Он дружелюбно и человеколюбиво относился к людям обоего пола, потому что его девственная душа в любви к людям искала и нашла своего Бога. «Бога никто никогда не видел. Если же мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна в нас» (1Ин. 4:12). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). Так Бога, непостижимого в существе, св. Иоанн Богослов постиг в любви.    Один мудрец, когда спрашивали его, что есть Бог, попросил дать ему один день на размышление. По прошествии дня просил другого дня; по истечении вторых суток просил недели. Протекла неделя. Что же, наконец, мудрец отвечал? Что чем более он думает о Боге, тем непостижимее становится для него существо Божие. А целомудренный ум Иоанна, возлюбленного ученика Иисуса Христа, скоро обрел самый простой путь к познанию Божия существа. Он говорил: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16).    В Апокалипсисе св. Иоанн Богослов пишет о том, что он видел 144 тысячи девственников, поющих новую песнь Богу. «И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр. 14:1-4). Их простому сердцу и жизнерадостному взгляду на жизненный подвиг открываются тайны, сокрытые от признаваемых миром премудрыми и разумными. Люди целомудренных убеждений ни о чем другом не помышляют, как о предметах, возвышающих чувства и все силы души. Хорошая книга, душевный разговор, чистое, бескорыстное дружество, молитва — вот их препровождение времени. Девственная душа умеет сделать на земле для себя очищенное пространство. Само небо спускается к ним. Как солнечный свет блестяще отражается в чистом кристалле, так и свет Присносущного Божества отражается в душах и самой внешности людей чистой нравственности. Они долго-долго не старятся и умирают духовно юными. За добродетель девственности св. Иоанн был усыновлен Пресвятой и Пренепорочной Приснодеве. О, какое утешение, пример и назидание всем целомудренно живущим мужчинам и девицам, вдовым и вдовицам. Сам Христос с ними!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

" Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего ради очищения нас от грехов наших... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас« ( 1Ин. 4:8–10, 19 ). Древний мир не был в полном неведении о Боге. Что возможно знать о Нем естественному человеческому разуму, было известно и язычникам. Но как показывает история религий, свидетельствующая об их религиозном опыте, Божество чаще всего представлялось им страшной и даже губительной силой, требующей умилостивления посредством жертв, в том числе и человеческих. И только немногие лучшие представители язычества возвышались до более высокого представления о Божестве, наделяли его более человечными чертами и чтили того «Неведомого Бога», о жертвеннике которому упоминал в своей знаменитой речи, произнесенной в афинском ареопаге, св. апостол Павел ( Деян. 17:23 ). Представления о Боге в ветхозаветном избранном народе были, конечно, гораздо более чистыми и возвышенными. Однако и они не возвышались до мысли о том, что Бог есть «любовь и самое существо любви» (митр. Филарет), и потому древние израильтяне не знали и той великой и радостной истины, которая открылась только в христианстве и которую возвещает нам в своем соборном послании св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии ... Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» ( 1Ин. 3:2, 1 ). Дарованное нам усыновление, дающее нам право обращаться к Богу, как к нашему Небесному Отцу, позволяет нам надеяться на милосердие Божие и тогда, когда по немощи воли мы оказываемся не на высоте христианского призвания и впадаем в те или иные грехи. »Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин. 1:9 ). Свидетельствуя о безграничной любви Божией к Его творению и особенно к человеку, как носителю образа Божия, Апостол утверждает однако, что эта любовь не относится безразлично к расположению нашего сердца, к нашему нравственному настроению. Он со всей определенностью указывает на три великие препятствия к нашему духовно­нравственному совершенствованию, становящиеся преградой для изливающейся на нас любви Божией. Эти три препятствия суть: «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин. 2:16 ). И понятно, что Церковь Христова особенно ценит стяжание добродетелен, противоположных этим трем порокам, ценит развитие и укрепление в нас целомудрия, воздержания и смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Будем всегда помнить бренность нашего естества и удобопреклонность к греху; будем помнить, что мы всегда нечисты пред Всесвятым и Всесовершенным; и сознавая свою виновность, будем с смиренным и сокрушенным сердцем повседневно исповедать пред Богом свои грехи, и, в определенное время, так же искренно исповедать их пред отцом духовным, как пред Самим Господом, и с верою и несомненною надеждою просить у Бога прощения своих грехов. Всеблагий Бог , как верный в своих обетованиях и праведный во всех делах Своих, не отвергнет исповедания и молитв наших; силою искупительных заслуг Господа Спасителя, простит нам грехи и очистит нас от всякой греховной нечистоты, как учит Апостол: «если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( 1Ин.1:9 ). Аминь. Беседа 4. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника (1Ин.2:1). Водимый Духом Божиим, святой Богослов то предостерегает христиан от самомнения и ложной надежды, то удерживает их от малодушия и отчаяния, питая в них непоколебимую надежду на единого посредника между Богом и человеками, Христа Иисуса. Сказал он прежде: Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя( 1Ин.1:8 ); потом говорит: если исповедуем грехи наши, то Бог, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши, и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:9 ) Так он и обличает самомнение, или предохраняет от той мысли, будто возрожденный может сохранить себя совершенно чистым от греха; и ободряет согрешающих по немощи, говоря: если исповедаем грехи наши, то Бог простит нам. Но, чтобы не помыслил кто, будто, имея такое удобство к получению отпущения грехов чрез исповедание их, можно безопасно предаваться грехам, святой Богослов показывает, что он говорит это не для того, чтобы, надеясь на благость Божию, беспечно предавались грехам, а для того, чтобы не грешили. «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали». Как бы так говорит св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога (1Ин 4:2) Это наставление св. апостола Иоанна указывает на ту особенность первохристианской Церкви, когда, в отсутствие писаний Нового Завета богословие Святого Духа ограничивалось личным опытом верующего. Критерий верификации подобного опыта и предлагает апостол Иоанн. Вместе с тем это раскрывает то догматическое понимание, согласно которому Христос и Дух представляют нераздельное единое целое, внутри которого не может быть никакого противоречия или разделения, но единство прославления. Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина (1Ин 5:6). Слова и Духом в целом ряде древних свидетелей текста не встречаются. Дух делает известным Христа как Сына. “Святой Дух непрерывно и свидетельствует в жизни Церкви, поскольку Святой Дух есть душа Церкви. Святой Дух является носителем главного свидетельства, что Иисус есть Сын Божий и Спаситель, поскольку Он постоянно на протяжении всех веков спасает в Церкви всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа” . Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1Ин 5:7) Этот важнейший в богословском отношении стих отсутствует в большинстве древних рукописей, вследствии чего многие современные западные издания выходят без него. На православном Востоке это чтение, по-видимому, действительно не было известно ни на греческом вплоть до XI в. (его нет даже у блаженного Феофилакта Болгарского), ни на сирийском и зависящих от него восточных переводах. На латыни этот стих прослеживается со II века. Аллюзия на него есть у Тертуллиана, вполне очевидная цитата содержится у свтятителя Киприана Карфагенского (III в.); позднее стих цитируют Идаций Старший (IV в.), Евхерий Лионский (V в.), Вигилий Тапсийский, Фульгенций, Кассиодор (VI в.), манускрипты Италы it l и it q (оба VII в.) имеющие 1Ин, также содержат этот стих. В прологе к соборным посланиям псевдо-Иеронима (VIII в.) сказано, что данных слов нет только в некоторых списках. В рукописи X века " Correctorium Bibliae " говорится, что в большинстве современных ей списков эти стихи также присутствуют .

http://pravoslavie.ru/1515.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010