«Реки богословия из честных твоих уст истекаша, Апостоле», – воспевает св. Церковь в своих песнопениях св. Иоанну; там же она называет его богодвижимою цевницею небесных пений, тайнописцем, богосказанными устами, самовидцем неизреченных таин, таинником неизреченного, на высоту богословия взошедшим и т.п. Такие же мысли раскрывает св. Иоанн и в трех своих посланиях. Все эти послания написаны им в городе Ефесе. В них он также опровергает лжеучения еретиков, защищает достоинство Иисуса Христа, как Спасителя мира, действительность Его воплощения и истинность Его учения, а также убеждает верующих быть христианами не по имени только, но и на самом деле. Так как в то время появились еретики, которые отвергали явление Христа во плоти, то апостол Иоанн предостерегает верующих от такого лжеучения и говорит, что только «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» ( 1Ин. 4:2 ). Затем и в посланиях своих он повторяет, что «Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:16 ), а потому и люди должны любить Бога. Только «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4:16 ). Но что такое любовь к Богу? – «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин. 1:6 ). А заповеди Господа сводятся к заповеди любви ( 1Ин. 4:7–8 ). Любить же нужно не «словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин. 3:18 ). «Кто говорит: «я познал Его (т.е. Бога), но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин 2:4 ), как нет истины и в том, кто «говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит» ( 1Ин. 4:20 ). «Любящий Бога любит и брата своего» ( 1Ин. 4:21 ). Апокалипсис, или книга откровений, изображает будущую судьбу Церкви Христовой, борьбу Христа с антихристом в поражении антихриста. Будущие судьбы Церкви Христовой изображены здесь наиболее полно, чем где бы то ни было в другой книге Св. Писания. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1Ин.2:3 .  А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. 1Ин.2:4 .  Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; 1Ин.2:5 .  а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. 1Ин.2:6 .  Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал. Высказав основной догмат христианской веры о Христе как Искупителе и Ходатае человечества и всего мира, Апостол теперь указывает то непременное условие, при котором ходатайство Спасителя будет действенно и спасительно для нас, именно: соблюдение заповедей Его, деятельное осуществление Его заветов, а не одно только интеллектуальное познание Его. Имея, по-видимому, в виду каких-то лжеучителей, хвалившихся своим христианским ведением, но ничего не делавших для проведения этого знания в жизнь (ст. 4–6), Апостол со всею силою настаивает на том, что правильное отношение человека к Богу и чистота самого ведения его обнаруживаются только из соответственного жизненного поведения человека. Соблюдение нами заповедей Божиих (ст. 3–5) служит лучшим доказательством того, что мы знаем Бога. При этом жизненною связью между Богосознанием и соблюдением заповедей является истинная христианская любовь. «Совершенная любовь, говорит, доказывается делами. Но как бывает, что иной (по-видимому) правильно и точно соблюдает заповеди, а внутреннее его расположение нечисто, почему он далек от Бога; то Апостол говорит, что присвоившийся Богу должен и жить так, как требует близость к Богу… И от противного подтверждает то же, употребляя самое полное доказательство» (блаж. Феофил.). Постоянным образцом жизненного поведения должен быть Христос Спаситель, осуществивший волю Божию во всей полноте (ст. 6. см. 1Пет 2:21 ; Ин 8:29, 17:4 ). 1Ин.2:7 .  Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. 1Ин.2:8 .  Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так, бесспорно, что непризнание Сына затворяет путь к познанию и Отца. «Иудеи отвергают Сына и присвояют себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали, ибо, если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сына Единородного» (блаж. Феофил.). Но для спасения нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но исповедание Его, т. е. свидетельствование словом и делом своей веры в Него ( Мф 10:32–33 ; Рим 9–10 ; 1Тим 6:12–13 ). 1Ин.2:24 .  Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. 1Ин.2:25 .  Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Антихристианскому лжеучению Апостол противопоставляет евангельское благовестие, слышанное каждым верующим в начале христианской жизни. Апостол убеждает христиан неизменно, без всяких изменений и прибавлений, хранить принятую христианскую истину, говоря, что под условием пребывания ее в них осуществится пребывание их в Сыне и вечная их жизнь, – по обетованию Спасителя (см. Ин 17:21, 23 ). «Храните у себя то, что слышали от начала, именно, что Христос есть Бог , ибо это значат слова: в вас да пребывает. Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце, т. е. будете в общении с Ним» (блаж. Феофил.). 1Ин.2:26 .  Это я написал вам об обольщающих вас. Окончив речь о лжеучителях, Апостол кратко обозначает содержание предыдущей речи, а вместе с тем показывает и цель ее – предотвратить пагубное влияние обольстителей на читателей послания. 1Ин.2:27 .  Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. 1Ин.2:28 .  Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Возвращаясь к речи 1Ин.2:20 , Апостол теперь подробнее говорит о животворной и просвещающей силе того благодатного помазания, того сообщения благодати Святого Духа, которое приняли христиане от Сына Божия. «Слова: «вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас» нужно понимать не в отношении к каждому члену Церкви порознь, так как в ней есть и дети, имеющие нужду в научении, дети и по возрасту и по знанию, требующие наставления, вразумления, учения… Для всего этого есть и должны быть в Церкви отцы, учители, воспитатели, врачи духовные. Но в общем, в сущности, Церковь Христова имеет столько спасительного ведения и столько спасительных средств познания веры, что может не иметь и не имеет никакой нужды ни в каком ином учении, ни в каких иных учителях, которые вздумали бы учить чему-либо другому, несогласному с учением апостольским, хранимым в Церкви» (еп. Михаил). Верующих научает Сам Дух Святой, изливающий на них дары Свои ( Ин 15:15, 16:12–13 ). По существу своему «помазание» есть творческое действие всей Пресвятой Троицы, 2Кор 1:21–22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Оба отличаются одинаково своеобразным складом речи – в соединении предложений ( 1Ин.2:8, 5:6 – Ин.17:2, 6:34, 37, 7:49 ), в выражении определяющего слова посредством причастия с вспомогательным глаголом ( 1Ин.1:4, 4:12 – Ин.1:34, 5:21, 23–24, 27–28 ), в приведении частиц ( 1Ин.4:17, 2:1, 23 – Ин.2: 50, 15:8, 13:34, 15:17, 16:33 ). Общи тому и другому – сильная любовь писателя к параллелизму и к антитезам (οκ – λλ), demonstrativa с τι или να, элиптическое λλ’ να, καϑς κα и ο καϑς, родит. с κ ( 1Ин.4:13 – Ин.1:35, 6:8 ), дат. орудн. с ν ( 1Ин.2:3, 5:6 и др. – Ин.1:26, 33, 16:30 ), частое употребление ϑεωρεν и ϑεσϑαι, когда от ρν употребляется только perfectum, – и затем отдельные выражения: τν ψυχν τιϑναι πρ, ϑες ληϑινς, σωτρ το κσμου,κσμος, τεκνα, παιδα, φανειν, ντολ καιν, τηρεν (διδναι) τς ντολς (τν λγον), τ ρεστ ποιεν, χειν, ποιεν и αρειν τν μαρταν, πιστεειν в связи с γινσκειν, μολογεν и ρνεσϑαι, μαρτυρα и μαρτυρεν (тогда как μρτυς, μαρτριον ιι μαρτυρεσϑαι не встречается), χειν и μνειν ν, μνειν ες τος ανας, δνασϑαι о нравственной возможности, χρεαν χειν να, γνζειν αυτν, νϑρωποκτνος и др. Такое сходство Евангелия и послания замечено было уже в III в. Дионисием Ал. «Евангелие и послание, – говорит он, – согласны между собою и одинаково начинаются; первое говорит: «в начале было Слово», – последнее: что было от начала; в том сказано: «и Слово стало плотью и обитало с нами и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ), тоже и в этом, с небольшим лишь изменением: возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши о Слове жизни; ибо Жизнь вечная, которая была у Отца, явилась нам ( 1Ин.1:1–2 ). Иоанн верен себе и не отступает от своей цели; он раскрывает все в одинаковых периодах и теми же словами. Приведем вкратце некоторые из них. Внимательный читатель в каждой из упомянутых книг часто встретит слова: жизнь, свет, прехождение тьмы; непрестанно будет видеть истину, благодать, радость, плоть и кровь Господа, суд, оставление грехов, Божию любовь к нам, заповедь о взаимной нашей любви, и о том, что должно соблюдать все заповеди, также осуждение мира, диавола, антихриста, обетование Святого Духа, сыноположение Божие, во всем требуемую от нас веру, везде – Отца и Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

После второго пришествия Господа и воскресения мертвых должен последовать окончательный суд. Выше мы видели, что в 4 Евангелии есть места, где Христос говорит, что Он пришел не судить, но спасти мир. Но замечательно, что, с другой стороны, здесь же Сам Христос усвояет исключительно Себе прерогативу суда. „Отец и не судит никого, – говорит Он, – но весь суд отдал Сыну“ ( Ин.5:22 ). „И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий“ ( Ин.5:27 ). Возможно ли объединить эти два ряда изречений? По нашему мнению, они вполне примиряются следующими словами Господа: „Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день“ ( Ин.12:48 ). Здесь мы имеем, во-первых, несомненное указание на эсхатологический акт; а во-вторых, представление о последнем суде одухотворяется, так как он является только подтверждением того, что наблюдается в истории христианства при настоящем состоянии мира: „Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы“ ( Ин.3:19 ). Впрочем, речь в 4 Евангелии о суде не исключает даже представления о нем, как юридически-судебном акте. Прямое упоминание о дне суда имеем в 1Ин.4:17 : ν τοτ τετελεωται γπη μεθ μν, να παρρησαν χωμεν ν τ μρ τς κρσεως. Здесь идет речь о дерзновении в день суда; о дерзновении же и о том, чтобы не постыдиться в пришествие Господа, говорится и в 1Ин.2:28 : не свидетельствует ли это, что последний суд представляется Иоанну в форме юридического акта? В заключение мы должны коснуться учения Евангелиста Иоанна об антихристе, незатронутого нами в предыдущем изложении. „Дети! последнее время (σχτη ρα). И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время“ ( 1Ин.2:18 ). „Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире“ ( 1Ин.4:3 ). „Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист“ ( 2Ин.1:7 ). „Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына“ ( 1Ин.2:22 ). H. J. Holtzmann говорит, что здесь явление антихриста обсуждается, как преданный член веры, но пересаживается из мифологической сферы на почву исторической действительности и объясняется в отношении к коллективной личности выходящих из христианства еретиков 1247 . Но при обсуждении учения Иоанна об антихристе должно иметь в виду справедливое замечание Prof. R. F. Weidner’a, что Апостол в своем послании дает нам скорее практическое приложение доктрины об антихристе, чем формальное ее определение 1248 . Сам H. J. Holtzmann соглашается, что на основании 1Ин.2:18 от выступления многих антихристов можно заключить к скорому выступлению одного 1249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Так как в то время появились еретики, которые отвергали явление Христа во плоти, то апостол Иоанн предостерегает верующих от такого лжеучения и говорит, что только «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин. 4:2). Затем и в посланиях своих он повторяет, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16), а потому и люди должны любить Бога. Только «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (Ин. 4:16). Но что такое любовь к Богу? — «любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (2Ин. 1:6). А заповеди Господа сводятся к заповеди любви (1Ин. 4:7-8). Любить же нужно не «словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3:18). «Кто говорит: «я познал Его» (т.е. Бога), но заповедей его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин 2:4), как нет истины и в том, кто «говорит «я люблю Бога», А брата своего ненавидит» (1Ин. 4:20). «Любящий бога любит и брата своего» (1Ин. 4:21). Апокалипсис, или книга откровений, изображает будущую судьбу Церкви Христовой, борьбу Христа с антихристом и поражение антихриста. Будущие судьбы Церкви Христовой изображены здесь наиболее полно, чем где бы то ни было в другой книге Св. Писания. 11. В память сего чудесного события установлено ежегодное празднование св. Ап. Иоанну 8 мая. 1. Т.е. разумных существ — людей, которых Христос охраняет, как пастырь охраняет овец. 2. Церковь воинствующая — это Церковь, заключающая в себе христиан, живущих на земле, а торжествующая — это общество прославленных верующих, обитающих на небе. 3. Карфаген — город в северной Африке. 4. Здесь следует разуметь Византию, которая, сделавшись восточною столицею римского царства, стала именоваться Новым Римом. В старом Риме почитание св. Каллистрата не имело места. Кроме того, упоминаемый здесь Рим, как видно из последующего, стоял на самом берегу моря, тогда как от старого Рима море находилось в далеком расстоянии (около 4-х верст). 5. Познать имя Божие — значит познать Божественные свойства и совершенства, открывающиеся в управлении миром и жизнью человека. 6. Т.е. храм, в котором мученики — воины будут почитаемы верующими. 7. Дельфины — хищные морские млекопитающие. 8. Солнце язычники почитали за бога, именуя его Аполлоном. 9. Указывается на крещение, которое совершалось с древности в особых купелях или купальнях. — В крещении человек возрождается в новую, святую жизнь и делается чадом Божиим. 10. Ветхий человек — человек, не получивший христианского крещения и состоящий еще под грехом Адамовым. (См. Кол.1:12). 11. Св. Каллистрат и дружина его пострадали около 304 года по Р.Х. 12. Т.е. Господь Иисус Христос. 1. Митрополит Фотий, родом грек из Мореи, занимал кафедру с 1408 по 1431г. 2. Кирилло-Белозерский монастырь в г. Кириллове Новгородской губернии, к югу от Белого озера, основан в 1397 г. преподобным Кириллом († 9 июня 1427 г.). 3. Первоначальное название Ладожского озера, из которого вытекает река Нева, носящая названии по древнему имени Ладожского озера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Давайте посмотрим, поступает ли он так и в данном случае. Послушайте: всякий,рожденный от Бога, не делает греха ( 1Ин.3:9 ). Мы спрашиваем: «Какого греха?» Ибо если [P. 260] ты станешь понимать тут всякий грех, это будет противоречить сказанному в другом месте: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас ( 1Ин.1:8 ). Пусть тогда он скажет, что это за грех, пусть научит нас, а то вдруг я по недоразумению сказал, что грех сей – отсутствие любви, ибо выше он сказал: кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза ( 1Ин.2:11 ). Но, может быть, он сказал что-то в дальнейшем и упомянул любовь? Смотрите, весь этот ряд слов имеет такой конец, такой исход: всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем ( 1Ин.3:9 ). Семя Божие – значит слово Божие. Отчего и говорит апостол: я родил вас благовествованием ( 1Кор.4:15 ). И он не может грешить, потому что рожден от Бога ( 1Ин.3:9 ). Пусть он скажет об этом, давайте посмотрим, в чем он не может грешить. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего ( 1Ин.3:10 ). Уже достаточно ясно, почему он говорит: и не любящий брата своего. Любовь – единственное, что различает детей Божиих и детей диавола. Пусть все осеняют себя знамением креста Христова; пусть все вторят «Аминь»; пусть все поют «Аллилуйя»; пусть все принимают Крещение; пусть все посещают церкви, пусть все воздвигают стены базилик; но не иначе различаются дети Божии и дети диавола, как посредством любви. Имеющие любовь рождены от Бога; не имеющие любви не рождены от Бога. Великий признак, великое отличие! Имей всё, что хочешь, но если не имеешь этого, ничего тебе не поможет. Если не имеешь прочего, имей это и ты исполнишь закон. Ибо любящий другого исполнил закон, – говорит апостол, – любовь есть исполнение закона ( Рим.13:8,10 ). 8 . Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Дети! да не обольщает вас никто ( 1Ин. 3:7 )! А были во времена апостольские таковые обольстители: то обещавшие спасение ради одной отвлеченной веры во Христа, то, как гностические лжеучителя, допускавшие и даже узаконявшие беззаконное удовлетворение греховным человеческим влечениям. Против них-то и говорит Апостол: «Кто делает правду (а не мечтает лишь о ней), тот (только) праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех (подразумевается: с постоянством, с услаждением и с сочувствием к нему), тот от диавола (сего исконного грешника и отца греха)». Между тем как «для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушит дела диавола» ( 1Ин. 3:7, 8 ). Всякий значит должен сообразить, как велика разобщенность должна существовать между истинными сынами Божиими и чадами дьявола, Блаж. Феофилакт примечает: «Хорошо сказано – кто делает, а не кто сделал – в том отношении, что покаявшийся уже не от диавола; но от него только тот, кто совершает грех . Так и раб греха есть тот, кто делает, а не тот, кто сделал грех. Повторяя далее, что рожденный от Бога не делает греха, и даже не может грешить (в вышеозначенном преступном смысле закоснелости и любви ко греху), Апостол все это отделение заключает следующим выводом: итак, «дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от бога» ( 1Ин. 3:9–10 ). 2. Признак нашего сыновства пред Богом по отношению к ближним есть любовь братская ( 1Ин. 3:10–15 ). «Всякий, не делающий правды (т. е. грешник), не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» ( 1Ин. 3:10 ). Это значит, что самым наглядным и достоверным признаком нашего сыновства пред Богом должна быть наша любовь к ближнему, которая и составляет, по Апостолу, сущность всей нашей праведности пред Богом. Делание правды и любление ближнего он отождествляет. Какое же есть основание всю праведность нашу пред Богом заключать в любление брата своего? «Ибо таково благовествование, – отвечает Апостол, – которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» ( 1Ин. 3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

е. надежду на богоуподобление во славе), очищает себя, как Он чист» ( 1Ин. 3:3 ). Это общее положение заключает в себе ту мысль, что основание нашей будущей славы и нашего погоуподобления полагается здесь на земле чистотой нашей жизни, по образу и подобию жизни Христа Спасителя. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ). Сим внушает Апостол, вопреки нашей наклонности к самоизвинениям, что не должны мы смотреть на грехи свои, какие бы они ни были, как на нечто маловажное, но о каждом грехе своем должны сокрушаться, как о беззаконии и преступлении, ибо так оно и есть в существе дела: «грех, – по Апостолу (в чем бы он ни состоял), – есть беззаконие» ( 1Ин. 3:4 ), т. е. нарушение воли Божией и, следовательно, тяжкое оскорбление Творца. Толкуя это место, Блаж. Феофилакт говорит: нужно знать, что грехом называется отпадение от добра, заповедуемого по внутреннему закону совести, а беззаконие – нарушение положительного (т. е. внешнего и писанного) закона. Усиливая свою мысль о преступности наших грехов по отношению ко Христу Спасителю, св. Апостол Иоанн говорит далее, что они в существе своем суть разрушение всей цели Его пришествия на землю, ибо «Он и явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1Ин. 3:5, 6 ). Последние слова Апостола могут внушать недоумение. Но на основании слов самого же Иоанна Богослова ( 1Ин. 1:8–10, 2:1–2, 3:3 ) можно видеть, что здесь ведет он речь не о грехах немощи, неизбежных для человека, пока он на земле и в бренном теле своем, но о грехах преобладающих и порабощающих, или о том опасном состоянии и направлении греховном, которое ниже обозначается у него под именем греха смерти ( 1Ин. 5:16, 17 ); ибо, если и всякий грех есть беззаконие, но не всякий грех угрожает лишением спасения. Значит, не о впадающем в какой-либо грех по слабости человеческой природы, а о коснеющем в состоянии греховной говорит Апостол, что он не видел Христа и не познал Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Если бы всякий рожденный от Бога не мог совсем грешить, то зачем ему было бы «хранить себя»? Потому он и хранит себя, чтобы не согрешить, и потому не согрешает, что хранит себя от греха. Очевидно, слова: «рожденный от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить» – нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха; Он лишь «един свят» ( Откр. 15:4 ). Наконец и для рожденных от Бога, познавших Его и пребывающих в Нем нужны не только вера, но и дела и соблюдение заповедей Божиих: «Всякий, делающий правду, рожден от Бога» ( 1Ин. 2:29 ). «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин. 15:5 ). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слова Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Ин. 2:3–5 ). Итак, кто из рожденных от Бога говорит, что он ни в чем не грешит, тот по словам ап. Иоанна, «обманывает сам себя и истины в нем нет», а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божиих, «тот лжец и нет в нем истины». Сектант: 4) Верующий не явится на всеобщий суд; он уже теперь предназначен к вечной жизни; он уже навсегда и окончательно спасен: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал в Единородного Сына Божия» ( Ин. 3:18 ). «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» ( Ин. 5:24 ). Объяснения православного: 4) О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не придет». Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственность состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Ин. 4:15 ), а Бог есть жизнь и любовь ( 1Ин. 1:2 ), ( 1Ин. 5:11 ), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (5:12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (4:16, 21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий братьев пребывает в смерти» ( 1Ин. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010