Тот, кто боится этого, страшится труда по исцелению себя от греха с помощью благодати Божией, не хочет налагать на себя строгие нравственные и телесные ограничения для пресечения действия страстей, кто ленится или просто доволен собой — таким, каков он есть, тот и не хочет быть христианином. А чтобы «быть при вере» в нечто высшее себя, выбирает красивые, ностальгические, ласкающие славянский слух имена: Велес, Стрибог, Чернобог, Рожаницы, Триглав... Все это понятно и слабость человеческая извинительна. Ведь даже избранный народ Божий, ветхозаветный Израиль, сотни лет ждавший своего Мессию, лишь в малом числе принял Его, потому что не хотел каяться в своих грехах, считая себя «по правде законной непорочным», говоря словами апостола Павла (ср. Флп. 3:6). Господь прощает немощь человеческую, но сознательное упорство человеческой воли, не желающей слушать и исполнять волю Божию, есть уже богоборчество. И потому уже вторую тысячу лет через пророков и апостолов звучит призыв Божий к человечеству: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). «Дети! Последнее время» (1Ин.2:18). «Если исповедуем грехи наши, то Он будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1:9). Ибо Бог благ и милосерд и «на Небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии»(Лк.15:7). Заключение В 988 г. в Крещении Руси зародилась Русская Православная Церковь, что имело эпохальное значение для всех восточных славян (предков русских, украинцев и белорусов) и многих других народов исторической России. По выражению историка Л.Н. Гумилёва, «победа Православия подарила Руси её тысячелетнюю историю». И надеемся, не только историю прошлую, но и будущую. «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения…» (Пс. 145:3), — предупреждает нас Священное Писание. Только следование воли Божией и Его содействие помогает человеку выполнить свою миссию на земле. Это же относится и к целым народам. Когда-то Христос сказал ученикам: «Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают»(Ин. 15:5–6).

http://pravoslavie.ru/63032.html

1Ин.4:7–8 . «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Объясн. Любовь бывает разная, а требуется от нас только истинная: 1Ин.3:18 ; несомненно, что тот, кто истинно любит, истинно знает Бога, Который есть любовь (ст.8), но удостовериться в истинности любви не легко, потому что любовь так часто переплетена в нашей душе с самолюбием, тщеславием, с самомнением, даже с ненавистью, что делом великой духовной опытности является различие её от этих примесей, от которых она перестаёт быть истинной: Мф.15:8 . Рим.15:13 . «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силой Духа Святого, обогатились надеждой». Объясн. «Бог же надежды» – какой надежды? А такой, при которой христианин в скорби терпелив, в молитве постоянен... благословляет гонителей: Рим.12:12–14 ; только при таком настроении люди могут исполниться радости и мира в вере: Рим.14:17–18 ; но если такого настроения в людях нет, и вместо его существуют споры, разногласия, то такие люди называются плотскими: 1Кор.3:3–4 , и служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву: Рим.16:18 . Рим.15:33 . «Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь». Объясн. Бог мира есть Христос Господь, который сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: Ин.14:27 ; а раньше, когда Господь посылал учеников Своих на проповедь, то говорил: «идите! Я посылаю вас как агнцев среди волков... В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш»: Лк.10:3–6 . Отсюда такой вывод: Бог мира может быть только с теми, кто принимает и слушает посланников Божиих и их преемников: Лк.10:16 . 1Кор.2:15 . «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу, т.е. помышляют и делают только то, что спасительно для души: Рим.8:4–5 . Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение... кротость, воздержание: Гал.5:22–23 ; придерживающиеся своего особого способа толкования Евангелия по духу и отрицающие таинства, обряды и вообще видимую сторону Православной Церкви, называются апостолом не духовными, а плотскими: 1Кор.3:3–4 , и не могущими дойти до познания истины: 2Тим.3:7 ; 1Кор.8:2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Ин.5:16 . Аще кто узрит брата своего согршающа грх не к смерти, да просит, и даст ему живот, согршающым не к смерти. Есть грх к смерти: не о том, глаголю, да молится. Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. От рассуждения о благости Божией и всегдашней готовности Его, внимать гласу молитвы, с верою возносимой, Апостол переходит к новому наставлению. Он внушает, что молитвы наши не нашего только блага и спасения должны касаться, но также блага и спасения ближних наших, братий наших по вере, и всех тех, кои имеют нужду в исправлении и очищении от скверн греховных. Молитвы сего рода, по уверению Св. Апостола, не остаются втуне; они приносят плод жизни тем, за которых воссылаются, низводят на них благодатную силу, потребную к обращению их на путь истины. Исключению подлежат только самые ожесточенные грешники, в мрачную душу которых не входит ниже мысль о покаянии; которые Бога нашего благодать в скверну прелагают и на Самаго Духа Святаго изрыгают хулы. Для таковых дверь Царствия Божия заключена и молитвы о них, яко о нераскаянных и отверженных, пользы приносить не могут. И по сей-то причине Святый Апостол присовокупляет: есть грех к смерти, не о том глаголю, да молятся. 1Ин.5:17 . Всяка неправда грх есть, и есть грх не к смерти. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. В этом развитии предыдущей речи находим ту мысль, что всякое нарушение закона, сколь малым ни казалось бы оно, есть грех . А поскольку оброцы греха во всяком случае суть смерть ( Рим.6:23 ), ежели только грех не будет омыт и изглажден покаянием, то в деле спасения ничто не должно казаться малым, ниже оставляемо без заботы и внимания; напротив, всегда и везде как на страже должно бодрствовать, бодрствовать над собою, над своими делами и намерениями, мыслями и желаниями. И тот только безбоязненно может вступить в вечность, кто соблюл себя чистым от скверны греха, чей дух, душа и тело совершенными обрящутся во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

Архиерейство Иисуса отличалось от архиерейства Аарона настолько, насколько отличается тело от производящей им тени, ибо архиерейство Аарона было образ и сень, и обетование будущего вечного архиерейства, Аарон же и преемники его были человеки, подлежащие немощи и греху, поэтому и однажды только в год он входил во Святая Святых, дабы принести жертву за грехи людские, и её не свободно, но после того, как прежде приносил жертву умилостивительную за свои грехи. Иисусово же архиерейство было самое предобразованное и предвозвещенное, вечное и истинное архиерейство. Сам же Иисус был и есть и будет вечный Архиерей, «Первосвященник будущих благ, пришед с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр.9:11–12 ), ибо не был человек, облагаемый немощью, но Богочеловек, Сын Божий, денница Славы Его и характер ипостаси Его, вечно существующий, прежде веков рожденный и вечно пребывающий архиерей, вечно приносит свою жертву за жизнь и спасение мира священными Своими литургиями, которые учинил в Церкви Своей, ибо в таинственной совершаемой жертве, Он – приносящий и приносимый, приемлющий и раздавающий. Святые апостолы называют Иисуса Христа: 1) Посредником за всех: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим.2:5–6 ). 2) Спасителем мира: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ); «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» ( 1Ин.4:14 ). 3) И умершего за всех людей: «Если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:14–15 ). III. О Царском достоинстве Христа Спасителя 1. Спаситель наш Иисус Христос, как по преимуществу Царь Спаситель наш Иисус Христос как Великий и Вечный Царь, что сотворил? Спаситель основал на земле Царствие Небесное сразу после Вознесения Своего, когда сел одесную Отца и принял от безначального Отца Своего власть на Небе и на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

«Бога никто не видел никогда» ( Ин.1:18 , ПЕК); «Которого не видел никто из людей и увидеть не может». ( 1Тим.6:16 , ПЕК). Все же явления Бога в сюжетах Ветхого Завета были явлением Логоса (это тема отдельной статьи): «Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл». ( Ин.1:18 , ПЕК). Бог не является человеком, Он есть Дух. Следовательно, у Бога как у Духа не может быть правой или левой стороны, верха или низа. Поэтому выражение «по правую руку от Бога» (ПНМ) следует рассматривать фигурально, то есть не как положение в пространстве, а как функцию первенства. «Возлюбленные, мы теперь дети Бога, но ещё не стало явно, какими мы будем. Знаем только, что, когда он будет явлен, станем подобными ему, потому что увидим его таким, какой он есть». ( 1Ин.3:2 , ПНМ). Этот стих также вводит в заблуждение Свидетелей Иеговы. Здесь уже используется не слово θεωρεω – смотреть, видеть, обозревать, а глагол οπτανομαi – являться, показываться, давать себя увидеть. Проблема Свидетелей Иеговы в том, что этот стих совершенно не сообщает о какой-либо ограниченности формы Бога. Также как если мы видим поверхность воды, то это еще не дает нам представления о ее глубине. Но есть еще более серьезное основание. Рассматриваемый стих из 1-го послания Иоанна подразумевает не Бога Отца, а Сына Божьего: «Знаем, что, когда Он будет явлен, мы будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий эту надежду на Него, очищает себя подобно тому, как Он чист. Всякий, делающий грех , делает и беззаконие, и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он был явлен, чтобы взять грехи, и греха в Нем нет». ( 1Ин.3:2–5 , ПЕК). 5-й стих безусловно говорит об Иисусе Христе, следовательно, поскольку логическая мысль не прерывается, в конце 2-го стиха речь идет также об Иисусе. И поскольку Бога Отца нельзя увидеть, а Иисус был воплощен в человеческом облике, но в Своей полной небесной славе еще не был явлен, то послание Иоанна и подразумевает, что христиане увидят не Бога Отца, а Божьего Сына, каким Он есть. Верятно, тогда христиане увидят Иисуса как Логоса Божьего без привычной человеческой «оболочки».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

В эти дни Господь говорил ученикам о Царствии Божием. Сообщенные в эти дни истины Царствия Божия были более глубоки, чем те, которые открыты до крестных страданий. Но теперь для апостолов это были светлые тайны, прозрачные глубины. Таинственные и непостижимые, они были легки для принятия, по обетованию Господа в той же прощальной беседе: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» ( Ин.16:25 ). О глубине этих тайн пишет апостол Петр христианам: «Проповедано вам..., во что желают проникнуть ангелы» ( 1Петр.1:12 ). После вознесения Господня и сошествия Святого Духа апостолы раскрывают христианам «домостроительство тайны», до тех пор неведомой «начальствам и властям на небесах», «сокрывавшейся от вечности в Боге», соделавшейся известной на небесах через Церковь ( Ефес.3:9–10 ). От апостолов эти тайны стали достоянием и земной Церкви, вошли в её вероучение. Потому говорит от имени апостолов тогда еще не знавший Иисуса, но после просвещенный явлением ему самому Господа, младший из апостолов Павел: «Кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор.2:16 ). Господь, сказав в прощальной беседе о дне воскресения Своего: « в тот день вы не спросите Меня ни о чем», продолжал: «о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна» ( Ин.16:23–24 ). И апостолы стали жить этой уверенностью, внушать и доказывать ее уверовавшим во Христа. «Чего ни попросим, получим от Него», пишет апостол Иоанн в своем первом послании ( 1Ин.3:22 ), и потом снова: «вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» ( 1Ин.5:14 ). То же и в послании апостола Иакова: «если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему, но да просит с верою» ( Иак.1:5–6 ). После святых сорока дней Своих явлений Господь вознесся на небеса. И мысль апостолов от истины воскресения Христова и попутно с нею устремляется к другой истине, наиболее тесно с ней связанной – к истине всеобщего воскресения. Христос – первенец из мертвых ( 1Кор.15:20 ). Воскресивший Христа из мертвых оживит и наши смертныя тела ( Рим.8:11 ). Нужно жить для жизни вечной. На небесах хранится наследство нетленное, чистое, неувядаемое для живущих по вере во Христа ( 1Пет.1:4 ). Только нужно быть достойным его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Господь воцарится в сердце нашем и введет нас в наследие благ вечных. Но горе тому, кто не видит в Нем Бога Спасителя своего! Человек таковый уже носит в себе осуждение смерти; он мертв для дел благих и для жизни Богоблагодатной, истекшей из живоносных ребр Спасителя мира. 1Ин.5:13 . Ciя писах вам врующым во имя Сына Бoжiя, да всте, яко живот вчный имате, и да вруете во имя Сына Бoжiя. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. Апостол сими словами не токмо усугубляет внимание к предмету, о котором говорит, но вместе определяет точнейшим образом цель, к которой клонится его назидание. Верующие в Сына Божия слышали здесь вожделенный глас таинника Божией благодати, что они чрез веру свою уже соделались причастными жизни вечной; что для них и тогда, когда душа совлечется бренного тела, не будет смерти, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость (4-мол. в Пятидес). Ибо верен Тот, Кто изглаголал: ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день ( Ин.6:54 ). 1Ин.5:14–15 . И cie есть дepзhobehie, еже имамы к нему, яко аще чесо просим по воли его, послушает насъ: и аще вмы, яко послушает нас, еже аще просим, вмы, яко имамы npoшehiя, ихже просихом от него. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. Уверение в непременном наследии вечной жизни, каждый верующий ощущает в собственном сердце, и как бы осязательно познает непреложность даруемого ему обетования. Ибо кто из членов Церкви не испытал на себе, кому не известно, что Господь исполняет хотения боящихся Его и не лишает их благ Своих? Когда же совершает это для целей временной жизни, то откажет ли Он нам в потребном для спасения и вечной жизни? Иже Сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует ( Рим.8:32 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kratko...

И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он Чист» ( 1Ин 3:2–3 ). «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его» ( 1Ин 3:6 ). И еще: «Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил» ( 1Ин 3:8 ). И еще: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Так узнаются дети Божии и дети дьявола», и прочее ( 1Ин.3:9–10 и след. См. еще: 1Ин.4:7–8, 5:18 ; Иак. 2:18 и пр.; Ин 8:34, 44, 15:2 ; Гал.5 и пр.). Внимай этому и рассуждай, христианин! Свойство веры есть Бога своим Богом, Господом и Царем признавать, исповедовать и называть, как читаем в книгах пророческих, апостольских и Святых Отцов и учителей церковных, то же видим и в церковных песнях. Поэтому, если ты веруешь, что Бог – твой Бог, Господь, Царь и Избавитель, то должно тебе веру свою от дел своих показать, должно тебе Богу, Господу, Царю и Избавителю послушание и повиновение оказывать. Ибо какой раб господина своего и подданный царя своего не слушает? Рабу какого-либо господина признавать его за своего господина и не слушать, и называться рабом этого господина и ему не служить, – уму непостижимо, и это дело невозможное. Так и Бога признавать от сердца за своего Бога, Господа и Царя, но Ему не оказывать должного послушания, – невозможно. Из этого следует, что если кто повиновения и послушания Богу не оказывает, это есть признак того, что Он для него не Господь и Бог, и потому веры в Него истинной не имеет, хотя устами и исповедует Его. Ибо не едиными устами исповедовать, но и сердцем веровать в Бога – истинная и спасительная вера, как пишется: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим 10:10 ). Глава 2: О прославлении имени Божия «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» ( 1Кор.10:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Иже убо имать богатство мира сего, и видит брата своего требующа, и затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? «Любовь познали мы в том, что Он душу свою положил за нас: по сему и мы дол­жны полагать души за братьев. А кто имеет богатство мира сего; но видя брата своего, имеющего нужду, затворяет от него сердце свое: в том, где любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:16–18 ). д)      Любовь к ближним, хотя по существу своему ко всем должна быть одинакова, то есть всегда искренняя и благожелательная, но должна выражаться в делах со­ответственно нашим отношениям к другим. Одним более мы обязаны, другим менее; одним более можем мы благотворить по чувству любви, другим менее; а многим совсем ничего не можем сделать к их пользе. Например, преимущественно пред другими должно оказы­вать дела любви родителям, детям, родным, благодетелям. Так и апостол полагает различие в делах благотворения, говоря: темже убо дóндеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере. «Итак, пока есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). В другом мес­те внушает мужьям преимущественную любовь к своим женам: тако должни суть мужие любити своя же­ны, яко своя телеса. Любяй бо свою жену, себе самого любит: никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю ( Еф.5:28,29 ). послании к Тимофею пишет: «если кто о своих, особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ). е)      Любовь к ближним должна быть постоянная. Недовольно, если будем только по временам возбуждать в душе своей чувство любви к ближним и выражать это чувство в поступках. Как любовь к Богу на­добно всегда питать в душе и выражать в делах, так и любовь к ближним: она есть необходимое обнаружение любви к Богу, необходимое свидетельство нашей любви к Богу, и потому любовь к ближнему неотдельна от любви к Богу, как учит святой Богослов: сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога лю­бит и брата своего ( 1Ин.4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Но мы можем истинно любить ближних, если любим своего общего Небесного Отца. В любви к Богу лежит источник и любви к ближнему. Если любим Творца, то будем любить и творение. Если любим всеобщего Промыслителя, рассыпающего всем без различия дары Своей милости ( Мф.5: 45 ), то и сами будем любить всех не только друзей, но и врагов своих ( Мф.5: 44 ). Но у всех людей не один только Бог – Творец и Промыслитель ( 1Тим.2: 5 ), но и одна природа человеческая. «От одной крови (от одной первозданной четы), – говорит ап. Павел, – Бог произвел весь род человеческий» ( Деян.17: 26 ). Если же у всех людей течет одна кровь, если всё человечество составляет одну семью, то ясно, что в основе взаимных человеческих отношений должна лежать братская любовь: каждый, любя другого, в сущности любит самого же себя, поскольку все люди находятся в кровном родстве между собой. Любить человеку человека так естественно, что тот перестал бы быть человеком, кто утратил бы в себе всякую любовь к своему ближнему. Оттого-то жестокие поступки по отношению к ближним называются у нас бесчеловечием. Спасение через Христа есть дело одной бесконечной любви Бога к человеку. Любовь Божия в отношении к человеку открывается по преимуществу в том, что Бог Отец послал в мир Единородного Сына Своего для спасения грешников: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3: 16 ; 1Ин.4: 9–10 ; Рим.8: 32 ; Ефес. 2: 4 и дал.; Тит. 3: 4–6 и др.). Если же так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга ( 1Ин.4: 11 ср. ст. 19; Ин.13: 34 ). Прежде создания мира Бог Отец избрал нас во Христе, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви ( Ефес. 1: 4 ), поэтому мы должны «жить в любви, как и Христос возлюбил нас, и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу» ( Ефес. 5: 2 ); должны «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» ( Рим.12: 15 ). Следовательно, верующие во Христа являются братьями между собой, общими наследниками Его Царства ( Колос. 1: 10–17 ) не в смысле только единства первоначального своего происхождения от Бога, но и в смысле единства своего Искупителя и Спасителя, за всех их пролившего Свою бесценную кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010